Научная статья на тему 'Анализ занятости на рынке труда Омской области'

Анализ занятости на рынке труда Омской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4038
832
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of employment and unemployment in Russia and in Omsk region, features of the Russian labor market are considered. The role of employment in social and economic development is shown. The basic directions of govern-ment regulation of a labor market are stated. The basic results of the analysis of employment on Omsk labor market are given. Suggestions of improvement of employment on Omsk labor market are given.

Текст научной работы на тему «Анализ занятости на рынке труда Омской области»

Интеллектуальный потенциал региона...

заказов на производство наукоемкой продукции; оказание помощи в роли гаранта рыночных сделок. Между тем во многих странах, как утверждает И. Дежина и Б. Салтыков, местные власти активно вовлекаются в стимулирование инновационной деятельности. Так, в ФРГ при таком же, как в России, федеральном устройстве, все земли Германии имеют мощные бюджеты науки и инновационной деятельности и сильные связи с наукой на своих территориях [1]. В современной России это едва ли возможно в широких масштабах: во-первых, еще до недавнего времени наука управлялась в основном федеральными министерствами и ведомствами; во-вторых, процесс тормозится ограниченными возможностями региональных бюджетов, региональные власти не имеют достаточно ресурсов для введения механизма поощрения коммерциализации науки и технологического развития.

1. Дежина И., Салтыков Б. Механизм стимулирования коммерциализации исследований и разработок // Общество и экономика. 2004. № 7-8. С. 228.

2. Наука в Омской области / Омский облкомстат. Омск, 2002. 40 с.

3. Омский областной статистический ежегодник: В 2 ч. Омский облкомстат. Омск, 2002. Ч. 2.

4. Социально-экономическое положение Омской области. Январь - декабрь 2003 г.: Доклад / Омский облкомстат. Омск, 2004. 167 с.

УДК 331.5

Г.Д. Боуш

Омский государственный институт сервиса,

Е.А. Калайтан

Департамент федеральной службы занятости по Омской области

АНАЛИЗ ЗАНЯТОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Problems of employment and unemployment in Russia and in Omsk region, features of the Russian labor market are considered. The role of employment in social and economic development is shown. The basic directions of government regulation of a labor market are stated. The basic results of the analysis of employment on Omsk labor market are given. Suggestions of improvement of employment on Omsk labor market are given.

Напряжение на рынке труда определяется не столько количеством безработных, официально зарегистрированных службами занятости, сколько общим количеством незанятого населения. Существует мнение, что последствия роста безработицы должны определяться последствиями потерь валового национального продукта из-за недоиспользования трудовых ресурсов.

Институту государственной службы занятости около ста лет. В настоящее время в рамках данного института реализуются следующие функции:

а) социальная функция (содействие в трудоустройстве, профориентация, профессиональная и трудовая адаптация);

б) функция регулятора рынка труда (стимулирование мобильности рабочей силы (географической, отраслевой, профессиональной), профессиональная подготовка, переподготовка и консультационные услуги);

в) социально-экономическая функция (прогнозирование ситуации на рынке труда, планирование развития человеческих ресурсов, расширение форм взаимодействия с работодателями, реализация активных программ занятости, участие в разработке и реализации политики занятости).

Авторами был проведен анализ занятости на рынке труда в г. Омске и области. На областном рынке труда усилилась дифференциация рабочих мест по условиям занятости, по профессиональноквалификационным характеристикам.

Целью проведенного нами исследования является разработка предложений по повышению уровня занятости на рынке труда г. Омска и области.

1. Роль занятости в социально-экономическом развитии.

Стабильность и экономическое состояние общества во многом определяются положением в сфере занятости населения. Поэтому политика занятости выдвигается сегодня на передний план экономических реформ, и без регулирования рынка труда, особенно развития качества рабочей силы, она будет малоэффективной. Безработица выходит на качественно новый уровень: возрастает как официально

© Г.Д. Боуш, Е.А. Калайтан, 2005

63

Г.Д. Боуш, Е.А. Калайтан

зарегистрированная, так и скрытая безработица, появляются симптомы хронической, застойной безработицы.

Напряжение на рынке труда определяется не столько количеством безработных, официально зарегистрированных службами занятости, сколько общим количеством незанятого населения. Как отмечается в экономической литературе, последствия роста безработицы должны определяться не столько увеличением компенсационных выплат, сколько последствиями потерь валового национального продукта из-за недоиспользования трудовых ресурсов.

Занятость является важнейшим условием сохранения и развития человеческого потенциала. Задача обеспечения наиболее полной занятости населения в условиях развитой рыночной экономики стоит перед государством, тогда как для более эффективного использования уже занятых работников необходимы разные формы деятельности работодателей, в том числе в частном предпринимательстве.

Рынок труда - динамичная система движения потоков трудовых ресурсов, в составе которых можно выделить: впервые выступающих в роли рабочей силы и выбывающих из нее, ищущих работу и отказавшихся от ее дальнейшего поиска, получивших работу, приходящих с других национальных рынков труда (иностранная рабочая сила) и уходящих на них.

Рынок труда - это социально-экономический механизм взаимодействия работодателей и наемных работников по формированию и распределению рабочей силы. Основными элементами этого механизма являются: спрос на рабочую силу и ее предложение, конкуренция, конъюнктура, цена рабочей силы, мобильный резерв незанятого населения. При этом рынок труда.

♦ воздействует на формирование профессионально-квалификационной структуры трудовых ресурсов, включая и тех, кто еще не входит в состав рабочей силы;

♦ влияет на образование трудового резерва и поиск новой работы входящими в него людьми (сфера безработицы);

♦ устанавливает равновесие между спросом и предложением рабочей силы;

♦ определяет соотношение между занятыми и безработными;

♦ опосредует отношения найма и использования рабочей силы (сфера занятости).

Рынок труда, как и любой товарный рынок, развивается по законам спроса и предложения. Спрос на рабочую силу отражает потребность экономики в определенном количестве работников на данный период времени. Предложение рабочей силы отражает потребность различных групп трудоспособного населения в получении работы по найму и на этой основе источника средств существования.

Соотношение спроса и предложения характеризует напряженность на рынке труда. В среднем по РФ на каждое вакантное место приходится примерно 1,5-2 зарегистрированных безработных, а в ряде территорий на каждое вакантное место претендуют 10-15 соискателей.

К важнейшим характеристикам рынка труда можно отнести свободу предложения рабочей силы; свободу спроса на рабочую силу; свободное движение заработной платы и других разрешенных законом доходов при соблюдении установленного им гарантированного минимума.

Центральной проблемой рынка труда (рабочей силы) является ее производство, так как реализовать, потребовать можно только то, что произведено. В этой связи в спросе на рабочую силу ведущее место должно занимать ее качество, т. е. уровень знаний, умений, компетентность.

Формирование эффективной занятости невозможно без понимания функционирования рынка труда и рабочей силы на нем. Рынок труда, или рабочей силы, представляет собой сложную, многоплановую, неоднородную систему рыночных отношений по поводу воспроизводства производительных способностей людей. Рынок рабочей силы как многоплановое явление имеет чрезвычайно сложную систему структурно-функциональной организации.

Как и на любой производственный ресурс, спрос на труд в экономической науке называют порожденным спросом. На практике это означает, что он зависит от спроса на создаваемый им продукт, поскольку, за редким исключением, занятые в производстве люди не удовлетворяют непосредственно потребности потребителей.

Спрос на труд будет зависеть от следующих факторов: производительность труда по созданию данного продукта, рыночная цена данного продукта, стоимость рабочей силы, возможность замены другими факторами производства, цена других факторов производства.

Рабочая сила - особый товар, а следовательно, для нее характерны привязанность к профессии, заинтересованность в избранной специальности, привязанность к коллективу, чувство ответственности и понятие престижности.

64

Анализ занятости на рынке труда Омской области

Население может быть разделено на нетрудоспособное и трудоспособное. Последнее включает в себя рабочую силу тех, кто не желает участвовать в производстве. Рабочая сила, в свою очередь, делится на занятых и незанятых, но желающих иметь работу.

При исследовании вопросов занятости следует учитывать и вопросы безработицы, так как эти понятия и явления взаимосвязаны. Проблема безработицы - одна из основных проблем, стоящих перед государством. Ее решение осуществляется по двум направлениям:

а) путем макроэкономического регулирования экономики и безработицы на основе методов, обеспечивающих рост совокупного спроса и деловой активности и в то же время не вызывающих инфляцию;

б) через осуществление социальной защиты людей, потерявших работу (информация о рабочих местах, система переквалификации, общественные работы, выплаты пособий по безработице).

2. Основные направления государственного регулирования рынка труда.

Государственное регулирование занятости и рынка труда предполагает создание и использование комплекса институциональных и экономических условий, организационных и нормативноправовых механизмов, позволяющих осуществить целенаправленное воздействие на динамику основных параметров трудовой сферы в соответствии со стоящими перед обществом стратегическими и тактическими задачами ее развития.

Генеральной целью политики государства является содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости. При этом создание максимально благоприятных условий для обеспечения работой всех, кто ее ищет и готов работать, должно стать неотъемлемой составной частью стратегических целевых установок государства.

Постоянное поддержание определенного уровня занятости населения - сложная проблема для любой страны. Считается, что в сфере занятости рынок не может оказывать автоматического влияния на процесс саморегулирования. Поэтому во всех странах рыночной ориентации проводится политика регулирования занятости на основе применения постоянных, гибких по формам и средствам мер воздействия на сферу занятости. Обеспечение более полной и эффективной занятости населения является одной из важнейших задач.

Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на реализацию следующих задач:

■ развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защита регионального рынка труда;

■ обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

■ поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, содействие развитию их способностей к производительному творческому труду;

■ развитие систем профессионального образования, переподготовки, повышение квалификации кадров, в том числе безработных, внутрифирменного обучения, непрерывного профессионального образования, которые позволяют, с одной стороны, повысить степень адаптации населения к изменяющимся условиям спроса на рабочую силу, а с другой - дают возможность работодателям удовлетворить свои потребности в квалифицированной рабочей силе;

■ обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих сложности в поиске работы;

■ предупреждение массовой и сокращение длительной безработицы;

■ поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места;

■ координация деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, социальное обеспечение, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;

■ координация деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними;

■ международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан РФ за пределами территории РФ и иностранных граждан на территории РФ, соблюдение международных трудовых норм.

Меры по государственному регулированию рынка труда можно разделить на две группы: первая ориентирована на предложение, вторая - на спрос.

65

Г.Д. Боуш, Е.А. Калайтан

Суть первой группы мер - в содействии сокращению предложения рабочей силы. При падении жизненного уровня населения этот способ не сможет дать ощутимых результатов, так как потребует серьезной и трудной перестройки бюджета большинства семей. Помимо психологического фактора отказаться от работы, пусть даже и со сложившимися за многие годы низким заработком, существует и более серьезный - инфляционный, так как потребуются более высокие темпы роста заработной платы и пособий, а это неизбежно приведет к новому инфляционному витку и ухудшит ситуацию на рынке труда.

Другое, абсолютно противоположное направление состоит в создании новых рабочих мест и дотировании предприятий в целях их сохранения и рассчитано на поддержку спроса на трудовые ресурсы.

При рассмотрении вопроса о создании новых рабочих мест или о финансовой поддержке этого процесса следует иметь в виду два момента: во-первых, в условиях, когда внутренние источники экстенсивного роста инвестиций в производстве практически отсутствуют, а сам инвестиционный комплекс не в состоянии освоить существенно больший объем инвестиций, программы инвестиционной поддержки создания рабочих мест трудноосуществимы, так как потребуют значительных средств и времени. Поэтому борьба с безработицей может проводиться лишь в рамках общих мер, направленных на экономический рост.

Во-вторых, меры по поддержанию как спроса, так и предложения труда можно рассматривать и в другом аспекте, а именно затратные ли они или организационные. Если программы по поддержанию спроса через привлечение инвестиций и создание новых рабочих мест считать затратными, то проведение избирательной фискальной политики по отношению к тем, кто занимает два или более рабочих места, можно считать организационными. В условиях спада производства и дефицита средств организационные меры предпочтительнее, хотя они могут оказаться и менее эффективными. В условиях же экономического подъема финансовые меры будут вполне оправданы.

Экономические и социальные последствия безработицы можно определить следующим образом: во-первых, с законом Оукена происходит отставание объема ВНП по сравнению с тем объемом, которого общество могло бы достигнуть при своих данных потенциальных возможностях. Во-вторых, происходит неравномерное распределение издержек безработицы среди различных социальных групп населения. В-третьих, при циклической безработице из-за продолжительных периодов бездействия теряется квалификация работников, что может впоследствии обусловить значительные финансовые затраты на их переподготовку и повышение квалификации.

Главной целью современной политики занятости становится повышение трудового потенциала страны путем выявления неиспользованных способностей людей, вовлечение их в более эффективную и всеохватывающую систему разделения труда. При этом поощряется, а не ограничивается доступ новых категорий трудящихся на рынок труда. Исходным пунктом такого подхода служит признание, что проблему безработицы нельзя решить изолированно, что она является частью общей проблемы активизации и развития человеческих ресурсов, повышения их производственной силы.

На макроуровне новые подходы в политике занятости способствуют повышению гибкости рынка труда, уменьшению расходов на рабочую силу, ведут к некоторому свертыванию социальных программ. Однако расширяются системы подготовки и переподготовки кадров, создаются дополнительные рабочие места, ужесточаются условия выдачи пособий. Принимаются меры по усилению роли частного сектора в решении проблем занятости, других социальных проблем. На микроуровне проводится политика сдерживания роста заработной платы, удлинения продолжительности рабочей недели, более широко используются различные формы неполной занятости. В результате кризисные явления обостряются.

Существуют три основных варианта набора средств политики занятости: пассивный, умеренно пассивный и активный. Первый предусматривает выплату пособий безработным и предоставление им простейших услуг по подбору рабочего места через государственную службу занятости. Второй -умеренно пассивная политика - также предусматривает материальную поддержку безработных, но более разнообразные, чем в первом варианте, услуги по подбору рабочих мест. Внешне оба эти варианта экономичны с точки зрения текущих государственных расходов. Однако тактика пассивного ожидания экономического подъема может оправдать себя только при высокой гибкости рынка труда и рабочей силы в целом, позитивных экономических перспективах, при которых высока возможность самостоятельного трудоустройства. Отсутствие активной политики может значительно сузить функции службы занятости, превратив ее в обычный собес.

Для России и для Омского региона, на наш взгляд, наиболее оптимальный и приемлемый вариант политики занятости - активный, способный обеспечить максимально возможную занятость насе-

66

Анализ занятости на рынке труда Омской области

ления и качество рабочей силы, на фоне стимулирования выпуска конкурентоспособной продукции, создания условий экономического процветания общества. Конечно, полностью исключить пассивные меры нельзя, но важно установить оптимальное соотношение между ними и активными мерами. Исследования Центрального экономического института РАН показали, что увеличение доли «активных» расходов на 5 % за счет уменьшения «пассивных» приводит к повышению результативности служб занятости в среднем на 10-15 % в зависимости от того, на какие мероприятия приходится увеличение объема расходов.

Основным инструментом регулирования занятости становятся целевые программы развития человеческих ресурсов, в которых особое внимание необходимо обращать на профессиональную ориентацию и профессиональное обучение социально слабо защищенных категорий населения - молодежи, инвалидов, женщин, уволенных военнослужащих.

Все эти меры должны смягчить, нейтрализовать негативные последствия экономических преобразований, происходящих в стране. Чем успешнее будет осуществляться активная политика занятости, тем меньшее число граждан окажутся безработными.

3. Анализ занятости на рынка труда г. Омска и области.

На занятость в Омской области неизбежно влияют социально-экономические процессы, протекающие в стране в целом, и особенности, присущие российскому рынку труда. Огромная территория, пестрый состав населения, его слабая мобильность привели к возникновению ряда относительно автономных региональных и местных рынков труда.

Сложившаяся к 2004 г. ситуация на омском рынке труда сформировалась под влиянием макроэкономических факторов, изменения законодательных актов в социально-трудовой сфере и комплекса мер, проводимых в регионе в рамках программ по содействию занятости населения.

Структурные преобразования в экономике области оказывают существенное влияние на ситуацию в сфере занятости, на отраслевое перераспределение рабочей силы. В результате на областном рынке труда усилилась дифференциация рабочих мест по условиям занятости, по профессиональноквалификационным характеристикам.

Развитие положительных тенденций в экономике области носит устойчивый характер. Поэтому на областном рынке труда наблюдались позитивные тенденции.

По результатам исследования населения в Омской области численность экономически активного населения в возрасте от 15 до 72 лет составляет около 1 120 тыс. чел. или 60 % от общей численности населения этого возраста. Экономическая активность населения до 1998 г. падала - эта ситуация была присуща для всех регионов России. Это объяснялось следующими факторами:

■ снижалась реальная заработная плата в этот период на предприятиях и организациях области;

■ росла задолженность по выплатам начисленной заработной платы;

■ уровень занятости снизился до критической отметки - 50,6 %;

■ спрос на рабочую силу падал, возможности трудоустройства у населения снижались;

■ по области отмечались высокие темпы прироста трудоспособного населения за счет вхождения в этот возраст многочисленного поколения, родившегося в 80-е гг. и одновременного выбытия из него малочисленного поколения, родившегося в 40-е гг.

После 1998 г. с началом подъема (оздоровления) экономики активность населения росла, увеличилась занятость и соответственно снижалась численность безработных граждан. Надо отметить, что снижение уровня безработицы, к сожалению, было менее заметным.

Наряду с ростом общего спроса на рабочую силу, отмечается особый дефицит высококвалифицированных кадров в промышленности, на транспорте, в строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, здравоохранении и образовании. Это можно объяснить тем, что в период кризиса невыплаты заработной платы многие грамотные специалисты перешли в другие отрасли народного хозяйства.

В результате реформирования сельского хозяйства большая часть населения на селе осталась без работы. Снять остроту проблемы занятости сельского населения пока не удается: в отдельных районах на одну вакансию претендует более 200 безработных, в большей степени спрос на рабочую силу в сельской местности стал носить временный (сезонный) характер. Около 50 % населенных пунктов имеют уровень общей безработицы от 15 до 45 %. В общей потребности рабочей силы только 5-7 % заявок приходится на сельские районы, в то время как трудовой потенциал на селе составляет 43 % областного.

Результаты социологического исследования сельского населения еще раз подтвердили слабую адаптацию сельских жителей к условиям рынка. Лишь 7 % опрошенных хотели бы заняться индивидуальной предпринимательской деятельностью, один из десяти готов работать в частном предприятии

67

Г.Д. Боуш, Е.А. Калайтан

(фермером), при том что большая часть сельских жителей (86 %) имеют личное подсобное хозяйство и только у 14 % незанятого населения его нет.

По данным обследования, 69 % незанятого населения занимается поиском работы, из них 25 % готовы пойти на любую работу, 36 % пытаются найти работу по специальности и лишь 8 % хотят пойти учиться для приобретения новой профессии.

Продолжает оставаться значительной дифференциация территорий области по уровню общей и зарегистрированной безработицы. При среднем по области уровне общей безработицы в 13 % самый низкий показатель отмечен в Полтавском районе (9,4 %), а самые высокие - в Горьковском и Усть-Ишимском (более 33 %). Из 32 районов только в четырех уровень общей безработицы ниже среднеобластного показателя, в 15 районах рассматриваемый показатель превышал средний по области в 1,5 и более раз. Уровень зарегистрированной безработицы по территориям области варьирует от 1,1 % в Омском районе до 7 % в Называевском. В городе разброс показателя - от 0,3 % в Центральном административном округе до 0,6 % в Октябрьском. Это объясняется различием экономического уровня муниципальных образований, а также природно-климатическими условиями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отмечается интенсивность движения рабочей силы и устойчивые показатели ее оборота. Основную часть выбывших из организаций области работников составляют уволившиеся по собственному желанию. Увеличилась численность и доля граждан, впервые ищущих работу на рынке труда, инвалидов, несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 17 лет. Причиной этому можно считать улучшение демографической ситуации. Последние два года наблюдается увеличение численности молодежи, по прогнозам специалистов, которое будет продолжаться до 2007 г. Еще одна категория населения -домохозяйки, которые вышли на рынок труда в поиске рабочих мест.

В сравнении с 2002 г. в анализируемом 2003 г. увеличилась доля зарегистрированной безработицы в общей ее численности, к концу декабря она составила 17,4 %. Спад безработицы наблюдается в летне-осенний период. Это в основном связано с организацией общественных работ по уборке и благоустройству города, временным трудоустройством несовершеннолетних граждан и т. п.

К началу 2004 г. 15 тыс. жителей области состояли на учете в службе занятости, в том числе статус безработного был у 13,2 тыс. чел. Уровень официально зарегистрированной безработицы составлял 1,7 % от экономически активного населения. За прошлый год доля контролируемого рынка увеличилась на 27 %. Численность зарегистрированных безработных на конец 2003 г. увеличилась более чем на 3,5 тыс. чел. и составила 19 020 безработных.

Рост уровня регистрируемой безработицы связан с увеличением объема охвата населения услугами государственной службы занятости, расширением консультационной работы. В течение 2003 г. в центры занятости населения обратилось и поставлено на учет более 62 тыс. человек. За этот период через службу занятости нашли работу 39 870 человек, прошло обучение 7 787 человек, на общественных работах отработало 13 537 человек.

Число безработных граждан, обратившихся в службу занятости в 2003 г., составило 68 тыс. человек. За год прошло обучение 7 996 человек, участвовало в общественных работах 18 246 человек. Число граждан, получивших консультационные услуги, достигло 201 065 человек.

Общее число нуждающихся в трудоустройстве в 2003 г. возросло на 8,3% по сравнению с 2002 г. В 2003 г. произошло увеличение числа граждан, регистрируемых в службе занятости в качестве ищущих работу, по сравнению с предыдущим годом на 8,5%. Причем в сельских районах этот показатель превосходит средний по области и составляет 12,8%, а в городе, напротив, показатель ниже среднего и составляет 1,9%.

К концу 2003 г. средняя продолжительность безработицы по области составила 6,5 месяцев, в том числе в г. Омске - 5,3 месяца, в сельских районах - 6,9 месяца. Доля безработных, находящихся в поиске работы свыше одного года, возросла до 12,7 % в общей численности. 31,5 % незанятых граждан пребывают в статусе безработного более четырех месяцев.

В структуре безработных сохраняется высокий уровень женской (76,8 %) и молодежной безработицы (31,7 %). По-прежнему невысок образовательный уровень незанятого населения, состоящего на учете в службе занятости: в 2003 г. только 28,6 % безработных имели высшее и средне-специальное образование (в 2002 г. - 30 %).

Обобщающий вывод таков: в области наблюдается рост регистрируемой безработицы на фоне снижения уровня реальной безработицы, что свидетельствует об усилении степени государственного регулирования рынка труда.

В 2003 г. в областном центре показатель трудоустройства был на 21,3 % выше, чем в предыдущем году.

68

Анализ занятости на рынке труда Омской области

Из числа трудоустроенных 55,5 % составляют женщины. Самый большой процент трудоустроенных составляют несовершеннолетние граждане и молодежь от 16 до 29 лет. Наименьшее число трудоустроенных граждан - это пенсионеры.

4. Предложения по улучшению занятости на рынке труда г. Омска и области.

Проведенный анализ показывает, что для Омской области большое значение имеет возможность трудоустройства населения через специальные программы. По некоторым из них Омская область является лидером не только на территории Западно-Сибирского территориального округа, но и в России. Среди 16 регионов Сибирского федерального округа служба занятости Омской области занимает в количественном рейтинге: 1-е место по организации общественных работ, 2-е место по организации профессионального обучения, 5-е место по трудоустройству.

В настоящее время в России наблюдается глубокий кризис государственной политики защиты от безработицы. Общими формами ее проявления стали высокий по международным стандартам уровень безработицы, увеличение ее длительности, нерешенность проблемы очаговой безработицы, возрастание риска потери работы при уменьшении возможностей нахождения новой, низкий уровень охвата экономически активного населения государственными программами содействия занятости населения. С учетом планов российского правительства по реструктуризации базовых отраслей экономики и вступлению России в ВТО можно ожидать дальнейшего обострения этого кризиса и усиления социальной напряженности в обществе.

В связи с этим, по нашему мнению, целесообразно усовершенствовать систему защиты от безработицы на региональном уровне. Для этого необходимо отказаться от единого источника финансирования системы защиты от безработицы. Наличие единого источника обусловливает прямое противопоставление двух различных по своему содержанию и целям составляющих системы - материальной помощи безработным и активной политики на рынке труда.

Следующее предложение заключается во введении системы страхования от безработицы. Для этого потребуется принятие Закона о страховании от безработицы и создание Фонда страхования от безработицы. Объектами страхования должны стать работающие по найму граждане, уплачивающие взносы в фонд, которые в случае наступления безработицы получают право на страховое пособие.

Для финансирования активных программ содействия занятости безработных граждан необходимо привлекать несколько источников различных уровней: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, а также средства негосударственных и общественных организаций, внебюджетных фондов, работодателей. Для повышения эффективности реализации активных программ целесообразно расширить круг участников программ, в том числе из числа занятого населения.

Для повышения эффективности деятельности Департаментов федеральной службы занятости в регионах, в том числе в Омской области, как нам кажется, необходимо повысить статус Государственной службы занятости как ключевого института национальной системы защиты от безработицы. Это должно сопровождаться глубоким реформированием системы, включая ее финансирование, и подходов к реализации основных программ на рынке труда.

Для того чтобы повысить эффективность системы профессионального переобучения, а следовательно и политики занятости, нужно теснее увязать ее содержание с потребностями рынка, иначе говоря, установить более тесную связь органов государственной службы занятости с работодателями и работниками.

Мы предлагаем меры по совершенствованию системы профессионального обучения безработных граждан в Омской области.

1. Организация практической части обучения (стажировки). Отсутствие опыта по полученной специальности является почти непреодолимым препятствием для трудоустройства, и возникающая опасность дисквалификации еще больше сокращает шансы на успешное трудоустройство по данной специальности. Стажировка позволяет не только получить навыки практической работы, но и ознакомиться с реальными трудовыми отношениями в новом для человека профессиональном кругу, приобрести социальные связи.

2. Использование образовательных технологий, направленных на повышение конкурентоспособности подготавливаемого работника путем расширения профиля приобретаемой им специальности, овладение им смежными профессиями.

3. Применение научно-обоснованного подхода к формированию списка профессий для переобучения. В настоящее время эти профессии определяются исходя из анализа спроса - вакансий, предоставленных работодателями. Заявленные в службу занятости вакансии ни в коей мере не отражают реальный спрос на рынке труда, а в основном лишь его «худшую» часть (низкооплачиваемые и низко-

69

Г.Д. Боуш, Е.А. Калайтан

квалифицированные рабочие места). Необходимо использовать индикаторы социального развития области для более четкого планирования и координации деятельности системы переобучения.

4. Организация дополнительной помощи в трудоустройстве после переобучения. Слабым местом в деятельности Омской службы занятости является «разрыв» между трудоустройством и обучением клиентов. Как только человек направляется на обучение, его снимают с учета и поиск рабочего места для него прекращается. Прямая помощь может заключаться в предоставлении информационных услуг о вакансиях. Она может оказываться как службой занятости, так и учебными заведениями, в котором проходит обучение. Помощь в поиске работы может быть организована путем привлечения негосударственных организаций, действующих на рынке руда (частные агентства по найму и трудоустройству). Поиск работы с помощью посредников уже во время обучения повышает шанс трудоустройства обученных, а значит, эффективность профессиональной подготовки.

Насыщение товарного потребительского рынка является главным ограничителем занятости. В России существуют объективные возможности для наращивания емкости товарного рынка, а значит, увеличения количества рабочих мест и на этой основе расширения спроса на рынке труда и минимизации безработицы. В Институте рынка труда Министерства труда и социального развития РФ и на кафедре социальной политики Российской академии государственной службы при Президенте РФ проведены пилотные исследования программы занятости, основанной на идее вторичности рынка труда и его зависимости от рынка товаров и услуг.

В результате выявлено значительное число финансово-кредитных учреждений и ассоциаций поддержки предпринимательства и бизнеса, частных предпринимателей, готовых вкладывать средства в создание новых рабочих мест и вести бизнес в рекомендованных исследователями отраслях производства и сферы услуг, где инвестиционные риски минимальны.

Исследования, проведенные в г. Зеленограде Московской области, позволили определить основные направления создания новых рабочих мест: производство продовольствия (макаронных и молочных изделий, майонеза, недорогих сортов колбас, сухая заморозка овощей и фруктов); оказание услуг (прокат автомашин, услуги телефонной справочной, развитие недорогого общепита, включая доставку на дом, медицинская помощь, туризм, расширение сети бань, химчисток, ремонта и изготовления ювелирных изделий).

Подобные исследования подтверждают необходимость разработки и использования принципиально новых социальных технологий, позволяющих реально снизить уровень безработицы. Отличие этого нового вида исследований заключается в ориентации на микроуровень и выход на конкретные рекомендации относительно форсированного развития производства тех или иных товаров и услуг. Мы считаем, что подобное исследование необходимо провести и на базе Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Омской области, так как активизация предпринимательской деятельности по выявленным в ходе исследования направлениям сможет обеспечить значительное увеличение количества рабочих мест, заметно сократив уровень безработицы в области. В масштабах области легче добиться согласованности между платежеспособным спросом и отраслевой структурой хозяйства. Заметим, что именно такая согласованность обеспечивает существенное уменьшение инвестиционных рисков и минимизацию безработицы.

Проводимое исследование должно носить комплексный характер, включать анализ инвестиционных возможностей в регионе, выявление масштабов недопотребления по товарным группам и определение, по каким из них целесообразно открыть новые производства, по каким - расширить имеющиеся мощности, а где можно ограничиться увеличением товарных запасов. Мы думаем, что очень важным является оценка и оптимизация соотношения развития собственного производства и импорта, изучение тенденции оплаты труда в Омской области как важнейшего фактора, определяющего спрос на товары и услуги. Сопоставление рекомендованной структуры рабочих мест с профессиональноквалификационным составом незанятого населения позволит разработать эффективные меры по переобучению кадров, избежать необоснованного расходования средств и ложных ожиданий.

Переход российской экономики к рыночной системе хозяйствования существенно меняет положение в сфере занятости населения, но государственная служба занятости населения - это структура, которая способна гибко реагировать на изменение экономической ситуации и применять в каждый отрезок времени адекватные и эффективные меры. Это относится не только к периодам экономических кризисов, когда службы занятости могут эффективно реализовывать государственные инвестиционные программы, участвовать в реструктуризации предприятий и промышленной конверсии, проводить активную политику занятости населения, но и к периодам экономического роста, когда, используя пере-

70

Анализ занятости на рынке труда Омской области

довые методы отбора кадров для вновь открывающихся производств с новыми видами деятельности, они минимизируют издержки предприятий и повышают эффективность их работы.

Роль службы занятости уникальна: будучи причастной к повседневной динамике рынка труда, она является инструментом государственного вмешательства в функционирование этого рынка, призванным устранять его сбои. Эффективность службы занятости напрямую зависит от того, насколько ее услуги отвечают интересам тех, кто ищет работу, работодателей, общества.

Проведенный авторами анализ рынка труда Омской области показал, что в настоящее время наблюдается следующая ситуация на рынке труда: безработица выходит на качественно новый уровень, возрастает не только официально зарегистрированная, но и скрытая безработица. Оценка качественных параметров безработицы свидетельствует о наличии на территории Омской области структурной безработицы. Этот вид массовой незанятости считается наиболее сложным, так как требует существенных изменений в профессионально-квалификационном составе рабочей силы.

В этих условиях главным в политике занятости является предотвращение роста безработицы, гибкое реагирование на конъюнктуру рынка труда, возвращение незанятого населения в активную трудовую деятельность.

Актуальной проблемой является прогнозирование спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, разработка комплексных мер, направленных на приведение профессионально-квалификационной структуры кадров в соответствие с изменяющейся структурой общественного производства. Наблюдается ситуация, когда рынок образовательных услуг слабо реагирует на качественные изменения спроса в результате позитивных сдвигов в экономике.

В условиях перехода к рыночной экономике требуются принципиально новые подходы к управлению системой подготовки и переподготовки безработных граждан и незанятого населения.

Главным в государственной политике занятости должно быть предотвращение роста безработицы, гибкое реагирование на конъюнктуру рынка труда, способность оперативно возвращать в активную трудовую деятельность незанятое население.

Необходимо проводить активную политику занятости, основанную на гибкой системе подготовки и переподготовки кадров, поощрении мобильности трудовых ресурсов, расширении самостоятельной занятости и создании предприятий малого и среднего бизнеса.

Динамика рыночных отношений предполагает постоянное повышение квалификации и переподготовку кадров.

Политика в отношении рынка труда должна быть направлена прежде всего на то, чтобы изменить характер рынка труда путем перехода от избыточной занятости с низкой производительностью труда к сочетанию низкого уровня безработицы с высокопроизводительной занятостью. Это особенно актуально, когда постоянно меняются технологии и виды продукции, развиваются одни и становятся банкротами другие предприятия и отрасли экономики. Отсюда неизбежное возникновение в той или иной степени структурной безработицы и проблем переподготовки кадров.

Совершенствование политики занятости имеет свои резервы на региональном уровне. Введение в практику регулирования занятости на рынке труда Омской области предлагаемых в исследовании мер будет способствовать прогрессу в нескольких областях:

■ снижению уровня безработицы;

■ повышению социальной защищенности населения, в том числе в процессе реструктуризации базовых отраслей экономики, а также в условиях присоединения России к Всемирной торговой организации;

■ повышению эффективности системы финансирования направления по защите от безработицы;

■ повышению системы профессионального переобучения населения (как незанятого, так и занятого);

■ увеличению количества рабочих мест;

■ активизированию предпринимательской деятельности;

■ повышению эффективности использования имеющихся производственных мощностей;

■ осуществлению импортозамещения по товарам массового спроса и продуктам питания.

В свою очередь, увеличение занятости и оптимизация ее структуры в регионе даст импульс общему социально-экономическому развитию Омска и области.

71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.