Научная статья на тему 'АНТИДОПИНГОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ КАК КОМПОНЕНТ В СИСТЕМЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ЛЕГКОАТЛЕТОВ'

АНТИДОПИНГОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ КАК КОМПОНЕНТ В СИСТЕМЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ЛЕГКОАТЛЕТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПИНГ / АНТИДОПИНГОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ЮНЫЕ ЛЕГКОАТЛЕТЫ / СИСТЕМА СПОРТИВНОЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Деркачева Алиса Сергеевна, Фатьянов Игорь Александрович

Представленный в работе материал дополняет существующие представления об эффективных способах противодействия распространению допинга и формированию нулевой толерантности к употреблению запрещенных веществ в спорте. В результате проведенного исследования были сформулированы базовые положения для разработки антидопинговых образовательных программ для юных легкоатлетов. Разработано авторское содержание антидопинговой образовательной программы, ориентированной на юных легкоатлетов 9-12 лет. Полученные данные позволяют дополнить существующую систему антидопингового сопровождения на базе специализированных спортивных школ по легкой атлетике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Деркачева Алиса Сергеевна, Фатьянов Игорь Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-DOPING EDUCATIONAL PROGRAMS AS A COMPONENT IN THE SYSTEM OF SPORTS TRAINING FOR YOUNG ATHLETES

The material presented in the work complements the existing ideas about effective ways to counteract the spread of doping and the formation of zero tolerance for the use of prohibited substances in sports. As a result of the study, the basic provisions for the development of anti-doping educational programs for young athletes were formulated. The author’s content of the anti-doping educational program has been developed, aimed at students aged 9-12. The data obtained make it possible to supplement the existing system of anti-doping support based on specialized sports schools in athletics.

Текст научной работы на тему «АНТИДОПИНГОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ КАК КОМПОНЕНТ В СИСТЕМЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ЛЕГКОАТЛЕТОВ»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА

АНТИДОПИНГОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ КАК КОМПОНЕНТ В СИСТЕМЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

ЮНЫХ ЛЕГКОАТЛЕТОВ

А.С. ДЕРКАЧЕВА, И.А. ФАТЬЯНОВ, ВГАФК, г. Волгоград, Россия

Аннотация

Представленный в работе материал дополняет существующие представления об эффективных способах противодействия распространению допинга и формированию нулевой толерантности к употреблению запрещенных веществ в спорте. В результате проведенного исследования были сформулированы базовые положения для разработки антидопинговых образовательных программ для юных легкоатлетов. Разработано авторское содержание антидопинговой образовательной программы, ориентированной на юных легкоатлетов 9-12 лет. Полученные данные позволяют дополнить существующую систему антидопингового сопровождения на базе специализированных

спортивных школ по легкой атлетике.

Ключевые слова: допинг, антидопинговые образовательные программы, юные легкоатлеты, система спортивной

подготовки.

ANTI-DOPING EDUCATIONAL PROGRAMS AS A COMPONENT IN THE SYSTEM OF SPORTS TRAINING FOR YOUNG ATHLETES

A.S. DERKACHEVA, I.A. FATYANOV, VSAPC, Volgograd city, Russia

Abstract

The material presented in the work complements the existing ideas about effective ways to counteract the spread of doping and the formation of zero tolerance for the use of prohibited substances in sports. As a result of the study, the basic provisions for the development of anti-doping educational programs for young athletes were formulated. The author's content of the anti-doping educational program has been developed, aimed at students aged 9-12. The data obtained make it possible to supplement the existing system of anti-doping support based on specialized sports schools in athletics.

Keywords: doping, anti-doping educational programs, young athletes, sports training system.

Введение

Согласно антидопинговой стратегии Всероссийской федерации легкой атлетики на 2021-2025 гг. в легкоатлетическом движении должна быть сформирована нулевая терпимость к допингу. Достичь этого можно в том случае, если будет сформирован и реализован комплекс мер по противодействию допингу, охватывающий все группы лиц, прямо или косвенно связанных с легкой атлетикой.

Реализация образовательных программ является одним из ключевых аспектов борьбы с допингом. Однако доступные на данный момент информационно-образовательные ресурсы для российских спортсменов не предполагают разделение их содержания в зависимости от

возрастного контингента и в полной мере не учитывают возрастные, психические и интеллектуальные особенности различных возрастных групп. Одним из аспектов рассматриваемой проблемы становится тот факт, что на протяжении длительного времени антидопинговое образование предоставлялось только тем спортсменам, которые входили в состав национальной сборной. Однако в группу риска нарушения антидопинговых правил также попадают более юные и менее квалифицированные спортсмены. Так, официальные данные свидетельствуют о том, что в 2021-2022 гг. порядка 22% легкоатлетов, отбывающих наказание за употребление допинга, не достигли возраста 23 лет [1-3].

Сложившаяся ситуация определяет необходимость адаптации, аккумуляции и дифференциации существующей информации по противодействию допингу для конкретного возрастного контингента занимающихся легкой атлетикой.

Цель исследования - разработка, научное обоснование и апробирование антидопинговой образовательной программы для легкоатлетов 9-12 лет с учетом возрастных особенностей.

В соответствии с поставленной целью последовательно решались следующие задачи:

1. Определение основных положений для разработки антидопинговых образовательных программ для юных легкоатлетов с учетом возрастных особенностей.

2. Разработка и научное обоснование содержания модулей антидопинговой образовательной программы, ориентированной на юных легкоатлетов 9-12 лет.

3. Апробирование экспериментальной антидопинговой образовательной программы с получением обратной связи и разработка методических рекомендаций по их применению.

Результаты исследования

Для определения основных положений для разработки антидопинговых образовательных программ последовательно были выполнены следующие действия:

► определение позиции юных легкоатлетов различных возрастных групп к проблеме допинга, а также моти-вационных факторов применения допинга юными легкоатлетами;

► изучение существующих информационно-образовательных ресурсов, доступных российским легкоатлетам;

► выявление отношения занимающихся к информационно-образовательному ресурсу «Антидопинг».

На основе полученной информации были выявлены недостатки существующих информационно-образовательных программ:

1. Образовательные программы раскрывают исключительно информационно-правовой аспект борьбы с допингом.

2. Содержание образовательных курсов, вопросы тестирования, викторин, вебинаров и видеоуроков едины для всех спортсменов, вне зависимости от возраста, квалификации и вида спорта.

3. Образовательные курсы предполагают непрерывное освоение информации, что затрудняет освоение всего материала юными легкоатлетами.

4. Образовательные ресурсы недостаточно визуализированы для контингента юных легкоатлетов.

5. Вопросы итогового тестирования не всегда соответствуют содержанию образовательного курса.

6. Информационно-образовательные ресурсы рассчитаны на пользователей старше 12 лет.

По итогам анализа были сформулированы основные положения для разработки антидопинговых образовательных программ для юных легкоатлетов:

1. Содержание и вопросы итогового тестирования должны разрабатываться в соответствии с возрастными,

психическими и интеллектуальными особенностями различных возрастных групп юных легкоатлетов.

2. Содержание антидопинговых образовательных программ должно быть в достаточной степени визуализировано.

3. Необходимо учитывать специфику факторов, мотивирующих атлетов к применению запрещенных веществ и методов на различных этапах многолетней подготовки.

4. Продолжительность изучения одного модуля (раздела) образовательной программы должна быть оптимальной для освоения всей представленной информации.

5. Кроме итогового тестирования в содержание образовательной программы целесообразно включать задания в интерактивной форме, решения ситуационных задач, ссылки на дополнительные материалы.

Была предложена авторская структура экспериментальной антидопинговой образовательной программы для легкоатлетов 9-12 лет.

В Модуле 1 рассматриваются вопросы, касающиеся истории распространения допинга в спорте.

В Модуле 2 представлена информация о последствиях применения допинга для здоровья спортсменов.

Модуль 3 охватывает информацию о последствиях применения допинга как для социального статуса спортсменов, так и для карьеры.

Каждый модуль состоит из трех блоков: 1-й - содержит информацию по теме в виде текста и видеоматериалов; 2-й - предполагает тестовые и контрольные задания по теме; в 3-м представлены задания для слушателей в интерактивной форме, обеспечивающие активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс.

Экспериментальные модули образовательной программы были апробированы на базе специализированных спортивных школ по легкой атлетике г. Волгограда с получением обратной связи путем проведения опроса. Всего был задействован 31 юный легкоатлет в возрасте 9-12 лет.

Результаты опроса выявили следующее:

♦ 100% легкоатлетов посчитали информацию экспериментальной антидопинговой образовательной программы интересной;

♦ 94% опрошенных заявили, что знания, полученные в ходе прохождения образовательного курса, были новыми; 6% легкоатлетов заявили об обратном;

♦ 100% легкоатлетов считают, что предложенная информация была доступна для восприятия;

♦ 90% опрошенных не прибегали к чьей-либо помощи и использованию ресурсов сети «Интернет» для выполнения тестовых заданий; 10% респондентов воспользовалось информацией, представленной в сети «Интернет», при прохождении итогового тестирования;

♦ 87% легкоатлетов подтверждают, что вопросы тестирования совпадают с содержанием модулей; 50% из них обращались к нему при выполнении тестовых заданий;

♦ 97% юных спортсменов считают, что информация, представленная в образовательной программе, в достаточной степени визуализирована.

Кроме того, проводилась оценка разработанной образовательной программы экспертами. Экспертная группа

Таблица 1

Результаты экспертной оценки

Тренеры-эксперты

Критерий 1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й 7-й 8-й 9-й 10-й P

Оценка тренеров-экспертов

Новизна информации 4 4 4 5 4 4 4 4 4 4

Полнота информации 5 5 5 4 4 5 5 5 5 5

Степень визуализации материала 5 5 5 5 4 5 4 5 5 5 < 0,05

Доступность информации для выбранного контингента 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5

Доступность тестовых заданий для выбранного контингента 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5

Таблица 2

Распределение критериев

состояла из 10 тренеров специализированных спортивных школ по легкой атлетике г. Волгограда. Эксперты оценивали разработанную образовательную программу по следующим критериям: новизна информации для выбранного контингента занимающихся; полнота информации; степень визуализации материала; доступность информации для выбранного контингента занимающихся; сложность тестовых заданий.

Согласованное мнение экспертов выразилось в значении коэффициента конкордации W = 0,63 при Р < 0,05.

В таблице 2 представлено распределение факторов по значимости (получены методом ранговой корреляции по Спирмену).

Полученные данные свидетельствуют о том, что в результате экспертной оценки наименьшую сумму баллов набрал критерий «Новизна информации». По остальным критериям наблюдаются высокие значения оценки экспертов.

Критерий Сумма рангов по Спирмену

Новизна информации 14

Полнота информации 31,5

Степень визуализации материала 31,5

Доступность информации для выбранного контингента 36,5

Доступность тестовых заданий для выбранного контингента 36,5

Заключение

Разработана и апробирована авторская антидопинговая образовательная программа, ориентированная на юных легкоатлетов 9-12 лет, содержащая три модуля. Каждый модуль состоит из трех блоков, содержащих информацию в виде презентации, тестовых и контрольных заданий, заданий в интерактивной форме. В ходе

получения обратной связи установлено, что экспериментальная образовательная программа отвечает требованиям полноты информации, степени визуализации материала, доступности информации для выбранного контингента занимающихся, степени сложности тестовых заданий.

Литература

1. Деркачева, А.С. Анализ мотивирующих факторов применения допинга в процессе подготовки юных легкоатлетов / А.С. Деркачева, И.А. Фатьянов, В.В. Чёмов // Физическое воспитание и спортивная тренировка. -2021. - № 2 (36). - С. 29-36.

2. Деркачева, А.С. Анализ проблемы нарушений антидопинговых правил в возрастном аспекте (на примере легкой атлетики) / А.С. Деркачева, И.А. Фатьянов // Студенческая наука: материалы Межрегиональной научной конференции, посвященной Году науки и технологий

РФ (Россия, Москва 11-12 марта 2021 г.). - Москва: РГУФКСМиТ, 2021. - С. 20-24.

3. Платонов, В.Н. Допинг в олимпийском спорте: кризисные явления и пути их преодоления / В.Н. Платонов // Материалы международной научной конференции 78 июля 2016 г.: Международные спортивные игры «Дети Азии» - фактор продвижения идей олимпизма и подготовки спортивного резерва / Под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск: РИО медиа-холдинг, 2016. - С. 527532.

References

1. Derkacheva, A.S. (2021), Analysis of motivating factors of doping in the process of training young athletes, Physical education and sports training, vol. 36 (2), pp. 29-36.

2. Derkacheva, A.S. (2021), Analysis of the problem of anti-doping rule violations in the age aspect (on the example of athletics). Student Science: Materials of the Interregional Scientific Conference dedicated to the Year of

Science and Technology of the Russian Federation, Moscow: RGUFKSMiT, pp. 20-24.

3. Platonov, V.N. (2016), Doping in Olympic Sports: Crisis Phenomena and Ways to Overcome Them, Materials of the International Scientific Conference July 7-8, 2016: International Sports Games "Children of Asia" is a factor in promoting the ideas of Olympism and training the sports reserve, Yakutsk: RIO Media Holding, pp. 527-532.

e*)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.