5 (14) - 2007
книжный КОМПАС
ангаро-енисейская особая экономическая зона
В. в. котилко,
доктор экономических наук, академик РАЕн
Красноярский научно-исследовательский институт геологии минерального сырья выпустил монографию Ю. Н. Захаринского «Ангаро-Ени-сейская особая экономическая зона высоких технологий природопользования: концепция и механизмы создания, прогноз результатов» (Красноярск: КНИИГиМС — 156 с.), в которой предлагается экономико-правовой механизм создания системы оптимального природопользования.
В ней представлены результаты исследования, посвященные стратегии ускоренного освоения и социально-экономического развития проблемных ресурсных регионов.
В качестве объекта исследования выбран Ан-гаро-Енисейский экономический район и в целом Красноярский край, который по разнообразию и богатству природных ресурсов, а также по экономическому потенциалу (в виде ненарушенных природных комплексов) является уникальным территориальным образованием. По ресурсному потенциалу край входит в тройку самых богатых регионов России. По ресурсам цветных металлов, лесу, воде он претендует на звание мирового лидера.
Комплексное освоение этого региона сдерживается:
• недостатком собственных финансовых ресурсов для освоения имеющихся уникальных природных богатств;
• неразработанностью механизма государственной помощи по привлечению отечественных и иностранных инвестиций, а также технологических инноваций;
• отсутствием опыта по использованию специальных форм реализации проектов развития, зарекомендовавших себя в мировой практике;
• нарастанием диспропорций в развитии и уровне жизни исследуемого региона, а также нерешенностью проблем освоения и развития ресурсных территорий.
Книга состоит из трех глав. Первая глава посвящена методическим и нормативно-правовым основам привлечения инвестиций и инноваций. Вторая глава ориентирована на мировой опыт создания и функционирования особых экономических зон. В третьей главе отражены основные положения концепции создания Ангаро-Енисей-ской особой экономической зоны.
Под особой экономической зоной подразумевается часть национальной территории, в которой установлен особый режим управления, льготные условия экономической деятельности и проводится отличная от общей территории страны таможенная политика.
Особая экономическая зона высоких технологий природопользования имеет следующие специфические особенности:
• это понятие ориентировано на наукоемкие, многофункциональные технологии, превышающие по результатам существующий уровень применения;
• в мировой практике высокие технологии относятся к микроэлектронике, вычислительной технике, роботостроению, атомному и аэрокосмическому производству, микробиологической промышленности, индустрии, информатике, коммуникационной технике, созданию новых материалов, а также те технологии, в которых непосредственно используют новейшие достижения физики, химии, механики и информатики;
• в России под этим термином понимают отрасли оборонного комплекса, авиационную, ракетно-космическую и радиоэлектронную промышленность, промышленность средств связи, атомное судостроение, научное приборостроение, производство сложного медицинского оборудования, производство композитных материалов и т. п.
За рубежом высокие технологии приравнивают к наукоемким, если доля расходов на НИОКР выше
- 79
определенного значения. Например, министерство торговли США наукоемкими считает отрасли, в которых затраты на НИОКР/продажа выше 4,5 %.
Ряд исследователей высокую технологию определяют как совокупность информаций, знаний, опыта, материальных средств при разработке, создании и производстве новой продукции и процессов в любой отрасли экономики, превышающий характеристики высшего мирового уровня.
Отсюда следует различать понятия «наукоемкая технология» и «высокая технология». Второе понятие ориентирует на приоритетность «прорывного» характера, на различные виды эффектов (экономический, социальный, экологический), а не на объемы и удельные веса средств, затрачиваемых на исследовательские работы.
Под механизмом научно-технологического развития в монографии понимается система взаимоотношений между государством, научно-технической сферой и рыночными силами, которая обеспечивает постоянное совершенствование и обновление технологической вооруженности производства.
Под инструментами региональной инновационно-инвестиционной политики подразумевают:
• налоговые — льготы по региональным налогам, отсрочки, по уплате налогов в региональный бюджет;
• тарифные — льготы по аренде земельных участков; льготы по арендным платежам за пользование государственным имуществом; льготы по тарифам за коммунальные услуги;
• финансовые — льготное кредитование из регионального бюджета; субсидирование процентных ставок по коммерческим кредитам; государственные кредитные гарантии; прямые государственные инвестиции; совместное долевое финансирование проектов и программ;
• инфраструктурные — маркетинговые исследования и проработки; информационно-коммуникационная поддержка; выстовочно-ярма-рочная поддержка; содействие в подготовке и переподготовке кадров; передача результатов НИОКР на льготных условиях;
• организационные — госзакупки услуг на региональные нужды; сертификация услуг; содействие экспорту услуг; привлечение к реализации региональных программ; координация структур в сфере сервиса.
Под высокими технологиями природопользования в монографии подразумеваются технологические процесс-инновации для добывающей промышленности, нацеленные на комплексное
80 -
использование, экономию сырья и повышение экологичности производства.
Особое внимание в книге уделено опыту создания и функционирования особых (свободных) экономических зон в Китае и других странах мира.
В особых экономических районах (ОЭР) экспортируется более 50 % производимой там продукции. В них иностранные инвесторы пользуются многими таможенными и налоговыми льготами, им предоставлены большие права и полномочия. Это позволило Китаю приобретать самые совершенные виды техники и технологии, заимствовать современные методы управления производством, получать информацию о положении на мировых товарных и финансовых рынках, повышать уровень подготовки своих кадров.
Интересно то, что 80 % затрат на строительство современнейшей инфраструктуры легло на китайскую сторону. Иностранные инвесторы пришли на готовое и только тогда развернули свою хозяйственную деятельность.
Кроме ОЭР в Китае функционируют 14 открытых приморских городов, которым отведена роль посредников на внешнем рынке. Здесь созданы тысячи совместных предприятий. Привлекаемые ресурсы превышают несколько десятков миллиардов долларов США.
В новом районе Пудун (площадью 350 кв. км), расположенном на восточном берегу реки Хуанпу, создается крупнейший центр мировой экономики, финансов и торговли. В этом районе иностранным инвесторам разрешено создавать финансовые организации, магазины, супермаркеты, а также открывать фондовые биржи и выпускать акции. Этот район рассматривается в качестве первого шага к открытию городов вдоль реки Янцзы, что превратит эту полосу в самый крупный по численности населения открытый регион в Китае.
Кроме того, в Китае создаются беспошлинные зоны с целью расширения внешнеэкономических связей, а также открываются приграничные города (13) для развития торгово-экономического сотрудничества с соседними странами, среди которых особое место занимают Восточная Сибирь и Дальний Восток России.
Среди целей создания китайских зон, с позиций российских интересов, заслуживают внимания следующие:
1) привлечение иностранного капитала, передовой техники и технологии, овладение опытом управления, подготовка национальных кадров;
2) увеличение экспортной валютной выручки;
3) стимулирование реформы, предварительная «обкатка» ее мероприятий;
4) эффективное использование природных ресурсов;
5) стимулирование развития экономики страны в целом, передача передовой зарубежной технологии и опыта управления во внутренние районы страны;
6) создание «буферов» в связи с возвращением Гонконга (1997 г.) и Макао (1990 г.), а в перспективе и Тайваня;
7) мобилизация финансовых возможностей китайской эмиграции;
8) обеспечение ускоренного развития тех регионов страны, где находятся спецзоны всех типов.
История организации свободных экономических зон (СЭЗ) в России охватывает следующие этапы:
• I этап (конец 1980-х — 1990 г.) — разработана единая государственная концепция свободных зон, которая впоследствии дополнилась различными региональными инициативами (СЭЗ были созданы в Ленинграде, Выборге, Находке, Калининградской, Сахалинской и Читинской областях, в Алтайском крае, Кемеровской и Новгородской областях, г. Зеленограде, Еврейской автономной области);
• II этап (начало 1992 г.) — в период либерализации экономики разработанные нормативно-правовые акты потеряли смысл (в силу того, что предпринимательский климат распространялся на все регионы, налоговые службы считали их утратившими силу); к 1994г. Были сделаны шаги по урезанию размеров СЭЗ, формальному переносу на российскую почву примитивных образцов мировой практики, а также усложнению управления ими;
• III этап — конец 1999 г. — стало очевидным, что процесс создания СЭЗ принял политизированный характер; вопросы стали решаться стихийно, без четких критериев и достаточной нормативно-правовой базы, что привело к лишению большинства СЭЗ федеральных преференций; цель стимулирования предпринимательской активности не была достигнута;
• IV этап — современный, когда начался процесс переосмысления итогов функционирования СЭЗ в России; сейчас становится очевидным необходимость создания таких условий, чтобы преференциальные режимы применялись не ради раздачи льгот (по предприятиям, отраслям и регионам), а с целью стимулирования новых форм хозяйствования, промышленного
производства, развития внешнеэкономических отношений, обеспечивающих технологический прорыв России в XXI в. Мировой опыт доказывает, что создание СЭЗ должно и может стать в России одним из эффективных способов привлечения иностранных инвестиций, катализатором реализации инновационных проектов и активизации развития внешнеэкономических связей.
По мнению автора монографии, в Ангаро-Ени-сейской зоне есть предпосылки для создания экономической зоны высоких технологий природопользования с особым правовым и экономическим статусом.
Ангаро-Енисейский регион включает 6 районов (Туруханский, Енисейский, Северо-Енисей-ский, Кежемский, Богучанский и Мотыгинский) и 4 города (Лесосибирск, Енисейск, Кодинск и Игарка). Сюда примыкают южные районы Эвенкийского АО и частично Таймырского АО.
Площадь основных районов, входящих в Ангаро-Енисейскую зону, составляет 19,4 % от территории Краснояского края (455 тыс. кв. км), численность — 8,1 % от численности края (около 239 тыс. чел.). Численность безработных данной зоны составляет 12,8 % от численности безработных Красноярского края. Сфера услуг составляет 3,5 % от средних показателей по краю.
Для зоны характерен низкий уровень сельского хозяйства. Основную долю продукции производят 10 — 15 крупных горнодобывающих и лесопромышленных предприятий. 65 % инвестиций в основной капитал (от 2,3 млрд руб.) приходится на Кежемс-кий район — на строительство Богучанской ГЭС.
Налоговые доходы районов формируются в основном за счет налога на доходы физических лиц и платежей за пользование природными ресурсами, за исключением Северо-Енисейского района, где 58,5 % налоговых доходов формируются за счет налога на прибыль (21 %) и платежей за пользование природными ресурсами (37,5 %).
Кроме базы лесных ресурсов Ангаро-Енисей-ский регион рассматривается, как крупная база минерального сырья. По марганцу, бокситам, свинцу, цинку, золоту, серебру, магнезиту, тальку, ниобию, титану запасы региона составляют от 80 до 100 % от запасов Красноярского края, а по запасам углеводородного сырья — до 87 %.
По производимой в районе продукции горнодобывающими предприятиями доля Ангаро-Ени-сейского региона в Красноярском крае подавляющая (по золоту — до 80 %, свинцово-цинковому концентрату — 100 %, периклазу — 100 %, магнезиту — 100 %, тальку — 100 % от объемов производства края).
- 81
Наибольший удельный вес среди предприятий горнодобывающей промышленности (более 90 %) занимают предприятия золотодобывающей отрасли «ЗАО «Золотодобывающая компания «Полюс», ООО «Соврудник», ООО «Прииск Дражный», ООО АС «Ангара», ЗАО АС «Центральная», АО «САГМК».
Добычей руд и производством концентратов цветных металлов (свинец и цинк) занимается ОА «Горевский ГОК», с последующей поставкой концентрата для переработки на металлургические предприятия Республики Казахстан.
Производством золота и периклазовых электротехнических порошков занимается АО «САГМК». АО «Стальмаг» осуществляет добычу магнезита на Верхотуровском месторождении. АО «Ниобий» владеет лицензией на эксплуатацию Татарского месторождения ниобия. Добычу талька с уникальными характеристиками (для выпуска талька высшего сорта для медицинских нужд) осуществляют на Киргитейском месторождении АО «Микротальк».
Добыча топливно-энергетических ресурсов осуществляется для местных нужд: нефти — из 4 скважин Юрубченского месторождения, 2 скважин Пайгинского и 1 скважины Куюм-бинского месторождения.
Общий вывод, к которому приходит автор монографии, заключается в следующем — значительные объемы запасов и ресурсов полезных ископаемых Ангаро-Енисейского региона дают незначительную отдачу.
Основные причины этого кроются в следующем:
• дефицит долгосрочных кредитов в России;
• высокая стоимость их привлечения;
• неразвитость рынков сбыта в стране;
• низкая инвестиционная привлекательность минеральных ресурсов Нижнего Приангарья:
• — слабая транспортная освоенность;
• — дефицит квалифицированных трудовых кадров;
• — слабая развитость промышленного потенциала региона;
• — низкая степень обеспеченности бюджетов административно-территориальных образований собственными источниками доходов;
• низкий уровень жизни населения, плохие жилищно-бытовые условия, неразвитость медицинского обслуживания, низкая реальная зарплата, высокий уровень преступности;
• экологические проблемы, в том числе связанные с сохранением качества воды р. Ангара;
82 -
• неразработанность приоритетных направлений государственной политики в отношении освоения региона.
В монографии представлены результаты анализа распределения потенциальной стоимости фондов полезных ископаемых по административно-территориальным образованиям, что позволило в дальнейшем перейти к проблеме инвестиционной емкости районов изучаемой экономической зоны. Среди полученных выводов следует обратить внимание на следующие оценки:
• 89,2 % потенциальной стоимости запасов нефти, газа и конденсата региона приходится на южные районы Эвенкийского АО;
• 89,6 % потенциальной стоимости фонда угля региона сосредоточено на территории Моты-гинского района; 10,4 % — приходится на долю Богучанского района;
• 100 % фонда талька расположено на территории Мотыгинского района;
• 100 % стоимости фонда магнезита расположено на территории Мотыгинского района;
• 88,9 % стоимости рудного золота размещено на территории Северо-Енисейского района; 11,1 % приходится на долю Мотыгинского района;
• 51,3 % стоимости россыпного золота региона приходится на Северо-Енисейский район; 46,6 % — на Мотыгинский район; 2,1 % — на Богучанский район;
• 78,7 % стоимости фонда ниобия региона приходится на Богучанский район; 21,3 % — на Мотыгинский район;
• 94,5 % потенциальной стоимости фонда свинца — на Мотыгинский район; 5,2 % — на Северо-Енисейский район;
• 51,2 % стоимости фонда железных руд приходится на Мотыгинский райн; 4,9 % — на Северо-Енисейский; 13,3 % — на Богучанский район; 3,3 % — на Енисейский и 27,4 % — на Кежемский район;
• 99 % приходится на долю Туруханского района от потенциальной стоимости фонда марганцевых руд.
Предлагаемая Концепция создания Ангаро-Ени-сейской особой экономической зоны высоких технологий пиродопользования опирается на отраслевые концепции Красноярского края, на программу «Социально-экономическогоразвития края до 2010 года» и Концепцию оптимального (комплексного неистощительного, социально значимого и экологически безопасного) природопользования в Красноярском крае.
Исходные предпосылки разработки Концепции включают следующие позиции:
1) природно-ресурсный потенциал края — основа экологического благополучия, социально-экономического благосостояния и развития края; эффективное использование природных ресурсов может обеспечить высокое качество жизни;
2) в качестве приоритетной проблемы следует рассматривать предотвращение загрязнения воздушного бассейна, водной среды и накопления токсичных, включая радиоактивные, отходов; решение экологических проблем в Красноярске, Канске, Норильске, Ачинске, Минусинске;
3) важнейшей предпосылкой решения проблем является решение на федеральном уровне нерешенных проблем по взиманию экологических платежей, а также финансирование краевых экологических программ из бюджета;
4) индекс человеческого развития не соответствует его высокому природному потенциалу, что позволяет ставить задачу повышения доходов на душу населения; улучшения показателей духовного развития и научно-технического потенциала края;
5) в крае (так же, как и в России) предстоит реализовать рентный принцип налогообложения при охране, использовании и воспроизводстве природных ресурсов; ввести экологическую сертификацию продукции и обязательного экологического страхования; разработать принципы экологических платежей, основанных на стимулировании внедрения экологически безопасных технологий производства (а не на нормативах загрязнения).
Кроме того, предстоит разработать условия эффективного природопользования в различных природно-ресурсных зонах края:
• провести районирование территории края по типам природной среды;
• оценить (за исключением особо охраняемых территорий) допустимые пределы вторжения в природную среду производственно-хозяйственной деятельности человека.
Автор монографии считает, что государственная система управления природными ресурсами (как на федеральном, так и на региональном уровнях) громоздка, бюрократична, нестабильна и малоэффективна.
В соответствии с предложенной концепцией предполагается:
1) до 2006 — 2010 гг. обеспечить удвоение (к уровню 2002 г.) ВРП за счет рационального использования природно-ресурсного потенциалов (среднесрочная перспектива);
2) до 2010 — 2015 гг. обеспечить сохранение и восстановление благоприятной среды обитания человека и биоразнообразия за счет эффективного использования природно-ресурсного и научно-технического потенциалов, опираясь на принципы устойчивости развития края (долгосрочная перспектива).
Для достижения долгосрочных целей предполагается решить следующие основные задачи:
• внедрить в природно-ресурсные отрасли производства эффективные технологии, обеспечивающие высокую добавленную стоимость продукции и ее конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках;
• завершить структурную перестройку экономики края путем ликвидации моносырьевой тенденции развития (медь, никель, алюминий, драгоценные металлы) и обеспечения устойчивого развития на основе эффективной эксплуатации минерально-сырьевых (нефть, газ, уголь, золото, редкие земли, цветные металлы), при соблюдении европейских экономических стандартов всех видов природопользования. Для создания Ангаро-Енисейской особой
экономической зоны высоких технологий природопользования необходимо: разработать федеральный закон; создать «Положение о координационном совете» всех органов федеральной и региональной властей; сформировать научный экспертный совет для обеспечения комплексного развития, использования новейших технологий, соблюдения природоохранных мер и привлечения инвестиций.
Оперативное управление деятельностью особой зоны предлагается передать администрации Ангаро-Енисейской особой экономической зоны, которую должен возглавлять государственный служащий в должности заместителя губернатора.
Завершается эта интересная и многоаспектная монография обоснованием режима деятельности и ожидаемыми результатами от реализации концепции Ангаро-Енисейской ОЭЗ, а также обобщенной моделью оценки эффективности инновационного проекта и прогнозом возможных налоговых поступлений в бюджет края по отраслям недропользования.