О рациональном природопользовании и эксплуатации ресурсов в
Красноярском крае
А.П. Мохирев, Н.В. Аксенов, О.В. Шеверев
Лесосибирский филиал Сибирского государственного технологического университета
Аннотация: В статье проанализированы основные запасы природных ресурсов, объемы их освоения и инвестиционные проекты по развитию Красноярского края. Подробнее дана оценка лесных ресурсов рассматриваемого региона. Особый акцент делается на проблемы, сдерживающие темпы развития. Выделены главные проблемы лесной отрасли края. По результатам анализа сделаны выводы, в которых указаны основные направления развития региона по освоению и переработке ресурсов региона. Дальнейшая цель структурной перестройки экономики края - это максимальное использование ресурсного потенциала и реализация в качестве ключевого инструмента промышленной политики - кластерный подход и модель инновационного развития.
Ключевые слова: инвестиционный проект, рациональное природопользование, промышленное предприятие, глубокая переработка древесины, лесные ресурсы, лесная инфраструктура, транспортная инфраструктура, Нижнее Приангарье, региональная экономика, эксплуатация ресурсов.
Экономико-географическое положение Красноярского края на севере Азии, удалённость от тёплых океанов и обусловленные этим природные условия затрудняют хозяйственное освоение территории. Красноярский край значительно удалён от наиболее развитых в экономическом отношении центральных районов страны. Исследование состояния и перспектив экономики Красноярского края позволяют утверждать, что её рост и дальнейшее развитие тесно связано с природно-ресурсной направленностью осуществляемых рыночных трансформаций.
Красноярский край располагает уникальными запасами минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, это позволяет утверждать, что природные ресурсы края обладают колоссальным инвестиционным потенциалом. Наиболее известные бассейны и месторождения: угля -Канско-Ачинский, Минусинский, Таймырский; железных руд - Тайское, Абаканское, Ирбинское; свинца и цинка - Горевское. Наибольшую же
ценность представляют возобновляемые лесные ресурсы. Для эффективного природопользования наряду с конкурентными преимуществами края - это довольно богатая база сырьевых ресурсов и наличие сравнительно дешёвой электроэнергии после пуска в эксплуатацию Богучанской ГЭС. Однако имеется и ряд сдерживающих развитие факторов:
- слабо развитая транспортная инфраструктура, что не позволяет решить проблему экономически эффективного освоения колоссальных природных ресурсов Красноярского края, создать условия для ритмичных лесозаготовок, снизить зависимость лесопользователей от погодных условий;
- значительная удалённость внутренних и внешних рынков, большие транспортные расходы делают выпуск далеко не всех видов продукции рентабельным;
- низкая доля переработки продукции;
- недостаточный уровень развития инновационного предпринимательства;
- недостаток квалифицированных трудовых ресурсов.
Решению проблем региона должна способствовать реализация инвестиционного проекта «Комплексное развитие Нижнего Приангарья». Данный проект разработан по заказу Администрации Красноярского края при поддержке Министерства Экономического развития и торговли РФ и узаконен распоряжением правительства от 10 ноября 2007 года. Это один из первых проектов в России, получивший поддержку Инвестиционного фонда Российской федерации. На территории Нижнего Приангарья сосредоточены крупные месторождения золота, серебра, угля, нефти, газа, исландского шпата, бокситов, свинца, меди, железной руды, магнезитов, талька, сурьмы, ниобия, цинка, около 30 миллионов гектар леса. Однако отсутствие транспортной инфраструктуры и дефицит электроэнергии сдерживали развитие региона.
Цели инвестиционного проекта:
- укрепление промышленного потенциала территории на востоке страны (Нижнее Приангарье) на основе создания и развития транспортной и энергетической инфраструктуры;
- освоение природных ресурсов и строительство промышленных объектов на принципах государственно-частного партнёрства.
Реализация проекта в сфере развития инфраструктуры и электроэнергетики приведет к развитию в регионе энергоёмких производств. Прежде всего, это алюминиевый завод в Богучанском районе, целлюлозно-бумажные комбинаты в Богучанском районе и деревоперерабатывающий комбинат в Енисейском районе.
В сентябре 2014 года была запущена первая очередь Богучанского лесоперерабатывающего комплекса ЗАО «Краслесинвест» - лесопильно-сортировочный комплекс. Предприятие оснащено современным зарубежным инновационным оборудованием. Предполагаемые рынки сбыта - юго-восточная Азия и Европа. Богучанский ЛПК является одним из объектов инвестиционного проекта «Комплексное развитие Нижнего Приангарья».
Нефтегазовый комплекс - новый перспективный сегмент краевой промышленности. С вводом в промышленную эксплуатацию в августе 2009 года Ванкорского нефтегазового месторождения отрасль начала играть существенную роль в экономике региона. По итогам 2013 года доля нефтегазового комплекса в структуре промышленного производства края составила 24,3%. Вклад края в общероссийское производство составил около 3% в добыче нефти, 0,33% в добыче газа, и 3% в нефтепереработке.
Объём лесного фонда Красноярского края составляет 160 миллионов гектар, или 70% территории края. Объём расчётной лесосеки составил 77,5 млн.м3, заготовлено же в 2012 г. 13,7 млн.м3 [1, 2]. Освоение в крае составило
17,6%, в то время как по России он составляет 28.5%. Здесь необходимо выделить главные проблемы лесной отрасли края.
1. Слабое развитие лесной инфраструктуры, в особенности обеспеченность региона лесовозными дорогами. Так плотность лесных дорог в СФО составляет 1,4км./1000 га, в Красноярском крае 0,35км./1000 га, в то время как этот показатель в США составляет 10 км./ 1000га, а в Германии 45км./1000 га [3, 4].
2. Несвоевременное и не качественное проведение лесоустроительных работ, что приводит к затруднениям выставления лесных участков на аукционы.
3. Отсутствие на территории края необходимого количества крупных перерабатывающих комплексов. Лишь половина заготовленной древесины перерабатывается на территории края, остальная же часть уходит на переработку, как в другие регионы страны, так и в Китай.
4. Не востребованность лиственной и низкосортной древесины. По экспертным оценкам из-за низкого спроса на лиственную древесину идёт процесс старения мягколиственных пород, увеличение той части древостоев, которая поступает в отпад и сгнивает. Решение вопросов более полного использования лиственной древесины напрямую связано с развитием, прежде всего, таких сегментов лесной промышленности, как плитное производство и биоэнергетика. Из древесины хвойных пород в регионе востребовано лишь пиловочное сырьё и частично балансы для лесозаготовителей, находящихся в зоне деятельности ООО «Енисейкий ЦБК». Это приводит к тому, что до 30% стволовой древесины при разделке остаётся не вывезенной в лесных делянах
[5].
В настоящее время на территории Красноярского края реализуется 9 приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, для реализации которых без проведения аукциона в долгосрочную аренду
переданы лесные участки общей площадью 9,1 млн. га (6% от общей площади лесного фонда края) с общим объёмом ежегодной расчётной лесосеки 18,1 млн. м (23% общей расчётной лесосеки края). Для наиболее эффективного использования лесных ресурсов правительство края разрабатывает стратегию развития лесопромышленного комплекса Красноярского края до 2025 года и принимает меры по переориентации лесозаготовительных предприятий, расположенных на территории края, на внутренний российский рынок с целью обеспечения крупных лесоперерабатывающих предприятий сырьём.
Главная стратегическая цель социально-экономического развития Красноярского края на перспективу до 2020 года состоит в существенном повышении уровня и качества жизни населения края, повышении конкурентоспособности региональной экономики за счёт реализации курса на глубокую переработку природных ресурсов и производство продукции с высокой добавленной стоимостью и на основе инновационного вектора развития и мобилизации человеческого капитала, сконцентрированного на этой территории.
Дальнейшая цель структурной перестройки экономики края - это максимальное использование ресурсного потенциала и реализация в качестве ключевого инструмента промышленной политики - кластерный подход и модель инновационного развития [6, 7].
Выводы:
- реализация рационального природопользования и эксплуатации ресурсов в Красноярском крае возможна только при строительстве дорожной инфраструктуры при поддержке государства [4, 8];
- увеличение поддержки и финансирования инвестиционных, инновационных проектов глубокой переработки ресурсов государственно-частным партнерством [9, 10];
- придание статуса стратегически важного для России развитие нефтеперерабатывающих, деревоперерабатывающих и металлургических производств на территории Красноярского края;
- составление и осуществление государственного заказа по подготовке высококвалифицированных кадров.
Литература
1. Шегельман И.Р., Рудаков М.Н. Рациональное природопользование в свете ресурсной концепции стратегического менеджмента // Север и рынок: формирование экономического порядка. № 40, 2014. С. 186а-188.
2. Шегельман И.Р., Васильев А.С. Анализ путей повышения конкурентоспособности энергетической биомассы // Инженерный вестник дона, 2013, №3 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2013/1769
3. Мохирев А.П., Болотов О.В Проектирование сети лесных дорог на примере предприятий красноярского края: монография. Красноярск: Сиб ГТУ, 2010. 178 с.
4. Мохирев А.П. Обоснование проектирования сети лесных дорог на примере предприятий Нижнего Приангарья: диссертация ... кандидата технических наук: 05.21.01. Красноярск, 2007. 176 с.
5. Рудаков М.Н., Шегельман И.Р. О приложении ресурсной теории к оценке конкурентных преимуществ региона в области рационального природопользования // Инженерный вестник дона, 2014, №1 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2014/2232
6. Шегельман И.Р. Потенциал карельского биоэнергетического кластера // Инженерный вестник дона, 2013, №3 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2013/1751
7. Shegel'man I.R., Kulagin О. I. From the history of the creation of integrated structures in the timber industry of Russia // Перспективы науки. 2011, № 8 (23).
С. 82 -86.
8. Шегельман И.Р., Петухов, Р.А., Щукин, П.О. Ресурсный подход к развитию региональной сети лесовозных дорог // Перспективы науки, 2011. № 11(26). С. 188-191.
9. Медведев С.О. Безруких Ю.А., Алашкевич Ю.Д. Комплексная безотходная переработка древесных ресурсов северных промышленных регионов: монография. Красноярск: СибГТУ, 2013. 173 с.
10. Evangelista R., Vezzani A. The economic impact of technological and organizational innovations. A firm-level analysis // Research Policy 2010. Pp. 1253 - 1263.
References
1. Shegel'man I.R., Rudakov M.N. Sever i rynok: formirovanie jekonomicheskogo porjadka. № 40, 2014. pp. 186a-188.
2. Shegel'man I.R., Vasil'ev A.S. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2013 №3 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2013/1769
3. Mokhirev A.P. Bolotov O.V. Proektirovanie seti lesnyh dorog na primere predprijatij krasnojarskogo kraja [Designing a forest road network on the example of enterprises in the Krasnoyarsk territory]: monografija. Krasnojarsk: SibGTU, 2010. 178 p.
4. Mokhirev A.P. Obosnovanie proektirovanija seti lesnyh dorog na primere predprijatij Nizhnego Priangar'ja [The rationale for designing a forest road network on the example of the Lower Angara region enterprises]: dissertacija ... kandidata tehnicheskih nauk: 05.21.01. Krasnojarsk, 2007. 176 p.
5. Rudakov M.N., Shegel'man I.R. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2014, №1 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2014/2232.
6. Shegel'man I.R. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2013, №3 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2013/1751
7. Shegel'man I.R., Kulagin О. I. Perspektivy nauki. 2011. № 8 (23). pp. 82 -
86.
8. Shegel'man I.R., Petuhov R.A., Shhukin P.O. Perspektivy nauki. 2011. № 11(26). pp. 188-191.
9. Medvedev S.O. Bezrukih Ju.A., Alashkevich Ju.D. Kompleksnaja bezothodnaja pererabotka drevesnyh resursov severnyh promyshlennyh regionov [Integrated waste-free processing of wood resources of the Northern industrial regions]: monografija. Krasnojarsk: SibGTU, 2013. 173 p.
10. Evangelista R., Vezzani A. Research Policy 2010. Pp. 1253 - 1263.