УДК 34.05
И. М. АМИРОВ, старший преподаватель кафедры профессиональной подготовки Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент (г. Уфа)
I. M. AMIROV, senior lector of chair of Professional training of Ufa Law Institute of the Interior Ministry of Russia, candidate of law, docent (Ufa)
А. А. БЕЛЯЕВ, магистр Института права Башкирского государственного университета (г. Уфа)
A. A. BELYAEV, master of Institute of law of Bashkir state university (Ufa)
Щ
vc <N
a a
u
u $
АНТИДОПИНГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
ANTI-DOPING LEGISLATION IN RUSSIA AND ABROAD
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена рассмотрением Государственной Думой РФ законопроекта о введении уголовной ответственности за склонение к употреблению запрещенных субстанций и методов. Статья содержит критический анализ данного законопроекта во взаимосвязи с текущим российским и зарубежным законодательством. Показана необходимость противодействия применению допинга не только на правовом, но и на организационном, информационном уровнях.
Ключевые слова: допинг, законодательство, ответственность, Россия, Франция, Греция.
s а о
0 «
M У
а -с а
1
о
0 «
1
£ «
а s
J41
Annotation. The relevance of the article due to the bill on the introduction of criminal liability for inducement to the use of prohibited substances and methods. This article contains a critical analysis of the bill in relation to the current Russian and foreign legislation. The necessity of combating doping is not only legal, but also at the organizational and informational levels.
Keywords: doping, legislation, responsibility, Russia, France, Greece.
Проблема распространения допинга в спорте в последние годы приобрела международный масштаб. К сожалению, не осталась в стороне от этого и Российская Федерация. В начале 2016 года разразился громкий допинговый скандал, замешанными в ко-
тором оказались российские спортсмены. В употреблении препарата мельдо-ния, который вошел в список запрещенных с 1 января 2016 года, были уличены такие известные спортсмены, как: теннисистка Мария Шарапова, волейболист Александр Маркин, вело-
гонщик Эдуард Ворганов, фигуристка Екатерина Боброва, конькобежец Павел Кулижников, шорт-трекисты Семен Елистратов и Екатерина Константинова, волейболист Александр Маркин, биатлонист Эдуард Латыпов и другие [1]. Несмотря на то, что часть спортсменов в итоге была освобождена от ответственности, а некоторым, как Марии Шараповой, срок наказания был снижен [2], репутация антидопинговой системы в Российской Федерации пострадала.
За скандалом с мельдонием последовали, однако, и другие скандалы, в результате чего практически до Олимпийских игр в Бразилии было неясно, кто из российских спортсменов будет в них участвовать. На основании отчета комиссии Всемирного антидопингового агентства под руководством эксперта Ричарда Макларена были отстранены от участия в 0лимпиаде-2016 легкоатлетическая и тяжелоатлетическая российские делегации в полном составе.
Далее последовала дисквалификация всей параолимпийской сборной России и лишение Параолимпийского комитета России членства в Международном параолимпийском комитете из-за несоответствия допинговым требованиям. Таким образом, был установлен запрет российским спортсменам-инвалидам на участие в международных соревнованиях под эгидой этой международной организации. Опасения, что разоблачения спортсменов на этом не закончатся, имеют, на наш взгляд, все основания: в ближайшем будущем Р. Макларен должен опубликовать вторую часть своего доклада [3].
Позиция представителей Российской Федерации, сначала не всегда однозначная [4], в итоге была сведена к общему знаменателю: с допингом следует бороться. Последние месяцы прошли под знаком разработки и обсуждения изменений Уголовного кодекса РФ. Данные изменения касаются введения
уголовной ответственности за допинг. Несмотря на то, что ранее подобная тема неоднократно являлась предметом дискуссий в научной литературе [5; 6; 7], законодатель только пришел к столь важному решению.
Государственная дума 3 ноября на заседании приняла во втором и третьем чтении закон о введении уголовной ответственности за склонение спортсменов к использованию допинга [8]: Уголовный кодекс РФ должен быть в скором времени дополнен статьей 230.1. Данная статья предусматривает основной состав в части первой, специальными субъектами которого являются тренер, специалист по спортивной медицине либо иной специалист в области физической культуры и спорта; квалифицирующими признаками являются применение насилия, совершение преступления в соучастии или в отношении несовершеннолетнего спортсмена, что отражено в части второй статьи. Особо квалифицированный состав закрепляет такое тяжкое последст- ^ вие, как смерть спортсмена. Преду- ^ смотренные санкции варьируются от 3 штрафа и лишения специального права а до ограничения и лишения свободы. ^
Если говорить о правовом пространстве, в которое будут имплемен- ¡^ тированы данные предписания, стоить ^ отметить, что различные нормы, ка- | сающиеся допинга, уже содержатся в Ц1 определенных нормативных правовых | актах. Системообразующий в сфере за- « конодательства о спорте акт - Феде- ^ ральный закон № 329 «О физической § культуре и спорте в Российской Феде- ^ рации» - содержит статью 26, посвященную предотвращению допинга в Щ спорте и борьбе с ним [9]. Статья со- | держит определение допинга (допин- | гом в спорте признается нарушение ан- ^ тидопингового правила, в том числе ^ использование или попытка использо- ^ вания субстанции и (или) метода, | включенных в перечни субстанций и | (или) методов, запрещенных для ис- с^
пользования в спорте), за основу которого взято определение из Кодекса ВАДА, и перечень нарушений антидопинговых правил, совпадающих с аналогичными нарушениями из Кодекса ВАДА. Общероссийские антидопинговые правила [10] детализируют и развивают положения упомянутого Федерального закона.
Санкции за противоправные действия, связанные с применением допинга, до недавнего времени содержались исключительно в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях: статья 6.18 закрепляет ответственность за нарушение тренером, специалистом по спортивной медицине или иным специалистом в области физической культуры и спорта установленных законодательством о физической культуре и спорте требований о предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним, выразившееся в использовании в отношении спортсмена запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода независимо от со-^ гласия спортсмена либо в содействии в 3 использовании спортсменом или в от-а ношении спортсмена запрещенной суб-^ станции и (или) запрещенного метода, если эти действия не содержат уголов-¡^ но наказуемого деяния [11]. ¡а Несмотря на сложившуюся в
| Российской Федерации совокупность ^ антидопинговых правил и норм и гря-| дущие изменения в Уголовном кодексе
а; РФ, следует отдавать себе отчет в том, а
0 что уровень правового регулирования в
§ этой сфере не идеален. В силу этого
| представляется полезным обращение к
„я опыту зарубежных стран по вопросу
Щ противодействия допингу. Как извест-
| но, данные меры уже были введены в
| целом ряде стран, принадлежащих к
з! романо-германской правовой семье
^ [12]: в частности, Италия, Франция,
^ Греция и некоторые другие страны от-
2 личаются качественным антидопинго-
| вым законодательством. При анализе
е^ правовых норм указанных стран, дума-
ется, акцент стоит делать на уголовном законодательстве в силу актуальности вопроса.
Так, во Франции уголовно наказуемым является:
а) воспрепятствование контролю;
б) нарушение дисциплинарных решений спортивных федераций и ЛБЬБ;
в) владение запрещенными субстанциями и методами;
г) распространение (незаконная торговля) запрещенной субстанцией или запрещенным методом;
д) фальсификация, искажение, уничтожение фактических данных, относящихся к допинг-контролю, образцу или анализу [13].
Сопоставляя круг уголовно наказуемых деяний в сфере допинга во Франции и соответствующий законопроект Государственной Думы Российской Федерации, стоит отметить, что французское законодательство знает гораздо больше составов преступлений в рассматриваемой области; об обоснованности этого будет сказано ниже.
Законодательство Греции довольно специфично регулирует вопросы применения допинга. Для лиц, вводящих спортсмену натуральные или химические вещества или биологические или биотехнологические материалы или применяющих к спортсмену запрещенные методики, чтобы достичь улучшения его спортивного состояния, возможностей и результатов в ходе спортивного соревнования или в преддверии предстоящих соревнований, назначается наказание в виде лишения свободы от 3 до 5 лет и штраф в размере от 25 000 до 50 000 евро. Для спортсмена также назначается наказание в виде тюремного заключения на срок 2 года в определенных случаях [14].
Сопоставляя приведенные положения с законопроектом, который был рассмотрен в Государственной Думе РФ, становится ясно, что грядущие изменения в УК РФ будут охваты-
вать гораздо меньше аспектов противодействия допингу, нежели зарубежное законодательство отдельных стран. Так, ограничения по кругу субъектов исключают из числа ответственных лиц самих спортсменов; в части объективной стороны нет санкций за незаконное хранение, владение запрещенными субстанциями и методами и т. д. Обосновано ли это? Возникают сомнения. Логика законодателя в том, что, видимо, употребление допинга самим спортсменом не образует состава преступления в силу отсутствия общественной опасности. Однако оборотной стороной подобного решения может явиться то, что по вводимой ст. 230.1 будут привлекаться к ответственности фигуры из административного персонала, которых легко можно заменить, а спортсмен и далее может продолжать употребление запрещенных субстанций, образующих допинг.
К сожалению, ныне в Российской Федерации существует тенденция, согласно которой спортсмены, уличенные в применении допинга, успешно строят карьеру в политике, государственных органах, что свидетельствует о лояльности общества и государства к применению допинга в целом [15].
Опасения, что ст. 230.1 может оказаться недействующей или действующей не в том направлении, основываются и на том, что состав Уголовного кодекса РФ, содержащий ответственность за противоправное влияние на результаты спортивных соревнований, который тоже регулирует спортивные отношения в уголовном ракурсе, не является работающим.
Несомненно, в принятии рассматриваемого законопроекта есть и позитивные черты: он позволит отчасти сгладить углы в отношениях с международным спортивным движением. Так, Международный олимпийский комитет уже выразил свою удовлетворенность по данному поводу [16]. Однако вопросы, требующие разрешения, до сих пор остаются. Только в контексте с повышением нетерпимости к допингу в обществе, улучшением организационных и методических форм противодействия правовые способы будут оказывать должное воздействие на складывающиеся общественные отношения, причем не только в области допинга, но и в установлении стандартов здорового образа жизни населения в целом [17].
* * *
>
<ч а а
и
и $
ЛИТЕРАТУРА
1. URL: http://www.sport-express.ru/doping/news.
2. CAS сократил срок дисквалификации Марии Шараповой // URL: https://rg.ru/2016/10/04/cas-sokratil-srok-diskvalifikacii-marii-sharapovoj.html.
3. Вторая часть доклада Макларена появится в начале декабря // URL: http://www.sports.ru/biathlon/1045125831.html#.
4. Минспорта против введения уголовной ответственности за допинг // URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=2729797&tid=65653.
5. Амиров И. М. Правопорядок в сфере борьбы с нарушением антидопинговых правил // Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Уфа, 2016. № 19-1. С. 107-111.
6. Жабин Н. А. Борьба с допингом в России // Спорт: экономика, право, управление. 2012. № 1. С. 20-24.
7. Стасеев Е. Е. Ответственность за допинг в спорте // Спорт: экономика, право, управление. 2010. № 3. С. 18-20.
8. Госдума приняла закон об уголовном наказании за склонение спортсменов к допингу // URL: http://rsport.ru/official/20161103/1111725404.html.
и s а
о
^
0 «
M У
а -с а
1
о
о «
?
а
£ «
а s
9. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 2007. № 50. Ст. 6242.
10. Об утверждении общероссийских антидопинговых правил: приказ Министерства спорта Российской Федерации от 9 августа 2016 г. № 947 // Сборник официальных документов и материалов Министерства спорта РФ. № 8. 2016.
11. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
12. Теория государства и права: курс лекций: в 2 частях. Часть II / С. Г. Аксёнов и др.; под ред. Ф. Б. Мухаметшина. Уфа: УЮИ МВД России, 2009. 281 с.
13. Папаниколау Д. Борьба с допингом во Франции // Спорт: экономика, право, управление. 2011. № 4. С. 31-37.
14. Панагиотопулос Д. Уголовная ответственность за допинг по законодательству Греции // Спорт: экономика, право, управление. 2011. № 4. С. 29-30.
15. Кто неплохо устроился после допинга // URL: http://www.sports.ru/tribuna/blogs/allresp/1007021.html.
16. МОК солидарен с Россией в вопросе введения уголовной ответственности за допинг // URL: http://www.sport-express.ru/dopmg/news/mok-soHdaren-s-rossiey-v-voprose-vvedeniya-ugolovnoy-otvetstvennosti-za-doping-1062296/.
17. Сулейманов М. Р. Основные проблемы организации спортивно-массовой и оздоровительной работы // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2015. № 4. С.101-104.
© Амиров И. М.
© Беляев А. А.
>
<ч а а
и и
ч
и «
а
о
^
0 «
¥ а -с а
1
о
о «
?
а £
а «
и «5