Научная статья на тему 'АНДИЖАНСКОЕ ВОССТАНИЕ 1898 Г. ПО МАТЕРИАЛАМ ФОТОАРХИВА МУЗЕЯ ЗЕМЛЕВЕДЕНИЯ МГУ'

АНДИЖАНСКОЕ ВОССТАНИЕ 1898 Г. ПО МАТЕРИАЛАМ ФОТОАРХИВА МУЗЕЯ ЗЕМЛЕВЕДЕНИЯ МГУ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
298
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Жизнь Земли
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУЗЕЕВЕДЕНИЕ / ФОТОАРХИВ / Д.Н. АНУЧИН / С.А. МЕЛИК-САРКИСЯН / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / ТУРКЕСТАН / ФЕРГАНСКАЯ ОБЛАСТЬ / АНДИЖАН / ВОССТАНИЕ / МИН- ТЮБЕ / ДУКЧИ ИШАН / ИСЛАМ / СУФИЗМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Максимов Юрий Игоревич, Мамбетова Альфия Бекбулатовна

Статья продолжает серию публикаций, рассказывающих о результатах изучения фотоколлекции, собранной Д.Н. Анучиным в конце XIX - начале XX вв. и хранящейся в настоящее время в Музее землеведения МГУ. В частности, она содержит несколько десятков снимков С.А. Мелик-Саркисяна (1866 - после 1913), сделанных им на рубеже XIX-XX вв. в Ферганской области. На основе этих фотографий, исторических литературных и современных научных публикаций анализируются причины, ход и последствия Андижанского восстания 1898 г., а также биография его лидера - жителя села Мин-Тюбе Маргиланского уезда Ферганской области, последователя суфизма Дукчи Ишана (1856-1898). Приводятся статистические данные о погибших и раненых как с российской стороны (солдаты 20-го Туркестанского линейно-кадрового батальона), так и со стороны мятежников, а также о мерах наказания, применённых к восставшим. Сделаны выводы о недальновидной политике игнорирования ислама со стороны российских чиновников, что стало одной из причин восстания. Показано негативное влияние Дукчи Ишана на настроения местного населения: предводитель мятежников путём фальсификаций и подлогов искажал истинные мусульманские ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANDIJAN UPRISING OF 1898. BY MATERIALS FROM THE PHOTO ARCHIVE OF THE EARTH SCIENCE MUSEUM, MSU

The paper continues our series of publications telling about the results of the study of the photo collection collected by D.N. Anuchin in the late 19th - early 20th centuries and currently stored in the Earth Scence Museum of Moscow State University. In particular, this collection contains several dozen photographs by S.A. Melik-Sarkisyan (1866 - after 1913), taken by him in the Fergana region at the turn of the 19-20th centuries. On the basis of these photographs, historical literary and modern scientific publications, the causes, course and consequences of the Andijan uprising of 1898 are analyzed, as well as the biography of its leader Dukchi Ishan (1856-1898), a resident of the Min-Tube village in the Margilan district of the Fergana region, a follower of Sufism. Statistical data on the dead and wounded from both the Russian side (soldiers of the 20th Turkestan line-cadre battalion) and from the rebels, as well as on the penalties applied to the rebels, are given. Conclusions are drawn about the short-sighted policy of ignoring Islam on the part of Russian officials, which became one of the causes of the uprising. Dukchi Ishan’s negative influence on the local population mood is shown: the leader of rebels distorted the true Muslim values through falsifications and forgeries.

Текст научной работы на тему «АНДИЖАНСКОЕ ВОССТАНИЕ 1898 Г. ПО МАТЕРИАЛАМ ФОТОАРХИВА МУЗЕЯ ЗЕМЛЕВЕДЕНИЯ МГУ»

УДК 908+281

DOI 10.29003/m3048.0514-7468.2022_44_3/343-353

АНДИЖАНСКОЕ ВОССТАНИЕ 1898 г. ПО МАТЕРИАЛАМ ФОТОАРХИВА МУЗЕЯ ЗЕМЛЕВЕДЕНИЯ МГУ

Ю.И. Максимов, А.Б. Мамбетова*

Статья продолжает серию публикаций, рассказывающих о результатах изучения фотоколлекции, собранной Д.Н. Анучиным в конце XIX - начале XX вв. и хранящейся в настоящее время в Музее землеведения МГУ. В частности, она содержит несколько десятков снимков С.А. Мелик-Саркисяна (1866- после 1913), сделанных им на рубеже XIX-XX вв. в Ферганской области. На основе этих фотографий, исторических литературных и современных научных публикаций анализируются причины, ход и последствия Андижанского восстания 1898 г., а также биография его лидера - жителя села Мин-Тюбе Маргиланского уезда Ферганской области, последователя суфизма Дукчи Ишана (1856-1898). Приводятся статистические данные о погибших и раненых как с российской стороны (солдаты 20-го Туркестанского линейно-кадрового батальона), так и со стороны мятежников, а также о мерах наказания, применённых к восставшим. Сделаны выводы о недальновидной политике игнорирования ислама со стороны российских чиновников, что стало одной из причин восстания. Показано негативное влияние Дукчи Ишана на настроения местного населения: предводитель мятежников путём фальсификаций и подлогов искажал истинные мусульманские ценности.

Ключевые слова: музееведение, фотоархив, Д.Н. Анучин, С.А. Мелик-Саркисян, Российская империя, Туркестан, Ферганская область, Андижан, восстание, Мин-Тюбе, Дукчи Ишан, ислам, суфизм.

Ссылка для цитирования: Максимов Ю. И., Мамбетова А. Б. Андижанское восстание 1898 г. по материалам фотоархива Музея землеведения МГУ // Жизнь Земли. Т. 44, № 3. С. 343-353. DOI: 10.29003/m3048.0514-7468.2022_44_3/343-353.

Поступила 01.08.2022 / Принята к публикации 03.08.2022

ANDIJAN UPRISING OF 1898. BY MATERIALS FROM THE PHOTO ARCHIVE OF THE EARTH SCIENCE MUSEUM, MSU

Yu.I. Maksimov1, PhD, A.B. Mambetova2 1 Lomonosov Moscow State University (Earth Science Museum), 2 Centre for Additional Education in Dobroe village (Lipetsk Region)

The paper continues our series of publications telling about the results of the study of the photo collection collected by D.N. Anuchin in the late 19th - early 20th centuries and currently stored in the Earth Scence Museum of Moscow State University. In particular, this collection contains several dozen photographs by S.A. Melik-Sarkisyan (1866 - after 1913), taken by him in the Fergana region at the turn of the 19-20th centuries. On the basis of these photographs, historical literary and modern scientific publications, the causes, course and consequences of the Andijan uprising of 1898 are analyzed, as well as the biography of its leader Dukchi Ishan (1856-1898), a resident of the Min-Tube village in the Margilan district of the Fergana region, a follower of Sufism. Statistical data on the dead and wounded from both the Russian side (soldiers of the 20th Turkestan line-cadre battalion) and from the rebels, as well as on the penalties applied to the rebels, are given. Conclusions are drawn about the short-sighted policy of ignoring Islam on the part of

* Максимов Юрий Игоревич - к.э.н., с.н.с. Музея землеведения МГУ, deforestation75@mail.ru; Мамбетова Альфия Бекбулатовна - художник-педагог Центра дополнительного образования, с. Доброе, Липецкая область, agulata@mail.ru.

Жизнь Земли 44(3) 2022 343-353

343

Russian officials, which became one of the causes of the uprising. Dukchi Ishan's negative influence on the local population mood is shown: the leader of rebels distorted the true Muslim values through falsifications and forgeries.

Keywords: museology, photo archive, D.N. Anuchin, S.A. Melik-Sarkisyan, Russian Empire, Turkestan, Fergana region, Andijan, uprising, Min-Tube, Dukchi Ishan, Islam, Sufism.

For citation: Maksimov, Yu.I., Mambetova, A.B., «Andijan uprising of 1898. By materials from the photo archive of the Earth Science Museum, MSU», Zhizn Zemli [Life of the Earth] 44 (3), 343-353 (2022) (in Russ., abstract in Engl.). DOI: 10.29003/ m3048.0514-7468.2022_44_3/343-353.

Введение. В фотоколлекции, собранной Д.Н. Анучиным в конце XIX - начале XX вв. и ныне хранящейся в Музее землеведения МГУ, присутствует ряд фотографий Ферганской области, автором которых является Сергей Аветисович Мелик-Саркисян (1866- после 1913) - агроном, автор ряда книг о природе и сельском хозяйстве Ставрополья и Туркестана. Часть снимков посвящена Андижану. Этот город основан более 2500 лет назад и является одним из древнейших городов мира, с XVI в. входил в состав Кокандского ханства, владения которого располагались на территориях современного Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. В 1876 г. Андижан вошёл в состав Российской империи и стал уездным городом Ферганской области (рис. 1). В настоящее время Андижан является областным центром Республики Узбекистан.

Фотографии из коллекции Музея землеведения - яркий иллюстративный материал, по которому можно многое рассказать об истории, культуре, традициях того времени, увидеть архитектуру, ландшафт местности. Кадры, сделанные С.А. Мелик-Саркисяном, представляют не только художественную ценность, но это и уникальные исторические документы. В данной статье даётся описание этих изображений, а также приводятся и анализируются различные мнения и оценки восстания и его предпосылок исследователей разных стран, эпох и политических взглядов, чтобы создать объективную картину андижанской трагедии. Цель статьи - продолжить знакомить читателей с материалами фотоархива Музея землеведения МГУ и теми новыми сведениями, которые открывают нам эти фотографии. У многих общеизвестных фактов появляются дополнительные подробности, они служат неопровержимым доказательством, обоснованным ответом на самовольные толкования.

Кокандское ханство вошло в состав Российской империи вместе с другими азиатскими территориями во второй половине XIX в. Российское присутствие в Средней Азии на рубеже XIX-XX вв. принесло в Туркестан экономическое развитие, внедрение научно-технических новинок, строительство объектов инфраструктуры. Строились железные дороги, мосты, жилые, промышленные и общественные здания (школы, больницы, банки и прочие учреждения).

Как пишет Афтандил Эркинов, «Мусульманам под русскими жилось спокойнее, чем под своими ханами, при которых не прекращались войны и усобицы» [11, с. 128]. С другой стороны, как разъясняют авторы статьи «Памирские экспедиции М.Е. Ионова 1891-1895 гг.», «Российская же империя объясняла своё движение на юг, на территории, что тогда именовались Туркестаном, желанием открыть местные рынки для русских товаров и получить доступ к местному сырью» [8, с. 229]. Это вызывало противодействие сторонников возврата к власти и дальнейшего территориального расширения Кокандского ханства, которые создавали и поддерживали реакционное настроение среди местных «туземцев».

Рис. 1. Андижан на карте Ферганской области1: 1 - Мархамат; 2 - примерное расположение кишлака Чарвак.

Fig. 1. Andijan on the map of Fergana region*: 1 - Markhamat; 2 - approximate location of the village Charvak.

Ярким проявлением подобного противостояния стали кровавые события 1898 г. в Андижане. В 26-м номере журнала «Нива» за 1898 г. Б. Тагеев пишет: «18-го мая, перед самым рассветом, со стороны селения Дон-Кишлак, прилегающего садами к правому флангу лагеря, шайка туземцев, более тысячи человек, подкралась в полной тишине к лагерю...» двух рот 20-го Туркестанского линейно-кадрового батальона [9, с. 514]. Хотя власти были осведомлены о готовящемся мятеже - перебежчики докладывали о надвигающемся выступлении сил, этому не было уделено должного внимания. Несмотря на неоднократные восстания, имевшие место и до андижанских событий, российская сторона не предпринимала репрессивных действий в отношении бунтовщиков. Например, в 1872 г. на реке Карасу близ Ташкента в результате волнений была сожжена станция и убит офицер; в 1892 г. во время так называемого «холерного бунта» в Ташкенте были учинены беспорядки, в результате разгона которых были убиты несколько нападавших. В статье «К истории Андижанского мусульманского движения 1898 г.» было отмечено: «Вся имперская политика во второй половине XIX в. преследовала цель его «замирения», «природнения» и демонстрации «цивилизаторской миссии России»» [5, c. 268]. М.С. Брежнева отмечает, что «отсутствие чёткой религиозной политики и плана русификации Туркестана привели к тому, что действия русской власти были импульсивными и противоречивыми» [3, с. 221].

Дукчи Ишан - предводитель восстания. Бесчеловечное нападение на солдат организовал суфийский лидер (суфизм - аскетически-мистическое направление в исламе, одно из основных направлений в классической мусульманской философии) Мухаммед Али Халиф Сабыр Сопу Оглы, более известный под именем Дукчи Ишан. Ишан - «это почётный титул духовных лидеров в Средней Азии» [6, c. 46]. Ишаны стоят во главе

1 Использована карта из книги С.А. Мелик-Саркисяна «Ферганское землетрясение 3-го декабря 1902 года» (М.:Типо-литография Т-ва И.Н. Кушнерев и Ко, 1903).

братств суфиев, являясь также представителями почтенного рода, берущего начало от Пророка Мухаммеда, и оказывают покровительство и наставничество над своими верными последователями-мюридами.

Кем же он был, странный и загадочный Дукчи, который обладал властью над людьми и оказывал влияние на столь разные по убеждениям народные массы? Наиболее правдивую и подробную биографию этого деятеля можно найти в книге литератора второй половины XIX - начала XX вв. Василия Петровича Салькова «Андижанское восстание в 1898 г.», написанной в 1901 г., буквально по следам событий.

Мадали, как звали Мухаммеда в детстве, был «сыном самого бедного сарта» [7, с. 9], а название селения, где он родился в 1856 г., в точности неизвестно - семья не раз переезжала с места на место в поисках лучшей доли. До его 10 лет семья жила в селении Чимён, а позже перебралась в Мин-Тюбе. Отец Собир (Сабыр) занимался изготовлением веретён, мастерил колыбели, поэтому его называли по роду ремесла -«Дукчи». Это прозвище позже перешло и к Мадали, скромному тихому юноше, который сначала трудился на поприще отца, а после его смерти примерно в 1876-1878 гг., вместе с братом нанялся мардикором (т.е. работником) к богатому соседу, влиятельному шейху Накшбандийа-Муджадидйа Ишану Султанхану Тура. Здесь Мадали проявил старание, трудолюбие и покорность - выполнял любые поручения, даже прослыл как «Дувал-уста» - мастер лепить глинобитные заборы-дувалы. «Крепко полюбил его хозяин за его безоговорочную усердную службу, за его скрытность и тихость в характере, за настойчивость, сдержанность в словах и за любовь к «намазу» (молитвам) - на коих всегда бывал Мадали» [7, с. 11] - пишет В.П. Сальков. После смерти любимого учителя в 1883 или 1884 г. Дукчи стал, по наблюдениям родственников, ещё более набожным и молчаливо-сосредоточенным. Тот факт, что он самовольно перезахоронил тело усопшего шейха, говорит о его извращённом понимании основ ислама, проявлении языческих наклонностей. Звание ишана было самовольно присвоено Дукчи после смерти его наставника - шейха Накшбандийа-Муджадидйа Ишана Султанхана Тура, хотя многие духовные лидеры, а также сын шейха высказывали сомнение в подлинности звания ишана по причине низкого происхождения Али Сабыра, прозванного «дивана» -«блаженный, одержимый» - за своеобразные и вольные толкования исламского учения (впоследствии было обнаружено фальсифицирование священной книги мусульман -Корана, куда были вписаны дополнения о «заслугах» и «чудесах» Дукчи Ишана). Таким образом, путём подлога и обмана Али Сабыр собрал большой круг приверженцев, куда входили и последователи суфизма, и кочевники из числа киргизов и казахов; он даже вовлекал в своё «освободительное» движение представителей еврейских общин, которые в Средней Азии издавна держались особняком и не присоединялись ни к каким заговорам и политическим течениям.

«Десять лет находясь в учении, как надо полагать, будущий наш Ишан Мадали приобрёл полную ненависть и отвращение к русским и ко всему русскому...» [7, с. 12] и внушал эти мысли мюридам, которые были беззаветно преданы своему господину. В своём богатом доме в селении Мин-Тюбе Дукчи Ишан принимал многочисленных «гостей» и достиг не только высот во власти, но и обладал немалым состоянием, проводя свои дни в праздности, что не соответствовало заявленному им самим образу отшельника. Среди посетителей дома Дукчи были и посланники из Турции, причём это были высокопоставленные подданные. Конечно, у зарубежных «кураторов» Ишана

были свои планы - внести смуту в народные массы с целью ослабить российское влияние в азиатском регионе и установить здесь своё управление.

Численность армии фанатиков росла. Уже многие знатные люди, стремясь связать себя семейными узами с Дукчи Ишаном, отдавали ему в жёны своих 10-12-летних дочерей. Причём сам Мадали, странным образом соблюдая правила шариата иметь не более четырёх супруг, после того, как образовывалось у него пять или более жён, лишним немедленно давал разводы. Как бы занимаясь благотворительностью и проповедями, он вместе с тем настраивал народ против присутствия российских колониальных властей, внушая мысль о необходимости джихада - «священной войны» против русских, ратуя за очищение ислама.

Трагедия 18 мая 1898 года. Но в роковое утро 18 мая 1898 г. (здесь и далее все даты приводятся по старому стилю) все постулаты истинного мусульманства были жестоко и глумливо попраны, что показывает тёмную природу извращённого «учения» Дукчи Ишана. Напасть с оружием на мирно спящего человека, да ещё в предрассветный час, когда следует посвятить себя утренней молитве,- тяжкий грех для правоверного. Накануне резни в окрестные сёла были стянуты приверженцы Ишана, были организованы пиршества. Однако опьянённые фанатики, атаковавшие казармы, были всего лишь безвольными марионетками в руках недальновидного руководителя. Вот, к примеру, один из чудовищных эпизодов бесчинств Дукчи Ишана и его клики: «Проезжая кишлак Кува, поджидавший здесь волостной старшина Мулла Гаиб Назар Артык Хаджа оглы, желая отличиться перед высокоуважаемым Ишаном, торжественно поднёс ему окровавленную голову мещанина Бычкова, которого он только что накануне нанял себе писарем» [7, с. 57]. Затем толпа обезумевших фанатиков вероломно напала на солдат 20-го Туркестанского линейно-кадрового батальона, устроив кровавую резню, в результате которой погибли 22 человека из числа «низших чинов» и 20 человек были ранены. Солдаты расположились на ночлег на открытом воздухе, т.к. дни стояли жаркие, а нападавшие с возгласами «Ур! Ур!», что означает «Бей! Бей!», начали наносить удары ножами, кольями, шашками, серпами. Были жертвы среди мирного населения и чиновников. Застава, конечно же, быстро отразила атаку - ответным огнём были убиты 11 повстанцев и 8 ранены.

Часть восставших, собиравшихся атаковать лагерь с противоположной стороны, сразу обратились в бегство, только услышав звуки выстрелов,- им было обещано, что солдаты не вооружены. Конечно, бунт в течение пятнадцати минут был подавлен превосходящей по силе и военной мощи российской стороной. Мадали, бросив свой отряд, бежал, но на следующий день был схвачен близ кишлака Чарвак в 100 км от Андижана. Фотография этого места, сделанная С.А. Мелик-Саркисяном, имеется в фотоколлекции Музея землеведения МГУ (рис. 2). Красивый горный пейзаж резко контрастирует с названием фотографии, возвращая зрителей к событиям того времени. Правда, под снимком неверно напечатан год - 1899, тогда как известные события произошли годом ранее. Но, видимо, эта неточность допущена позже, когда составлялась коллекция.

Арестованного лидера мятежа допросили: как гласит статья в журнале «Нива» за 1898 г., Дукчи Ишан заявил, «что после завоевания края русскими в народе началась сильная порча нравов, отступления от требований шариата, ослабление семейных основ» [9, с. 514]. А нападение 18 мая объяснил своим душевным расстройством и, раскаявшись, осознал бессмысленность восстания. Борьба за чистоту нравов и требований шариата в случае Дукчи Ишана - профанация. Вся его псевдорелигиозная деятельность явила

Рис. 2. Мост близ кишлака Чарвак, где был пойман Мин-Тюбинский ишан 19 мая 1898 г. Снимок С. А. Мелик-Саркисяна.

Fig. 2. Bridge near the Charvak village, where the ishan from Min-Tube was caught on May 19, 1898. Photo by S.A. Melik-Sarkisyan.

миру все нарушения истинных традиций ислама: имел место кощунственный подлог и фальсификация, а семейные ценности у Мадали лично сводились к насилию и растлению малолетних.

В фотоархиве Музея землеведения МГУ изображений Дукчи Ишана не обнаружено, но его чёрно-белая фотография была найдена в книге Е. Фёдорова «Очерки национально-освободительного движения в Средней Азии», изданной в 1925 г. в Ташкенте. Подпись под фотографией свидетельствует: «Из дела 1898 г. по описи № 17. Том I Штаба Туркестанского военного округа» [10]. Раскрашенный виде снимок Мин-Тюбинского Ишана был распространён в виде открытки (рис. 3), изданной акционерным обществом Гранберг в Стокгольме. До Октябрьской революции эта шведская полиграфическая компания печатала довольно много открыток для продажи в Российской империи.

Все мятежники были осуждены, некоторые из них казнены, другие отправлены на каторгу или изгнаны. Точные цифры приведены в таблице, подготовленной на основе книги В.П. Салькова [7, с. 89-90].

Эти статистические данные являются наиболее достоверными - они написаны на основе документов, Василий Петрович Сальков тщательно проверял всё, что было связано с Андижанским восстанием вплоть до мелких подробностей, что является важной

Рис. 3. Почтовая карточка «Типы Туркестана. Ишан, поднявший восстание в Андижане в 1898 году». Акц. О-во Гранберг в Стокгольме, б.г., 9x14 см.

Fig. 3. Postcard «Types of Turkestan. Ishan, who raised uprising in Andijan in 1898». Joint stock company Granberg in Stockholm, year not specified, 9x14 cm.

частью объективной оценки тех событий. Вся трагедия детально изучена в этой книге, написанной в стиле художественного рассказа, от начала до конца, проведён глубокий анализ произошедшего (хотя в определённой степени достаточно субъективно).

Дукчи Ишан был приговорён к смертной казни через повешение. Казнь состоялась 12 июня 1898 г. Сёла бунтовщиков были стёрты с лица земли, а тех, кого впоследствии помиловали, поселили в местность, названную «Мархамат» - «милость». В фотоколлекции Д.Н. Анучина имеется снимок этих жителей, сделанный С.А. Мелик-Саркисяном (рис. 4).

Таблица. Участь подсудимых - участников Андижанского восстания Table. Fate of the accused participants of the Andijan uprising of 1898

Мера наказания Количество человек

Привлечены к следствию 546

из них:

освобождены от судебного преследования 131

преданы военно-полевому суду 415

из них:

оправданы 32

приговорены:

к заключению в тюрьме 2

к отдаче в исправительный приют 1

к смертной казни через повешение 380

После Конфирмации 2 с 380 лицами, приговорёнными к смертной казни через повешение,

поступили так:

сосланы:

без срока 3

на 25 лет 147

на 15 лет 41

на 13 лет 1

на 8 лет 1

на 7 лет 147

на 4 года 4

в Сибирь на поселение 15

заключены в тюрьму 3

повешены 18

2 От лат. con firmatio - укрепление, утверждение.

-

Рис. 4. Жители кишлака Мин-Тюбе, замешанные в деле Андижанского восстания 1898 г.

и помилованные. Снимок С. А. Мелик-Саркисяна.

Fig. 4. Residents of the Min-Tube village, involved in the Andijan uprising of 1898 and obtained mercy. Photo by S.A. Melik-Sargsyan.

На обороте паспарту снимка - надпись, сделанная чёрными чернилами: «Жители кишлака Мин-Тюбе, замешанные в деле Андижанского восстания 1898 года и помилованные. Ныне они образовали посёлок, находящийся рядом с "Русским селом" и названный "Мармахат", что в переводе означает "милость"».

Это исторический кадр: решается судьба участников восстания. На переднем плане -люди, сидящие на коленях. Ясно видны эмоции каждого из них: кто-то смиренно опустил голову, кто-то смотрит прямо на фотографа с иронией и даже любопытством, а есть и такие, кто сверлит ненавидящим взглядом исподлобья.

В память о погибших солдатах в Андижане была возведена часовня. Но судьба сооружения оказалась незавидной: оно сильно пострадало в результате разрушительного землетрясения 1902 г. (рис. 5) и было принято решение снести здание путём взрывов (рис. 6).

Андижанское землетрясение тоже нашло своё отражение в фотоколлекции Д.Н. Анучина. Авторы планируют посвятить следующую публикацию исследованию этой темы.

Заключение. Андижанское восстание в своём роде стало показательным - оно вскрыло множество проблем, которые не были решены российским царским режимом.

Рис. 5. Братская могила (над ней часовня) нижних чинов, убитых при Андижанском восстании 1898 г. Фото С.А. Мелик-Саркисяна. Fig. 5. Common grave (the chapel is above it) of the lower ranks killed during the Andijan uprising of 1898. Photo by S.A. Melik-Sarkisyan.

Рис. 6. Часовня над братской могилой после первого (искусственного) взрыва. Фото С.А. Мелик-Саркисяна.

Fig. 6. Chapel over the common grave after the first (artificial) explosion. Photo by S.A. Melik-Sarkisyan.

Бунт, вызванный реакционными настроениями среди большой части местного населения и псевдорелигиозным мракобесием, распространявшимся в обществе, выявил, насколько легко можно было всколыхнуть массу ослеплённых ненавистью людей. Политика игнорирования ислама с российской стороны привела к развитию экстремистских взглядов. По словам В.П. Салькова, «ныне Ишаны, не имея покуда со стороны русского правительства никаких препятствий, продолжают свои действия, развивая фанатизм не только в Туркестанском крае, но и в Семиреченской и Тургайской областях, преспокойно вьют свои зловредные гнёзда, повсюду в изобилии сея семена самого дикого фанатизма» [7, с. 19]. Справедливости ради надо отметить, что деятельность Дукчи Ишана вызвала недовольство и осуждение «... в среде культурной интеллигенции, не говоря уже о знати, на него в лучшем случае смотрели с сочувствием, а куда чаще -с презрением. Тот же историк Мухаммад 'Азиз Маргилани, даже признавая Ишана хотя и небогатым, но "щедрым человеком"», считал его безграмотным и подчёркивал, что будь он грамотен, то "не сбил бы его с пути сатана"» [11, с. 126].

Б.М. Бабаджанов в своей статье «Дукчи Ишан и Андижанское восстание 1898 г.» пишет: «...Андижанское восстание практически не было подготовлено, стихийность преобладала над организованностью, гневный порыв - над трезвым расчётом, а сам Дукчи Ишан, конечно, не имел никакого представления о военном деле, и, видимо, был лишён военного таланта» [1, с. 277]. Во втором издании Большой Советской Энциклопедии даётся совершенно иная оценка андижанского восстания, сделанная по классическим «советским канонам». Здесь основной причиной мятежа является якобы освободительное движение бедноты местных туземцев и киргизов «против хищнической политики русского империализма в Средней Азии» [2, с. 730], а религиозной основе событий не придаётся особого значения. В некоторых современных источниках, представляющих Среднюю Азию, как, например, в статье профессора Ташманбета Кененсариева [4], кровавая резня 1898 г. преподносится как священная война пламенного борца за независимость Дукчи Ишана, личность которого вознесена как мученика, отдавшего жизнь за свой народ и национальные ценности.

Книга В. П. Салькова с подробными описаниями и приведёнными документами, а также информативные, художественные фотографии С.А. Мелик-Саркисяна -достоверные исторические документы, беспристрастно позволяющие увидеть и узнать, как всё происходило в 1898 г. Эти события необходимо изучать, извлекая суровые уроки для последующих поколений. И сейчас, в наши дни, в Средней Азии под лозунгами духовного возрождения нации предпринимаются попытки создания ячеек террористических организаций наподобие ИГИЛ, Хизб ут-Тахрир аль-Ислами, Аль-Каида (их деятельность запрещена на территории Российской Федерации и многих других стран).

Фотоархив Музея землеведения МГУ им. М.В. Ломоносова - богатый источник открытия дополнительных деталей и подробностей исторических фактов. Можно увидеть, как выглядели те или иные места, как люди одевались, чем занимались в разных частях России и других странах. Менялись эпохи, государственные границы передвигались, исчезали целые города и селения, а архивные фотографии могут о многом рассказать.

Благодарности и источники финансирования. Работа выполнена в рамках государственного задания Музея землеведения МГУ AAAA-A16-116042710030-7 «Музееведение и образование музейными средствами в области наук о Земле».

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабаджанов Б. М. Дукчи Ишан и Андижанское восстание 1898 г. // Подвижники ислама. Культ святых и суфизм в Средней Азии и на Кавказе / Сост. С.Н. Абашин, В.О. Бобровников. М.: Восточная литература, 2003. С. 251-277.

2. Большая Советская Энциклопедия. Том 2. Акты - Ариетта. М. Советская энциклопедия, 1950. 656 с.

3. Брежнева С. Н. Толерантность по-русски: из истории проведения религиозной политики Российской империей в Туркестане // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе. 2015. № 8. С. 211-222.

4. Кененсариев Т. Кыргызско-Андижанскому восстанию 115 лет // История Кыргызстана и киргизов. 2013 (https://kghistory.akipress.Org/unews/un_post:1706).

5. Лысенко Ю. А., Недзелюк Т. Г. К истории Андижанского мусульманского движения 1898 г. // Вопросы истории. 2020. № 10-1. С. 267-274.

6. Моррисон А. С. Суфизм, панисламизм и информационная паника: Нил Сергеевич Лыкошин и последствия андижанского восстания // Tartaria Magna, 2013. № 2. С. 42-87.

7. Сальков В. П. Андижанское восстание в 1898 г. (Сб. статей). Казань: Изд. П.Н. Сальковой, 1901. [2], VI, 131 с.

8. Скрипко К. А., Семёнова Л. Д., Дубинин Е. П., Снакин В. В. Памирские экспедиции М.Е. Ионова 1891-1895 гг. // Жизнь Земли. 2022. Т. 44, № 2. С. 228-238. DOI: 10.29003/m3030.0514-7468.2022_44_2/228-238.

9. Тагеев Б. Л. Ферганская область // Нива. 1898. № 26. С. 514-516.

10. Фёдоров Е. Очерки национально-освободительного движения в Средней Азии. Ташкент: Госиздат Узб. ССР, 1925. 80 с.

11. Эркинов А. Андижанское восстание и его предводитель в оценках поэтов эпохи // Вестник Евразии. 2003. № 1. С. 111-137.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Babadzhanov, B.M., «Dukchi Ishan and the Andijan uprising of 1898», Devotees of Islam. The cult of saints and Sufism in Central Asia and the Caucasus (Moscow: Vostochnaya literatura, 2003) (in Russian).

2. Great Soviet Encyclopedia. 2. Acts - Arietta (Moscow: Sovetskaya Entsiklopediya, 1950) (in Russian).

3. Brezhneva, S.N., «Tolerance in a Russian manner: from the history of adopting the religious policy by the Russian Empire in Turkestan», Worldview of the population of South Siberia and Central Asia in historical retrospective 8, 211-222 (2015) (in Russian).

4. Kenensariyev, T., «The Kyrgyz-Andijan uprising is 115 years old», History of Kyrgyzstan and the Kyrgyz, 2013 (https://kghistory.akipress.org/unews/un_post:1706) (in Russian).

5. Lysenko, Yu.A., Nedzelyuk, T.G., «On the history of the Andijan Muslim movement in 1898», Voprosy istorii [Questions of history] 10-1, 267-274 (2020) (in Russian).

6. Morrison, A.S., «Sufism, pan-Islamism and Information Panic: Nil Sergeyevich Lykoshin and the Aftermath of the Andijan Uprising», Tartaria Magna 2, 42-87 (2013) (in Russian).

7. Sal'kov, V.P., The Andijan uprising in 1898 (Collection of articles) (Kazan': Izdaniye P. N. Sal'kovoy, 1901) (in Russian).

8. Scripko, K.A., Semenova, L.D., Dubinin, E.P., Snakin, V.V., «Pamir Expeditions of Mikhail Ionov (1891-1895)», Zhizn Zemli [Life of the Earth] 44, no 2, 228-238 (2022) (in Russ., abstract in Engl.). DOI: 10.29003/m3030.0514-7468.2022_44_2/228-238.

9. Tageyev, B.L., «Fergana region», Niva 26, 514-516 (1898) (in Russian).

10. Fedorov, E., Essays on the national liberation movement in Central Asia (Tashkent: State Publishing House of the Uzbek SSR, 1925) (in Russian).

11. Erkinov, A., «Andijan uprising and its leader in the assessments of the poets of the epoch», Vestnik Yevrazii [Bulletin of Eurasia] 1, 111-137 (2003) (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.