Научная статья ■УДК 34
https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-6-83-89 EDN: https://elibrary.ru/nslqmc NIION: 2015-0066-6/23-857 MOSURED: 77/27-011-2023-06-056
Проблемы в организации пресечения сотрудниками ОВД РФ
несанкционированного нахождения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в воздушном пространстве
Виталий Викторович Копылов1, Алексей Александрович Субботин2
1,2 Тверской филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Тверь, Россия,
Аннотация. Исследуется проблема организации пресечения сотрудниками ОВД РФ несанкционированного нахождения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в воздушном пространстве в РФ. Изучаются обстоятельства (условия), способствовавшие возникновению проблемы в использовании БПЛА в РФ. Анализируются правовые основы, регламентирующие порядок пресечения сотрудниками ОВД РФ несанкционированного нахождения БПЛА в воздушном пространстве, исследуются недостатки в порядке действий сотрудников полиции при пресечении несанкционированного нахождения БПЛА в воздушном пространстве. Выявляются общие недостатки отечественных (комплексов) радиоэлектронной борьбы. Исследуется «социальный фактор» и его влияние на стратегию применения (комплексов) радиоэлектронной борьбы. В заключении приводятся предложения в части повышения эффективности организации пресечения несанкционированного нахождения БПЛА в воздушном пространстве.
Ключевые слова: БПЛА, беспилотный летательный аппарат, квадрокоптер, сотрудники ОВД РФ, противодействие беспилотным воздушным судам, комплексы радиоэлектронной борьбы, датчики обнаружения
Для цитирования: Копылов В. В., Субботин А. А. Проблемы в организации пресечения сотрудниками ОВД РФ несанкционированного нахождения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в воздушном пространстве II Вестник экономической безопасности. 2023. № 6. С. 83-89. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-6-83-89. EDN: NSLQMC.
Original article
Problems in the organization ofthe suppression ofunauthorized presence of unmanned aerial vehicles (UAVs) in the airspace by employees ofthe internal affairs bodies ofthe Russian Federation
Vitaly V. Kopylov1, Alexey A. Subbotin2
12 Tver branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot',
Tver, Russia, [email protected]
Abstract. The problem of the organization of the suppression by emplyees of the internal affairs bodies of the Russian Federation of the unauthorized presence of unmanned aerial vehicles (UAVs) in the airspace of the Russian Federation is investigated. The circumstances (conditions) that contributed to the problem of using UAVs in the Russian Federation are being studied. The legal framework governing the procedure for the suppression of unauthorized presence of UAVs in airspace by employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation is analyzed, shortcomings in the procedure of actions of police officers in suppressing unauthorized presence of UAVs in airspace are examined. The general disadvantages of domestic (complexes) of electronic warfare are revealed. The «social factor» and its influence on the strategy of using electronic warfare (complexes) are being investigated. In conclusion, proposals are made to improve the effectiveness of the organization of the suppression of unauthorized UAVs in the airspace.
Keywords: UAV, unmanned aerial vehicle, quadrocopter, IAB officers of the Russian Federation, counteraction to unmanned aircraft
For citation: Kopylov V. V., Subbotin A. A. Problems in the organization of the suppression of unauthorized presence of unmanned aerial vehicles (UAVs) in the airspace by employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation. Bulletin of economic security. 2023;(6):83-9. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-6-83-89. EDN: NSLQMC.
© Копылов В. В., Субботин А. А., 2023
Гражданские беспилотные летательные аппараты1 (далее - БПЛА): квадрокоптеры, мультикоптеры, дро-ны, беспилотники вошли в нашу жизнь, как высокотехнологичные игрушки и хобби для проведения дрон-сталкинга (осуществление любительской панорамной видеосъемки), дрон-рейсинга (гонки на квадрокоптерах) и т. п. Существует два вида БПЛА. Первый вид - специализированные, которые разрабатываются и поставляются в интересах специальных государственных служб и ведомств. Второй вид - гражданско-бытового назначен. К этому виду относятся те аппараты, которые можно приобрести в розничной торговой сети [5]. Данный вид домашней развлекательной электроники является крайне востребованным устройством, пользующимся большим спросом в нашей стране. Так, только за 9 месяцев 2017 года в России было продано свыше 55 тысяч аппаратов БПЛА, даже после введения ограничительных мер на использование БПЛА, в первом квартале 2023 года продажи этих устройств выросли в 15-20 раз.
Несмотря на развлекательно-игровую направленность БПЛА, международная практика использования БПЛА показала, что данные устройства обладают серьезными потенциально опасными свойствами, которые при необходимости могут быть применены для совершения противоправных деяний. Так, БПЛА управляется анонимно и дистанционно, они легки в управлении, обычный «гражданский» БПЛА класса «микро» при минимальной доработке может переносить взрывные устройства и отравляющие вещества. В разобранном виде такой летательный аппарат умещается в багажнике автомобиля. Время на сбор аппарат может составить до часа. Время работы в воздухе до 5 часов. Взлетать может с руки или асфальтированной дороги. Существующая система ПВО не всегда их может идентифицировать, так как летящие на высоте 100 метров БПЛА со скоростью 100 км/ч воспринимается как летящая птица. В зависимости от оснащения БПЛА могут использоваться для осуществления разведывательных действий (панорамная видеосъемка) и доставка отравляющих и взрывчатых веществ.
Необходимо отметить, что в и отечественной практике использования, БПЛА относятся к категории «изделий двойного назначения», так в положениях Федерального закона от 18 июля 1999 года № 183 «Об экспертном контроле» БПЛА рассматриваются как «Средства доставки», способные доставлять оружие массового поражения [2]. Кроме того, в Указе Президента Российской Федерации от 2 июня 2020 года № 355
1 Беспилотное воздушное судно - это воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (п. 5 ст. 32 Воздушного кодекса РФ). Выделяют четыре класса: «микро» (до 10 кг веса,
1 час работы и потолок высоты полета 1 км); «мини» (до 50 кг веса
3 часа работы, потолок высоты полета 3-5 км); «средние» (до 1000 кг веса 10-12 часа работы, потолок высоты полета 9-10 км); «тяжелые» (более 1000 кг веса 24 часа работы, потолок высоты полета до 20 км).
«Об основах государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания »п. 12 указывается, что «развертывание ударных беспилотных аппаратов относится к основным военным опасностям», в п. 14 отмечается, что «принимается во внимание размещение потенциальным противником ударных беспилотных аппаратов» [4]. Еще в 2010 году в п. 5 ст. 32 Воздушного кодекса России БПЛА были причислены к беспилотным воздушным судам (БВС) со всеми исходящими из этого ограничениями, запретами и регламентами.
Но, несмотря на все эти предостережения и ограничения БПЛА в РФ свободно и бесконтрольно продавались и использовались.
Постоянный и многолетний спрос привел к тому, что в настоящий момент на территории России у граждан в собственности находится около 500 тысяч гражданских БПЛА (из которых только 70 тысяч БПЛА поставлены на учет в Росавиации2).
Уникальные свойства БПЛА, доступное (свободное) приобретение БПЛА, отсутствие правовых ограничений и запретов в использовании данных изделий не смогли не заинтересовать криминальные структуры для использования БПЛА для совершения различных противоправных деяний.
Начиная с 2016 года, на территории России стали активно фиксировать многочисленные случаи использования БПЛА для совершения преступлений и несанкционированных полетов в запрещенных для полетов местах. В связи с бесконтрольным использованием и большим количеством БПЛА в собственности у граждан. Ситуация с использованием БПЛА в нашей стране стала усугубляться. В связи с чем назрела острая необходимость правовой регламентации использования БПЛА, в части введения нормативных ограничений: правовых норм, регулирующих порядок учета и ограничений (запретов) использования БПЛА в воздушном пространстве.
В качестве решения этой проблемы был принят Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. № 404 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ № 404), который в своих положениях дает право сотрудникам целого рядя ведомств РФ (МВД, ФСБ, УФСИН, ФСО, Росгвардия, СВР) пресекать незаконное нахождение БПЛА в воздушном пространстве.
В соответствии с поправками, внесенными в ст. 13 ФЗ № 3 «О полиции» (далее - ФЗ № 3), сотрудники полиции при исполнении своих обязанностей имеют право пресекать нахождение БПЛА в воздушном пространстве, в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан над местом проведения публичного (массового) мероприятия и прилегающей к нему территорий, проведения
2 Обязательная регистрация БПЛА в Росавиации и получение разрешения на полеты были введены только с 19 марта 2022 года.
JURISPRUDENCE
неотложных следственных действии и оперативно-розыскных мероприятий [2]1, но с существенной оговоркой - решение о пресечении несанкционированного нахождения БПЛА в воздушном пространстве принимают должностныее лица ОВД РФ, входящие в перечень приказа МВД России от 30 апреля 2023 г. № 252 (далее -приказ 252) [6].
Положения приказа № 252 вызывают много неопределенностей, особенно проблематичным видится сам процесс принятия решения о пресечении нахождения БПЛА в воздушном пространстве. Так, в соответствии сп.6 («Порядка принятия решения...) Уполномоченное должностное лицо при получении информации (с ПВН - пункта визуального наблюдения от дежурного по ПВН) о нахождении БПЛА в воздушном пространстве над местом проведения публичного (массового) мероприятия и прилегающей к нему территории, неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий «принимает меры по установлению контакта с внешним пилотом» [6]. Тут возникают вопросы. Как выявляется внешний пилот? Как и с помощью чего предлагается установить контакт с внешним пилотом? А если контакт не установлен? если внешний пилот не обнаружен? Ели внешний пилот не захотел прекращать управление БПЛА?
Далее в п. 7 этого приказа указывается, что «Уполномоченное должностное лицо принимает решение о пресечении нахождения БПЛА в воздушном пространстве предназначенными для этого силами и средствами с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности БПЛА», наличии подтверждающих причастность БПЛА и (или) его внешнего пилота к совершению противоправных действий. Опять возникают вопросы: как будет определяться причастность БПЛА и его внешнего пилота к совершению противоправных действий? В чем это будет выражаться, по каким признакам? Очевидно, что все эти вопросы, не имеющие четкого определения существенным образом, будут снижать оперативность принятия решения и, как следствие, оперативность пресечения (ликвидации) нахождения БПЛА в воздушном пространстве.
1 Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права: (п. 40) пресекать нахождение беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан над местом проведения публичного (массового) мероприятия и прилегающей к нему территории, проведения неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Такое пресечение осуществляется посредством подавления или преобразования сигналов дистанционного управления беспилотными воздушными судами, воздействия на их пульты управления, а также повреждения или уничтожения данных судов. Порядок принятия решения о пресечении нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в указанных целях, а также перечень должностных лиц полиции, уполномоченных на принятие такого решения, определяется руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Кроме этого, много вопросов и к содержанию п. 8 приказа 252: «уполномоченное должностное лицо при принятии решения о пресечении нахождения БПЛА в воздушном пространстве обязано оценить возможные риски от приземления либо падения БПЛА, а также принять меры по удалению граждан, их имущества с места предполагаемого приземления либо падения БПЛА» [6]. Как можно на практике оценить риски от падения БПЛА? А если БПЛА несет взрывное или отравляющее вещество? А если БПЛА несколько? Как определить возможное место падения БПЛА, летящего со скоростью 100-160 км/ч? Насколько реально - одномоментная эвакуация граждан и их имущества с места возможного падения БПЛА? (А если идет футбольный матч или эстрадный концерт и т. п., насколько экстренная эвакуация большого количества людей в данных условиях практически выполнима?).
Данный порядок пресечения сотрудниками ОВД РФ нахождения беспилотных воздушных судов в части управления неэффективный и сложный, во многом зависит от «человеческого фактора» (ошибки при выполнении сотрудником своих функций), исправности средств связи и т. п., и самое главное, он не учитывает «фактора внезапности»: так в ночное время суток БПЛА не видно уже с высоты 12 м, шум винтов не слышен с высоты выше 70 м, и «фактора скорости»: 100-160 км/ч, поэтому БПЛА при совершении противоправных действий появляются внезапно и на большой скорости. Уполномоченное лицо может просто не успеть передать команду на пресечение БПЛА, а сотрудник полиции без команды не вправе пресечь БПЛА.
Само пресечение (ликвидация) нахождения БПЛА в воздушном пространстве нормативно предполагается двумя способами:
- «посредством подавления (каналов связи и управления) или преобразования сигналов дистанционного управления беспилотными воздушными судами, воздействия на их пульты управления;
- повреждения или уничтожения данных судов» [1].
Для уничтожения или повреждения БПЛА, в положениях п. 5 ч. 2 ст. 23 ФЗ № 3 предусматривается, что сотрудник полиции имеет право применять огнестрельное оружие для «пресечения нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве, если иными средствами прекратить их нахождение в воздушном пространстве не представляется возможным» [2].
Возникают вопросы, которые необходимо дополнительно проработать. Для ведения точного и результативного огня по воздушным целям необходима особая специализированная подготовка. Для этого сотрудники полиции должны иметь навыки стрельбы по движущейся воздушной цели с упреждением и т. п., обладать специальными знаниями и умениями, навыками, позволяющими при ведении огня учитывать: погодные условия, направления ветра и т. п. Подобными навыками сотрудники полиции не обладают.
Поэтому ведения огня из табельного оружия по БПЛА, который летит на высоте 60-100 метров со скоростью 100-160 км/ч и изменяет траекторию полета в условиях города с многоэтажными постройками не безопасно, прежде всего, для граждан.
Далее, место проведения (публичного (массового) мероприятия и прилегающей к нему территорий) [6] - это места массового нахождения людей, выстрелы из табельного оружия могут спровоцировать у рядом находящихся людей психологический стресс, панические реакции и как следствие - панику. Со всеми вытекающими из этого нежелательными последствиями: испуг, агрессия, беспорядочное перемещение, давка, травмы и жертвы среди населения. Кроме этого, поврежденный в результате попадания БПЛА (к примеру, самолетного типа) может в состояния неконтролируемого падения спланировать (спикировать) в скопление граждан и причинить при падении людям травмы. Все это противоречит п. 6 ст. 23 ФЗ № 3, «сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица» [2].
Непонятно, почему после пресечения нахождения БПЛА в воздушном пространстве не предусмотрено обязательное проведение проверки по данному факту с установлением личности1 внешнего пилота сбитого БПЛА с последующим привлечением его к административной ответственности2 или в зависимости от последствий к уголовной ответственности3.
Неясно, почему рассматривается опасность использования БПЛА в противоправных целях только над местом проведения публичного (массового) мероприятия и
1 Каждому БПЛА при изготовлении обязательно присваивается уникальный набор символов (14 цифр и символов), позволяющие не только его идентифицировать, но и отследить его движение от начала сборки и до пользователя. Идентификационная информация зависит от модели (обычно находится внутри блока для аккумуляторов, аккумуляторном отсеке, под первой батарейкой, на носу БПЛА, в хвостовой части под портом, на оси карданного подвеса и т. п.). Кроме этого, может быть регистрационный (учетный) номер от Росавиации [10].
2 Наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
3 Использование воздушного пространства РФ без разрешения, в случаях, когда такое разрешение требуется в соответствии с законодательством РФ. Если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, то наказываются лишением свободы на срок до пяти лет с лишением занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Деяния, повлекшие по неосторожности смерть двух и более лиц, наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
прилегающей к нему территории, проведения неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий и только при наличии Уполномоченного должностного лица [6]. Спектр возможного противоправного (террористического) использования БПЛА значительно шире.
Для подавления или преобразования сигналов дистанционного управления беспилотными воздушными судами, воздействия на их пульты управления в п. 15 ст. 21 ФЗ № 3 предусматривается использование специальных технических средств противодействия БПЛА4.
Специальные технические средства противодействия БПЛА подразделяются на комплексы обнаружения (такие как Соловей-2, Снегирь, которые предназначены для автоматического обнаружения и идентификации радиосигналов БПЛА и передачи сигнала тревоги на пост охраны) [9], а также переносные, мобильные и стационарные средства пресечения беспилотных воздушных судов.
Переносные специальные технические средства пресечения БПЛА, такие, как комплексы «Пищаль-ПРО», «Луч-ПРО» «Гарпун», «Гарпия», «Аргумент» (собственно, об их применении говорится в положениях приказа № 252) по своим техническим свойствам не могут в полной мере обеспечить эффективное пресечение БПЛА в воздухе. Данные комплексы способны подавлять системы управления БПЛА на дистанции 6 000 и 2 000 метров соответственно. Масса этих изделий составляет от 3,5 кг до 6 кг, длина около 1 метра (достаточно громоздки) и важный негативный фактор - низкая оперативность применения (необходимо разрешение Уполномоченного должностного лица, в соответствии с приказом № 252, «громоздкая» система управления, имеющая большое количество негативных моментов связанных, прежде всего с «человеческим фактором», большое количество времени на принятие решение о пресечении БПЛА).
По мнению экспертов, в настоящее время самым эффективным способом пресечения БПЛА (с технической точки зрения) являются (комплексы) радиоэлектронной борьбы (РЭБ), такие как «Серп», «Реппелент», «Скворец», «Рубеж-Автоматика» и т. п. Комплексы РЭБ позволяют заблаговременно обнаружить в воздушном пространстве не только сам БПЛА, но и также его внешнего пилота (!), а также распознавать тип БПЛА и направление его движения. После обнаружения подавляются каналы связи БПЛА и внешнего пилота, лишая БПЛА управления и навигации, после чего БПЛА прекращает работу и опускается на землю.
Так, комплекс «Репеллент» может обнаружить и подавлять все каналы управления БПЛА на расстоянии около 30 км (!). Он надежен и работоспособен в любое
4 Это комплексы или отдельные устройства, позволяющие оказывать воздействие, обеспечивающее прекращение работы БПЛА. В зависимости от физических свойств это воздействие может быть: радиоэлектронным, информационно-программным, микроволновым, оптоэлектронным, электромагнитным.
JURISPRUDENCE
время года и в любых погодных условиях, в том числе и при опасных явлениях в атмосфере таких как: пыль, дождь и сильный ветер ит. п. [11].
«Многофункциональный комплекс противодействия «Сапсан-Бекас» может обнаружить БПЛА на расстоянии до 20 км (!). Он может осуществлять подавление каналов управления1 и навигации БПЛА на дистанции до 30 км (!) [11]».
Комплексы «Купол» и «Рубеж-Автоматика» создают над охраняемым объектом защитное куполообразное радиоэлектронное пространство, которое может подавить как отдельные, так и групповые атаки БПЛА с разных направлений и высот в радиусе не менее 3 км [12].
По своим тактико-техническим характеристикам несколько комплексов «Сапсан-Бекас» или «Купол» способны эффективно обеспечить ликвидацию незаконного пребывания БПЛА в воздушном пространстве над местом проведения публичного (массового) мероприятия и прилегающей к нему территории, места проведения неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. И этим самым будут сняты многие проблемные вопросы «о принятии решения» и «о своевременности ликвидации», БПЛА будут уничтожаться еще на подлете, и внешнего пилота будет гораздо проще обнаружить.
Но, у всех отечественных комплексов радиоэлектронной борьбы (РЭБ) есть общий серьезный недостаток, который собственно и не позволяет в полной мере их использовать, потому что, они «слишком мощные». Способность подавлять каналы управления БПЛА на расстоянии 20-30 км, имеет и свои негативные стороны. По мнению ряда экспертов, работа таких систем влияет на всю электронику - как военную (БПЛА), так и бытовую. Их невозможно использовать беспрерывно (в постоянно включенном режиме) - город (рядом находящиеся жилые дома, офисы и т. п.) может остаться без сотовой связи и интернета. Кроме того, РЭБ эффективны, если БПЛА управляется дистанционно, а если он летит по запрограммированному маршруту, перехватить его не получится [13].
Данные комплексы в клоченном режиме подавляют не только каналы управления БПЛА, но и средства сотовой связи граждан. В радиусе нескольких километров сотовая связь и интернет будут парализованы. Частоты, которые будут подавляться, совпадают с частотой сотовых операторов и, при использовании подавления связи БПЛА на данных частотах, будет происходить сбой операторов связи частот ирЫпк и DownLink. Естественно, что это обстоятельство вызовет большое недовольство граждан, в связи неполадками в сотовой связи и как следствие направление гражданами большого количества
1 В том числе навигационные системы ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Beidou, а также системы связи и управления в диапазонах частот 300 МГц, 433 МГЦ, 915 МГц, 1,5 ГГц, 2,4 ГГц и 5,8 ГГц (этот же диапазон используется для сетей Wi-Fi).
жалоб в органы прокуратуры РФ и суды, на нарушение прав человека (право граждан на доступ к услугам связи и интернета). Получается, что в вопросе выбора средств пресечения БПЛА необходимо так же учитывать «социальный фактор», а именно - недопустимость дискриминации прав пользователей сети интернет и сотовой связи. Это в настоящее время очень важный аспект, так как один из принципов деятельности полиции заключается именно в соблюдении прав и свобод человека и гражданина. Деятельность полиции затрагивающая (ограничивающая) права и свободы граждан должна сводится к минимуму.
В свою очередь это обстоятельство определяет необходимость того, что для использования комплексов радиоэлектронной борьбы должна быть разработана специальная (комбинированная) стратегия, которая бы позволяла бы с одной стороны эффективно выявлять и пресекать БПЛА, а с другой стороны как можно меньше подавлять радио частоты сотовой связи и интернета и тем самым причинять как можно меньше неудобств при пользовании гражданами услугами связи и интернета. Перспективным видится, что обнаруживать БПЛА будут датчики обнаружения, которые в постоянно включенном режиме не наносят вреда сотовой связи и интернету граждан из рядом расположенных домов, а при обнаружении, пресекать БПЛА (подавлять каналы управления) будут комплексы РЭБ. Они же и будут определять нахождение внешнего пилота БПЛА для его задержания и последующего документирования данного факта.
Переносные специальные технические средства противодействия БПЛА должны быть на вооружении сотрудников полиции, но они должны быть более компактными, порядок их применения должен быть более простым и оперативным.
Естественно, возникает вопрос о готовности сотрудников полиции к отражению атак БПЛА, к их профессиональной подготовке по данному направлению. В настоящее время изучение беспилотных систем и средств противодействия им составляет очень небольшой процент от объема всей программы обучения (исключительно в рамках занятий лекционного типа. «Общие сведения о БПЛА»), Этого недостаточно, профессиональная подготовка сотрудников ОВД РФ по направлению противодействия БПЛА должна быть более основательной (больше по количеству часов) и быть практико-ориентированной (наличие наглядных пособий, учебных макетов специальных средств пресечения БПЛА, практических занятий).
Ежедневно в средствах массовой информации появляются сведения об атаках БПЛА на территории РФ, на наш взгляд, они стали возможны вследствие отсутствия единой государственной стратегии противодействия БПЛА и недостаточной подготовки сотрудников полиции, населения, а так же органов государственной и муниципальной власти к отражению и пресечению атак БПЛА.
Принятые меры, предусмотренные поправками (ФЗ № 404), конечно, принесли определенный результат1, но о кардинальном решении проблемы говорить не приходится. Так, с начала 2023 года различные объекты на территории РФ 44 раза подвергались террористическим атакам 89 беспилотных летательных аппаратов.
Для улучшения ситуации был принят очередной федеральный закон от 4 августа 2023 г. № 440 (далее -ФЗ № 440) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». ФЗ № 440 в своих положениях расширил и включил в термин беспилотные аппараты кроме воздушных судов, подводные и надводные суда и беспилотные транспортные средства (Робомобиль) (иные автоматизированные беспилотные комплексы).
Кроме этого, был расширен круг лиц, имеющих право пресекать функционирование беспилотных аппаратов: частные охранники, сотрудники органов федеральной фельдъегерской связи, сотрудники мобилизационных органов, сотрудники МЧС России, работники ведомственной охраны.
Но, по сути своей порядок пресечения БПЛА в части управления процессом пресечения БПЛА для сотрудников ОВД РФ остался прежний: сложный, многоуровневый и неэффективный.
В качестве решения проблемы: должна быть выработана эффективная стратегия противодействия БПЛА, незаконно находящегося в воздушном пространстве. Должна быть принята государственная программа по обеспечению стратегически важных объектов.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. № 404 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // 2 декабря 2019 г. www. pravo.gov.ru.
2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. №3-Ф3 «О полиции» //«Российская газета». 08.02.2011 г. №25.
3. Федеральный закон от 18 июля 1999 г. № 183 «Об экспертном контроле» II Собрание законодательства Российской Федерации. 26.07.99 г. № 30. С. 3774.
4. Указ Президента РФ от 2 июня 2020 г. № 355 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания» II www. pravo.gov.ru.
5. Постановление Правительства РФ от 9 марта 2022 г. № 313 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации (ред. от 01.03.2023) II www. pravo.gov.ru. 10.03.2022 г.
1 Так, «В 2022 году подразделениями Росгвардии было обнаружено 2 585 БПЛА и 1 339 мест их запуска, было пресечено -298 БПЛА.
- ФСО России было пресечено 208 полетов БПЛА над охраняемыми органами государственной охраны объектами, было задержано 58 операторов БПЛА« [7].
6. Приказ МВД России от 30 апреля 2020 г. № 252 «Об утверждении Порядка принятия решения о пресечении нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан над местом проведения публичного II http://ivo.garant.ru.
7. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» II Шрв^/вог^ duma.gov.ru/bill/323987-8.
8. Антидроны против «роя». Россия выходит на мировой рынок систем борьбы с беспилотниками II https://https://newsae.ru/ekonomika_i_biznes/19-l 1-2019/ ап^гопу_ргойу_гоуа_го551уа_ууЬоШ1_па_т1гоуоу_ гупок_5151ет_ЬогЬу_5_Ье5рПо1ткаш/.
9. Методические рекомендации по организации проведения дополнительных занятий в системе профессиональной служебной и физической подготовки с сотрудниками органов, организаций, подразделений МВД России, привлекаемыми к несению службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в особых условиях. М., ГУРЛС МВД России, 2023. 116 с.
10. Рекомендации по нанесению учетных номеров на элементы конструкции беспилотного воздушного судна II https://docs.yandex.ru/docs/view7tm.
11. Министерство образования II https://sc.mil.ru/ Аев/тойУтПйагу/агсЫуе.
12. %А1_04-2020^Ш1р:/МШ.Г51.тЬйр5:/Ла55. ги. Система обнаружения и подавления БПЛА II СЬОКУАШ.. https://glory-air.ru.
13. Система обнаружения и подавления беспилотных летательных аппаратов II СЬОКУАШ.. Ьйр5:/^1огу-air.ru.
Bibliographic list
1. Federal Law No. 404-FZ of December 2, 2019 «On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation» // Official Internet Portal of Legal Information (www.pravo.gov.ru) December 2, 2019.
2. Federal Law No. 3-FZ of February 7, 2011 «On the Police» // «Rossiyskaya Gazeta» dated February 8, 2011. №25.
3. Federal Law No. 183 of July 18, 1999 «On Expert Control» //Collection of legislation of the Russian Federation. July 26. 1999. № 30. P. 3774.
4. Decree of the President of the Russian Federation № 355 dated June 2, 2020 «On the Fundamentals of the State Policy of the Russian Federation in the field of nuclear deterrence» // Official Internet portal of legal information www.pravo.gov.ru, 02.06.2020.
5. Decree of the Government of the Russian Federation of 09.03.2022 № 313 (ed. of 01.03.2023) «On measures to implement the Decree of the President of the Russian Federation of March 8,2022 № 100» // www.pravo. gov.ru) March 10, 2022.
6. Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation No. 252 dated April 30, 2020 «On Approval of the Procedure for Making a Decision on the Suppression of the Presence of Unmanned Aircraft in Airspace in order to protect the Life, health and Property of Citizens over the Venue of a Public» // http://ivo. garant.ru.
7. «Explanatory Note to the draft Federal Law «On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation» // https://sozd.duma.gov.ru/bill/323987-8.
8. Antidrons against «swarm». Russia enters the global market of anti-drone systems https://tass.ru.
9. Methodological recommendations on the organization of additional classes in the system of professional service and physical training with employees
of bodies, organizations, divisions of the Ministry of Internal Affairs of Russia involved in the service of public order protection and public safety in special condition. M., GURLS of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2023. 116 p.
10. Recommendations for applying registration numbers to the design elements of an unmanned aircraft // https://docs.yandex.ru/docs/view7tm.
11. Ministry of education //sc.mil.ru/files/morf/military/ archive.
12. %%Al_04-2020.pdf http://dlib.rsl.ru http://tass. ru UAV detection and suppression system // GLORYHAIR https://glory-air.ru.
13. Unmanned Aerial Vehicle Detection and Suppression System // GLORYHAIR https://glory-air.ru.
Информация об авторах
В. В. Копылов - профессор кафедры тактико-специальной, огневой и физической подготовки Тверского филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук;
А. А. Субботин - заместитель начальника кафедры тактико-специальной, огневой и физической подготовки Тверского филиала Московского университета имени В.Я. Кикотя.
Information about the authors
V. V. Kopylov - Professor of the Department of Tactical-Special, Fire and Physical Training of the Tver branch of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences;
A. A. Subbotin - Deputy Head of the Department of Tactical-Special, Fire and Physical Training of the Tver branch of the Moscow University of the Ministry oflnternal Affairs ofRussia named after VYa. Kikot'.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 04.10.2023; одобрена после рецензирования 10.11.2023; принята к публикации 04.12.2023.
The article was submitted 04.10.2023; approved afterreviewing 10.11.2023; acceptedforpublication04.12.2023.