Однако видно, что древнегреческий концепт гражданин, включающий совокупность данных языка и индивидуальной концептосфе-ры, содержал в своем составе компоненты, во многом сходные с современными. Это качественная сторона гражданственности: мужество, добродетель, преданность государству, послушание; политический аспект: политика, государство, власть, закон; правовая сторона: права, обязанности, равенство. Все эти явления общественной жизни ассоциируются с гражданином и сейчас, а его истинность зависит от большей или меньшей репрезентации тех или иных компонентов его структуры в действительности. Это дает возможность предположить, что именно древнегреческая философия и мировоззрение положили начало той системе политико-правовых норм и установок относительно явления гра-
жданственности, которая имеется в современном обществе.
Таким образом, современный концепт гражданин содержит в своем поле компоненты, заложенные в него еще в античные времена, когда начала формироваться общечеловеческая мораль, ставшая фундаментом для развития государственности на начальном этапе развития современной цивилизации.
1. Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. СПб., 1899. С. 1028.
2. Аристотель. Политика. Афинская полития / предисл. Е.И. Темнова. М., 1997.
3. Аристотель. Этика / Аристотель; пер. Н.В. Брагинской, Т.А. Миллер. М., 2002. С. 101.
Поступила в редакцию 2.03.2006 г.
ОСОБЕННОСТИ ПАРАДИГМ ОБРАЗОВ С ЛЕКСЕМОЙ СОЛНЦЕ В ТВОРЧЕСТВЕ М.И. ЦВЕТАЕВОЙ
Т.А. Беспалова
Bespalova T.A. Peculiarities of paradigms of images with lexeme sun in the creative activity of M.I. Tsvetaeva. The article concerns with the basic principals of distinguishing paradigms in the creative activity of M.I. Tsvetaeva, these being the motivation of the development of poetical meanings of the unit sun.
При анализе художественного творчества образность и особенности словоупотребления связываются с представлением о единстве мира, который един в различных проявлениях. Неслучайно, когда рассматривают особенности русской поэзии начала XX в., выделяют «сочетание мифологических, литературных и исторических образов», продолжение мифотворчества внутри уже известных, двойственность как организующий принцип, а также отчетливо видимую связь с поэтической традицией в создании тропов, обрисовывающих мир природы [1].
Нам очень близки данные наблюдения.
Н.А. Кожевникова, анализируя традиционные мотивы русской поэзии начала XX в., утверждает принцип дробления центрального образа на серию ему подобных частных и, наоборот, приписывание частным образам обобщенного характера. Этот принцип свя-
зывается, - как пишет автор, - с тем, что «при помощи однотипных слов-образов описывается все мироздание - в тех его составных частях, которые значимы для данного поэта», и наблюдается в творчестве многих поэтов [1, с. 50-51]. Именно эти рассуждения послужили толчком к выдвижению нашей гипотезы: для лирической героини М.И. Цветаевой все мироздание характеризуется при помощи слов, входящих в семантическое поле СОЛНЦЕ, и выражается посредством сближения понятий солнце - мир / мир -солнце.
Это обстоятельство представляется важным ввиду отмечаемого учеными «удаления человеческого сознания от природного мира» и изменения господствующей концептуальной метафоры от человек - природа по направлению к человек - машина [2].
Известно, что каждый поэтический образ не только обусловлен контекстом, но еще и реализует общие идеи, парадигмы, среди которых более общие являются «языковыми универсалиями», а конкретные - особенностями одной культуры или конкретной языковой личности [3].
Под понятием «парадигма» понимается нами «любой класс лингвистических единиц, противопоставленных друг другу и в то же время объединенных по наличию у них общего признака или вызывающих одинаковые ассоциации» и конкретно лексическая парадигма как «объединение грамматически однородных слов, имеющих семантическую общность» [4]. Но в научной практике данный термин используется в других ситуациях при описании семантических отношений между лексемами и рассмотрении форм выражения этих отношений, когда происходит взаимозамена, подмена конкретных единиц в тексте. Мы имеем в виду следующее: по семантическому сходству общих значений и функций в эти отношения вступают фактически разные слова, но практически в тексте они совпадают или один компонент заменяет другой. Так, например, и этому посвящено дальнейшее описание, Цветаева довольно часто использует вместо лексемы СОЛНЦЕ ее текстовые заместители: закат, восход, заря и другие. Такое явление можно назвать семантической парадигматикой. Чаще всего основным средством ее выражения становится лексика.
В основе семантической парадигматики поэтической речи как акта коммуникации лежит, по мнению О.В. Кондрашовой, с одной стороны, «принцип многообразия словесно-образного воплощения авторской
идеи», а с другой, «принцип разнообразных «прочтений» или индивидуальных ассоциативно-смысловых вариаций одного и того же слова-образа» [5]. Нами принят метод парадигматического представления анализируемого материала в связи с его наглядностью, классификационными возможностями упорядочивания языкового материала. К подобному способу подачи языкового материала в своих работах обращается Н.В. Павлович [3, 6, 7]. Анализ текстов с использованием понятий семантической парадигматики позволяет, на наш взгляд, выявить особенности авторского мировидения и обосновать внутреннее един-
ство этих парадигм, которое заключается в постоянной ассоциативной отнесенности к одной и той же теме, являющейся ключевой в творчестве М. И. Цветаевой: сопоставление солнце - мир.
Исследуя поэтический мир М.И. Цветаевой, мы выделили десять (10) крупных совокупностей солярных парадигм, опираясь на принцип, положенный в основу «Словаря поэтических образов» Н.В. Павлович, где она отмечает, что каждый образ существует в языке не сам по себе, а в ряду других в глубинном смысле сходных образов и вместе с ними реализует некий общий для них смысловой инвариант [6, с. 18]. Перечислим эти парадигмы: солнце - существо®, вещество©, часть тела (соматизмы)®, оружие®, стихия®, круглый предмет®, зрительноцветовые, тактильные характеристики®, одежда®, дуга®, единичный предмет®.
Данные парадигмы реализуют свои значения в разном количестве малых парадигм или инвариантов (используя опыт Н.В. Павлович, которая практически ставит знак равенства между инвариантом и парадигмой как моделью или образцом). Примечательна мысль исследователей о том, что инвариант может не включать основание для сравнения, то есть то, что обычно называется общей семой, и общий признак меняется «от образа к образу» [3, с. 47, 51]. Тем интереснее находить языковые причины появления нового варианта.
В парадигматике лексем с семантикой «солнце» левый член парадигм - тестовая единица солнце (инвариант определенного лексико-семантического ряда заря, рассвет, закат, радуга, восход, загар и др.), а правый член парадигмы - инвариант того, с чем происходит отождествление, даже если это обратная парадигма (что-либо отождествляется с солнцем). Например, солнце (заря, рассвет, сумрак) - вор (тать). Сравним: Руки роняют тетрадь, / Щупают тонкую шею. / Утро крадется как тать. / Я дописать не успею. [8, т. 1, 2, с. 80]; А сумрак крадется, как тать, / Как черная рать роковая [8, т. 1,
2, с. 206]; Скорей, дитя! Рассвет идет, как тать! [8, т. 3, 2, с. 74]. Данная общность заключается в постоянной ассоциативной отнесенности к одной и той же теме.
Отождествление слов в парадигмах осуществляется различными способами. Прямое
отождествление проявляется в логическом отождествлении (Испепели меня, черное солнце - ночь!), в разнообразных синтаксических отношениях (И будут в зареве пустынных зорь / Горбы - болеть, купцы - га-дать<... >), через другие слова опосредованно (Вот воздух гор моих, / Вот острый взор моих / Двух глаз - и красный пых /Костров и зорь моих), в позиционной близости (А над Волгой - заря румяная, / А над Волгой - рай), а также звуковом сходстве (Даждь Бог - чего? - дождя! В самом имени славянского солнца уже просьба о дожде).
Непрямое отождествление в свою очередь реализуется через нарушение морфологических свойств категории числа (солнца), графическое выделение при помощи тире и окказионализм (Зорь-Лазаревна), контекстное сближение и т. д. [3, с. 18, 21-24].
Выделяемые парадигмы мы классифицируем как смешанные и большей частью параллельные, где левый и правый элементы принадлежат разным категориям (свойство, имя, ситуация, действие и т. д.), а также имеющие один и тот же левый член [3, с. 58, 79]: единица СОЛНЦЕ или ее текстовые заместители. Кроме того, мы считаем их ключевыми семантическими парадигмами (термин О.И. Кудашовой), которые также образуются ключевыми словами, вступающими в «различные парадигматические отношения как между собой, так и с другими языковыми единицами» [9]. Парадигмы разграничиваются исследователями как прямые и обратные. Например, единая малая парадигма солнце - профессионал реализуется в инва-
рианте солнце-вор (прямая парадигма): / Утро крадется как тать и инварианте цензор-солнце (обратная парадигма): Нашей поэме / Цензор - заря.
Текстовые единицы с солярной семантикой представляют собой систему общих парадигм и текстовых заместителей, отражающую представление писателя об окружающем мире.
1. Кожевникова Н.А. Словоупотребление в русской поэзии начала XX века. М., 1986. С. 44, 46-49.
2. Пименова М.В., Кондратьева О.Н. // Вопр. когнитивной лингвистики. Тамбов, 2005. № 1. С. 26.
3. Павлович Н.В. Язык образов. Парадигма образов в русском поэтическом языке. М., 2004. С. 2, 14, 52.
4. Языкознание. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд. М., 2000. С. 366.
5. Кондрашова О. В. Семантика поэтического слова (Функционально-типологический аспект.): дис. ... канд. филол. наук. Краснодар, 1998. С. 122
6. Павлович Н. В. Язык образов. Парадигма образов в русском поэтическом языке. М., 1995.
7. Павлович Н.В. Словарь поэтических образов: в 2 т. М., 1999. Т. 1.
8. Цветаева М.И. Собр. соч.: в 7 т. / сост., подгот. текста и коммент. А. Саакянц и Л. Мнухина. М., 1997-1998.
9. Кудашова О.И. Ключевые слова в лирике М.И. Цветаевой: дис. ... канд. филол. наук. Арзамас, 2000. С. 46.
Поступила в редакцию 2.03.2006 г.