Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ БПЛА СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ БПЛА СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
27
9
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
беспилотный летательный аппарат / системы видеоаналитики / обнаружение беспилотного летательного аппарата / радиолокация / unmanned aerial vehicle / video analytics systems / detection of unmanned aerial vehicle / radar

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А А. Коник, К К. Крупенникова

в представленной статье авторы, опираясь на нормативное регулирование в данной области с учетом последних изменений, освещают актуальное состояние системы противодействия беспилотным летательным аппаратам в органах внутренних дел Российской Федерации. В связи с тем, что данное направление является новым и недостаточно изученным, система противодействия беспилотным летательным аппаратам в органах внутренних дел имеет ряд проблемных аспектов, которые и были рассмотрены в данном исследовании. Авторами изучена сущность имеющихся пробелов и предложены пути их устранения. Ключевыми элементами рассматриваемых проблем, по мнению авторов, являются нормативная регламентация применения технических средств обнаружения и пресечения беспилотных летательных аппаратов, а также недостаточное материально-техническое обеспечение органов внутренних дел Российской Федерации этими средствами. В статье разработаны предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования в области противодействия функционированию беспилотных летательных аппаратов, организации обучения такому противодействию, а также представлены методические рекомендации по порядку действий сотрудника органа внутренних дел Российской Федерации при обнаружении функционирующего беспилотного летательного аппарата (с учетом его функционирования не только в воздушном пространстве, но и вблизи мест скопления людей, объектов МВД России). Предложен алгоритм действия сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации при обнаружении беспилотных летательных аппаратов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — А А. Коник, К К. Крупенникова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE POSSIBILITY OF COUNTERING THE FUNCTIONING OF UAVS BY EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES AT THE PRESENT STAGE

in the presented article, the authors, relying on regulatory regulation in this area, taking into account recent changes, highlight the current state of the system of countering unmanned aerial vehicles in the internal affairs bodies of the Russian Federation. Due to the fact that this area is new and insufficiently studied, the system of countering unmanned aerial vehicles in the internal affairs bodies has a number of problematic aspects, which were considered in this study. The authors have studied the essence of the existing gaps and proposed ways to eliminate them. The key elements of the problems under consideration, according to the authors, are the regulatory regulation of the use of technical means of detecting and suppressing unmanned aerial vehicles, as well as insufficient logistical support for the internal affairs bodies of the Russian Federation with these means. The article develops proposals for improving regulatory and legal regulation in the field of countering the functioning of unmanned aerial vehicles, organizing training in such counteraction, and also provides methodological recommendations on the procedure for an employee of the internal affairs body of the Russian Federation when detecting functioning unmanned aerial vehicles (taking into account its functioning not only in airspace, but also near crowded places, objects of the Ministry of Internal Affairs of Russia). An algorithm for the actions of employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation in detecting unmanned aerial vehicles is proposed

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ БПЛА СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

2024 ' 3__публично-правовые

(государственно-правовые) науки

АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ БПЛА СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

ANALYSIS OF THE POSSIBILITY OF COUNTERING THE FUNCTIONING OF UAVS BY EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES AT THE

PRESENT STAGE

УДК 623.76

А.А. КОНИК,

кандидат педагогических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Белгород, Россия) 89205666067@mail.ru

ALEXEY A. KONIK,

Candidate of Pedagogical Sciences (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

К.К. КРУПЕННИКОВА

(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Белгород, Россия) krupennikovakristina@yandex.ru

KRISTINA K. KRUPENNIKOVA

(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

Аннотация: в представленной статье авторы, опираясь на нормативное регулирование в данной области с учетом последних изменений, освещают актуальное состояние системы противодействия беспилотным летательным аппаратам в органах внутренних дел Российской Федерации. В связи с тем, что данное направление является новым и недостаточно изученным, система противодействия беспилотным летательным аппаратам в органах внутренних дел имеет ряд проблемных аспектов, которые и были рассмотрены в данном исследовании. Авторами изучена сущность имеющихся пробелов и предложены пути их устранения. Ключевыми элементами рассматриваемых проблем, по мнению авторов, являются нормативная регламентация применения технических средств обнаружения и пресечения беспилотных летательных аппаратов, а также недостаточное материально-техническое обеспечение органов внутренних дел Российской Федерации этими средствами. В статье разработаны предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования в области противодействия функционированию беспилотных летательных аппаратов, организации обучения такому противодействию, а также представлены методические рекомендации по порядку действий сотрудника органа внутренних дел Российской Федерации при обнаружении функционирующего беспилотного летательного аппарата (с учетом его функционирования не только в воздушном пространстве, но и вблизи мест скопления людей, объектов МВД России). Предложен алгоритм действия сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации при обнаружении беспилотных летательных аппаратов.

Ключевые слова: беспилотный летательный аппарат, системы видеоаналитики, обнаружение беспилотного летательного аппарата, радиолокация.

Для цитирования: Коник А.А., Крупенникова К.К. Анализ возможности противодействия функционированию БПЛА сотрудниками органов внутренних дел на современном этапе // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. - 2024. - № 3. - С. 30-35.

Abstract: in the presented article, the authors, relying on regulatory regulation in this area, taking into account recent changes, highlight the current state of the system of countering unmanned aerial vehicles in the internal affairs bodies of the Russian Federation. Due to the fact that this area is new and insufficiently studied, the system of countering unmanned aerial vehicles in the internal affairs bodies has a number of

публично-правовые

(государственно-правовые) науки

2024'3

problematic aspects, which were considered in this study. The authors have studied the essence of the existing gaps and proposed ways to eliminate them. The key elements of the problems under consideration, according to the authors, are the regulatory regulation of the use of technical means of detecting and suppressing unmanned aerial vehicles, as well as insufficient logistical support for the internal affairs bodies of the Russian Federation with these means. The article develops proposals for improving regulatory and legal regulation in the field of countering the functioning of unmanned aerial vehicles, organizing training in such counteraction, and also provides methodological recommendations on the procedure for an employee of the internal affairs body of the Russian Federation when detecting functioning unmanned aerial vehicles (taking into account its functioning not only in airspace, but also near crowded places, objects of the Ministry of Internal Affairs of Russia). An algorithm for the actions of employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation in detecting unmanned aerial vehicles is proposed.

Keywords: unmanned aerial vehicle, video analytics systems, detection of unmanned aerial vehicle, radar.

For citation: Konik A.A., Krupennikova K.K. Analysis of the possibility of countering the functioning of uavs by employees of internal affairs bodies at the present stage // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. - 2024. - № 3. - P. 30-35.

Анализ современной ситуации как на российской, так и международной арене свидетельствует о появлении и развитии новой угрозы - использования беспилотных летательных аппаратов (далее - БПЛА), представляющих опасность в виде нарушения (прекращения) функционирования объектов критической инфраструктуры, распыления отравляющих веществ, распространения наркотических средств и психотропных веществ, транспортировки взрывных устройств и легковесного оружия и т.д. БПЛА представляют особую опасность, что обусловлено возможностью выполнения правонарушителем с их помощью широкого спектра задач разведывательного, боевого, разрушительного характера.

Согласно статистическим данным Росгвар-дии при охране Запорожской и Курской атомных электростанций каждые 24 часа фиксируется и блокируется от пяти до девяти сигналов дистанционного управления БПЛА. С начала специальной военной операции на Украине сотрудники ведомства обнаружили 2 585 БПЛА и 1 339 мест их запуска. Также в соответствии со статистическими данными Федеральной службы исполнения наказаний в 2022 году в России зарегистрирована 81 попытка полетов дронов над территорией учреждений уголовно-исполнительной системы. Сотрудники Федеральной службы охраны указали, что в 2022 году в России ими было пресечено 208 полетов над охраняемыми объектами.

Приведенная выше статистика обуславливает необходимость интегрированного противодействия функционированию БПЛА. Работа в данном направлении уже проводится. Так, Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 440-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

(далее - Закон № 440-ФЗ)1 были внесены изменения в нормативно-правовые акты, регламентирующие полномочия Министерства внутренних дел, Росгвардии, Федеральной службы охраны, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки, Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации в части, касающейся противодействия БПЛА, а именно расширены основания, согласно которым можно подавлять БПЛА.

В сферу полномочий сотрудников полиции были внесены изменения, в частности в п. 40 ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (далее - Закон «О полиции»)2. Предыдущая редакция предоставляла возможность «пресекать нахождение беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве», в то время как новая - «пресекать функционирование беспилотных аппаратов». Таким образом, пресечение БПЛА возможно не только при условии их нахождения в воздушном пространстве, но и на земле и в воде.

Одной из проблем рассматриваемой сферы является порядок применения специальных средств и огнестрельного оружия по отдельным основаниям в условиях изменяющегося полицейского законодательства. В Законе «О полиции» установлено, что пресечение функционирования БПЛА допустимо «в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан, сотрудни-

1 Федеральный закон от 04.08.2023 № 440-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Кон-сультантПлюс» (дата обращения: 10.10.2023).

2 Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.10.2023).

2024'3

публично-правовые (государственно-правовые) науки

ков органов внутренних дел, в том числе в месте проведения публичного (массового) мероприятия и прилегающей к нему территории, проведения неотложных следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий».

Для решения поставленной задачи законодатель предусмотрел два основных механизма:

1) применение специальных средств подавления или преобразования сигналов дистанционного управления беспилотными воздушными судами, воздействия на их пульты управления (п. 12 ч. 1, п. 15 ч. 2 ст. 21 Закона «О полиции»);

2) применение огнестрельного оружия для повреждения или уничтожения данных судов (п. 5 ч. 3 ст. 23 Закона «О полиции»).

Опираясь на научные исследования, выделим следующие виды методов реализации данных механизмов: радиоэлектронные, физические и оптические [1, с. 37].

К радиоэлектронным методам относятся: применение электромагнитных импульсов; прерывание канала управление БПЛА постановкой помех при помощи наземной станции; перехват управления БПЛА; прерывание канала связи БПЛА с навигационной системой постановкой помех; фальсификация навигационных координат (GPS-/ГЛОНАСС-спуфинг) и др.

К физическим методам отнесены: уничтожение применением огнестрельного оружия; применение дрона-истребителя и др.

Оптические методы предполагают ослепление системы БПЛА при помощи светотехнических установок.

Безусловно, эффективность подавления БПЛА зависит от его размера и характеристик. Так, для крупных БПЛА наиболее оптимальными являются комбинированные методы, а для небольших, высокоскоростных - радиоэлектронные.

Также в теории противодействия БПЛА выделены организационные меры и физическое воздействие [2, с. 315].

Организационные меры подразумевают воздействие на законодательную базу - модернизацию законодательства, ее адаптацию к новым современным вызовам.

Физическое воздействие включает в себя влияние непосредственно на БПЛА, направленное на его повреждение или уничтожение. Так, сейчас применяется радиоэлектронная борьба, в ходе которой оператор теряет возможность управления, когда БПЛА уже не может функционировать в штатном режиме (зависает, падает, возвращается на точку отправки), не передает видеоизображение, не отражает геопозицию и т.д.

Отмечаем, что наиболее распространенным методом в деятельности сотрудников полиции является противодействие БПЛА посредством при-

менения огнестрельного оружия. Однако штатное вооружение сотрудника полиции (пистолет Макарова, автомат и др.) не является эффективным оружием для подавления БПЛА, поэтому необходимо использовать оружие с дробовым зарядом. Требует рассмотрения вопрос о включении в перечень штатного вооружения баллистического либо энергетического оружия, которое позволяет поражать БПЛА на дистанции до 500 м, а также пушек, метающих сетей, способных остановить дрон на дистанции до 100 м [3, с. 53].

При применении огнестрельного оружия сотрудники полиции должны учитывать потенциальную опасность причинения вреда населению, ведь действия, направленные на повреждение или уничтожение БПЛА, приводят к неконтролируемому падению, что крайне опасно, поскольку беспилотный аппарат может являться средством транспортировки взрывчатого вещества. Так, приказом МВД России от 30 апреля 2020 г. № 252 «Об утверждении Порядка принятия решения о пресечении нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан над местом проведения публичного (массового) мероприятия и прилегающей к нему территории, проведения неотложных следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий и Перечня должностных лиц, уполномоченных на принятие такого решения»3 регламентировано, что прежде чем сбить БПЛА, сотрудники должны определить примерное место падения и вывести оттуда людей. Данная задача должна выполняться оперативно, так как промедление может привести к достижению БПЛА своей цели либо к падению в случае его подавления в место массового скопления людей. Для успешного осуществления операции необходимо взаимодействие с населением посредством информационных технологий, распространенных и массово используемых. Такое взаимодействие может осуществляться при помощи ботов в мес-сенджерах, где население будет оповещаться о приближающемся БПЛА (к примеру, с помощью уже созданного бота «КИБЕРДРУЖИНА» в Telegram4).

3 Приказ МВД России от 30.04.2020 № 252 «Об утверждении Порядка принятия решения о пресечении нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан над местом проведения публичного (массового) мероприятия и прилегающей к нему территории, проведения неотложных следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий и Перечня должностных лиц, уполномоченных на принятие такого решения» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.10.2023).

4 КИБЕРДРУЖИНА [Электронный ресурс]. - URL: https://t.

me/KiberDruzhina bot

публично-правовые (государственно-правовые) науки

2024'3

Также не менее важной проблемой являются сложности при обнаружении БПЛА сотрудниками органов внутренних дел, что обусловлено высотой полета (в ясную погоду составляет более 200 метров). Для успешного и своевременного обнаружения БПЛА необходимы устройства для его обнаружения и оперативная реакция противодействия.

Эффективное обнаружение может быть обеспечено радиолокационными станциями (до 3 тыс. м), которые реагируют на факт движения любых летательных аппаратов (самолетного типа, парашютистов, дронов, птиц и т.д.) и заблаговременно оповещают оператора о приближении различных типов целей [4, с. 139].

Еще одним способом успешного обнаружения БПЛА является использование оптических, тепловизионных и радиочастотных датчиков в комплексе со специальным программным обеспечением, создающим благоприятные условия для интеграции работы сенсоров, датчиков, получения оперативно значимых данных о цели, ее координатах и т.д. [5]

Отмечаем, что п. 3. приказа МВД России от 30 апреля 2020 г. № 252 «Об утверждении Порядка принятия решения о пресечении нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан над местом проведения публичного (массового) мероприятия и прилегающей к нему территории, проведения неотложных следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий и Перечня должностных лиц, уполномоченных на принятие такого решения» (далее - Приказ), установлено, что «пресечение нахождения БВС в воздушном пространстве осуществляется посредством подавления или преобразования сигналов дистанционного управления БВС, воздействия на их пульты управления, а также повреждения или уничтожения БВС»5. То есть специальные технические средства противодействия беспилотным аппаратам, предусмотренные п. 15 ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»,

5 Приказ МВД России от 30.04.2020 № 252 «Об утверждении Порядка принятия решения о пресечении нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан над местом проведения публичного (массового) мероприятия и прилегающей к нему территории, проведения неотложных следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий и Перечня должностных лиц, уполномоченных на принятие такого решения» установлено, что «пресечение нахождения БВС в воздушном пространстве осуществляется посредством подавления или преобразования сигналов дистанционного управления БВС, воздействия на их пульты управления, а также повреждения или уничтожения БВС» [ Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 12.10.2023).

большей частью направлены на подавление БПЛА, а не на его обнаружение.

Немаловажным аспектом является также и то, что представленный выше Приказ не учитывает актуальные изменения иных нормативных правовых актов, излагая порядок принятия решений о пресечении именно беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве.

В связи с вышеизложенным особую актуальность приобретает разработка нового приказа МВД России, название которого можно было бы изложить в следующей редакции «Об утверждении Порядка принятия решения о пресечении функционирования беспилотных аппаратов в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан, обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов МВД России и Перечне должностных лиц полиции, уполномоченных на принятие такого решения», направленного на реализацию норм Федерального закона от 4 августа 2023 г. № 440-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»6 в части, касающейся пресечения функционирования беспилотных аппаратов.

Полагаем, что в новом приказе пункт, излагающий способы пресечения БПЛА, может быть представлен в следующей редакции: «...пресечение функционирования беспилотных аппаратов осуществляется посредством обнаружения, подавления или преобразования сигналов дистанционного управления беспилотных аппаратов, воздействия на их пульты управления, а также повреждения или уничтожения беспилотных аппаратов».

Реализация этого предложения может способствовать оптимизации процесса противодействия БПЛА сотрудниками органов внутренних дел России.

В связи с тем что каждое техническое средство имеет ограничения, которые должны быть учтены при их использовании (радиус обнаружения, наличие оптической видимости, отражения от металлоконструкций), необходимо обеспечение регулярного обучения сотрудников органов внутренних дел по управлению и подавлению БПЛА. Полагаем, что обучение может проводиться на базе образовательных организаций, специализирующихся на обучении специалистов в области информационно-телекоммуникационных технологий, автоматизированных систем, радиотехнических систем, компьютерной безопасности, или в структуре которых предусмо-

6 Федеральный закон от 04.08.2023 № 440-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 12.10.2023).

2024 ' 3

публично-правовые

(государственно-правовые) науки

трен радиотехнический факультет, а также на базе образовательных организаций МВД России с учетом необходимости дальнейшего внедрения БПЛА в служебную деятельность сотрудников полиции. Программа обучения должна включать в себя теоретические, практические занятия и контрольные упражнения, демонстрируемые на зачете, проводимом по окончании такого обучения.

Отмечаем, что пресечение функционирования БПЛА сотрудниками ОВД целесообразно разделить на две стадии: обнаружение и противодействие.

Обнаружение может обеспечиваться следующими технологиями или комплексным использованием данных технологий:

1) системы с радиолокацией (фиксируют факт перемещения объекта в воздухе и передают координаты с точностью до трех метров);

2) системы с радиочастотной идентификацией (регистрируют радиосигналы и идентифицирует БПЛА по сигнатуре сигнала с определением факта наличия БПЛА и направление с точностью от 30 до 90 град.) с целью выявления точного типа объекта;

3) системы видеоаналитики (позволяют подтвердить наличие БПЛА визуально).

В связи с внесенными изменениями в законодательство, считаем целесообразным представить методические рекомендации по порядку действий сотрудника ОВД при обнаружении функционирующего БПЛА (с учетом его функционирования не только в воздушном пространстве, но и вблизи мест скопления людей, объектов МВД России):

1. Незамедлительно доложить о факте обнаружения оперативному дежурному, указав следующие данные:

- количество БПЛА;

- примерную конфигурацию БПЛА (размер,

окрас, наличие оружия, боеприпасов, взрывных устройств и т.д.);

- характер совершаемых действий БПЛА (зависания, изменения высоты и т.д.);

- направление полета или движения;

- характер движения (прямолинейное или криволинейное).

2. Определяя примерное место падения или конечной точки направления, обеспечить эвакуацию людей. Такое взаимодействие может осуществляться при помощи ботов в мес-сенджерах, где население будет оповещаться о приближающимся БПЛА (к примеру, с помощью уже созданного бота «КИБЕРДРУЖИНА» в Telegram).

Отмечаем, что использование информационных технологий возможно только на безопасном от БПЛА расстоянии, в связи с чем функцию информирования может обеспечить дежурный, получивший доклад об обнаружении БПЛА.

3. Принять меры по установлению контакта с внешним пилотом.

4. Принять решение о способе противодействия БПЛА (физическое устранение или создание условий невозможности его функционирования под управлением оператора) с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий БПЛА, угрозы жизни, здоровью, имуществу граждан (в том числе сотрудников органов внутренних дел), наличия подтверждающих причастность БПЛА и (или) его внешнего пилота к совершению противоправных действий.

Резюмируя вышеизложенное, отмечаем, что анализ проблемы противодействия БПЛА позволяет сделать выводы о необходимости дальнейшего совершенствования правового регулирования в указанной сфере, а также модернизации уже известных и поиска новых технических средств их обнаружения и противодействия.

Литература

1. Аджахунов Э.А., Николаев О.В. Комплекс перехвата управления БПЛА // Вестник Концерна ВКО Алмаз-Антей.

- 2021. - № 2. - С. 35-41.

2. Сильников М.В., Лазоркин В.И. Активная защита объектов от диверсионных средств поражения: монография.

- Санкт-Петербург: Любавич, 2022. - 440 с.

3. Чурин Р.А. Особенности исследования беспилотных летательных аппаратов // Информационные технологии в деятельности органов внутренних дел. - 2023. - № 1.- С. 51-54.

4. Басан А.С., Басан Е.С., Пшихопов В.Х. Анализ методов и систем детектирования и противодействия БПЛА // Перспективные системы и задачи управления. - 2020. - № 5. - С. 137-147.

5. Засыпкин И.В., Алдушина К.В. Перспективы использования БПЛА ОВД МВД России при проведении специальных операций при возникновении чрезвычайных обстоятельств / Актуальные вопросы применения инновационных средств обучения сотрудников силовых ведомств Российской Федерации: сборник научных статей по итогам научно-практической конференции. - Москва, 2023. С. 52-57.

6. Александров А.Н., Дизер О.А. Особенности применения полицией специальных технических средств противодействия беспилотным воздушным судам как административный элемент управления / Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права (Сорокинские чтения): сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции; под общ. ред. А.И. Каплунова. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2023. С. 747-751.

публично-правовые

(государственно-правовые) науки

2024'3

7. Вахитов Д.М. Правовые и организационные основы тактических способов действий при пресечении несанкционированного нахождения беспилотных летательных аппаратов в воздушном пространстве над местами выполнения войсками Росгвардии служебно-боевых задач / Яковлевские чтения: сборник научных статей II Межведомственной научно-практической конференции с международным участием. В 2-х ч.- Новосибирск: Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, 2023. Ч. 2. С. 88-98.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Сухов А.В., Пузийчук С.И. Информационный анализ эффективности радиопротиводействия беспилотным воздушным судам // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. - 2022. - № 5 (69). - С. 58-70.

9. Черных А.А., Кондратова В.А. Специальные технические средства противодействия беспилотным воздушным суднам, применяемые полицией // Научный компонент. - 2022. - № 3 (15). - С. 60-65. - DOI 10.51980/2686-939Х_2022_3_60.

10. Гусев В.А., Пивоваров Д.В., Филиппов О.Ю. Отдельные аспекты применения полицией огнестрельного оружия в отношении незаконно находящихся в воздушном пространстве беспилотных летательных аппаратов // Научный вестник Омской академии МВД России. - 2021. - Т. 27. - № 4 (83). - С. 325-329. - DOI 10.24411/1999-625Х-2021-4-83-325-329.

11. Полякова Н.В., Красноруцкая Т.А. Административно-правовое регулирование применения беспилотных летательных аппаратов в сфере деятельности органов внутренних дел // Вестник Воронежского института МВД России. - 2020.

- № 4. - С. 230-234.

12. Бараненков В.В. Правовое регулирование борьбы с беспилотными воздушными средствами // Военное право.

- 2019. - № 6 (58). - С. 57-68.

References

1. Adzhakhunov E.A., Nikolaev O.V. Kompleks perekhvata upravleniya BPLA // Vestnik Kontserna VKO Almaz-Antei. - 2021.

- № 2. - S. 35-41.

2. Sil'nikovM.V., Lazorkin V.I. Aktivnaya zashchita ob»ektov ot diversionnykh sredstv porazheniya: monografiya. - Sankt-Peterburg: Lyubavich, 2022. - 440 s.

3. Churin R.A. Osobennosti issledovaniya bespilotnykh letatel'nykh apparatov // Informatsionnye tekhnologii v deyatel'nosti organov vnutrennikh del. - 2023. - № 1.- S. 51-54.

4. Basan A.S., Basan E.S., Pshikhopov V.Kh. Analiz metodov i sistem detektirovaniya i protivodeistviya BPLA // Perspektivnye sistemy i zadachi upravleniya. - 2020. - № 5. - S. 137-147.

5. Zasypkin I.V., Aldushina K.V. Perspektivy ispol'zovaniya BPLA OVD MVD Rossii pri provedenii spetsial'nykh operatsii pri vozniknovenii chrezvychainykh obstoyatel'stv // Aktual'nye voprosy primeneniya innovatsionnykh sredstv obucheniya sotrudnikov silovykh vedomstv Rossiiskoi Federatsii: sbornik nauchnykh statei po itogam nauchno-prakticheskoi konferentsii. - Moskva, 2023. S. 52-57.

6. AleksandrovA.N., Dizer O.A. Osobennosti primeneniya politsiei spetsial'nykh tekhnicheskikh sredstv protivodeistviya bespilotnym vozdushnym sudam kak administrativnyi element upravleniya / Aktual'nye problemy administrativnogo i administrativno-protsessual'nogo prava (Sorokinskie chteniya): sbornik statei po materialam Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii; pod obshch. red. A.I. Kaplunova. - Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskii universitet Ministerstva vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii, 2023. S. 747-751.

7. Vakhitov D.M. Pravovye i organizatsionnye osnovy takticheskikh sposobov deistvii pri presechenii nesanktsionirovannogo nakhozhdeniya bespilotnykh letatel'nykh apparatov v vozdushnom prostranstve nad mestami vypolneniya voiskami Rosgvardii sluzhebno-boevykh zadach / Yakovlevskie chteniya: sbornik nauchnykh statei II Mezhvedomstvennoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem. V 2-kh ch.- Novosibirsk: Novosibirskii voennyi institut imeni generala armii I.K. Yakovleva voisk natsional'noi gvardii Rossiiskoi Federatsii, 2023. Ch. 2. S. 88-98.

8. Sukhov A.V., Puziichuk S.I. Informatsionnyi analiz effektivnosti radioprotivodeistviya bespilotnym vozdushnym sudam // Informatsionno-ekonomicheskie aspekty standartizatsii i tekhnicheskogo regulirovaniya. - 2022. - № 5 (69). - S. 58-70.

9. Chernykh A.A., Kondratova V.A. Spetsial'nye tekhnicheskie sredstva protivodeistviya bespilotnym vozdushnym sudnam, primenyaemye politsiei // Nauchnyi komponent. - 2022. - № 3 (15). - S. 60-65. - DOI 10.51980/2686-939X_2022_3_60.

10. Gusev V.A., Pivovarov D.V., Filippov O.YU. Otdel'nye aspekty primeneniya policiej ognestrel'nogo oruzhiya v otnoshenii nezakonno nahodyaschihsya v vozdushnom prostranstve bespilotnyh letatel'nyh apparatov // Nauchnyj vestnik Omskoj akademii MVD Rossii. - 2021. - T. 27. - № 4 (83). - S. 325-329. - DOI 10.24411/1999-625X-2021-4-83-325-329.

11. Polyakova N.V., Krasnorutskaya T.A. Administrativno-pravovoe regulirovanie primeneniya bespilotnykh letatel'nykh apparatov v sfere deyatel'nosti organov vnutrennikh del // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. - 2020. - № 4. - S. 230-234.

12. Baranenkov V.V. Pravovoe regulirovanie bor'by s bespilotnymi vozdushnymi sredstvami // Voennoe pravo. - 2019. - № 6 (58).

- S. 57-68.

(статья сдана в редакцию 11.01.2024)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.