АНДРАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ВЫСШЕМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ОБРАЩЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
Р.И. Ягудина, Е.Г. Зеленова, В.Г. Серпик, Д.Г. Карапетян,
С.Б. Курбанова, Н.Г. Голоенко
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научный центр экспертизы средств медицинского применения»
Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва [email protected]
Резюме: В Российской Федерации принята Государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020г.г. Цель программы — обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с перспективными задачами развития общества, экономики, здравоохранения. В период масштабной модернизации системы здравоохранения и фармацевтической отрасли актуальной задачей является обеспечение современного уровня профессиональных знаний специалистов, занятых в сфере обращения лекарственных средств. В статье показана важность формирования системы непрерывного образования (обучения на протяжении всей жизни — life-longlearning) в РФ и ее взаимосвязь с высшим постдипломным образованием специалистов фармацевтической отрасли. На данном этапе велика роль инновационных педагогических технологий (модульный принцип обучения, различные методы дистанционного обучения, практическая направленность образовательного процесса) в процессе обучения квалифицированных специалистов по образовательным программам дополнительного профессионального образования. Проведен социологический опрос слушателей, позволяющий оценить удовлетворенность специалистов имеющимися программами повышения квалификации, выявить предпочтительные для них формы, направления и мотивацию обучения. Проанализированы вопросы по профессионально-андрагогической диагностике слушателей, особенно их отношение к андрагогическим принципам обучения и востребованность повышения квалификации в современных условиях.
Ключевые слова: постдипломное дополнительное высшее профессиональное образование, сфера обращения лекарственных средств, современные методы обучения, андрагогика.
ANDRAGOGICAL APPROACHES IN HIGHER VOCATIONAL PROFESSIONAL EDUCATION FOR EXPERTS IN DRUG CIRCULATION R.I.Yagudina, E.G. Zelenova, V.G. Serpik, D.G. Karapetyan, S.B. Kurbanova, N.G .Goloenko
Federal State Budgetary Institution «Scientific Centre for Expert Evaluation of Medicinal Products» of the Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow
Abstract: The State programme «Education Development» for 2013-2020 has been adopted in the Russian Federation. The goal of the programme is to ensure the high quality ofRussian education in accordance with the perspective tasks of the development of society, economy and health. During a large-scale modernization of the healthcare system and pharmaceutical industry the providing of modern level professional knowledges to specialists engaged in the drug circulation is the actual task. The article shows the importance of creating a system of continuous education (lifelong learning) in the Russian Federation and its relationship with the post-graduate education of pharmaceutical specialists. At this stage the role of innovative pedagogical technologies (modular training, various methods of distance learning, practical orientation of the educational process) during training of qualified specialists in educational programs of additional vocational education is very important. A sociological survey among students to assess satisfaction with specialists available advanced training programs, identify preferred forms, directions and motivation training was conducted. Different aspects of andragogical professional training were reviewed among the post-graduate students, especially their relationship to andragogical principles of teaching and the demand for training in modern conditions.
Key words: additional higher post-graduate professional education, drug circulation sphere, modern methods of teaching, andragogy.
В настоящее время в фармацевтической отрасли Российской Федерации происходит целый комплекс процессов, определяющих рост потребности в квалифицированных специалистах, хорошо знающих нормативные требования и практические аспекты разработки, испытаний и производства лекарственных средств (ЛС). С одной стороны, это усилия государства по стимулированию развития отечественного фармацевтического производства, разработка рос-
сийских инновационных препаратов, импортозаме-щение, с другой — локализация зарубежных компаний. Кроме того, продолжается совершенствование законодательной базы в сфере обращения ЛС, ее гармонизация с международными подходами также требует постоянного обновления знаний специалистов.
Заявленная потребность в поддержании профессиональной квалификации специалистов отражена в Государственной программе (далее — Программа)
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ
«Развитие образования» на 2013-2020 гг., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 года. Одна из целей Программы — обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики [1].
В разделе 1. Общая характеристика сферы реализации Программы указано, что в настоящее время все развитые государства мира реализуют программы формирования системы непрерывного образования (обучения на протяжении всей жизни — life-longlearn-ing). Ведущие страны Евросоюза смогли обеспечить массовое участие взрослого населения в программах обучения и устойчивую положительную динамику в этой сфере. Доля экономически активного населения развитых европейских стран, участвующего в дополнительном профессиональном образовании, достигает 60—70%. В России доля экономически активного населения, участвующего в непрерывном образовании, в настоящее время не превышает 22,4% [1].
Важное значение в связи с этим имеет непрерывное высшее постдипломное образование (дополнительное профессиональное образование) специалистов системы здравоохранения и фармацевтической отрасли по дополнительным образовательным программам, в ходе которого можно обеспечить повышение профессиональных знаний и компетенций по новым модулям, которые не входили в курс вузовского образования пять — шесть лет назад или были представлены в обзорном виде. В системе высшего постдипломного образования происходит переход на образовательные стандарты третьего поколения, при реализации которых намечено значительное увеличение доли практической подготовки специалистов, внедрение модульного принципа обучения, инновационных технологий и методов дистанционного обучения и т.д. [2, 3].
Поскольку по дополнительным образовательным программам обучаются взрослые люди (персонал предприятий-производителей ЛС, научные сотрудники, участвующие в испытаниях, регистрации и экспертизе ЛС, сотрудники российских и зарубежных фармацевтических фирм), то обучение должно осуществляться с учетом их возрастных, социально-психологических особенностей, и должно быть непрерывным и адаптивным [3, 4, 5]. Слушатели программ повышения квалификаций — это люди, обладающие значительным профессиональным и жизненным опытом, соответственно, успешная реализация образовательного процесса данной категории обучающихся не может основываться на традиционной педагогической модели. Все это учитывает современная педагогическая наука — андрагогика (от гр. aner, andros — взрослый мужчина, зрелый муж + ago — веду): отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические и практические проблемы обучения, воспитания и образования взрослого человека
в течение всей его жизни. Андрагогика определяется как наука об обучении взрослых, обосновывающая деятельность взрослых обучающихся и обучающих по организации процесса обучения [5]. Одно из основных начал андрагогики — принцип приоритетности самостоятельного обучения, опора на опыт обучающегося, системность обучения, актуализация результатов обучения [4, 6, 7].
Андрагогические принципы обучения возможно использовать, когда у обучающегося имеется значительный жизненный опыт, профессиональная подготовленность, достаточный уровень самосознания и ответственности, а также мотивация обучения — постановка определенной конкретной цели: достичь более высокого профессионального и социального статуса.
Следовательно, чтобы практически использовать эти принципы, необходима значительная предварительная подготовка — составление программ обучения, создание учебно-методических комплексов, разработка обучающих компьютерных программ. Основной смысл этого принципа — опора на личный профессиональный опыт и максимальное его использование. Следует сказать, что это весьма непростая задача, так как при этом должен быть достигнут оптимальный баланс между теоретической частью и практическим наполнением, позволяющим раскрыть как достижения, так и проблемные зоны профессиональной деятельности.
Способность к постоянному наращиванию квалификации и уровня профессиональной компетентности в рамках некогда приобретенной профессии или приобретаемой новой — необходимое качество современного специалиста. Направления, виды, формы образования, ориентированные как на повышение профессиональной компетентности специалиста, так и на его личностное развитие, четко обозначены в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012 г., который вступил в действие с 1 сентября 2013 года [3, 7]. Человек, имеющий за плечами значительный опыт профессиональной деятельности, испытывает не только потребность поделиться своими знаниями, умениями с коллегами [7], но и получить теоретические знания о новых инновационных технологиях, которые так активно внедряются в здравоохранение, в сферу обращения лекарственных средств. Известно, что сфера обращения лекарственных средств и организация лекарственного обеспечения населения качественными лекарственными препаратами предполагает решение целого ряда последовательных задач, а именно, организация производства лекарственных препаратов на всех предприятиях фармацевтической отрасли в Российской Федерации по стандарту GMP, обеспечение доклинических и клинических испытаний ЛС по международным правилам с использованием инновационных медицинских технологий, изучение
100%
80%
60%
40%
20%
0%
111
2011 2012 2013(1
■ Административная (управление) полугодие) Регистрация и сертификация ЛС
действующей нормативно правовой базы, организационной структуры системы доведения ЛС до потребителя, фармакоэкономики и фармакоэпидемиологии, тенденций развития отрасли, планирование и моделирование наиболее оптимальной системы лекарственного обеспечения, адекватной поставленным в этой области целям.
В центре образовательных программ ФГБУ «НЦЭСМП» Минздрава России в 2011—2012, 2013 (1 полугодие) гг. в социологическом исследовании участвовали слушатели программ повышения квалификации «Правила организации производства и контроля качества лекарственных средств — GMP», «Правила организации и проведения доклинических исследований лекарственных средств — GLP», «Правила организации и проведения клинических исследований — GCP», «Экспертиза и регистрация лекарственных средств».
Из данных, представленных на рис. 1 следует, что в течение этого периода наибольший интерес к программе повышения квалификации и семинарам проявляли слушатели, в чьи должностные обязанности входит регистрация и сертификация ЛС: их доли от всех анкетируемых составили в 2011, 2012 и первой половине 2013 года 44%, 30% и 43% соответственно. В пределах от 20% до 24% за наблюдаемый временной период составила доля слушателей, занимающихся контролем качества ЛС и валидацией. Доля анкетируемых, ответственных за проведение доклинических и клинических испытаний ЛС, от общего числа посетивших программы повышения квалификации и семинары в 2011 году была 16%, в 2012 году — 12%, а по итогам первой половины 2013 года — 18%. Слушателей, работающих на производстве ЛС в 2011 году было 13%, в 2012 году и в первой половине 2013 года — 15% от общего числа анкетируемых за год. Доля специалистов административной сферы, принявших участие в программах повышения квалификации и семинарах, в 2011 году составляла 4%, в 2012 году — 8%, а в первой половине 2013 года — 5%.
С позиции видов деятельности организаций, в которых работали респонденты (рис. 2), наибольшей долей характеризовались производители ЛС, сотрудниками которых в 2011 году было 57% слушателей, в 2012 — 69%, а в первой половине 2013 года — 54%. Слушатели из представительств фармацевтических компаний в 2011 году составляли 26% от общего числа анкетируемых, в 2012 году — 20%, а в первой половине 2013 года — 22%. В 2011 году и первой половине 2013 года доля сотрудников НИИ составляла 8%, а в 2012 году — 3%. Из представленных на рисунке данных следует, что в 2011 и первой половине 2013 года слушатели, являющиеся сотрудниками компаний-дистрибьюторов, составляли 5% от общего числа анкетируемых, а в 2012 году — 3%.
По итогам анкетирования за наблюдаемый период (рис. 3) было установлено, что доля слушателей мо-
Рис. 1. Распределение респондентов в зависимости от занимаемой должности
100%
80%
60% V'
40% ^
20%
0%
2011
■ Представительство
2012 2013(1
ПР0ИЭвдаЩцие)
Рис. 2. Распределение респондентов в зависимости от вида деятельности их предприятий
60%
40% .
20%
0%
201
■ до 30 лет от 41 до 50 лет
■ .
2012 2013(1
от 31 до 40 лет полугодие) 51 год и старше
Рис. 3. Результаты сравнения показателей распределения респондентов по возрасту
ложе 30 лет в 2011 году и первой половине 2013 года составила около 31%, а в 2012 году было отмечено сокращение этой возрастной группы до 23%. Самая «юная» группа была представлена слушателями программы повышения квалификации «Экспертиза и регистрация лекарственных средств» в июле 2013 года, где 50% слушателей были в возрасте до 30 лет. Возрастная группы 31—40 лет была самой многочисленной и на протяжении всех 2,5 лет наблюдения составляла 32%. Также постоянным значением 23% характеризовалась группа слушателей в возрасте от 41 до 50 лет. Было отмечено существенное увеличение доли респондентов старше 51 года, составившей в
2012 году 22%, тогда как в 2011 году и первой половине 2013 года, она не превышала 14%.
Показатель, характеризующий среднее значение общего стажа в области обращения ЛС составил 11 лет.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ
Учитывая данные анкет, следует, что циклы повышения квалификации каждый год повышают качество знаний специалистов, занятых на производстве, в области регистрации ЛС, что подтверждается увеличением среднего стажа занимаемой должности респондента в изучаемый период времени.
На данных обучающих программах НЦЭСМП используются андрагогические принципы повышения квалификации специалистов, занятых в сфере обращения ЛС:
■ приоритет самостоятельности обучения;
■ совместная деятельность слушателя с преподавателем и другими слушателями по реализации, оценке и коррекции повышения квалификации;
■ профессиональный опыт слушателя в сфере обращения ЛС;
■ индивидуализация обучения (основные элементы самостоятельной работы слушателя определяются исходя из профессионального опыта и должностных обязанностей);
■ системность обучения — обеспечение логического соответствия целей, функционального содержания, форм, средств и методов повышения квалификации;
■ актуализация результатов обучения, т.е. возможность непосредственного применения полученных в процессе повышения квалификации знаний и умений в реальной профессиональной деятельности [4, 5, 8].
Проведенные нами социологические исследования подтвердили высокую востребованность дополнительных образовательных программ по темам, затрагивающим сферу обращения лекарственных средств: производство качественных и безопасных ЛС по стандарту GMP, доклинические и клинические испытания лекарственных препаратов в соответствии с правилами GLP и GCP, и особенно современные требования к экспертизе и регистрации ЛС в России.
Используемая при социологическом опросе анкета содержала не только структурно-организационные блоки вопросов, позволяющие оценить удовлетворенность специалистов, имеющимися программами повышения квалификации, выявить предпочтительные для них формы, направления и мотивацию обучения, также в анкету были введены вопросы по профессионально-андрагогической диагностике специалистов — их отношение к инновационным методам обучения и проблемам самостоятельности, самоконтроля обучаемого, взаимоотношениям обучающих и обучающихся, активной позиции обучающихся в образовательном процессе. Отношение слушателей программ повышения квалификации к дистанционному обучению, моделированию практических ситуаций, и интерактивному тестированию по основным учебным вопросам.
Приоритет самостоятельности обучения слушателей относится к одному из основных принципов
андрагогики. Важно выяснить до начала конкретной программы, что хотели бы услышать на лекциях и практических занятиях слушатели, которые сами уже являются специалистами в своей отрасли.
При анализе и оценке вопроса о частоте обучения специалистов по программам постдипломного профессионального образования было показано, что 78% респондентов периодически посещают циклы повышения квалификации. Из них основную часть (40%) составили слушатели, которые на момент анкетирования прошли обучение 1-2 раза, 23% респондентов обучались 2-3 раза и 15% специалистов — 5 и более раз. Впервые проходили обучение по программе дополнительного профессионального образования 22% слушателей.
Результаты сравнения по количеству пройденных курсов у респондентов 2011 и 2012 гг. показывают стабильно высокую (75% и 78% соответственно) заинтересованность в повышении профессиональной компетенции. Однозначно, что данный аспект обусловлен высокой мотивацией для удовлетворения собственных потребностей.
При анализе форм дополнительного постдипломного образования, по которым повышали свой профессиональный уровень специалисты до обучения по дополнительным образовательным программам ФГБУ «НЦЭСМП» Минздрава России, было выявлено, что 25% респондентов проходили повышение квалификации в объеме 144 часа и более, 21% слушателей обучались по интенсивным программам, 6% слушателей проходили стажировки. Очень многие занимались самообразованием (32% респондентов) и только 6% специалистов участвовали в образовательных мероприятиях с использованием интерактивных программ и дистанционных технологий.
В процессе дальнейшей обработки данных анкетирования нами было установлено, что 77% слушателей имеют высокую потребность в обучении по программам повышения квалификации, в небольшой степени — 22% и только у 1% респондентов такая потребность отсутствовала (рис. 4.)
В сравнении с 2011 г. в 2012 г. число специалистов с высокой потребностью увеличилось на 6%, что повлияло на одновременное снижение числа специалистов с небольшой степенью потребности в обучении на 7%.
Важное значение для формирования адекватной андрагогической модели имеет выявление мотивации специалистов в повышении квалификации. Однозначно высокое стремление было выявлено у специалистов в отношении возможности повысить свой профессиональный статус — 80%. В равной степени разделились мнения между получением более высокой должности, повышением зарплаты и возможностью для перехода на другую должность по 5% соответственно. И только 1% респондентов ответили, что их обучение инициировало руководство. Иную мотивацию отметили 4% слушателей.
Высокая потребность
■ В небольшой степени
Отсутствие потребности
Рис. 4. Распределение респондентов по показателю потребности обучения в 2012 г.
Я Надеюсь получить более высокую должность
■ Надеюсь на повышение зарплаты
■ Заставляет руководство
■ Возможность повысить свой профессиональный статус (обновить знания)
■ Возможность для перехода на другую должность
■ Иное
Рис. 5. Распределение респондентов по мотивации в обучении
Таким образом, на основании рассмотренных трех критериев нами была установлена стабильно положительная тенденция востребованности слушателей в обучении, основанной на личной мотивации, определяющей их потребность в повышении профессионального статуса и компетенций.
При обсуждении принципа самостоятельности в обучении специалистов, которые уже способны к постоянному наращиванию квалификации и уровня профессиональной компетентности, оказалось, что около 75% респондентов готовы к самостоятельной деятельности и самоконтролю в процессе обучения, у 22% данный вопрос вызвал затруднения, они не были готовы ответить на него и только 3% слушателей ответили отрицательно. Представление слушателей о процессе обучения по программам дополнительного профессионального образования следующее: написание курсовой работы и защита ее (10%); наличие методических разработок для слушателей по определенным темам программы (30%); входное тестирование (решение контрольных тестов он-лайн) для определения исходного уровня знаний (12%); решение (разбор) практических примеров (10%); личное общение с преподавателями на лекциях и семинарах (38%). Анализ процесса обучения «глазами слушателей» до начала занятий в ФГБУ «НЦЭСМП» Минздрава России, показал, что в настоящее время представления респондентов в большинстве случаев о классических методах обучения, но хотели бы обучаться с применением инновационных моделей.
В образовательном процессе очень важна позиция самих слушателей. При анализе результатов анкетирования по вопросу участия обучающегося в образовательном процессе были получены следующие ответы:
■ слушатели должны занимать в процессе обучения активную позицию (42%);
■ принимать обязательное участие в дискуссиях (45%);
■ пассивное прослушивание лекций одобрило только 7% респондентов;
■ 6% слушателей затруднились ответить на данный вопрос.
Проведенное исследование показало, что с учетом специфики преподавания по дополнительным образовательным программам ФГБУ «НЦЭСМП» Минздрава России, практической направленности тематического материала и высокой квалификации преподавателей, когда к чтению лекций и проведению семинаров привлекаются эксперты ФГБУ «НЦЭСМП» Минздрава России, отказываться от классической методики обучения (чтение лекций, проведение семинаров и занятий с разбором производственных ситуаций и вопросов, возникающих при производстве, испытаниях, экспертизе качества и безопасности ЛС) нецелесообразно.
При анализе ответов слушателей после пройденного курса обучения по образовательным программам ФГБУ «НЦЭСМП» Минздрава России большинство специалистов были уверены, что полученные знания и навыки повлияют значительно на дальнейшую практическую работу (82%), повлияют в некоторой степени (15%), вероятно, повлияют или почти не повлияют (3%). Самостоятельная деятельность слушателей в процессе обучения лучше проявляется в моделировании практической ситуации и ее разборе с преподавателем (85%) и решении тестовых контро-лей для закрепления полученных теоретических знаний (10%). Совместная деятельность слушателей с преподавателем подразумевает создание конкретных ситуаций и их разбор, анализ и решение на занятиях (68%), дискуссию по профессиональным вопросам (19%), также работу через Интернет с преподавателями (консультации по написанию курсовой работы, решению тестовых контролей) — 13%. По мнению слушателей, моделирование конкретных ситуаций и их разбор при обучении взрослых используется с целью обмена практическим опытом и определения оптимального выхода из создавшейся ситуации. При оценке самостоятельной деятельности слушателей в процессе повышения квалификации по 5-бальной шкале многие специалисты выставили оценки «4» и «3». При оценке роли профессиональный опыта при обучении на курсах повышения квалификации 20% специалистов ответили, что опыт помогает в некоторой степени, значительно помогает — 60%, были затруднения в ответе по данному вопросу у 4% слушате-
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ
лей. При анализе компетенций, которыми современные специалисты должны обладать и использовать в профессиональной деятельности, значительное количество слушателей обратили внимание на умение работать в команде, способность применять знания на практике и при работе в команде, некоторые респонденты отдают должное способности работать самостоятельно. Большинство слушателей сделали вывод, что включение новых модулей по инновационным технологиям в программы дополнительного профессионального образования имея положительное значение (86%) и не затрудняют восприятие учебного материала, способствуя постановке новой цели в профессиональной деятельности. При оценке по 5-бальной системе психологического климата в группе на лекциях и практических занятиях слушатели назвали атмосферу хорошей (рабочей) — 4 бала, благоприятной — 5 балов в 90% случаев.
Таким образом, реализация масштабных задач по внедрению системы обеспечения качества ЛС на всех этапах ее функционирования требует наличия квалифицированных компетентных специалистов, владеющих необходимыми знаниями и практическими навыками в этой области. Роль Центра образовательных программ ФГБУ «НЦЭСМП» Минздрава Рос-
ЛИТЕРАТУРА
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012г.№2148-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы»
2. Федеральный закон от 29.02.2012 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»
3. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
4. Хабриев Р.У. Андрагогическая модель повышения квалификации специалистов, занятых в сфере обращения лекарственных средств / Р.У. Хабриев, Р.И. Ягудина // Фармация. - 2003. №4. - С. 36-39
5. Ягудина Р.И. Реализация андрагогических принципов обучения с помощью интерактивной образовательно-аналитической программы «СОЛО» / Р.И. Ягудина, Е.Г. Зеленова //Сборник
сии на первоначальном этапе — выявление наиболее актуальных (востребованных) направлений повышения квалификации специалистов сферы обращения лекарственных средств, определение степени потребности в образовательных услугах специалистов данной отрасли, разработка дополнительных образовательных программ с практической направленностью.
Использование в социологическом опросе специалистов вопросов профессионально-андрагогической профиля и результаты проведенного анкетирования способствуют разработке предложений по совершенствованию и модернизации дополнительных образовательных программ и организации процесса повышения квалификации специалистов с учетом их возрастных, социально-психологических особенностей, приоритетности самостоятельного обучения и профессионального опыта, возможности актуализации результатов обучения в практической деятельности каждого слушателя.
ФГБУ «НЦЭСМП» Минздрава России как учреждение, имеющее в своем составе Центр образовательных программ, планирует в дальнейшем принять участие в разработке андрагогической модели повышения квалификации специалистов, занятых в сфере обращения ЛС.
материалов: Российской научно-методической конференции с международным участием «От качества преподавания к качеству образования: Современные тенденции и новации в подготовке преподавателей высшей школы» - Издательство КГМУ - Курск. 14-16 мая 2012 . - С.166-168
6. Змеёв С.И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. - М.: ПЕР СЭ, 2007. - 272 с.
7. Основы андрагогики: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.А. Колесникова, А.Е. Марон, Е.П. Тонконогая и др.; Под. ред. И.А. Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.
8. Змеёв С.И., Соколова А.С. Андрагогические основы организации обучения в высшей школе. Теория и практика: Монография. -М.: Издательство Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова, 2011. - 228 с.