Научная статья на тему 'Изучение образовательных потребностей специалистов сферы обращения лекарственных средств'

Изучение образовательных потребностей специалистов сферы обращения лекарственных средств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНДРАГОГИКА / ANDRAGOGY / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUING EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ / EDUCATIONAL NEEDS / СФЕРА ОБРАЩЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ / SPHERE OF MEDICINES CIRCULATION / СПЕЦИАЛИСТЫ / SPECIALISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ягудина Роза Исмаиловна, Зеленова Елена Георгиевна, Карапетян Диана Гамлетовна, Королева Надежда Игоревна, Голоенко Наталья Григорьевна

Своевременное выявление образовательных потребностей профильных специалистов является одним из важнейших инструментов совершенствования учебного процесса в системе дополнительного профессионального образования. С этой целью в Центре образовательных программ ФГБУ «НЦЭСМП» Минздрава России был выполнен социологический опрос более 350 специалистов, занятых в сфере обращения лекарственных средств и обучавшихся на тематических семинарах и программах повышения квалификации Центра образовательных программ в 2014 году. В данной статье представлены полученные результаты проведенного социологического опроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ягудина Роза Исмаиловна, Зеленова Елена Георгиевна, Карапетян Диана Гамлетовна, Королева Надежда Игоревна, Голоенко Наталья Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of educational needs of specialists in the field of medicines circulation

Early determination of educational needs of specialists is one of the most important tools of improving teaching and learning activities within the system of continuing professional education. For this purpose the Center of Educational Programmes of the FSBI «SCEEMP» has surveyed about 350 specialists engaged in the sphere of medicines circulation. The survey respondents participated in seminars and professional development programmes, which were provided by the Center of Educational Programmes in 2014. This article presents the results of this opinion poll.

Текст научной работы на тему «Изучение образовательных потребностей специалистов сферы обращения лекарственных средств»

©КОЛЛЕКТИВАВТОРОВ, 2015 УДК 615.1:378.14

Изучение образовательных потребностей специалистов сферы обращения лекарственных средств

Р.И. Ягудина, Е.Г. Зеленова, Д.Г. Карапетян, Н.И. Королева, Н.Г. Голоенко, С.Б. Курбанова

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научный центр экспертизы средств медицинского применения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 127051, Москва, Россия

Резюме: Своевременное выявление образовательных потребностей профильных специалистов является одним из важнейших инструментов совершенствования учебного процесса в системе дополнительного профессионального образования. С этой целью в Центре образовательных программ ФГБУ «НЦЭСМП» Минздрава России был выполнен социологический опрос более 350 специалистов, занятых в сфере обращения лекарственных средств и обучавшихся на тематических семинарах и программах повышения квалификации Центра образовательных программ в 2014 году. В данной статье представлены полученные результаты проведенного социологического опроса.

Ключевые слова: андрагогика; дополнительное профессиональное образование; образовательная потребность; сфера обращения лекарственных средств; специалисты.

Библиографическое описание: Ягудина РИ, Зеленова ЕГ, Карапетян ДГ, Королева НИ, Голоенко НГ, Курбанова СБ. Изучение образовательных потребностей специалистов сферы обращения лекарственных средств. Ведомости Научного центра экспертизы средств медицинского применения 2015; (3): 42—46.

STUDY OF EDUCATIONAL NEEDS OF SPECIALISTS IN THE FIELD OF MEDICINES CIRCULATION R.I. Yagudina, E.G. Zelenova, D.G. Karapetyan, N.I. Koroleva, N.G. Goloenko, S.B. Kurbanova

Federal State Budgetary Institution «Scientific Centre for Expert Evaluation of Medicinal Products» of the Ministry of Health of the Russian Federation, 127051, Moscow, Russia Abstract: Early determination of educational needs of specialists is one of the most important tools of improving teaching and learning activities within the system of continuing professional education. For this purpose the Center of Educational Programmes of the FSBI «SCEEMP» has surveyed about 350 specialists engaged in the sphere of medicines circulation. The survey respondents participated in seminars and professional development programmes, which were provided by the Center of Educational Programmes in 2014. This article presents the results of this opinion poll.

Key words: andragogy; continuing education; educational needs; sphere of medicines circulation; specialists. Bibliographic description: Yagudina RI, Zelenova EG, Karapetyan DG, Koroleva NI, Goloenko NG, Kurbanova SB. Study of educational needs of specialists in the field of medicines circulation. Scientific Centre for Expert Evaluation of Medicinal Products Bulletin 2015; (3): 42-46.

Одной из важнейших потребностей современного общества является потребность населения в расширении своего информационного и культурного пространства (образовательная потребность).

Образовательная потребность — это «потребность в овладении знаниями, умениями, навыками и качествами, предусматриваемыми прогностической моделью компетентности...» [1].

Постоянно сопровождающий человечество информационно-технологический прогресс и любого рода социальные перемены обуславливают временную недолговечность полученных знаний, а значит, и сокращающиеся сроки их профессиональной пригодности. Кроме того, все чаще профильные специалисты стремятся расширить свои компетенции и увеличить спектр видов деятельности, что и диктует безусловную необходимость появления инновационных тенденций и подходов к процессу обучения именно взрослого контингента населения [2, 3].

Как констатируется в Государственной программе РФ «Развитие образования на 2013—2020 гг.», новая редакция которой была утверждена Распоряжением Правительства РФ № 792-р от 15.05.2014 г., «в настоящее время все развитые государства мира реализуют программы

формирования системы непрерывного образования (обучения на протяжении всей жизни — \ife-longlearning). Ведущие страны Евросоюза смогли обеспечить массовое участие взрослого населения в программах обучения и тренингах либо устойчивую положительную динамику в этой сфере» [4].

Именно повышение уровня знаний участников любого образовательного процесса заложено в основу ан-драгогики — отрасли педагогической науки, раскрывающей как теоретические, так и практические проблемы обучения, а также воспитания и образования взрослого человека на протяжении всей его жизни [5—7].

Одним из немаловажных принципов андрагогики является учет мнения самого специалиста о наиболее значимых на данный момент темах программ повышения квалификации. Поэтому анализ результатов социологического опроса по профессионально-андрагогической диагностике специалистов и удовлетворенности программами повышения квалификации в настоящее время является очень актуальным разделом в аспекте современного дополнительного профессионального образования (ДПО) [8].

С целью выявления образовательных потребностей специалистов сферы обращения лекарственных

средств на базе Центра Образовательных Программ ФГБУ «НЦЭСПМ» Минздрава России (ЦОП) была выполнена исследовательская работа в виде анкетирования — социологического опроса 356 слушателей, обучавшихся на тематических семинарах и программах повышения квалификации ДПО в первом полугодии 2014 года, проведенного с использованием принципов профессионально-андрагогической диагностики. Такой опрос позволил оценить удовлетворенность специалистов имеющимися программами повышения квалификации, а также выявить предпочтительные для них формы, направления и мотивацию обучения.

К факторам, определившим актуальность такого социологического анализа (исследования) именно среди специалистов в области обращения ЛС прежде всего были отнесены:

1. Высокий уровень значимости проблемы повышения квалификации специалистов в данной области как таковой.

2. Необходимость совершенствования составленных ранее программ обучения с целью повышения уровня профессиональных компетенций профильных специалистов.

3. Недостаточное количество программ обучения, отвечающих современным требованиям и отражающих постоянно обновляемую законодательную и нормативно-правовую базы РФ.

Проведенное исследование состояло из 6 последовательных этапов:

1. Разработка анкеты.

2. Апробация анкеты.

3. Анкетирование респондентов.

4. Статистическая обработка полученных данных.

5. Определение наиболее оптимальных способов предоставления информационных материалов.

6. Коррекция программы обучения.

В данной статье детально рассмотрены первые два этапа: анкетирование участников обучения и анализ полученных данных.

Анкетирование респондентов было приурочено к моменту изменения нормативно-правовой базы, регламентирующей основные требования к производству, регистрации и экспертизе лекарственных средств и осуществлялось в виде опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных анкет.

Обращаясь к определению понятия «анкета», мы обозначим данный инструмент аналитической работы как «объединенную одним исследовательским замыслом систему вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета исследования» [9, 10]. Причем, в структуру анкеты были введены как закрытые (с заданной формулировкой ответов), открытые (с возможностью свободной формулировки ответов), так и полузакрытые вопросы (с заданной и свободной формулировкой ответов) [9].

Все вопросы анкеты подразделялись на два блока: I блок, включавший 7 вопросов, был разработан для выявления образовательных потребностей слушателей; II блок, состоявший из 2 основных и 6 дополнительных вопросов, был направлен на определение наиболее предпочтительных для слушателей способов (форм) обучения.

Следует отметить, что все полученные показатели были проанализированы в динамике по сравнению с аналогичными данными за 2013 год.

Первый блок вопросов (I)

Первый вопрос I блока позволял выявить отрасль/тип организаций заинтересованных в обучении специалистов (рисунок 1).

Отрасль/тип организации

■ Фармацевтическая

■ Компаннн-представительства Научно-исследовательская

■ Мед. учреждении

■ Образовательная Другое

Рис. 1. Распределение специалистов по отрасли/типу основного места работы

В абсолютном большинстве (более 50% от всех слушателей) оказались представители фармацевтической отрасли. Сравнительный анализ данных анкетирования за 2014 г. и 2013 г. также продемонстрировал рост доли участников программ повышения квалификации ЦОП в 2014 году за счет сотрудников фармацевтических компаний.

Второй вопрос I блока определял занимаемую должность респондентов (рисунок 2).

Занимаемая должность

■ Специалист, менеджер, научный сотрудник Директор, начальник, заведующий Зам. директоратам, начальника. ?ам. руководителя Другое

Рис. 2. Распределение респондентов в зависимости от занимаемой должности

По занимаемой должности около 70% обучающихся являлись «специалистами», «менеджерами» и «научными сотрудниками», и в сравнении с 2013 годом текущие результаты продемонстрировали рост на 10% числа именно обозначенных должностей. В то же время заместители директоров, начальников и руководителей на 13% реже посещали образовательные мероприятия ЦОП в 2014 году.

Третий вопрос Iблока обозначал область деятельности специалистов (рисунок 3). Причем, в данном случае слушатели давали несколько вариантов ответов.

Область деятельности

■ Регистрация и сертификация ЛС

■ Доклинические и клинические исследования ЛС

■ Контролькачества ЛС и валидация

■ Фармаконадчор

■ Пр ого в од ство Л С

■ Ад мннистр ир ов ание

■ Консул ьтир о ванне по медицинским вопросам

■ Пр од виж ега ю пр оду гад ш и маркетинг

Патентная защита

Рис. 3. Распределение специалистов по области деятельности

Здесь в тройке лидеров оказались специалисты из областей регистрации и сертификации ЛС (35%), доклинических и клинических исследований ЛС (25%), а также контроля качества ЛС и валидации (11%).

При сравнении представленных результатов анкетирования в I полугодии 2014 года с таковыми за прошлый год, было выявлено, что на фоне роста сотрудников, занятых в регистрации и сертификации ЛС, доклинических и клинических испытаниях ЛС, происходило относительное снижение числа лиц, ответственных за контроль качества и валидации, производство ЛС, а также выполняющих административные функции.

Четвертый вопрос I блока выявлял возраст обучающихся (рисунок 4).

Возраст

■ >30 лет

■ 31-40 лет

■ 40-50лет

■ <50 лет

■ Провизор

■ Инженер-технолог или химик- технолог

■ Врач

■ Преподавать высшей школы

■ Другиеспециальности, в т.ч.

микробиолог, биолог.

Первенство среди специалистов приоритетно оказалось у провизоров (29%), далее следовали инженеры-технологи, химики-технологи (24%) и врачи (22%). Кроме этого, 8% респондентов по диплому имели другие специальности: биолог, микробиолог, ветеринар, юрист. Согласно результатам анкетирования, все слушатели имели высшее образование и обозначали неподдельный интерес практически ко всем темам, поднимаемым в рамках ДПО. Было констатировано, что ДПО, безусловно, повышает профессиональный уровень уже имеющихся квалификаций, а также способствует приобретению новых компетенций слушателей.

Седьмой вопрос I блока был связан с критериями занимаемой должности и видом деятельности предприятия. В результате анализа был сделан вывод о том, что самой крупной целевой группой для программ повышения квалификации стали «специалисты», работающие на предприятиях-производителях и в представительствах.

Восьмой вопрос Iблока отражал распределение слушателей в зависимости от возраста и занимаемой должности (таблица 1).

Таблица 1

Рис. 4. Распределение респондентов в зависимости от возраста

Распределение анкетируемых по возрасту получилось следующим: в возрасте >30 лет (36%), 31—40 лет (34%) и 40-50 лет (18%).

Сравнительный анализ данных 2014 г. и 2013 г. показал существенное сокращение доли слушателей в возрасте старше 50 лет, в то же время произошло увеличение численности более молодых групп слушателей (например, возрастная группа до 30 лет возросла на 4%).

Пятый вопрос Iблока отражал стаж работы в занимаемой области и общий стаж работы слушателей. Согласно полученным и обработанным данным, средний стаж анкетируемых в занимаемой на момент опроса должности составил 8 лет, экстремум максимума был равен 43 годам, минимальный стаж работы составил менее 1,5 месяца, а среднее значение данного показателя составило 9,5 лет.

Шестой вопрос I блока выявлял вид высшего образования специалистов, работающих в сфере обращения лекарственных средств и их заинтересованность в проведении программ ДПО. С этой целью в анкету был включен перечень специальностей по диплому о высшем образовании: провизор, инженер-технолог, химик-технолог, биолог и т.д. (рисунок 5).

Специальность по диплому

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА И ЗАНИМАЕМОЙ ДОЛЖНОСТИ

№ Занимаемая Из них

должность Доля (%) Возраст

1 специалист, менеджер, научный сотрудник 44 > 30 лет

35 30-40 лет

14 40-50 лет

7 <50 лет

2 директор, начальник, заведующий 11 > 30 лет

35 30-40 лет

24 40-50 лет

30 <50 лет

3 заместитель директора, заместитель начальника, заместитель руководителя 12,5 > 30 лет

25 30-40 лет

33 40-50 лет

30 <50 лет

4 другие должности 41,5 > 30 лет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25 30-40 лет

21 40-50 лет

12,5 <50 лет

ветеринар, юрист и т.п.

Рис. 5. Распределение респондентов по специальности по диплому

Как видно из представленных в таблице результатов, на программах повышения квалификации в большей степени присутствовали специалисты различных уровней и менеджеры в возрасте до 30 лет.

Второй блок вопросов (II)

В первом вопросе II блока был определен предпочитаемый слушателями вид обучения (рисунок 6).

Предпочитаемый вид обучения

■ Обученнебез отрыва от производства

■ Обученнес отрывом от производства

Преобладание самостоятельнойработы

■ Нет необходимое™ в повышении уровня своей квалифнкацтвт

■ Готовность к дистанционной форме обучения

Не приемлют дистанционную форму обучения

Рис. 6. Распределение респондентов в зависимости от предпочитаемого вида обучения

Из предлагаемых видов обучения респонденты предпочли обучение без отрыва от производства (38%), а также с отрывом производства и в виде самостоятельной работы (26% и 5% соответственно).

Сравнивая ответы анкетируемых по обозначенному вопросу, можно констатировать, что количество респондентов, готовых к электронному и дистанционному видам обучения, увеличилось на 11% в 2014 году по сравнению с 2013 годом. При обсуждении принципа самостоятельности в процессе обучения оказалось, что около 76% анкетируемых его приветствуют и готовы к самоконтролю. Важно понимать, что практически все слушатели обучающих мероприятий являются высококвалифицированными специалистами в своей отрасли, поэтому большое внимание следует уделять именно самостоятельной работе с использованием дистанционных образовательных технологий.

Во втором вопросе II блока была выявлена предпочтительная для слушателей продолжительность курсов повышения квалификации (рисунок 7).

Предпочитаемая продолжительность обучения

■ дней 1-2 дня 1 месяц

Рис. 7. Распределение специалистов по продолжительности обучения

Представленные на 7 рисунке данные свидетельствуют о том, что наиболее удобной для обучающихся оказалась длительность курса обучения, ограничивающаяся 1—7 днями. Если же образовательная программа рассчитана на более длительный срок, то вступают в силу электронный и дистанционный виды обучения по дополнительным образовательным программам без отрыва слушателей от производства (согласно Федеральному закону № 273-Ф3 «Об образование в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.).

Также во втором блоке вопросов были обозначены: 1. мотивирующие факторы, т.е. причины, по которым слушатели подавали заявки на прохождение циклов повышения квалификации и тематических семинаров; 2. частота образовательных мероприятий в ФГБУ «НЦЭСМП» Минздрава России; 3 и 4. уровни и способы преподнесения информационного материала; 5. критерии, способствующие более успешному обучению; 6. источники получения информации о планируемых обучающих мероприятиях.

Проведенное анкетирование в ЦОП НЦЭСМП Минздрава России подтвердило абсолютную востребованность целевой аудиторией ДПО в сфере обращения лекарственных средств.

При этом, согласно мнению слушателей, программы ДПО желательно расширить за счет терминологической части, исторического аспекта, законодательных изменений, а также информации о компетенциях слушателей, требующих повышенного внимания в процессе обучения.

В заключение следует обозначить важнейшую составляющую успешного обучения взрослых. Речь идет об обязательной результативности и гарантии получения необходимого объема знаний целевой аудиторией. Данные критерии могут и должны быть оценены по завершении обучения уже работодателями на местах [8, 11].

В силу выявленной актуальности обозначенной исследовательской работы, подобного рода анкетирование в ЦОП НЦЭСМП Минздрава России планируется проводить систематически, используя в учебном процессе современные инновационные методы образовательных технологий: (модели дистанционного обучения — off-line обучение, кейс-технологии, электронная почта, личные кабинеты слушателей, on-line обучение — вебинары, видеолекции, телеконференции и многое другое).

ЛИТЕРАТУРА

REFERENCES

1. Дрешер ЮН, Латыпова ОП. Андрагогические аспекты проблемы повышения профессиональной квалификации. Казань: Республиканский медицинский библиотечно-информационный центр Минздрава Республики Татарстан; 2006.

2. Подобед ВИ, Марон АЕ, ред. Практическая андрагогика. Книга 1. Современные адаптивные системы и технологии образования взрослых. Санкт-Петербург; 2004.

3. Ягудина РИ, Зеленова ЕГ, Королева НИ, Проценко МВ. Инновационные методы обучения в программе непрерывного образования специалистов фармацевтической отрасли. Вестник Пермской государственной фармацевтической академии 2013; (10): 324-6.

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 792-р от 15.05.2013 г.

5. Дресвянников ВА. Андрагогика: принципы практического обучения для взрослых. Available from: http://www.elitarium.ru/2007/02/09/andragogika. html.

6. Ягудина РИ, Зеленова ЕГ, Серпик ВГ, Карапетян ДГ, Курбанова СБ, Голоен-ко НГ. Андрагогические подходы в высшем дополнительном профессио-

1. Drescher YuN, Latypova OP. Andragogical aspects of professional development. Kazan: Republican Medical Library and Information Center of the Ministry of Health of the Republic of Tatarstan; 2006 (in Russian).

2. Podobed VI, Maron AE, eds. Practical andragogics. Book 1. Modern adaptive systems and adult education technologies. St. Petersburg; 2004 (in Russian).

3. Yagudina RI, Zelenova EG, Koroleva NI, Protsenko MV. Innovative methods of training in the program of continuing education experts of the pharmaceutical industry. Vestnik Permskoy gosudarstvennoy farmatsevticheskoy akademii 2013; (10): 324-6 (in Russian).

4. Order of the Government of the Russian Federation № 792-p, 15.05.2013 (in Russian).

5. Dresvyannikov VA. Andragogy: Principles of practical training for adults. Available from: http://www.elitarium.ru/2007/02/09/andragogika.html (in Russian).

6. Yagudina RI, Zelenova EG, Serpik VG, Karapetyan DG, Kurbanova SB, Goloen-ko NG. Andragogical approaches in higher vocational professional education for experts in drug circulation. Vedomosti Nauchnogo tsentra ekspertizy sredstv meditsinskogo primeneniya 2013; (4): 59-64 (in Russian).

10. п.

нальном образовании специалистов сферы обращения лекарственных средств. Ведомости Научного центра экспертизы средств медицинского применения 2013; (4): 59-64.

Ягудина РИ, Зеленова ЕГ, Карапетян ДГ, Курбанова СБ. Андрагогические подходы в ДПО слушателей программ повышения квалификации. Вестник Пермской государственной фармацевтической академии 2013; (10): 322-4.

Ягудина РИ, Зеленова ЕГ, Королева НИ, Проценко МВ, Почуприна АА, Со-роковиков ИВ. Анализ результатов социологического опроса слушателей программ повышения квалификации. Современная организация лекарственного обеспечения 2014, (2): 56-61.

Быков АК. Психолого-педагогический практикум. Учебное пособие. М.: Сфера; 2006.

Таха ХА. Введение в исследование операций. М.: Вильямс; 2001. Подобед ВИ, Марон АЕ, ред. Практическая андрагогика. Книга 1. Современные адаптивные системы и технологии образования взрослых. Санкт-Петербург; 2004.

10.

11.

Yagudina RI, Zelenova EG, Karapetyan DG, Kurbanova SB. Andragogical approaches in DPO of training programs students. Vestnik Permskoy gosudarst-vennoy farmatsevticheskoy akademii 2013; (10): 322-4 (in Russian). Yagudina RI, Zelenova EG, Koroleva NI, Protsenko MV, Pochuprina AA, So-rokovikov IV. Analysis of the results of a sociological survey of training programs students. Sovremennaya organizatsiya lekarstvennogo obespecheni-ya 2014, (2): 56-61 (in Russian).

Bykov AK. Psycho-pedagogical workshop. Textbook. Moscow: Sfera; 2006 (in Russian).

Taha HA. Introduction to Operations Research. Moscow: Williams; 2001 (in Russian).

Podobed VI, Maron AE, eds. Practical andragogics. Book 1. Modern adaptive systems and adult education technologies. St. Petersburg; 2004 (in Russian).

ОБ АВТОРАХ:

AUTHORS:

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научный центр экспертизы средств медицинского применения» Министерства здравоохранения Российской Федерации. Российская Федерация, 127051, Москва, Петровский бульвар, 8.

Ягудина Роза Исмаиловна. Директор Центра образовательных программ, д-р фарм. наук, профессор.

Зеленова Елена Георгиевна. Начальник отдела дополнительного профессионального образования, канд. мед. наук, доцент.

Карапетян Диана Гамлетовна. Заместитель директора Центра образовательных программ.

Голоенко Наталья Григорьевна. Старший преподавать, канд. фарм. наук. Королева Надежда Игоревна. Старший преподаватель. Курбанова Саният Багомедовна. Документовед 2-й категории.

Federal State Budgetary Institution «Scientific Centre for Expert Evaluation of Medicinal Products» of the Ministry of Health of the Russian Federation, 8 Petrovsky Boulevard, Moscow, 127051, Russian Federation.

Yagudina RI. Director of the Center for Educational Programs. Doctor of Pharmaceutical Sciences, professor.

Zelenova EG. Chief of the additional professional education Department. Candidate of Medical Sciences, docent.

Karapetyan DG. Deputy Director of the Center for Educational Programs. Goloenko NG. Senior Teacher. Candidate of Pharmaceutical Sciences. Koroleva NI. Senior Teacher. Kurbanova SB. 2nd category document specialist.

АДРЕС ДЛЯ ПЕРЕПИСКИ:

Зеленова Елена Георгиевна; [email protected]

Статья поступила 30.07.2015 г.

Принята к печати18.08.2015г.

7.

8.

9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.