Научная статья на тему 'АНАТОМИЯ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ И ЗАВТРА'

АНАТОМИЯ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ И ЗАВТРА Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
114
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STAGES / THE TEACHING PROCESS AT THE DEPARTMENT OF HUMAN ANATOMY / THE BASIC PRINCIPLES OF STUDY / ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС НА КАФЕДРЕ АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА / ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИЗУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Муратова Жанара Кочкоровна

Излагаются этапы становления и принципы изучения одной из основных медико-биологических наук - анатомии человека. Эти принципы в свое время были предложены академиком АМН СССР Д.А. Ждановым и в последующем получили успешное развитие на кафедрах России и странах СНГ. Более чем за 20-летний период своего существования кафедра «Анатомии человека» медицинского факультета ОшГУ, совершенствуясь по мере прогресса естественных наук, сохранила и развила традиции, заложенные ее основателями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Муратова Жанара Кочкоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANATOMY: YESTERDAY, TODAY AND TOMORROW

We present the principles and stages of the study one of the basic biomedical sciences - human anatomy. These principles were once offered by an academician of the Academy of Medical Sciences of the USSR D.A. Zhdanov, and subsequently received a successful development in the departments of Russia and CIS countries. The department "Human anatomy" of the Medical Faculty of Osh State University for more than 20 years of its existence is being improved with the progress of the natural sciences and preserved and developed the traditions established by its founders.

Текст научной работы на тему «АНАТОМИЯ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ И ЗАВТРА»

LH

RRC^T Ш

Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal) #1(17), 2017 sWäiH 59

Таблиця 1

Динамжа штенсивносп больового синдрому за ВАШ, пащенпв i3 остеоартрозом СНЩС на фош _внутр1шньосуглобового введення препарату палуроновоУ кислоти_

До початку лшу-вання Шсля 1 ш'екци Шсля 2 ш'екци Шсля 3 ш'екци

Бшь у СНЩС у споко! (бали) 2,8±0,5 2,6±0,3 3,2±0,6 1,9±0,6

Бшь у СНЩС шд час жування(бали) 5,2±0,6 4,1±0,4 1,5±0,8 0,6±0,7

Адреса для листування: Крижанiвська Оксана Олександрiвна - асис-тент кафедри xipypгiчно! стоматологи та щелепно-лицево! xipyprii НМУ iменi О.О.Богомольця, т. 0503586363

03680, м.Ки!в, вул. Зоологiчна, 1, НМУ iменi О.О. Богомольця, кафедра xipypгiчно! стоматологи та щелепно-лицево! х!рурги

Вiдомостi про автоpiв:

Маланчук Владислав Олександрович - член-кореспондент НАМН Укра!ни, доктор мед. наук,

професор, заввдувач кафедри х1рурпчно! стомато-логй' та щелепно-лицево! xipyprii' НМУ iMeHi О.О.Богомольця, т. 044 483 18 79

Воловар Оксана Степашвна - доктор мед. наук, професор, завуч кафедри xipypгiчноi стоматологи та щелепно-лицево! xipypгi! НМУ iменi О.О.Богомольця, т. 0503821979

Крижашвська Оксана Олександавна - асис-тент кафедри xipypгiчноi стоматологй' та щелепно-лицево! xipypгi! НМУ iменi О.О.Богомольця, т. 0503586363

Muratova Zhanara Kochkorovna, MD, PhD

candidate of medical sciences, Osh state university Муратова Жанара Кочкоровна, к.м.н.,

доцент Ошского государственного университета

ANATOMY: YESTERDAY, TODAY AND TOMORROW АНАТОМИЯ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ И ЗАВТРА

Summary: We present the principles and stages of the study one of the basic biomedical sciences - human anatomy. These principles were once offered by an academician of the Academy of Medical Sciences of the USSR D.A. Zhdanov, and subsequently received a successful development in the departments of Russia and CIS countries. The department "Human anatomy" of the Medical Faculty of Osh State University for more than 20 years of its existence is being improved with the progress of the natural sciences and preserved and developed the traditions established by its founders.

Keywords: stages, the teaching process at the Department of Human Anatomy, the basic principles of study.

Резюме: Излагаются этапы становления и принципы изучения одной из основных медико-биологических наук - анатомии человека. Эти принципы в свое время были предложены академиком АМН СССР Д.А. Ждановым и в последующем получили успешное развитие на кафедрах России и странах СНГ. Более чем за 20-летний период своего существования кафедра «Анатомии человека» медицинского факультета ОшГУ , совершенствуясь по мере прогресса естественных наук, сохранила и развила традиции, заложенные ее основателями.

Ключевые слова: этапы становления, учебный процесс на кафедре анатомии человека, основные принципы изучения.

Важной проблемой вузовской педагогики на сегодня является организация успешной познавательной деятельности студента. Как показали исследования, обучение, построенное с принципами продуктивной совместной деятельности, позволяет осваивать операционно-техническую и социально-смысловую стороны учебной деятельности, то есть решать одновременно и учебные и воспитательные цели [5, 7, 9].

Полноценное развитое общение, приносящее удовлетворение и студентам и преподавателям, порождает благоприятные условия для формирования социально-психологического климата, деловой ат-

мосферы в учебной деятельности высшего учебного заведения, что выражается в повышении мотивации изучения искусства врачевания [1].

В данной статье предпринята попытка на примере обобщения собственного опыта организации учебного процесса по дисциплине «Анатомия человека», выделить ее сильные и слабые стороны, акцентируя внимание на этапах становления и значении морфологических дисциплин в системе высшего медицинского образования на современном этапе.

Как отметил академик Российской академии наук, профессор М.Р. Сапин, заведующий кафед-

у

60 \¥5скодтоеигоре}5Ые Сгаяор^ято Ыаиком>е (Еазг Еигорест Баеий/ю ЗоигпаЩ1(17), 2017 ИЗЯ

рой с 1971 года: «Кафедра анатомии человека - первая медицинская кафедра в России. В 1755 году был создан Московский университет, в 1758 - медицинский факультет, в 1764 - кафедра анатомии человека» [8, 10].

В 1930 году медицинский факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова стал Первым «Медом» и сегодня кафедра анатомии человека - в составе Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова [4, 8, 10].

«Без анатомии не может быть медицинской науки. Врач не анатом, плохо знающий анатомию не только не полезен — даже вреден!», - в свое время отметил великий русский хирург Е.О. Мухин [2, 3, 6].

Считается, что кафедра анатомии является базовой при подготовке будущих специалистов. С кафедры анатомии начались многие новые дисциплины и кафедры: гистологии, акушерства и гинекологии, топографической и патологической анатомии, судебной медицины, оперативной хирургии [2, 3, 4].

Сегодня мы от одной эпохи в медицине начинаем идти стремительными шагами к другой, инновационной эпохе: появляются новые технологии и возможности, но все не так просто и легко. Обратная сторона внедрения новых технологий - увеличение количества врачебных ошибок. Это означает только одно: пробелы в изучении анатомии!

Кафедра «Анатомии человека» ОшГУ - одно из ведущих кафедр в университете, поэтому в такой кафедре должно быть все самое лучшее и инновационное. На кафедре «Нормальной и топографической анатомии с курсом конституциональной типологии человека» (далее «Анатомия человека») медицинского факультета Ошского государственного университета (ОшГУ) много молодых ученых, которые занимаются наукой, анатомией человека. Кафедра с большим потенциалом: каждый день сюда приходят более 300 студентов, обучение проходят студенты всех специальностей факультета. Для нас очень важно, что на кафедре поддерживают традиции изучения анатомии, заложенные великими учеными, нашими учителями. И в то же время внедряются современные методики преподавания [7, 8, 11].

В настоящее время ключевыми темами являются проблемы и перспективы развития анатомических кафедр в вузах, использование новых технологий в преподавании анатомии человека, компьютерные технологии в учебном процессе и ряд других.

Благодаря ректорату университета самые эффективные образовательные технологии применяются на нашей кафедре. Предстоит также совершенствовать работу анатомического музея, внедрить инновационные симуляционные оборудования и образовательные программы для медицины и медицинского образования.

Кафедра морфологических дисциплин (ныне кафедра «Нормальной и топографической анатомии человека с конституциональной типологией

человека») медицинского факультета ОшГУ была организована в 1993 году [11].

До 1995 года кафедрой руководил ее организатор, д.м.н., профессор Б.Ж. Жапаров. Основным направлением научных исследований кафедры была возрастная морфология, также велась работа по изучению влияния высокогорных и экологически неблагоприятных факторов на сердечно-сосудистую систему, легочную и плацентарную ткани.

С 1995 по 2001 годы кафедра была несколько раз переименована, в разное время ею заведовали доцент Ч.Дж. Джумабаев (1995-1998 гг.), доцент Р.А. Ахунжанов (1998 г.), проф. Б.Ж. Жапаров (1993-1995 гг., 1998-2001 гг.). Под их руководством продолжалось изучение сердечно-сосудистой системы, проводились антропометрические исследования системы «мать - плацента - плод» [11].

Следует отметить, что в эти периоды развития кафедры в целях совершенствования учебного процесса, повышения качества преподавания, а также подготовки научных кадров, кафедра поддерживала тесные связи с медицинскими образовательными центрами, в том числе и Андижанским государственным медицинским институтом (д.м.н., проф. И. Касим-Ходжаев, к.м.н., доц. Р. Юнусов).

Под общим руководством профессора И. Ка-сим-Ходжаева соискателями кафедры проводилась научно-исследовательская работа по проблемам возрастной морфологии, антропометрии головного мозга, были защищены докторская (Ж.Ж. Жеен-баев, 1998 г.) и кандидатская (А.Т. Байгазаков, 2000 г.) диссертации.

В это время под руководством доцента Ч.Дж.Джумабаева был заложен фундаментальный музей кафедры, насчитывающий к настоящему времени около 500 оригинальных препаратов по всем разделам анатомии человека. С октября 2001 по август 2008 г. заведующим кафедрой был д.м.н., профессор Т.М. Тулекеев.

Научная деятельность кафедры в этот период была сосредоточена на разработке проблемы "Влияние экологически неблагоприятных факторов окружающей среды на состояние здоровья населения юга Кыргызстана".

Были определены конкретные основные направления научной деятельности кафедры, в частности, разрабатывались две темы: «Морфо-функциональные особенности плаценты женщин, проживающих в различных биогеохимических зонах юга Кыргызстана» (аспиранты: Сакибаев К.Ш., Кенешбаев Б.К.); «Физическое развитие детей и подростков, проживающих в хлопко- и табакосею-щих регионах и в условиях радиационного фона Майлуу-Суу» (соискатели: Джолдубаев С.Ж., Ма-матов Т.А.).

Сотрудники кафедры постоянно занимаются повышением квалификации: многие преподаватели прошли курсы по педагогике и психологии, компьютерные курсы, а также курсы по специальности. Они принимают активное участие в международных и межрегиональных научно-практических кон-ференциях.симпозиумах и конгрессах, имеет свидетельства и сертификаты (Уфа, 2002; Бишкек,

LH

Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal) #1(17), 2017 sWäiH 61

2003; Алматы, 2005; Орел, 2006; Бухара, 2008; Ярославль, 2010, Москва, 2015 и т.д.).

С момента организации кафедры были разработаны и рекомендованы к печати более 300 научных трудов, в том числе научные статьи, учебные и учебно-методические пособия, рекомендации и рационализаторские предложения, авторские свидетельства и патенты [11].

Анатомия человека - фундаментальная наука и учебная дисциплина, поэтому научная работа кафедры анатомии человека интегрируется с научной работой других кафедр университета и кафедрами вузов некоторых стран СНГ.

Так, в 2011 году на основании взаимных договоров и соглашений между международным морфологическим Центром пластинации и кафедрой были получены анатомические пластинационные препараты в 7 наименованиях: «Сагиттальный распил головы с демонстрацией органов полости рта и полости носа», «Сосуды и нервы головы и шеи (поверхностные, глубокие)», «Сердце с легкими», «Сосуды внутренних органов грудной клетки и брюшной полости», «Сосуды и нервы плечевого пояса и свободной верхней конечности», «Сосуды и нервы тазового пояса и свободной нижней конечности» и «Мышцы туловища».

«Сердцем» любой анатомической кафедры является ее музей. В воспоминаниях Н.И. Пирогова и других выдающихся деятелей науки и культуры именно анатомический театр предстает не только яркой страницей студенческой биографии, но и надежным базисом практической деятельности врача [10]. На данном отрезке времени учебный музей анатомии человека «Адам таануу» медицинского факультета располагает достаточным учебно -научным потенциалом, позволяющим решать одновременно многие задачи. В нем нашли отражение основные разделы анатомии человека. В данное время количество препаратов, муляжей, планшетов, таблиц и рентгенограмм превышает 2000.

Размещение влажных натуральных препаратов подчинено системному пониманию строения тела человека, способствуя наиболее легкому и сознательному восприятию фактического материала. Стенды украшают картины из пластинационных препаратов, на которых изображены различные органы и системы организма человека, и конечно, представлены их оригиналы.

Оформление музея по истории анатомии представлено картинками великих анатомов, которые знакомят посетителей с основными этапами развития анатомии как науки - с древних времен до настоящего времени.

Вновь созданы разделы: "Рентгенанатомия", "Электрифицированные модели по мышечной системе", "Хирургический инструментарий" и др.

Приобретены новые анатомические планшеты и муляжи по внутренним органам, опорно-двигательной системе, реставрированы настенные анатомические картины. Проведены капитальные ре-монтно-восстановительные работы в морге и реконструировано его внутреннее оборудование.

Постоянными посетителями музея являются студенты I - II курсов, изучающие анатомию человека по учебному плану. Нередкими посетителями являются студенты старших курсов и врачи-ординаторы, приходящие для повторения и более глубокого изучения частных разделов анатомии. С большим интересом посещают музей учащиеся старших классов средних школ, лицеев и студенты медицинских училищ.

Большой вклад в развитие кафедры вносили ее сотрудники с многолетним стажем: к.м.н., доцент Р.А. Ахунжанов, к.м.н., доцент Джолдубаев С.Дж., к.м.н., доцент Сакибаев К.Ш., зав. кабинетом Б. Чырмашова и многие другие.

На высоком научно-методическом уровне используются новейшие технологии обучения. Имеются мультимедийные проекторы, телевизоры, ко-доскопы, слайдоскопы, комплекс CD-дисков, микроскопы, видеомагнитофоны. Активно используются возможности мультимедийной библиотеки и Интернет-зала университета. Насчитывается около 600 таблиц по дисциплинам кафедры. В целом библиотечный фонд кафедры представлен более 1500 учебными изданиями, в том числе электронными учебными пособиями, аудио-, видеоматериалами и интернет-ресурсами [11].

Таким образом, более чем за 20-летний период своего существования кафедра «Анатомии» медицинского факультета ОшГУ, совершенствуясь по мере прогресса естественных наук, сохранила и развила традиции, заложенные ее основателями. Это помогало всегда искать и воспринимать все то новое, что позволяет ей решать задачи научной и практической медицины и на этой основе совершенствовать обучение студентов.

Литература:

1. Балалыкин Д.А., Шок Н.П., Щеглов А.П. Га-лен: врач и философ. - М.: Издательство Весть, 2014. - 416 с.

2. Балалыкин Д.А. Российские научные приоритеты в исследовании физиологии и экспериментальной хирургии желудка в XIX - начале XX в. - 2-е изд. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 224 с.

3. Демихов В.П. Избранные труды / Антология истории русской хирургии. Под редакцией Д.А.Ба-лалыкина. - Т. 5. - М.:Весть, 2011. - 256.

4. Жданов Д. А. // Архив анатомии, гистологии и эмбриологии. - 1965. - № 11. - С. 93 - 105.

5. Жданов Д. А. Лекции по функциональной анатомии человека. - М.: Медицина, 1979. - 316 с.

6. История хирургии пищевода в России в XIX-XX веках (1888-1988 гг.) / Антология русской хирургии. Под редакцией Д.А.Балалыкина. - Т. 6. -М.:Весть, 2012. - 735.

7. Петренко В. М. // Актуальные проблемы со-временнойморфологии / под ред. ПЗО, проф. В.М. Петренко; СПбГМАим. И. И. Мечникова. - СПб.: Изд-во ДЕАН, 2008. - С. 5.

8. Сапин М. Р., Бочаров В. Я. // Морфология. -2008. - № 4. - С. 50 - 52.

у

62 Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal)^ 1(17), 2017 ИЗЯ

9. Сапин М. Р., Никитюк Д. Б. Д. А. Жданов в 10. Сапин М. Р., Никитюк Д. В. // Морфология.

науке ижизни (1908 -1971). - М.: ИД «Русский - 2008. -№ 4. - С. 47 - 49. врач», 2008. - 72 с. 11. http://www.oshsu.kg

Панчук Олександр Юхимович

кандидат медичних наук, докторант кафедри загальног гтени та екологН, Вiнницький нацюнальний медичний унiверситет iменi М.1. Пирогова

Panchuk O. Y.

Candidate of Medical Sciences, Doctoral student of the Department of General Hygiene and Ecology, Vinnitsya National Medical University named Pirogov

METHODS PRINCIPLES OF ANALYSIS CONTINGENCY TABLES TO ASSESS THE DEGREE EFFICIENCY OF PROGRAMS PREVENTIVE, CORRECTIVE AND REHABILITATIVE CONTENT

IN THE FIELD OF UNIVERSITY HYGIENE МЕТОДИЧН1 ПРИНЦИПИ АНАЛ1ЗУ ТАБЛИЦЬ СПРЯЖЕНОСТ1 ДЛЯ ОЦ1НКИ СТУПЕНЯ ЕФЕКТИВНОСТ1 ВИКОРИСТАННЯ ПРОГРАМ ПРОФ1ЛАКТИЧНОГО, КОРЕКЦ1ЙНОГО ТА РЕАБШ1ТАЦШНОГО ЗМ1СТУ У ГАЛУЗ1 УН1ВЕРСИТЕТСЬКО1 Г1Г1СНИ

Summary: The data of the research confirm the fact that the method of comparing the frequency of binary features two independent groups on the analysis of contingency tables 2 x 2 is extremely promising procedure for the implementation of predictive assessment of the degree of efficiency of various programs of preventive, corrective and rehabilitative content in the field of university hygiene, appropriate and valid means of decision of actual problems of preventive medicine. As the leading methodological basis of analysis of contingency tables to assess the efficiency of programs preventive, corrective and rehabilitative content should be noted: (1) identify and thorough analysis of programs and complexes of measures, that implemented and subject to meaningful interpretation and hygienic assessment (2) selection and use of appropriate modern requirements techniques of research, (3) construction of contingency tables 2 x 2 and compare the results to assess the expression of the effect that can be either essential or irrelevant and totally absent on the basis of the use of certain statistical calculations and determination of parameters as absolute probability absolute difference probability and relative the rate of increase relative probabilities and odds ratio; (4) evaluation of the reliability of the results based on the value of the confidence intervals for the difference relative frequencies, relative probabilities and odds ratio. Obtained during the performed research data confirm the presence of a pronounced positive effect of the impact of complex of measures to optimize vocational training psychohygienic correcting the course professional adaptation and prevention of adverse changes in the psychophysiological state of the organism and professional deformation of personality of future dentists during training that is designed as on the development of physiological functions and the processes of formation of personality features of girls and youths that get basic dental specialty.

Key words: university hygiene, programs of preventive, corrective and rehabilitative content, contingency tables, degree of efficiency, methodological principles of analysis.

Анотащя: Даш проведених дослвджень засввдчують той факт, що методика поpiвняння частот бшар-но! ознаки в двох незалежних групах на шдстаы аналiзy таблиць спряженосп 2 x 2 е надзвичайно перспективною процедурою здшснення прогностично! оцшки ступеня ефективносп використання piзноманiтниx програм профшактичного, корекцшного та реабштацшного змюту у галyзi ушверситетсько! ппени, доць льним та коректним засобом виршення актуальних проблем профшактично! медицини. Як провщт мето-дичш основи аналiзy таблиць спряженосл для оцшки ступеня ефективносп використання програм профь лактичного, корекцшного та реабштацшного змюту слщ ввдзначити: (1) визначення та грунтовний аналiз програм та комплекав заxодiв, що впроваджуються та пвдлягають змютовному тлумаченню i гiгiенiчнiй оцiнцi; (2) пiдбip та використання адекватних сучасним вимогам методик наукових дослщжень; (3) побу-дова таблиць спpяженостi 2 x 2 та поpiвняння отриманих pезyльтатiв для оцiнки ступеня вираження ефе-кту, який може бути або суттевим або несуттевим та повнютю вiдсyтнiм, на пiдставi використання певних статистичних pозpаxyнкiв i визначення таких показнишв, як абсолютна iмовipнiсть, piзниця абсолютно! iмовipностi, вiдносна iмовipнiсть, стyпiнь пiдвищення вiдносно! iмовipностi та ввдношення шансiв; (4) оць нка ступеня достовipностi отриманих pезyльтатiв на основi даних щодо величин довipчиx iнтеpвалiв для piзницi вiдносниx частот, ввдносно! iмовipностi i вiдношення шанав. Одеpжанi в xодi дослiдження даш пiдтвеpджyють наявнiсть вираженого позитивного ефекту впливу комплексу заxодiв щодо оптишзаци пpофесiйного навчання, псиxогiгiенiчно! коpекцi! перебну пpофесiйно! адаптацi! i запобiгання виникнення несприятливих змiн у псиxофiзiологiчномy сташ !х оpганiз^ та пpофесiйниx деформацш особистостi май-бyтнix лiкаpiв-стоматологiв на етат навчання, що розроблений, як на процеси фор^вання псиxофiзiоло-пчних фyнкцiй, так i на процеси формування особливостей особистостi дiвчат i юнак!в, якi здобувають основнi стоматолопчш спецiальностi.

Ключовi слова: yнiвеpситетська ппена. програми пpофiлактичного, коpекцiйного та реабштацшного змюту, таблиш спpяженостi, оцiнка ефективносп, методичнi принципи аналiзy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.