информации, заданий, форм отчетности различного характера и разной степени сложности — творческих или аналитических, устных или письменных, принятых в конкретном региональном представительстве по стилю образования.
Литература
1. Деражне Ю.Л. Открытое обучение. ВНПЦ профориен-
тации Минтруда России, 2002.
2. Загрекова Л.В., Николина В.В. Теория и технология обучения. — М.: Высшая школа, 2004.
3. Тенденции модернизации высшего образования. — Новосибирск: Сибирский гос. ун-т телекоммуникаций и информатики, 2006. — 98 с.
4. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. — М.: Наука, 1999. — 191 с.
ПРЕОДОЛЕНИЕ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОЙ ДЕФОРМАЦИИ - ОДНА ИЗ СЕРЬЕЗНЫХ ПРОБЛЕМ В ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ОВД
О.В. ПРОКЛОВ
полковник милиции, начальник отделения организации исследования проблем криминальной милиции и милиции общественной безопасности Управления организации научных исследований и редакционно-издательской деятельности Московского университета МВД России
Аннотация. Рассматривются актуальность формирования высоких морально-нравственных качеств сотрудника ОВД; негативное влияние явления, препятствующего этому — профессиональная деформация и ее частная разновидностт — мотивационно-ценностная деформация; Приводятся ряд результатов исследования мотивационно-ценностной сферы сотрудников ОВД.
Ключевые слова: морально-нравственные качества, мотивационно-ценностная деформация, мотивация службы.
Annotation. А urgency of formation of high moral qualities of employee OVD; negative influence of the phenomenon interfering these — professional deformation and his private version — motivaionno-valuable deformation; are resulted a number of results of research of motivaionno-valuable sphere of employees OVD.
Key words: moral qualities, motivaionno-valuable deformation, motivation of service.
Сегодня как никогда МВД России нуждается в новом поколении специалистов, способных на высоком профессиональном уровне эффективно и качественно решать задачи по борьбе с преступностью. Но может ли только высочайшая профессиональная подготовка специалиста без формирования морально-нравственных качеств быть залогом успешного решения этих задач? Ответ однозначен: нет. На недавно прошедшем съезде ректоров вузов России в Москве Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил, что развитие интеллекта без основ формирования нравственности есть не только вред, но и прямой ущерб государству. Совершенно закономерно, можно сказать «выстрадано жизнью», принятие Кодекса профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, введенного в действие Приказом МВД РФ от 24 декабря 2008 г. №1138, где выделенным текстом, как заповедь для каждого, написаны слова о том, что сотрудник, нарушающий принципы и нормы профессиональной этики, утрачивает доброе имя и честь, дискредитиру-
ет свое подразделение и органы внутренних дел, лишается морального права на уважение, поддержку со стороны граждан, коллег и сослуживцев.
В этой связи очевидно, что фактором, оказывающим негативное влияние на развитие профессионализма, выступает профессиональная деформация. Явления деформации потенциально заложены в любой профессиональной деятельности. На уровне личности профессиональная деформация особенно распространена среди представителей профессий типа «человек—человек». Интенсивно подвергаются деформирующему воздействию и сотрудники правоохранительных органов. Профессиональная деформация сотрудника ОВД представляет собой смещение профессиональных возможностей и личности сотрудника в асоциальную сторону, возникающее в результате негативных особенностей содержания, организации и условий служебной деятельности.
В условиях мирового финансово-экономического кризиса, в связи с наблюдающейся нестабильностью, «испытания на прочность» претерпевают многие со-
циальные нормы; мотивационно-ценностная сфера поведения становится особенно подвижной и противоречивой (в то время как для нее характерна определенная инерционность). Реагируя на социальные изменения, она одновременно становится их генератором, определяет их направление и общие результаты. В этой сфере высвечивается специфика поведения различных групп, их отличительные черты и в конечном итоге новые основания для социальной стратификации. Контуры и глубину различий обозначают не только особенности социализации в условиях прежней социально-экономической системы, сформировавшие мотивационно-ценностные иерархии и структуры, но и та или иная конфигурация ресурсов (внешних и внутренних, социальных и психологических, потенциальных и актуальных и т.д.).
Изучение проблем мотивационно-ценностной деформации сотрудников ОВД в профессиональной деятельности — задача весьма актуальная.
Специфика правоохранительной деятельности такова, что она может быть успешной и принести пользу людям, обществу, государству лишь в случае, если ее осуществляет полноценно сформированная личность. Исторически сложилось так, что в отечественной системе подготовки кадров приоритетом выступают знания, богатство знаний. Велика вера во всесилие знаний профессионала, а переоценка их роли и недооценка компонентов нравственных качеств не имеют достаточных оснований. Сегодня приоритетность задач формирования личности граждан, обучающихся в образовательных учреждениях, — законодательная норма, обязательная для исполнения. Поэтому формирование личности, как считает А.М. Столяренко, — не «выдумка людей с разжиженными гуманитарными мозгами, не знающих жизни», а задача, которая должна быть решена [4].
В ходе проведенных исследований мотивации профессиональной деятельности, изучения ценностных ориентаций нами были получены интересные данные. Мотивация нынешних курсантов вузов МВД России серьезно изменилась в сравнении с предыдущими годами. Почти 90% наших курсантов — вчерашние школьники, т.е. молодые люди без социального опыта, слабо профессионально ориентированные, но воспитанные зачастую в духе современного меркантилизма, расчетливости, монетаризма.
В нынешней структуре мотивов реже отмечаются романтические и общественные мотивы (например, раньше мотив желания участвовать в борьбе с преступностью был в первой пятерке мотивов, а сейчас находится в конце третьего десятка).
Больший вес приобретают материальные мотивы (иметь стабильный заработок, получать льготы, быть более социально защищенным). Если раньше мотив посвятить профессиональную карьеру службе в МВД был достаточно высоким, то сейчас его потеснили мотивы получения высшего образования, государственного диплома юриста, гарантированной работы,
уклонения от военной службы, другие меркантильные интересы, в частности у девушек — выйти замуж.
К сожалению, если мотив, связанный с продолжением семейных традиций, служением Родине, народу пятнадцать лет назад был у 35% респондентов, по данным А.Ф. Караваева [3] , то в настоящее время — у 14%.
По результатам проведенного анкетирования курсантов первого курса на вопрос: «Какой мотив определил выбор милицейский профессии?», ответы распределились следующим образом: стремление бороться за справедливость (44%), совет знакомого сотрудника (25%), желание стать сильным и уверенным в себе (21%), желание иметь твердое материальное положение (15%), пожелание родителей (11%), традиции семьи (12%), информация (10%), стремление получить бесплатное государственное образование (19%), получить отсрочку от армии (для курсантов-юношей — 28%).
Заметим, что представленные результаты отражают реальную картину лишь в той степени, в какой курсанты были откровенны, заполняя анкету. Оценка мотивов идет по критериям нравственности, принятым в обществе. Поэтому личность может сознательно маскировать свои мотивы. Только при анализе реального поведения человека можно выявить его побуждающие мотивы.
При анализе сочинений курсантов на тему «Мой путь в милицию» было установлено следующее. На вопрос: «Что меня привлекает в деятельности милиции?» — были получены ответы: льготы и стабильный заработок (28%), борьба за справедливость (32%), защита прав граждан (24%), милицейская форма (11%), работа, связанная с общением (10%), дисциплина и порядок (7%), интересная работа (9%), риск (11%).
На вопрос: «Каким я хочу видеть сотрудника милиции?» — курсанты ответили следующим образом: обладающим высокими нравственными качествами (честным — 31%, справедливым — 8%, отзывчивым — 12%), умеющим грамотно общаться (34%), сильным и мужественным (23%), с высоким интеллектом (26%), с опрятным внешним видом (17%), профессионалом (23%), защитником (18%), дисциплинированным (21%).
Таким образом, большинство имеют относительно четкие представления о том, каким должен быть сотрудник ОВД, какие предъявляются требования к его личностным качествам, хотя у некоторых еще слабое представление об этом. Всего 8% считают, что сотрудник милиции должен быть справедливым, 21% — дисциплинированным. Многие ставят на первое место прагматические интересы.
Анализ мотивации у сотрудников практических органов показал, что достаточно распространенной в органах внутренних дел стала социально пассивная позиция ряда сотрудников в вопросах исполнения служебных обязанностей, свидетельствующая об отчужденности от интересов службы, о появлении дефектов в нравственной сфере личности. Поэтому при проведении воспитательной и профилактической работы нужно принимать во внимание, что причиной
профессиональной пассивности выступают как низкий уровень профессиональных знаний, недостаточно развитые профессионально важные качества, так и действие психологических личностных стереотипов оценки своей деятельности, мотивов, поступков.
Кроме того, в воспитании сотрудника возникает противоречие между требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к личности и ее сформированностью в духовном, нравственном и моральном плане, т.е. между той идеальной стороной профессионализма сотрудника, которую хотели бы видеть граждане, и реальным состоянием этих качеств у современных милиционеров.
Одна из задач, которая решалась в ходе эсперимен-та, состояла в выявлении взаимосвязи между значимостью высоких профессионально-нравственных качеств и их влиянии на эффективность деятельности. Испытуемым предлагалось оценить по шкале от 0 до 10 модульного теста А.Я. Анцупова значимость высоких нравственных качеств для деятельности и их необходимость проявления в повседневной жизни. Результаты показывают, что, с одной стороны, наблюдается снижение оценки значимости нравственных качеств у сотрудников с 7,52 до 6,04, а с другой — повышается допустимость, по их мнению, безнравственного поведения в повседневной деятельности (соответственно с 5,6 до 8,21), что свидетельствует о сформированности так называемой двойной морали, двойных стандартов, которые говорят об определенной сформирован-ности мотивационно-ценностной деформации. При этом по оценке испытуемых нравственных качеств каждого члена коллектива мнение склонилось к тому, что нравственные качества в основном не выражены ни в положительную, ни в отрицательную сторону.
Эти результаты усугубляются еще и тем, что при исследовании мотивации службы у части респондентов доминирует материальный мотив (это подтвердили 70% из 80 человек опрошенных). Другими словами, у них сформировано определенное отношение к практической деятельности как «некому бизнесу», источнику добывания материальных средств. Поэтому при распределении такие выпускники стараются попадать в те службы, где можно, по их мнению, «зарабатывать большие деньги» (БЭП, ГИБДД).
Такая ситуация складывается, потому что в современном российском обществе социальный статус человека далеко не всегда определяется уровнем интеллекта, личным вкладом в общее дело; определителем чаще выступает материальное положение, вызывая состояние «борьбы мотивов». Сегодня часто предлагают «иные правила игры», ведущие к конфликту между стремлением к материальному благополучию и нравственному совершенству.
Результаты нашего исследования созвучны с мнением Л.Н. Антилоговой, отмечающей, что, рассматривая становление личности молодого человека, можно утверждать: сегодня физическое взросление юношей
и девушек значительно опережает взросление нравственное. Это проявляется в незрелости суждений, неумении оперировать нравственными понятиями, соотносить их со своим поведением, отношениями и оценками [1, 45].
По нашему мнению, на состояние нравственности наряду с недостатками этических знаний, внутренними факторами (воля, эмоции, мотивы, потребности) оказали влияние внешние обстоятельства: в обществе резко снизился престиж морали и нравственности. Засилье массовой культуры, пропагандирующей насилие, цинизм, культ наживы, сексуальную распущенность и порнографию, бездуховный образ жизни, приводит к девальвации таких понятий, как гражданственность, честь, долг, ответственность, доброта, сострадание, уважение к людям. Невозможно отрицать, что все эти явления — прямой результат тех социальных перемен, которые произошли в нашем обществе.
Не приходится удивляться тому, что в милицию кандидаты приходят из общества, которое, как известно, больно и требует серьезного морально-нравственного и психофизического лечения. В связи с этим общественное мнение в большинстве случаев крайне отрицательно отзывается о сотрудниках в милицейской форме. Сегодня нужен мощный иммунитет против нахлынувшей волны бездуховности и пошлости с экранов телевизоров, со страниц периодической печати.
В России верят печатному слову, тем более слову, произнесенному авторитетным человеком. То, что показывается с экранов телевизоров, часто становится установкой и образцом поведения. Не отсюда ли сформированы крайняя ожесточенность у одной части молодежи, апатия — у другой и уход в сомнительную религию — у третьей?. Проблема бездуховности стучится в дверь, а многие руководители, телеведущие, министры не хотят этого замечать.
При опросе сотрудников было установлено, что мнение о деятельности ОВД формируется под воздействием различных источников: у 31% опрошенных мнение сформировалось под влиянием теле- и радиопередач, у 23% — под впечатлением информации в прессе; 40% опрошенных к данным источникам прибавляют информацию, полученную в ходе бесед с друзьями, знакомыми или в кругу семьи, и только 30% — на основе личного опыта.
Таким образом, при изучении мотивации службы реже отмечаются романтические и общественные мотивы. Больший вес приобретают материальные мотивы. Успех в решении задач профессиональной подготовки, профилактики и преодоления мотивационно-ценностной деформации требует серьезного внимания ко всей системе мотивации.
Профессионально-нравственные нормы, требования Кодекса профессиональной этики сотрудника ОВД РФ без принятия их сотрудниками не могут стать внутренними мотивами поведения. Достаточно распространенной в органах внутренних дел стала
социально пассивная позиция в вопросах исполнения служебных обязанностей, свидетельствующая об отчужденности от интересов службы, о появлении дефектов в нравственной сфере личности.
В воспитании сотрудника возникает противоречие между требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к личности, и его сформиро-ванностью в духовном, нравственном и моральном плане, т.е. между той идеальной стороной профессионализма сотрудника, которую бы хотели видеть граждане, и реальным состоянием этих качеств у современных милиционеров. Поэтому сегодня одной из главнейших задач становится преодоление у сотрудника мотивационно-ценностной деформации, а это значит, формирование у него способности ориентировать свое поведение не на сиюминутные воздействия, а на определенные профессионально -нравственные нормы и образ -
цы. Усваиваемая форма поведения становится устойчивой в том случае, если личность не только овладевает необходимыми способами поведения, но и испытывает внутреннее побуждение вести себя соответствующим образом, испытывает удовлетворение от профессионал ьно-нравственного поведения и поступков.
Литература
1. Антилогова Л.Н. Нравственное становление будущего специалиста // Психопедагогика в правоохранительных органах. - № 2(26). - Омск, 2006.
2. Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. — М., 2009.
3. КараваевА.Ф., ПетровВ.Е. Психологическое обеспечение формирования и развития личности. — М., 2006.
4. Столяренко А.М. Юридическая педагогика: Курс лекций. — М.: ЭКМОС, 2000.
АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ В ОБЛАСТИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
С.А. СОЙНИКОВ, кандидат юридических наук, доцент
Аннотация. Анализ российского законодательства о средствах массовой информации позволяет сделать вывод о существовании ряда несоответствий, пробелов, внутренних противоречий, законодательных ошибок, противоречий в сложившиеся практике, нестыковок с более поздними правовыми актами. Приводится анализ законодательных инициатив направленных на совершенствование законодательства в области средств массовой информации.
Ключевые слова: закон, кодекс, средства массовой информации, предложения, разработка, совершенствование законодательства.
THE ANALYSIS OF LEGISLATIVE INITIATIVE IN THE AREA OF MASS MEDIA
SERGEY A. SOJNIKOV candidate of Jurisprudence, the Associate Professor
Annotation. The analysis of the Russian legislation on mass media allows to come to the conclusion that there are some discrepancies, gaps, internal contradictions, legislative mistakes, contradictions in practice, there aren t any correspondence with other legal acts. The purpose of the given article is to provide the analysis of legislative initiative, aimed at the improvement of legislation in the area of mass media.
Key words: the law, the code, mass media, proposals, working out, improvement of legislation.
Закон РФ «О средствах массовой информации»1, принятый в 1991 г., состоит из 5 глав и 62 статей. С момента вступления в силу к нему было принято более 50 поправок, т.е. он претерпел существенные изменения.
Фундаментальную основу закона РФ «О средствах массовой информации»2 составляют свобода массовой информации, запрет цензуры, право создавать СМИ, наличие у журналистов особых прав и обязанностей, обусловленных необходимостью прессы служить демократическому обществу. «Если судить по публич-
ным выступлениям Президента РФ Дмитрия Медведева, ориентиры государственной политики в области СМИ определены в целом верно, хотя и фрагментарно: государственная защита свободы прессы, стимулирование независимости СМИ, развитие Интернета и цифрового вещания, бюджетное дотирование услуг почты по доставке газет и журналов»3.
Сегодня очевидна необходимость проведения работы по выявлению в российском законе пробелов, внутренних противоречий, законодательных ошибок,