Научная статья на тему 'Андрагогика в системе последипломного обучения провизоров'

Андрагогика в системе последипломного обучения провизоров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева И. В., Гулимова Т. Е.

В статье показана необходимость использования основных принципов организации процесса обучения взрослых людей (андрагогики) в последипломном обучении провизоров, начиная с проведения семинара по обмену опытом, проверки исходного уровня знаний, формирования учебных групп и кончая защитой курсовых работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григорьева И. В., Гулимова Т. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Андрагогика в системе последипломного обучения провизоров»

© Григорьева И.В., Гулимова Т.Е.|, 2004 УДК 615:[378.148-29

АНДРАГОГИКА В СИСТЕМЕ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРОВИЗОРОВ

И. В. Григорьева, \Т.Е. Гулимова

Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова, г. Рязань,

Кафедра организации и экономики фармации с курсом фармации ФПДО

В статье показана необходимость использования основных принципов организации процесса обучения взрослых людей (андрагогики) в последипломном обучении провизоров, начиная с проведения семинара по обмену опытом, проверки исходного уровня знаний, формирования учебных групп и кончая защитой курсовых работ.

Андрагогика - это теория и практика обучения взрослых людей в контексте непрерывного образования. Непрерывное образование - это систематизированное целенаправленное обучение человека, организуемое на протяжении всей его жизни. Различают первоначальное, или базовое - вузовское (или среднее специальное) профессиональное образование и последующее, последипломное образование. Последипломное образование предполагает развитие полученных и приобретение новых знаний, умений, навыков, качеств (ЗУКНКов), углубление и укрепление мировоззренческих, ценностных ориентаций, раскрытие всех способностей человека в изменяющихся социально-экономических условиях.

Основы профессиональной компетентности дает базовое образование, но компетентность может быть оценена только в процессе практической деятельности, ибо компетентность - это интегральная личностная характеристика, отражающая готовность и способность человека выполнять профессиональные функции в соответствии с принятыми в

обществе на настоящий момент нормативами и стандартами [4].

Общепризнанным считается особо быстрое устаревание знаний в сфере бизнеса, к которой относится и фармация (в течение 2 лет). Как показал анализ нормативных актов, в области фармации устаревание знаний происходит еще быстрее. Развитие фармации происходит настолько быстрыми темпами, что подготовка специалистов часто отстает.

За последний год полностью обновилась нормативная база по вопросам лицензирования деятельности и налогообложения аптечных учреждений, сертификации лекарственных средств, значительные изменения внесены в раздел отпуска лекарственных средств, стандартизации в сфере обращения лекарственных средств, трудовых отношений. Поэтому не только молодые специалисты, но и люди с большим стажем и опытом практической деятельности нуждаются в обновлении знаний в этих областях. Оценка исходного уровня знаний, проводимая по актуализированным тестовым заданиям в первый день обу-

чения, подтверждает этот факт и позволяет каждому слушателю индивидуально определить пробелы в знаниях, что значительно повышает его мотивацию к обучению.

Инновационные методики преподавания в системе последипломного образования предусматривают изменение роли обучающегося и преподавателя. Обучающийся перестает быть пассивным реципиентом информации, ему принадлежит ведущая роль в процессе своего обучения, и он определяет основные параметры обучения (цели, содержание, формы, методы, средства, источники). Преподаватель становится во все большей степени консультантом, наставником и посредником, используя методы обучения, провозглашающие приоритет личной мотивации, критического мышления и умения учиться.

Преподаватели, работающие в системе последипломного образования, должны владеть принципами организации процесса обучения взрослых людей (андрагогическими принципами) [3, 4]:

- приоритет самостоятельного обучения. Самостоятельная деятельность является основным видом учебной работы взрослых обучающихся;

- принцип совместной деятельности обучающегося с обучающим по реализации и оцениванию процесса обучения;

- использование опыта обучающегося в качестве одного из источников обучения, как его самого, так и его коллег;

- индивидуализация обучения, учитывающая опыт, уровень подготовки, психофизиологические и другие особенности обучающегося;

- принцип актуализации результатов обучения, предполагающий безотлагательное применение на практи-

ке приобретенных ЗУНКов;

- принцип развития образовательных потребностей.

Для выполнения своих функциональных обязанностей обучающий (преподаватель) должен владеть определенными умениями, навыками, качествами и нравственными ценностями, что определяет уровень его компетентности.

К основным умениям преподавателя относятся [3]:

- определение образовательных потребностей, мотивационных установок и уровня подготовки обучающихся;

- выявление объема и характера жизненного опыта обучающегося и возможности его использования в процессе обучения;

- выявление психофизиологических особенностей обучающихся;

- создание комфортных психологических условий обучения;

- организация совместной деятельности всех участников в процессе обучения;

- отбор источников, форм, средств и методов обучения;

- обеспечение учебного процесса необходимыми учебно-методическими источниками и средствами обучения;

- коррекция процесса обучения;

- развитие и определение перспектив образовательных потребностей обучающихся.

Эти умения базируются на системе знаний теории и психологии обучения взрослых [1-4] и служат фундаментом собственного обучения, самосовершенствования и профессиональной деятельности. Умения и знания должны быть подкреплены определенными навыками. К ним можно отнести навыки проведения андрагогической диагностики и об-

работки ее результатов, разработки учебно-методических материалов (тестовых программ, блоков ситуационных задач, схем и логических структур и т.д.), практического осуществления преподавания, работы с научной, учебнометодической литературой и нормативно-правовой документацией, работы на компьютере.

Основными качествами преподавателя должны быть [3]:

- терпимость и корректность;

- контактность (коммуникабельность);

- организационные способности и стремление к лидерству;

- доброжелательность и тактичность;

- эмпатия и отзывчивость;

- энтузиазм и артистичность;

- самокритичность и стремление к постоянному самосовершенствованию.

При этом совершенно обязательны гуманистические ценностные ориентации [3]:

- уважение человеческой личности;

- представление о человеке как о самоценном, саморазвивающемся, самоуправляемом субъекте;

- признание и уважение плюрализма жизненных позиций.

Осуществить диагностику типовых

и индивидуальных проблем аудитории позволяет проводимый в первый день обучения семинар по обмену опытом, на котором каждый слушатель получает возможность высказаться по ряду вопросов своей профессиональной деятельности и рассказать об особенностях работы органов управления фармацевтической деятельностью на различных территориях РФ (ценообразование на лекарственные средства, персонифицированный учет лекарственных средств, отпускаемых на льготных условиях и т.д.). Осо-

бое внимание преподаватель уделяет в ходе проведения семинара выявлению индивидуальных психофизиологических характеристик слушателей, жизненного опыта (бытового, социального, профессионального), информированности по актуальным вопросам фармации и доступа к информации в силу выполняемых должностных обязанностей. Каждый выступающий останавливается на трудностях в своей профессиональной деятельности и противоречиях в требованиях нормативных документов, регламентирующих фармацевтическую деятельность и требующих обсуждения, и формулирует свои потребности в обучении. Всю полученную информацию преподаватель, основываясь на андрагогической модели обучения, использует при разработке технологии процесса обучения на данном цикле.

Эффективность обучения на конкретном цикле напрямую связана с рациональным формированием групп. Несовершенство законодательных актов в вопросе соотношения специальностей и должностей в области фармации приводит к ситуации, когда на один цикл зачисляются руководители и сотрудники одного фармацевтического учреждения. В условиях рыночной экономики все больше проявляется зависимость сотрудников от власти руководителя. Наиболее часто авторитет руководителя подавляет активность его подчиненных и в дискуссии участвует только руководитель. Подчиненные не стремятся высказать своего мнения, поделиться опытом, замыкаются, не желая выглядеть «умнее» своего начальника. Иногда руководитель психологически не готов оказаться в роли «ученика» или, недостаточно уверенный в своих знаниях, боится высказаться публично. Это необходимо учитывать при формировании групп,

принимая во внимание также возрастные и психофизиологические особенности и различные образовательные потребности.

Следует уделять внимание при формировании групп такому фактору как стаж работы [4]. На разных этапах профессиональной деятельности ожидания от повышения квалификации у взрослого человека меняются. Например, специалист с небольшим стажем работы заинтересован в приобретении профессиональных знаний, отвечающих требованиям его конкретного рабочего места, т.е. фактически нуждается в дообучении.

Профессионал со стажем около 10 лет ожидает, прежде всего, стимула к развитию творческого потенциала. К этому моменту у многих возникает неосознанная потребность к разрушению сложившихся стереотипов профессионального поведения. В период инновационных преобразований в профессиональной сфере даже опытный специалист нуждается в приобретении умений действовать в ситуациях неопределенности, быть конкурентоспособным.

Человек, имеющий за плечами значительный опыт профессиональной деятельности, испытывает потребность поделиться своими знаниями, умениями с коллегами, ему необходимо предоставить возможность осмысления, обобщения и трансляции своих достижений.

Разные потребности в обучении целесообразно использовать при проведении совместной конференции в конце цикла, например по защите курсовых работ. Курсовая работа - важный этап самостоятельного обучения слушателей. При выборе темы учитываются их познавательные потребности, специфика профессиональной деятельности, жизненный опыт. Для выполнения курсовой работы составлены методические реко-

мендации, содержащие общие указания по выполнению и оформлению курсовых работ, примерную тематику предлагаемых работ со ссылками на литературу, список литературы. Тематика курсовых работ охватывает важнейшие аспекты фармацевтической науки и практики в современных условиях, широко представлены темы по ценообразованию на лекарственные средства, организационному, инновационному, финансовому и стратегическому менеджменту; различным вопросам маркетинга, в том числе формированию спроса и стимулированию сбыта, мерчандайзингу. Работа с литературными источниками позволяет каждому слушателю более глубоко изучить интересующую тему, по-новому осмыслить и обобщить свой профессиональный опыт и донести его до своих коллег. Конференция - это активная форма проведения занятий, поскольку каждому слушателю предоставляется возможность выступить, ответить на вопросы, участвовать в обсуждении и высказать свое мнение.

При проведении семинаров по темам, требующим изучения современных требований к различным видам фармацевтической деятельности в соответствии с новыми Федеральными законами, Постановлениями правительства и Госстандарта, Отраслевыми стандартами, приказами Минздрава РФ, широко используются тестовые задания и ситуационные задачи не с целью контроля, а с целью углубленного изучения тем при наличии у слушателей нормативноправовых документов, схем и логических структур, разработанных преподавателями. После самостоятельной работы слушателей с источниками информации предусмотрено последующее обсуждение. Важно умение преподавателя создать неформальный, основанный на

взаимном уважении, доверии и эмпатии психологический климат, сформировать ситуацию взаимодействия в процессе обсуждения, предоставляя каждому слушателю возможность самовыражения и самоутверждения среди коллег за счет использования профессионального опыта, компетенции и вновь приобретенных знаний. При этом сохраняется ведущая роль преподавателя как основного источника ЗУНКов, лидера и организатора процесса обучения. Он должен способствовать развитию образовательных потребностей, нацеливая на дальнейшее самообучение, в том числе самостоятельное отслеживание изменений в требованиях к различным видам фармацевтической деятельности. Так специалист может считаться компетентным по вопросам рецептурного отпуска лекарственных средств, в том числе и на льготных условиях, только после изучения ежегодно переиздаваемых Списков сильнодействующих и ядовитых веществ Постоянного комитета по контролю наркотиков и Списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утверждаемый Правительством РФ.

От целей обучения и содержания предлагаемого материала зависит выбор образовательной стратегии [4]. Если содержание материала регламентировано, рационально использовать пошаговую стратегию. Для нее характерна последовательная работа с порциями материала

и установление постоянной обратной связи с преподавателем (программированное, модульное обучение).

Обучение, опирающееся на собственный опыт взрослых людей, требует другой стратегии - диалоговой. Диалог, в свою очередь, предполагает обучение культуре коммуникации и организацию групповой деятельности.

Для получения принципиально новых установок целесообразно использовать стратегию погружения в проблему (различные формы имитационного моделирования, тренинги).

Наша работа не охватывает всю проблематику теории обучения взрослых людей и не исчерпывает весь материал, накопленный мировой наукой и практикой. Мы лишь пытались познакомить Вас с основными андрагогическими принципами, которые используем в работе со слушателями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания I Б.Г. Ананьев. - М.: Наука, 1977. - 379 с.

2. Асмолов А.Г. Психология личности I А.Г. Асмолов. - М.: Изд-во МГУ, 1990. -367с.

3. Змеёв С.И. Основы андрагогики I С.И. Змеёв. - М.: ФЛИНТА-НАУКА, 1999. -151 с.

4. Основы андрагогики I Колесникова И.А., Марон А.Е., Тонконогая Е.П. и др.; Под ред. Колесниковой И. А. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240с.

ANDROGOGIC IN THE SYSTEM OF THE POSTGRADUAT E COURSES FOR PHARMACISTS

I.V. Grigoryeva, |T.E. Gulimowa|

The article shows the necessity of using the main principles of the course of study organization for adults (andragogics) in post-diploma education of pharmacists, namely, holding exchange of experience seminar, checking up the initial standard of knowledge, forming students groups and defending course papers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.