АНТИДОПИНГОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
УДК/UDC 796.06
Поступила в редакцию 25.01.2021 г.
Информация для связи с автором: [email protected]
М.Н. Пуховская1
Кандидат педагогических наук, доцент М.А. Пахноцкая2 Е.А. Христенко1 Д.А. Климкина1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва
2 Всемирная легкоатлетическая ассоциация (World Athletics), Монако
ANTI-DOPING TRAINING MODEL FOR UNiVERSiTY ATHLETES AS SPORTiNG CULTURE BUILDING ELEMENT
M.N. Pukhovskaya1
PhD, Associate Professor M.A. Pakhnotskaya2 E.A. Khristenko1 D.A. Klimkina1
1 Plekhanov Russian University of Economics, Moscow
2 World Athletics Association (World Athletics), Monako
□ и
£ г. CL
ч—
О OJ и
CL ' -о с
га
^
О (U .с I—
Аннотация
Цель исследования - формирование знаний о допинге и борьбе с ним у студентов-спортсменов экономического вуза.
Методика и организация исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе РЭУ им. Г.В. Плеханова совместно с РУСАДА. В ходе экспериментального исследования был разработан и внедрен учебный курс по антидопинговому образованию, который состоял из лекционных, методико-практических и контрольных занятий. В период 2018-2020 гг. на антидопинговом курсе прошли обучение 3353 студента-спортсмена, обучающихся на 1-3-м курсах РЭУ им. Г.В. Плеханова в возрасте 18-21 года, По итогам прохождения курса проводилось тестирование для определения уровня знаний о допинге и мерах по борьбе с ним. Результаты исследования и выводы. Анализ результатов показал, что у 91,3% респондентов присутствует сложившееся понимание причин употребления допинга - «неудачное выступление на соревнованиях», «уверенность, что допинг является неотъемлемой частью спорта», «пренебрежение рисками для здоровья», «давление окружающих (тренер, родители, друзья)». Следовательно, вопросы психолого-педагогического сопровождения спортсменов в части, касающейся коррекции поведения в отношении допинга, являются приоритетными.
По результатам тестирования сделан вывод о высокой эффективности внедрения антидопингового образования у студентов-спортсменов, которое способствует формированию у них антидопинговой культуры как части спортивной культуры личности.
Ключевые слова: допинг, антидопинг, социологическое исследование, студенты-спортсмены.
Annotation
Objective of the study was to test benefits of a new anti-doping education model for economic university athletes.
Methods and structure of the study. The anti-doping education model testing experiment was run at Plekhanov Russian University of Economics in cooperation with RUSADA. The model offered lectures in anti-doping theory, practical workshops and progress tests. On the whole for 2018-2020 the antidoping education course was completed by the 3353 university athletes aged 18-12 years from the 1-3rd year flows of the Plekhanov Russian University of Economics.
Results and conclusion. Having analyzed the survey data, we found 91.3% of respondents holding to the following doping explanations: competitive failures, belief that doping is an integral part of modern sports, neglect of health risks, and pressure from coach, family and friends. Therefore, the psychological and pedagogical anti-doping service to athletes shall be ranked on top of the modern sports priorities. The progress tests, questionnaire survey and anti-doping education model tests showed benefits of the anti-doping training for sporting university students in the anti-doping culture formation and healthy lifestyle promotion domains.
Keywords: doping, anti-doping culture, questionnaire survey, university sports.
Введение. Сфера антидопинговой деятельности сравнительно молода и отсчитывает свой путь с 2003 г с принятия первого Всемирного антидопингового кодекса (ВАДК), что во многом обуславливает недостаточную осведомленность спортсменов, представителей спортивных клубов, федераций и других организаций в сфере физкультуры и спорта об основных положениях данных документов и об ответственности в
случае нарушений антидопинговых правил. В 2021 г. вступил в силу новый Образовательный стандарт ВАДА, предусматривающий формирование антидопинговой культуры лиц, занимающихся спортом и участвующих в соревнованиях. В связи с этим в области антидопингового образования актуализируется необходимость разработки новых научно обоснованных педагогических методик противодействия допингу.
100
http://www.teoriya.ru
№3^ 2021 Март | March
Цель исследования - формирование знаний о допинге и борьбе с ним у студентов-спортсменов экономического вуза.
Методика и организация исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе РЭУ им. Г.В. Плеханова совместно с РУСАДА. Преподаватели кафедры физического воспитания университета прошли обучение в РУСАДА и получили сертификаты, позволяющие организовывать и проводить антидопинговое обучение студентов-спортсменов.
В ходе экспериментального исследования был разработан и внедрен учебный курс по антидопинговому образованию, который состоял из лекционных, методико-практических и контрольных занятий.
Лекционный курс включал такие темы, как: «История становления борьбы с допингом», «Россия в международном спортивном и олимпийском движении», «Международное олимпийское движение как фактор развития спортивной культуры студентов», «Студенческий спорт. История, развитие и современное состояние». Темами методико-практических занятий стали: «Антидопинговые правила», «Процедура допинг-контроля», «Роль тренера и родителей в процессе формирования антидопинговой культуры», «Психология профилактики допинга в спорте». Контрольные занятия проходили в форме тестирования в доод1е-форме после каждой темы, а также каждый студент проходил обучение на сайте РУСАДА и получал сертификат.
В период 2018-2020 гг. на антидопинговом курсе прошли обучение 3353 студента-спортсмена, обучающихся на 1-3-м курсах РЭУ им. Г.В. Плеханова в возрасте 18-21 года.
Результаты исследования и их обсуждение. Анализ результатов тестирования уровня знаний студентов о допинге и мерах по борьбе с ним представлены на рис. 1, 2.
Результаты свидетельствуют:
- 2435 студентов (72,62%) показали высокий уровень знаний о допинге и борьбе с ним, набрав 9-10 баллов;
Рис. 1. Результаты изучения знаний о борьбе с допингом
2,8% 1,9% 2,0% 1,9% 91.3%
Рис. 2. Результаты изучения знаний о борьбе с допингом
- 755 студентов (22,52%) набрали 7-8 баллов, соответственно уровень выше среднего и средний;
- 163 студента (3,66%) набрали 5-6 баллов, что соответствует уровням ниже среднего и низкий.
Рассматривая вопрос употребления допинга, с психолого-педагогической точки зрения интерес представляет ответ: «Причинами начала приема запрещенных субстанций спортсменом могут стать...» (см. рис. 2).
Анализ результатов показал, что у 91,3% респондентов присутствует сложившееся понимание причин употребления допинга - «неудачное выступление на соревнованиях», «уверенность, что допинг является неотъемлемой частью спорта», «пренебрежение рисками для здоровья», «давление окружающих (тренер, родители, друзья)». Следовательно вопросы психолого-педагогического сопровождения спортсменов, в части, касающейся коррекции поведения в отношении допинга, является приоритетными.
Вывод. Проблема допинга в спорте является вопросом общественной значимости, что, в свою очередь, усиливает необходимость повышения антидопингового образования специалистов всех уровней и направлений в сфере физической культуры и спорта.
По результатам тестирования можно сделать заключение о высокой эффективности внедрения антидопингового образования у студентов-спортсменов, что способствует формированию у них антидопинговой культуры как части спортивной культуры личности.
Использованная литература
1. Кокоулина О.П. Проблемные аспекты допинга в современном спорте и пути их решения / О.П. Кокоулина, С.Ю. Татарова, З.Х. Низаметдинова и др. // Теория и практика физ. культуры. -2019. - № 1. - С. 100-101.
2. Филимонова С.И. Психологические мотивы употребления допинга молодыми спортсменами / С.И. Филимонова, В.М. Смирнов, Н.Н. Уварова и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2019.
- № 9. - С. 35-37.
References
1. Kokoulina O.P., Tatarova S.Y., Nizametdinova Z.Kh., Polishkenea J. Problemnye aspekty dopinga v sovremennom sporte i puti ikh resheniya [Problem aspects of doping in modern sports and solutions]. Teoriya i praktika fiz. Kultury, 2019. No. 1. pp. 100-101.
2. Filimonova S.I., V.M. Smirnov, N.N. Uvarova et al. Psikhologicheskie motivy upotrebleniya dopinga molodymi sportsmenami [Young athletes' psychological predispositions for doping]. Teoriya i praktika fiz. Kultury. 2019. No. 9. pp. 35-37.
3. Andryushchenko L.B., Filimonova S.I. Physical education and academic sports in new socio-economic national situation: modern vision and growth points. Theory and Practice of Physical Culture. 2018. № 2. С. 23.
4. Andryushchenko L.B., Beletsky S.V., Vnukova E.Y., Tochigin M.Y. Physical education and sports disciplines implementation within higher education institutions. Theory and Practice of Physical Culture. 2016. № 9. С.1.
5. Backhouse, S., McKenna, J., & Patterson, L. (2009). Prevention through education: A review of current international social science literature. Canada: World Anti-Doping Agency. https://www.wada-ama.org/sites/default/files/resources/files/backhouse_prevention_ through_education_final_2009.pdf
6. Barkoukis, V., Lazuras, L., Tsorbatzoudis, H., Rodafinos,A.Motivational and social cognitive predictors of doping intentions in elite sports: an integrated approach. Scandinavian Journal of Medicine & Science in Sports, 2013 Oct; 23(5):e330-40. doi: 10.1111/sms.12068
7. Kondrakov G.B., Andryushchenko L.B., Yablochkina I.V., Podoruev Y.V. Recreational physical culture formation concept for university of economics. Theory and Practice of Physical Culture. 2016. № 9. С. 6.
8. Lubysheva, L.I. The structure and content of sports culture of a person / L.I. Lubysheva, A.I. Zagrevskaya // Theory and practice of physical culture. - 2013. - No. 3. - S. 3-15.
№3 • 2021 Март | March
http://www.teoriya.ru