Научная статья на тему 'АНТИДОПИНГОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ'

АНТИДОПИНГОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПИНГ / АНТИДОПИНГ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ-СПОРТСМЕНЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пуховская М.Н., Пахноцкая М.А., Христенко Е.А., Климкина Д.А.

Цель исследования - формирование знаний о допинге и борьбе с ним у студентов-спортсменов экономического вуза. Методика и организация исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе РЭУ им. Г.В. Плеханова совместно с РУСАДА. В ходе экспериментального исследования был разработан и внедрен учебный курс по антидопинговому образованию, который состоял из лекционных, методико-практических и контрольных занятий. В период 2018-2020 гг. на антидопинговом курсе прошли обучение 3353 студента-спортсмена, обучающихся на 1-3-м курсах РЭУ им. Г.В. Плеханова в возрасте 18-21 года, По итогам прохождения курса проводилось тестирование для определения уровня знаний о допинге и мерах по борьбе с ним. Результаты исследования и выводы. Анализ результатов показал, что у 91,3% респондентов присутствует сложившееся понимание причин употребления допинга - «неудачное выступление на соревнованиях», «уверенность, что допинг является неотъемлемой частью спорта», «пренебрежение рисками для здоровья», «давление окружающих (тренер, родители, друзья)». Следовательно, вопросы психолого-педагогического сопровождения спортсменов в части, касающейся коррекции поведения в отношении допинга, являются приоритетными. По результатам тестирования сделан вывод о высокой эффективности внедрения антидопингового образования у студентов-спортсменов, которое способствует формированию у них антидопинговой культуры как части спортивной культуры личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пуховская М.Н., Пахноцкая М.А., Христенко Е.А., Климкина Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-DOPING TRAINING MODEL FOR UNIVERSITY ATHLETES AS SPORTING CULTURE BUILDING ELEMENT

Objective of the study was to test benefits of a new anti-doping education model for economic university athletes. Methods and structure of the study. The anti-doping education model testing experiment was run at Plekhanov Russian University of Economics in cooperation with RUSADA. The model offered lectures in anti-doping theory, practical workshops and progress tests. On the whole for 2018-2020 the anti-doping education course was completed by the 3353 university athletes aged 18-12 years from the 1-3rd year flows of the Plekhanov Russian University of Economics. Results and conclusion. Having analyzed the survey data, we found 91.3% of respondents holding to the following doping explanations: competitive failures, belief that doping is an integral part of modern sports, neglect of health risks, and pressure from coach, family and friends. Therefore, the psychological and pedagogical anti-doping service to athletes shall be ranked on top of the modern sports priorities. The progress tests, questionnaire survey and anti-doping education model tests showed benefits of the anti-doping training for sporting university students in the anti-doping culture formation and healthy lifestyle promotion domains.

Текст научной работы на тему «АНТИДОПИНГОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

АНТИДОПИНГОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ

УДК/UDC 796.06

Поступила в редакцию 25.01.2021 г.

Информация для связи с автором: andryushenko-lil@mail.ru

М.Н. Пуховская1

Кандидат педагогических наук, доцент М.А. Пахноцкая2 Е.А. Христенко1 Д.А. Климкина1

1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва

2 Всемирная легкоатлетическая ассоциация (World Athletics), Монако

ANTI-DOPING TRAINING MODEL FOR UNiVERSiTY ATHLETES AS SPORTiNG CULTURE BUILDING ELEMENT

M.N. Pukhovskaya1

PhD, Associate Professor M.A. Pakhnotskaya2 E.A. Khristenko1 D.A. Klimkina1

1 Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

2 World Athletics Association (World Athletics), Monako

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

Аннотация

Цель исследования - формирование знаний о допинге и борьбе с ним у студентов-спортсменов экономического вуза.

Методика и организация исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе РЭУ им. Г.В. Плеханова совместно с РУСАДА. В ходе экспериментального исследования был разработан и внедрен учебный курс по антидопинговому образованию, который состоял из лекционных, методико-практических и контрольных занятий. В период 2018-2020 гг. на антидопинговом курсе прошли обучение 3353 студента-спортсмена, обучающихся на 1-3-м курсах РЭУ им. Г.В. Плеханова в возрасте 18-21 года, По итогам прохождения курса проводилось тестирование для определения уровня знаний о допинге и мерах по борьбе с ним. Результаты исследования и выводы. Анализ результатов показал, что у 91,3% респондентов присутствует сложившееся понимание причин употребления допинга - «неудачное выступление на соревнованиях», «уверенность, что допинг является неотъемлемой частью спорта», «пренебрежение рисками для здоровья», «давление окружающих (тренер, родители, друзья)». Следовательно, вопросы психолого-педагогического сопровождения спортсменов в части, касающейся коррекции поведения в отношении допинга, являются приоритетными.

По результатам тестирования сделан вывод о высокой эффективности внедрения антидопингового образования у студентов-спортсменов, которое способствует формированию у них антидопинговой культуры как части спортивной культуры личности.

Ключевые слова: допинг, антидопинг, социологическое исследование, студенты-спортсмены.

Annotation

Objective of the study was to test benefits of a new anti-doping education model for economic university athletes.

Methods and structure of the study. The anti-doping education model testing experiment was run at Plekhanov Russian University of Economics in cooperation with RUSADA. The model offered lectures in anti-doping theory, practical workshops and progress tests. On the whole for 2018-2020 the antidoping education course was completed by the 3353 university athletes aged 18-12 years from the 1-3rd year flows of the Plekhanov Russian University of Economics.

Results and conclusion. Having analyzed the survey data, we found 91.3% of respondents holding to the following doping explanations: competitive failures, belief that doping is an integral part of modern sports, neglect of health risks, and pressure from coach, family and friends. Therefore, the psychological and pedagogical anti-doping service to athletes shall be ranked on top of the modern sports priorities. The progress tests, questionnaire survey and anti-doping education model tests showed benefits of the anti-doping training for sporting university students in the anti-doping culture formation and healthy lifestyle promotion domains.

Keywords: doping, anti-doping culture, questionnaire survey, university sports.

Введение. Сфера антидопинговой деятельности сравнительно молода и отсчитывает свой путь с 2003 г с принятия первого Всемирного антидопингового кодекса (ВАДК), что во многом обуславливает недостаточную осведомленность спортсменов, представителей спортивных клубов, федераций и других организаций в сфере физкультуры и спорта об основных положениях данных документов и об ответственности в

случае нарушений антидопинговых правил. В 2021 г. вступил в силу новый Образовательный стандарт ВАДА, предусматривающий формирование антидопинговой культуры лиц, занимающихся спортом и участвующих в соревнованиях. В связи с этим в области антидопингового образования актуализируется необходимость разработки новых научно обоснованных педагогических методик противодействия допингу.

100

http://www.teoriya.ru

№3^ 2021 Март | March

Цель исследования - формирование знаний о допинге и борьбе с ним у студентов-спортсменов экономического вуза.

Методика и организация исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе РЭУ им. Г.В. Плеханова совместно с РУСАДА. Преподаватели кафедры физического воспитания университета прошли обучение в РУСАДА и получили сертификаты, позволяющие организовывать и проводить антидопинговое обучение студентов-спортсменов.

В ходе экспериментального исследования был разработан и внедрен учебный курс по антидопинговому образованию, который состоял из лекционных, методико-практических и контрольных занятий.

Лекционный курс включал такие темы, как: «История становления борьбы с допингом», «Россия в международном спортивном и олимпийском движении», «Международное олимпийское движение как фактор развития спортивной культуры студентов», «Студенческий спорт. История, развитие и современное состояние». Темами методико-практических занятий стали: «Антидопинговые правила», «Процедура допинг-контроля», «Роль тренера и родителей в процессе формирования антидопинговой культуры», «Психология профилактики допинга в спорте». Контрольные занятия проходили в форме тестирования в доод1е-форме после каждой темы, а также каждый студент проходил обучение на сайте РУСАДА и получал сертификат.

В период 2018-2020 гг. на антидопинговом курсе прошли обучение 3353 студента-спортсмена, обучающихся на 1-3-м курсах РЭУ им. Г.В. Плеханова в возрасте 18-21 года.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ результатов тестирования уровня знаний студентов о допинге и мерах по борьбе с ним представлены на рис. 1, 2.

Результаты свидетельствуют:

- 2435 студентов (72,62%) показали высокий уровень знаний о допинге и борьбе с ним, набрав 9-10 баллов;

Рис. 1. Результаты изучения знаний о борьбе с допингом

2,8% 1,9% 2,0% 1,9% 91.3%

Рис. 2. Результаты изучения знаний о борьбе с допингом

- 755 студентов (22,52%) набрали 7-8 баллов, соответственно уровень выше среднего и средний;

- 163 студента (3,66%) набрали 5-6 баллов, что соответствует уровням ниже среднего и низкий.

Рассматривая вопрос употребления допинга, с психолого-педагогической точки зрения интерес представляет ответ: «Причинами начала приема запрещенных субстанций спортсменом могут стать...» (см. рис. 2).

Анализ результатов показал, что у 91,3% респондентов присутствует сложившееся понимание причин употребления допинга - «неудачное выступление на соревнованиях», «уверенность, что допинг является неотъемлемой частью спорта», «пренебрежение рисками для здоровья», «давление окружающих (тренер, родители, друзья)». Следовательно вопросы психолого-педагогического сопровождения спортсменов, в части, касающейся коррекции поведения в отношении допинга, является приоритетными.

Вывод. Проблема допинга в спорте является вопросом общественной значимости, что, в свою очередь, усиливает необходимость повышения антидопингового образования специалистов всех уровней и направлений в сфере физической культуры и спорта.

По результатам тестирования можно сделать заключение о высокой эффективности внедрения антидопингового образования у студентов-спортсменов, что способствует формированию у них антидопинговой культуры как части спортивной культуры личности.

Использованная литература

1. Кокоулина О.П. Проблемные аспекты допинга в современном спорте и пути их решения / О.П. Кокоулина, С.Ю. Татарова, З.Х. Низаметдинова и др. // Теория и практика физ. культуры. -2019. - № 1. - С. 100-101.

2. Филимонова С.И. Психологические мотивы употребления допинга молодыми спортсменами / С.И. Филимонова, В.М. Смирнов, Н.Н. Уварова и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2019.

- № 9. - С. 35-37.

References

1. Kokoulina O.P., Tatarova S.Y., Nizametdinova Z.Kh., Polishkenea J. Problemnye aspekty dopinga v sovremennom sporte i puti ikh resheniya [Problem aspects of doping in modern sports and solutions]. Teoriya i praktika fiz. Kultury, 2019. No. 1. pp. 100-101.

2. Filimonova S.I., V.M. Smirnov, N.N. Uvarova et al. Psikhologicheskie motivy upotrebleniya dopinga molodymi sportsmenami [Young athletes' psychological predispositions for doping]. Teoriya i praktika fiz. Kultury. 2019. No. 9. pp. 35-37.

3. Andryushchenko L.B., Filimonova S.I. Physical education and academic sports in new socio-economic national situation: modern vision and growth points. Theory and Practice of Physical Culture. 2018. № 2. С. 23.

4. Andryushchenko L.B., Beletsky S.V., Vnukova E.Y., Tochigin M.Y. Physical education and sports disciplines implementation within higher education institutions. Theory and Practice of Physical Culture. 2016. № 9. С.1.

5. Backhouse, S., McKenna, J., & Patterson, L. (2009). Prevention through education: A review of current international social science literature. Canada: World Anti-Doping Agency. https://www.wada-ama.org/sites/default/files/resources/files/backhouse_prevention_ through_education_final_2009.pdf

6. Barkoukis, V., Lazuras, L., Tsorbatzoudis, H., Rodafinos,A.Motivational and social cognitive predictors of doping intentions in elite sports: an integrated approach. Scandinavian Journal of Medicine & Science in Sports, 2013 Oct; 23(5):e330-40. doi: 10.1111/sms.12068

7. Kondrakov G.B., Andryushchenko L.B., Yablochkina I.V., Podoruev Y.V. Recreational physical culture formation concept for university of economics. Theory and Practice of Physical Culture. 2016. № 9. С. 6.

8. Lubysheva, L.I. The structure and content of sports culture of a person / L.I. Lubysheva, A.I. Zagrevskaya // Theory and practice of physical culture. - 2013. - No. 3. - S. 3-15.

№3 • 2021 Март | March

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.