Научная статья на тему 'Актуализация нарушений антидопинговых правил в сфере физической культуры и спорта в Российской федерации'

Актуализация нарушений антидопинговых правил в сфере физической культуры и спорта в Российской федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИДОПИНГОВЫЕ ПРАВИЛА / ДИСКВАЛИФИКАЦИЯ / СПОРТСМЕНЫ / АНТИДОПИНГОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АНТИДОПИНГОВАЯ КУЛЬТУРА / ANTI-DOPING RULES / DISQUALIFICATION / ATHLETES / ANTI-DOPING EDUCATION / ANTI-DOPING CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макаров Антон Владимирович, Макарова Наталья Владимировна, Мелихова Татьяна Михайловна

В данной статье рассмотрено современное состояние проблемы нарушения антидопинговых правил в Российской Федерации на основе статистического анализа деятельности российского антидопингового агентства РУСАДА. Кроме того, обобщаются результаты отечественных и зарубежных ученых по проблемам антидопинговой политики, раскрываются основные понятия этого направления в сфере физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макаров Антон Владимирович, Макарова Наталья Владимировна, Мелихова Татьяна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUALIZATION OF VIOLATIONS OF ANTI-DOPING RULES IN THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT IN RUSSIAN FEDERATION

This article discusses the current state of the problem of anti-doping rule violations in the Russian Federation on the basis of statistical analysis of the Russian anti-doping Agency RUSADA. In addition, the results of domestic and foreign scientists on the problems of anti-doping policy are summarized, the basic concepts of this direction in the field of physical culture and sports are revealed.

Текст научной работы на тему «Актуализация нарушений антидопинговых правил в сфере физической культуры и спорта в Российской федерации»

докладов. - Лимуш США, Вермонт, Мидлбэри Колледж, ЕФ МЭСИ, 2011. - С. 127-132.

6. Летцбор К.В. Отечественное киноискусство в обучении русскому как иностранному // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. 2018. №1. - С. 168-176.

7. Лысакова И.П. Лингвокультурология и межкультурная коммуникация: теоретические и прикладные аспекты новых направлений в методике обучения РКИ // Мир русского слова. 2004. №3. - С. 38-42.

8. Матвеенко В.Э. Лингводидактическая система обучения иностранных студентов-филологов национально-окрашенной лексике с использованием аудиовидеосредств: дисс. ... канд.пед.наук / Матвеенко Вероника Эдуардовна. - М., 2014. - 253 с.

9. Методика обучения русскому языку как иностранному: учебное пособие для вузов / И.П. Лысакова, Г.М. Васильева, С.А. Вишнякова и др.; под ред. проф. И.П. Лысаковой. - М.: Русский язык. Курсы, 2017. - 320 с.

10. Михалева Л.В. Видеофильм как средство формирования социолингвистической компетенции при обучении иностранному языку // Вестн. Томск. гос. ун-та. 2004. №282. - С. 261-265.

11. Рубцова Д. Н. Демонстрация художественных фильмов как один из способов формирования лингвокультурологической и полисубъектной компетенции обучающегося (довузовский этап обучения) // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования. Языки и специальность. 2013. №4. - С. 38-43.

12. Чафонова А.Г. Реализация лингвокультурологического подхода к обучению датских студентов русскому языку // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2016. №3. -С. 139-142.

Педагогика

УДК: 796.42

аспирант первого года обучения Макаров Антон Владимирович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры» (г. Челябинск);

кандидат педагогических наук, доцент, научный руководитель Макарова Наталья Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры» (г. Челябинск);

кандидат педагогических наук, профессор, научный консультант Мелихова Татьяна Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры» (г. Челябинск)

АКТУАЛИЗАЦИЯ НАРУШЕНИЙ АНТИДОПИНГОВЫХ ПРАВИЛ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В данной статье рассмотрено современное состояние проблемы нарушения антидопинговых правил в Российской Федерации на основе статистического анализа деятельности российского антидопингового агентства РУСАДА. Кроме того, обобщаются результаты отечественных и зарубежных ученых по проблемам антидопинговой политики, раскрываются основные понятия этого направления в сфере физической культуры и спорта.

Ключевые слова: Антидопинговые правила, дисквалификация, спортсмены, антидопинговое образование, антидопинговая культура.

Annotation. This article discusses the current state of the problem of anti-doping rule violations in the Russian Fédération on the basis of statistical analysis of the Russian anti-doping Agency RUSADA. In addition, the results of domestic and foreign scientists on the problems of anti-doping policy are summarized, the basic concepts of this direction in the field of physical culture and sports are revealed.

Keyword: Anti-doping rules, disqualification, athletes, anti-doping education, anti-doping culture.

Введение. В настоящее время сфера физической культуры и спорта, обладая богатой теоретической и методической базой, не готовит специалистов к действиям в условиях, сложившихся в спорте. В связи с обострением проблемы употребления запрещенных субстанций и использования запрещенных методов среди как квалифицированных спортсменов, так и спортивного резерва это направление научных исследований становится наиболее актуальным. Особое значение в сложившейся ситуации приобретает противоречие между неверными представлениями специалистов и тренеров о проблеме допинга и отсутствием системных мер антидопинговой профилактики, а также эффективных средств и методов антидопингового образования.

Изложение основного материала статьи. Солдатенков Ф. Н. под антидопинговым образованием понимает процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы теоретических и практических знаний, умений, творческих способностей, ценностных ориентаций, поведения и деятельности в духе неприятия спорта, обеспечивающих ответственное отношение к самому себе, уважение к правилам соревнований, сопернику и зрителям [6]. При этом ученый отмечает, что направленность цели и задач антидопингового образования во многом взаимосвязана с целями и задачами олимпийского образования.

Следует подчеркнуть, что рекордные, подчас граничащие с пределом человеческих возможностей, спортивные достижения современного спорта определяют высокую социальную потребность общества борьбы с допингом в спорте и возрастающую необходимость использования различных организационно-методических, образовательных и иных механизмов их реализации для повышения уровня образованности не только спортсменов, но и тренеров, спортивных врачей и других работников, задействованных в отрасли физической культуры и спорта.

Учеными признается, что употребление допинга является наиболее актуальной проблемой современного спорта. Однако, в сознании значительного числа спортсменов, тренеров и спортивных функционеров сложился устойчивый стереотип допустимости использования допинга для достижения высоких результатов. Это подтверждается ранее проведенными исследованиями В. В. Балахничева (2003), В. К. Бальсевича (2004), В. С. Родиченко (2007) и др. Данное убеждение в некоторой степени усложняет возможности борьбы с

запрещенными препаратами в спорте, ограничивает меры по взаимодеиствию различных структур в данном направлении.

В этоИ связи представляет интерес исследование К. А. Бадрака (2012), который, на основе социологического опроса, констатирует, что 26,2 % спортсменов среднего, 50 % спортсменов старшего школьного возраста и 50 % тренеров считают приемлемым использование запрещенных веществ для достижения высокого спортивного результата [2]. На основе вышесказанного автор делает вывод о том, что по мере взросления спортсмена его отношение к допингу становится более лояльным, и немаловажная роль в этом процессе отводится наставнику спортсмена, который по мере повышения спортивного мастерства воспитанников становится более толерантным к этому вопросу. Зачастую позиция о допустимости употребления запрещенных препаратов и субстанций у спортсмена совпадает с аналогичным мнением его тренера.

Также следует отметить и то, что употребление запрещенных веществ наносит большой вред как физическому, так и психическому здоровью спортсменов. Известны случаи, когда длительное употребление высоких доз некоторых анаболических препаратов приводило к необратимому изменению гормонального фона женщин-спортсменок [4]. Примером такой патологии является биография Хайди Кригер - Чемпионки Европы 1986 года в толкании ядра. Как и многие другие спортсмены ГДР, Хайди принимала анаболические стероиды и мужские гормоны по предписанию тренера уже в подростковом возрасте, что привело к развитию тяжелейших гормональных мутаций от длительной аменореи до изменения голоса и гирсутизма. В 1997 году Хайди была вынуждена прибегнуть к операции по смене пола [1]. Особенно важными являются факты, что не редко допинг становился причиной смерти спортсменов. Тут необходимо назвать имя Томми Симпсона -бронзового призёра Олимпийских игр 1956 года, лучшего спортсмена Великобритании по версии Би-би-си в 1965 году (первый велогонщик, удостоенный этой награды), который скончался во время 13-го этапа Тур де Франс в 1967 года на склоне горы Мон-Ванту. В публикации Kierzkowska B. описывается случай смерти 17-летнего бодибилдера, принимавшего стероидные препараты и умершего от сердечно-легочного шока [8]. Ученые Kennedy M.C. и Lawrence C. описывают случаи смерти 18-тилетнего и 24-летнего футболистов по причине внезапной остановки сердца во время их тренировки [7].

На сегодняшний день в системе мер по борьбе с допингом в спорте наиболее проработанным является нормативно-правовая и регламентирующая части этой проблемы. Так международное спортивное сообщество в 1978 году приняло «Международную хартию физического воспитания, физической активности и спорта ЮНЕСКО», в которой отмечается необходимость принятия всех возможных мер для противостояния пагубному воздействию допинга и для защиты физического, психологического и социального потенциала и благополучия участников, преимуществ честной игры и состязательности, морального облика спортивного сообщества и прав участвующих на всех уровнях людей. Вместе с этим, в рамках Совета Европы 16 ноября 1989 года была принята и последующем ратифицирована странами-участниками «Конвенция против применения допинга». Одновременно борьбу с допингом в мире ведут такие международные организации, как Международный Олимпийский Комитет, Международный Параолимпийский Комитет, а также другие оргкомитеты крупных международных соревнований. Особая роль здесь принадлежит Международному антидопинговому агенству WADA (ВАДА), международным федерациям, национальным олимпийским и параолимпийским комитетам и национальным антидопинговым организациям.

В Российской федерации в январе 2008 года по инициативе Федерального агентства по физической культуре и спорту была создана Независимая Национальная антидопинговая организация РУСАДА. Одним из направлений работы РУСАДА является информирование общественности и спортивного сообщества о ключевых положениях антидопинговых правил, формирование культуры нулевой терпимости к допингу, а также внедрение и реализация образовательных программ, эффективно предотвращающих использование допинга в спорте [5].

На констатирующем этапе исследования нас интересовало состояние проблемы нарушения антидопинговых правил в Российской Федерации. Для решения поставленных задач были проанализированы годовые отчеты о деятельности ассоциации Российское антидопингового агентство «РУСАДА» с 2012 по 2018 гг., в которых отражены основные направления работы организации и статистические результаты по следующим направлениям: организация тестирования, обработка результатов, терапевтическое использование запрещенных субстанций или методов, реализация образовательных программ. Так на рисунке 1 представлено количество отобранных допинг-проб за период с 2012 по 2017 года.

Рисунок 1. Количество отобранных допинг-проб у российских спортсменов с 2012 по 2017 гг.

Как показано на рисунке 1 в 2012 году (в год проведения летних Олимпийских игр в Рио-де Жанейро) и в 2013 году, предшествующему году зимних Олимпийских Игр в Сочи, было отобрано и проанализировано максимальное количество допинг-проб в количестве 22241 и 23110 соответственно. Кроме того, отмечено существенное снижение количества тестирований в 2016-2017 годах. Это, обусловлено тем, что в ноябре

2015 г. была приостановлена деятельность РУСАДА, в связи с несоответствием Кодексу WADA. Результатом этой приостановки явился запрет на планирование и проведение тестирования, а также сбор проб и другие процедуры. В связи со сложившийся ситуацией с января 2016 г. эти функции взяла на себя Национальная антидопинговая организация Великобритании (ЮКАД) и другие международные лаборатории.

Кроме того, были проанализированы количественные показатели выявленных нарушений антидопинговых правил за указанный период, результаты которых проиллюстрированы на рисунке 2.

Рисунок 2. Количество нарушений антидопинговых правил с 2012 по 2017 гг.

Анализ полученных данных позволяет утверждать, что традиционно наибольшее количество выявленных нарушений связано, в основном, с обнаружением в пробах спортсмена запрещенных субстанций. На всем протяжении исследуемого периода сохраняется тенденция наибольшего выявления числа случаев нарушения антидопинговых правил в летних олимпийских видах спорта. На них приходится до 90% от общего количества случаев. Данный факт, прежде всего, связан с пристальным вниманием к процедуре тестирования российских спортсменов в преддверии Олимпийских Игр в Рио-де-Жанейро.

Интерес представляет информация о тех видах спорта, в которых отобрано наибольшее количество допинг-проб. Эти данные отражены в таблице 1.

Таблица 1

Количественное распределение отобранных проб по видам спорта в период с 2012 по 2017 гг.

(первые пять видов спорта)

2012 2013 2014 2015 2016 2017

Легкая атлетика 3486 Легкая атлетика 3002 Легкая атлетика 1998 Легкая атлетика 2200 Легкая атлетика 477 Легкая атлетика 929

Биатлон 1552 Конькобежный спорт 1319 Плавание 1238 Плавание 1556 ПОДА 214 Лыжный спорт 729

Конькобежный спорт 1342 Велоспорт 1059 Гребной спорт 876 Гребной спорт 727 Велоспорт 222 ПОДА 381

Лыжные гонки 1251 Биатлон 1059 Конькобежный спорт 765 Гребля на байдарках 706 Лыжные гонки 216 Конькобежный спорт 357

Плавание 917 Спортивная борьба 769 Биатлон 758 Спортивная борьба 633 Гребля 186 Хоккей на льду 341

Полученные результаты выявили, что на протяжении всего исследуемого периода большее количество допинг-проб было отобрано у представителей легкой атлетики. Оно составляло порядка 15-25 % от общего количества проб. Как известно, именно Всероссийская федерация легкой атлетики (ВФЛА) временно лишена членства в Международной ассоциации легкоатлетических федераций (¡АДЕ) в ноябре 2015 года из-за многочисленных скандалов и массового употребления запрещенных препаратов, сокрытия и фальсификации результатов сдачи допинг-проб. По этой же причине легкоатлетическая сборная команда России была отстранена от участия в XXXI Олимпиаде 2016 года в Рио-де-Жанейро. До сегодняшнего дня легкоатлеты всех возрастных категорий (юниоры до 18 и до 20 лет, молодежь до 23 лет, взрослые) лишены возможности выступать на международных соревнованиях под российским флагом.

В среднем в период с 2012 по 2015 год РУСАДА проводило 2761 пробу, а в последние годы произошло значительное сокращение числа тестирований, что связано это с общим сокращением количества проб, так как эти дорогостоящие функции взяли на себя международные лаборатории, аккредитованные ВАДА, о чем было упомянуто ранее. Интересным представляется факт, что большее количество тестирований проводится у представителей циклических видов спорта.

Сопоставив количественные данные таблицы 1 с календарем крупных международных турниров, отмечено, что высоким достижениям в соревнованиях предшествует увеличение количества тестирований РУСАДА равно на один год. Так, например, в 2018 году сборная команда Росси по хоккею с шайбой победила на зимних Олимпийских играх в Пхёнчхане, а в предыдущем 2017 году было значительно увеличено количество тестирований игроков именно в этом виде спорта. На наш взгляд, это объяснятся тем, что Российское антидопинговое агентство, с целью предотвращения нарушений антидопинговых правил, проводит целевой отбор проб у спортсменов, потенциально способных одержать победу в крупных турнирах.

Выводы. Установлено, что наиболее эффективными методами с употреблением допинга в современном спорте являются совершенствование процедуры допинг-контроля; активизация антидопинговой пропаганды СМИ и образовательные методики. Совершенствование данных методов и их использование наряду с уже существующими мерами наказания, исключительно повысит эффективность противодействия допингу в спорте. Употребление допингов имеет много частных причин, однако в их основе лежат механизмы нарушения морально-этического и мотивационного компонентов развития личности тренера и спортсмена.

Все вышеизложенное позволяет нам сделать вывод о том, что допинг наносит вред спортивному движению, ставя спортсменов в неравные условия борьбы, порождая многочисленные скандалы на уровне национальных сборных команд и спортивных федераций.

Теоретический анализ научно-методической и специальной литературы показал, что социально-педагогические факторы антидопинговой политики в спорте как отечественными, так и зарубежными учеными системно не рассматривались. Отдельные аспекты антидопинговой политики представлены в научных трудах, которые приведены в списке цитируемой литературы при подготовке статьи.

Результаты статистических данных наглядно свидетельствуют о необходимости дальнейших научных исследований по выработке межведомственных мер противодействия употреблению, распространению и склонению к употреблению допинга, а также программ антидопинговой профилактики и антидопингового образования. Очевидно, необходимо признать приоритетным направлением научных исследований формирование антидопинговой культуры в целом, которое объединит в себе все вышеперечисленные аспекты.

Литература:

1. Андреас Кригер: "Я был чемпионкой Европы" режим доступа: https://www.sport-express.ru/doping/reviews/785558/

2. Бадрак, К. А. Первичная педагогическая профилактика нарушений антидопинговых правил среди спортсменов: автореф. дис.... канд. пед. наук / К. А. Бадрак. - СПб., 2012. - 21 с.

3. Макаров, А. В. Проблема нарушения антидопинговых правил в контексте дисквалификации российских спортсменов / А. В. Макаров, Н. В. Макарова // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: мат. Всеросс. с межд. уч. науч.-практ. конф. В 2 т., Т. 1. - СПб: ФГБУ СПбНИИФК, 2018. -С. 175-179.

4. Макарова, Н. В. Методика тренировки высококвалифицированных легкоатлеток в годичном цикле подготовки после рождения ребенка : монография / Н. В. Макарова, Т. М. Мелихова. - Челябинск, 2018. - 175 с.

5. Российское антидопинговое агентство РУСАДА. Режим доступа : http://rusada.ru/

6. Солдатенков, Ф. Н. Формирование ценностных ориентаций антидопинговой направленности в образовательном процессе студентов вуза физической культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ф. Н. Солдатенков. СГАФКСТ. - Смоленск, 2011. - 19 с.

7. Kennedy, M. C., Lawrence, C. Anabolic steroid abuse and cardiac death. Med J Aust. - 1993, vol.158. - №5. - pp. 346-348.

8. Kierzkowska, B., Stanczyk, J., Kasprzak, J. D. Myocardial infarction in a 17-year-old body builder using clenbuterol. - Circ J. - 2005, vol. 69. - pp.1144 -1146.

Педагогика

УДК 373.1

старший преподаватель кафедры «Технология» Маркова Оксана Ильинична

Педагогический институт

Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова (г. Якутск); педагог дополнительного образования Максимова Эмилия Андреевна

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр эстетического воспитания» «Айылгы» (г. Якутск)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА НАРОДОВ СЕВЕРА

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена новыми требованиями к технологическому образованию и широким интересом к декоративно-прикладному искусству как эффективному средству обучения учащихся. Показана роль декоративно-прикладного искусства народов Севера в технологическом образовании школьников на основе анализа работ якутских ученых по данной проблеме: сформированное в течение тысячелетий декоративно-прикладное искусство народов Севера как форма народной культуры этносов, населяющих республику, обладает значительным педагогическим потенциалом для общего развития детей. Предмет технология существует для передачи молодому поколению не только накопленные знания о материальной культуре, но и богатство умений старшего поколения, которыми веками гордился народ, как ценностью для существования поколений. Декоративно-прикладное искусство содержит сокровенные умения, имевших место в предыдущих поколениях, а так же совершенно новые, современные технологии. В статье поставлены следующие задачи: выделить понятие «технология» в области технологического образования; проанализировать роль декоративно-прикладного искусства в образовательной области «Технология»; представлен философско-психологический анализ трудового воспитания народов Севера. Цель исследования - раскрыть эффективность использования видов декоративно-прикладного искусства в процессе технологического образования школьников.

На сегодняшний день среди основных видов декоративно-прикладного искусства народов Севера можно назвать следующие: пошив национальной одежды, обуви; художественная обработка кости; создание художественных изделий из меха, кожи, конского волоса, сукна и бисера; резьба по дереву; художественная обработка бересты; художественная обработка металла. Это все широко пропагандируется народными мастерами - учителями технологии. В процессе обучения учащихся они опираются на декоративно-прикладное искусство, которое изначально ориентировано на развитие личности ребенка и, в частности, на раскрытие таких качеств, как инициативность, самовыражение, креативность и гибкость мышления. Одна из

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.