УДК 070.13(470+571) DOI 10.17150/2308-6203.2015.4(2).127-138
Рачков Михаил Парфирьевич
доктор экономических наук, профессор, проректор по связям с общественностью и СМИ, Байкальский государственный университет экономики и права,
664003, Российская Федерация, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected]
Mikhail P. Rachkov
Dr. of Economics, Professor, Vice Rector on Public Relations and Mass Media, Baikal State University of Economics and Law, 11, Lenin str., 664003, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О ПРАВОВЫХ ОГРАНИЧЕНИЯХ СВОБОДЫ РОССИЙСКИХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Аннотация. В статье констатируется резкий рост числа правовых ограничений, касающихся распространения массовой информации. Исследуются в хронологическом порядке и обобщаются изменения Закона РФ «О средствах массовой информации», носящие запретительный характер в отношении пропаганды таких социально негативных явлений, как экстремизм, терроризм, насилие, жестокость, порнография, преступления против несовершеннолетних, наркотизм и пр. Представлен ретроспективный анализ этих изменений в системе норм Кодекса РФ об административных правонарушениях и Уголовного кодекса РФ. Отражена связь информации и национальной безопасности, обозначены проблемы соотношения свободы средств массовой информации и интересов личности, общества и государства. Отмечается что свобода средств массовой информации не может быть абсолютной. Правовые гарантии свободы слова и свободы информации должны быть соотнесены с требованиями государственной и общественной безопасности, уважением прав и свобод человека и гражданина.
Ключевые слова. Средства массовой информации, Закон РФ о средствах массовой информации, цензура, свобода средств массовой информации, информационная безопасность, права и свободы человека и гражданина.
Информация о статье. Дата поступления 3 марта 2015 г.; дата принятия к печати 20 марта 2015 г.; дата онлайн-размещения 20 апреля 2015 г.
TO THE QUESTION OF LEGAL RESTRICTIONS ON THE FREEDOM OF RUSSIAN MEDIA
Abstract. There are a lot of restrictions on expansion of mass information. It is examined in chronological order and summarizes the changes of the RF Law «About the media», which bears a restraining nature in relation to the advocacy of socially negative phenomena such as extremism, terrorism, violence, cruelty,
© М. П. Рачков, 2015
127
pornography, crimes against child-them, drug addiction, etc. It presents a retrospective analysis of these changes in the system of norms of the Code of Russian Federation on administrative offences and the Criminal Code of the Russian Federation. It is reflected the relationship of information and national security, identified the problems of the relation of freedom of mass information and interests of individuals, society and the state. It is noted that media freedom cannot be absolute. The right guarantees of freedom of expression and freedom of information should be correlate with the requirements of state and public security, respect of the rights and freedoms of man and citizen.
Keywords. Mass media, the Law «About the media» of Russian Federation, censorship, freedom of the mass information, information security, rights and freedoms of man and citizen.
Article info. Received Febryary 25, 2015; accepted March 12, 2015; available online April 20, 2015.
В последние несколько лет мы наблюдаем резкий рост числа правовых ограничений, касающихся распространения массовой информации. Запретительная политика государства в сфере СМИ нуждается в обобщении и анализе, которые мы полагаем необходимым представить в данной статье.
Статья 29 Конституции России гарантирует свободу массовой информации и запрещает цензуру. Согласно ст. 1 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 (в ред. от 8 марта 2015 г.) «О средствах массовой информации» (далее - Закон о СМИ), в Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации [15].
Не меньшее значение для свободы средств массовой информации имеет и ст. 3 Закона о СМИ, устанав-
ливающая положения о недопустимости цензуры, под которой закон понимает «требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей». Согласно той же статье, не допускается создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации.
Однако свобода средств массовой информации не может быть абсолютной. Правовые гарантии свободы слова и свободы информации должны быть соотнесены с требованиями государственной и общественной безопасности, уважением прав и свобод человека и гражданина.
Понимание связи информации и национальной безопасности нашей страны отражено в Доктрине информационной безопасности: «Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, пред-
ставляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать» [1].
В Доктрине информационной безопасности информационная безопасность Российской Федерации трактуется как «состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства» [1].
Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека. Возможность беспрепятственного выражения своих мнений и убеждений по любым вопросам, т. е. пользование свободой слова, налагает особые обязанности и сопровождается определенными ограничениями, установленными законом, как справедливо отмечают С. А. Кузнецов и С. М. Оленников. Речь идет о безусловном уважении и соблюдении законных прав, личного достоинства и репутации других лиц вне зависимости от их расовой, национальной, религиозной принадлежности, о поддержании государственной безопасности и общественного порядка [3, с. 6].
Статья 4 Закона о СМИ указывает на «недопустимость злоупотребления свободой массовой информации» и устанавливает запреты на распространение информации определенного характера. Проследим эволюцию сферы действия этих ограничений за последние десять лет — с момента внесения первых изменений в ст. 4 Закона о СМИ.
Интересно, что первоначальный вариант ст. 4 Закона от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» был достаточно сжатым, представляя собой два абзаца:
«Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны.
Запрещается использование в теле-, видео-, а также кинохроникальных программах скрытых вставок, воздействующих исключительно на подсознание людей».
Первые изменения в этой статье появились в 1995 г., и с тех пор она изменялась порядка 14 раз десятью федеральными законами. Проанализируем суть этих изменений.
Федеральным законом от 19 июля 1995 г. № 114-ФЗ «О внесении изменения и дополнения в статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации"» государство запретило использовать средства массовой информации для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости [12].
Следующее изменение в ст. 4 Закона о СМИ было внесено Федеральным законом от 20 июня 2000 г. № 90-ФЗ. В связи с принятием Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» ст. 4 была дополнена ч. 3 следующего содержания: «Запрещаются распространение в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, за исключением рекламы наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах", в средствах массовой информации, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами» [4]. Впоследствии, в 2006 г., слова «за исключением рекламы наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах", в средствах массовой информации, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников», из ч. 3 ст. 4 были исключены [5].
Безусловно важными представляются изменения закона, связанные с противодействием экстремизму и терроризму. По данным МВД РФ, в январе - декабре 2014 г. зарегистрировано 1 127 преступлений террористического характе-
ра (+70,5 %) и 1 024 преступления экстремистской направленности (+14,3 %) [16]. Возрастающий характер экстремистских и террористических угроз не мог не найти своего отражения в Законе о СМИ.
Так, Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 112-ФЗ в Закон о СМИ был внесен чисто технический на первый взгляд корректив, немаловажный, однако, с содержательной точки зрения: в ч. 1 ст. 4 слова «призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны» были заменены словами «осуществления экстремистской деятельности» [11]. Согласно п. 1 ст. 1 Закона «О противодействии экстремистской деятельности», экстремистская деятельность — более обширное понятие, нежели формулировка ст. 4 в предыдущей редакции [14].
Кроме того, в ч. 2 ст. 4 Закона о СМИ добавлен запрет на распространение информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.
Статья 16 Закона о СМИ в редакции Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 112-ФЗ была дополнена
положением, согласно которому деятельность средства массовой информации может быть, помимо других оснований, также прекращена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности»[11].
Ряд изменений, внесенных в Закон о СМИ, связан с противодействием терроризму. Значительный объем дополнений был внесен в ст. 4 анализируемого закона Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма" и Федерального закона "О противодействии терроризму"» [6]. Так, в ч. 1 ст. 4 Закона о СМИ в перечень целей, для достижения которых не допускается использовать СМИ, добавлена цель «распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов».
Помимо этого, ст. 4 Закона о СМИ расширилась за счет дополнения частями 4 и 5 следующего содержания:
«Порядок сбора информации журналистами на территории (объекте) проведения контртеррористической операции определяется руководителем контртеррористической операции.
При освещении контртеррористической операции запрещается распространение в средствах массовой информации сведений о специальных средствах, технических приемах и тактике проведения такой операции, если их распространение может препятствовать проведению
контртеррористической операции или поставить под угрозу жизнь и здоровье людей. Сведения о сотрудниках специальных подразделений, лицах, оказывающих содействие в проведении такой операции, выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористического акта, и о членах семей указанных лиц могут быть преданы огласке в соответствии с законодательными актами Российской Федерации о государственной тайне и персональных данных» [6].
Е. Н. Яковец констатирует, что в действующем законодательстве эти положения появились по инициативе правоохранительных органов после захвата заложников на Дубровке, когда некоторые телекомпании транслировали в прямом эфире проведение контртеррористической операции, что отрицательным образом сказалось на ее результатах [18, с. 15]. Действительно, теракт на Дубровке поднял проблему освещения контртеррористических операций в СМИ, однако обращает на себя внимание явно запоздалый характер внесения соответствующих поправок в Закон о СМИ. Напомним, что этот террористический акт, также известный как «Норд-Ост», сопровождавшийся захватом заложников, длился в Москве с 23 по 26 октября 2002 г.
Несколько поправок, внесенных в закон, отражают стремительный рост компьютерных и информационных технологий. Необходимость соответствующих изменений вызвана расширением информационно-технологических возможностей воздействия на сознание человека в противоправных целях.
Так, ч. 2 ст. 4 была расширена за счет включения в нее указания:
- на информационные компьютерные файлы и программы обработки информационных текстов, от-
носящиеся к специальным средствам массовой информации, и на запрет скрытых вставок, воздействующих не только «исключительно на подсознание» (как было сформулировано ранее), но и «на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье» (Федеральный закон от 19 июля 1995 г. № 114-ФЗ) [12];
— на радио и «иные технические приемы и способы распространения информации» (Федеральный закон от 16 октября 2006 г. № 160-ФЗ) [5].
Федеральным законом от 11 июля 2011 г. № 200-ФЗ в ч. 3 ст. 4 слова «компьютерные технологии» и «телекоммуникационные» были заменены понятием «информационно-телекоммуникационные технологии» [7].
В последние годы законодательство Российской Федерации ищет подходы к обеспечению информационной безопасности детей и подростков. Примером тому может служить вызвавший широкую общественную дискуссию Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [13]. Вопросы информационной безопасности несовершеннолетних включают — в качестве одной из составляющих — аспект информационной защиты детей, пострадавших от преступления. В связи с этим в ст. 4 Закона о СМИ Федеральным законом от 11 июля 2011 г. № 200-ФЗ внесены обширные дополнения [8]. Указанная статья дополнена ч. 6 следующего содержания: «Запрещается распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовер-
шеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1—3 части четвертой статьи 41 настоящего Закона».
Пункты 1—3 ч. 4 ст. 41 Закона о СМИ также являются новеллой и предусматривают, что редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах информацию, указанную в ч. 6 ст. 4 данного закона, за исключением случаев, когда распространение такой информации осуществляется в целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия). В этих случаях такая информация может распространяться в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях:
- с согласия несовершеннолетнего, достигшего 14-летнего возраста и пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия), и его законного представителя;
- с согласия законного представителя несовершеннолетнего, не достигшего 14-летнего возраста и пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия);
- без согласия несовершеннолетнего, достигшего 14-летнего возраста и пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия), и (или) законного представителя такого несовершеннолетнего, если получить это согласие невозможно либо если законный представитель такого несовершеннолетнего
является подозреваемым или обвиняемым в совершении данных противоправных действий.
Распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях указанной в ч. 6 ст. 4 Закона о СМИ информации в части, относящейся к несовершеннолетнему потерпевшему от преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, допускается в предусмотренных пп. 1-3 ч. 4 ст. 41 случаях только в целях расследования преступления, установления лиц, причастных к совершению преступления, розыска пропавших несовершеннолетних в объеме, необходимом для достижения указанных целей, и с соблюдением требований, установленных ст. 161 и 241 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 34-ФЗ в ст. 4 Закона о СМИ внесено изменение, запрещающее распространять материалы, содержащие нецензурную брань [9].
Наконец, Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. № 370-ФЗ ст. 4 Закона о СМИ дополнена ч. 7 следующего содержания: «Запрещается распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений, содержащих инструкции по самодельному изготовлению взрывчатых веществ и взрывных устройств» [10].
Глава V Закона о СМИ содержит положения о правах и обязанностях журналиста. Статья 51 данного закона указывает на недопустимость злоупотребления правами журналиста: «Не допускается использование установленных настоящим Законом прав журналиста в целях сокрытия или фальсификации общественно
значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений, сбора информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся средством массовой информации». Кроме того, «запрещается использовать право журналиста на распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями».
Статья 59 Закона о СМИ содержит нормы об ответственности средств массовой информации и журналистов. Злоупотребление свободой массовой информации, выразившееся в нарушении требований ст. 4 данного закона, влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность по законодательству Российской Федерации. Злоупотребление правами журналиста, выразившееся в нарушении требований ст. 50 («Скрытая запись») и 51 («Злоупотребление правами журналиста») закона, либо несоблюдение обязанностей журналиста также влечет уголовную, административную или дисциплинарную ответственность по законодательству Российской Федерации.
Статья 59 Закона о СМИ не носит декларативный характер: положения об ответственности журналистов и средств массовой информации обеспечиваются имеющими место в законодательстве составами административных правонарушений и преступлений.
Так, согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях [2], журналисты и СМИ могут нести административную ответственность
за совершение таких правонарушений, как:
— нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов (ст. 5.5 КоАП РФ);
— непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации (ст. 5.13 КоАП РФ);
— оскорбление (ст. 5.61 КоАП РФ);
— пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, новых потенциально опасных психоактивных веществ (ст. 6.13 КоАП РФ);
— пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних (ст. 6.21 КоАП РФ);
— нарушение порядка изготовления или распространения продукции средства массовой информации (ст. 13.21 КоАП РФ);
— нарушение порядка объявления выходных данных (ст. 13.22 КоАП РФ);
— нарушение правового режима контртеррористической операции (ст. 20.27 КоАП РФ).
Статья 13.15 КоАП РФ, основываясь на положениях Закона о СМИ, прямо предусматривает ответственность за злоупотребление свободой массовой информации в следующих составах административных правонарушений:
— изготовление и (или) распространение теле-, видео-, кинопрограмм, документальных и художественных фильмов, а также относящихся к специальным средствам массовой информации инфор-
мационных компьютерных файлов и программ обработки информационных текстов, содержащих скрытые вставки, воздействующие на подсознание людей и (или) оказывающие вредное влияние на их здоровье (ч. 1 ст. 13.15 КоАП РФ);
— распространение информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена (ч. 2 ст. 13.15 КоАП РФ);
— незаконное распространение информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), или нарушение предусмотренных федеральными законами требований к распространению такой информации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния (ч. 3 ст. 13.15 КоАП РФ);
— публичное распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, либо публичное осквернение символов воинской славы России, в том числе совершенные с применением средств массовой информации и (или) информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети Интернет) (ч. 4 ст. 13.15 КоАП РФ);
— распространение в средствах массовой информации, а также в
информационно-телекоммуникационных сетях сведений, содержащих инструкции по самодельному изготовлению взрывчатых веществ и взрывных устройств, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния (ч. 5 ст. 13.15 КоАП РФ).
Использование средств массовой информации в качестве способа совершения преступления упоминается в 12 статьях Особенной части Уголовного кодекса РФ [17], причем в подавляющем большинстве из них деяния, «совершенные с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет"», относятся к так называемым квалифицирующим признакам состава преступления, т.е. являются обстоятельствами, отягчающими наказание, и, соответственно, предусматривают более строгие санкции. К ним относятся следующие составы преступлений:
- клевета (ч. 2 ст. 128.1 УК РФ);
- нарушение неприкосновенности частной жизни (ч. 1 и 3 ст. 137 УК РФ);
- манипулирование рынком (ч. 1 ст. 185.3 УК РФ);
- публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (ч. 2 ст. 205.2 УК РФ);
- сбыт наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (п. «б» ч. 2 ст. 228.1 УК РФ);
- незаконные изготовление и оборот порнографических материалов или предметов (п. «б» ч. 2 ст. 242 УК РФ);
- изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних (п. «г» ч. 2 ст. 242.1);
- публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ч. 2 ст. 280 УК РФ);
- публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации (ч. 2 ст. 280.1 УК РФ);
- возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ);
- публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (ч. 2 ст. 354 УК РФ);
- реабилитация нацизма (ч. 2 ст. 354.1 УК РФ).
Отметим, что и законодательство об административных правонарушениях, и уголовный закон демонстрируют достаточно устрашающий характер санкций как по разорительности штрафов, так и по срокам лишения свободы. Так, введенная Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 128-ФЗ ч. 4 ст. 13.15 предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 400 тысяч до одного миллиона рублей за публичное распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, либо публичное осквернение символов воинской славы России, в том числе совершенные с применением средств массовой информации и (или) информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети Интернет).
Согласно ч. 2 ст. 128.1 УК РФ, клевета, содержащаяся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, а по ч. 5 ст. 128 УК РФ клевета, соединенная с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, наказывается штрафом в размере до пяти миллионов рублей.
Итак, хронологический анализ изменений Закона о СМИ и его анализ в системе норм Кодекса об административных правонарушениях и Уголовного кодекса позволили выявить реакцию государства на информационную составляющую таких социально негативных явлений, как экстремизм, насилие, жестокость, порнография, нарко-тизм, терроризм, правонарушения и преступления против семьи и несовершеннолетних, нецензурная брань, самодельное изготовление
взрывчатых веществ и взрывных устройств. Введение многих из этих запретов и ограничений для СМИ сопровождается бурной общественной дискуссией, нередко — резкой критикой со стороны самих средств массовой информации и журналистского сообщества. Положительное или отрицательное их воздействие на политические и социально-экономические процессы, происходящие в обществе, безусловно, заслуживает отдельного серьезного исследования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации: утв. Президентом РФ от 9 сент. 2000 г. № Пр-1895 // Российская газета. — 2000. — 28 сент.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 30 марта 2015 г., с изм. и доп., вступ. в силу с 1 мая 2015 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
3. Кузнецов С. А. Экспертные исследования по делам о признании информационных материалов экстремистскими: теоретические основания и методическое руководство (научно-практическое издание) / С. А. Кузнецов, С. М. Оленников. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд. дом В. Ема, 2014.
4. О внесении дополнения в статью 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» в связи с принятием Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»: федер. закон от 20 июня 2000 г. № 90-ФЗ // Российская газета. — 2000. — 22 июня.
5. О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О рекламе»: федер. закон от 16 окт. 2006 г. № 160-ФЗ (ред. от 4 дек. 2007 г.) // Российская газета. — 2006. — 18 окт.
6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму»: федер. закон от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ (ред. от 7 февр. 2011 г.) // Российская газета. — 2006. — 29 июля.
7. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: федер. закон от 11 июля 2011 г. № 200-ФЗ (ред. от 21 июля 2014 г.) // Российская газета. — 2011. — 15 июля.
8. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: федер. закон от 11 июля 2011 г. № 200-ФЗ (ред. от 21 июля 2014 г., с изм. и доп., вступ. в силу с 1 марта 2015 г.) // Российская газета. — 2011. — 15 июля.
9. О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» и статью 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон от 5 апр. 2013 г. № 34-ФЗ // Российская газета. — 2013. — 9 апр.
10. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 24 нояб. 2014 г. № 370-ФЗ // Российская газета. — 2014. — 27 нояб.
11. О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»: федер. закон от 25 июля 2002 г. № 112-ФЗ (ред. от 29 дек. 2012 г.) // Российская газета. — 2002. — 30 июля.
12. О внесении изменения и дополнения в статью 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»: федер. закон от 19 июля 1995 г. № 114-ФЗ // Российская газета. — 1995. — 26 июля.
13. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: федер. закон от 29 дек. 2010 г. № 436-Ф3 (ред. от 14 окт. 2014 г.) // Российская газета. — 2010. — 31 дек.
14. О противодействии экстремистской деятельности: федер. закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ (ред. от 31 дек. 2014 г.) // Российская газета. — 2002. — 30 июля.
15. О средствах массовой информации: закон РФ от 27 дек. 1991 г. № 2124-1 (ред. от 8 марта 2015 г.) // Российская газета. — 1992. — 8 февр.
16. Официальный сайт МВД РФ. — URL : https://mvd.ru/reports/item/2994866.
17. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 8 марта 2015 г., с изм. и доп., вступ. в силу с 25 июля 2015 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
18. Яковец Е. Н. Правовые режимы распространения информации в исключительных ситуациях, представляющих угрозу безопасности Российской Федерации / Е. Н. Яковец // Военно-юридический журнал. — 2014. — № 12. — С. 12-16.
REFERENCES
1. Information Security Doctrine of the Russian Federation: confirm by the President of RF 9 Sept. 2000. No -1895. Rossiiskaya gazeta = Rossiyskaya Gazefa, 2000, 28 September. (In Russian).
2. the Code of Russian Federation on administrative offences, 30 Dec. 2001. No 195-FL. Available at: http://www.consultant.ru/. (In Russian).
3. Kuznetsov S. A., Olennikov S. M. Ekspertnye issledovaniya po delam o priznanii infor-matsionnykh materialov ekstremistskimi: teoreticheskie osnovaniya i metodicheskoe rukovod-stvo (nauchno-prakticheskoe izdanie) [The expert examination of cases of recognition of information materials as extremist: the theoretical basis and guidance (scientific and practical edition)]. 2nd ed. Moscow, Publishing House V. EMA Publ., 2014. 312 p.
4. About amending to the article no. 4 of the Law «About the mass media» in connection with the adoption of the Federal Law «On Narcotic Drugs and Psychotropic Substances». the Federal Law, 20 June 2000. No 90-FL. Rossiiskaya gazeta = Rossiyskaya Gazeta, 2000, 22 June. (In Russian).
5. On Amendments to the Laws of the Russian Federation and Invalidating Certain Provisions of Legislative Acts of the Russian Federation in connection with the adoption of the Federal Law «On Advertising». the Federal Law, 16 October 2006. No 160-FL. Rossiiskaya gazeta = Rossiyskaya Gazeta, 2006, 18 October. (In Russian).
6. On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation in connection with the adoption of the Federal Law «On ratification of the Council of Europe Convention on the Prevention of Terrorism» and the Federal Law «On Combating Terrorism». the Federal Law, 27 July 2006. No. 153-FL Rossiiskaya gazeta = The Rossiyskaya Gazeta, 2006, 29 July. (In Russian).
7. On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation in connection with the adoption of the Federal Law «On Information, Information Technologies and Protection of Information». the Federal Law, 11 July 2011. No. 200-FL. Rossiiskaya gazeta = The Rossiyskaya Gazeta, 2011, 15 July. (In Russian).
8. On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation in connection with the adoption of the Federal Law «On Information, Information Technologies and Protection of Information». the Federal Law, 11 July 2011 г. No. 200-FL. Rossiiskaya gazeta = The Rossiyskaya Gazeta, 2011, 15 July. (In Russian).
9. Amendments to the Article No.4 of the Law «On mass media» and article 13.21 of the Code of Administrative Offences. the Federal Law, 5 April 2013. No 34-FL. Rossiiskaya gazeta = The Rossiyskaya Gazeta, 2013, 9 April. (In Russian).
10. Amendments to the Criminal Code of the Russian Federation and Certain Legislative Acts of the Russian Federation. the Federal Law 24 November 2014 г. No. 370-FL. Rossiiskaya gaze-fa = The Rossiyskaya Gazefa, 2014, 27 November. (In Russian).
11. On making amendments and additions to the legislation Ros-Russian Federation in connection with the adoption of the Federal Law «On Countering Extremist Activity». the Federal Law 25 July 2002. No.112-FL. Rossiiskaya gazefa = The Rossiyskaya Gazefa, 2002, 30 July. (In Russian).
12. On introducing amendments to Article 4 of the Law «On the Media». the Federal Law 19 July 1995. No 114-FL. Rossiiskaya gazefa = The Rossiyskaya Gazefa, 1995, 26 July. (In Russian).
13. The protection of children from information harmful to their health and development. the Federal Law 29 December 2010. No 436-FL. Rossiiskaya gazefa = The Rossiyskaya Gazefa, 2010, 31 December. (In Russian).
14. On Countering Extremist Activity. the Federal Law 25 July 2002. No 114-FL. Rossiiskaya gazefa = The Rossiyskaya Gazefa, 2002, 30 July. (In Russian).
15. «About the Media». the Federal Law, 27 December 1991. No 2124-1. Rossiiskaya gazefa = The Rossiyskaya Gazefa, 1992, 8 February. (In Russian).
16. The official websife of fhe Inferior Minisfry. Available at: https://mvd.ru/reports/ item/2994866. (In Russian).
17. The Criminal Code of fhe Russian Federafion от 13 June 1996. No 63-FL. Available at: http://www.consultant.ru/. (In Russian).
18. Yakovets E. N. Legal regimes of distribution of information in exception cases threatening security of the Russian Federation. Voenno-yuridicheskii zhurnal = The Milifary Law Journal, 2014, no. 12, pp. 12-16. (In Russian).
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Рачков М. П. К вопросу о правовых ограничениях свободы российских средств массовой информации / М. П. Рачков // Вопросы теории и практики журналистики. — 2015. — Т. 4, № 2. — С. 127-138. — DOI : 10.17150/2308-6203.2015.4(2).127-138.
REFERENCE TO ARTICLE
Rachkov M. P. To the question of legal restrictions on the freedom of Russian media. Vo-prosy feorii i prakfiki zhurnalisfiki = Theorefical and Pracfical Issues of Journalism, 2015, vol. 4, no. 2, pp. 127-138. DOI: 10.17150/2308-6203.2015.4(2).127-138.