Научная статья на тему 'Античная скульптура в редукциях и репликах французских мастеров второй половины XIX века'

Античная скульптура в редукциях и репликах французских мастеров второй половины XIX века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1078
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
античность / скульптура / пластика / редукция / реплика / влияние / Antiquity / sculpture / plastic / reduction / replica / influence

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алина Булгакова

Статья посвящена анализу редукций античной скульптуры из Большого собрания изящных искусств ASG, созданной во Франции во второй половине XIX века. Кроме того, в статье рассматриваются произведения французских скульпторов, созданные под влияние античной пластики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the analysis of reductions of ancient sculpture of a large collection of fine arts ASG, established in France in the second half of the XIX century. In addition, the article discusses the works of French sculptor, created under the influence of ancient sculpture.

Текст научной работы на тему «Античная скульптура в редукциях и репликах французских мастеров второй половины XIX века»

АНТИЧНАЯ СКУЛЬПТУРА В РЕДУКЦИЯХ И РЕПЛИКАХ ФРАНЦУЗСКИХ МАСТЕРОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Алина Булгакова искусствовед, директор МИА ASG

Аннотация: статья посвящена анализу редукций античной скульптуры из Большого собрания изящных искусств ASG, созданной во Франции во второй половине XIX века. Кроме того, в статье рассматриваются произведения французских скульпторов, созданные под влияние античной пластики.

Ключевые слова: античность, скульптура, пластика, редукция, реплика, влияние.

Abstract:The article is devoted to the analysis of reductions of ancient sculpture of a large collection of fine arts ASG, established in France in the second half of the XIX century. In addition, the article discusses the works of French sculptor, created under the influence of ancient sculpture.

Keywords: Antiquity, sculpture, plastic, reduction, replica, influence.

Воспроизведение образцов античной скульптуры в бронзе в XIX веке было широко распространено во Франции. Началом этого процесса можно считать творчество итальянского скульптора Антонио Кановы (1757 - 1822), работавшего в Париже по приглашению Наполеона I и оказавшего заметное влияние на французских мастеров этого времени. Вслед за Кановой античная скульптура с ее культом прекрасного, свободой мысли и господством рационализма над чувственностью в качестве образца для подражания была выбрана многими мастерами. Кроме этого толчком к увлечению античностью послужили сочинения немецкого искусствоведа и основоположника современных представлений об античном искусстве Иоганна Иоахима Винкельмана (1717 - 1768), а также археологические раскопки древних городов - Помпеи и Геркуланума.

Тематика скульптуры неоклассицизма, в основном, носила гражданский и патриотический характер, воспевала отвагу, преданность долгу и воинскую доблесть. Часто изготавливались бюсты, напоминающие изображения римских императоров, а также скульптуры героев и богов Олимпа. Изваяния эти были призваны украшать интерьеры

Антонио Канова Персей с головой Медузы 1801 г.

Музей Пия-Климента, Ватикан

домов, служить идеальным образцом и доставлять безмерное удовольствие смотрящему. При этом скульптуру неоклассицизма часто обвиняли в холодности, тяжеловесности форм, некой формальности, обезличивании образов и излишнем академизме, что не всегда являлось справедливым.

Доказательством может служить знаменитая работа А. Кановы «Персей с головой Медузы». Величавый и гармоничный герой, подобно Давиду с головой Голиафа, держит в вытянутой руке отрубленную голову ужасной медузы Горгоны. Передать внутреннее

^ЦР ВЕСТНИК МЕХОДУНЙРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА

Ю[up искусств

состояние Персея, а также ощущение высокой патетики его подвига скульптору, как ни удивительно, удается путем создания атмосферы глубокого покоя героя. Канове удается избежать ощущения статичности и аморфности, притом что герой не совершает резких движений и не проявляет сильных эмоций торжества или гнева.

Сюжетная тематика скульптуры неоклассицизма во многом повторяла греческую и римскую мифологии, были и откровенные реплики работ античных мастеров. Сам Канова избрал для себя образцом для подражания скульптуру эпохи эллинизма, а именно творчество Праксителя - древнегреческого скульптора IV века до н. э. И неслучайно спокойный и уверенный в себе Персей так напоминает статуи Гермеса или отдыхающего Сатира Праксителя.

Еще более яркое воплощение античность нашла в скульптуре эпохи ампира. Здесь изваяния, выполненные в основном из белого мрамора, носили не менее сдержанный и даже несколько суховатый характер. В построении массивных объемов преобладали строгие и прямые геометрические линии и формы. Особое обаяние скульптуре ампира придавала внушительная, порой подавляющая, сила, призванная олицетворять величие империи.

Наиболее талантливым скульптором первой четверти XIX века являлся Бертель Торвальдсен (1770 - 1844), которого вдохновляло на создание собственных произведений античное искусство и образы героев древности. Среди известных его скульптур -статуя Венеры с яблоком (1805), античного героя Ясона (1803 - 1828), Ганимеда, кормящего Зевсова орла (1818), Гебы (1806) и многих других. Примечательно, что все они хранятся в музее Торвальдсена в Дании.

В 1838 году Торвальдсен создал одну из самых знаменитых своих работ - «Вулкан». Словно непобедимый римский воин с гипертрофированной мускулатурой, бог кузнечного дела изображен не только со своими профессиональными кузнечными атрибутами, но также и с воинскими доспехами, которые он ковал для богов, героев и простых смертных. Как и в случае с Персеем Кановы, лицо Вулкана спокойно и невозмутимо, а динамика композиции обеспечена лишь выставленной вперед ногой бога.

В том же 1838 году произошло знаменательное для всей мировой бронзолитейной промышленности событие, значительно повлиявшее на творчество мастеров второй половины XIX столетия, поскольку именно

Бертель Торвальдсен

Вулкан

1838 г.

Музей Торвальдсена, Копенгаген

бронза, наряду с мрамором, была одним из наиболее популярных материалов для создания скульптурной пластики. В этот год французским изобретателем Ашилем Колла (1795 - 1859) и видным промышленником Фердинандом Барбединни (1810 -1892) был создан особый род машинного гравирования, благодаря которому стало возможным воспроизведение в бронзе всемирно известных скульптурных образцов, хранящихся в музеях Европы и мира [Лувр, Государственный Эрмитаж, Метрополитен, Музей Ватикана]. Позднее они наладили целое производство по изготовлению художественной бронзы, получившее название «Дом Барбединни», продукция которого стала залогом высокого качества. В результате репродукции шедевров скульптуры в бронзе стали доступны многим и обходились недорого. Здесь были созданы редукции (уменьшенные копии) с Венеры Милосской, Аполлона Бельведерского, Лаокоона, Меркурия и многих других прославленных античных памятников. Дом Барбединни занимался не только редуцированием, но и работал с современными ему скульпторами: Антуа-ном-Луи Бари (1795 - 1875), Эмманюэлем Фремье (1824 - 1910), Анри Мишелем Шапу (1833 - 1891) и т.д. По моделям этих мастеров создавались произведения не только в бронзе, но и в мраморе, дереве и эмали. На Всемирной выставке 1851 и 1855 годов продукция дома Колла и Барбединни была удостоена высших медалей.

В Большом собрании изящных искусств ASG хранятся четыре произведения, созданные домом Барбединни: пара канделябров патинированной бронзы, украшенных изображениями Цербера (БСИИ ASG, инв. № 09-1997 (1,2), чаша для карманных вещей с изображением весталки Реи Сильвии с будущими основателями Рима на руках -

Уорикская ваза Литейный дом Фердинанда Барбединни Франция, XIX в. Посеребренная и золоченая бронза, литье, чеканка 24^38 см БСИИ ASG Инв. № 09-3154

Ромулом и Ремом (БСИИ АБС, инв. № 09-3153 (2), а также бюст Дианы де Пуатье, отлитый по модели скульптора эпохи французского Возрождения Жана Гужона (ок.1 51 0-1 520 - ок.1 5631568) «Диана с оленем». Более остальных в контексте рассматриваемой темы нам интересна редукция Уорикской вазы, являющейся копией древнеримской мраморной вазы, найденной на Вилле Адриана близ Тиволи в 1771 году шотландским живописцем и артдилером Гэвином Гамильтоном (1723 - 1798). Ваза получила название по имени последнего ее владельца Джорджа Гревилла Второго графа Уорика (1746 -1816) - племянника и наследника британского дипломата Уильяма Гамильтона (1730 - 1803). Ныне она находится в Коллекции Баррелла в Глазго.

Ваза богато декорирована вакхическим орнаментом, а ее ручки выполнены в виде виноградных лоз, оплетающих горловину. Тулово украшено рельефными мужскими головами и установлено на основание в форме рифленой ножки округлой формы.

Кроме литейного дома Барбединни, редукции с античных памятников во Франции во второй половине XIX века производили также на фабриках Кристофль (Christofl), братьев Сюсс (Susse frères) и Делафонтен (Delafontaine). В частности, на последней была отлита скульптура по модели древнеримской статуи Артемиды из Габий, находящаяся в Большом собрании изящных искусств ASG.

Скульптура «Артемида из Габий» отлита по модели греческой статуи Праксителя. В 345 году до н.э. этот древнегреческий скульптор создал статую Артемиды Брауронии для афинского святилища богини. Повтором данной скульптуры является Артемида из Габий, созданная во времена правления Тиберия (14 - 37 н.э.). Скульптура была найдена в 1792 году все тем же Гэвином Гамильтоном в городе Габий, ныне она хранится в Лувре.

Юная богиня охоты изображена в хитоне. Одной рукой она касается фибулы на плече, ноги обуты в сандалии. Работа из собрания ASG отличается высоким качеством отливки. Все мелкие детали в виде многочисленных драпировок на хитоне и локонов прически богини хорошо прочеканены.

На квадратном основании статуи стоит клеймо: «A.D DELAFONTAINE». Фабрика «^lafontaine» была основана в конце XVIII века Жаном-Батистом-Максимилианом Де-лафонтеном. В XIX веке мастерскую возглавил сын Делафонтена - Пьер-Максимилиан, получавший заказы на оформление королевских резиденций, в частности Лувра. Фирма выпускала продукцию высокого качества и соперничала с домом Барбединни. 6 февраля 1861 года производство было продано. Скульптура из собрания ASG была создана в период управления фабрикой Огюстом-Максимилианом (1813 - 1892) -

внуком Жана-Бати-

^ЦР ВЕСТНИК МЕХОДУНЙРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА

Ю[up искусств

Артемида из Габий Древнеримская скульптура, отлитая по модели Парксителя 14 - 37 н.э. Лувр, Париж

Скульптура отлита по модели древнеримской статуи

Артемида из Габий Франция, вторая половина XIX в. Патинированная бронза, литье, чеканка БСИИ ASG, инв. № 09-4232

ста-Максимилиана. В это время использовалось клеймо с инициалами Делафонтена Младшего, увенчанными звездочкой.

Также по модели статуи мастерской Праксителя был от-

лит еще один предмет мелкой пластики из Большого собрания изящных искусств ASG -скульптурное изображение Диониса.

Франции - от Первой Империи до начала Третьей Республики.

Фигуры богов работы этого мастера спокойны, величественны и полны достоинства. Здесь мы не увидим интенсивной динамики, накала страстей и трагических сюжетов, как, например, у Агесандра Родосского («Лаокоон»), Лисиппа («Геракл, борющийся с Немейским львом») или Скопаса («Менада»). Но и драматические сюжеты не выпадали из внимания скульпторов и литейщиков. Так, большим спросом пользовались редуцированные изображения «Умирающего Галла» - скульптуры, отлитой по модели утраченной греческой статуи конца III века до н.э. Данная композиция, отлитая в бронзе, вероятно, была создана во времена Аттала I Сотера Пергамского в честь победы над галлами. Создатель ее неизвестен. Среди возможных авторов чаще всего называют Эпигона - придворного скульптора Аттала I. «Умирающий галл» была одной из самых популярных и широко репродуцируемых греческих статуй, причем не только в XIX столетии. Наиболее знаменитая из ее копий была обнаружена в начале XVII века во время раскопок виллы Людовизи (Рим) и ныне хранится в Капитолийском музее Рима.

Дионис

Скульптура отлита по модели греческой статуи мастерской Праксителя Франция, нач. XX в.

Патинированная бронза, литье, чеканка; зеленый мрамор (Vert Tinos), полирование Высота 68,5 см БСИИ ASG, инв. № 09-0345

Бог виноделия изображен обнаженным. На его голове - венок из плюща, а на ногах - кожаные сандалии с ремешками. Через левое плечо переброшена козлиная кожа, завязанная в узелки. Сам Дионис неоднократно являлся в облике козла - животного, мясо которого раздиралось на куски и съедалось сырым во время обрядов поклонения этому богу (вакханалии). Интересна поза широкоизвестного опьяненного Диониса: указательный палец правой руки поднят вверх, вправо повернуты и его бедра, при этом левая рука согнута в локте, а ее мизинец игриво отведен в сторону.

Искусство Праксителя было столь популярно в XIX веке, поскольку именно его творения наиболее полно выражали тягу европейских буржуа второй половины столетия к спокойствию и комфорту и при этом олицетворяли величие государственного строя

«Умирающий галл» из Большого собрания изящных искусств ASG являет собой точную и высококачественную редукцию античной статуи. Она укреплена на овальном основании розового мрамора. Левой рукой галл зажимает рану на ноге, правой - упирается в землю. Рядом с ним на земле лежит его оружие, а на шее изображена металлическая гривна - характерный атрибут военачальников галлов.

Однако ни в коем случае нельзя считать, что влияние античной скульптуры на искусство Франции второй половины XIX века ограничивалось лишь производством

Умирающий галл XVII в.

Капитолийский музей, Рим

Умирающий галл

Скульптура отлита по модели

утраченной греческой статуи

кон. III в. до н. э.

Франция, кон. XIX - нач. XX вв.

Патинированная бронза, литье, чеканка;

розовый мрамор (Rose vif des Pyrenees),

полирование

16^23 см

БСИИ ASG инв. № 09-0207

с вскинутой вверх рукой. Однако если в искусстве Древней Греции и Рима прекрасных богинь принято было изображать обнаженными, то в данном случае, в соответствии со строгими канонами нравственности и морали европейцев XIX века, которые зачастую принимали пуританские формы, Юстиция облачена в длинные одежды с элементами военной амуниции.

редукций. Сами мастера-скульпторы этого времени создавали авторские оригинальные произведения, вдохновленные искусством Древней Греции и Рима. Кроме того, популярными темами в скульптуре были анималистка, экзотика стран Африки и Азии, а также, под влиянием общественных и социальных идей, - труд.

В Большом собрании изящных искусств ASG хранится обширная коллекция французской скульптуры второй половины XIX столетия. Есть здесь работы французских мастеров, созданные, несомненно, под влиянием античных образцов. Особо выделяется «Юстиция» - произведение французского скульптора XIX века Жюля Муанье (1835 -1894). Скульптура изображает древнеримскую богиню правосудия Юстицию с ее непременными атрибутами: повязкой на глазах - олицетворением беспристрастия, весами - символом меры и справедливости - и мечом, отождествляющим наказание виновных. У ее ног - змея и книга, символизирующие мудрость. Кроме того, книга - это и свод законов. С изваяниями античных богинь Юстицию работы французского мастера роднит монументальность, классическая красота образа, простота и лаконичность форм и объемов, а также патетичная поза

Еще явственнее влияние эллинизма ощущается в работе «Римский гладиатор», авторство которой приписывается Эдуарду Лормье (1847 - 1919).

Эдуарду Лормье (?) Римский гладиатор Франция, вторая половина XIX в. Патинированная бронза, литье, чеканка Высота 70 см БСИИ ASG Инв. № 09-2417

^ЦР ВЕСТНИК МЕЖДУНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА

iTïup искусств 116

Данная работа поступила в Большое собрание изящных искусств ASG под названием «Галльский гладиатор» без указания авторства. По мнению эксперта французского аукционного дома «David Kahn» Бруно Жансема, скульптура отлита по старой технологии без клейма литейщика. Однако на основании стоит клеймо: «S Omer». Вероятнее всего, это клеймо обозначает название французского города Сент-Омер, расположенного в регионе Нор-Па-де-Кале. Здесь во второй половине XIX века работал скульптор Эдуард Лормье, создававший композиции в основном в историческом и мифологическом жанрах. В ходе исследования были выявлены работы автора, стилистически близкие к рассматриваемой. Отличительными чертами его произведений являются: постановка фигуры с выставленной вперед ногой, динамичные и выразительные жесты рук, небольшие фигурные основания, на которые устанавливается скульптура, а также излюбленный материал Лормье - патинированная бронза с характерной мягкой и матовой фактурой. Все эти признаки мы видим и в данной работе.

Хотя скульптура была атрибутирована как «Галльский гладиатор», есть все основания полагать, что на его голову надет римский шлем с загнутыми полями и выступающим плюмажем. Фигурная форма щита и его небольшой размер также характерны для гладиаторов Древнего Рима. Интересна и поза гладиатора с вытянутой вперед рукой, явно заимствованная у «Боргезско-го борца» - эллинистической мраморной статуи, изображающей воина с мечом. Она была создана в Эфесе около 100 года до н.э. На ее пьедестале указано имя автора -Агасий. Скульптура получила свое название от собрания Шипионе Боргезе на вилле в Пинчо, куда она поступила после раскопок во дворце Нерона в Анцьо-Неттуно. В XVIII - XIX веках образ «Боргезского борца», в особенности его выразительная поза, были столь популярны, что неоднократно копировались скульпторами и художниками разных европейских школ.

Таким образом, античность оказывала значительное влияние на европейское ис-

Боргезский борец Ок. 100 г. до н.э. Высота 199 см Лувр, Париж

кусство со второй половины XVIII века и на протяжении всего XIX столетия. Она определила вектор развития не только для скульптуры, но и для живописи, декоративно-прикладного и интерьерного искусства. Полюбившаяся европейцам за свою гармоничность, совершенство форм и стремление к идеализации образов, античность наполнила изобразительное, а вместе с ним и интерьерное искусство XIX века статуями богов, героев, воинов и античными сосудами. Впервые увиденные жителями Европы в

XVIII - XIX веках античные памятники стали для многих желанными объектами обладания. Возможность иметь копии этих творений в своих домах появилась в середине XIX столетия, когда производство редукций началось в промышленных масштабах. Но еще более важно, что искусство Древней Греции и Рима подвигало не только к прямому копированию и цитированию, но и стимулировало собственное творчество скульпторов

XIX века. Все это вкупе - наследие античного искусства, наложенное на традиции XIX столетия, а также индивидуальная манера мастера - подарило миру немало выдающихся скульптурных творений.

Список использованной литературы:

1. Kjellberg P. Les bronzes du XIXème siècle , Dictionnaire des sculpteurs. - Paris : Les Editions de l'Amateur, 2005. -688 p.

2. www.wikipedia.org

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.