Научная статья на тему 'Ансамблевые произведения Г.Г. Белова в репертуаре ДМШ'

Ансамблевые произведения Г.Г. Белова в репертуаре ДМШ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
349
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ансамблевые произведения Г.Г. Белова в репертуаре ДМШ»

выстраиванию драматургии второго плана, т. е. к режиссуре этого отрывка.

Очевидно, что «неправильные» цезуры 1, 4, 6 и 7 группируются в пары 1-7 и 4-6 по признаку статика - динамика. После слов «он» (цезура 1) и «была» (цезура 7) можно до-олго «подбирать» нужные слова-продолжения (время «останавливается»), а вот цезуры 4 и 6 полны напряжённого (пропорционально длительности паузы), едва сдерживаемого (время «бурлит») ожидания перехода к продолжению текста.

Но в том и другом случае пауза «...является предельной формой внутреннего действия, когда внешние средства выразительности исчезают, и сила излучения возрастает»1.

Нарочитые «неправильности» пауз, нарушая монотонность стихотворного размера, заставляют исполнителя (чтеца) энергетически балансировать на грани достоинств прозы и стиха, провоцируют эмфазис, объективно вызывают к жизни силы, обеспечивающие динамическое (жизненно-диалектическое) равновесие «грамматики» и «поэтики». И где тут ремесло, и где искусство? - В единстве!

О.В. Андреева

Ансамблевые произведения Г.Г. Белова в репертуаре ДМШ

Геннадий Григорьевич Белов (р. 1939) - заслуженный деятель искусств РФ, профессор СПбГК им. Н.А. Римского-Корсакова, РГПУ им. А.И. Герцена, СПбГУП, выпускник ЛОЛГК им. Н.А. Римского-Корсакова по классу проф. В.Н. Салманова, продолжатель линии школы Д. Шостаковича в творчестве петербургских поэтов. С 1992 г. Геннадий Григорьевич - профессор кафедры теории музыки Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, с 2002 г. - старший научный сотрудник учебнометодической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена.

В творчестве Геннадия Белова произведения для фортепианного ансамбля занимают важное место. Белов -неоднократный победитель конкурса композиторов International Piano Duo Composition Competition, проводимого МАФД. Г.Г. Белов первый композитор-петербуржец, акцентирующий внимание на редком составе: шестиручном фортепианном ансамбле (терцете). Сюита «Шестью-три» для одного фортепиано в шесть рук. Произведения Г. Белова находятся в репертуаре таких дуэтов, как

1 Чехов М. Литературное наследие: в 2 т. Т. 2. М.: Искусство, 1986. С. 559.

234

Н. Новик и Р. Харажданян, Кира и Игорь Таймановы, «Филармоника» (Н. Катонова и Д. Быстров), «Spectrum-duo» (Н. Лукьянова и М. Климова) и др.

Фортепианный ансамбль как вид камерного музицирования сейчас наиболее востребован. В наше время совместное музицирование даёт импульс к решению многих художественных задач. Фортепианный ансамбль в рамках современного музыкального образования, с точки зрения учебно-методической направленности, позволяет охватить широкий диапазон фортепианной фактуры, развить в учениках стремление к новым познаниям, осваивая оригинальный репертуар, совершенствовать пианистические навыки.

Основная цель работы - это попытка привлечь внимание педагогов ДМШ к творчеству Г.Г. Белова с его новаторским подходом к программным произведениям с присущим им многообразием стилей и форм. Вызывают огромный интерес ансамблевые произведения Г.Г. Белова, такие как альбом «Играем в четыре руки. Восемь детских пьес для фортепиано» (Рукопись), Сюита «Жемчужины японских островов» (Рукопись), «Шестью три» сюита для фортепиано в шесть рук1. Для музыки Г.Г. Белова характерны черты театральности, такие как сценичность, яркость создаваемых образов, выразительность музыкального языка, динамичность. Цикл «Играем в четыре руки. Восемь детских пьес для фортепиано» был написан в 1972 г. Он состоит из пьес разного уровня сложности для средних и старших классов ДМШ. Дуэты могут исполняться учителем и учеником, а также учеником и его сверстником. Произведения данного альбома не связаны общей идеей и могут исполняться в свободной последовательности или выборочно. Обычный дидактический материал трансформируется в живые интересные сценки.

Несомненно, растёт интерес к такой музыке. Дуэт «Упрямые доминанты» прекрасный тому пример. Умело подобранный автором интонационный оборот определяет характер пьесы. «Поиск интонации - главное перспективное направление в сегодняшнем музыкальном творчестве. Она может быть предельно лаконичной -пусть даже один звук. Но этот звук должен быть найден как единственно верный» (А.А. Золотов). Развивая тему театральности в чертах музыки Г.Г. Белова, следует упомянуть о таком термине как «персонаж». Музыкальные темы в рамках звукового пространства заключают в себе полную характеристику образа в единстве внутренних и внешних качеств. Следует обратить внимание на

1 Геннадий Белов «Шестью три» - сюита для фортепиано в шесть рук: сб. СПб.: Композитор, 2012. 18 с.

235

произведение «Цирковая полька». Как верно подмечены автором основные мотивы героев этой пьесы. Исполнители, а в дальнейшем и слушатели с первых нот «попадают» в атмосферу цирка. «Вовлечение слушателя в действо музыки» (Б.В. Асафьев). Музыкальные «диалоги» звучат между равными по значимости партиями. Яркий пример персонификации тематизма - это сюита «Жемчужины японских островов», созданная в 1989 г., состоящая из шести произведений. Композитор взял за основу японский эпос. С этой точки зрения рассмотрим дуэт «Урасима и волшебная черепаха». В японском фольклоре есть вымышленный персонаж Урасима Таро, герой легенды о молодом рыбаке, спасшем черепаху. Черепаха оказалась прекрасной дочерью повелителя морей, её звали Отохимэ. Она пригласила Таро в подводный дворец. Вскоре он попросил разрешения вернуться на берег. Отохимэ дала Таро коробочку и запретила открывать её. Оказавшись в своей деревне и не найдя дома родных он понимает, что прошло 300 лет. В отчаянии он открывает подаренную коробочку, из которой вылетает облачко и улетает, а рыбак мгновенно стареет и умирает. Внимание автора сфокусировано на драматургии. Дуэт интересен сочетанием конструктивности организации музыкального материала и вместе с тем разнообразностью отдельных тем, характеризующих «персонажей» и окружающий их мир природы.

Художественно-образное единство цикла в целостном исполнении. Самобытные, образные пьесы знакомят нас с другой культурой. Но, не все произведения могут быть исполнены детьми, такая задача посильна студентам музыкальных училищ, однако даже слушание этого цикла в исполнении профессионалов производит на аудиторию, в том числе и юную незабываемое впечатление. Темы музыки яркие и понятные. Разложенные аккорды имитируют плеск волн. Красивый гармонический колорит. Следует обратить внимание на дуэт «Весёлый мяч» с эффектными глиссандо, переходящими из одной партии в другую. Четырёхручная партитура уравновешена. Расширение полипластовости фактуры в монотембровом ансамбле привело к созданию терцета за счёт количественного увеличения состава исполнителей. Термин «монотембровость» использован из монографии И.И. Польской, где он был применим как одна из акустических характеристик однофортепианного дуэта (терцета), отражающих степень темброво-фонической однородности. Примером послужит произведение «Шестью три», написанное в 1989 г. для одного фортепиано в шесть рук, получившее II премию на конкурсе композиторов в номинации «музыка для детей», организуемом МАФД в Токио (Япония). В использовании редкого состава -

236

шестиручного фортепианного ансамбля прослеживается стремление композитора представить все многообразие регистровых и тембровых возможностей фортепиано, создание новых условий фактурного баланса. В данном составе четырёхручный дуэт приобретает способность к воспроизведению оркестровых эффектов. Сюита состоит из трёх частей: 1 - «Музыка колоколов», 2 - «Музыка леса», 3 - «Музыка улиц». В основе фактуры произведения «Музыка колоколов» выделяется имитация колокольного звона в сочетании с простой техникой и гармоническим богатством, колористическим ярким звучанием, сочинение весьма выигрышно для концертного репертуара, рекомендуется учащимся и преподавателям классов фортепианного ансамбля в детских музыкальных школах. В представленных произведениях композитор отдаёт приоритет концертной линии развития дуэта, основанной на равноправии партий, преобладании виртуозной пианистической фактуры. В произведениях элементы театрализации, создающие ассоциации, структурированы по-разному. Большое значение уделено ритмической организации.

Использование педагогами произведений петербургского композитора Г.Г. Белова, написанных в жанре фортепианного дуэта - достигшего в наши дни совершенства, ставит перед нами новый, развивающий спектр задач.

Л.В. Казанская

Фортепианная музыка Евгения Рушанского

Евгений Александрович Рушанский (р. 1941) - известный петербургский композитор, автор произведений в разных жанрах, признанный мастер хоровой музыки, детской и эстрадной песни. Его сочинения для фортепиано менее известны, так как в этой области музыки он стал активно работать лишь последние десять лет.

Обращение Рушанского к фортепиано закономерно. Его мать Цецилия Григорьевна Шейвахман была пианисткой. Она окончила Ленинградскую консерваторию в 1936 г. по классу фортепиано у профессоров Н. Голубовской и С. Савшинского. В семь лет Рушанский поступил в Детскую музыкальную школу в класс фортепиано известного педагога Доры Исааковны Мовшович. Мама, опытный концертмейстер, помогала певцам готовить оперные партии и романсы. Сын завороженно слушал классическую музыку, выучивал наизусть целые оперы, что также формировало его будущий музыкально-эстетический идеал: «Мелодия - душа

музыки». В студенческие годы он высказал проницательное

237

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.