ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ДОПИНГУ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБЩЕГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, СИСТЕМАТИЧЕСКИ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ
Ю.В. ОКУНЬКОВ, Э.А. ЗЮРИН, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК; И.В. ЗАГОРСКИЙ,
_«БИОНТОС», г. Москва
Аннотация
Цель исследования - изучение отношения к допингу среди учащихся образовательных организаций общего и высшего образования, систематически занимающихся физической культурой и спортом. Проведено онлайн-исследование (CAWI) с набором респондентов при помощи технологии "river-sampling" (400 чел.). Выявлен низкий уровень осведомленности респондентов о борьбе с допингом, антидопинговых правилах, деятельности РУСАДА. Отношение к допингу в российском спорте среди учащихся в целом неодобрительное. 92% заявляют о том, что ни они, ни их знакомые не употребляли запрещенные препараты. По мнению опрошенных, решение о применении запрещенных препаратов принимает сам спортсмен; мотивы - желание достичь высоких результатов (62%) и материальные стимулы (26%). Основные источники информации о допинге и антидопинге: 25% - материалы из сети «Интернет» и телевидения, 14% - материалы Министерства спорта Российской Федерации и РУСАДА, 61% не интересуются такой информацией. Осведомленность учащихся об обвинениях спортсменов в применении допинга - 43%; основной источник информации - социальные сети, телевидение, тренер. Основными причинами нарушения антидопинговых правил в российском спорте считают: плохую физическую подготовку спортсменов (28%), недостаточный контроль врачей и тренеров (53%), недостаточное наказание за нарушение антидопинговых правил (19%). 56% опрошенных считает, что ответственность за применение допинга должны нести спортсмены. 67% обучающихся не участвуют в образовательных антидопинговых программах. Выявлена необходимость дальнейшего повышения уровня знаний
по допингу учащихся, занимающихся спортом.
Ключевые слова: антидопинговые правила, допинг, образовательные антидопинговые программы, источники
информации.
THE STUDY OF ATTITUDES TO DOPING STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF GENERAL AND HIGHER EDUCATION, SYSTEMATICALLY ENGAGED IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS
Yu.V. OKUNKOV, E.A. ZYURIN, FSBIFSC VNIIFK;
I.V. ZAGORSKIY, Biontos Ltd., Moscow
Abstract
The purpose of the study is to study the attitude to doping among students of educational institutions of general and higher education who are systematically involved in physical education and sports. An online survey (CAWI) was conducted with a set of respondents using the river-sampling technology (400 people). A low level of awareness of respondents about the fight against doping, anti-doping rules, RUSADA activities was revealed. The attitude to doping in Russian sports among students is generally disapproving. 92% say that neither they nor their friends used illegal drugs. According to respondents, the decision on the use of prohibited drugs is made by the athlete himself; motives - the desire to achieve high results (62%) and material incentives (26%). The main sources of information on doping and anti-doping: 25% are materials from the Internet and television, 14% are materials from the Ministry of Sports of the Russian Federation and RUSADA, 61% are not interested in such information. Students' awareness of accusations of athletes in the use of doping - 43%; the main source of information is social networks, television, and a trainer. The main reasons for the violation of anti-doping rules in Russian sport are: poor physical fitness of athletes (28%), insufficient control of doctors and trainers (53%), insufficient punishment for violation of anti-doping rules (19%). 56% of respondents believe that athletes should bear responsibility for doping. 67% of students do not participate in educational anti-doping programs. The need to further increase the level
of knowledge of doping of students involved in sports is revealed.
Keywords: anti-doping rules, doping, educational anti-doping programs, sources of information.
Актуальность
В спортивном сообществе сформировался устойчивый стереотип допустимости применения допинга для улучшения результатов, это убеждение только осложняет возможности борьбы с этим пагубным явлением в спорте [2, 4]. Целью антидопингового образования является вырабатывание негативного отношения к нарушению антидопинговых правил; формирование внутреннего убеждения у спортсмена о благородстве и справедливости спортивной борьбы [1, с. 8]. Именно в учебном процессе, через обучение и воспитание возможно сформировать антидопинговое мировоззрение у обучающихся и неприятие искусственного воздействия на организм [2]. По-прежнему актуальна тема разработки специальных образовательных программ, ориентированных на различные возрастные группы. Необходимо не только активнее внедрять антидопинговые образовательные программы [3], но и постоянно их совершенствовать в связи с изменениями в российском законодательстве, находя новые методы их продвижения, что повысит эффективность реализации антидопинговых программ среди обучающихся образовательных организаций.
Цель исследования: изучение отношения к допингу среди обучающихся образовательных организаций общего и высшего образования, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
Методы исследования: анкетирование, методы математической статистики.
Результаты исследований и их обсуждение
С целью изучения отношения к допингу учащихся образовательных организаций общего и высшего образования, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в том числе осваивающих программы в области физической культуры и спорта:
- дополнительные общеразвивающие;
- дополнительные предпрофессиональные;
- образовательные программы среднего профессионального образования;
- интегрированные образовательные программы, было проведено онлайн-исследование (CAWI) с рекрутом респондентов при помощи технологии "river-sampling".
Выборка объемом в 400 респондентов пропорционально репрезентирует учащихся образовательных организаций общего и высшего образования по полу, возрасту.
По заявлению опрошенных, более половины (58%) учащихся образовательных организаций общего и высшего образования не получали информацию по борьбе с допингом в своем образовательном учреждении, 12% респондентов интересовались вопросами проблемы допинга в Российском спорте, 30% - не интересуются и не будут интересоваться данным вопросом. В ходе исследования был выявлен уровень осведомленности респондентов об антидопинговых правилах. Назвать все антидопинговые правила по списку могут 2% опрошенных, 26% назвали хотя бы одно правило, остальные 62% опрошенных не знают о существовании таких правил. Наиболее известными нарушениями, по данным опроса,
являются использование запрещенной субстанции или метода (41%), наличие запрещенной субстанции в пробе (36%), уклонение от сдачи проб (12%), распространение и соучастие (11%).
Отношение к допингу в российском спорте среди учащихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в целом не неодобрительное (90%) и не претерпело изменений за прошедший год. Из них: более 36% опрошенных считает допинг небезопасным для здоровья; 21% высказали мнение, что профессиональным спортсменам необходимо принимать препараты для восстановления; 43% затруднились выразить свое мнение. Респонденты отмечают, что допингу уделяется чрезмерное внимание (28%). При этом данный показатель снизился по сравнению с 2018 г. на 15%. Также на 10% изменилось количество обучающихся, высказавших мнение о том, что СМИ преувеличивают проблему допинга в российском спорте (с 37% в 2018-м до 27% в 2019 г.). Однако остается высокая доля обучающихся, считающих допинг оправданным риском для достижения спортивного результата (33%) и 11% допускают применение запрещенных субстанций в профессиональном спорте.
По сравнению с прошлым годом на 4% снизилась доля учащихся, одобряющих легализацию запрещенных препаратов (с 16% в 2018-м до 12% в 2019 г.), при этом большинство опрошенных (56%) не соглашаются с одобрительными высказываниями в отношении применения данных препаратов.
В ходе опроса выявлена низкая осведомленность учащихся образовательных организаций о деятельности Российского антидопингового агентства «РУСАДА» (63%). Более трети опрошенных (33%) заявили о том, что слышали о деятельности «РУСАДА», но целенаправленно не следят за его работой и только 4% знают, что делает агентство, и следят за этой информацией.
Все опрошенные знают о допинге. Подавляющее большинство учащихся образовательных организаций заявляет о том, что ни они, ни их знакомые не употребляли запрещенные в спорте препараты (92%), 3% употребляли допинг самостоятельно и 5% респондентов знают людей, принимавших допинг. По мнению опрошенных, решение о применении запрещенных препаратов в первую очередь принимает сам спортсмен, а в качестве побудительного мотива выступает желание достичь высоких спортивных результатов (62%), получение материальных стимулов (26%).
Основными источниками информации о допинге и мероприятиях противодействию допингу у опрошенных являются различные материалы из сети «Интернет» и телевидения (25%), 14% опрошенных используют материалы Министерства спорта Российской Федерации и «РУСАДА», 61% учащихся не интересуются информацией о борьбе с допингом. Треть учащихся, оценивших организацию антидопинговой работы в нашей стране, отмечают, что она изменилась в лучшую сторону (37%) и только 8% опрошенных дали отрицательные оценки.
Осведомленность учащихся об обвинениях спортсменов в применении допинга не изменилась за последний год и составляет 70%. Основным источником инфор-
мации о нарушениях антидопинговых правил в спорте по-прежнему являются социальные сети, телевидение, а также тренер (43%).
По мнению учащихся, российские спортсмены употребляют допинг не чаще своих иностранных коллег (96%). Нарушение антидопинговых правил является проблемой для страны, считают 40% респондентов, треть респондентов (32%) не сформировали точку зрения, относительно распространенности допинга в спорте, 28% - не интересуются данной проблемой, что указывает на недостаточный уровень погруженности респондентов в контекст исследуемой проблемы.
Более половины опрошенных (56%) считает, что ответственность за применение допинга должны нести непосредственно сами спортсмены, причем этот показатель вырос за последний год на 8%. В 2019 г. респонденты значительно реже возлагают ответственность на Министерство спорта Российской Федерации и международные спортивные организации (16 и 12%), наблюдается снижение на 7 и 4% соответственно.
Основными причинами нарушения антидопинговых правил в российском спорте, по мнению учащихся, по-прежнему является плохая физическая подготовка спортсменов (28%) и недостаточный контроль врачей и тренеров (53%). Основным действием, как со стороны Министерства спорта Российской Федерации, так и со стороны тренеров и врачей должно быть усиление контроля и увеличение частоты проверки на допинг. Также в тройку причин входит недостаточное наказание за нарушение антидопинговых правил (19%).
Большинство обучающихся по-прежнему не участвуют в образовательных антидопинговых программах (67%), но в той или иной степени приняли участие в данных программах 33% опрошенных. Из них 48%, несмотря на поддержку внедрения таких программ, не готовы в будущем принимать участие. Доля готовых принять участие в образовательных антидопинговых программах, по сравнению с 2018 г., снизилась на 9% и составила 52%.
Эффективность реализации антидопинговой образовательной программы свидетельствует о своей значимости, так, 47% опрошенных заявляют, что уровень их знаний после прохождения обучения стал выше.
Выводы
Таким образом, в ходе социологического опроса выявлен уровень осведомленности обучающихся и их отношение к проблеме допинга в спорте, необходимость дальнейшего повышения уровня знаний учащихся, занимающихся спортом. Результаты опроса свидетельствуют о том, что необходимо скорректировать организацию антидопинговой работы в рамках образовательных организаций и учреждениях, реализующих предпрофессио-нальные программы. Успешная просветительская работа, поиск и внедрение новых форм образовательных программ и методов их продвижения, повысит эффективность реализации антидопинговых программ среди обучающихся образовательных организаций общего и высшего образования, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в том числе осваивающих программы в области физической культуры и спорта.
Литература
1. Бадрак, К.А. Влияние экспериментальной антидопинговой образовательной программы на отношение молодежи к допингу с учетом социально-педагогических факторов // Адаптивная физическая культура. - 2011. -№ 2. - С. 8-11.
2. Кирьянова, Л.А., Морозова, Л.В., Дмитриев, И.В. Педагогические и организационные вопросы борьбы с допингом в спорте // Ученые записки Университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 1. - С. 108-117.
3. Образовательные антидопинговые программы, разработанные для различных типов образовательных организаций и организаций, осуществляющих спортивную подготовку. - URL: https://www.minsport.gov.ru/2017/ doc/Obrazovatelnie-antidopingovie-programmbl.pdf (дата обращения: 09.08.2019).
4. Солдатенков, Ф.Н. Современное состояние антидопингового движения и возможности его развития в рамках физкультурно-спортивного образования // Ученые записки Университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 2 (60). - С. 112-116.
References
1. Badrak, K.A. (2011), The influence of an experimental anti-doping educational program on the attitude of young people to doping, taking into account socio-peda-gogical factors, Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura, no. 2, pp. 8-11.
2. Kiryanova, L.A., Morozova, L.V. and Dmitriev, I.V. (2018), Pedagogical and organizational issues of the fight against doping in sport, Uchenie Zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, no. 1, pp. 108-117.
3. Russian Ministry of Sport (2017), Educational antidoping programs designed for various types of educational organizations and organizations engaged in sports training [Online], URL: https://www.minsport.gov.ru/2017/doc/ Obrazovatelnie-antidopingovie-programmbl.pdf (accessed: 09/09/2019).
4. Soldatenkov, F.N. (2010), The current state of the antidoping movement and the possibility of its development in the framework of physical education and sports education, Uchenie Zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, no. 2 (60), pp. 112-116.