Научная статья на тему 'АНДРАГОГИКА КАК ОДИН ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ ВНЕДРЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ'

АНДРАГОГИКА КАК ОДИН ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ ВНЕДРЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шматов А.В., Мальцева С.В.

Статья посвящена проблемам внедрения автоматизированных систем в образовательные учреждения. Основной проблемой, исключая материальную, по мнению авторов, считается обучение взрослых использованию этих систем. Андрагогика широко используется для обучения персонала в коммерческих организациях. Однако, в государственных учреждениях образовательного типа специалисты в данном направление не привлекаются.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНДРАГОГИКА КАК ОДИН ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ ВНЕДРЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ»

в случае детских рассказов, мы выделили стили реагирования родителей на кризисные ситуации: обвинения другого, снятие с себя полной ответственности; кризисная ситуация разрешится с помощью материального обеспечения; надежды в ситуации на помощь от третьего лица; активные перспективные действия, направленные на выход из кризисной ситуации; пассивные действия в ситуации, помогающие выжить. Сравнение детских и родительских рассказов даёт совпадение стилей реагирования на кризисную ситуацию у 61% опрошенных. Более всего дети осознают и закрепляют такие стили реагирования родителей: кризисная ситуация разрешится с помощью материального обеспечения; надежды в ситуации на помощь от третьего лица и активные перспективные действия, направленные на выход из кризисной ситуации; фатальность кризисной ситуации, менять которую нет смысла, что проявляется у детей, связанных с родительскими стилями: обвинения другого, снятие с себя ответственности и пассивными действиями в ситуациях, помогающих человеку выжить.

Выводы. Способность к самопроектированию у младших школьников тесно связана со способностью брать на себя ответственность при принятии решений, и составляющими психологического здоровья, такие, как устойчивость к стрессу, принятие себя и окружающих, открытость переживаниям и владение хорошим ролевым развитием. Развитие этих свойств во многом обусловлено социальным окружением ребёнка, что подтвердилось в результате специально организованного согласованного исследования детей и их родителей.

Использованные источники:

1. Притчи / Под ред. Н.Е.Фомина. Харьков: Фолио, 2010. 221с.

2. Тихонова М.1. Фактори ризику порушення психолопчного здоров'я учшв початково! школи. URL: http: //vuzlib .com/content/view/926/94/

3. Тюпа В. И. Грани и границы притчи // Традиция и литературный процесс. Новосибирск, 1999. С. 381-387.

УДК 37.013.83

Шматов А.В. учитель информатики МБОУг. Астрахани «СОШ №56 им. А.С. Пушкина»

Мальцева С.В. учитель географии ГБОУАО «Школа-интернат им. С.И. Здоровцева» АНДРАГОГИКА КАК ОДИН ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ ВНЕДРЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация:

Статья посвящена проблемам внедрения автоматизированных систем в образовательные учреждения. Основной проблемой, исключая материальную, по мнению авторов, считается обучение взрослых

использованию этих систем.

Андрагогика широко используется для обучения персонала в коммерческих организациях. Однако, в государственных учреждениях образовательного типа специалисты в данном направление не привлекаются.

Мы живем в век информации, в то время, когда компьютеры как основной инструмент работы с ней, стали незаменимы. Внедряются все новые и новые автоматизированные системы. Образование не стало исключением. Примером таких систем в образовании можно назвать АИС «дневник.ру».

Бесспорно, что все автоматизированные системы нужны для того, чтобы облегчить работу, сделать информационный обмен быстрее, а нас более мобильными. Тем не менее процесс освоения информационных систем встречается с рядом проблем (в частности, будем рассматривать автоматизированные системы в образовании на примере «Дневник.ру»):

— материальное оснащение образовательных учреждений;

— предоставление персональных данных пользователей системы и защита их;

— отношение учителей, родителей и учащихся к внедрению электронных систем в учебный процесс;

— обучение пользовательским навыкам для работы с автоматизированной системой ее участников;

Конечно, педагога более всего волнует проблема обучения участников АИС и те трудности, с которыми придется столкнуться.

Рассмотрим данную проблематику в сфере внедрения АИС «Дневник.ру» на примере СОШ №52, СОШ №56 и Школы-интернат им. С.И. Здоровцева. Все эти школы расположены на территории города Астрахань.

В процессе внедрения «Дневник.ру» выяснилось, что учащиеся без труда используют эту систему. Это объясняется схожим интерфейсом с социальными сетями. Единственная трудность, которая возникала - это потеря учащимися логинов и паролей. Но при хорошей организации воспитательного процесса классными руководителями данная проблема сводится к минимуму.

Перед внедрением в образовательные учреждения АИС «Дневник.ру» мы проводили опрос всех участников данного процесса, в котором был лишь один вопрос: «Ваше отношение к введению электронного журнала и дневника». На данный вопрос было только два ответа: «Негативное», «Положительное».

Несмотря на то, что Внедрение информационной системы Дневник.ру в управлении школой решает много проблем в образовании, такие как: несвоевременное оповещение родителей о состоянии учебного процесса, большая трата времени на обработку (отчеты, статистика) и передачу

(общение с родителями, передача отчетов директору, в отдел образования) информации, а также отсутствие единого школьного информационного пространства, куда каждый без труда может зайти и найти актуальную для себя информацию, оказалось, что больше всего негативного отношения к внедрению АИС, в процентном соотношении, выявилось у учителей («65,5%).

Конечно, не сложно догадаться, что это объясняется преобладанием в данных школах учителей в возрасте от 40 и старше («60%).

Тем не менее, проект внедрения автоматизированной системы «Дневник.ру» в образовательное учреждение - это социальный проект, разрешающий одну из насущных социальных проблем в образовании -необходимость формирования у учащихся нового обязательного компонента общей культуры и среднего образования - информационной культуры, обеспечивающего успешное и полноценное вхождение их в профессиональную деятельность в информационном обществе[2]. Следовательно, прежде чем формировать информационную культуру у учащихся, необходимо сформировать такую у учителей. Информационная культура должна стать одним из компонентов профессиональной компетентности современного педагога.

Попытаемся разобраться с основными принципами обучения информационной культуры у возрастных учителей.

Для этого нельзя пользоваться просто педагогикой, т.к. она имеет вектор направления к детям и подросткам. Для обучения взрослых существует наука андрагогика.

Принципы андрагогики отличаются от педагогических принципов обучения. Следует четко понимать, что каждый педагог - это уже готовый специалист с устоявшимися принципами и догмами. Поэтому для того, чтобы обучать их нужно не только самому хорошо знать материал и быть хорошим педагогом для учащихся школ, но и обладать внутри школы авторитетом. Обучение должно проходить как революция в умах слушателей, чтобы они могли перебороть свои принципы и страх перед новым. Именно страх, так как любой человек старается выработать для себя принципы и правила согласно приспособляемости к жизни внутри общества с тем, чтобы выжить. И чем старше человек, тем эти правила тверже.

Существуют принципы обучения взрослой аудитории. Вот некоторые из них:

I. Ведущей деятельностью является самостоятельное обучение.

Соответственно, в целях обучения педагогов, ни в коем случае нельзя брать на себя заполнение электронного журнала за учителей. нужно показать «Как?» и обеспечить методической поддержкой обучаемых, но не лишать обучаемых возможности постичь новое.

II. Совместная деятельность обучаемых между собой и с преподавателем. Этот принцип не противоречит предыдущему, как может показаться на первый взгляд. Скорее дополняет. В контексте внедрения АИС

«Дневник.ру» мы пользовались общими целями и выделяли приоритетные направления в получении новых знаний. Процесс внедрения должен быть поэтапным и постепенным. В первую очередь электронный журнал и дневник для нас был дополнением к бумажным носителям, информационной площадкой для своевременного оповещения родителей и учащихся об успеваемости, пройденных темах и домашних заданий. Следующая направление, которое мы обозначили - это включения «Дневник.ру» как социальной сети, которая осуществляла связь между родителем, учеником и учителем. Учителя работая над этими целями объединялись в группы, и сами, не замечая этого, втягивались в процесс непрерывного своего обучения. Как только была установлена связь по информационным каналам АИС «Дневник.ру» между участниками процесса его внедрению в общешкольную жизнь. Так сразу мы обозначили новое направление - это электронная отчетность. С сентября месяца 2016 года «СОШ №56» уже полностью завершила переход на автоматизированную информационную систему «Дневник.ру», отказавшись от ведения бумажного журнала полностью.

III. Обучение происходит с опорой на имеющийся жизненный опыт, практические умения и навыки. Конечно, мы понимаем, что, переходя к обучению взрослых людей, нужно тщательно проанализировать, что они знают и умеют, какой фундамент у них имеется. В школах перед началом внедрения, мы проводили тестирование педагогических работников, с целью выявления их компьютерной грамотности и информационной культуры.

IV. Принцип корригирования устаревшего личностного опыта и консервативного подхода, стоящего на пути овладения новыми знаниями. Этот принцип дает нам понимание того, что нужно проводить мероприятия, которые помогали бы убрать барьеры личного опыта для получения нового. На основе нашего опыта можно сказать, что такие мероприятия как соревнование на лучший профиль класса, вручение наград и премий за активность в работе с АИС «Дневник.ру», конференции и педсоветы, посвященные проблемам работы с системой помогали воспитывать в педагогах новые компетентные качества в сфере информационной культуры.

V. Принцип свободы в выборе целей, содержания, методов, сроков и места обучения. Следует понимать, что взрослым «ученикам» невозможно навязать то, что они не приемлют, а тем более определить сроки без их участия, когда они смогут перейти к принципиально новой системе. В связи с этим обязательными в процессе подготовки к переходу должны быть консультативные совещания педагогических работников, на которых и должны выбираться самими обучающимися то, что они хотят изучить, зачем, когда и сколько времени на это может потребоваться. Только на основании таких совещаний стоит готовить положение о внедрении АИС, так как это позволит в дальнейшем избежать много трудностей, связанных с

недовольством педагогического состава процессом внедрения, а также будет способствовать сплочению коллектива перед решение новой общей целью.

В заключении хотелось бы отметить, что все возникающие проблемы имеют свои решения. Так решение проблем процесса обучения педагогического коллектива сводится к анализу возможностей обучения учителей и к применению основных принципов андрагогики. Отметим также, что для решения проблем по обучению информационной культуры учителей в школе существует дефицит специалистов в сфере применения андрагогики для процесса создания информационной компетентности педагогов.

Использованные источники:

1. Колесникова И.А. Основы анрагогики// М. - Academa -2007г., 119стр.

2. Веремеенко О.О., Ефимова И.Ю., Хакимова М.И. Внедрение автоматизированной информационной системы «Дневник.ру» в среднюю школу // Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http: //www.scienceforum.ru/2015/1005/10950

www.scienceforum.ru/2015/1005/10950 (дата обращения: 15.11.2016).

3. http://neuch.org/realias/andragogika-iskusstvo-i-nauka-obucheniya-vzroslykh (дата обращения 10.11.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.