Научная статья на тему 'Анализ взаимосвязи динамики уровня безработицы и частоты самоубийств в Удмуртской Республике в 1992-2003 гг'

Анализ взаимосвязи динамики уровня безработицы и частоты самоубийств в Удмуртской Республике в 1992-2003 гг Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
98
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ взаимосвязи динамики уровня безработицы и частоты самоубийств в Удмуртской Республике в 1992-2003 гг»

тельства, которое может вызывать нарушение адаптации у практически любого человека. Психопатологическая структура пенитенциарного стресса включает тревожно-фобическую, аффективную симптоматику, в последней могут преобладать как эмоции депрессивного, так и дис-форического спектра. Подобные расстройства вызывают нарушение переносимости психоэмоциональных нагрузок, снижение толерантности к неблагоприятным воздействия среды, «уязвимость» в условиях уголовно-исполнительной системы. Во-вторых, при отсутствии адекватной и своевременной коррекции пенитенциарный стресс может привести к возникновению комор-бидных психических расстройств (соматоформ-ного расстройства, депрессивных эпизодов и реактивных депрессий), что является дополнительным фактором риска в возникновении суицидального (аутоагрессивного) поведения.

Таким образом, данные литературы свидетельствуют о том, что в условиях уголовно-исполнительной системы значимо повышается риск суицидальной активности подследственных. С учётом вышеизложенного, необходим поиск мер компенсации и профилактики пенитенциарных факторов суицидального риска, с привлечением к этому врачей-психиатров, психологов и педагогов для несовершеннолетних следственно-арестованных, направленных на превенцию (недопущение) дезадаптации и суицидального (аутоагрессивного) поведения.

Литература:

1. Ворошилин С.И. Генетико-биологические и физиологические факторы в генезе суицидального поведения // Суицидология. - 2012. - №1. - С. 33.

2. Малкин Д.А. Психические расстройства у осужденных, требующие стационарного психиатрического лечения. Методические рекомендации. Москва, 2011. - С. 5-6.

3. Обросов И.Ф. Расстройства личности у осужденных в местах лишения свободы (клинико-динамический и медико-социальный аспекты): Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. - М., 2004. - 43 с.

4. Насруллаев Ф.С. Раннее выявление психических расстройств у осужденных: Методические рекомендации. -М., 1996. - 20 с.

АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ДИНАМИКИ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ И ЧАСТОТЫ САМОУБИЙСТВ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В 1992-2003 ГГ.

А.И. Лазебник

РКПБ, г. Ижевск

E-mail автора: [email protected]

Известно, что в периоды социальных кризисов, сопровождавшихся падением экономики и безработицей, нередко имело место увеличение показателя смертности от суицида. Вместе с тем вопрос о корреляции динамики безработицы и самоубийств во время социальных преобразований в нашей стране изучен недостаточно. Особенно актуально его изучение в регионах высокого суицидального риска, к которым относится Удмуртская Республика.

Цель исследования: выявление влияния потери работы на распространенность суицидов в Удмуртии в период перехода общества к рыночной экономике.

С помощью метода ранговой корреляции Спирмэна рассчитана связь между указанными показателями среди экономически активного населения республики за 12 лет (1992-2003 гг.). Данный исторический отрезок времени был условно разделен на три различающихся в социально-экономическом плане этапа.

Анализ сведений официальной статистики показал, что на 1 этапе переходного периода -этапе радикальных социально-экономических реформ (1992-1995 гг.) отмечался беспрецедентный рост числа безработных за счет заметного спада производства и массовых увольнений в Удмуртии. С 1992 по 1995 гг. показатель безработицы увеличился в 5,6 раза - с 1,5% до 8,5%. Средний уровень безработицы составил 4,5%. Одновременно с нарастающей безработицей, произошло увеличение показателя самоубийств в 1,6 раза - с 85,6 до 139,7 на 100000 экономически активного населения. Это был самый худший показатель за анализируемые 12 лет. Средняя частота самоубийств оказалось равной 106,7 на 100000 экономически активного населения. В 1992-1995 гг. связь между изучаемыми показателями была прямой и сильной (коэффициент корреляции составил 0,8). На 2 этапе - этапе социально-экономической нестабильности (19961999 гг.) рост безработицы замедлился. Но положительная динамика была прервана дефолтом 1998 г., после которого вновь выросла безработица. В общем, на этом этапе показатель безработицы уменьшился в 0,8 раза - с 7,3% до 5,2%. Средний уровень безработицы составил 6,2%. Синхронно с замедлением роста безработицы, уменьшился показатель самоубийств в 0,9 раза -с 134,8 до 123,7 на 100000 экономически активного населения. Вместе с тем средняя частота самоубийств в 1996-1999 гг., по сравнению с предыдущим этапом, возросла на 15,7% (126,5 на 100000 экономически активного населения).

№ 3, 2012 Тюменский медицинский журнал

35

В 1996-1999 гг. связь между изучаемыми показателями была прямой и средней силы (коэффициент корреляции составил 0,4). На 3 этапе - этапе социально-экономической стабилизации (20002003гг.) произошло сокращение безработицы вследствие восстановления производства и социальных перемен. Средний уровень безработицы за эти годы составил 2,3%. Средняя частота самоубийств оказалась равной 113,6 на 100000 экономически активного населения. В 2000-2003 гг. связь между изучаемыми показателями оставалась прямой и средней силы (коэффициент корреляции составил 0,6).

Таким образом, сопоставление динамики уровня безработицы и частоты самоубийств в Удмуртии выявило наличие прямой связи между ними на всех этапах переходного периода. Обращает на себя внимание то, что эта связь на этапе радикальных социально-экономических реформ достигла сильной зависимости. Полученные результаты являются основанием для разработки комплексных мероприятий по превенции суицидов среди безработных, что будет способствовать улучшению общественного психического здоровья в Удмуртской Республике в целом.

СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГРУППЫ СУИЦИДООПАСНОГО НАБЛЮДЕНИЯ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ Г. ТЮМЕНИ ЗА 2011 ГОД

О.А. Фролова, Т. В. Гаврилина, О. В. Молина

Тюменская ОКПБ

Проблема оказания помощи лицам с различными суицидальными проявлениями приобретает в последние годы все большую актуальность, что связано, с одной стороны, с высоким уровней самоубийств как в нашей стране, так и в большинстве экономически развитых стран мира, с другой стороны, с увеличением количества депрессий, состояний психологического кризиса, болезней стресса, несущих в себе потенциальную угрозу суицида. Суицид - это не только индивидуальная поведенческая реакция, обусловленная психологическими и патопсихиче-скими особенностями личности в экстремальных жизненных обстоятельствах. Суицидальный феномен представляет собой статистически устойчивое социальное явление, распространенность которого подчиняется определенным закономерностям, связанным с социально- экономическими, культурно - историческими и этнически-

ми условиями развития страны и отдельных ее регионов. Поэтому, для планирования объема и характера суицидологической помощи населению необходим статистический анализ суицидо-опасного контингента.

Цель исследования: изучение возрастной структуры суицидентов, их половая принадлежность, социальных статус, способы совершения суицида и имеющийся характер патопсихологических расстройств.

Материалы и методы исследования: обследована группа суицидоопасного учета взрослого контингента амбулаторно - поликлинической службы за 2011 год. В группу исследований вошло 47 пациентов (25 женщин и 22 мужчины), с первичной или повторной суицидальной попыткой; возраст суицидентов - от 18 лет и выше.

Анализ половозрастных данных больных с суицидальным поведением показал, что женская группа суицидентов составила 53% (п=25), мужская - 47% (п=22). По возрастному цензу все мужчины данной группы имели трудоспособный возраст, у женщин трудоспособный возраст зарегистрирован в 92 % случаев (п=23), и лишь в 8% (п=2) - пенсионного.

По социальному положению у мужчин 59% (п=13) составляли инвалиды 2-й группы по психическому заболеванию; 36% (п=8) - работающие лица и 5% (п=1) инвалиды 3-й группы. Среди женщин также на первом месте инвалиды 2-й группы (п=19), далее - работающие - 12% (п=3), инвалиды 1-й группы 8% (п=2) и 3-й группы инвалидности - 4% (п=1).

По нозологии на первом месте регистрируются пациенты с шизофренией 77% (п=36), на втором - психотичесикие расстройства на органически неполноценной почве 17% (п=8), далее следуют пациенты с олигофренией 4% (п=2) и изменением личности вследствие эпилепсии 2% (п=1). В данной группе суицидентов женщины превалировали с диагнозом «шизофрения» 56% (п=20), а мужчины с психотическими расстройствами на органически неполноценной почве 63% (п=5).

Выбор способа суицидального действия является важным признаком, позволяющим с той или иной степенью достоверности судить о серьезности намерений суицидента. В результате исследования было выявлено, что среди способов суицидальных попыток на первом месте стоит отравление - 72% (44% мужчин и 56% женщин). К самоповреждению прибегало 13% суицидентов (33% мужчин и 67% женщин).

36

Тюменский медицинский журнал № 3, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.