ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
социально пассивная позиция в вопросах исполнения служебных обязанностей, свидетельствующая об отчужденности от интересов службы, о появлении дефектов в нравственной сфере личности.
В воспитании сотрудника возникает противоречие между требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к личности, и его сформиро-ванностью в духовном, нравственном и моральном плане, т.е. между той идеальной стороной профессионализма сотрудника, которую бы хотели видеть граждане, и реальным состоянием этих качеств у современных милиционеров. Поэтому сегодня одной из главнейших задач становится преодоление у сотрудника мотивационно-ценностной деформации, а это значит, формирование у него способности ориентировать свое поведение не на сиюминутные воздействия, а на определенные профессионально -нравственные нормы и образ -
цы. Усваиваемая форма поведения становится устойчивой в том случае, если личность не только овладевает необходимыми способами поведения, но и испытывает внутреннее побуждение вести себя соответствующим образом, испытывает удовлетворение от профессионал ьно-нравственного поведения и поступков.
Литература
1. Антилогова Л.Н. Нравственное становление будущего специалиста // Психопедагогика в правоохранительных органах. - № 2(26). - Омск, 2006.
2. Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. — М., 2009.
3. КараваевА.Ф., ПетровВ.Е. Психологическое обеспечение формирования и развития личности. — М., 2006.
4. Столяренко А.М. Юридическая педагогика: Курс лекций. — М.: ЭКМОС, 2000.
АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ В ОБЛАСТИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
С.А. СОЙНИКОВ, кандидат юридических наук, доцент
Аннотация. Анализ российского законодательства о средствах массовой информации позволяет сделать вывод о существовании ряда несоответствий, пробелов, внутренних противоречий, законодательных ошибок, противоречий в сложившиеся практике, нестыковок с более поздними правовыми актами. Приводится анализ законодательных инициатив направленных на совершенствование законодательства в области средств массовой информации.
Ключевые слова: закон, кодекс, средства массовой информации, предложения, разработка, совершенствование законодательства.
THE ANALYSIS OF LEGISLATIVE INITIATIVE IN THE AREA OF MASS MEDIA
SERGEY A. SOJNIKOV candidate of Jurisprudence, the Associate Professor
Annotation. The analysis of the Russian legislation on mass media allows to come to the conclusion that there are some discrepancies, gaps, internal contradictions, legislative mistakes, contradictions in practice, there aren t any correspondence with other legal acts. The purpose of the given article is to provide the analysis of legislative initiative, aimed at the improvement of legislation in the area of mass media.
Key words: the law, the code, mass media, proposals, working out, improvement of legislation.
Закон РФ «О средствах массовой информации»1, принятый в 1991 г., состоит из 5 глав и 62 статей. С момента вступления в силу к нему было принято более 50 поправок, т.е. он претерпел существенные изменения.
Фундаментальную основу закона РФ «О средствах массовой информации»2 составляют свобода массовой информации, запрет цензуры, право создавать СМИ, наличие у журналистов особых прав и обязанностей, обусловленных необходимостью прессы служить демократическому обществу. «Если судить по публич-
ным выступлениям Президента РФ Дмитрия Медведева, ориентиры государственной политики в области СМИ определены в целом верно, хотя и фрагментарно: государственная защита свободы прессы, стимулирование независимости СМИ, развитие Интернета и цифрового вещания, бюджетное дотирование услуг почты по доставке газет и журналов»3.
Сегодня очевидна необходимость проведения работы по выявлению в российском законе пробелов, внутренних противоречий, законодательных ошибок,
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ^ф^ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
противоречий в сложившейся практике, нестыковок с более поздними правовыми актами. Имеет место несоответствие терминологии некоторых положений закона о СМИ правительственной Концепции развития телерадиовещания на 2008—2015 годы4.
Указанная работа нацелена на приведение закона о СМИ в соответствие с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Уголовным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательством «О противодействии экстремистской деятельности», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», «О лицензировании отдельных видов деятельности» и др.
Предложениями относительно необходимости совершенствования законодательства в области средств массовой информации выступают известные политические деятели и эксперты в области СМИ, в том числе первый заместитель Председателя Государственной Думы Олег Морозов, авторы действующего закона о СМИ секретарь Союза журналистов РФ доктор юридических наук Михаил Федотов и доктор юридических наук Юрий Батурин. При этом авторы действующего закона о СМИ признют, что ряд неточностей был допущен еще на этапе принятия данного закона.
В ч. 1 Гражданского кодекса РФ говорится о «компенсации морального вреда», а в нынешнем законе о СМИ — о «возмещении морального вреда». Соответственно с иском в суд можно обратиться дважды: сначала за компенсацией морального вреда (сославшись на ст. 151 ГК РФ5), а потом — за возмещением морального вреда (ст. 62 закона о СМИ). Объясняется это тем, что норма о возмещении содержалась в законе о печати СССР и перешла в закон о СМИ в 1991 г.
В законе о СМИ говорится о «государственных органах», но не об «органах госвласти» или «органах местного самоуправления». В 1991 г. райсоветы и исполкомы входили в единую систему государственных органов, а термин «органы местного самоуправления» появился в Конституции РФ в 1993 г. Это несоответствие приводит к тому, что районная газета может получить отказ мэра на предоставление информации, посчитавшего, что закон о СМИ его ни к чему не обязывает.
В ст. 16 закона о СМИ говорится о прекращении и приостановлении деятельности СМИ. Но закон определяет СМИ как «форму» периодического распространения массовой информации. Более корректной будет редакция, в которой говорится о «прекращении и приостановлении производства и выпуска СМИ».
В ст. 1 закона о СМИ говорится о том, что не могут быть ограничены поиск, получение и распространение массовой информации. Но в ст. 2 закона о СМИ нет определения, что такое «поиск» массовой информации.
Требуется конкретизация порядка работы прессы в освещении контртеррористических операций. В 2007 г.
в ст. 4 закона о СМИ внесли поправку о борьбе с терроризмом, в соответствии с которой руководитель контртеррористической операции определяет порядок работы журналистов. Вместо принятой поправки считаем целесообразным ввести две новые статьи — об информировании во время проведения контртеррористической операции и об условиях работы журналиста в это время.
Представляется необходимым введение в закон о СМИ нормы, регулирующей правоотношения в Интернете.
Актуальным видится дополнение ст. 56 Уголовно-процессуального кодекса РФ6 в части распространения свидетельского иммунитета на журналистов и редакторов.
Важными, на наш взгляд, могут стать дополнения в ст. 39 закона о СМИ, в результате принятия которых на запросы журналистов будут обязаны отвечать представители не только органов государственной власти, но и коммерческих организаций.
Считаем оправданным изменение ст. 129 Уголовного кодекса РФ7 и исключение из нее наказания в виде ареста (4—6 месяцев) и лишения свободы (до трех лет) за клевету в СМИ — из-за того, что данная мера наказания практически никогда не применялась.
Целесообразно, с нашей точки зрения, распространить трехлетний срок исковой давности на требования к СМИ о компенсации ущерба чести, достоинству и деловой репутации. Сейчас, согласно Гражданскому кодексу РФ, такие иски срока давности не имеют.
В ст. 333.19 Налогового кодекса РФ8 предлагаем внести изменения, согласно которым за исковое заявление о компенсации морального вреда будет установлена такая же пошлина, как и за иск имущественного характера (100 руб. для физических и 2 тыс. руб. для юридических лиц).
Необходимо принять определение порнографии. Отсутствие конкретного определения порнографии препятствует проведению многих судебных процессов по поводу наличия элементов порнографии в произведениях различных авторов. В феврале 2008 г. Министерство культуры РФ и Министерство юстиции РФ предложили определить порнографию как «детализированное, натуралистическое изображение, словесное описание или демонстрация полового акта, половых органов, имеющие целью сексуальное возбуждение». Депутатами фракции «Единая Россия» также разработано определение понятия «порнография». Они под порнографией понимают натуралистическое, циничное изображение полового акта и детализированную демонстрацию обнаженных гениталий человека в процессе сексуального контакта, имеющее целью возбуждение сексуальных инстинктов у неопределенного круга лиц вне какой-либо художественной или просветительской цели.
Считаем также целесообразным сообщать об эротическом характере теле- и радиопередач в программе и обязать теле- и радиовещательные компании ввести звуковые и текстовые предупреждения перед такими передачами.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
В связи с неуклонным ростом числа преступлений и проявлений, направленных на возбуждение национальной, расовой и религиозной вражды!, оправданным представляется введение в Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»9 статьи, определяющей ответственность за распространение экстремистских материалов в Интернете. В случае неоднократного размещения экстремистских материалов судом может быть принято решение о прекращении доступа к такому сайту на территории РФ. В течение месяца со дня решения суда все организации, предоставляющие услуги доступа в сеть на территории России, будут обязаны принять меры по блокированию этого сайта.
Необходимо создавать базу для разработки новых, отдельных законов в области средств массовой информации: «Об основах экономических отношений в сфере массо-
вой информации», «Об электронных СМИ», «О праве на доступ к информации», «О лицензировании теле- и радиовещания в условиях перехода на цифровой формат», «Об общественном (публичном) ТВ и радио», «О вещании через спутник», «О кабельном вещании» и «О распространении массовой информации в сети Интернет».
1 См.: Российская газета. — № 32. — 8 февраля. — 1992.
2 Далее — закон о СМИ.
3 Федотов М.А. Регулирование СМИ: Диспансеризация закона // Ведомости. — № 24. — 11 февраля. — 2009.
4 СЗ РФ. 3 декабря 2007. - № 49. - Ст. 6221.
5 СЗ РФ. 5 декабря 1994. - № 32. - Ст. 3301.
6 СЗ РФ. 24 декабря 2001. - № 52 (ч. 1). - Ст. 4921.
7 СЗ РФ. 17 июня 1996. - № 25. - Ст. 2954.
8 СЗ РФ. 7 августа 2000. - № 32. - Ст. 3340.
9 СЗ РФ. 29 июля 2002. - № 30. - Ст. 3031.
ТЕНДЕНЦИИ И СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЛИЦЕЯ
В.Н. ТАМОЧКИН
Директор железнодорожного колледжа города Тюмени
Аннотация. В статье нашли обоснование сущностные характеристики, форма организации и структурно-процессуальная модель непрерывного развития образовательного потенциала преподавателей профессионального лицея.
Ключевые слова: базовое профессиональное образование, образовательная система, приоритеты начального профессионального образования, динамизм образовательной среды, саморазвитие студентов.
DEVELOPMENT OF TENDENCIES AND ESSENTIAL CHARACTERISTICS
OF EDUCATIONAL OPPORTUNITIES OF THE PROFESSIONAL COLLEGE
TEACHERS
V.N. TAMOCHKIN
Annotation. In the article the essential characteristics, form of organization and structural-procedure model of constant development of the professional college teachers' educational potential were analyzed.
Key words: primary vocational education, educational system, the priorities of primary vocational education, dynamic educational environment, self-development of the students.
Современный этап деятельности учреждений начального профессионального образования характеризуется переходом к функционированию в условиях рыночной экономики. Для него присущи поиск путей успешной адаптации системы НПО к постоянно меняющимся требованиям образовательной среды, выработка стратегии реформирования деятельности учреждений начального профессионального образования на основе национального и мирового опыта развития профессиональной школы.
На данном этапе активно формируются новые подходы, идеи эволюционного развития базового профессионального образования, ориентированные на усиление общекультурной гуманитарной направленности образования, преодоление его технократического характера; дальнейшую интеграцию образования в общество, рынки труда; усиление «че-ловекосберегающей» функции образования; обеспечение приоритета фундаментальных знаний как основы образованности; информатизацию образо-