Научная статья на тему 'Ангаро-Енисейская особая экономическая зона'

Ангаро-Енисейская особая экономическая зона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1217
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Котилко В. В.

Красноярский научно-исследовательский институт геологии минерального сырья выпустил монографию Ю.Н.Захаринского «Ангаро Енисейская особая экономическая зона высоких технологий природопользования: концепция и механизмы создания, прогноз результатов» (Красноярск: КНИИГиМС 156 с.), в которой предлагается экономико-правовой механизм создания системы оптимального природопользования. В ней представлены результаты исследования, посвященные стратегии ускоренного освоения и социально-экономического развития проблемных ресурсных регионов. В качестве объекта исследования выбран Ангаро Енисейский экономический район и в целом Красноярский край, который по разнообразию и богатству природных ресурсов, а также по экономическому потенциалу (в виде ненарушенных природных комплексов) является уникальным территориальным образованием. По ресурсному потенциалу край входит в тройку самых богатых регионов России. По ресурсам цветных металлов, лесу, воде он претендует на звание мирового лидера…

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ангаро-Енисейская особая экономическая зона»

6(33) - 2006

Книжный компас

АНГАРО-ЕНИСЕЙСКАЯ ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА

В.В. КОТИЛКО, доктор экономических наук, академик РАЕН

Красноярский научно-исследовательский институт геологии минерального сырья выпустил монографию Ю.Н.Захаринского «Ангаро-Енисейская особая экономическая зона высоких технологий природопользования: концепция и механизмы создания, прогноз результатов» (Красноярск: КНИИГиМС — 156 с.), в которой предлагается экономико-правовой механизм создания системы оптимального природопользования.

В книге представлены результаты исследования, посвященные стратегии ускоренного освоения и социально-экономического развития проблемных ресурсных регионов. В качестве объекта исследования выбран Ангаро-Енисейский экономический район и в целом красноярский край, который по разнообразию и богатству природных ресурсов, а также по экономическому потенциалу (в виде ненарушенных природных комплексов) является уникальным территориальным образованием. По ресурсному потенциалу край входит в тройку самых богатых регионов России. По ресурсам цветных металлов, лесу, воде он претендует на звание мирового лидера.

К сожалению, комплексное освоение этого региона сдерживается рядом факторов, в частности:

1) недостатком собственных финансовых ресурсов для освоения имеющихся уникальных природных богатств;

2) неразработанностью механизма государственной помощи по привлечению отечественных и иностранных инвестиций, а также технологических инноваций;

3) отсутствием опыта по использованию специальных форм реализации проектов развития, зарекомендовавших себя в мировой практике;

4) нарастанием диспропорций в развитии и уровне жизни исследуемого региона, а также нерешенностью проблем освоения и развития ресурсных территорий. Книга состоит из трех глав. Первая глава посвящена методическим и нормативно-правовым основам привлечения инвестиций и инноваций. Вторая глава ориентирована на мировой опыт создания и функционирования особых экономических зон. В третьей главе отражены основные положения концепции создания Ангаро-Енисейской особой экономической зоны.

Под особой экономической зоной подразумевается часть национальной территории, в которой установлены особый режим управления, льготные условия

экономической деятельности и проводится отличная от общей территории страны таможенная политика.

Особая экономическая зона высоких технологий природопользования имеет следующие специфические особенности:

• понятие ориентировано на наукоемкие, многофункциональные технологии, превышающие по результатам существующий уровень применения;

• в мировой практике высокие технологии активно применяются в микроэлектронике, вычислительной технике, роботостроении, атомном и аэрокосмическом производстве, микробиологической промышленности, информатике, коммуникационной технике, создании новых материалов;

• в России под этим термином понимаются отрасли оборонного комплекса, авиационной, ракетно-космической и радиоэлектронной промышленности, промышленности средств связи, атомного судостроения, научного приборостроения, производства сложного медицинского оборудования, производства композитных материалов и т.п.

За рубежом высокие технологии приравнивают к наукоемким, если доля расходов на НИОКР выше определенного значения. например, министерство торговли США наукоемкими считает отрасли, в которых затраты на НИОКР выше 4,5%.

Ряд исследователей высокие технологии определяют как совокупность информаций, знаний, опыта, материальных средств при разработке, создании и производстве новой продукции и процессов в любой отрасли экономики, превышающий характеристики высшего мирового уровня. Отсюда следует различать понятия «наукоемкая технология» и «высокая технология». Второе понятие ориентирует на приоритетность «прорывного» характера, на различные виды эффектов (экономический, социальный, экологический), а не на объемы и удельные веса средств, затрачиваемых на исследовательские работы.

Под механизмом научно-технологического развития в монографии понимается система взаимоотношений между государством, научно-технической сферой и рыночными силами, которая обеспечивает постоянное совершенствование и обновление технологической вооруженности производства.

Под инструментами региональной инновационно-инвестиционной политики подразумевают:

• налоговые - льготы по региональным налогам, отсрочки,по уплате налогов в региональный бюджет;

• тарифные — льготы по аренде земельных участков; льготы по арендным платежам за пользование государственным имуществом; льготы по тарифам за коммунальные услуги;

• финансовые — льготное кредитование из регионального бюджета; субсидирование процентных ставок по коммерческим кредитам; государственные кредитные гарантии; прямые государственные инвестиции; совместное долевое финансирование проектов и программ;

• инфраструктурные — маркетинговые исследования и проработки; информационно-коммуникационная поддержка; выстовочно-ярмарочная поддержка; содействие в подготовке и переподготовке кадров; передача результатов НИОКР на льготных условиях;

• организационные — госзакупки услуг на региональные нужды; сертификация услуг; содействие экспорту услуг; привлечение к реализации региональных программ; координация структур в сфере сервиса.

Под высокими технологиями природопользования в монографии подразумеваются технологические процесс-инновации для добывающей промышленности, нацеленные на комплексное использование, экономию сырья и поышение экологичности производства.

Особое внимание в книге уделено опыту создания и функционирования особых (свободных) экономических зон в Китае и других странах мира. В особых экономических районах (ОЭР) экспортируется более 50% производимой там продукции. В них иностранные инвесторы пользуются многими таможенными и налоговыми льготами, им предоставлены большие права и полномочия. Это позволило Китаю приобретать самые совершенные виды техники и технологии, заимствовать современные методы управления производством, получать информацию о положении на мировых товарных и финансовых рынках, повышать уровень подготовки своих кадров. Интересно то, что 80% затрат на строительство современнейшей инфраструктуры легло на китайскую сторону. Иностранные инвесторы пришли на готовое и только тогда развернули свою хозяйственную деятельность. Кроме ОЭР в Китае функционируют 14 открытых приморских городов, которым отведена роль посредников на внешнем рынке. Здесь созданы тысячи совместных предприятий. Привлекаемые ресурсы превышают несколько десятков миллиардов долларов США.

В новом районе Пудун (площадью 350 кв. км), расположенном на восточном берегу реки Хуанпу, создается крупнейший центр мировой экономики, финансов и торговли. В этом районе иностранным инвесторам разрешено создавать финансовые организации, магазины, супермаркеты, а также открывать фондовые биржи и выпускать акции. Этот район рассматривается в качестве первого шага к открытию городов вдоль реки Янцзы, что превратит эту полосу в самый крупный по численности населения открытый регион в Китае. Кро-

ме того, в Китае создаются беспошлинные зоны с целью расширения внешнеэкономических связей, а также открываются приграничные города (13) для развития торгово-экономического сотрудничества с соседними странами, среди которых особое место занимают Восточная Сибирь и Дальний Восток России.

Среди целей создания китайских зон, с позиций российских интересов, заслуживают внимания следующие:

• привлечение иностранного капитала, передовой техники и технологии, овладение опытом управления, подготовка национальных кадров;

• увеличение экспортной валютной выручки;

• стимулирование реформы, предварительная «обкатка» ее мероприятий;

• эффективное использование природных ресурсов;

• стимулирование развития экономики страны в целом, передача передовой зарубежной технологии и опыта управления во внутренние районы страны;

• создание «буферов» в связи с возвращением Гонконга (1997 г.) и Макао (1990 г.), а в перспективе и Тайваня;

• мобилизация финансовых возможностей китайской эмиграции;

• обеспечение ускоренного развития тех регионов страны, где находятся спецзоны всех типов.

В России история организации свободных экономических зон (СЭЗ) охватывает следующие этапы:

I этап (конец 1980-х — 1990 г.) — разработана единая государственная концепция свободных зон, которая впоследствии дополнилась различными региональными инициативами (СЭЗ были созданы в Ленинграде, Выборге, Находке, Калининградской, Сахалинской и Читинской областях, в Алтайском крае, Кемеровской и Новгородской областях, г. Зеленограде, Еврейской автономной области);

II этап (начало 1992 г.) — в период либерализации экономики разработанные нормативно-правовые акты потеряли смысл (в силу того, что предпринимательский климат распространялся на все регионы, налоговые службы считали их утратившими силу); к 1994 г. были сделаны шаги по урезанию размеров СЭЗ, формальному переносу на российскую почву примитивных образцов мировой практики, а также усложнению управления ими;

III этап — к 1999 г. стало очевидным, что процесс создания СЭЗ принял политизированный характер; вопросы стали решаться стихийно, без четких критериев и достаточной нормативно-правовой базы, что привело к лишению большинства СЭЗ федеральных преференций; цель стимулирования предпринимательской активности не была достигнута;

IV этап — современный, когда начался процесс переосмысления итогов функционирования СЭЗ в России; сейчас становится очевидной необходимость создания таких условий, чтобы преференциальные режимы применялись не ради раздачи льгот (по предприятиям, отраслям и регионам), а с целью стимулирования новых форм хозяйствования, промыш-

ленного производства, развития внешнеэкономических отношений, обеспечивающих технологический прорыв России в XXI в.

Мировой опыт доказывает, что создание СЭЗ должно и может стать в России одним из эффективных способов привлечения иностранных инвестиций, катализатором реализации инновационных проектов и активизации развития внешнеэкономических связей.

По мнению автора монографии, в Ангаро-Енисейс-кой зоне есть предпосылки для создания экономической зоны высоких технологий природопользования с особым правовым и экономическим статусом. Ангаро-Енисейс-кий регион включает 6 районов (Туруханский, Енисейский, Северо-Енисейский, Кежемский, Богучанский и Мотыгинский) и 4 города (Лесосибирск, Енисейск, Кодинск и Игарка). Сюда примыкают южные районы Эвенкийского АО и частично Таймырского АО. Площадь основных районов, входящих в Ангаро-Енисейскую зону, составляет 19,4% от территории Краснояского края (455 тыс. кв. км), численность населения — 8,1% от численности края (около 239 тыс. чел.). Численность безработных данной зоны составляет 12,8% от численности безработных Красноярского края. Сфера услуг составляет 3,5% от средних показателей по краю.

Для зоны характерен низкий уровень сельского хозяйства. Основную долю продукции производят 10—15 крупных горно-добывающих и лесопромышленных предприятий. 65% инвестиций в основной капитал (от 2,3 млрд руб.) приходится на Кежемский район — на строительство Богучанской ГЭС.

Налоговые доходы районов формируются в основном за счет налога на доходы физических лиц и платежей за пользование природными ресурсами, за исключением Северо-Енисейского района, где 58,5% налоговых доходов формируются за счет налога на прибыль (21%) и платежей за пользование природными ресурсами (37,5%).

Кроме базы лесных ресурсов Ангаро-Енисейский регион рассматривается как крупная база минерального сырья. По марганцу, бокситам, свинцу, цинку, золоту, серебру, магнезиту, тальку, ниобию, титану запасы реги -она составляют от 80 до 100% от запасов Красноярского края, а по запасам углеводородного сырья — до 87%.

По производимой в районе продукции горно-добывающими предприятиями доля Ангаро-Енисейс-кого региона в Красноярском крае подавляющая (по золоту — до 80%, свинцово-цинковому концентрату

— 100%, периклазу — 100%, магнезиту — 100%, тальку

— 100% от объемов производства края).

Наибольший удельный вес среди предприятий горно-добывающей промышленности (более 90%) занимают предприятия золотодобывающей отрасли «ЗАО «Золотодобывающая компания «Полюс», ООО «Соврудник», ООО «Прииск Дражный», ООО АС «Ангара», ЗАО АС «Центральная», АО «САГМК».

Добычей руд и производством концентратов цветных металлов (свинец и цинк) занимается ОА «Горевский ГОК», с последующей поставкой концентрата для переработки на металлургические предприятия Республики Казахстан. Производством золота и периклазовых электротехнических порошков занимается АО «САГМК». АО «Стальмаг» осуществляет добычу магнезита на Верхотуровском месторождении. АО «Ниобий» владеет лицензией на эксплуатацию Татарского месторождения ниобия. Добычу талька с уникальными характеристиками (для выпуска талька высшего сорта для медицинских нужд) осуществляют на Киргитейском месторождении АО «Микротальк».

Осуществляется добыча топливно-энергетических ресурсов для местных нужд в частности:

нефти из 4 скважин Юрубченского месторождения, 2 скважин Пайгинского и 1 скважины Куюмбин-ского месторождения.

Общий вывод, к которому приходит автор монографии, заключается в следующем — значительные объемы запасов и ресурсов полезных ископаемых Ангаро- Ени -сейского региона дают незначительную отдачу.

Основные причины этого кроются в следующем:

1) дефицит долгосрочных кредитов в России;

2) высокая стоимость их привлечения;

3) неразвитость рынков сбыта в стране;

4) низкая инвестиционная привлекательность минеральных ресурсов Нижнего Приангарья: слабая транспортная освоенность; дефицит квалифицированных трудовых кадров; слабая развитость промышленного потенциала региона;

5) низкая степень обеспеченности бюджетов административно-территориальных образований собственными источниками доходов;

6) низкий уровень жизни населения, плохие жилищ-но-бытовые условия жизни, неразвитость медицинского обслуживания, низкая величина реальной зарплаты, высокий уровень преступности;

7) экологические проблемы, в том числе связанные с сохранением качества воды р. Ангара;

8) неразработанность приоритетных направлений государственной политики в отношении освоения региона.

В монографии представлены результаты анализа распределения потенциальной стоимости фондов полезных ископаемых по административно-территориальным образованиям, что позволило в дальнейшем перейти к проблеме инвестиционной емкости районов изучаемой экономической зоны. Среди полученных выводов следует обратить внимание на следующие оценки:

• 89,2% потенциальной стоимости запасов нефти, газа и конденсата региона приходится на южные районы Эвенкийского АО;

• 89,6% потенциальной стоимости фонда угля региона сосредоточена на территории Мотыгинского района; 10,4% — приходится на долю Богучанского района;

• 100% фонда талька расположено на территории Мо-тыгинского района;

• 100% стоимости фонда магнезита расположено на территории Мотыгинского района;

• 88,9% стоимости рудного золота размещено на территории Северо-Енисейского района; 11,1% приходится на долю Мотыгинского района;

• 51,3% стоимости россыпного золота региона приходится на Северо-Енисейский район; 46,6% — на Мотыгинский район; 2,1% — на Богучанский район;

• 78,7% стоимости фонда ниобия региона приходится на Богучанский район; 21,3% — на Мотыгинский район;

• 94,?5 потенциальной стоимости фонда свинца — на Мотыгинский район; 5,2% - на Северо-Енисейский район;

• 51,2% стоимости фонда железных руд приходится на Мотыгинский райн; 4,9%— на Северо-Енисейский; 13,3%

— на Богучанский район; 3,3% — на Енисейский и 27,4%

— на Кежемский район;

• 99% приходится на долю Туруханского района от потенциальной стоимости фонда марганцевых руд. Предлагаемая Концепция создания Ангаро-Енисей-

ской особой экономической зоны высоких технологий природопользования опирается на отраслевые концепции Красноярского края, на программу «Социально-экономическогоразвития края до 2010г.» и Концепцию оптимального (комплексного неистощительного, социально значимого и экологически безопасного) природопользования в Красноярском крае.

Исходные предпосылки разработки Концепции включают следующие позиции:

1) природно-ресурсный потенциал края — основа экологического благополучия , социально-экономического благосостояния и развития края; эффективное использование природных ресурсов может обеспечить высокое качество жизни;

2) в качестве приоритетной проблемы следует рассматривать предотвращение загрязнения воздушного бассейна, водной среды и накопления токсичных, включая радиоактивные отходы; решение экологических проблем в Красноярске, Канске, Норильске, Ачинске, Минусинске;

3) важнейшей предпосылкой решения проблем является решение на федеральном уровне нерешенных проблем по взиманию экологических платежей, а также финансирование краевых экологических программ из бюджета;

4) индекс человеческого развития не соответствует его высокому природному потенциалу, что позволяет ставить задачу повышения доходов на душу населения; улучшения показателей духовного развития и научно-технического потенциала края;

5) в крае (так же, как и в России) предстоит реализовать рентный принцип налогообложения при охране, использовании и воспроизводстве природных ресурсов; ввести экологическую сертификацию продукции и обязательного экологического страхования; разработать принципы экологических платежей, основанных на стимулировании внедрения экологически безопасных технологий производства (а не на нормативах загрязнения).

Кроме того, предстоит разработать условия эффективного природопользования в различных природно-ресурсных зонах края, в частности: провести районирование территории края по типам природной среды; оценить (за исключением особо охраняемых территорий) допустимые пределы вторжения в природную среду производственно-хозяйственной деятельности человека.

Автор монографии считает, что государственная система управления природными ресурсами (как на федеральном, так и на региональном уровнях) громоздка, бюрократична, нестабильна и малоэффективна. В соответствии с предложенной концепцией предполагается:

1) до 2010-2015 гг. обеспечить сохранение и восстановление благоприятной среды обитания человека и биоразнообразия за счет эффективного использования природно-ресурсного и научно-технического потенциалов, опираясь на принципы устойчивости развития края (долгосрочная перспектива);

2) до 2006-2010 гг. обеспечить удвоение (к уровню 2002 г.) ВРП за счет рационального использования природно-ресурсного потенциалов (среднесрочная перспектива).

Для достижения долгосрочных целей предполагается решить следующие основные задачи:

• внедрить в природно-ресурсные отрасли производства эффективные технологии, обеспечивающие высокую добавленную стоимость продукции и ее конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках;

• завершить структурную перестройку экономики края путем ликвидации моносырьевой тенденции развития (медь, никель, алюминий, драгоценные металлы) и обеспечения устойчивого развития на основе эффективной эксплуатации минерально-сырьевых (нефть, газ, уголь, золото, редкие земли, цветные металлы), при соблюдении европейских экономических стандартов всех видов природопользования.

Для создания Ангаро-Енисейской особой экономической зоны высоких технологий природопользования необходимо: разработать федеральный закон; создать «Положение о координационном совете» всех органов федеральной и региональной властей; сформировать научный экспертный совет для обеспечения комплексного развития, использования новейших технологий, соблюдения природоохранных мер и привлечения инвестиций.

Оперативное управление деятельностью особой зоны предлагается передать администрации Ангаро-Енисейской особой экономической зоны, которую должен возглавлять государственный служащий в должности заместителя губернатора.

Завершается эта интересная и многоаспектная монография обоснованием режима деятельности и ожидаемыми результатами от реализации концепции Ангаро-Енисейской ОЭЗ, а также обобщенной моделью оценки эффективности инновационного проекта и прогнозом возможных налоговых поступлений в бюджет края по отраслям недропользования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.