АНАЛОГИИ И РАЗЛИЧИЯ В ДИНАМИКЕ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ
ОТРАСЛИ КНР И РОССИИ
В.И. Тарасов, академик Международной академии информатизации, вице-президент
Академии информатизации Республики Татарстан, руководитель центра агробиоэконо-
мики, ведущий научный сотрудник
И.В. Ивойлова, научный сотрудник
ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ
(Россия, г. Москва)
DOI: 10.24411/2411-0450-2019-11268
Аннотация. В статье сопоставлена динамика развития туристической отрасли КНР и России. Основой сопоставления является динамика экономики туризма КНР с учетом трех этапов становления современного состояния туристической отрасли КНР, позволивших КНР к 2019 году занять позиции мирового лидера по основным показателям. Выявление аналогий и различий динамики развития туристической отрасли КНР и России позволило предложить ряд рекомендаций, которые могут быть реализованы при разработке программы по реализации задач, зафиксированных в «Стратегии развития туризма в РФ на период до 2025 года».
Ключевые слова: экономика туризма, КНР, Россия, аналоги, динамика, рекомендации, стратегия, туристическая отрасль.
В настоящее время международный туризм составляет 7% мирового товарного экспорта и 30% экспорта услуг, являясь третьей статьей международной торговли. Среднегодовой рост туристической сферы составляет 4%, опережая по темпам прироста пищевую и автомобильную промышленности. Отрасль создает около 10% мирового ВВП и каждое десятое рабочее место в мире.
Китай обладает рядом сравнительных преимуществ для успешного развития сектора и уступает лишь Италии по количеству объектов под охраной ЮНЕСКО. Развитая транспортная система КНР обеспечена хорошо оснащенными автодорогами. В 2018 г. автомобильные дороги с твердым
покрытием составили более 80% протяженности всех автодорог в стране, 90% всех поселков и 95% деревень охвачены автодорожной сетью.
В 2017 г. доля туристической отрасли Китая уже достигла 1,6% в мировом ВВП. Оценка динамики российско-китайского туризма показала большую эффективность введения безвизовых групповых списков для китайских туристов. В 2006 году потоки китайских и русских туристов соотносились как 1:3, а в 2017 г. соотношение составило уже 1:1.
Сопоставление данных по динамике международных расходов на туризм Китаем и Россией представлены с помощью графиков на рисунках 1 и 2.
Рис. 1. Расходы Китая на международный туризм (1995-2017) [3]
"и 1 м Ям бы 1г 5г Все пиния область
50В
40Б
ЗОБ
206
10В
2002: Va us: 109180C 0000
/ i \
/
—< ...." —
1996
1998
2000
2002
2004
2006
2006
2С10
2012
2014
2016
♦ I
Рис. 2. Расходы России на международный туризм (1995-2017) (ИБЗ) [3]
Прогнозная доля туристической отрасли в ВВП Китая должна приблизиться к 12% в 2020 г. Анализ структуры доходов туристического сектора показал, что 6070% доходов приносит внутренний туризм, рост которого последние 10 лет исчисляется двузначными цифрами. Установлено, что более половины всех внутренних поездок направлено по сельским маршрутам, позволяя перераспределять доходы в пользу малоразвитых регионов и районов компактного проживания нацменьшинств.
Е.К. Заклязьменской предложена авторская периодизация развития туристической отрасли в зависимости от инициатив, принятых правительством в рамках обеспечения национальных экономических интересов, в которой автор выделяет пять этапов:
1 этап - Зарождение (1978-1984 гг.);
2 этап - Формирование (1985-1991 гг.);
3 этап - Становление (1992-1996 гг.);
4 этап - Развитие (1997-2008 гг.);
5 этап - Расцвет (2009 - н.вр.) [2].
КНР с 2012 года стала лидером по расходам на выездной туризм, с 2013 г. - лидером по количеству выезжающих за пределы страны туристов, с 2015 г. - 2-я страна мира по доходам от въездного туризма. С 2009 г. туризм стал считаться опорной отраслью народного хозяйства КНР. Высока роль туризма в 13 -м пятилетнем плане в качестве инструмента в целях ликвидации бедности, великого «возрождения» китайской нации, осуществления «китайской мечты» и реализации двух столетних
целей, которые планируется реализовать к 2049 г.
В настоящее время в Китае совокупная доля туристического сектора составляет по разным оценкам от 4 до 10% ВВП по данным Всемирного совета по туризму и путешествиям. В Китае динамика прироста туристических рынков КНР по количеству туристов регистрируется раздельно по внутреннему, выездному и въездному туризму, сведения о которых представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Динамика прироста туристических рынков КНР по количеству туристов, % [1]
Во въездном туризме стоит отметить, что каждая двадцатая международная поездка мира совершается в Китай. Его доля в международном туризме составляет уже 4,8%, ставя страну в один ряд с крупнейшими туристическими державами мира. Став 4-й страной мира по количеству принятых туристов за 2018 год, после соответственно Франции, США и Испании, Китай стремится подняться еще выше в международных рейтингах.
Китай является лидером по количеству выезжающих за пределы страны туристов: каждую десятую поездку в мире совершает китаец. Опыт других стран показывает широкие возможности и нереализованный потенциал выездного туризма Поднебесной: в 2016 г. за пределы страны выехало всего 9,3% населения, в 2011 г. - всего 5,21%, а в 1992 г. - лишь 0,25% населения совершало поездки в другие страны. Средние траты на поездку в пределах страны гражданами КНР в 2015 году составили 857 юаней (137 долл. по среднегодовому курсу 2015 г. 6,2423 юаня за долл.), в по-
ездке за рубежом - 893 долл. (около 6000 юаней). Траты въездных туристов на территории КНР достигли 218,44 долл. [3, 4].
На данный момент Китай является мировым лидером по количеству туристов в пределах страны. Если в 1984 г. на территории Китая было совершено 200 млн поездок, то в 2015 г. этот показатель вырос в 20 раз - до 4 млрд. В 2015 г. каждый китаец путешествовал в среднем трижды, в 1993 г. поездки совершал лишь каждый третий.
Туризм смог стать новым «драйвером» национальной экономики КНР, выведя страну на лидирующие позиции в секторе. Успешный опыт Китая может быть полезен странам с «переходной» и смешанной экономикой.
Российский туризм до сих пор находится на стадии становления, занимая менее 5% ВВП страны. Китай является вторым иностранным ресурсным рынком для России с 5% долей. Доля России во въездном потоке КНР менее 3%, хотя она является
пятой страной-донором туристов для Китая.
С 2000 г. действует соглашение о безвизовых групповых поездках. В России также было запущено несколько программ, привлекающих въездных, и, в частности, китайских туристов, среди которых стоит отметить стратегию «Время отдыхать в
России\Visit Russia», программу адаптации сервиса China Friendly, внедрение «красных» маршрутов.
Ожидаемая динамика развития российского туризма в части его агротуризма, рассчитанная коллективом Международного института аграрной политики, представлена на рисунке 4.
1 * Формирование i Оргамическмй • 1 Развитый
6ш * 1 1 1 1 i рост рынок 1 1 » ф 1 1
1 1 1 i . Г • • • 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
ЛПЫ ¿01?!
-СШ ¿tuui 23211 2ZL. 2С231
2Ü2Í f ¿Zía 2L28I S¿>9l Xij¡
Рис. 4. Ожидаемая динамика роста выручки от сельского туризма в РФ за период 20162030 гг., млрд. руб.
По данным 2017 года Всемирного совета по туризму и путешествиям, Россия заняла 34 место в общих тратах международных туристов на своей территории, которые составили 9 млрд долл. США, что соответствует 0,7% общих трат на туризм по миру, а по количеству прибывших в Россию интуристов - 15-е место в мире.
По объему расходов, понесенных за рубежом выезжающими из России туристами, наша страна стала уже 8-й в мировом рейтинге трат туристов по объему расходов, что соответствует около 2,5% общих трат международных туристов.
Туристский сектор России сохраняет значительный потенциал для ускорения темпов роста и усиления роли в развитии экономики. По данным Комитета по туризму Организации экономического сотрудничества и развития, в последние годы отрасль формирует 3,8% ВВП страны и 0,7% общей численности занятых, что значительно ниже, чем в ряде развитых стран
мира. При этом валовая добавленная стоимость в сфере туризма в России в 2017 году составила около 0,9 тыс. долл. США на 1 жителя, что в 1,4 раза меньше, чем в США, в 2,1 раза меньше, чем в Германии, в 4,5 раза меньше, чем в Испании.[6]
Экономическая отдача от созданных в последние годы туристских организаций стабильна. По данным Федеральной службы государственной статистики, объем платных туристских услуг, реализованных в стране турфирмами, в последние 3 года сохраняется на уровне около 160 млрд. рублей [6].
Несмотря на некоторое снижение покупательской способности, россияне по-прежнему ежегодно совершают около 3040 млн. туристских поездок за рубеж, тратя, по оценкам Всемирной туристской организации, в иностранных государствах до 35-40 млрд. долл. США в год [6].
Российская Федерация сохраняет потенциал роста своей доли в мировом рын-
ке по количеству въездных туристов. По данным Всемирной туристской организации, в 2017 году на 100 жителей Россия приняла 17 въездных туристов, в то время как Соединенные Штаты Америки - 54, Испания - 261, Франция - 309 [6].
Принимая во внимание аналогии и различия в динамике развития туристической отрасли КНР и России при разработке программы, обеспечивающей достижение основных показателей развития туризма в РФ, предусмотренных утвержденной Стратегией развития туризма в РФ в период до 2035 года, следует предусмотреть на примере Китая в качестве первоочередных рекомендаций следующие:
- повышение уровня качества туристской и магистральной инфраструктуры, развитие транспортной доступности;
- увеличение инвестиционной привлекательности туристской отрасли, снижение сроков окупаемости, что, в свою очередь, снимет ограничения темпов развития и модернизации туристской инфраструктуры;
Библиографический список
1. UNWTO Tourism Highlights, 2018 Edition. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.e-unwto.org/doi/pdf/10.18111/9789284419876)
2. Заклязьминская О.О. Экономика туризма китайской народной республики // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - М., 2019.
3. Ежегодный отчет о развитии выездного туризма КНР 2016. Результаты исследований. URL: http://www.ctaweb.org/html/2016-9/2016-9-8-11-1-26208.html),
4. Статистический ежегодник по туризму КНР 2016. - Пекин, 2017.
5. Александрова М.В., Зайцева Т.Р., Заклязьминская Е.О. Въездной туризм из КНР в Россию: современное состояние, проблемы и опасности // Китай: политика, история, культура. К 85-летию Ю.М. Галеновича. - М.: Синосфера, 2018. - С. 170-215.
6. Стратегия развития туризма в РФ в период до 2035 года. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72661648/
7. Концепция развития сельского туризма в России до 2030 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docplayer.ru/32396253-Koncepciya-razvitiya-selskogo-turizma-v-rossii-do-2030-goda.html
- продолжение работы по снятию административных барьеров и совершенствование отраслевого законодательства Российской Федерации;
- преодоление ограничений безопасности туристской деятельности, связанных с недостаточной информированностью туристов о рисках, а также с устаревшими требованиями к безопасности отдельных видов туризма, состоянию окружающей среды туристских территорий;
- повышение уровня сервиса и кадрового обеспечения развития туризма, развитие языковой подготовки работников в сфере туризма, активное вовлечение бизнеса в формирование образовательных программ для туристской отрасли.
- достижение уровня мировых лидеров в развитии цифровой инфраструктуры и сервисов, развитие цифровых платформ продвижения туристских продуктов и брендов, цифровых средств навигации и формирования туристского продукта.
ANALOGUES AND DIFFERENCES IN THE DYNAMICS OF THE DEVELOPMENT OF THE TOURISM INDUSTRY OF THE PRC AND RUSSIA
V.I. Tarasov, Academician of the International Academy of Informatization, Vice-President of
the Academy of Informatization of the Republic of Tatarstan, Head of the Center for
Agrobioeconomics, Leading Researcher
I.V. Ivoilova, Researcher
FGBNU Federal Research Center VNIIESKH
(Russia, Moscow)
Abstract. The article compares the development dynamics of the tourism industry in China and Russia. The basis of the comparison is the dynamics of the tourism economy of the PRC, taking into account the three stages in the formation of the modern composition of the tourism industry of the PRC, which allowed the PRC to take the world leader position in 2019 by the main indicators. The identification of analogies and differences in the dynamics of development of the tourism industry in China and Russia made it possible to propose a number of recommendations that can be implemented when developing a program to implement the tasks set forth in the "Strategy for the Development of Tourism in the Russian Federation for the Period until 2025".
Keywords: tourism economy, China, Russia, analogues, dynamics, recommendations, strategy, tourism industry.