Научная статья на тему 'Гарантии и ограничения права на распространение информации в информационном кодексе РФ'

Гарантии и ограничения права на распространение информации в информационном кодексе РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
967
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / MASS MEDIA FREEDOM / ЗАПРЕТ ЦЕНЗУРЫ / CENSORSHIP PROHIBITION / ВРЕДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / HARMFUL INFORMATION / ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ СЛОВА / RESTRICTION OF FREEDOM OF SPEECH

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Куликова Светлана Анатольевна

В статье на основе анализа российского законодательства и Модельного информационного кодекса для государств-участников СНГ. Делается вывод об отсутствии единой правовой концепции реализации права на распространение информации. Предлагаются формулировки гарантий и ограничений права на распространение информации для включения в разрабатываемый информационный кодекс РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information Distribution Guarantees and Restrictions in the Information Code of the Russian Federation

The author has carried out the analysis of the right for distribution of information in the Russian legislation and the Model Information Code for the CIS-countries. The author concludes that both lack a unified concept of the right for distribution of information. The author proposes definitions of guarantees and restrictions of the right for distribution of information to be included into the Information Code that is being designed in the Russian Federation now.

Текст научной работы на тему «Гарантии и ограничения права на распространение информации в информационном кодексе РФ»

8 См.: Закон Республики Беларусь от 19 июля 2010 г. № 170-З «О государственных секретах» // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. URL: http://www.pravo.by (дата обращения: 15.05.2014).

9 См.: Закон Республики Казахстан от 15 марта 1999 г. № 349-I «О государственных секретах» (в ред. от 13 января 2014 г.) // Информационные системы «Параграф». URL: http://online.zakon.kz (дата обращения: 15.05.2014).

10 См.: Волчинская Е.К. Некоторые законодательные проблемы защиты коммерческой и служебной информации // Юридический консультант. 2004. № 6; ШавкероА. Зарубежный опыт защиты государственной тайны и возможности его использования в России // Право и жизнь. 2008. № 124 (7). URL: http://www. law-n-life.ru (дата обращения: 15.05.2014).

11 См.: Бакаева О.Ю. Государственный контроль в сфере защиты государственной тайны: актуальные вопросы правового регулирования // Информационная безопасность регионов. 2013. № 1 (12). С. 93.

12 См.: Дьяков С.В., ИгнатьевА.А., КарпухинМ.П. Ответственность за государственные преступления / под общ. ред. и введ. Л.И. Баркова. М., 1988.

13 См.: ТруновИ.Л. Государственная тайна // Право и безопасность. 2008. № 3 (28).

14 См.: Официальный сайт Национального Собрания Республики Армения. URL: http://www.parliament.am (дата обращения: 15.05.2014).

С.А. Куликова

ГАРАНТИИ И ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВА НА РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В ИНФОРМАЦИОННОМ КОДЕКСЕ РФ

В статье на основе анализа российского законодательства и Модельного Информационного кодекса для государств-участников СНГ делается вывод об отсутствии единой правовой концепции реализации права на распространение информации. Предлагаются формулировки гарантий и ограничений права на распространение информации для включения в разрабатываемый Информационный кодекс РФ.

Ключевые слова: свобода массовой информации, запрет цензуры, вредная информация, ограничения свободы слова.

S.A. Kulikova

INFORMATION DISTRIBUTION GUARANTEES AND RESTRICTIONS IN THE INFORMATION CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION

The author has carried out the analysis of the right for distribution of information in the Russian legislation and the Model Information Code for the CIS-countries. The author concludes that both lack a unified concept of the right for distribution of information. The author proposes definitions of guarantees and restrictions of the right for distribution of information to be included into the Information Code that is being designed in the Russian Federation now.

Keywords: mass media freedom, censorship prohibition, harmful information, restriction of freedom of speech.

В Концепции Информационного кодекса РФ, представленной разработчиками ИГП РАН, отмечается, что целью создания данного Кодекса РФ является формирование «устойчивой и системно организованной основы законодательства отрасли информационного права», что, по мнению авторов Концепции, «позволит снять фрагментарность, противоречия, пробелы в действующем законодательстве и обеспечить базовые принципы и требования к гармоничному развитию системы информационного законодательства в перспективе»1.

© Куликова Светлана Анатольевна, 2014

Кандидат филологических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права (Саратов-86 ский государственный университет), e-mail: kulikovasveta@inbox.ru

В связи с этим актуальными представляются выявление в информационном законодательстве противоречий и пробелов; оценка системной связи правовых дефиниций; анализ эффективности используемых правовых механизмов обеспечения информационных прав и свобод граждан.

Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». В правовой практике правомочия «искать и получать» реализуются через регулирование общественных отношений по «доступу к информации».

В последние годы сложилось понимание того, что доступ к информации является составной частью демократического управления, поскольку транспарентность публично-властных структур способствует развитию участия граждан в делах государства и обеспечивает общественный контроль над деятельностью государственных органов. Этим обусловлено принятие законов, регулирующих доступ к информации о деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также о деятельности судов.

В Федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»2 (в ред. от 28 декабря 2013 г.) (далее - Закон об информации) указываются цели ограничений доступа к информации; дается легитимное понятие конфиденциальности информации; определяется перечень сведений, к которым не может быть ограничен доступ; называются основные виды тайн; устанавливается ответственность за их разглашение. Эти положения Закона конкретизируются в развитом законодательстве о тайнах и в научно-правовой литературе.

Менее разработанным, и прежде всего, в теоретико-концептуальном аспекте, с

—I

является вопрос о правовом содержании, характере гарантий и объеме ограни- К чений права на распространение информации. р

а

Так, в ст. 5 Закона об информации установлено, что в зависимости от порядка С распространения информация подразделяется на свободно распространяемую, | подлежащую распространению, распространение которой ограничено или У

запрещено. Однако в Законе не указываются гарантии свободы распростране- С

т

ния информации, не определены цели запретов и ограничений данного права, н практически отсутствует классификация видов информации, распространение й

5

которой запрещено или ограничено. и

В научной литературе ограничение распространения информации связывается е

к

с неблагоприятными последствиями, к которым может привести распростране- й ние такой информации. Сведения, подпадающие под ограничения, получили Д название «вредная информация». |

Основоположники информационного права И.Л. Бачило, В.Н. Лопатин, №

ю

М.А. Федотов следующим образом сформулировали понятие вредной информа- (

9

ции: эта информация «не является тайной, но ее распространение может нанести ~

м

определенный вред интересам и правам человека, общества и государства»3. 4

Частичная легитимизация понятия «вредная информация» произошла в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»4 (в ред. от 2 июля 2013 г.), где дается определение такой информации: «информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей, — информация (в том числе содержащаяся в информационной продукции для детей), распространение 27

которой среди детей запрещено или ограничено в соответствии с настоящим Федеральным законом» (п. 7 ч. 2 ст. 1).

Таким образом, законодатель признал наличие вредной информации для детей. Однако общих норм о вредной информации российское законодательство по-прежнему не содержит.

Отсутствует системное закрепление перечня видов вредной информации. Законом об информации вся информация, на распространение которой установлен запрет, делится на две большие группы: 1) информация, направленная на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды; 2) иная информация, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (ч. 6 ст. 10).

Указанная норма на протяжении многих лет выступает единственной легитимной классификацией вредной информации и, конечно, не отвечает требованию правовой определенности.

По отношению к информации, отнесенной к первой группе, уже сформирован и продолжает формироваться внушительный корпус законодательных актов, в которых развивается конституционный запрет распространения информации, направленной на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды.

Одновременно происходит постоянное увеличение видов «иной информации», распространение которой карается различными видами ответственности.

В 2012-2014 гг. значительно расширился перечень тем, публичное обсуждение которых запрещено под страхом административного или уголовного наказания. Так, в связи с созданием Единого реестра доменных имен, указателей страниц 3 сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты, ~ содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации за-

СП

* прещено, в Законе об информации (ст. 15.1) появились такие новые виды вредной

| информации, как информация о способах, методах разработки, изготовления и

| использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

| информация о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению

° самоубийства (введены Федеральным законом от 28 июля 2012 г. № 139-ФЗ5); ин-

0

| формация о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных дей-| ствий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами >§ (введен Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 50-ФЗ6). Федеральным законом | от 29 июня 2013 г. № 135-ФЗ7 в Кодекс об административных правонарушениях8 | была введена ст. 6.21, запрещающая распространение информации, направленной | на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, '§ искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетради-§ ционных сексуальных отношений либо навязывание информации о нетрадицион-§ ных сексуальных отношениях. Принята новая редакция ст. 148 Уголовного кодекса

1 РФ (далее - УК РФ), предусматривающая ответственность за публичные действия, | выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления

религиозных чувств верующих (Федеральный закон от 29 июня 2013 г. № 136-ФЗ9).

В КоАП РФ была введена норма об административном наказании за использование нецензурной брани в продукции СМИ (Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 34-ФЗ10), а с 1 июля 2014 г. введены штрафы за публичное исполнение произведений литературы, искусства и народного творчества, которые содержат 88 нецензурную брань (Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 104-ФЗ11).

Далее в ст. 15.3 Закона об информации в качестве информации, распространяемой с нарушением закона, появилось указание на призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка (введена Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 398-Ф312). Тогда же Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 433-Ф313 в УК РФ включена ст. 280-1 «Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации».

И наконец т.н. «Законом о блогерах» в Закон об информации была введена ст. 10.2, в которой, кроме традиционных запретов, появился запрет материалов, «фальсифицирующих общественно значимые сведения, передающих недостоверную информацию под видом достоверных сообщений; информацию, порочащую гражданина или отдельные категории граждан по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями» (Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 97-ФЗ14).

Таким образом, в течение последних трех-четырех лет количество видов информации, распространение которой запрещено или ограничено Законом об информации, значительно выросло. Подобная законодательная активность, происходящая на фоне отсутствия легитимно установленных гарантий и принципов ограничения права на распространение информации, превращается, по замечанию В.П. Лукина, в «тактику «ковровых» запретов всего и вся в сочетании с непропорционально жесткими карательными санкциями за их нарушение»15.

Попытка разработки общей правовой концепции вредной информации пред- С

—I

ставлена в Модельном информационном кодексе для государств-участников СНГ К (далее - Модельный кодекс)16.

а

Статьей 23 Модельного кодекса запрещается несанкционированное распро- С странение информации, содержащей пропаганду нарушения территориальной й целостности и суверенитета государства, войны, социального, расового, на- у

ционального, этнического, религиозного превосходства, жестокости и насилия, С

т

порнографии. Согласно ст. 45 информацией, причиняющей вред здоровью и (или) н развитию, признаются любые сведения, распространение которых запрещено й либо ограничено среди лиц определенных возрастных или иных категорий в и

соответствии с национальным законодательством. е

к

Можно сделать вывод, что в Модельном кодексе ограничения права на рас- й пространение информации оформлены более подробно: указываются основные Д виды вредной информации, проводится размежевание информации, вредной | для всех, и информации, распространение которой запрещено либо ограничено №

го

среди лиц определенного возраста. (

В то же время позиция авторов Модельного кодекса представляется не по- ~ следовательной. Не понятно, что значит запрет несанкционированного распро- § странения указанной выше пропаганды. А санкционированное распространение пропаганды войны, расового и религиозного превосходства, жестокости и насилия возможно? Кто может санкционировать распространение информационных материалов, содержание которых противоречит всем международным актам, устанавливающим информационно-правовые нормы, и законодательству стран СНГ, в котором также зафиксированы подобные запреты. 29

В ст. 25 Модельного кодекса указывается, что информация, имеющая важное значение для человека, общества, государства, ввиду своей исторической, культурной, научной, образовательной ценности, подлежит сохранению в соответствии с национальным законодательством. Всем физическим и юридическим лицам гарантируется свободный доступ в фонды библиотек, архивов, музеев государственной формы собственности. Однако не содержится нормы о невозможности ограничения распространения информации, имеющей важное значение для общества, государства ввиду своей исторической, культурной, научной, образовательной ценности.

Учитывая, что работа по созданию Информационного кодекса уже началась, предлагаем в один из его разделов включить комплекс гарантий и ограничений права на распространение информации.

В качестве гарантий представляется возможным внести следующие положения:

1. Осуществление цензуры запрещается. Под цензурой в настоящем кодексе понимается:

не основанное на законе вмешательство органов государственной власти, должностных лиц, общественных организаций и их представителей в деятельность граждан и юридических лиц по поиску, получению, передаче, производству и распространению информации;

требование со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является авто-3 ром или интервьюируемым), информационную продукцию, распространяемую ~ посредством зрелищных мероприятий;

а.

^ не основанное на законе наложение запрета на распространение сообщений

| и материалов, их отдельных частей;

| не предусмотренное законом изъятие, уничтожение печатных изданий;

| информационной продукции, распространяемой посредством зрелищных ме-

° роприятий;

0

| не предусмотренная законом блокировка доменных имен, указателей страниц

| сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать >§ сайты в сети «Интернет»;

| применение административных мер принуждения к распространению либо

| отказу от распространения информации.

| 2. Не может быть ограничено распространение информации, обязательное

'§ опубликование которой предусмотрено настоящим кодексом. § 3. Не может быть ограничено распространение информации о нарушении

§ прав и свобод человека и гражданина; информации о состоянии окружающей

1 среды; информации о деятельности государственных органов и органов местного | самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сведений, составляющих государственную или служебную тайну); информации о нарушении законодательства РФ; государственной статистической информации; информации, накапливаемой в фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций 90 такой информацией.

4. Информация с ограниченным доступом может быть распространена и (или) использована без согласия ее владельца, если эта информация является общественно значимой и ее распространение осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах.

Необходимым представляется установление следующих ограничений:

1. Запрещается распространение информации с ограниченным доступом.

2. Не допускается распространение информации, содержащей пропаганду социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды; нарушения территориальной целостности и суверенитета государства; войны; жестокости и насилия.

3. Запрещается распространение информации, фальсифицирующей общественно значимые сведения, недостоверной информации под видом достоверных сообщений.

4. Запрещается распространение информации, порочащей гражданина или отдельные категории граждан по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями.

5. В случае распространения недостоверных сведений о любом лице оно имеет право на опровержение и на уничтожение такой информации. Опровержение недостоверной информации о лице осуществляется тем же способом и в том же объеме, в котором она была распространена.

6. Запрещается распространение порнографических материалов.

7. Запрещается распространение информации, оказывающей деструктивное воздействие на личность.

8. Распространение информации, способной причинить вред здоровью и развитию детей и молодежи, ограничивается в зависимости от возрастных категорий.

Мы исходим из того, что право на свободное распространение информации используется в целях участия граждан, общественных организаций и органов государственной власти в общественном диалоге, полноценного осуществления конституционных прав и свобод граждан, повышения эффективности управленческой деятельности, реализации принципов демократического правового государства. В связи с этим необходимо установление универсальных гарантий и ограничений права на распространение информации, которые были бы адресованы всем субъектам, участвующим в данном процессе.

1 Концепция Информационного кодекса Российской Федерации /под ред. И.Л. Бачило. М., 2014. С. 30.

2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 31, ч. 1, ст. 3448; 2013. № 52, ч. 1, ст. 6963.

3 Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право. СПБ., 2001. С. 201.

4 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 1, ст. 48; 2013. № 27, ст. 3477.

5 См.: Федеральный закон от 28 июля 2012 г. № 139-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 31, ст. 4328.

6 См.: Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 50-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части ограничения распространения информации о несовершеннолетних, пострадавших в результате противоправных действий (бездействия)» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 14, ст. 1658.

7 См.: Федеральный закон от 29 июня 2013 г. № 135-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты от информации, пропагандирующей отрицание традиционных семейных ценностей» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 26, ст. 3208.

8 См.: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в ред. от 21 июля 2014 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1, ч. 1, ст. 1; Российская газета. 2014. 23 июля.

9 См.: Федеральный закон от 29 июня 2013 г. № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений чувств граждан» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 26, ст. 3209.

10 См.: Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 34-ФЗ «О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статью 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 14, ст. 1642.

11 См.: Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 19, ст. 2309.

12 См.: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 398-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 52, ч. 1, ст. 6963.

13 См.: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 433-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 52, ч. 1, ст. 6998.

14 См.: Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 97-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 19, ст. 2302.

15 Доклад Уполномоченного по правам человека за 2013 г. // Российская газета. 2014. 9 апр.

16 См.: Модельный информационный кодекс для государств-участников СНГ: принят на 38-м Пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ Постановлением № 38-6 от 23 ноября 2012 г. URL : http://docs.pravo.ru/ (дата обращения: 13.05.2014).

Д.О. Тепляков, Р.Т. Рзаев

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЦЕНТРА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

В статье исследуется вопрос о регулировании статуса административного центра субъекта РФ, выявляются функции столицы субъекта РФ как определяющего признака административного центра субъекта Федерации.

Ключевые слова: административный центр субъекта РФ, столица, городской округ.

D.O. Teplyakov, R.T. Rzaev

THE NOTION AND CHARACTERISTICS OF ADMINISTRATIVE CENTER OF THE SUBJECT OF THE RUSSIA IN RUSSIAN LEGISLATION

The article is devoted to the researching the question of regulating the subjects of the RF' status of administrative center, the author clarifies functions of the subjects of the RF' capital as main characteristics of its centers.

Keywords: administrative center of the subject of the Russia, capital, city district

Термин «столица» используется в ст. 70 Конституции РФ по отношению к административному центру Российской Федерации. Республики, входящие в состав Федерации, и некоторые другие субъекты Федерации, например Псковская область1 и Забайкальский край2, также называют свои административные центры столицами. Наряду с названием «столица» законодательством

© Тепляков Дмитрий Олегович, 2014

Кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права (Тюменский государственный университет); e-mail: tepld@yandex.ru

© Рзаев Роман Теймурович, 2014

Студент 5 курса (Тюменский государственный университет); e-mail: tepld@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.