Научная статья на тему 'Анализ затрат и оптимизация себестоимости продукции перерабатывающих предприятий'

Анализ затрат и оптимизация себестоимости продукции перерабатывающих предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1694
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
СЕБЕСТОИМОСТЬ / ВАЛОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / ПРИБЫЛЬ / ФАНЕРА / ФАКТОРЫ / ДРЕВЕСНО-СТРУЖЕЧНЫЕ ПЛИТЫ / ОПТИМИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Солдатова Александра Петровна, Солдатова Любовь Ивановна

В статье проведен анализ продукции переработки леса, рассмотрены факторы влияющие на себестоимость продукции на примере конкретного предприятия и предложены мероприятия по снижения и оптимизации себестоимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Солдатова Александра Петровна, Солдатова Любовь Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ затрат и оптимизация себестоимости продукции перерабатывающих предприятий»

-т

SCIENCE TIME

АНАЛИЗ ЗАТРАТ И ОПТИМИЗАЦИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Солдатова Александра Петровна, Солдатова Любовь Ивановна, Костромская государственная сельскохозяйственная академия,

г. Кострома

E-mail: lyubovsoldatova@yandex. ru

Аннотация. В статье проведен анализ продукции переработки леса, рассмотрены факторы влияющие на себестоимость продукции на примере конкретного предприятия и предложены мероприятия по снижения и оптимизации себестоимости.

Ключевые слова: себестоимость, валовое производство, рентабельность, прибыль, фанера, факторы, древесно-стружечные плиты, оптимизация

Одной из основных целей организации, ведущей свою экономическую деятельность в рыночных условиях, является получение максимальной прибыли. Возможности достижения этих целей ограничены затратами производства и продажи, а также рыночным спросом на продукцию организации [2].

Выбор производства фанеры в качестве объекта анализа и изучения из всей производимой организацией продукции не случаен. Фанера является основным видом производимой в организации продукции; именно фанеру (большую ее часть) организация поставляет на экспорт (в отличие от древесно-стружечных плит, которые отгружают только на внутренний рынок), а также от продажи данной продукции организация получает основную долю прибыли.

Производство фанеры формата 5х5 в 2013 году по сравнению с 2009 годом увеличилось на 4,3%. Если объем фанеры 5х5 в 2009 году был равен 101392 куб.м., то в 2013 году он увеличился на 4521 куб.м. и составил 105913 куб.м. Такие незначительные изменения говорят о том, что спрос за последние 5 лет на данный вид фанеры оставался практически на одном уровне. Валовое производство фанерной продукции в стоимостном выражении на протяжении анализируемого периода изменяется в соответствии с количественным

337

выражением ее производства. По фанере 5х5 наблюдается значительное увеличение объемов производства в 2013 году по сравнению с 2009 годом на 261859,4 тыс. руб. и составило 963715,1 тыс. руб. Меньший рост валового производства наблюдается по производству большеформатной фанеры и составляет 26,7%.

Известно, что каждый фактор влияет на валовое производство продукции по-своему, одни из факторов влияют непосредственно, а другие косвенно, но каждое явление можно рассматривать как причину и следствие. Отсюда важным вопросом в анализе хозяйственной деятельности является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей. Без глубокого и всестороннего изучения факторов нельзя сделать обоснованные выводы о результатах деятельности, выявить резервы производства [3].

Анализируя факторы, влияющие на изменение производства валовой продукции видим, что в 2013 г. по сравнению с 2012 г. валовое производство фанеры 5х5 увеличилось на 115292,1 тыс. руб., за счет увеличения себестоимости 1 куб.м. продукции на 105559,1 руб. и увеличения объемов производства (хоть и незначительно) на 9736,06 тыс. руб. За счет увеличения объема производства и увеличения себестоимости фанеры 4х8 на 3254 руб. за 1 куб.м. в 2013 году стоимость валовой продукции увеличилась на 109036 тыс.руб. Этот рост является закономерным, так как объем производства фанеры 4х8 с 2012г. по 2013 г. вырос на 2 % или на 1692 куб.м.

Анализ себестоимости продукции представляет собой важнейший качественный показатель, характеризующий экономическую эффективность производства, и только на основе его всестороннего анализа можно выявить резервы и определить пути увеличения конечных результатов при минимальных затратах трудовых, материальных и финансовых. Анализ себестоимости позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы организации по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции [4].

Для оценки экономической эффективности производства продукции используют систему натуральных и стоимостных показателей, показывающих соотношение между достигнутым эффектом и использованными для эго получения производственными ресурсами.

За исследуемы период себестоимость продукции переработки леса на изучаемом предприятии значительно возросла. Так в 2013 году по сравнению с 2009 годом она увеличилась по фанере 5х5 на 31,4%, по фанере 4х8 - на 30%.

Это, прежде всего, объясняется быстрым ростом цен на производственные ресурсы и спросом на фанерную продукцию.

Для детального анализа себестоимости 1 куб.м. продукции проведем

338

анализ по статьям затрат. Он позволит более детально изучить картину о формировании себестоимости единицы по каждому виду продукции, а также понять систему ценообразования в организации [3].

Наибольшую долю в структуре затрат фанеры 5х5 занимает статья «Сырье и материалы» и составляет 61,5% и 60,2% в 2012 г. и в 2013г. соответственно. Наименьшую долю в структуре затрат составляют затраты на незавершенное производство. За исследуемый период данная статья в структуре затрат снижается на 0,2%. Удельный вес заработной платы в структуре затрат в 2012 г. составляет 14,4%, а в 2013 г. - 13,5%. Это говорит о снижении уровня заработной платы на комбинате. С 2012 г. по 2013 г. производственная себестоимость фанеры 5х5 увеличилась на 12,4% (1006,8 руб.). Самую большую часть в затратах на производство фанеры 4х8 занимает статья «Сырье и материалы» и в 2013 г. наблюдается увеличение на 9,3% (624,4 руб.). Расходы на оплату труда в структуре затрат имеют тенденцию к снижению с 8,2% в 2012 г. до 6,6% в 2013 г. Под влиянием затрат на приобретение сырья и материалов, а также на оплату труда в основном формируется себестоимость продукции.

Рост себестоимости фанерной продукции не может не оказывать влияния на эффективность его производства. В условиях рынка на первое место в определении, насколько эффективно организовано производство выступают: объём производства продукции, объём продаж, в том числе и фанерной продукции. Для выявления доходности, себестоимость отдельных видов продукции сопоставляют с выручкой от продажи. Она зависит также от уровня цен, по которым продукция продается, от её качества [2].

В ходе анализа можно выявить финансовый результат от продажи продукции, рассмотреть влияние факторов на изменение финансовых результатов и наметить пути повышения эффективности производства и продажи. Финансовый результат зависит от объема и структуры проданной продукции, её себестоимости и рыночных цен [3].

Количество проданной фанерной продукции колеблется по видам. Наименьший уровень товарности был зафиксирован в 2013 году по фанере 4х8 и составил 94,9 %, наивысший уровень товарности наблюдается также по фанере 4х8 в 2013 году 97,9%. Следует отметить, что уровень товарности по всем видам продукции в организации примерно одинаков. Это значит, что продукция на складе практически не «залеживается», а после производства сразу поступает в продажу. В 2013 г. по сравнению с 2012 г. уровень товарности фанерной продукции как размером 5х5 не изменился и составил 96,1%, а уровень товарности фанеры 4х8 снизился на 3%.

Изменение цены на продукцию происходит в результате сложившихся экономических условий хозяйствования. Цены на продукцию являются свободными, то есть складываются под влиянием спроса и предложения.

339

Ситуация характеризуется прежде всего тем, что из-за ограничений платежеспособности покупателей, а также массового импорта производители не могут повышать цены на свою продукцию по мере роста издержек на ее производство. Но в связи с тем, что ежегодно цены на лесосырьевые и материальные ресурсы возрастают, руководство комбината вынуждено повышать цены на готовую продукцию [4].

В 2013 году организация от продажи фанеры 5х5 и фанеры 4х8 получило прибыль в размере 439986,4 тыс. рублей и 914359,7 тыс. рублей соответственно. Однако по фанере 5х5 прибыль в 2013 году по сравнению с 2012 снизилась на 15546,2 тыс. рублей. Это произошло в результате увеличения полной себестоимости на 220050,7 тыс. рублей, несмотря на увеличение средней цены продажи на 199862,8 тыс. рублей и количества проданной продукции на 4623,7 тыс. рублей. А по фанере 4х8 наблюдается увеличение прибыли на 119268,3 тыс. рублей. Это произошло за счет значительного увеличения средней цены продажи на 338767,4 тыс. рублей.

Прибыль и рентабельность - это экономически однородные понятия, характеризующие одно и то же явление: получение организацией чистого дохода в результате ее успешной хозяйственной деятельности [1].

В 2013 г. от продажи фанеры клееной организация получает прибыль, то есть производство данной продукции рентабельно. Наивысшая рентабельность наблюдается по фанере форматом 4х8 и составляет 72,7 %. В 2013 году ОАО получило прибыль в размере 1404899 тыс. рублей и уровень рентабельности составил 64,4 %.

Уровень себестоимости продукции отражает эффективность производственной деятельности организации, использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Чем ниже издержки производства, тем выше доходность общества, больше возможностей для расширения производства, улучшения материальных условий жизни. Поэтому источником резерва увеличения выручки является снижение себестоимости проданной продукции, который определяется как сумма произведений снижений себестоимости продукции на объем продаж (фактический объем продаж и увеличение его за счет внутренних резервов) по каждому виду продукции [3].

Наибольший объем производства фанеры клееной формата 4х8 в ОАО за период с 2009 г. по 2013 г. наблюдается в 2009 г. В 2013 г. объем производства фанеры 4х8 по сравнению с 2009 г. снизился на 1137 куб.м.. Рассмотрим данную величину в качестве резерва увеличения валового производства.

За счет резерва увеличения производства фанеры формата 4х8 ОАО может снизить себестоимость единицы данного вида продукции на 12,4 руб. Благодаря снижению себестоимости проданной продукции организация может дополнительно получить 14098,8 тыс. рублей выручки от продаж. Эта величина

340

является незначительной в общем объеме выручки от продажи. Это еще раз доказывает тот факт, что организация по максимуму использует свои производственные мощности и проблем с продажей произведенной фанеры у нее нет.

Одним из путей оптимизации себестоимости продукции деревообработки является оптимизация ассортимента, производимых рабочими за один месяц из данного количества сырья и материалов, с тем, чтобы при выходе из производства произведённой продукции получить минимальную себестоимость. На производство фанеры и древе сно-стружечных плит не должно тратиться компонентов, более имеющихся в организации: сырье (древесина) 88000 куб. м; смола 4790000 кг; хлористый аммоний на клейку 14200 кг; каолин 87000 кг; нить клеевая 68450 кг; клей «Дорус» 30000 кг; шпатлевка 118 кг; лента клеевая (малярная) 4000 м; древесная мука 72000 кг; мел 142500 кг; экстракт «Квебрахо» 7350 кг; пленка для ламинирования 1589000 м2.

Экономико-математическая модель-концентрированное выражение экономических явлений, записанное в математической форме.

Экономико-математическая модель состоит из ограничений и функции цели. Функция цели обычно называется целевой функцией.

Экономико-математическая модель включает в себя следующие типы ограничений: по объёму выпускаемой продукции, по расходу сырья, по неотрицательности переменных.

Целевая функция задачи - минимум себестоимости от производства продукции.

Введём следующие обозначения:

- ] - индекс переменных величин;

- 1 - индекс ограничения;

- Хj - количество производимого ]-го вида продукции, кг;

- Bj - минимально допустимый объём произведённого j-го вида продукции,

кг;

- ац - расход 1 - го вида сырья на производство 1 кц-го вида продукции, кг;

- - максимально допустимый объём расхода 1-го вида сырья, кг;

- С - цена реализации 1 кц-го вида производимой продукции, тыс. руб.;

- N - количество видов производимой продукции;

- М - множество ограничений по расходу сырья на производство.

Переменные:

- Х1 - Фанера 1525х1525;

- Х2 - Фанера 1220х2440;

- Х3 - Ламинированная фанера 1220х2440;

- Х4 - Древесно-стружечная плита;

- Х5 - Ламинированная древесно-стружечная плита.

341

Структурная экономико-математическая модель задачи. Для записи структурной экономико-математической модели задачи введём следующие ограничения:

- по объёму выпускаемой продукции, куб. м

£ х, ^ Б, и э N (1)

- по расходу сырья и материалов на производство отдельных видов продукции, (м, м2, куб. м, кг)

X ^а, х х> * Я, ( э М ) (2)

- по неотрицательности переменных

х, > 0(, э N) (3)

- целевая функция

с=С*х1 ^ min (4)

Информационное обеспечение экономико - математической модели задачи. Производство фанеры и древесно-стружечных плит работает непрерывно в 4 смены. Производительность производства за месяц (март 2013г.):

- 8813 куб. м фанеры 1525х1525;

- 9424 куб. м фанеры 1220х2440;

- 6125 куб. м ламинированной фанеры 1220х2440;

- 9398 куб. м древесно-стружечных плит;

- 7178 куб. м ламинированных древесно-стружечных плит.

За один месяц на производство расходуется сырья и материалов не более имеющегося количества (табл. 1).

342

Таблица 1

Расход сырья и материалов на производство продукции деревообработки за месяц

Наименование со ставляющего Количество Наименование составляющего Количество

Сырье (древесина) 88000 куб.м Шпатлевка 118 кг

Смола 4790000 кг Лента клеевая (малярная) 4000 кг

Хлористый аммоний на клейку 14200 кг Древесная мука 72000 кг

Каолин 87000 кг Мел 142500 кг

Нить клеевая 68450 кг Экстракт «Квебрахо» 7350 кг

Клей «Дорус» 30000 кг Пленка для ламинирования 1589000 м2

Числовая экономико-математическая модель задачи и порядок её разработки. Для решения задачи были сформированы виды ограничений, представленные ниже.

1. По расходу сырья на производство отдельных видов продукции, (м, м2, куб. м, кг):

а) 2.479x1 2.479x2 2.479x3 1.651x4 1.651x5 <= 88000 - сырье;

б) 84.5x1 101.5x2 101.5x3 148.7x4 148.7x5 <= 4790000 - смола;

в) 0.5x1 0.59x4 0.59x5 <= 14200 - хлористый аммоний на клейку;

г) 6x1 2.05x4 2.05x5 <= 87000 - каолин;

д) 1x1 0.18x2 0.18x3 2x4 2.05x5 <= 68450 - нить клеевая;

е) 1.1x1 1.1x2 1.1x3 <= 30000 - клей «Дорус»;

ж) 0.008x1 0.003x2 0.003x3 <= 118 - шпатлевка;

з) 0.2x1 0.012x2 0.012x3 0.021x5 <= 2500 - лента клеевая (малярная);

и) 4.57x2 4.57x3 <= 72000 - древесная мука; к) 9.14x2 9.14x3 <= 142500 - мел;

л) 0.47x2 0.47x3 <= 7350 - экстракт «Квебрахо»; м) 121x3 20.3x5 <= 1589000 - пленка для ламинирования.

2. По объёму выпускаемой продукции, куб. м:

а) 1x1 1x2 1x3 1x4 1x5 >= 40938.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. По неотрицательности переменных:

б) Xj > 0 (i е 5). Целевая функция:

С = 9099.12x1 + 11089.2x2 + 12882.81x3 + 3774.12x4 + 6471.8x5 ^ min

343

Матричная экономико-математическая модель задачи. С помощью программы ЬРБАЯ была решена задача по оптимизации ассортимента производства продукции деревообработки за один месяц с целью получения минимальной себестоимости.

При анализе результатов решения задачи были выявлены расхождения между фактическими и расчетными показателями объема производства. В расчётный выпуск продукции деревообработки в наибольшем объеме вошли фанера 1220х2440 на 10,4% и древесно-стружечные плиты - на 7,6%. В наименьшем объеме вошли ламинированные виды продукции: фанера и древесно-стружечные плиты, как самые дорогостоящие виды продукции. Объем фанеры 1525х1525 уменьшился незначительно.

После получения расчетного выпуска продукции деревообработки, рассмотрим изменение себестоимости по каждому виду продукции.

В результате получено, что после проведения оптимизации объема выпуска продукции деревообработки за месяц, себестоимость уменьшится на 1,2%, в основном за счет снижения производства ламинированной фанеры 1220х2440 на 16,3%. Однако, так как общий объем производства не должен быть меньше фактического количества и остался неизменным, то увеличится производство фанеры 1220х2440 на 10,3% и древесно-стружечных плит на 7,6% и составит соответственно 115372 тыс. руб. и 38179 тыс. руб.

Существуют определённые правила анализа оптимального решения по двойственным оценкам.

1. Двойственные оценки переменных не вошедших в план характеризуют количественную меру «неэффективности». Их следует расценивать так если соответствующую переменную ввести в план в размере равной единице измерения, то критерий оптимальности уменьшится на величину оценки при решении задачи на максимум; если задача решается на минимум, то критерий оптимальности увеличится на величину оценки.

2. Для ограничений типа « < » двойственные оценки отличные от « 0 » с качественной стороны указывают на то, что данное ограничение решено по верхней границе. В том случае, когда ограничение имеет отношение к использованию ресурсов, это значит, что данный вид ресурсов дефицитен, используется он полностью и увеличение его объёма всегда экономически целесообразно. Количественная величина самой оценки в этом случае выражает величину чистого эффекта от увеличения данного ресурса на единицу, т.е. несколько увеличится значение критерия оптимальности. Нулевая оценка свидетельствует о том, что данный вид ресурсов не используется полностью и при увеличении его объёма, значение критерия оптимальности не изменится.

3. Ненулевые двойственные оценки ограничения типа « > » указывают, что данное ограничение решено по нижней границе. Производство данного вида

344

продукции не эффективно. Величина оценки в данном случае показывает, насколько уменьшится значение критерия оптимальности, если нижнюю границу объёма ограничения поднять на единицу и наоборот. Нулевые оценки указывают на то, что данное производство неэффективно и вошло в план с превышением, т.е. имеет место превышение плана [1].

В план вошла продукция в следующих количествах:

Фанера1525х1525- 8793

Фанера1220х2440- 10404

Ламинированная фанера 1220х2440 - 5125

ДСтП - 10116

ЛДСтП - 6500

Критерий оптимальности - 341650397,3 руб.

Далее был проведен анализ двойственных оценок, результаты которого представлены ниже. Ограничение по расходу на производство отдельных видов продукции: смолы и хлористого аммония на клейку решено по верхней границе. Номера ограничений: 2,3. Двойственная оценка больше нуля. Данные компоненты используются полностью. Увеличение их количества на 1кг позволит увеличить критерий оптимизации на следующие величины: смола -73,845; хлористый аммоний на клейку - 6490,875. Ограничение по расходу на производство отдельных видов продукции: сырье, каолин, нить клеевая, клей «Дорус», шпатлевка, лента малярная (клеевая), древесная мука, мел, экстракт «Квебрахо», пленка для ламинирования решено также по верхней границе. Двойственная оценка данных ограничений равна нулю, это говорит о том, что данные компоненты используются не полностью и при увеличении их количества на 1кг никакого изменения критерия оптимальности не вызовет. Номера ограничений: 1, 4-12. Ограничение по объёму выпускаемой продукции решено по нижней границе. Если нижнюю границу объёма ограничения поднять на 1 (т.е. на 1кг), то значение критерия оптимальности снизится на 18584,424 руб. Т.е. больше, чем задано в ограничении, рабочие производить за один месяц не могут.

Таким образом, ОАО сократить производство наиболее затратных видов продукции: ламинированная фанера 1220х2440 и ламинированные древесностружечные плиты, с целью снижения общей себестоимости продукции.

Разработанный ассортимент выпуска продукции переработки является наиболее эффективным с точки зрения снижения и оптимизации себестоимости.

345

SCIENCE TIME

Литература:

1. Иванова О.Е., Солдатова Л.И. Экономико-математическое моделирование себестоимости продукции // Российское предпринимательство.—2012.—№ 20.-С. 140-146.

2. Иванова О.Е. Моделирование влияния факторов производства на величину затрат промышленного сектора экономики // Образование. Наука. Научные кадры.- 2013.—№7.—С.132-135.

3. Солдатова А.П., Солдатова Л.И. Анализ эффективности и учет производства продукции // Международный научно-исследовательский журнал.—2014.—№ 33 (22).—С. 68-69.

4. Солдатова А.П., Солдатова Л.И. Экономико-математическое моделирование, как метод управления производственными процессами организации. Сборник: Экономика и менеджмент: от теории к практике. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Инновационный Центр Развития Образования и Науки. г. Ростов-на-Дону, 2014.С. 119-122

346

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.