Научная статья на тему 'Краткий анализ административного законодательства, регулирующего оборот информации на форуме сайта'

Краткий анализ административного законодательства, регулирующего оборот информации на форуме сайта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
343
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА / СВОБОДЫ / ОГРАНИЧЕНИЯ / ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ОБОРОТА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / THE RIGHTS / FREEDOM / RESTRICTIONS / TYPES OF ADMINISTRATIVE OFFENCES IN THE SPHERE OF USE OF MASS INFORMATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сойников С. А.

В данной статье приводится краткий анализ норм правового регулирования, содержащихся в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «О средствах массовой информации», Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на обеспечение оборота массовой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BRIEF ANALYSIS OF THE ADMINISTRATIVE LEGISLATION REGULATING A USE OF THE INFORMATION AT A FORUM OF A SITE

The article gives the brief analysis of the norms of legal regulation of the Russian Federation containing in the Constitution, in the Law of the Russian Federation «About mass media», in the Federal law «About information, information technologies and about protection of information», in the Code of the Russian Federation about administrative offences aimed on the providing of a use of the mass information.

Текст научной работы на тему «Краткий анализ административного законодательства, регулирующего оборот информации на форуме сайта»

КРАТКИЙ АНАЛИЗ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ОБОРОТ ИНФОРМАЦИИ НА ФОРУМЕ САЙТА

С.А. СОЙНИКОВ,

кандидат юридических наук, доцент

Аннотация. В данной статье приводится краткий анализ норм правового регулирования, содержащихся в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «О средствах массовой информации», Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на обеспечение оборота массовой информации.

Ключевые слова: права, свободы, ограничения, виды административных правонарушений в сфере оборота массовой информации.

THE BRIEF ANALYSIS OF THE ADMINISTRATIVE LEGISLATION REGULATING A USE OF THE INFORMATION AT A FORUM OF A SITE

S.A. SOJNIKOV,

candidate of Jurisprudence, the Associate Professor

The summary. The article gives the brief analysis of the norms of legal regulation of the Russian Federation containing in the Constitution, in the Law of the Russian Federation «About mass media», in the Federal law «About information, information technologies and about protection of information», in the Code of the Russian Federation about administrative offences aimed on the providing of a use of the mass information.

Key words: the rights, freedom, restrictions, types of administrative offences in the sphere of use of mass information.

В п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации устанавливается приоритет международных договоров, ратифицированных Российской Федерацией, над национальным законодательством. В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ «О ратификации конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней»1 Российская Федерация ратифицировала Европейскую конвенцию по правам человека и признает компетенцию Европейской комиссии по правам человека. Соответственно законодательство Совета Европы оказывает влияние на регулирование оборота массовой информации в нашей стране.

Статья 10 «Конвенции о защите прав человека и основных свобод»2 касается свободы выражения мнений. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Также осуществление свободы выражения мнений предусматривает ограничения, налагает определенные обязанности и ответственность.

Основной объем прав на информацию содержится в ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации3: «Каждый имеет право свободно искать, получать,

передавать, производить и распространять информацию любым законным способом».

Право свободного поиска и получения информации означает право каждого обращаться к органам государственной власти, общественным объединениям, органам и организациям, частным фирмам, другим структурам по вопросам, затрагивающим основные права и свободы, провозглашенные Конституцией Российской Федерации, а также для получения у них запрашиваемой информации.

Право передавать информацию означает право свободного обмена информацией каждого с каждым.

Право производить и распространять информацию означает свободу каждого на творчество и интеллектуальную деятельность, сопровождаемую созданием новой или производной информации, а также на свободу широкого распространения производной информации всеми законными способами. Эти права могут быть ограничены только законом.

Право на получение информации от государственных органов и органов местного самоуправления также закреплено в Конституции Российской Федерации, ст. 33: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в госу-

дарственные органы и органы местного самоуправления».

Свобода творчества и интеллектуальной деятельности, право на интеллектуальную собственность, полученную в результате творчества, закрепляются в следующих нормах Конституции Российской Федерации: ч. 1 ст. 29 «Каждому гарантируется свобода мысли и слова»; ч. 1 ст. 44 «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом»; ч. 2 ст. 44 «Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям».

В ч. 5 ст. 29 Конституции Российской Федерации провозглашается гарантия свободы производства и распространения массовой информации: «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».

Право на информацию может быть ограничено, при этом прямо запрещается кому бы то ни было собирать информацию о любом гражданине без его на то согласия: ч. 1 ст. 24 «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается».

Конституция Российской Федерации защищает общество и каждого гражданина от распространения вредной, опасной информации: ч. 2 ст. 29 «Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства».

Государство может считаться правовым только в том случае, если любые законы или нормативные правовые акты, затрагивающие основные права и свободы граждан, будут свободно распространяться и каждому будет предоставлено право свободного поиска и получения информации о них. Такие условия закреплены в ч. 3 ст. 15: «...любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Правовые основы свободы массовой информации были бы неполны, если бы не содержали гарантий от злоупотребления ею. Изложенные в Конституции права, свободы и ограничения в области средств массовой информации относятся к основным правам и свободам человека и гражданина.

Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»4 регулирует отношения, связанные с поиском, получением, производством и распространением массовой информации. Закон о СМИ содержит базовые положения о возможности учреждать СМИ, владеть,

пользоваться и распоряжаться ими, изготавливать, приобретать и эксплуатировать технические устройства, предназначенные для производства и распространения продукции СМИ.

Статья 4 Закона о СМИ указывает на недопустимость злоупотребления свободой массовой информации.

В соответствии со ст. 59 Закона о СМИ предусмотрена ответственность за злоупотребление свободой массовой информации.

Статья 60 Закона о СМИ предусматривает ответственность за нарушения законодательства о средствах массовой информации.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»5 направлен на регулирование отношений, возникающих при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации. В ст. 17 данного Закона предусматривается ответственность за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ6 содержит ряд статей, предусматривающих ответственность за значительное число составов правонарушений с целью защиты прав и законных интересов субъектов информационных отношений. Среди них:

Статья 5.5 КоАП РФ «Нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов»;

Статья 5.13 КоАП РФ «Непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации»;

Статья 5.25 КоАП РФ «Непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов»;

Статья 6.13 КоАП РФ «Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров»;

Статья 8.5 КоАП РФ «Сокрытие или искажение экологической информации»;

Статья 13.11 КоАП РФ «Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)»;

Статья 13.12 КоАП РФ «Нарушение правил защиты информации»;

Статья 13.13 КоАП РФ «Незаконная деятельность в области защиты информации»;

Статья 13.14 КоАП РФ «Разглашение информации с ограниченным доступом»;

Статья 13.15 КоАП РФ «Злоупотребление свободой массовой информации»;

Статья 13.16 КоАП РФ «Воспрепятствование распространению продукции средства массовой информации»;

Статья 13.17 КоАП РФ «Нарушение правил распространения обязательных сообщений»;

Статья 13.18 КоАП РФ «Воспрепятствование уверенному приему радио- и телепрограмм»;

Статья 13.21 КоАП РФ «Нарушение порядка изготовления и распространения продукции средства массовой информации»;

Статья 13.22 КоАП РФ «Нарушение порядка объявления выходных данных»;

Статья 13.23 КоАП РФ «Нарушение порядка представления обязательного экземпляра документов, письменных уведомлений, уставов и договоров».

Все эти составы, по сути, являются средством правовой защиты норм, содержащихся в законодательстве о средствах массовой информации, об информации, информационных технологиях и о защите информации, о выборах, об интеллектуальной собственности.

На первый взгляд может показаться, что действующее законодательство об административной ответственности содержит немало угроз свободе массовой информации. На самом же деле свобода массовой информации обеспечена там и тогда, где и когда журналист и редактор, издатель и учредитель СМИ строго следуют норме закона7.

Ряд специфических особенностей можно выделить для средств массовой информации, работающих в Интернете.

«На сегодняшний день ситуация со средствами массовой информации, которые работают в Интернет-среде, не отрегулирована, хотя проблема ясна. Зарегистрированное Интернет-СМИ подпадает под закон о средствах массовой информации»8,— заявил С.К. Ситников, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Он уточнил, что создатели сайтов регистрируют их как СМИ для того, чтобы легально заниматься рекламным бизнесом, привлекать информационные заказы, а также получать журналистам доступ к информации.

В случае если сайт зарегистрирован как СМИ, контрольные функции за его деятельностью осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

В случае если сайт на зарегистрирован в качестве СМИ, контроль за его деятельностью осуществляется правоохранительными органами.

Форум является неотъемлемой частью Интернет-сайта. В случае если Интернет-сайт зарегистрирован как средство массовой информации, к материалам форумов должно в полной мере применяться законодательство о СМИ. Соответственно владелец сайта, на котором размещен форум, в полной мере должен нести ответственность, предусмотренную законодательством за размещенную на форуме информацию.

Существуют различные способы контроля за размещенной на сайте информацией. Один из таких способов — введение предварительной модерации всех сообщений. Модерация сообщений на форумах необходима и владельцам СМИ. Обилие комментариев к статье, содержащих нарушения действующего законодательства, может испортить имидж издания как для посетителей сайта, так и для рекламодателей. Недостатком этого способа является вероятное последующее снижение просмотров страниц на сайте.

Также возможно вынести обсуждение статей на другой сайт, не зарегистрированный в качестве СМИ. Недостатком этого способа является разветвление аудитории между двумя сайтами, что в свою очередь усложняет продажи рекламы.

Можно вообще убрать форум с сайта. Данная мера, вероятно, также уменьшит количество посетителей сайта.

Сложившаяся ситуация благоприятна для владельцев блогов. Регистрация блогов как СМИ не является обязательной. Владельцы блогов могут перепечатывать материалы СМИ и давать пользователям возможность беспрепятственно обсуждать статью.

Данные меры способствуют урегулированию процесса привлечения к административной ответственности, определяют сторону, привлекаемую к административной ответственности, и орган, контролирующий деятельность сайта.

1 СЗ РФ. 08.01.2001. № 2. Ст. 163.

2 СЗ РФ. 06.04.1998. № 14. Ст. 1514.

3 Российская газета. № 237. 25 декабря 1993.

4 Российская газета. № 32. 8 февраля 1992.

5 Российская газета. № 165. 29 июля 2006.

6 Российская газета. № 256. 31 декабря 2001.

7 См.: Федотов М.А. Право массовой информации в Российской Федерации. — М.: Международные отношения, 2002. С. 535—536.

8 См.: Роскомнадзор: Сайты с новостями не обязательно регистрировать как СМИ. — rg.ru 20 мая 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.