Научная статья на тему 'Интеллектуальный потенциал региона: рыночные тенденции и проблемы управления'

Интеллектуальный потенциал региона: рыночные тенденции и проблемы управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
133
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The intellectual potential of the region present of interest as factor its economic and social development, long-term competitiveness on internal and foreign markets. The reform has opened the market subject an access to intellectual re-source society, has changed the mechanism of the shaping, reproduction and use the intellectual potential. Increases the share a quotient sector in general volume of the research work. The article is written on statistical material on Omsk area.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальный потенциал региона: рыночные тенденции и проблемы управления»

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИЯМИ

УДК 330.15.001

В.С. Фещенко, С.А. Кациель

Омский государственный институт сервиса

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА:

РЫНОЧНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

The intellectual potential of the region present of interest as factor its economic and social development, long-term competitiveness on internal and foreign markets. The reform has opened the market subject an access to intellectual resource society, has changed the mechanism of the shaping, reproduction and use the intellectual potential. Increases the share a quotient sector in general volume of the research work. The article is written on statistical material on Omsk area.

Широко развернувшаяся в последние годы регионализация экономики России сопровождается передачей значительной части федеральных властных функций на уровень регионов, существенно расширяется сфера и роль регионального управления, повышается степень самоорганизации, саморегулирования в широком смысле и самодостаточность регионов. Параллельно наблюдается процесс сокращения административных рычагов управления, расширяется рыночная составляющая экономических связей и отношений, идет поиск новых методов, инструментов прямого и косвенного регулирования, в том числе для корректировки и преодоления ограниченности складывающегося рыночного механизма.

Регион как экономическая система, т. е. совокупность множества взаимосвязанных по территориально-административному признаку элементов, объектов, процессов, явлений, в более широком смысле является подсистемой национальной российской экономики и воспроизводит в целом ее динамику, тенденции развития.

Экономическое пространство - международное, общенациональное, межрегиональное - можно рассматривать как внешнюю по отношению к отдельному региону среду, которая стимулирует развитие частного предпринимательства, формирует средний уровень жизни, инфляционные тенденции, процентные ставки финансовых рынков и другое, что необходимо учитывать при изучении поведения региональных подсистем. Регион в целом повторяет тенденции развития страны, но имеет и свои особенности, поскольку стартовые исходные позиции и ресурсный потенциал рыночного развития регионов различны, а поиски собственной ниши в структуре общефедеральной экономической системы еще не завершены.

Разработка стратегии формирования интеллектуального потенциала региона имеет свои особенности. Если для страны задача состоит в том, чтобы создать потенциал, обеспечивающий современный уровень ее технического, экономического и социального развития, то для региона это, кроме того, проблема выбора своей позиции в общенациональной системе разделения труда. Поскольку регион экономически не в состоянии развивать все направления научных исследований, их структура объективно должна быть увязана с его хозяйственной деятельностью в ее современном состоянии и с перспективами развития. Регионализация экономики России с неизбежностью должна усилить внутрифедеральное разделение труда в рамках сократившегося со времен СССР экономического пространства, а возможно и в границах более широкого ареала. Эта новая схема специализации еще только слегка обозначается. Разработка общей концепции развития региона в целом является предпосылкой эффективного управления его интеллектуальным потенциалом.

В современных условиях интеллектуальный потенциал является едва ли не определяющей частью общественного богатства любой нации, его роль существенно возрастает, он становится главным фактором эффективного, опережающего развития. Затраты на его воспроизводство, обновление, расширение увеличиваются возрастающими темпами на уровне стран, регионов, фирм, конкурентоспособность которых все в большей степени определяется их инновационными возможностями. Сформировался международный рынок интеллектуальных ресурсов, свободное перемещение последних становится угрозой интеллектуальной безопасности стран.

Можно выделить несколько основных аспектов, характеризующих значение и функции интеллектуального потенциала в развитии региона :

© В.С. Фещенко, С.А. Кациель, 2005

58

Интеллектуальный потенциал региона...

- формирование возможностей качественных изменений в экономике в целом, в структуре и номенклатуре производства, в социальной сфере;

- проектирование и производство технически более сложной продукции;

- обеспечение и опора на развитие информационных систем и внедрение информационных технологий;

- повышение качества организации и управляемости экономической системы любого уровня;

- участие в решении обостряющихся экологических проблем;

- обеспечение ускорения процесса обновления и адаптации региональной экономической системы и ее структурных элементов к постоянно меняющимся условиям рынка;

- обеспечение динамизма преобразований в целом.

Интеллектуальный потенциал - многофакторное, полиструктурное понятие, соединяющее в себе человеческий, образовательный, научный, информационный, организационный, производственный, инновационный, инвестиционный, институциональный, социальный аспекты, образующие в совокупности интеллектуальные предпосылки научно-технического, экономического и социального развития фирмы, региона, страны в целом.

В качестве системообразующего структурного элемента интеллектуального потенциала региона можно рассматривать науку. Наука (по определению) является интернациональным фактором экономического роста, по своим функциям и сферам применения она не имеет не только региональных, но и национальных границ. Но вместе с тем по месту инвестирования, по приоритетности открытий, возникновению научных идей, по месту первичного применения, по использованию ее достижений в прикладной сфере она может быть вполне определенно локализована, как и другие факторы производства.

Научный потенциал региона неоднороден. Во-первых, он включает общенациональный компонент, это относится к исследованиям фундаментального и отраслевого характера, главным образом отраслей приоритетного направления, и здесь необходима ощутимая поддержка федерального бюджета и министерств. Во-вторых, он имеет региональный компонент, который должен расширяться при косвенной и прямой поддержке региональных властных структур.

Рассмотрим подробнее научную составляющую интеллектуального потенциала Омской области в 1999-2001 гг. Научными исследованиями и разработками в 2001 г. занимались 52 крупные и средние организации, в 1999 г. их было 47, в 2000 г. - 54. Налицо тенденция к расширению, но она весьма неустойчива. Обращает на себя внимание высокая подвижность, волнообразная динамика количественных показателей на протяжении короткого периода. За этот же период после некоторого подъема сократилось количество НИИ: в 1999 г. - 20, в 2000 г. - 22, в 2001 г. - 21. Более устойчивыми оказались НИИ отраслевого профиля, очевидно сказалась их большая изначальная ориентация на потребности рынка. В Омске в 2002 г. работала 12 НИИ отраслевого характера. Жизнеспособными оказались 2 новые самостоятельные организации, отнесенные к числу научных учреждений [2, с. 6].

Общее, но неустойчивое оживление научных исследований и разработок заметно и в высших образовательных учреждениях. В 1999 г. научные исследования проводились в 8, в 2000 г. - в 7, в 2002 г. - в 9 образовательных учреждениях. Возрождение омской промышленности способствовало увеличению конструкторских подразделений при промышленных организациях: в 1999 г. их было 2, в 2000 г. уже 3, а в 2001 г. - 4 [2, с. 3].

Общий объем научных исследований, разработок и технический услуг, выполненных в 2001 г., составил 1 064,4 млн руб., из них собственными силами - 940,8 млн руб. Последний показатель демонстрирует убедительный рывок, он увеличился в сопоставимой оценке по сравнению с 2000 г. на

18,8 %, увеличился и его удельный вес в общем объеме выполненных работ с 81,9 % в 2000 г. до 88,4 % в 2001 г. [2, с.6]. Однако меняется структура конечного продукта научного сектора. Без учета технических услуг, доля исследований и разработок в общем объеме, выполненном собственными силами, сократилась с 99 % в 1999 г. до 96,7 % в 2001 г. [2]. Пока неясно, чем вызваны изменения: временными ли потребностями выживания в сложных экономических условиях переходной экономики, или изменения являются проявлением реакции рыночного механизма, который, как известно, достаточно оперативно и гибко реагирует на изменение текущей конъюнктуры, что неизменно является его сильной стороной, но слабо улавливает долгосрочные тенденции.

С изменением форм собственности, переходом к частной собственности рыночные агенты получили прямой доступ не только к материальным ресурсам, производственным фондам, но и к интеллектуальному потенциалу общества, стали его активными пользователями и производителями научнотехнического продукта. Новые рыночные отношения отражают распределение объема научно-

59

В.С. Фещенко, С.А. Кациель

технических работ по организациям разных форм собственности. В Омске в 2001 г. объем работ, выполненных организациями федеральной формы собственности, составил 641,2 млн руб.; собственности субъектов Российской Федерации - всего лишь 0,2 млн руб.; муниципальной формы собственности - 6 млн руб.; частной - 290,5 млн руб.; усилились позиции смешанной российской собственности (без участия иностранного капитала) - 126,5 млн руб. [2, с. 10].

Вертикальные, федеральные связи и управление в научной сфере так же, как и в высшем образовании, все еще весьма существенны.

Вместе с тем заметно усилились позиции организаций частной формы собственности: объем их научно-технических работ в фактически действующих ценах увеличился с 34,1 млн руб. в 1999 г. до 290,5 млн руб. в 2001 г., т. е. в 8,5 раз, существенно опережая динамику соответствующего показателя организаций государственного сектора; для организаций федеральной собственности он увеличился лишь в 2,6 раза, с 243,9 до 641,2 млн руб.

Новые тенденции проявляются и в распределении работников, выполняющих исследования по организациям разных форм собственности. Так, с 1999 по 2001 г. доля работников в организациях федеральной собственности выросла с 59,3 % общего объема численности до 63,1 %, а занятых в организациях частной собственности - с 12,97 % от общей численности до 23,07 %. Таким образом, рост занятости в организациях частной формы собственности происходит более быстрыми темпами, по сравнению с государственными научными учреждениями, притом что последние все еще лидируют по численности занятых и продолжают увеличивать свою долю [2, с. 11].

Еще более убедительно выглядит деловая активность частного сектора в области научных исследований и разработок при анализе распределения внутренних затрат по секторам деятельности. Из

768.8 млн руб. общего объема внутренних затрат в 2000 г. на предпринимательский сектор пришлось

644.8 млн руб., т. е. 83,9 %; на государственный - 72,6 млн руб., или 9,4 %; на высшее образование -51,4 млн руб., т. е. 6,7 % в общей структуре затрат на выполнение научных исследований и разработок. А в 2001 г. общие затраты на науку в Омске составили 844,6 млн руб., причем внутренние текущие затраты преобладали - 768,8 млн руб., а капитальные затраты были незначительны и составили 12,1 млн руб. [3, с. 255].

Распределение внутренних текущих затрат по видам работ в 2001 г. (в % к итогу) демонстрирует абсолютное преобладание затрат на разработки, что обусловлено потребностями в первую очередь предпринимательского сектора, затраты которого составляли 86,9 % общего объема. Так, затраты на фундаментальные исследования составляли 5,4 %, на прикладные исследования - 5,2 %, а на разработки по организациям всех форм собственности - 89,4 % общего объема внутренних текущих затрат на исследования и разработки [2, с. 30].

Переход к рыночной экономике сопровождался в России переходом к новым способам финансирования науки и падением общего объема финансирования. Современное финансирование науки представляет собой более сложную систему со своей структурой, в которой расчленяются источники финансирования, методы обеспечения денежных средств и др.

Прямое финансовое обеспечение осуществляется базовым и программно-целевым методами. В первом случае средства выделяются учреждениям и организациям. Базовый принцип доминирует в академическом секторе. Сокращение омских НИИ академического профиля с 20 в 1999 г. до 9 в 2001 г. было обусловлено в том числе и бюджетным дефицитом Российской Федерации [2, с. 6].

Во втором случае, при программно-целевом подходе, объектами финансирования являются конкретные темы, проекты, программы. Целевое выделение средств, в свою очередь, может быть как контрактным, при этом средства направляются непосредственно исполнителю, так и фондовым, когда средства предварительно концентрируются в специальных фондах и направляются исследователям в форме грантов. При этом имеет место конкуренция за ограниченные финансовые ресурсы.

Финансовое обеспечение академических учреждений сочетает базовое и программное финансирование в пропорции примерно 3:1.

Базой развития науки и технологий региона является его научно-технический комплекс, представляющий собой совокупность организаций различных организационно-правовых форм собственности, осуществляющих научную, информационную и экспериментальную деятельность. В формировании научного потенциала региона важна прежде всего активная позиция самих научных структур, сообществ в поисках рыночного заказчика своей научной продукции.

Вместе с тем управление фундаментальной наукой через госзаказы, гранты, целевые централизованные фонды, по-видимому, должно оставаться прерогативой центральных органов, формирующих стратегические направления развития страны. Они, в свою очередь, могут опираться на научный по-

60

Интеллектуальный потенциал региона...

тенциал регионов, в том числе в области фундаментальных исследований. Другим направлением фундаментальных, а также прикладных исследований в регионе по-прежнему могут быть исследования отраслевой ориентации, способные иметь межрегиональный спрос, реализацию, заказчиков. Разработки прикладного характера в расчете на заказы муниципальных и областных структур, а также с ориентацией на потребности местных производителей, несомненно, должны увеличиваться по мере развития региона, уточнения его места в межрегиональном разделении труда.

Задача власти регионального уровня в системе рыночных координат предполагает не только прямое или финансовое управление, но и формирование условий для расширения спроса на научный продукт и научно-технические услуги как со стороны предпринимательских структур при условии их эффективного развития и функционирования, так и со стороны областных и муниципальных заказчиков.

Оживление экономической деятельности в Омском регионе характеризовалось ростом количества хозяйствующих субъектов, учтенных в Едином государственном реестре предприятий и организаций и их обособленных подразделений на 1 170 единиц на 1 января 2004 г. по сравнению с 1 января 2003 г. [4, с. 89].

В 2001 г. численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, составила в г. Омске 9 442 человека (без учета научно-педагогических работников вузов, выполняющих наряду с педагогической деятельностью научные исследования и разработки), из них 8 273 человека выполняли работы для предпринимательского сектора [2, с. 9]. В 2003 г. количество замещенных рабочих мест в сфере науки и научного обслуживания составило уже 9,8 тыс. человек [4, с. 95].

Омская региональная статистика фиксирует более высокую, чем по России в целом, деловую активность нового предпринимательского сектора в научной сфере. Приметой нового рыночного этапа развития и открытости российской экономики является тот факт, что к финансированию внутренних затрат на исследования и разработки в Омской области подключаются средства иностранных источников, их доля в общем объеме затрат возрасла - с 15,8 млн руб. в 1999 г. до 21,1 млн руб. в 2001 г. [3, с. 256].

Едва ли не самой главной составляющей интеллектуального потенциала являются научные кадры. Подготовка и использование кадров высокой квалификации в регионе, как и научная сфера в целом, подвержены действию нового рыночного механизма и претерпевают заметные изменения, идет поиск рыночных ориентиров.

Из всех видов ресурсов человеческий ресурс обладает наибольшей мобильностью, он имеет собственные стимулы саморазвития, самоорганизации, самотрансформации и миграции. Так, процесс «утечки умов», в том числе из регионов, стал новой реальностью реформируемой России. С другой стороны, человеческий ресурс менее подвержен текущему рыночному, конъюнктурному воздействию и в этом отношении он более инертен.

Интеллектуальный потенциал в кадровом аспекте - это совокупность множества профессионально дифференцированных субъектов, самостоятельно действующих на основе собственного целе-полагания, интересов, индивидуальных и коллективных стимулов. С одной стороны, это специалисты, организационно включенные в производственную, научную, культурную и социальную сферу. Эта группа оказалась вполне жизнеспособной в условиях рынка, более или менее эффективно функционирует, в той или иной мере воспроизводится и замещается, поддерживает необходимый профессиональный уровень и повышает его, в частности, под давлением конкуренции на рынке труда. Рынок стимулировал появление новых, подчас высокооплачиваемых профессий, что расширило дифференциацию кадрового потенциала. Часть работников этой группы приобрела более высокий, чем прежде, социальный статус и уровень доходов.

Другая часть специалистов в силу ряда общеэкономических процессов, в частности крупномасштабного свертывания производства, изменения структуры потребительского, производственного, инвестиционного спроса, сокращения государственных заказов, вялого частного инвестирования и множества других причин, свойственных переходной экономике, оказалась невостребованной еще не вполне сформировавшимся рынком и почти утратила квалификацию в связи с длительной безработицей или переходом на работу в сферы деятельности, не требующие высокой квалификации. Отъезд из региона в поисках работы, отказ от работы из-за низкой оплаты или в связи с потерей ранее высокой квалификации усугубляли ситуацию.

Переход к рынку сопровождался резким падением жизненного уровня специалистов бюджетной сферы - ученых, инженерно-технических работников, работников образования, здравоохранения,

61

В.С. Фещенко, С.А. Кациель

культуры, что не могло не сказаться на уровне научно-технического, духовного, экономического и социального развития.

Регион воспроизводил в той или иной степени общенациональные тенденции. Снижение занятости в целом порождало депрофессионализацию, деквалификацию значительной части населения, приводило к сокращению интеллектуального потенциала, девальвации знаний, падению престижа образования, в частности высшего образования. Эти процессы противоречили общемировой тенденции повышения роли человека в экономическом развитии, усиления его влияния на характер и динамику качественных изменений, ускорения процессов обновления и динамизма преобразований в целом. По концепции программы развития ООН, «развитие должно служить интересам человека и расширению его возможностей как участника этого процесса».

Необходимость восстановления экономической и социальной динамики со временем усилила внимание к интеллектуальному потенциалу региона и страны в целом как предпосылке экономического, научно-технического и социального развития. Восстановление кадровой составляющей интеллектуального потенциала происходит уже в значительной степени на новой рыночной основе. Рынок диктует свои критерии и способы отбора, подготовки и использования специалистов, и они далеко не всегда безупречны. Спрос на специалистов на рынке труда и спрос на те или иные специальности в сфере образования могут не совпадать, имеет место асимметричность рыночной информации. Рыночному механизму присуще почти мгновенное оперативное реагирование на текущие конъюнктурные изменения, и в этом его преимущество, но управление стратегическим развитием остается все же прерогативой властных структур на всех уровнях хозяйствования: фирмы, региона, общества в целом.

К формированию образовательной составляющей интеллектуального потенциала омского региона активно подключаются рыночные структуры. Быстрыми темпами увеличивается доля негосударственных учебных заведений - с 3-х единиц в 1998/99 учебном году до 10 единиц в 2000/01 учебном году. Еще быстрее возрастает количество принимаемых студентов, за этот же период оно увеличилось в 8 раз, с 254 человек до 2 051 человека [3, с. 174].

На рынок образовательных услуг проходят филиалы центральных вузов, образовательные организации других стран, представления которых о стратегии развития региона весьма ограничены. Предложение образовательных услуг подчас непосредственно следует за спросом без учета реальных потребностей региона в специалистах того или иного профиля, что пополняет рынок труда в сегменте специалистов с высшим образованием, трудоустройство которых на региональном уровне может вызвать определенные трудности.

Новые, более жесткие требования рынка труда, в свою очередь, стимулируют интерес к высшему образованию, в том числе к аспирантуре. Все ниши аспирантской подготовки оказались востребованными и заполненными выпускниками высшей школы. Государственные образовательные учреждения по-прежнему остались главной сферой подготовки аспирантов. В 2001 г. подготовка научных кадров велась в аспирантуре 11 государственных учреждений высшего профессионального образования и 4 научно-исследовательских институтах. Численность аспирантов увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 10,7 % и на конец года составила 1 744 человека. Однако все еще невысок удельный вес защитивших диссертации в срок - 15,9 % от общего выпуска, т. е. 51 человек. Активно проявляют себя соискатели: защищено 46 кандидатских диссертаций. Наблюдается тенденция увеличения подготовки аспирантов по всем научным направлениям. В 2001 г. прием в аспирантуру по отраслям наук составил: технические - 45, физико-математические - 35, филологические - 32, медицинские - 31, исторические - 31.

Научная сфера Омской области постепенно улучшает свои социальные условия и уровень доходов. Среднемесячная начисленная заработная плата в отрасли «Наука и научное обслуживание» в 2001 г. (3 334 руб.) вышла на второе место после отрасли «Кредитование, финансы, страхование и пенсионное обеспечение», потеснив отрасль «Транспорт и связь», ранее опережавшую науку [2, с. 11]. Все же рост реальных доходов идет медленно и не может существенно остановить выбытие работников из этой сферы. Количество исследователей, выбывших по собственному желанию, увеличилось в 2001 г. по сравнению с 1999 г. на 24 человека, но сокращение штатов практически прекратилось: 71 человек в 1999 г. и всего лишь 2 человека в 2001 г. [2, с. 16].

Региональное управление научной сферой в Омской области не является прямым, а имеет в значительной степени опосредованный характер: создание условий, приемлемых для расширения научной деятельности; поддержка научных структур с помощью заказов, грантов, информационного обеспечения, проведения межрегиональных и международных конференций; презентация омской высокотехнологичной продукции в России и за рубежом; содействие в получении омскими предприятиями

62

Интеллектуальный потенциал региона...

заказов на производство наукоемкой продукции; оказание помощи в роли гаранта рыночных сделок. Между тем во многих странах, как утверждает И. Дежина и Б. Салтыков, местные власти активно вовлекаются в стимулирование инновационной деятельности. Так, в ФРГ при таком же, как в России, федеральном устройстве, все земли Германии имеют мощные бюджеты науки и инновационной деятельности и сильные связи с наукой на своих территориях [1]. В современной России это едва ли возможно в широких масштабах: во-первых, еще до недавнего времени наука управлялась в основном федеральными министерствами и ведомствами; во-вторых, процесс тормозится ограниченными возможностями региональных бюджетов, региональные власти не имеют достаточно ресурсов для введения механизма поощрения коммерциализации науки и технологического развития.

1. Дежина И., Салтыков Б. Механизм стимулирования коммерциализации исследований и разработок // Общество и экономика. 2004. № 7-8. С. 228.

2. Наука в Омской области / Омский облкомстат. Омск, 2002. 40 с.

3. Омский областной статистический ежегодник: В 2 ч. Омский облкомстат. Омск, 2002. Ч. 2.

4. Социально-экономическое положение Омской области. Январь - декабрь 2003 г.: Доклад / Омский облкомстат. Омск, 2004. 167 с.

УДК 331.5

Г.Д. Боуш

Омский государственный институт сервиса,

Е.А. Калайтан

Департамент федеральной службы занятости по Омской области

АНАЛИЗ ЗАНЯТОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Problems of employment and unemployment in Russia and in Omsk region, features of the Russian labor market are considered. The role of employment in social and economic development is shown. The basic directions of government regulation of a labor market are stated. The basic results of the analysis of employment on Omsk labor market are given. Suggestions of improvement of employment on Omsk labor market are given.

Напряжение на рынке труда определяется не столько количеством безработных, официально зарегистрированных службами занятости, сколько общим количеством незанятого населения. Существует мнение, что последствия роста безработицы должны определяться последствиями потерь валового национального продукта из-за недоиспользования трудовых ресурсов.

Институту государственной службы занятости около ста лет. В настоящее время в рамках данного института реализуются следующие функции:

а) социальная функция (содействие в трудоустройстве, профориентация, профессиональная и трудовая адаптация);

б) функция регулятора рынка труда (стимулирование мобильности рабочей силы (географической, отраслевой, профессиональной), профессиональная подготовка, переподготовка и консультационные услуги);

в) социально-экономическая функция (прогнозирование ситуации на рынке труда, планирование развития человеческих ресурсов, расширение форм взаимодействия с работодателями, реализация активных программ занятости, участие в разработке и реализации политики занятости).

Авторами был проведен анализ занятости на рынке труда в г. Омске и области. На областном рынке труда усилилась дифференциация рабочих мест по условиям занятости, по профессиональноквалификационным характеристикам.

Целью проведенного нами исследования является разработка предложений по повышению уровня занятости на рынке труда г. Омска и области.

1. Роль занятости в социально-экономическом развитии.

Стабильность и экономическое состояние общества во многом определяются положением в сфере занятости населения. Поэтому политика занятости выдвигается сегодня на передний план экономических реформ, и без регулирования рынка труда, особенно развития качества рабочей силы, она будет малоэффективной. Безработица выходит на качественно новый уровень: возрастает как официально

© Г.Д. Боуш, Е.А. Калайтан, 2005

63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.