обстоятельством, связано наше третье замечание: освоение указанных выше территорий предками современного удмуртского и коми-пермяцкого населения происходит относительно поздно - не ранее конца XIV (Верхнее Прикамье) -конца XV (Чепца) вв., что хорошо документировано письменными источниками. Таким образом, по крайней мере, образование северных диалектов удмуртского языка, в которых выявлены "особые отношения" с южными диалектами коми языка, происходило довольно поздно. Из этого следует, что "особые отношения" хотя бы части северных диалектов удмуртского языка все же, как мне кажется, следует рассматривать в качестве результата вторичных контактов удмуртов и коми.
Высказанные замечания, конечно же, требуют своего дальнейшего осмысления, однако они никоим образом не снижают фундаментального значения тех выводов, к которым в ходе своего исследования пришел С.К. Белых. Полагаю, что монография "Проблема распада прапермской этноязыковой общности" представляет несомненный научный и практический интерес, и может быть рекомендована к использованию в учебном процессе.
Игорь Иванович Кобзев НИИ истории и культуры народов Приуралъя, УдГУ,
Ижевск
АНОНС РУКОПИСИ, ПОДГОТОВЛЕННОЙ К ПЕЧАТИ:
Кобзев И. И. Деревенский Петербург. О сходстве несходного.
Один из крупнейших в мире оружейных центров, а до 1925 года и самый большой в мире населенный пункт, не имеющий статуса города - промышленный Ижевск - рассматривается в этом культурологическом издании не как клише, за которым тянется шлейф стандартных представлений о нем, как о поточном "городе-полигоне", а в парадоксальной роли "деревянного" или "деревенского Петербурга", в котором обитают некие "достоевские" крокодилы. Двойником Ижевска со сходными "петербургско-деревенскими" чертами показан и соседний "заводской Щелкунчик" - Воткинск - родина П. И. Чайковского.
Научно-популярная книга кандидата культурологии, старшего научного сотрудника Игоря Ивановича Кобзева (защита диссертации - о петербургско-московской градосфере в русской провинции - в 1999 году в Петербурге, в Российском педагогическом университете имени А. И. Герцена на кафедре мировой художественной культуры, научный руководитель - М. С. Каган), книга со множеством иллюстраций и солидной библиографией рассказывает о матрицах петербургской культуры в старом Ижевске, причинах их появления (в 1760 и особенно в 1807 гг.) и последующего их разрушения (с 1867 г.).
Книга имеет четкое деление и состоит из введения, трех глав и заключения. В
заключении предложены стратегические проекты выявления и акцентирования старых и создания новых петербургских матриц в градостроительном пространстве Камских городов-заводов - Ижевска и Воткинска (индустриально-ландшафтные Арсенал-парк и Чайковский-парк с воссозданным деревянным ампиром архитектора Дудина, включенным в контекст архитектурных подли-ников, сохранившихся в историческом ядре города, занятом ныне промзоной).
Издание было бы полезно всем, кто интересуется культурными пересечениями и родной историей, в частности градостроителям, в связи с предстоящим строительным бумом, при котором нельзя не учитывать культурологических традиций, прежних связей и индивидуального "духа города", ведь все города в нашей стране на самом деле очень разные, чем они и интересны.
Книга была сдана в издательство УдГУ пятнадцать лет назад, но не издавалась в связи с отсутствием средств (однако часть книги была издана в виде альбома "Ижевские картинки" издательством УдГУ в 2000 г. и давно распродана).
Предыдущая книга-альбом "Ижевские картинки", повествующая о быте самого большого села в мире, хорошо раскупалась не только в Удмуртии, но и, например, в Петербурге. Она принесла прибыль издателям и давно исчезла с прилавков магазинов.
Новая иллюстративная книга, давно подготовленная к печати, стала бы хорошим подарком жителям и гостям Удмуртии к предстоящему 250-летнему юбилею столицы республики.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
ВВЕДЕНИЕ. ВИД С КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ НА НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ Глава I. ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ МАТРИЦЫ ПЕТЕРБУРГА
1. Иж-городок - Петербурга уголок
2. Матрицы западных столиц
3. Город-Левиафан
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МАТРИЦЫ ПЕТЕРБУРГА
1. Город двойного бытия
2. "Стеклянный ребенок "
3. Вьюга, смерть, воскресение
ГЛАВА III. МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МАТРИЦЫ ПЕТЕРБУРГА
1. Старая-престарая сказка
2. Призрак бродит по Ижевску - призрак Крокодила
3. Двойственный символ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ПРОМЗОНА - ТЕРРИТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
ОТЗЫВЫ О КНИГЕ "ДЕРЕВЕНСКИЙ ПЕТЕРБУРГ"
С. А. Фомичев, заведующий пушкинским сектором Пушкинского дома, Петербург.
Книга эта страстная и горькая. "Действительно, колыбель Ижевска, - заключает автор, - представляет собой не кремль или храм на высоком холме, как символ "небесного", алтарного солнца, а заводскую воронку, которая мифологическим сознанием могла осмысливаться как "проглоченное" Преисподней закатное светило (...) И моя задача - воскресить, хотя бы в книге, то, что проглотила черная и ненасытная глотка механического поглотителя света". Надо ли говорить, что такой взгляд на исторические события чрезвычайно актуален. Техницизм (голый практицизм) является тревожной тенденцией нашего времени, агрессивно подавляет духовную культуру и мимикрирует под нее.
Красной нитью через все очерки проходит пушкинская тема. Это вполне естественно: и поразительно богатая событиями и встречами жизнь поэта, и творчество его, поражающее необыкновенным запасом интересов, позволяют без насилия то и дело вспоминать его по разным поводам. Да и "началом всех начал " Пушкин ныне не в последнюю очередь представляется потому, что, как никто другой, он хорошо изучен и давно вплетен в разнообразные культурологические русские мифы. (...)
С рядом культурологических параллелей, проведенных И. Кобзевым, можно было бы и серьезно поспорить. Но это был бы качественно иной спор, который можно отложить до выхода книги, - интересной, умной и актуальной.
Л. Д. Макаров, ведущий специалист по средневековой истории Вятской земли, Удмуртский государственный университет.
Представленная на рецензию рукопись посвящена, казалось бы, неожиданной теме - параллелям в историко-культурном развитии провинциального Ижевска с императорской столицей России - Санкт-Петербургом, трехсотлетие которого отмечается в этом году , и первопрестольной Москвы, имеющей "за плечами" более 8,5 веков истории. (...)
Знакомясь с содержанием ее, лишний раз убеждаешься, что, несмотря на огромные просторы нашей страны, слой интеллигенции был чрезвычайно ограниченным, неспроста ее представители в большинстве своем были знакомы друг с другом. (...)
Попытка представить Арск "стольным градом"удмуртов (каким является наш Ижевск) неудачна. Возможно, М. В. Гришкина права в том, что какая-то часть Арских князей была отатарившейся верхушкой южных удмуртов. Уже одно это выводит их из этнического единства с удмуртами. (...)
И. И. Кобзев подводит черту под исследованием и предлагает свое видение по восстановлению Ижевска как историко-культурного объекта. Представленные в описании наметки весьма интересны и могут стать одним из вариантов архитектурного проекта реконструкции города.
2 Рецензия написана в начале 2003 года.
Пока же совершенно ясно, что пора, наконец, браться за весь наш город всем миром - от государственных органов и заводов до частных предпринимателей и рядовых граждан. Однако совершенно особая роль в этом благородном деле ложится, безусловно, на представителей ижевской интеллигенции.
М. Б. Рупасова, заместитель директора Национального музея Удмуртской Республики им. К.Герда.
На редкость удачным представляется теплое название книги - ''Деревенский Петербург”. Оно привлекает внимание, запоминается и работает на создание нового, не механического бренда города. Название, подкрепляемое архитектурным проектом ''Деревянный ампир”, смонтировано так, что рассчитано на парадоксальность привлекаемых к его пониманию смысловых рядов, выводящих культурные ресурсы унылого, закрытого и скучного города ВПК на гуманитарный уровень - на индивидуальную родственность с неповторимым и всегда единственным Петербургом.
Алексей Владимирович Коробейников
АВТОРЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ:
Коробейников А.В. Новый Иднакар: очерк историко-культурной реконструкции. -Ижевск: НИЦ “Регулярная и хаотическая динамика”, 2006. -246 с.
ISBN 5-93972-579-1 Режим доступа:
http://books.google.щ/books?prmtsec=frontoover&id=Zna5Z6zl8m0C
Представляемое исследование посвящено различным аспектам функционирования средневекового городища Иднакар- племенного центра удмуртов, археологические следы которого обнаружены в окрестностях г. Г лазова.
Прошлое городища представляется читателю в форме научной исторической реконструкции. При этом автор, историк по профессии, полностью порывает с интуитивными или умозрительными построениями, используя для создания многофакторной модели городища базы правил, принятые в естественных и точных науках. Анализ археологических следов с привлечением методов строительной механики, сопротивления материалов, геометрии, баллистики и т.п. позволяет автору получить не только строго обоснованные, но и достоверные результаты, верность которых может быть проверена читателем самостоятельно с калькулятором в руках. Автор книги производит мысленную реконструкцию дерево-земляных сооружений трёх линий обороны городища, излагает методику и результаты расчётов конструктивных параметров былых фортификаций и построек, выдвигает и обосновывает гипотезы относительно социального устройства жителей поселения, предлагает оригинальные способы