Научная статья на тему 'Факторы риска суицидального (аутоагрессивного )поведения у лиц, содержащихся под стражей'

Факторы риска суицидального (аутоагрессивного )поведения у лиц, содержащихся под стражей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
159
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы риска суицидального (аутоагрессивного )поведения у лиц, содержащихся под стражей»

становится привычной формой реагирования на сложившуюся ситуацию, особенно в условиях социального сиротства.

Цель работы: изучение частоты и характера суицидального поведения у подростков с расстройствами поведения в условиях социального сиротства.

На базе Тюменской областной клинической психиатрической больницы было обследовано 30 подростков: 17 мальчиков и 13 девочек, с нарушением поведения, в возрасте от 14 до 17 лет с расстройствами поведения (Б91, Б07.07). Все подростки имели общий интеллектуальный показатель по шкале Векслера не ниже 71 балла, проживали в интернате и обучались в общеобразовательной школе. Использовались клинико-анамнестический метод исследования, структурированное клиническое интервью.

В результате проведенного исследования выявлено, что 46% обследованных подростков совершали суицидальные попытки, в виде нанесение порезов на предплечье, принятие медикаментов, повешение. 33% - угрожали суицидом, но не предпринимали попыток. Предпринимая суицидные попытки, подростки хотели бы избежать наказания, преподать урок окружающим, обратить на себя внимание, в редких случаях пытались дать понять другим, в каком отчаянном положении они находятся. Все обследованные подростки не задумывались о возможности летального исхода суицидальной попытки, редко хотели умереть, в основном они желали уйти от проблем, которые считали невыносимыми.

По данным структурированного клинического интервью были выявлены факторы, провоцирующие суицидальное поведение: внешняя среда (отсутствие социальной поддержки, трудности в установлении связей и эмоциональных контактов с окружающими людьми); хроническая алкоголизация (раннее употребление алкоголя с тенденцией к увеличению частоты алко-голизаций); конфликтные ситуации (возникающие вследствие склонности к правонарушениям, бродяжничество, взаимоотношения со сверстниками, с лицами другого пола).

Углубленный анализ показал, что большинство подростков к летальному исходу суицида относились несерьезно, жизнь для них не являлась ценностью. Людей, совершивших суицид, они считали обычными, а иногда смелыми, отважными, не побоявшимися умереть. 21% подростков к суициду относились критически, осуждали и считали таких людей слабыми и трусливыми. Суицид, по мнению 70% подростков является психическим заболеванием. 16% обследованных считают суицид последствием политиче-

ского, экономического и социального кризисов, а 14% - естественным отбором.

Психика подростка очень нестабильна. Они крайне неустойчивы в самооценке, подвержены частым сменам настроения, тревожны, внушаемы. Стремление подражать другим, в том числе тем, кто пытается покончить с собой, может создать новую почву для суицида. Информация о фактах суицида в СМИ оказывает влияние на масштаб самоубийств в молодежной среде, 66% опрошенных подростков согласны с данным утверждением. 69% девочек обсуждали попытки суицида, а 65% мальчиков предпочитали не разговаривать на данные темы.

Таким образом, можно сделать вывод о высокой распространенности суицидального поведения среди подростков с расстройствами поведения, которое чаще являлось для них способом ухода от проблем. В развитии суицидального поведения важное значение имели отсутствие социальной поддержки, ценности собственной жизни, а также ранняя алкоголизация, конфликтные ситуации, возникающие вследствие склонности к правонарушениям, бродяжничество, взаимоотношения с лицами другого пола. Это необходимо учитывать в разработке профилактических и реабилитационных мероприятий для данной группы подростков.

ФАКТОРЫ РИСКА СУИЦИДАЛЬНОГО (АУТОАГРЕССИВНОГО) ПОВЕДЕНИЯ У ЛИЦ, СОДЕРЖАЩИХСЯ ПОД СТРАЖЕЙ

П. В. Кузнецов Тюменская ГМА

Вопрос о природе самоубийств всегда волновал людей, поскольку факт каждого случая самоубийства всегда оставался не до конца понятным и допускал различные объяснения его причины. В современном мире, требующем научного обоснования любого феномена, самоубийство рассматривается, либо как результат неблагоприятного воздействия на человека социальных условий, либо как его недостаточную устойчивость к таким воздействиям [1].

И.Ф. Обросов (2004) указывает, что в местах лишения свободы, наряду с общеизвестными психогенными факторами, существует специфический и широкий спектр патогенных факторов и микросоциальных условий, которые предъявляют повышенные требования к адаптационным ресурсам осужденных с личностной патологией. К ним относятся атрибуты территориальной и

социальной изоляции; сенсорная депривация; ограничение в удовлетворении потребностей; жесткая режимная регламентация жизни, быта и поведения; вынужденное проживание в однополом окружении; высокая концентрация лиц с криминальной направленностью и антигуманными установками; своеобразие интерперсональных отношений и субкультуры контингента осужденных [3]. По наблюдениям Г.Г. Шихан-цева (1991), приспособление к новым условиям жизни, сопровождается комплексом переживаний в виде "тюремного синдрома", или "синдрома лишенного свободы". Он проявляется состоянием угнетенности, подавленности, безнадежности, обреченности, тоской по дому, родным и близким, чувством вины перед ними, неверием в свои силы, в том числе в возможность снова обрести прежний статус. Это влечет за собой пассивность, апатию, снижение жизненного тонуса и влечений, расстройство сна, потерю интересов, безразличие к себе, психологическую отчужденность. Тоскливо-тревожное состояние осложняется постоянной нервно-психической напряженностью с недоверием к окружающим вплоть до подозрительности из-за необходимости постоянно быть начеку, сдерживать свои чувства и эмоции в условиях "вынужденного общего сожительства". Эмоциональная напряженность, частые фрустрации требуют разрядки. При превышении барьера резистентности имеют место аффективные реакции с возбуждением, напряженным отношением к окружающим, раздражительностью, нетерпимостью, повышенной ранимостью, обидчивостью и завышенной реактивностью. Расширяется спектр возможных конфликтных ситуаций, которые заканчиваются агрессией, аутоагрессией или нарушениями режима [4]. Кроме того, мотивы аутоагрессивного поведения у подследственных объясняются воздействием психотравмирующих факторов возникающих в условиях лишения свободы, таких как: ожидание наказания и страх перед ним; ломка жизненного стереотипа, столкновение с режимом учреждения, уголовной субкультурой; отсутствие сведений от родственников; участие в судебно-следственных действиях; нахождение лиц с наркотической зависимостью в состоянии абстиненции («ломки»); конфликты между обвиняемыми в условиях вынужденной скученности в камере. Кроме того, ещё одним психотрав-мирующим фактором является сексуальное насилие лиц, в условиях лишения свободы. Всё это обуславливает формирование пенитенциарного стресса. Сам пенитенциарный стресс [2] - это

совокупность психотравмирующих факторов мест лишения свободы. Одним из результатов его действия, возникающих у лишенных свободы, является фрустрация - состояние повышенной психической напряженности. Так, основными поведенческими реакциями лиц, содержащихся под стажей в состоянии фрустрации являются: агрессия на объект фрустрации (как правило, на окружающих, в том числе сотрудников исправительного учреждения); агрессия на себя (аутоагрессивные проявления, связанные с членовредительством, суицидом и пр.); депрессия (подавленность, апатия, пассивность, безразличие и т.п.).

Наиболее очевидна давно известная связь суицидального поведения с психическими расстройствами [1]. Количество лиц, страдающих различными психическими расстройствами (в основном пограничными) в учреждениях уголовно-исполнительной системы составляет по данным разных авторов от 3% до 85% [2].

Ассоциированные с пенитенциарным стрессом психические расстройства у лиц, содержащихся под стражей и осужденных: это преходящие кратковременные ситуационные реакции (чаще в форме психопатических реакций, развиваются остро, длительность - несколько дней); невротические расстройства (тревожно-фобические, обсессивно-компульсивные расстройства, развиваются подостро, длительность - до 2-3 месяцев); декомпенсация имеющегося пограничного психического расстройства (декомпенсация органического психического расстройства, легкой умственной отсталости, расстройства личности, развиваются подостро, длительность - от нескольких недель до месяцев); развитие психогенного реактивного психического расстройства психотического уровня (депрессивно-параноидные расстройства, развиваются также подостро, длительность 3-6 и более месяцев); манифестация эндогенного психического расстройства (в основном шизофрения, развивается подо-стро по эндореактивным механизмам). Для лиц с психотическими реактивными расстройствами характерно: низкий образовательный уровень, «органическая почва», трудности социальной адаптации (на свободе и в ИК); коморбидные личностные расстройства и алкоголизм [2, 4].

Анализ литературы позволил выделить некоторые закономерности. Во-первых, пенитенциарный стресс, включает многие факторы, влияющие на возникновение и динамику суицидального поведения. И первым из таких факторов является характеристика приводящего к возникновению пенитенциарного стресса обстоя-

34

Тюменский медицинский журнал № 3, 2012

тельства, которое может вызывать нарушение адаптации у практически любого человека. Психопатологическая структура пенитенциарного стресса включает тревожно-фобическую, аффективную симптоматику, в последней могут преобладать как эмоции депрессивного, так и дис-форического спектра. Подобные расстройства вызывают нарушение переносимости психоэмоциональных нагрузок, снижение толерантности к неблагоприятным воздействия среды, «уязвимость» в условиях уголовно-исполнительной системы. Во-вторых, при отсутствии адекватной и своевременной коррекции пенитенциарный стресс может привести к возникновению комор-бидных психических расстройств (соматоформ-ного расстройства, депрессивных эпизодов и реактивных депрессий), что является дополнительным фактором риска в возникновении суицидального (аутоагрессивного) поведения.

Таким образом, данные литературы свидетельствуют о том, что в условиях уголовно-исполнительной системы значимо повышается риск суицидальной активности подследственных. С учётом вышеизложенного, необходим поиск мер компенсации и профилактики пенитенциарных факторов суицидального риска, с привлечением к этому врачей-психиатров, психологов и педагогов для несовершеннолетних следственно-арестованных, направленных на превенцию (недопущение) дезадаптации и суицидального (аутоагрессивного) поведения.

Литература:

1. Ворошилин С.И. Генетико-биологические и физиологические факторы в генезе суицидального поведения // Суицидология. - 2012. - №1. - С. 33.

2. Малкин Д.А. Психические расстройства у осужденных, требующие стационарного психиатрического лечения. Методические рекомендации. Москва, 2011. - С. 5-6.

3. Обросов И.Ф. Расстройства личности у осужденных в местах лишения свободы (клинико-динамический и медико-социальный аспекты): Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. - М., 2004. - 43 с.

4. Насруллаев Ф.С. Раннее выявление психических расстройств у осужденных: Методические рекомендации. -М., 1996. - 20 с.

АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ДИНАМИКИ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ И ЧАСТОТЫ САМОУБИЙСТВ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В 1992-2003 ГГ.

А.И. Лазебник

РКПБ, г. Ижевск

E-mail автора: alazebnik51@mail.ru

Известно, что в периоды социальных кризисов, сопровождавшихся падением экономики и безработицей, нередко имело место увеличение показателя смертности от суицида. Вместе с тем вопрос о корреляции динамики безработицы и самоубийств во время социальных преобразований в нашей стране изучен недостаточно. Особенно актуально его изучение в регионах высокого суицидального риска, к которым относится Удмуртская Республика.

Цель исследования: выявление влияния потери работы на распространенность суицидов в Удмуртии в период перехода общества к рыночной экономике.

С помощью метода ранговой корреляции Спирмэна рассчитана связь между указанными показателями среди экономически активного населения республики за 12 лет (1992-2003 гг.). Данный исторический отрезок времени был условно разделен на три различающихся в социально-экономическом плане этапа.

Анализ сведений официальной статистики показал, что на 1 этапе переходного периода -этапе радикальных социально-экономических реформ (1992-1995 гг.) отмечался беспрецедентный рост числа безработных за счет заметного спада производства и массовых увольнений в Удмуртии. С 1992 по 1995 гг. показатель безработицы увеличился в 5,6 раза - с 1,5% до 8,5%. Средний уровень безработицы составил 4,5%. Одновременно с нарастающей безработицей, произошло увеличение показателя самоубийств в 1,6 раза - с 85,6 до 139,7 на 100000 экономически активного населения. Это был самый худший показатель за анализируемые 12 лет. Средняя частота самоубийств оказалось равной 106,7 на 100000 экономически активного населения. В 1992-1995 гг. связь между изучаемыми показателями была прямой и сильной (коэффициент корреляции составил 0,8). На 2 этапе - этапе социально-экономической нестабильности (19961999 гг.) рост безработицы замедлился. Но положительная динамика была прервана дефолтом 1998 г., после которого вновь выросла безработица. В общем, на этом этапе показатель безработицы уменьшился в 0,8 раза - с 7,3% до 5,2%. Средний уровень безработицы составил 6,2%. Синхронно с замедлением роста безработицы, уменьшился показатель самоубийств в 0,9 раза -с 134,8 до 123,7 на 100000 экономически активного населения. Вместе с тем средняя частота самоубийств в 1996-1999 гг., по сравнению с предыдущим этапом, возросла на 15,7% (126,5 на 100000 экономически активного населения).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.