Вследствие введения данных предложений могут образоваться целые кластеры промышленной инфраструктуры, которые смогут обособленно выпускать практически любую готовую продукцию с минимальными на это затратами, и что немаловажно не пагубно влияя на окружающую среду и экологию. Вывод.
В целом со старта программы ПИП в ЦФО можно отменить положительные тенденции в развитии лесной промышленности. Их реализации проходит вполне успешно, а так же решается основная задача их внедрения - создание деревоперерабатывающей инфраструктуры за счет привлечения частного капитала в лесной сектор. Однако необходимо применить к ним вышеуказанные замечания с целью устранения проблем и рисков, возникающих в связи с их реализацией.
Список литературы
1. Петров В.Н. Анализ экономико-правового механизма реализации приоритетных инвестиционных проектов в лесном секторе // ЛесПромИнформ, 2012. № 2 (84). С. 14-18.
2. Гиряев М.Д. Проблемы организации лесопользования в Российской федерации // Лесной вестник. Forestry Bulletin, 2012. № 6 (89). С. 181-186.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ КАК ИНСТРУМЕНТ ВЛИЯНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ АКТОРОВ НА СПОРТИВНУЮ ПОЛИТИКУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Тарасова А.Г.
Тарасова Алина Геннадьевна — студент, кафедра прикладной политологии, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в статье анализируются законодательные изменения в российской спортивной политике, произошедшие после допингового скандала с российской сборной на Олимпийских играх в Рио.
Ключевые слова: законодательство, допинговое регулирование, допинговый скандал.
С течением временем связь политики и спорта укрепляется, в связи с этим, спорт становится важным актором становления и укрепления внутриполитических и внешнеполитических отношений через воздействия на электорат и стратегического партнерства между государствами. [1, с. 30]. Таким образом, можно сказать, что посредством формирования спортивной политики в государстве, политические лидеры могут успешно укреплять свое влияние на международном уровне и лоббировать свои интересы через электорат [2, с. 76]. Однако, по мнению В.А. Корнеевой, из-за излишней вовлеченности спорта в политическую жизнь, эта сфера стала чрезмерно политизирована [1, с. 29]. Из-за политизации спортивной сферы, глобальные акторы могут легко влиять на государства. В рамках данной работы, нами будет рассмотрен частный случай влияния в политической сфере - это допинговое регулирование. Особый акцент в данном вопросе будет сделан на допинговый скандал, произошедший со Сборной России на Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро в 2016 году. Через призму этого происшествия мы рассмотрим, как Всемирное Антидопинговое Агентство (далее - ВАДА) внедряет свои стандарты в российскую спортивную политику и каким образом эти стандарты меняют ситуацию в стране в целом. Под стандартами мы подразумеваем именно законодательное регулирование, а именно какие аспекты в спортивном законодательстве Российской Федерации (далее - РФ) произошли после допингового скандала.
В декабре 2014 года на экраны немецкого телеканала вышел документальный фильм в жанре расследования «Топ-секреты допинга: как Россия производит своих победителей». Главными комментаторами данной проблемы выступили бывший специалист РУСАДА Виталий Степанов и его жена, спортсменка, Юлия Степанова, которую дисквалифицировали за допинг в 2013 году. Именно этот фильм стал поводом для создания в конце 2014 года комиссии, которая должна была проверить, использовался ли допинг сборной России
последние несколько лет. Комиссия была создана по заказу ВАДА. Основной вывод, к которому пришла комиссия, заключался в том, что в период с 2011 до 2015 года в России проводились махинации с допинг-пробами.
Расследование было проведено при участии экс-руководителя Московской антидопинговой лаборатории Григория Родченкова. Именно этого человека подозревали в уничтожении положительных допинг-проб и замене их на отрицательные. В России он был уволен из лаборатории, и по приезде в США, в 2016 году, проходил главным свидетелем по данному делу. В мае 2016 года в газете New York Times вышло интервью с Родченковым, где он официально заявил о том, что своими руками подменил более 100 допинг-проб российских спортсменов во время Олимпиады в Сочи.
В июле 2016 года была обнародована первая часть доклада Макларена, где было вынесено обвинение Министерству спорта РФ и ФСБ, при участии которых, как говорилось в докладе, допинг-пробы спортсменов из России подменялись не просто во время одного старта, а на постоянной основе. Кроме того, Макларен привел доказательства - фотографии поцарапанных крышек от контейнеров. Была выведена гипотеза, что российские спецслужбы изобрели специальный механизм подмены допинг-проб без вскрытия контейнера [3].
Во время начавшегося расследования 13 ноября было принято решение о временном отстранении Сборной России по легкой атлетике от Олимпиады в Рио на неизвестный срок. А уже 17 июня решение окончательно вступило в силу, и легкоатлетическая сборная была дисквалифицирована без права восстановления [4]. Кроме этого, от Игр в Рио хотели отстранить Сборную России в полном составе, однако, после разбирательств в Спортивном арбитражном суде было принято решение разработать ряд критериев, исполнив которые, спортсмен допускался до Игр. Таким образом, самый большой урон получили сборная России по легкой атлетике и тяжелоатлеты. Эти сборные не были допущены до Игр. Кроме того, довольно сильно был урезан состав сборной по гребле.
Безусловно, допинговый скандал нанес серьезный ущерб российскому спорту. Для того чтобы попытаться изменить сложившуюся ситуацию, в стране должны немедленно проходить важные реформы. Однако в законодательной сфере, на которую мы делаем акцент в данной работе, изменения коснулись лишь одного закона - Федерального закона от 22 ноября 2016 года № 396-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в части регулирования спорта высших достижений и профессионального спорта». Этот закон Государственная Дума приняла 11 ноября 2016 года. А Совет Федерации одобрил 16 ноября 2016 года [5]. Законопроект был принят в первом чтении, как раз в тот период, когда допинговый скандал со сборной России на Олимпиаде в Рио достиг своего пика. Законопроект был предложен Ильдаром Гильмутдиновым, он же уже предлагал ввести данные меры несколько лет назад, однако не был поддержан. Если к первому чтению, изменения коснулись лишь употребления допинга (вынужденного или нелегального), то ко второму чтению добавились изменения, касающиеся уголовной ответственности за допинг [6].
В рамках данного закона прописан ряд мер, направленных на исключение допинга из спорта. Во-первых, четко оговаривались критерии, согласно которым спортсмен имеет право употреблять допинг - по конкретным предписаниям врача (на основе Международных стандартов) по состоянию здоровью. Во-вторых, органы исполнительной власти, ведающие вопросами спорта, исключены из состава учредителей РУСАДА [7]. В целом, стоит обратить внимание, на изменение системы РУСАДА. Как отмечает в своем интервью исполняющий директор РУСАДА Анна Анцелиович «Сейчас идет реформирование организации, набирается состав, меняется структура. На самом деле то, что Министерство спорта вышло из состава учредителей - это одна из мер по реформированию системы. Шаг, который давно анонсировался, и вчера мы получили официальное уведомление от Минспорта. Этот шаг призван показать независимость работы РУСАДА. То, что государственные органы не входят в органы, которые контролируют работу РУСАДА, и это направлено на транспарентность работы организации» [8].
Изменения в ФЗ №396-ФЗ напрямую связаны с Федеральным законом от 22 ноября 2016 года № 392-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части усиления ответственности за нарушение антидопинговых правил)». В рамках данного ФЗ введена уголовная ответственность в отношении специалистов, спортивных врачей, тренеров и других лиц, которые навязывают спортсмену употребление допинга без видимых на то причин [9]. Стоит отметить, что в этой статья есть три уровня нарушения. Во-первых, это просто склонению к употреблению
103
запрещенных препаратов. Здесь предусмотрен или штраф в размере 300 тысяч, или лишение на срок до одного года. Во-вторых, это склонения спортсмена к употреблению допинга группой лиц по предварительному сговору. Здесь возможен штраф до 500 тысяч рублей, или лишение свободы на срок до двух лет. В-третьих, это склонение к употреблению допинга, повлекшее за собой смерть спортсмена. Здесь, срок лишения свободы составляет до трех лет. Кроме того, появилось уточнение, что, если спортсмен принимает допинг, не зная, что это запрещенные вещества, специалисты наказываются штрафом до 1 миллиона рублей или лишением свободы на один год. Во всех случаях, виновники не будут иметь права в дальнейшем заниматься своей деятельностью [10].
В целом, принятые меры на законодательном уровне, оцениваются довольно высоко и эффективно. Так, например, член МОКа от России Александр Жуков в своем интервью заявляет: «дан ответ зарубежным критикам, которые обвиняли Россию «в якобы государственной программе поддержки допинга»: «такой программы, безусловно, не было и на всех уровнях, начиная с президента, правительства, всегда с допингом велась борьба» [6]. А руководитель независимой общественной антидопинговой комиссии Виталий Смирнов говорит следующее: «Наша комиссия полностью соответствует кодексу Всемирного антидопингового агентства и уставу Международного олимпийского комитета, и мы тесно с ними сотрудничаем. Мы будем применять самые передовые методы, какие есть в международной практике, во всех странах должна быть создана единая система. Для нас важно это сотрудничество. Россия придерживается заявленной ранее позиции: должны быть наказаны те спортсмены, чье нарушение антидопингового законодательства было доказано. Однако чистые атлеты не должны быть привлечены к коллективной ответственности» [11].
Таким образом, мы видим, что законодательные меры, принятые после допингового конфликта на Олимпиаде в Рио, действительно, сильно меняют систему антидопингового регулирования в России. Нововведения, безусловно, смогут помочь избежать случаев употребления допинга или, хотя бы, свести их к минимуму. А самое главное, те изменения, которые происходят в Российском законодательстве - это хороший знак того, что былой престиж Российской сборной вскоре сможет быть восстановлен на международной арене. Ведь Россия делает все, чтобы показать, что в нашей стране заинтересованности в употреблении допинга нет.
Список литературы
1. Корнеева В.А. Спорт как решение проблемы политической консолидации регионов // Педагогическое образование в России, 2014. № 10. С. 30.
2. Грачев С.И., Аксянов А.Ф. Спорт как фактор политической деятельности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2015. № 8. С. 76.
3. Допинг-скандалы и Олимпиада в Бразилии. [Электронный ресурс]: статья// сайт «Независимая газета». Режим доступа: http://www.ng.ru/itog/2016-12-29/1_6897_dopingscandal.htm/ (дата обращения: 25.04.2017).
4. Приговор окончательный: сборная России не едет на Олимпиаду. [Электронный ресурс]: статья// сайт «Аргументы и факты». Режим доступа: http://www.aif.ru/spor1/olymp/prigovor_okonchatelnyy_sbomaya_rossii_ne_edet_na_olimpiadu-2016/ (дата обращения: 25.04.2017).
5. Федеральный закон от 22 ноября 2016 года №396-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в части регулирования спорта высших достижений и профессионального спорта» [Электронный ресурс]: статья// сайт «RG.ru». Режим доступа: https://rg.ru/2016/11/24/fizkult-dok.html/ (дата обращения: 26.04.2017).
6. Госдума приняла закон об уголовной ответственности за склонение к допингу. [Электронный ресурс]: статья// сайт: «Mk.ru». Режим доступа: http://www.mk.ru/politics/2016/11/03/gosduma-prinyala-zakon-ob-ugolovnoy-otvetstvennosti-za-sklonenie-k-dopingu.html/ (дата обращения: 26.04.2017).
7. Президент подписал закон о регулировании профессионального спорта в РФ. [Электронный ресурс]: статья// сайт «Российское агентство правовой и судебной информации». Режим доступа: http://rapsinews.ru/legislation_news/20161122/277191340.html/ (дата обращения: 26.04.2017).
8. Сейчас меняется структура РУСАДА. [Электронный ресурс]: интервью// сайт «Спорт Экспресс». Режим доступа: http://www.sport-express.ru/doping/news/anna-anceliovich-seychas-menyaetsya-struktura-rusada-1052526/ (дата обращения: 26.04.2017).
9. Президент России подписал Федеральные законы от 22 ноября 2016 года № 392ФЗ и № 396-ФЗ. [Электронный ресурс]: статья// сайт: «Министерство спорта Российской Федерации». Режим доступа: http://www.minsport.gov.ru/press-centre/speeches/29719/ (дата обращения: 26.04.2017).
10. Владимир Путин подписал закон об уголовной ответственности за допинг. [Электронный ресурс]: статья// сайт «RG.ru». Режим доступа: https://rg.ru/2016/11/22/putm-podpisal-zakon-ob-ugolovnoj-otvetstvennosti-za-doping.html/ (дата обращения: 26.04.2017).
11. В борьбе с допингом будем использовать передовые методы. [Электронный ресурс]: статья// сайт «RG.ru». Режим доступа: https://rg.ru/2016/10/25/smirnov-v-borbe-s-dopingom-budem-ispolzovat-peredovye-metody.html/ (дата обращения: 26.04.2017).