Научная статья на тему 'Анализ жизненного цикла и процессов стихийной реструктуризации машиностроительной отрасли в регионе'

Анализ жизненного цикла и процессов стихийной реструктуризации машиностроительной отрасли в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
347
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ / РЕГИОН / СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рычихина Н. С.

Целями статьи являются исследование стадий зарождения, формирования и развития машиностроительной отрасли в Ивановской области; выявление факторов, повлиявших на ее успешное развитие в регионе; изучение структурных изменений в отрасли на стадии спада; выделение направлений стихийной реструктуризации в машиностроении и анализ влияния негативных последствий данного процесса на социально-экономическую ситуацию в регионе. Анализ жизненного цикла предприятий показал, что этапы роста и зрелости в машиностроительной отрасли в регионе сопровождались активным внедрением прогрессивных технологий, освоением новых продуктов, модернизацией оборудования и автоматизацией производства. Для развития отрасли и повышения ее конкурентоспособности в соответствии с мировым уровнем машиностроительным предприятиям требовались огромные инвестиции на внедрение инновационных процессов в производство. При анализе процессов стихийной реструктуризации машиностроения автором выявлены три этапа сокращения отрасли в регионе: реорганизация крупных машиностроительных предприятий в небольшие общества с ограниченной ответственностью, банкротство крупных предприятий области и диверсификация имущественного комплекса машиностроительных предприятий с переходом на новые виды экономической деятельности. Кроме того, исследованы негативные последствия стихийной реструктуризация машиностроительной отрасли в регионе: рост безработицы, появление задолженности предприятий по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, создание социальной напряженности в малых городах, где предприятия были градообразующими. Исследование неуправляемой реструктуризации в регионе доказывает, что социально-экономические значимые отрасли в период кризиса должны находиться под наблюдением региональных органов власти, подвергаться управляемой реструктуризации и обеспечивать приток инвестиционного капитала в развитие экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ жизненного цикла и процессов стихийной реструктуризации машиностроительной отрасли в регионе»

УДК 338.1

АНАЛИЗ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА И ПРОЦЕССОВ

СТИХИЙНОЙ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ В РЕГИОНЕ

Н.С. РЫЧИХИНА, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления и экономико-математического моделирования Б-таП: [email protected] Ивановский государственный химико-технологический университет

Целями статьи являются исследование стадий зарождения, формирования и развития машиностроительной отрасли в Ивановской области; выявление факторов, повлиявших на ее успешное развитие в регионе; изучение структурных изменений в отрасли на стадии спада; выделение направлений стихийной реструктуризации в машиностроении и анализ влияния негативных последствий данного процесса на социально-экономическую ситуацию в регионе.

Анализ жизненного цикла предприятий показал, что этапы роста и зрелости в машиностроительной отрасли в регионе сопровождались активным внедрением прогрессивных технологий, освоением новых продуктов, модернизацией оборудования и автоматизацией производства. Для развития отрасли и повышения ее конкурентоспособности в соответствии с мировым уровнем машиностроительным предприятиям требовались огромные инвестиции на внедрение инновационных процессов в производство.

При анализе процессов стихийной реструктуризации машиностроения автором выявлены три этапа сокращения отрасли в регионе: реорганизация крупных машиностроительных предприятий в небольшие общества с ограниченной ответственностью, банкротство крупных предприятий области и диверсификация имущественного комплекса машиностроительных предприятий с переходом на новые виды экономической деятельности.

Кроме того, исследованы негативные последствия стихийной реструктуризация машиностроительной отрасли в регионе: рост безработицы, появление задолженности предприятий по плате-

жам в бюджет и внебюджетные фонды, создание социальной напряженности в малых городах, где предприятия были градообразующими. Исследование неуправляемой реструктуризации в регионе доказывает, что социально-экономические значимые отрасли в период кризиса должны находиться под наблюдением региональных органов власти, подвергаться управляемой реструктуризации и обеспечивать приток инвестиционного капитала в развитие экономики.

Ключевые слова: кризис, реструктуризация, регион, стратегия

Проблема управления отраслями экономики актуальна для многих стран, регионов, отдельных областей и городов. В разных странах и отдельных регионах одни и те же отрасли могут находиться на разных стадиях жизненного цикла. Цикличность развития экономики подтверждена экономистами разных стран (Н.Д. Кондратьев, Г.В. Широкова, Т.Н. Клемина, Т.П. Козырева, Н.С. Рычихина и др.) [3, 4, 5, 9]. Именно цикличность обусловливает динамизм развития отраслей. По причине цикличности успешно развивающиеся отрасли вдруг становятся убыточными, а предприятия —неконкурентоспособными. Так, О.В. Акулич посвятил свои исследования жизненному циклу рыбной отрасли

[1], С.А. Баканов —угольной промышленности

[2], в работах Н.С. Рычихиной рассматривается

жизненный цикл текстильной отрасли [8], А.И. Петрова и Н.С. Рычихиной —экономики региона [10]. Подобное изучение этапности развития отрасли, выявление факторов, оказывающих доминирующее влияние на ее развитие, а также систематизация зарубежных и отечественных методов управления жизненным циклом отрасли —все это делает процесс развития отрасли стратегически проработанным и предсказуемым.

При плановом ведении хозяйства машиностроение Ивановской области было признано ведущей отраслью в экономике региона. Оно находилось под управлением федеральных министерств, поддерживалось государством и обеспечивало развитие основных отраслей: —текстильной; —оборонной; —строительной; —сельскохозяйственной.

С переходом к рыночным условиям хозяйствования машиностроение из ведущей отрасли экономики региона превратилось в стагнационную. И эта тенденция свойственна всему отечественному машиностроению. Объемы производства металлорежущих станков и экскаваторов по областям Центрального федерального округа (ЦФО) с 1990 г. по настоящее время резко снизились (табл. 1, 2).

Ивановская область, где на протяжении 70 лет машиностроение являлось второй отраслью по значимости в экономике региона, представляет собой оптимальный промышленный регион для исследования процессов стихийной реструктуризации. В нем представлены предприятия ряда отраслей машиностроения:

—строительное машиностроение; —станкостроение; —текстильное машиностроение;

Таблица 1

Количество произведенных металлорежущих станков в Центральном федеральном округе в 1990-2011 гг.

Субъект 1990 2003 2006 2009 2011

Белгородская область 27 5 7 - -

Брянская область 5Q7 7 - - -

Владимирская область 1 158 204 190 64 -

Воронежская область 1 Q68 19 25 - 110

Костромская область 287 21 11 2 -

Курская область 436 24 - - -

Липецкая область 2 152 26 22 21 44

Москва 9 333 135 190 41 -

Московская область 2 112 157 98 47 19

Орловская область 574 8 - - -

Рязанская область 3 626 779 462 225 224

Тверская область 2 Q64 6Q 137 44 52

Тульская область 315 231 68 11 -

Ярославская область 429 72 4 - -

Источник: Промышленность Ивановской области: стат. сборник // Территориальный орган ФСГС по Ивановской области. Иваново. 2012. С. 80-81.

Таблица 2

Количество произведенных экскаваторов в Центральном федеральном округе 1990-2011 гг.

Регион 1990 2003 2006 2009 2011

Брянская область 202 1 4 - -

Владимирская область 1 95Q 61 201 - -

Воронежская область 1 Q11 61 4 4 -

Костромская область 1 137 52 24 - -

Москва 76 - - - -

Московская область 241 149 199 - 138

Тверская область 4 QQ5 1 169 1 887 381 586

Источник: Промышленность Ивановской области: стат. сборник // Иваново. Территориальный орган ФСГС по Ивановской области. 2012. С. 81-82.

Таблица 3

Крупнейшие предприятия машиностроительной отрасли Ивановской области в 1970-1980 гг.

Крупнейшие машиностроительные предприятия области Отрасль машиностроения Продукция по специализации

Ивтормаш Строительное машиностроение Экскаваторы, оснастка и запчасти

Автокран Строительно-дорожно е машино стро ение Автомобильные краны, запчасти

Ивановский завод тяжелого станко стро ения Станкостроение Станки металлообрабатывающие и деревообрабатывающие

Завод чесальных машин Текстильное станко стро ение Чесальные станки и запчасти для текстильного оборудования

Завод им. Королёва Текстильное станкостроение Запчасти и агрегаты для текстильной промышленности

Кинешемский машиностроительный завод «Автоагрегат» Автомобилестроение Запчасти и узлы для автомобилестроения

Завод «Темп» Электронное машино стро ение Оборудование и запчасти для электронной промышленности

Авиаремзавод Авиастроение Запчасти и узлы для авиационной промышленности

Точприбор Приборо стро ение Станки и оборудование

Источник: составлено автором.

—электротехниче ское машино строение; —приборостроение и др. (табл. 3). Рассмотрим этапы жизненного цикла машиностроительной отрасли в регионе, чтобы выявить факторы, которые повлияли на ее ключевое значение в экономике, и выделить направления стихийной реструктуризации отрасли, а также ее негативные последствия на экономику региона.

1-й этап. Зарождение машиностроительной отрасли (конец XIX —начало XX в.). Зарождение отрасли в Ивановской области связано с появлением текстильного машиностроения в конце XX в. По сообщениям полицейского управления Иваново-Вознесенска, уже в 1895 г. на территории Шуйского уезда машиностроительное производство было представлено несколькими небольшими полукустарного типа заводами, которые производили главным образом чугунное литье и несложные детали для текстильного оборудования (медно-ли-тейные, чугуно-литейные, слесарные и бердочные). Количество машиностроительных предприятий в области, численность работающих на них и объем выпуска продукции по состоянию на 01.01.1895 представлены в табл. 4.

До 1941 г. в области было построено 49% от действующих в последующее время предприятий машиностроительного производства. Основными направлениями развития отрасли в регионе в этот период являлись:

—строительство новых машиностроительных предприятий. В 1929 г. строится металлообрабатывающий завод им. Королёва. В 1932 г. запускается завод торфяного машиностроения «Ивторфмаш». В 1933 г. на Ивторфмаше собирали 16 машин для добычи торфа, в 1940 г. —108 машин1;

—реконструкция и модернизация действующих предприятий. За период с 1920 по -1932 г. в области реконструируются старые и создаются крупные машиностроительные предприятия. Капитальные затраты на строительство машиностроительных предприятий представлены в табл. 5;

—наращивание номенклатуры и усложнение выпускаемой продукции. В 1920 г. был реконструирован работавший до революции механический завод (Ивтекмаш), который после модернизации увеличил номенклатуру выпускаемых изделий и стал выпускать сложное красильно-отделочное оборудование, машины для льняной промышленности;

—расширение географии сбыта продукции. Завод «Ивтекмаш» после реконструкции и модернизации стал снабжать оборудованием не только местные текстильные предприятия, но и текстильные комбинаты Барнаула и Средней Азии.

1 Ивановская область —95 лет: история и экономика в цифрах: стат. сборник. Иваново. 2013. С. 8; Иваново-Вознесенск, Иваново —140 лет: летопись в цифрах и фактах: стат. Сборник. Иваново: Территориальный орган ФСГС по Ивановской области. 2011. С. 50.

Экономика и управление Economy and management - 13 -

Таблица 4

Количество машиностроительных предприятий, численность работающих на них и объем выпуска продукции в Иваново-Вознесенске по состоянию на 01.01.1895

Заводы Количество Объем выпуска продукции, тыс. руб. Численность работающих

Медно-литейные 1 20 30

Чугуно-литейные 2 464,1 549

Слесарные 6 10,5 55

Бердочные 1 40,4 90

Источник: Иваново-Вознесенск, Иваново —140 лет: летопись в цифрах и фактах. Иваново: Территориальный орган ФСГС по Ивановской области. 2011. С. 14.

Таблица 5

Капитальные затраты на строительство машиностроительных предприятий в 1928-1932 гг., тыс. руб.

Строительство новых предприятий, модернизация и реконструкция действующих позволили увеличить объемы производства валовой продукции машиностроительной отрасли Ивановской области в десятки раз (табл. 6).

В период послевоенной пятилетки (19461950 гг.) использовались те же методы развития отрасли. В 1954 г. был построен завод автомобильных кранов «Автокран», в 1956 г. —завод чесальных машин, затем —заводы испытательных приборов и исполнительных механизмов. В 1957 г. в Иванове был построен завод расточных станков, который стал сразу выпускать станки повышенной сложнос-ти2. Модернизировались и переходили на выпуск новой продукции старые предприятия. Например,

завод торфяных машин за 1950 г. освоил выпуск мощного экскаватора ТЭ-2 и крана ВК-2.

В период зарождения машиностроительной отрасли можно выделить основные факторы, повлиявшие на ее дальнейшее успешное развитие в Ивановской области:

—развитие в области текстильной промышленности и появление активного спроса на текстильные станки и запчасти для оборудования;

—рост потребности в кранах на автомобильном ходу и экскаваторах вследствие высокого темпа роста строительства в стране;

—развитие металлорежущих и деревообрабатывающих станков вслед за развитием обрабатывающей и добывающей промышленности.

2-й этап. Стадия роста машиностроительной отрасли (1960-1970 гг.). Для стадии роста машиностроительной отрасли были характерны следующие процессы:

—рост объемов производства. В 1960 г. машиностроительной отраслью Ивановской области производилось 639 автокранов, а в 1965 г. —уже в 3 раз больше (2 015 кранов). За эти же пять лет объемы производства металлорежущих станков увеличились в 4 раза, текстильных станков —на 26%3;

—рост требований к квалификации персонала и привлечение все новых специалистов на предпри-

Таблица 6

Количество предприятий в Ивановской области, внедривших прогрессивные технологии и продукты в 1962-1963 гг.

Год Количество предприятий Количество технологий, продуктов, оборудования

прогрессивные технологии новые продукты модернизированное оборудование

1962 25 22 15 18

1963 31 26 16 19

Источник: Машиностроение и металлообработка Ивановской области: стат. сборник. Иваново: Статистическое управление Ивановской области. 1983. С. 73.

Период, год Сумма затрат

1928-1929 1 332

1930 696

1931 3 068

1932 5 382

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: Иваново-Вознесенск, Иваново —140 лет: летопись в цифрах и фактах: стат. Сборник. Иваново: Территориальный орган ФСГС по Ивановской области. 2011. С. 91.

2 Иваново-Вознесенск, Иваново —140 лет: летопись в цифрах 3 Ивановская область —95 лет: история и экономика в циф-и фактах: стат. сборник // Иваново: Территориальный орган рах: стат. сборник. Иваново: Ивановостат. 2013. С. 72-73. ФСГС по Ивановской области. 2011. С. 61, 136-137.

-38 (365) - 2014-

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: REGIONAL ECONOMICS

теория и практика theory and practice

6 000 -5 000 -4 000 3 000 2 000 -1 ООО О -

1955 1960 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1975 1980 1985 1990 1995 2000 2001 2003 2009 2010 2012

Источник: Ивановская область —95 лет: история и экономика в цифрах: стат. сборник. Иваново: Ивановостат. 2013. С. 27; Иваново-Вознесенск, Иваново —140 лет: летопись в цифрах и фактах: стат. сборник // Иваново: Территориальный орган ФСГС по Ивановской области. 2011. С. 72-73, 166.

Рис. 1. Объемы производства кранов на автомобильном ходу по стадиям жизненного цикла отрасли в Ивановской области, ед.

1 200 п

1 ООО -800 -

600 -

400 -

200 -

О т-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1—

19501955 1960 1965 1966 1967 1968 19691970 1975 19801985 19901995 1999200020012002200320042005 2010

Источник: Ивановская область —95 лет: история и экономика в цифрах: стат. сборник. Иваново: Ивановостат. 2013. С. 28; Иваново-Вознесенск, Иваново —140 лет: летопись в цифрах и фактах: стат. сборник // Иваново: Территориальный орган ФСГС по Ивановской области. 2011. С. 72-73, 166.

Рис. 2. Объемы производства экскаваторов по стадиям жизненного цикла машиностроительной отрасли в Ивановской области, ед.

ятия. Если в 1930 г. в отрасли было занято 13,8 тыс. чел., то в 1970 г. —в три раза больше (40,7 тыс. чел.)4;

4 Ивановская область за 50 лет: стат. сборник. Иваново: Ивановостат. 1967. С. 69.

—расширение ассортимента и номенклатуры производимых товаров и изделий, ежегодная модернизация производства, внедрение новых технологий изготовления продукции. В 1962 г. из 25 машиностроительных предприятий области 15 занимались освоением новой продукции, 22 предприятия

Таблица 7

Наличие установленных автоматических поточных линий и производительность труда

Показатель 1965 г. 1975 г. 1979 г. 1981 г. 1983 г. 1985 г.

Наличие установленных автоматических поточных линий 1 3 15 29 7б S3

Производительность труда к 1940 г., % 724 1 3S2 1 579 1 б91 1 6S6 1 б99

Источник: Ивановская область за 50 лет: стат. сборник. Иваново: Ивановостат. 1967. С. 33, 74.

внедряли прогрессивные технологии, 18 проводили модернизацию производства. В дальнейшем данные показатели только росли (см. табл. 6);

—рост производительности труда в связи с автоматизацией производства.

3-й этап. Зрелость отрасли (1970-1990 гг.). На стадии зрелости отрасль машиностроения в области достигает пика своего развития и представлена предприятиями с разнообразной специализацией:

—Ивторфмаш выпускает экскаваторы;

—Автокран —автомобильные краны;

—ИЗТС —станки механообрабатывающие и деревообрабатывающие с ЧПУ;

—Завод чесальных машин —чесальные станки и запчасти для текстильного оборудования;

—Завод им. Королёва —запчасти и агрегаты для текстильной промышленности;

—Кинешемский машиностроительный завод «Автоагрегат» — запчасти и узлы для автомобилестроения;

—Завод «Темп» —оборудование и запчасти для электронной промышленности;

—Авиаремзавод —запчасти и узлы для авиационной промышленности.

У предприятий налажены отношения с поставщиками сырья, стабилизировались потоки финансовых ресурсов, налажена география сбыта продукции. Объемы производства продукции машиностроительных предприятий становятся стабильными. Объемы производства кранов на автомобильном ходу достигают более 5 000 ед. ежегодно (рис. 1). Краны с надписью «Ивановец» можно увидеть во всех городах страны, как и продукцию Ивановского завода тяжелого станкостроения. Объем производства экскаваторов достигает 900 экскаваторов в год (рис. 2).

С каждым годом производство становится более автоматизированным, ежегодно на предприятиях Ивановской области создаются новые автоматические поточные линии (табл. 7). В 1975 г. было 3 таких линии, а уже в 1985 г. —83. Автоматизация производства позволила увеличить производительность труда в сотни раз.

На предприятиях продолжают внедряться прогрессивные мероприятия по новой технике.

4-й этап. Спад и стихийная реструктуризация отрасли (с 1991 г. по настоящее время).

Основными показателями вступления отрасли Ивановской области в стадию спада являются5:

— снижение производства кранов на автомобильном ходу (за 10 лет объем производства упал в 5 раз). Если на стадии зрелости в 1990 г. в Ивановской области производилось 5 118 кранов, то в 2010 г. —1 155 кранов;

— снижение объемов производства продукции в стоимостном выражении. В 1990 г. объем производства в стоимостном выражении составил 6 221 млн руб., в 1995 г. он упал в 3,5 раза и составил 1 750,2 млн руб.;

— отрицательный сальдированный финансовый результат в целом по отрасли с 1996 г. по настоящее время (рис. 3);

— снижение среднегодовой численности персонала, занятого в отрасли. В 2003 г. производством машин и оборудования в области было занято 15 706 чел., в 2011 г. —в 5 раз меньше (3 144 чел.);

— отрицательное значение рентабельности проданных товаров по отрасли с 2003 г.;

— задолженность предприятий отрасли по заработной плате и платежам в бюджет и внебюджетные фонды.

В табл. 8 представлены показатели работы машиностроительной отрасли на разных этапах ее жизненного цикла в Ивановской области. Изучение тенденций формирования отрасли в регионе позволило выявить направления ее развития (или стагнации) на разных этапах жизненного цикла и факторы, оказывающие влияние на данные процессы (табл. 9).

Как показывает анализ данных, представленных в табл. 9, движущими силами развития отрасли на этапах роста и зрелости являлись:

5 Ивановская область —95 лет: история и экономика в цифрах: стат. сборник. Иваново: Ивановостат. 2013. С. 72-73.

Источник: Промышленность Ивановской области: стат. сборник // Иваново: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области. 2012. С. 77.

Рис. 3. Сальдированный финансовый результат в машиностроительной отрасли, млн руб.

Таблица 8

Показатели работы текстильной отрасли в Ивановской области на основных этапах жизненного цикла

Показатель 1950 г. 1960 г. 1980 г. 2010 г.

Объем производства кранов - 639 5 Q58 1 155

на автомобильном ходу, ед.

Объем производства металлорежущих 10 134 471 14

станков, ед.

Объем производства экскаваторов, ед. 58 637 616 52

Объем производства ткацких станков, ед. 430 1 8QQ 1 324 -

Численность занятых в отрасли, тыс. чел. 17 26,5 68,7 10

Финансовый результат работы отрасли Положительный Положительный Положительный Отрицательный

Примечание: 1950 г —зарождение; 1960 г —рост; 1980 г —зрелость; 2010 г. —спад.

Источник: Ивановская область —95 лет: история и экономика в цифрах: стат. сборник. Иваново: Ивановостат. 2013. С. 72-73, 166; Иваново-Вознесенск, Иваново —140 лет: летопись в цифрах и фактах // Иваново: ФСГС по Ивановской области. 2011. С. 27.

Таблица 9

Направления развития (или стагнации) отрасли и факторы, оказывающие влияние на данные процессы

Стадия жизненного цикла отрасли Факторы развития (или стагнации) отрасли Направления развития (или стагнации) отрасли

Зарождение Активный спрос на ткацкие станки и запчасти для оборудования Строительство новых предприятий, реконструкция и модернизация действующих. Рост номенклатуры и усложнение выпускаемой продукции. Рост географии сбыта продукции

Рост Высокие темпы роста строительства в стране и спрос на автокраны и экскаваторы Рост объемов производства. Внедрение прогрессивных технологий, модернизация оборудования. Освоение новых продуктов, автоматизация производства

Зрелость Развитие обрабатывающей и добывающей промышленности и в связи с этим рост производства металлорежущих и деревообрабатывающих станков Внедрение прогрессивных технологий. Модернизация оборудования. Освоение новых продуктов, автоматизация производства

Экономика и управление Economy and management - 17 -

Окончание табл. 9

Стадия жизненного цикла отрасли Факторы развития (или стагнации) отрасли Направления развития (или стагнации) отрасли

Спад Кризис в отраслях, для которых машиностроение поставляло свою продукцию (агропромышленный комплекс, текстильная отрасль, строительство и др.). Низкая конкурентоспособность российской продукции на внутреннем и внешнем рынках. Наличие крупных слабомобильных предприятий, негибких к изменениями во внешней среде, оснащенных избыточными морально и физически устаревшими производственными мощностями. Высокий уровень специализации и низкий уровень кооперации машиностроительных предприятий между собой. Дефицит денежных ресурсов для стратегических преобразований. Отсутствие государственной поддержки отрасли Реорганизация крупных машиностроительных предприятий в небольшие общества с ограниченной ответственностью. Банкротство крупных предприятий области. Диверсификация имущественного комплекса машиностроительного предприятия с переходом на новые виды экономической деятельности

Источник: составлено автором.

—внедрение прогрессивных технологий;

—освоение новых продуктов;

—модернизация оборудования и автоматизация производства.

В рыночной экономике компании могли добиться успехов посредством инноваций, используя как новые технологии, так и новые методы работы [6]. Для соответствия мировому уровню конкурентоспособности машиностроительным субъектам бизнеса требовались огромные инвестиции на внедрение инновационных процессов производства продукции. Вследствие высокой степени изношенности основных фондов необходимо было внедрять инструменты стимулирования глобальной модернизации машиностроительных предприятий на государственном уровне. Отсутствие собственных финансовых ресурсов и эффективного механизма государственной поддержки привело региональное машиностроение к стихийной реструктуризации отрасли.

При анализе процессов стихийной реструктуризации машиностроения на этапе спада можно выделить три последовательных направления сокращения отрасли в регионе:

1) реорганизация крупных машиностроительных предприятий в небольшие общества с ограниченной ответственностью;

2) банкротство крупных предприятий области;

3) диверсификация имущественного комплекса машиностроительного предприятия с переходом на новые виды экономической деятельности.

Рассмотрим процессы стихийной реструктуризации отрасли в регионе более подробно (рис. 4).

1. Реорганизация крупных машиностроительных предприятий в небольшие общества с ограниченной ответственностью. Данный процесс осуществлялся путем выделения перспективных видов бизнеса (механическая обработка, литейное производство и другие) из финансово убыточного предприятия или путем разделения завода на несколько бизнес-единиц в целях создания небольших гибких предприятий, осуществляющих отдельные стадии производственного процесса. Подобная реорганизация позволяла сохранить в рамках имущественного комплекса профильный вид деятельности. В переходный период этим путем шло большинство предприятий области.

2. Банкротство машиностроительных предприятий области. В период переходной экономики закрылись Кинешемский автоагрегат, Сокатовский машиностроительный завод и другие крупные предприятия. В настоящий момент в процедурах банкротства находятся такие крупные машиностроительные предприятия, как Майдаковский литейно-механический завод и ИЗТС. Следует отметить, что в 2010 г. эти предприятия, по данным рейтинга Союза промышленников и предпринимателей Ивановской области, входили в сотню лучших предприятий области по объему продаж.

3. Диверсификация имущественного комплекса машиностроительного предприятия с переходом на новые виды экономической деятельности [7]. С одной стороны, диверсификация имущественного комплекса позволяет создать новые рабочие места, повысить благосостояние населения,

45 40 35 30 25 20 15 10 5

27,4

2005

принести дополнительные _ % налоговые поступления в бюджет, повысить инвестиционный климат в регионе. Но в то же время она является ярким подтверждением стагнации в машиностроении. Завод «Темп» с 1996 г. пребывал в кризисном состоянии. В 2008 г. акции завода были скуплены российской компанией по производству упаковочной продукции ООО «Лиматон упаковка». Здание завода было реконструировано и переоборудовано под производство упаковочной продукции для пищевой отрасли. Литейно-механический завод г. Фурманова Ивановской области был признан банкротом еще в начале 2000-х гг. В 2013 г. имущество завода приобрела турецкая компания ООО «МадиоТекстиль», которая на его базе открыла текстильное предприятие по производству и отделке тканей.

Стихийная (неуправляемая) реструктуризация социально значимой отрасли в регионе и отсутствие механизмов ее государственной поддержки в период кризиса имеет огромные негативные последствия:

—массовые увольнения. В 1980 г. на машиностроительных предприятиях области было занято 68,7 тыс. работников, в 2010 г. —10 тыс. чел. В 2005 г. на предприятиях по производству машин и оборудования было уволено 27,7% от среднесписочной численности на предприятиях, в производстве транспортных средств и оборудования —30% от среднесписочной численности (рис. 5). Ежегодный средний процент увольнений в машиностроении в период с 2005 по 2013 г. составляет 22,2% от среднесписочной численности по отрасли в области. Низкая заработная плата в машиностроении привела к потере материального благополучия

39,9

30,1 22,7

15,1

2007

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2008

2009

2010

2011

-Д-Производство машин и оборудования -□-Производство транспорных средств и оборудования

Источник: Промышленность Ивановской области: стат. сборник // Иваново. ФСГС по Ивановской области. 2012. С. 53.

Рис. 5. Ежегодное увольнение персонала в машиностроительной отрасли, % от среднесписочной численности

заработная плата, руб.

14 ООО -12 ООО -1О ООО -8 ООО -6 ООО 4 ООО 2 ООО О

12 618

5 5О7

11 28О

9 О82

5 143

2ОО5 2ОО7 2ОО8

Производство машин и оборудования —

2009 2010 2011

-Среднемесячная заработная плата в области

Источник: Промышленность Ивановской области: стат. сборник // Иваново. ФСГС по Ивановской области. 2012. С. 45-46.

Рис. 6. Соотношение между среднемесячной заработной платой в Ивановской области и среднемесячной заработной платой в машиностроении области с 2005 по 2012 г

сотен семей области. С 2009 г. по настоящее время среднемесячная заработная плата в отрасли ниже средней по области (рис. 6);

— снижение налоговых поступлений в бюджет;

— задолженность по заработной плате и платежам в бюджет и внебюджетные фонды;

— создание социальной напряженности в малых городах, где предприятия машиностроительной отрасли были градообразующими.

Анализ жизненного цикла отрасли и обобщение опыта реструктуризации в машиностроении

позволяют сделать следующий вывод: социально-экономические значимые отрасли в период кризиса должны находиться под наблюдением региональных органов власти, подвергаться управляемой реструктуризации и обеспечивать приток инвестиционного капитала в развитие экономики.

Список литературы

1. Акулич О.В. Жизненный цикл рыбной отрасли Магаданской области // Проблемы современной экономики. 2011. № 1. С. 286-290.

2. Баканов С.А. Угольная промышленность Урала: жизненный цикл отрасли от зарождения до упадка: монография. Челябинск: Энциклопедия. 2012. 328 с.

3. Гаврилюк О.И. Методология использования теории о жизненных циклах при определении инвестиционной привлекательности предприятия // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 25. С. 16-20.

4. Дресвянников В.А. Особенности жизненных циклов различных экономических систем // Менеджмент в России и за рубежом. 2008. № 6. С.18-35.

5. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. Избранные труды. М.: Экономика. 2002. 768 с.

6. Петров А.Н., Ильченко А.Н. Эконометри-ческий анализ структурных сдвигов в экономике: научное издание. Иваново: ИГХТУ. 2011. 304 с.

7. Портер М.Э. Конкуренция. М.: Вильямс. 2001. 495 с.

8. Посткризисное развитие социально-экономической инфраструктуры малых городов: монография. Иваново: ИГХТУ. 2012. 240 с.

9. Рычихина Н.С., Ильченко А.Н. Реструктуризация в антикризисном управлении предприятием: учеб. пособие. Иваново: ИГХТУ. 2009. 290 с.

10. Системный мониторинг. Глобальное и региональное развитие. М.: Либроком. 2010. С. 189-229.

Regional economics: theory and practice Economy and management

ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)

THE ANALYSIS OF LIFE CYCLE AND PROCESSES OF SPONTANEOUS RESTRUCTURING OF MACHINE-BUILDING INDUSTRY IN THE REGION

Natal'ya S. RYCHIKHINA

Abstract

Objectives The objectives of the paper are the study of the origin, formation and development of the machine-building industry in the Ivanovo region; identification of the factors that influenced the success of the development in the region; study of structural changes in the industry during the recession; allocation of unplanned restructuring in the manufacturing and analysis of the impact of the negative effects of this process on the socio-economic situation in the region.

Results Analysis of the life cycle of businesses showed that the stages of growth and maturity in the machinebuilding industry in the region had been accompanied by active introduction of progressive technologies, development of new products, production automation

and modernization of equipment. For the development and enhancement of its competitiveness in line with the world levels of machine-building enterprises, the industry required huge investment to the introduction of innovation processes in production. While analyzing the processes of spontaneous restructuring of engineering, I have identified three stages of reduction of the industry in the region: the reorganization of the major machine-building plants in a small company with limited liability; the bankruptcy of large enterprises of the region; and the diversification of engineering companies with the transition to new economic activities. In addition, I have studied the negative effects of spontaneous restructuring of machine-building industry in the region: rising unemployment, the emergence of enterprise debt payments to the budget and off-budget

funds, creating social tensions in the small towns where businesses were town-forming. Conclusions The study of unmanageable restructuring in the region proves that the social and economic significant industry during the crisis should be under the supervision of the regional authorities, to be subjected to a controlled restructuring and ensure the inflow of investment capital in the economy.

Keywords: crisis, restructuring, region, strategy

References

1. Akulich O.V. Zhiznennyi tsikl rybnoi otrasli Magadanskoi oblasti [Life cycle of the fish industry of the Magadan region]. Problemy sovremennoi ekonomiki —Problems of modern economy, 2011, no. 1, pp.286-290.

2. Bakanov S.A. Ugol 'naya promyshlennost' Ura-la: zhiznennyi tsikl otrasli ot zarozhdeniya do upadka: monografiya [The coal industry of Ural: industry life cycle from inception to demise: a monograph]. Chelyabinsk, Entsiklopediya Publ., 2012, 328 p.

3. Gavrilyuk O.I. Metodologiya ispol'zovaniya teorii o zhiznennykh tsiklakh pri opredelenii investit-sionnoi privlekatel'nosti predpriyatiya [Methodology of use of the theory of life cycles when determining the investment appeal of an enterprise]. Ekonomicheskii analiz: teoriya ipraktika —Economic analysis: theory and practice, 2009, no. 25, pp. 16-20.

4. Dresvyannikov V.A. Osobennosti zhiznennykh tsiklov razlichnykh ekonomicheskikh sistem [Life cycles of various economic systems]. Menedzhment v Rossii i za rubezhom —Management in Russia and abroad, 2008, no. 6, pp. 18-35.

5. Kondrat'ev N.D. Bol'shie tsikly kon"yunktury i teoriya predvideniya. Izbrannye trudy [State of the market major cycles and the prediction theory. Selected works]. Moscow, Ekonomika Publ., 2002, 768 p.

6. Petrov A.N., Il'chenko A.N. Ekonometricheskii analiz strukturnykh sdvigov v ekonomike: nauchnoe izdanie [The econometric analysis of structural changes in economy: a scientific edition]. Ivanovo, Ivanovo State University of Chemistry and Technology Publ.,

2011, 304 p.

7. Porter M.E. Konkurentsiya [On Competition]. Moscow, Vil'yams Publ., 2001, 495 p.

8. Postkrizisnoe razvitie sotsial'no-ekonom-icheskoi infrastruktury malykh gorodov: monografiya [Post-crisis development of the social and economic infrastructure of towns: a monograph]. Ivanovo, Ivanovo State University of Chemistry and Technology Publ.,

2012, 240 p.

9. Rychikhina N.S., Il'chenko A.N. Restrukturizat-siya v antikrizisnom upravlenii predpriyatiem: ucheb. posobie [Restructuring in crisis management of an enterprise: a manual]. Ivanovo, Ivanovo State University of Chemistry and Technology Publ., 2009, 290 p.

10. Sistemnyi monitoring. Global 'noe i regional 'noe razvitie [System monitoring. The global and regional development]. Moscow, Librokom Publ., 2010, pp.189-229.

Natal'ya S. RYCHIKHINA

Ivanovo State University of Chemistry

and Technology, Ivanovo, Russian Federation

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.