отдельному ее представителю. Характерно, что в семантическом пространстве рассказа автор-повествователь и Марей, которые выражают взгляды самого Достоевского на проблему национальной идентичности, противопоставлены поляку, демонстрируя «всемирную отзывчивость» русских: «Встретил я в тот же вечер еще раз М-цкого. Несчастный! У него-то уж не могло быть воспоминаний ни об каких Мареях и никакого другого взгляда на этих людей, кроме «Je hais ces brigands!». Нет, эти поляки вынесли тогда более нашего!» [5, с. 321].
Таким образом, язык фиксирует этно национальные особенности в концептуализации одних и тех же явлений.
Ф.М. Достоевский в небольшом по объему тексте решает проблемы национального масштаба за счет предельной концентрации и имплицитной передачи смысла. Выражая русскую идею, он «стал нашим культурным ко-
дом, внутренним смыслом языка, «обликом речи». Он существует не только как историческое явление, но и как неотменимый семантический факт. Его невозможно «вычесть» из нашего совокупного опыта...» [2, с. 145].
1. Колесов В.В. Язык и ментальность. СПб., 2004. С. 170.
2. Волгин И. // Октябрь. 2002. № 3. С. 144.
3. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика: курс лекций по английской филологии. Тамбов, 2000. С. 36.
4. Лакофф Дж. Женщины, огонь и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении. М., 2004. С. 118-119.
5. Достоевский Ф.М. Раненое сердце: Повести, рассказы, статьи из «Дневника писателя» / сост. Ю.И. Селезнева. М., 1986. С. 320.
Поступила в редакцию 3.03.2006 г.
АНТИЧНАЯ КОНЦЕПТОСФЕРА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ КОНЦЕПТА «ГРАЖДАНИН»
Е.В.Завьялова
Zavyalova E.V. Ancient sphere of concepts as a way of formation of a structure of a concept «citizen». The article is dedicated to the problem of explication of a concept citizen in the discourse of one of the most famous philosophers of antiquity - Aristotle. Philosopher’s individual sphere of concepts together with the data of the ancient Greek language represent the peculiarities of a structure of a concept citizen in antiquity and enable to draw parallels with the reflection on the analyzed concept nowadays.
Существование современной общественно-правовой науки и соответствующих норм и ценностей в большинстве стран мира сегодня обязано во многом древней философии, берущей начало в Греции. Поэтому истоки гражданственности ведут в глубокую древность.
Концепт гражданин, являющийся одним из центральных явлений гражданской культуры, репрезентирован в древнегреческом языке именем люАлгп? - гражданин, происходящим от люАлд - город, т. е. древнегреческий гражданин - это не что иное, как горожанин. Кроме того, лексема люМтп^ имеет значение «согражданин», говорящее о коллективном начале соответствующего понятия [1]. Можно предположить, что языковая система
древнегреческого языка содержала в своем составе концепт гражданин, обусловленный территориальной принадлежностью и общественным характером.
Обращение к индивидуальной концепто-сфере, в частности, к трудам известных древнегреческих философов показывает гораздо более широкое осознание концепта гражданин в рассматриваемый период. Это не удивительно, так как индивидуальная концептосфера развивается, как правило, гораздо быстрее общенациональной, а лучшие умы нации являются созидателями интернациональной концептосферы. При рассмотрении ранних истоков формирования и развития концепта гражданин нельзя обойти стороной известного древнегреческого филосо-
фа Аристотеля. Написанная им «Этика» содержит мысли о том, каким должен быть человек, живущий и действующий в обществе, образующем государство, т. е. излагаются качества, которыми должен обладать гражданин. Можно предположить, что именно в созданной Аристотелем этике берут начало и так подробно рассматриваются многие морально-этические качества, связываемые нами с образом идеального гражданина в наши дни.
В «Этике» довольно широко раскрывается та часть структуры концепта гражданин, которая формирует его патетику. Прежде всего, это элемент концепта гражданин «добродетель». Репрезентирующая его лексема занимает одно из центральных мест в этике, приобретая широкую семантику и подробное рассмотрение. Добродетели Аристотель разделяет на интеллектуальные (благоразумие, разумность, мудрость) и этические (мужество, щедрость, честь, правосуд-ность, уравновешенность и другие) [2].
Лингвистический подход позволяет увидеть, что внутри структуры концепта гражданин концептуальный элемент «добродетель» содержит некую подструктуру элементов, строящуюся из понятий, формирующих семантическую наполненность лексемы добродетель внутри контекстов этики Аристотеля. Это такие понятия, как разумность, благоразумие, мудрость, мужество, право-судность, щедрость, уравновешенность,
честь и другие.
С этическими воззрениями Аристотеля тесно связана созданная им «Политика», где речь ведется о сути и предназначении таких явлений, как государство, гражданин, власть, политика, закон, равенство, добродетель, формирующих ту часть концептосферы народа, которая составляет парадигму явлений гражданской культуры. Рассматриваемый концепт гражданин получает в «Политике» довольно подробное описание. Определению соответствующего понятия отведен целый раздел. Аристотелевский гражданин - обязательно человек добродетельный, что уже стало явным из анализа этических воззрений философа. При этом в «Политике», по мысли Аристотеля, «. добродетель гражданина заключается в умении властвовать над свободными людьми и быть подвластным» [3].
Таким образом, в контексте «Политики» концепт гражданин по-прежнему имеет в
своей структуре компонент «добродетель», т. е. сохраняет приданную ему в «Этике» патетику. Кроме того, аристотелевский гражданин - это составная часть государства. Автор пишет: «. государство есть совокупность граждан» [3, с. 94], это значит, что соответствующий концепт гражданин имеет в своем составе компонент «государство», обусловливающий его территориальную зависимость.
Включенность в структуру концепта гражданин таких компонентов, как «власть», «политика», «закон», «равенство», доказывается также контекстами употребления соответствующих понятий в «Политике». Исходя из написанного Аристотелем в рассматриваемом произведении, можно предположить, что в античном менталитете концепт гражданин непременно должен содержать в своей структуре элементы «политика», «власть», ведь, по мнению философа, да и на практике, только граждане могут принимать полноценное участие в политической жизни государства. То же самое можно сказать и о принадлежности к структуре концепта гражданин понятий закона и равенства. Очевидно, что если, как определено выше, гражданин - явление политическое, то он обязательно следует законам государства, хотя им подчиняются и категории людей, не имеющих гражданства. Поэтому концепт гражданин имеет в своем составе, наряду с уже выделенными элементами, и элемент «закон», из которого у Аристотеля проистекает равенство граждан.
Из сделанного анализа видно, что концепт гражданин в рассматриваемом произведении раскрывается через довольно большое число элементов, отражающих разные категории понятий, составляющих когнитивные классификаторы «моральные установки» (добродетель, справедливость, благо, равенство), «политическая сфера» (политика, государство, закон, власть).
Совокупность приведенных элементов формирует структуру рассматриваемого концепта в «Политике» и, можно предположить, в менталитете древних греков, так как известно, что творческая авторская мысль -это отражение состояния мысли и жизни общественной на определенном историческом отрезке. Языковые данные фиксируют лишь небольшую часть элементов концепта гражданин, выделенных в дискурсе Аристотеля.
Однако видно, что древнегреческий концепт гражданин, включающий совокупность данных языка и индивидуальной концептосфе-ры, содержал в своем составе компоненты, во многом сходные с современными. Это качественная сторона гражданственности: мужество, добродетель, преданность государству, послушание; политический аспект: политика, государство, власть, закон; правовая сторона: права, обязанности, равенство. Все эти явления общественной жизни ассоциируются с гражданином и сейчас, а его истинность зависит от большей или меньшей репрезентации тех или иных компонентов его структуры в действительности. Это дает возможность предположить, что именно древнегреческая философия и мировоззрение положили начало той системе политико-правовых норм и установок относительно явления гра-
жданственности, которая имеется в современном обществе.
Таким образом, современный концепт гражданин содержит в своем поле компоненты, заложенные в него еще в античные времена, когда начала формироваться общечеловеческая мораль, ставшая фундаментом для развития государственности на начальном этапе развития современной цивилизации.
1. Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. СПб., 1899. С. 1028.
2. Аристотель. Политика. Афинская полития / предисл. Е.И. Темнова. М., 1997.
3. Аристотель. Этика / Аристотель; пер. Н.В. Брагинской, Т.А. Миллер. М., 2002. С. 101.
Поступила в редакцию 2.03.2006 г.
ОСОБЕННОСТИ ПАРАДИГМ ОБРАЗОВ С ЛЕКСЕМОЙ СОЛНЦЕ В ТВОРЧЕСТВЕ М.И. ЦВЕТАЕВОЙ
Т.А. Беспалова
Bespalova T.A. Peculiarities of paradigms of images with lexeme sun in the creative activity of M.I. Tsvetaeva. The article concerns with the basic principals of distinguishing paradigms in the creative activity of M.I. Tsvetaeva, these being the motivation of the development of poetical meanings of the unit sun.
При анализе художественного творчества образность и особенности словоупотребления связываются с представлением о единстве мира, который един в различных проявлениях. Неслучайно, когда рассматривают особенности русской поэзии начала XX в., выделяют «сочетание мифологических, литературных и исторических образов», продолжение мифотворчества внутри уже известных, двойственность как организующий принцип, а также отчетливо видимую связь с поэтической традицией в создании тропов, обрисовывающих мир природы [1].
Нам очень близки данные наблюдения. Н.А. Кожевникова, анализируя традиционные мотивы русской поэзии начала XX в., утверждает принцип дробления центрального образа на серию ему подобных частных и, наоборот, приписывание частным образам обобщенного характера. Этот принцип свя-
зывается, - как пишет автор, - с тем, что «при помощи однотипных слов-образов описывается все мироздание - в тех его составных частях, которые значимы для данного поэта», и наблюдается в творчестве многих поэтов [1, с. 50-51]. Именно эти рассуждения послужили толчком к выдвижению нашей гипотезы: для лирической героини М.И. Цветаевой все мироздание характеризуется при помощи слов, входящих в семантическое поле СОЛНЦЕ, и выражается посредством сближения понятий солнце - мир / мир -солнце.
Это обстоятельство представляется важным ввиду отмечаемого учеными «удаления человеческого сознания от природного мира» и изменения господствующей концептуальной метафоры от человек - природа по направлению к человек - машина [2].