Научная статья на тему 'АНОМИЯ КАК НЕСОВЕРШЕНСТВО ОБЩЕСТВА'

АНОМИЯ КАК НЕСОВЕРШЕНСТВО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
26
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНОМИЯ КАК НЕСОВЕРШЕНСТВО ОБЩЕСТВА»

Университета дружбы народов, 2011. - 340с.

2 Гурков И.Б. Инновационное развитие и конкурентоспособность. Очерки развития российских предприятий. - М.: Теис, 2003. - 230с.

3 Кожухар В.М. Инновационный менеджмент. - Изд-во: Дашков и Ко, 2011. - 450с.

4 Понетайкина Л.А. Разработка нового продукта: обоснование, стадии, цены//Проблемы теории и практики управления. - 2010. - N 1. - С. 102-108.

5 Трубилин А.Н. Конкурентоспособность - главный фактор эффективности производства/АПК: Экономика.- 2010. -№12.- С.39-46.

Исаченко Н.Н., к. филос.н., доцент доцент кафедры философии Тюменский государственный нефтегазовый университет Россия, г.Тюмень АНОМИЯ КАК НЕСОВЕРШЕНСТВО ОБЩЕСТВА

Размытость нравственных идеалов, духовно-идеологический вакуум общества, превратное понимание свободы и демократии стали питательной средой для роста многочисленных негативных явлений в современном российском обществе. Вектор ценностных ориентаций постепенно смещается к ценностям индивидуализма, конкуренции, расчетливости.

Традиционные для русского человека понятия «добродетель», «душевность», «взаимовыручка» ... утратили свою ценность и значимость. В обществе, которое все дальше отдаляется от Бога, масштабно распространяются грех, пороки и прочно укореняются в человеческих душах. В умах закладывается искаженное представление о свободе без ограничений.

Такое состояние общества можно охарактеризовать как аномия -болезненное состояние общественной жизни, связанное с утратой значимости социальных ценностей, социальных норм и законов. Аномия -это отсутствие закона, правил поведения; состояние общества, при котором наступает крушение системы регулирования индивидуальных желаний, это падение нравов, разгул преступности.

На данном этапе в обществе ослабевают и постепенно утрачиваются императивы, сформулированные еще И. Кантом. Значительная часть граждан не считает обязательным следовать устоявшимся морально-этическим нормам, традициям. Духовно-нравственные основы общества расшатываются, возрастает значимость материальных ориентаций, продолжает углубляться межпоколенческий конфликт. В результате возникает вакуум, поглощающий правовые, морально-нравственные и другие основы общественного бытия.

Социально - политические изменения, произошедшие за последнее десятилетие, поделили российское общество на множество разных социокультурных групп, группировок, что привело к масштабной маргинализации, сопровождающейся сильным имущественным расслоением. Так, доходы чиновников, руководителей предприятий, вузов совершенно не сопоставимы с доходами научных работников, преподавателей, учителей школ. Российский парадокс заключается в том, что в нашей стране с каждым годом растет количество бедных людей, из числа работающих, имеющих высшее образование, ученую степень, что, соответственно, ведет к нарастанию социального недовольства.

Находясь продолжительное время в состоянии бессилия, усталости, разочарованности, не находя устойчивых жизненных ориентиров, человек впадает в болезненное состояние аномии. Никакие усилия, направленные на преодоление этого состояния не приводят к желаемому результату. Отсутствие возможности выхода из сложившейся ситуации, приводит к формированию неприязни, злобы, зависти, ненависти, которые могут перерасти в месть. Месть формируется у людей от осознания собственного бессилия перед существующим произволом. Эти чувства ведут к состоянию внутреннего ожесточения и саморазрушения личности.

Зависть способна перерастать в ненависть, которая, овладев сознанием индивидов, начинает перерождаться в желание отомстить, отнять, завладеть чужим имуществом. И на этой почве растёт количество преступлений. При этом наблюдается попытка со стороны тех, кто совершает преступления, оправдать свои действия тем, что их заставила нужда идти на преступление.

Мораль и нравственность в современном российском обществе замещаются своеволием, вседозволенностью, беззаконием. В православии это называется точным и емким словом: «грех». Грех - это и нарушение морально-этических правил, норм, установившихся в обществе, и нарушение религиозных заповедей (не убий, не укради).

Представители русской православной церкви утверждают, что в современном обществе фактор греха полностью исчез, а вместо него появилось понятие « многообразие поведения». Думаю, что нельзя ни в коем случае отождествлять понятие «беззаконие» с понятием « многообразие поведения», так как, человек нарушающий закон, заповедь, должен нести ответственность, как перед обществом, так и перед Богом, и никакая философия права не защитит и не оправдает его.

Состояние современного общества можно охарактеризовать и как трансгрессия (трансгрессивность) [1,с.36]. Трансгрессивность- свойство человеческой природы, заставляющее людей стремиться к преодолению препятствий во имя достижения поставленных целей, нарушая устоявшие в обществе стереотипы. В процессе самореализации, самоутверждения трансгрессивность становится психологической потребностью и обретает

негативную направленность. Трансгрессивность проявляется в стремлении переступить черту дозволенного, преодолеть моральные и правовые нормы. Человек для достижения своих целей использует все средства (по Макиавелли: « Для достижения цели все средства хороши»), и может пойти по деструктивному пути, вплоть до совершения тяжкого преступления.

Ф.Энгельс, в своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» отмечал разрушительную роль негативных нравственных свойств индивидов, выраженных в человеческих пороках, которые материализуются в антисоциальных деяниях, которые приводят к глобальным и необратимым общественным изменениям. Он писал: «...Самые низменные побуждения - вульгарная жадность, грубая страсть к наслаждениям, грязная скаредность, корыстное стремление к грабежу общего достояния — являются восприемниками нового цивилизованного классового общества; самые гнусные средства — воровство, насилие, коварство, измена - подтачивают старое бесклассовое общество и приводят его к гибели»[3,с.138].

Освободиться от человеческих пороков сложно, но стремиться к улучшению человеческих отношений, к взаимному примирению необходимо, формируя определённую систему ценностей. В связи с этим, современном обществе остро встает проблема гармонизации общественных, национальных, межличностных отношений.

Великий русский философ В. Соловьев писал о том, что воцарившим в умах и сердцах людей беззаконию и своеволию противостоять и тем более противодействовать очень трудно, поскольку этому мешает сама человеческая природа с лежащей в ее основе темной и злой силой необоримого эгоизма.

В сознании русского народа такое состояние людей рассматривается как болезнь души, которую незамедлительно следует излечить через покаяние с помощью молитвы.

Для решения существующей проблемы, можно опираться на мировой опыт, но следует вернуться назад, к православным истокам, и, вспомнив русские традиции, сориентировать общество на возрождение системы традиционных человеческих ценностей, таких как добродетель, гуманность, справедливость, взаимоуважение людей. Отсутствие способности у человека разграничивать понятия «добро» и «зло» лишает его глубинного смысла жизни.

Проблема выхода из состояния трансгрессивности, аномии сопряжена со сложными, противоречивыми и болезненными процессами. Если в обществе все активнее проявляется воля к трансгрессии, следовательно, у законопослушных граждан должна формироваться воля к организации порядка. В противном случае состояние современного

российского общества может нести угрозу гибели не только русской культуре, но и будущему российской цивилизации.

Использованные источники:

1. Дональд К. Мак-Ким. Вестминстерский словарь теологических терминов. / пер. с англ. - М.: Республика.

2. Митрошенков О.А. Пространство российской духовной культуры: воспитание переменами // Социс.- №11, 2005.

3. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства».-СПб.: Азбука-классика,2009.

Кабашова Е.В., доцент ФГБОУВПО Башкирский ГАУ

Россия, г.Уфа ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ СТАРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ КАК ИНДИКАТОР КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

В широком смысле понятие «уровень жизни населения» представляет собой сложную синтетическую категорию, аккумулирующую все существенные для личности условия существования, уровень развития и степень удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей. Важнейшими составляющими элементами качества жизни выступают стандартные меры экономического благосостояния: доходы и сбережения населения, уровень социального обеспечения и потребления материальных благ и услуг, а также условия труда и занятости, быта и досуга, жилищные условия, состояния здоровья, экологическая и социальная безопасность проживания. В свою очередь, эти показатели влияют на демографические характеристики населения, в том числе, на демографическое старение населения.

Процесс старения населения стал объектом внимания статистиков и демографов еще в конце XIX - первой четверти XX века, а в настоящее время является одной из острых проблем демографического развития страны, так как вызван, в первую очередь, снижением рождаемости населения.

Под старением населения (демографическим старением) понимают неуклонный рост в возрастной структуре доли населения старших возрастов. Старение населения является результатом длительных демографических изменений, сдвигов в характере воспроизводства населения, в рождаемости и смертности и их соотношении, а также, частично, миграции. Различают два типа старения населения:

- Старение снизу, которое является результатом снижения рождаемости.

- Старение сверху, которое является результатом увеличения средней продолжительности предстоящей жизни, уменьшения смертности в старших возрастах в условиях низкой рождаемости. В нашей стране

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.