Научная статья на тему 'Комплексный подход к оценке экономической эффективности активных программ содействия занятости населения'

Комплексный подход к оценке экономической эффективности активных программ содействия занятости населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
212
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of the results of carrying out the active programmes for aiding population employment in Siberian region has been performed. The influence of employment programme on the labour force market is shown. The efficien-cy of programmes has been assessed with complex approach. Various aspects of their efficiency (for employer, state budget, taxation system and social effects) have been studied.

Текст научной работы на тему «Комплексный подход к оценке экономической эффективности активных программ содействия занятости населения»

УДК 331.965:338.1

Г.А. Дремина

Омский государственный институт сервиса

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ АКТИВНЫХ ПРОГРАММ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

The analysis of the results of carrying out the active programmes for aiding population employment in Siberian region has been performed. The influence of employment programme on the labour force market is shown. The efficiency of programmes has been assessed with complex approach. Various aspects of their efficiency (for employer, state budget, taxation system and social effects) have been studied.

В настоящее время существенно возрастает роль региональных целевых программ содействия занятости населения, которые являются основным инструментом регулирования рынка труда. Приоритеты программ определяются исходя из целей и задач государственной политики занятости с учетом конкретной ситуации на рынке труда и особенностей социально-экономического положения регионов.

Приведем перечень наиболее распространенных активных программ содействия занятости населения в регионах Российской Федерации в:

- трудоустройстве незанятого населения,

- профессиональной ориентации,

- профессиональном обучении безработных,

- временной занятости несовершеннолетних,

- общественных работах,

- трудоустройстве слабозащищенных категорий граждан.

Управление программами содействия занятости как составной части всей системы управления занятостью имеет целью скоординированное и целенаправленное регулирование рынка труда, расширение спроса на рабочую силу, поддержку эффективного ее предложения, достижение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы.

В Омской области работа проводилась в соответствии с программой «Содействие занятости населения Омской области на 2002-2004 годы». Для оценки эффективности реализации активных программ содействия занятости проведем анализ по Сибирскому федеральному округу.

По итогам деятельности за 2003 г. регионы Сибирского федерального округа имеют разные показатели охвата программами. В Омской области в специальных программах содействия занятости приняли участие 35,6 тысяч человек, что составило 11 % к общему числу участников этих программ по округу. Для сравнительной оценки сведем итоги реализации активных программ содействия занятости в таблицу 1.

Таблица 1

Реализация программных мероприятий за 2003 г. по Сибирскому федеральному округу, тыс. чел

Показатели Омская область Новосибирская область Кемеровская область Томская область Всего по Сибирскому федеральному округу

Нашли работу 36,7 47,9 71,2 32,7 516,9

Направлено на профессиональное обучение 7,7 5,2 6,1 1,7 59,3

Приняли участие в общественных работах 11,6 4,2 7,2 5,1 27,2

Трудоустроено подростков 15,5 10,5 14,3 12,3 65,0

За 2003 г. в Омской области профессиональное обучение проходили 7,7 тыс. человек, что составило 12,8 % от числа обучаемых по Сибирскому федеральному округу. Наибольшая численность направленных на профессиональное обучение граждан зарегистрировано в Иркутской, Омской и Кемеровской областях. Несмотря на сложности с финансированием этих мероприятий, наш регион имеет

© Г.А. Дремина, 2005

20

Комплексный подход к оценке экономической эффективности...

достаточно высокие показатели обучения безработных граждан: по округу - 6,3 % от общей численности регистрируемых безработных, а в Омской области - 12,9 %. Услуги по профессиональной ориентации в Сибирском федеральном округе получили 720,7 тыс. человек, из них 54,4 % - безработные граждане. В Омской области соответственно около 108 тыс. человек, из них 34 % безработных граждан. За 2003 г. в Омской области нашли работу 44,1 тыс. человек с учетом трудоустроенных после переобучения, что на 14,5 % больше, чем в прошлом году. По Сибирскому федеральному округу трудоустроено 516,9 тыс. человек, что на 3,2 % больше числа трудоустроенных в 2002 г.

Представленные данные о результатах выполнения программных мероприятий в Омской области свидетельствуют об их значимости. В сравнении с результатами по Сибирскому федеральному округу такие показатели, как трудоустройство на общественные работы, направление на профессиональное обучение, оказание профориентационных услуг, выше, а показатель напряженности на рынке труда на одну вакансию ниже, чем в среднем по округу.

На наш взгляд, экономическую эффективность активных программ занятости населения можно оценить, используя комплексный подход, включающий четыре основных аспекта:

1. Оценка влияния программ занятости на рынок рабочей силы.

2. Эффект для работодателя.

3. Усиление доходной части бюджета.

4. Социальный эффект.

Проведем оценку экономической эффективности активных программ занятости в Омской области. Для наглядности результаты расчета эффективности влияния активных программ занятости населения на рынок рабочей силы Омской области представим на рис.

П трудоустроено на общественные работы

□ трудоустроено подростков

□ трудоустроено слабозащищенных ■ трудоустроено после обучения

Доля трудоустройства по активным программам занятости в общем количестве нашедших работу в Омской области

Как видно из представленного рисунка, доля трудоустроенных по активным программам содействия занятости невелика, что свидетельствует о низком контроле рынка труда со стороны государственных органов занятости. Влияние активных программ содействия занятости можно представить в виде матрицы факторов воздействия на рынок рабочей силы.

Таблица 2

Матрица факторов воздействия на рынок рабочей силы

Факторы Направления влияния на рынок труда По времени действия

Развитие системы рабочих мест Снижение уровня безработицы Повышение конкурентоспособ- ности Времен- ное Длителъ- ное

Профессиональная ориентация + + + +

Профессиональное обучение + + + +

Временное трудоустройство + + + +

Предложенная матрица факторов дает возможность выделить те из них, которые оказывают доминирующее влияние на ситуацию на рынке труда. От степени воздействия зависит эффективность представленных программ. Анализ воздействия отдельных факторов на рынок труда показывает, что данные программы оказывают значительное воздействие, так как все они работают на трудоустройство незанятого населения.

21

Г.А. Дремина

Эффективность от вовлечения в производство рабочей силы проявляется в улучшении экономических результатов работы предприятия.

Рассмотрим изменение прибыли по итогам реализации активных программ на примере парикмахерских услуг, оказываемых в Омской области. Заявленная потребность в парикмахерах в 2003 г. составила 280 человек. Средняя продолжительность существования вакансии составляет 2 месяца. За два месяца простоя 280 рабочих мест парикмахеров недополучена выручка в размере 8,4 млн руб. Трудоустройство в результате реализации программы профессионального обучения безработных граждан составляет 4,2 %. Введем коэффициент трудоустройства по данной программе в расчет выручки. Увеличение выручки, полученной в результате реализации программы, составит 352,8 тыс. руб. Исходя из этих расчетов, можно получить дополнительную прибыль в размере 70,6 тыс. руб. за два месяца или 423,6 тыс. руб. за год.

Расходы на политику занятости часто относят к безвозвратным социальным расходам, однако повышение занятости решает макроэкономические задачи. Теряя работу, а соответственно, и заработную плату, гражданин снижает спрос. Приобретая новое рабочее место, безработный восстанавливает свой фонд заработной платы, а следовательно, и покупательную способность. Кроме того, безработный вновь становится налогоплательщиком. С заработной платы удерживается подоходный налог, а его работодатель производит социальные отчисления. Если принять во внимание только эти два результата, можно в определенной степени судить об экономической эффективности активных программ занятости.

Оценим эффект для бюджета в виде дополнительных налоговых поступлений, используя исходные данные по Омской области. С учетом количества вакансий, средней заработной платы и средней продолжительности вакансии потери бюджета по подоходному налогу только за два месяца составят 180,6 млн руб. Расчеты дополнительных поступлений в бюджет от подоходного и единого социального налогов, исчисленных с заработной платы граждан, трудоустроенных в рамках активных программ занятости, показали, что можно пополнить бюджет на 65,1 млн руб. Превышение поступлений в бюджет над затратами бюджета на реализацию активных программ содействия занятости населения составило 0,8 млн руб., что свидетельствует о наличии эффекта для бюджета. Данные, полученные в результате расчета эффективности от реализации активных программ занятости населения сведем в таблицу 3.

Таблица 3

Эффективность активных программ занятости населения в Омской области

Наименование показателя Величина

Доля трудоустройства по активным программам в общем количестве принятых на работу, % 35,1

В том числе по программам:

организация общественных работ, % 6,6

трудоустройство слабозащищенных, % 0,3

профессиональное обучение, % 4,2

трудоустройство несовершеннолетних, % 8,8

Увеличение налоговых поступлений в бюджет, млн руб. 65,1

Расчетный эффект для работодателя по отдельному сектору услуг в Омской области, тыс. руб. 423,6

Бюджетный эффект, млн руб. 0,8

Влияние активных программ на рынок рабочей силы нельзя оценивать только по количественным показателям. Реализация данных программ повышает трудовую мотивацию незанятого населения, улучшает качество рабочей силы. Показатель трудоустройства соединяет в себе и экономические, и социально-психологические результаты. Трудоустройство, влияя на основные экономические показатели предприятий, одновременно способствует снижению морально-психологических издержек граждан, являющихся немаловажным фактором воздействия на состояние социальной напряженности в обществе. Количественная оценка социального эффекта повышения занятости населения представляется достаточно затруднительной. Так, например, подготовка для работодателей более квалифицированных профессионально-мобильных кадров из числа незанятого населения повышает устойчивость мотивации к совершенствованию своего профессионального мастерства, что усиливает гарантии работников на длительную занятость.

22

Комплексный подход к оценке экономической эффективности...

Таким образом, комплексный подход к расчету экономической эффективности активных программ содействия занятости населения позволяет всесторонне оценить результаты программных мероприятий и продуктивно использовать их в системе отношений государства, работников и работодателей, что повышает качество государственного регулирования рынка труда. В перечне мер по реализации активной политики занятости более эффективное использование трудового потенциала общества имеет исключительно важное значение.

УДК 333.32

Т.В. Малеева

Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

The article deals with the problems of city planning. The basic directions of city planning reform in Russia are analyzed. The problems of different interest coordination in city planning activity are considered. The special attention is paid to the Rules of land use and development as a regulation instrument of urban development.

С начала 90-х гг. XX в. градостроительная деятельность в России претерпевает значительные изменения, поскольку переход на рыночные отношения потребовал разработки новых подходов к градостроительному планированию. В дореформенный период нашей страны градостроительство представляло собой систему административных действий по реализации конкретных проектных решений, которые полностью обеспечивались централизованными бюджетными средствами. Действовала иерархически организованная система градостроительной планировочной документации, охватывающая различные территории (от территории всей страны до отдельного квартала), в которой определялось где, что и на какие средства должно быть построено.

Проведение административной градостроительной политики в городах повлекло ряд серьезных негативных последствий, среди которых:

- экстенсивное использование городских территорий, для которого характерно значительное территориальное расширение городов;

- достаточно жесткое функциональное деление территорий внутри города на жилые и производственные зоны;

- наличие промышленных зон и объектов в центральных районах городов;

- формирование больших по площади однообразных жилых районов, микрорайонов (так называемых «спальных» районов) со слабо развитой транспортной сетью улиц и дорог, ограниченным набором мест приложения труда;

- деградация и разрушение зданий в исторических центрах городов;

- обострение экологических проблем в городах, в том числе связанных с размещением промышленных предприятий и коммунальных зон;

- развитие узкой специализации основных функций городов, которая проявлялась в существовании города при одном градообразующем предприятии.

В области градостроительства все более стали заметны отставания от стран с развитой рыночной экономикой: доля промышленных территорий в российских городах в несколько раз выше аналогичного показателя в экономически развитых странах, при этом интенсивность использования этих территорий существенно ниже, а плотность жилой застройки в несколько раз ниже аналогичных зарубежных показателей [3].

В 1990-е гг. крайняя ограниченность бюджетных средств привела к значительному снижению интереса органов городского управления к долгосрочному градостроительному планированию. Принятые в советские времена для иных социально-экономических условий генеральные планы и другие градостроительные документы потеряли свою актуальность и жизнеспособность, однако разработка новой градостроительной документации повсеместно откладывалась на неопределенный срок. Развитие городов осуществлялось зачастую спонтанно, посредством принятия решений по возведению отдельных объектов без учета комплексности застройки, оценки эффективности использования городских территорий с точки зрения перспектив развития города.

© Т.В. Малеева, 2005

23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.