УДК 338.24
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРАТЕГИЙ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА
Н.С. Рычихина
Ивановский государственный химико-технологический университет
В статье рассмотрены теоретические аспекты реструктуризации высших учебных заведений, проведен анализ этапов зарождения и развития жизненного цикла учреждений высшего образования в Ивановской области, выявлена зависимость между стадией развития отрасли образования и используемыми высшими учебными учреждениями стратегиями реструктуризации, рассмотрены инструменты проведения структурных преобразований и методические подходы к оценке эффективности интеграционных процессов.
Ключевые слова: реструктуризация, высшие образовательные учреждения, жизненный цикл, стратегия.
Переход страны от плановой экономики к рыночной активизировал всех субъектов экономических отношений к активным реструктуризационным мероприятиям. Сначала, в эти отношения вступили предприятия реальных секторов экономики. Постепенно возникла необходимость адаптации высших учебных заведений к рыночным условиям функционирования. В последнее время, в связи с оптимизацией финансирования вузов, сокращением численности студентов, появлением большого количества дублирующих друг друга высших учебных заведений, проблема реструктуризации вузов, особенно путем их интеграции, становится в отечественной практике особо актуальной. Обзор экономической литературы по теме исследования показал, что теоретические аспекты реструктуризации высших учебных заведений являются недостаточно изученными, не исследованы стратегии ее проведения на разных этапах жизненного цикла функционирования учебного заведения, отсутствует единый подход к оценке эффективности интеграционных процессов между учебными заведениями.
Под реформированием системы образования понимается комплекс мероприятий, законодательно регулируемый Правительством РФ, радикального из-
менения системы финансирования и управления вузами, принципов и подходов к оказанию образовательных услуг, соотношения между количеством учебных заведений разного уровня [9]. В настоящее время следствием реформирования системы образования является реструктуризация высших учебных заведений. Под реструктуризацией вуза нами понимаются структурные преобразования в системе функционирования и управления учебным заведением, вызванные изменением спроса на образовательные услуги, реорганизационными и интеграционными механизмами, реформированием системы образования. В отечественной практике процессы реструктуризации высших учебных заведений можно поделить на два вида: внутривузовская реструктуризация и интеграционная реструктуризация вуза.
Под внутривузовской реструктуризацией понимаются преобразования во внутренней среде учебного заведения: появление новых структурных подразделений в вузе; изменения в структуре кафедр, факультетов; изменения в образовательном процессе, в подходах к подготовке кадров; изменение статуса вуза. Объекты структурных преобразований при внутренней реструктуризации вузов представлены на рис. 1.
Рис.1. Виды и направления реструктуризации высшего учебного заведения
Под интеграционной реструктуризацией в системе образования понимают слияние и объединение учебных учреждений с последующим изменением системы функционирования и управления в них. Все интеграционные процессы между учебными учреждениями в сфере образования можно разделить на две основные группы: вертикальная интеграция и горизонтальная (рис. 1).
Вертикальная интеграция - это интеграция учреждений, предоставляющих образовательные услуги разного уровня (например, колледжей и лицеев в высшие учебные заведения). Примером вертикальной интеграции является вхождение в состав Ивановской государственной химико-технологической академии химического колледжа в 1997 году или,
например, присоединение в 1998 году к Ивановской государственной текстильной академии Вичугского вечернего текстильного техникума, Кинешемского вечернего текстильного техникума и Тейковского вечернего текстильного техникума на правах обособленных структурных подразделений-филиалов [3].
Горизонтальная интеграция - это объединение усилий высшими учебными заведениями в результате осуществления интеграционных процедур между собой с образованием нового юридического лица (созданием на их базе нового объединенного высшего учебного заведения). Разновидностью горизонтальной интеграции является случай, когда один из вузов не «растворяется» в крупном университете полностью, а сохраняет определенную
автономию, целиком входя в структуру университета в качестве его филиала. В отличие от слияния и поглощения коммерческих фирм и промышленных предприятий, когда осуществляется скупка и конвертация акций, слияние и объединение учебных заведений России осуществляется добровольно, по решению Министерства образования, без задействования финансовых механизмов. Ранее данные формы осуществления реорганизации были свойственны, прежде всего, коммерческим предприятиям и бизнесам, но последние десять лет широко используются в зарубежной практике, постепенно интегрируя в российскую систему высшего образования. Обзор зарубежного опыта показал, что на протяжении десяти лет интеграционные процессы реструктуризации вузов являются важным инструментом внедрения и активизации инновационных процессов в системе образования. Проводимая реформа образования в ЮАР предполагала объединить 21 университет и 15 политехнических колледжей (техниконов) страны в 11 университетов, 6 технических колледжей и 6 новых гибридных институтов, которые будут образованы слиянием университетов и техниконов [3,10]. За последние 15 лет 556 учреждений высшего образования в Китае слились в 232 [3]. Государственная политика Венгрии, начатая в 1993 г., вынудила вузы разрабатывать совместные планы интеграционного развития. В итоге, из 24 государственных университетов и 17 государственных колледжей остались 17 и 13 соответственно [8]. В России объединение вузов происходит в разных регионах: в Петербурге объединились Мечниковская академия и Академия медицинского образования, Политехнический университет и Институт машиностроения, ИТМО и Университет низкотемпературных и пищевых технологий, Горный университет и Северо-Западный заочный технический. В Москве в результате слия-
ния Высшей школы экономи-
ки, Московского государственного института электроники и математики (МИ-ЭМ), Московского государственного университета дизайна и технологии и Московского государственного текстильного университета им. Косыгина образуется Университет дизайна и технологии и т.д.
В 2010 году появляется Федеральный закон №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», который предусматривает переход бюджетных учреждений на рыночные условия существования и развития. С переходом вуза к статусу полноправного субъекта рыночной экономики, при планировании стратегии его развития следует учитывать этапы жизненного цикла функционирования вуза, законы спроса и предложения на рынке образовательных услуг, цикличность развития экономики и, используя накопленный высшим учебным учреждением научный, образовательный и имущественный потенциал, применять в управлении им современные инструменты антикризисного менеджмента.
Рассмотрим этапы формирования жизненного цикла учреждений высшего образования в городе Иваново, проанализируем стратегии и инструменты осуществления структурных преобразований, осуществляемых Ивановскими вузами на определенных этапах их жизненного цикла. Иваново на протяжении многих десятилетий считается студенческим городом, на 10000 человек населения приходится 401 студент. По состоянию на 2013 год, в области насчитывается 9 образовательных учреждений высшего профессионального образования и десять филиалов высших учебных заведений. В результате анализа истории зарождения учреждений высшего профессионального
образования в области, изучения количества и тенденций развития высших учебных заведений по годам, статистического анализа динамики численности обучающихся в вузах, количества поступающих абитуриентов, были выявлены стадии жизненного цикла функционирования сферы высшего образования в области, стратегии развития учреждений высшего образования и факторы, оказывающие влияние на изменение спроса в образовательных услугах (рис. 2). В таблице 1
представлено число вузов и количество обучающихся в них студентов по стадиям жизненного цикла сферы высшего образования в Ивановской области. Рассмотрим стратегии развития учреждений высшего образования и факторы, оказывающие влияние на изменение спроса в образовательных услугах по стадиям жизненного цикла функционирования сферы высшего образования в области, более подробно.
Рис.2. Стратегии развития учреждений высшего образования в Иванове и факторы, их формирующие, на разных этапах жизненного цикла* *построен на основании данных: Образование в Ивановской области: Стат. сборник. - Иваново: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области, 2000 - 2012.
Таблица 1
Основные показатели сферы высшего образования по стадиям жизненного цикла _учебных заведений г. Иваново**_
Стадия жизненного цикла зарождение рост зрелость спад
Тод 1929 1950 2005 2013
Число вузов 1 6 7 7
Количество обучающихся, тыс. 1.3 10.2 45.3 39.0
чел.
**построена на основании данных: Иваново-Вознесенск, Иваново - 140 лет: летопись в цифрах и фактах. Стат. сборник. - Иваново: Территориальный орган Федеральной службы Государственной статистики по Ивановской области, 2011.
1. Стадия «зарождения» учреждений высшего образования. Зарождение в г. Иваново учреждений высшего образования началось в 1918 году, когда на базе Рижского вуза, перевезенного в город Иваново, был создан Иваново-Вознесенский политехнический институт [4]. В начале своего существования институт имел шесть факультетов: прядильно-ткацкий, инженерно-строительный, химический, сельскохозяйственный, социально- экономический и факультет фабрично- заводских механизмов. Бурное развитие промышленности в области в тридцатых годах требовало профессиональных кадров, поэтому спрос на образовательные услуги превышал предложение. В связи с потребностью промышленных предприятий области в квалифицированных кадрах, в 1929 году на Пленуме ЦК ВКП было принято решение о децентрализации образования путем создания на территории Ивановской области специализированных высших учебных заведений, способных готовить кадры для определённых отраслей промышленности. В мае 1930 года Иваново- Вознесенский политехнический институт прекратил свое существование, на его основе были сформированы отраслевые вузы, среди которых химико-технологический, текстильный, сельскохозяйственный и энергетический институты [1]. С этого периода развитие
высшего образования в области вступило в стадию роста.
2. Стадия «роста». Постоянный рост спроса на высококвалифицированных специалистов в разных областях вызвал необходимость создания новых высших учебных образовательных учреждений. В 1930 году на территории г. Иваново принимается решение об открытии медицинского института. В 1932 году открывается педагогический институт. В 1975 году на базе педагогического института создается Ивановский государственный университет. В 1981 году в Иваново открывается инженерно-строительный университет. Иваново превращается в студенческую столицу.
3. Стадия «зрелости». Основная стратегия развития вузов в этот период -наращивание потенциала: в них создаются новые структурные подразделения, растет научно-педагогический потенциал высших учебных заведений, происходит установление интеграционных связей с колледжами и лицеями. Ивановские вузы изначально были «заточены» на ту или иную отрасль промышленности и экономики. Переход к рыночной экономике потребовал открытия в технических вузах новых специальностей, не только технологического, но и экономического профиля, гуманитарного и информационного направления. Динамичность развития всех отраслей в рыночной экономике вызывает необходимость повыше-
ния образовательного уровня людей в течение жизни. Если в середине XX века карьера основывалась на накоплении авторитета и жизненного опыта в рамках регулярной деятельности, то сегодня образование не только формирует, но и постоянно поддерживает карьеру. Анализируя данные социологических исследований, видим, что в России труд работника с высшим образованием оценивается в 1,5-2 раза дороже, чем труд работника без высшего образования; производительность труда россиянина с высшим образованием примерно в 8 раз выше производительности труда работника без высшего образования; высшему образованию предпочтение отдается даже на исполнительских должностях [7]. В ответ на требования рынка, высшие учебные учреждения организуют платные образовательные услуги, открывают филиалы, создают новые специальности и специализации, направления подготовки бакалавров и магистров, развивают систему подготовки кадров, желающих получить второе высшее образование.
4. С 2009 года в сфере учреждений высшего образования наблюдается спад. Спад обусловлен свойственными всей сфере образования социальными причинами и экономическими: во-первых, - это демографическая ситуация, а именно, снижение количества выпускников школ и снижение плана набора вузы. Во-вторых, - это насыщенность рынка высшими учебными заведениями (появление большого количества коммерческих образовательных структур). В таких условиях предложение образовательных услуг превышает спрос на них и между учебными заведениями начинается конкурентная борьба за студентов. Перенасыщение рынка образовательными услугами, большое количество дублирующих друг друга кафедр и целых вузов, всеобщая доступность высшего образования, сделала перекос в стране от среднего образования к высшему (хотя специалистов
со средним образованием не хватает). Чтобы разрешить ситуацию с высшими учебными заведениями, правительство принимает экономические меры, связанные с оптимизацией государственного финансирования вузов (с переходом к финансированию высших учебных заведений в зависимости от количества студентов) и с введением системы мониторинга вузов, которая должна выявить неэффективные, неконкурентоспособные вузы, подлежащие закрытию. В подобных условиях, укрупнение высших учебных заведений, интеграция их путем объединения становится основополагающей стратегией развития высшего образования в России. В 2012 г. в Ивановской области в результате горизонтальной интеграции путем объединения двух высших учебных заведений - Ивановского государственного архитектурно- строительного университета и Ивановской государственной текстильной академии - был создан ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный политехнический университет». В этом же году были объединены Шуйский государственный педагогический университет и Ивановский государственный университет. Эти вузы давно и тесно сотрудничали, имели гуманитарную направленность. Первый вуз был признан подразделением второго на правах филиала с широкой автономией, с сохранением научных школ, которые там сложились, учебных направлений подготовки студентов, профессорско-преподавательского коллектива, материальной базы. При реализации механизмов интеграции вузов руководство высших учебных заведений преследует следующие цели:
- укрупнение организации, обеспечение динамичной устойчивости;
- появление конкурентных преимуществ на рынке образовательных услуг: объединившись, местные вузы перестают конкурировать между собой и объединяют свои ресурсы для противостоя-
ния «внешним» конкурентам (вузам других городов, регионов, стран);
- решение проблемы дублирования одинаковых специальностей;
- обеспечение более широкого предложения образовательных услуг;
- концентрация и более эффективное использование материальных и человеческих ресурсов, обеспечение более широкого доступа к объектам инфраструктуры (зданиям, лабораториям, библиотекам, средствам телекоммуникации);
- возможность привлечения преподавателей более высокого класса;
- удешевление структуры управления, большая финансовая стабильность, экономия издержек;
Таблица 2
SWOT-анализ ФГБОУ ВПО «Ивановская государственная текстильная академия»
Сила - огромный опыт работы в образовании и науке в области технологий текстильных изделий, текстильного дизайна, индустрии моды и менеджмента текстильного производства; - имущественная обеспеченность (корпуса, лаборатории и прочая материальная база, позволяющая вести качественную подготовку кадров); - широкая география международных связей; - высококвалифицированный научно-педагогический персонал; - положительная репутация вуза; - высокая конкурентоспособность выпускников вуза Возможности - расширение географии приема абитуриентов, в том числе, иностранных; - рост НИОКР; - увеличение проходного балла по ЕГЭ; - вхождение в текстильный кластер; - рост направлений подготовки бакалавров и магистров; - достаточно потенциала вуза для увеличения набора студентов
Слабость - снижение плана набора абитуриентов на бюджет; - не относится к крупному вузу; - низкий проходной балл по ЕГЭ Угрозы - ухудшение ситуации в сфере образования; - недостаточное финансирование вуза; - недостаточный прием абитуриентов; - признание вуза неэффективным
- активизация внедрения инновации.
Анализ литературы по теме исследования и нормативно-правовых актов позволил выявить два основных подхода к оценке целесообразности объединения учреждений образования: первый подход основан на использовании показателей синергетического эффекта [5, 9], второй подход включает в себя методику расчета показателей мониторинга эффективности работы высшего образовательного учреждения, предложенную в 2013 году Министерством образования и науки РФ.
Таблица 3
SWOT-анализ ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный политехнический
университет»
Сила - крупный по численности студентов вуз; - большое количество структурных подразделений (кафедр, факультетов, направлений подготовки бакалавров и магистров, научно-образовательных центров); - обладает всеми ресурсами для решения масштабных задач в сфере науки и образования; - широкая география международных связей; - высококвалифицированный научно-педагогический персонал Возможности - увеличение притока абитуриентов, в том числе, иностранных; - рост НИОКР; - увеличение проходного балла по ЕГЭ; - рост направлений подготовки бакалавров и магистров; - увеличение финансирования вуза
Слабость - новый, не имеет своей положительной истории на рынке образовательных услуг; - внутренняя структура вуза еще не устоялась; - снижение плана набора абитуриентов на бюджет; - низкий проходной балл по ЕГЭ Угрозы - ухудшение ситуации в сфере образования; - недостаточное финансирование вуза; - недостаточный прием абитуриентов; - признание вуза неэффективным
Рассмотрим применение данных подходов к оценке синергетического эффекта на примере объединения двух вузов - Ивановского государственного архитектурно-строительного университета и Ивановской государственной текстильной академии - в ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный политехнический университет». В качестве областей для выявления синергетического эффекта от интеграции предлагается рассматривать: позиционирование на рынке образовательных услуг, имущественный комплекс, международные связи, количество обучающихся студентов, количество направлений подготовки, научно-педагогический потенциал. SWOT-анализ функционирования каждого из вузов до
объединения (табл. 2) и SWOT-анализ интегрированного учебного заведения (табл. 3) позволил выявить виды синерге-тического эффекта от процесса объединения по разным направлениям работы вуза: синергию бренда, эффект масштаба, эффект снижения затрат, эффект комплексных преимуществ, географический эффект, эффект конгломерата и эффект от снижения рисков. Содержательное описание видов синергетического эффекта объединения Ивановского государственного архитектурно-строительного университета и Ивановской государственной текстильной академии в ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный политехнический университет» представлено в табл. 4.
Таблица 4
Выявление синергетического эффекта от объединения вузов***
Область Объединение вузов Оценка эффективности объединения вузов в
анализа ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный политехнический университет».
1 метод 2 метод
Ивановский госу- Ивановская госу- Выявление синерге- Методика расчета
дарственный архитектурно- дарственная текстильная акаде- тического эффекта показателей мониторинга эффективно-
строительный университет мия сти работы высшего образовательного учреждения
1 2 3 4 5
Пози- Крупный центр Базовый вуз Эффект синергии Повышение среднего
циони- фундаментальных и центр образова- бренда - формирова- балла единого госу-
рование и прикладных ис- ния и науки в об- ние единого положи- дарственного экза-
себя на следований ласти технологий тельного образа уни- мена при поступле-
рынке в области строи- текстильных из- верситета нового типа нии
образо- тельного материа- делий, текстиль- в сознании граждан и
ватель- ловедения, произ- ного дизайна, ин- бизнес-среды, полу-
ных ус- водства строи- дустрии моды ченное на основе
луг тельных материа- и менеджмента сложения историй
лов, дорожного текстильного успеха объединяемых
строительства, производства учреждений
прочности Эффект масштаба - Рост объемов
и надежности возможность интег- НИОКР
строительных рированной образова-
конструкций, эко- тельной структуры
номики решать более мас-
и организации штабные задачи в
строительства сфере науки и образо-
и коммунального вания
хозяйства
Имуще- - корпуса, лабора- - корпуса, лабора- Эффект комплексных Вырастет площадь
ствен- тории и прочая тории и прочая преимуществ - полу- учебно-
ный материальная ба- материальная ба- чение эффекта от бо- лабораторных по-
ком- за, позволяющая за, позволяющая лее полного использо- мещений на одного
плекс вести качествен- вести качествен- вания аудиторного, обучающегося
ную подготовку ную подготовку лабораторного фонда,
кадров; кадров; снижение совокупных
- общежития для - общежития для издержек, организа-
студентов; студентов; ция единых поставок
- внутренняя ин- - внутренняя ин- материальных ресур-
формационная формационная сов.
сеть, охватывав- сеть, охватывав- Эффект снижения
шая все учебные шая все учебные затрат - удешевление
корпуса; корпуса; рекламной компании
- компьютерные - компьютерные интегрированного
классы и специа- классы и специа- учреждения при набо-
лизированные ау- лизированные ре студентов
дитории аудитории
Продолжение таблицы 4
1 2 3 4 5
Между- У ИГАСУ всегда Для ИГТА была Географический эф- Рост удельного веса
народ- были широкие характерна широ- фект - расширена гео- численности ино-
ные свя- международные кая география графия международ- странных студентов
зи связи с вузами Польши, Германии, Казахстана, Белоруссии, Армении и других стран, тесные связи с Союзом строительной промышленности земель Берлин и Бранденбург в области профессионального обучения международных связей с родственными вузами и текстильными центрами Германии, Франции, Италии, Китая, Монголии, Чехии, Сербии, Беларуси, Узбекистана ных связей
Количе- На момент объе- На момент объе- Эффект конгломера- Увеличение объемов
ство динения обуча- динения та - по количеству финансирования ву-
обучаю- лось около 5 тыс. в академии обу- студентов относится к за
щихся студентов чались 8800 сту- крупному вузу
студен- дентов
тов
Количе- На момент объе- На момент объе- Эффект конгломера- Стабилизируется
ство динения обучение динения обучение та - рост количества финансово-
направ- происходило на 7 происходило на 6 структурных подраз- экономическая дея-
лений факультетах по 24 факультетах по 17 делений (кафедр, фа- тельность вуза
подго- образовательным направлениям культетов, направле-
товки программам, в подготовки бака- ний подготовки бака-
т.ч. 17 специаль- лавров и 6 на- лавров и магистров,
ностям, 5 направ- правлениям под- научно-
лениям бакалав- готовки магист- образовательных цен-
риата и 2 направ- ров тров).
лениям магистра- Эффект от снижения
туры. По образо- рисков - большое ко-
вательным про- личество структурных
граммам ФГОС-3 подразделений обес-
в ИГАСУ 25 про- печивает распределе-
грамм, из них 5 ние риска невостребо-
специальностей, ванности образова-
14 направлений тельных и научных
бакалавриата и 6 услуг, предоставляе-
направлений ма- мых образовательным
гистратуры учреждением нового типа
Окончание таблицы 4
1
2
3
4
5
Научно-педаго-гиче-ский потенциал
В составе преподавателей университета 1 академик РААСН, 1 член-корреспондент РААСН, 1 заслуженный деятель науки России, 2 Советника РААСН, 3 заслуженных работника России; 14 чел. имеют звание Почетного работника профессионального образования РФ и 1 чел. — звание Лауреата Премии Правительства РФ. В университете работали 42 доктора и 225 кандидатов наук
Среди высококвалифицированных специалистов вуза: Действительных членов Академий России -7; Заслуженных деятелей науки и техники Российской Федерации - 7; членов-корреспондентов Академий России - 4; Заслуженных работников высшей школы - 17; Заслуженных работников текстильной и легкой промышленности Российской Федерации - 3; Лауреатов премии Правительства Российской Федерации - 9. Научно-педагогический потенциал составлял: 59 докторов наук, профессоров; 264 кандидатов наук, доцентов
Рост количества профессорского состава преподавателей на одно учебное заведение.
Эффект синергии управления - рост и совершенствование кадрового потенциала интегрированного учреждения в результате взаимообучения
Рост научно- исследовательской деятельности
***составлена на основании данных официального сайта Ивановского государственного политехнического университета [11].
Методика расчета показателей мониторинга эффективности работы высшего образовательного учреждения, предложенная Министерством образования и науки РФ, предлагает в качестве основных для контроля следующие показатели: средний балл единого государственного экзамена, объемы НИОКР в расчете на одного научно-педагогического работника, удельный вес численности иностранных студентов, доходы вуза в расчете на
одного работника, площадь учебно-научных помещений на одного студента, уровень трудоустройства студентов вуза [12]. В результате рассмотрения влияния объединения вузов на показатели мониторинга эффективности организаций высшего образования, предложенные Министерством образования и науки РФ, было получено, что в результате появления нового интегрированного образовательного учебного заведения повысится
статус вуза, престижность обучения, появится возможность решения вузом более масштабных задач в сфере науки и образования, а значит, увеличится средний балл единого государственного экзамена при поступлении, объемы НИОКР, расширится география иностранных студентов, увеличится инфраструктура вуза, стабилизируется финансово- экономическая деятельность вуза (табл. 3).
Подобное обобщение методических подходов проведения структурных преобразований на разных стадиях жизненного цикла образовательных учреждений в отечественной и зарубежной практике, обобщение используемых инструментов и методов проведения реструктуризации, оценка ее экономической эффективности делает процесс реструктуризации вузов стратегически продуманным.
ЛИТЕРАТУРА
1. Годы. Люди. Свершения. К 70-летию текстильного вуза в Иванове. Иваново: ИГТА, 2000.
2. Ивановский государственный химико-технологический университет за 80 лет. Иваново: ШИК ИГХТУ, 1999.
3. Груздинский А.О., Ерушкина Л.В. Теоретические основы и практика организационного объединения вузов. Анализ зарубежного опыта // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия инновации в образовании. -2007. - №5. - С. 17-24.
4. Иваново-Вознесенск, Иваново - 140 лет: летопись в цифрах и фактах. Стат. сборник, Ивано-
во: Территориальный орган Федеральной службы Государственной статистики по Ивановской области, 2011.
5. Мальцева А.А. Институциональные преобразования системы образования в инновационной среде // Разработка механизмов объединения учреждений высшего профессионального образования: сборник материалов «круглого стола». - М.: Финансовый университет, 2012. - С.32-46.
6. Образование в Ивановской области. Стат. сборник: Иваново, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области, 2013, 2006, 2007, 2008.
7. Орлова Т.М. Научные подходы в решении актуальных задач реформирования сферы образования // Разработка механизмов объединения учреждений высшего профессионального образования: сборник материалов «круглого стола». - М.: Финансовый университет, 2012. - С.56-69.
8. Розова Ю.В. Тенденция развития европейских университетов в контексте интеграционных преобразований в сфере высшего образования // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия инновации в образовании. -2005. - №1. - С. 69-76.
9. Рычихина Н.С., Ильченко А.Н. Реструктуризация в антикризисном управлении предприятием. - Иваново: ГОУ ВПО Иван. гос. хим-технол. ун-т, 2009.
10. Теоретические основы и практика организационного объединения вузов. Анализ зарубежного опыта // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия инновации в образовании. - 2007. - №5. - С.17-24.
11. Официальный сайт Ивановского государственного политехнического университета. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ivgpu.com.
12. Официальный сайт Минобрнауки России. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mon-ru.livejournal.com.
Рукопись поступила в редакцию 04.03.2014.
THE ANALYSIS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS' RESTRUCTING STRATAGIES' EFFECTIVENESS ON DIFFERENT STAGES OF LIFE CYCLE
N. Richihina
In the article the theoretical aspects of higher education institutions' restructing are examined; the analysis of initiation and development stages of the Ivanovo region higher education institutions' life cycle is fulfilled; the dependence between educational branch development stage and restructing strategies used by higher education institutions is revealed; the instruments of structural reorganization fulfillment the methodical approaches to integration processes' effectiveness evaluation are carried out.
Key words: restructing, higher education institutions, life cycle, strategy.