Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ БЕСПИЛОТНОГО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРИМЕНЕНИЕ БЕСПИЛОТНОГО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
874
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / БЕСПИЛОТНЫЙ ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЕСПИЛОТНОГО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА «АЭРОНЕТ»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ананенко А. О.

В настоящей статье анализируется практика применения беспилотного воздушного транспорта в контексте обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Автор описывает ключевые особенности беспилотного воздушного транспорта, отдельные аспекты его правового регулирования, содержащиеся в Воздушном кодексе РФ, анализирует дорожную карту Национальной технологической инициативы «Аэронет». Кроме того, рассматривается практика применения беспилотных воздушных судов во время проведения Специальной военной операции на Украине, а также правонарушения, совершающиеся с использованием указанных судов в России и зарубежных странах. Отдельно раскрывается деятельность федеральных органов исполнительной власти (Федерального агентства воздушного транспорта, Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ) по предупреждению и пресечению указанных правонарушений. Предлагается использовать в правовом регулировании применения беспилотного воздушного транспорта государственный учет, государственную регистрацию, допуск, подтверждение соответствия определенным требованиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ананенко А. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF UNMANNED AERIAL VEHICLES IN THE CONTEXT OF THE NATIONAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

This article analyses the practice of unmanned air transport in the context of ensuring national security of the Russian Federation. The author describes the key features of unmanned air transport, certain aspects of its legal regulation contained in the Air Code of the Russian Federation, analyzes the roadmap of the National Technological Initiative “Aeronet”. It also analyses the practice of using unmanned aircraft during the Special Military Operation in Ukraine, as well as offences committed with the use of said aircraft in Russia and foreign countries. Separately the activities of federal executive authorities (Federal Air Transport Agency, Federal Service of National Guard Troops of the Russian Federation, Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Federal Security Service of the Russian Federation) on prevention and suppression of the mentioned offences are disclosed. It is suggested that the legal regulation of the use of unmanned aerial transport should include state accounting, state registration, admission and confirmation of compliance with certain requirements.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ БЕСПИЛОТНОГО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

Применение беспилотного воздушного транспорта в контексте обеспечения национальной безопасности Российской Федерации

Аннотация. В настоящей статье анализируется практика применения беспилотного воздушного транспорта в контексте обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Автор описывает ключевые особенности беспилотного воздушного транспорта, отдельные аспекты его правового регулирования, содержащиеся в Воздушном кодексе РФ, анализирует дорожную карту Национальной технологической инициативы «Аэронет». Кроме того, рассматривается практика применения беспилотных воздушных судов во время проведения Специальной военной операции на Украине, а также правонарушения, совершающиеся с использованием указанных судов в России и зарубежных странах. Отдельно раскрывается деятельность федеральных органов исполнительной власти (Федерального агентства воздушного транспорта, Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ) по предупреждению и пресечению указанных правонарушений. Предлагается использовать в правовом регулировании применения беспилотного воздушного транспорта государственный учет, государственную регистрацию, допуск, подтверждение соответствия определенным требованиям. Ключевые слова: национальная безопасность, беспилотный воздушный транспорт, правовое регулирование беспилотного воздушного транспорта, национальная технологическая инициатива «Аэронет».

Андрей Олегович АНАНЕНКО,

соискатель кафедры административного права и процесса Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

yandex.ru

125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

DOI: 10.17803/2311-5998.2022.99.11.175-182

ANDREY O. ANANENKO,

Applicant of the Department of Administrative Law and Procedure of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

andrey.ananencko2017@yandex.ru

9, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, Moscow, Russia, 125993

The Use of Unmanned Aerial Vehicles in the Context of the National Security of the Russian Federation

Abstract. This article analyses the practice of unmanned air transport in the context of ensuring national security of the Russian Federation. The author describes the key features of unmanned air transport, certain aspects of its legal regulation contained in the Air Code of the Russian Federation,

© А. О. Ананенко. 2022

analyzes the roadmap of the National Technological Initiative "Aeronet". It also analyses the practice of using unmanned aircraft during the Special Military Operation in Ukraine, as well as offences committed with the use of said aircraft in Russia and foreign countries. Separately the activities of federal executive authorities (Federal Air Transport Agency, Federal Service of National Guard Troops of the Russian Federation, Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Federal Security Service of the Russian Federation) on prevention and suppression of the mentioned offences are disclosed. It is suggested that the legal regulation of the use of unmanned aerial transport should include state accounting, state registration, admission and confirmation of compliance with certain requirements. Keywords: national security, unmanned air transport, legal regulation of unmanned air transport, national technological initiative Aeronet.

В современных условиях модернизации экономики и транспортной сферы беспилотный воздушный транспорт приобретает особое значение. В 2016— 2020 гг. мировой объем продаж гражданских беспилотных воздушных судов вырос с 2,5 до 7 млн аппаратов в год. Создание первого беспилотного летательного аппарата (БПЛА) связывают с английским военным инженером Ч. Кеттерингом, который сконструировал опытный образец самолета-снаряда, начиненного взрывчаткой. В 1933 г в Великобритании был создан и эксплуатировался в течение 10 лет радиоуправляемый БПЛА многократного использования, что положило начало практическому применению таких аппаратов1.

В транспортной отрасли беспилотные воздушные суда (БВС) применяются в различных целях: для доставки грузов и почты, что особенно актуально в удаленных и труднодоступных регионах; для администрирования складов, проведения инвентаризации, отслеживания товаров и грузов; аэрофотосъемки, позволяющей получить оперативные пространственные данные; патрулирования территорий и прочих авиационных работ. Планируется интегрировать беспилотные воздушные суда в единое воздушное пространство, что позволит выполнять регулярные полеты беспилотным воздушным судам совместно с пилотируемыми воздушными судами с обеспечением необходимого уровня безопасности полетов2.

К 2035 г дорожной картой Национальной технологической инициативы «Аэро-нет» планируется, что над территорией Российской Федерации в постоянном режиме смогут находиться сотни тысяч беспилотных воздушных судов и космических аппаратов, которые будут обслуживать единый рынок работ и услуг на

1 Маслакова Е. А, Приходько Н. Ю. Уголовно-правовая регламентация неправомерного использования беспилотных летательных аппаратов (беспилотных воздушных судов) как потенциальной угрозы транспортной безопасности в национальном и зарубежном законодательстве // Российский следователь. 2020. № 6. С. 67—71.

2 Распоряжение Правительства РФ от 27.11.2021 № 3363-р «О Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru, 03.12.2021.

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. КупнЬина ГМПОА1

УНИВЕРСИТЕТА Применение беспилотного воздушного транспорта в контексте 17 7

имени o.e. кугафина(мгюА) обеспечения национальной безопасности Российской Федерации

основе цифровой модели Земли (виртуальной модели мира) и российских технологий ГЛОНАСС3.

Действующим законодательством (ст. 32 Воздушного кодекса РФ) беспилотное воздушное судно определяется как воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот). В дорожной карте «Аэронет» содержится более расширенное толкование: беспилотным воздушным судном признается судно, управляемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна, или выполняющее автономный полет по заданному предварительно маршруту.

Существуют различные основания для классификации беспилотных воздушных судов, одним из которых является степень автономности проведения полета. Согласно данному основанию БВС подразделяются:

— на опционально пилотируемые воздушные судна, которые могут управляться как пилотом, так и внешним пилотом;

— дистанционно пилотируемые воздушные судна, которые пилотируются внешним пилотом с наземной станции управления полетом;

— автономные воздушные судна, выполнение полетного задания которых осуществляется полностью самостоятельно и не предусматривает вмешательства пилота в управление полетом.

В последние годы отмечается значительное увеличение количества фактов постановки на учет беспилотных воздушных судов. Так, в 2021 г. Росавиацией поставлено на учет 21,3 тыс. беспилотных гражданских воздушных судов, 80 % из которых принадлежат физическим лицам. Всего в базе данных беспилотных гражданских воздушных судов Росавиации числится 42,2 тыс. БВС4.

По сфере применения беспилотные воздушные суда подразделяются на используемые в военной и гражданской сферах. По экспертным оценкам объем рынка беспилотных авиационных систем в 2014 г составил 6,76 млрд долл. США. Из них около 66 % рынка относится к сфере военного применения, 20 % — к сфере обеспечения безопасности и только 14 % — к сфере гражданского и коммерческого применения5.

Беспилотные транспортные средства активно используются в российской армии. Продолжаются разработка и совершенствование российского изобретения «Орион» средневысотного ударного беспилотного летательного аппарата, крейсерская скорость которого 200 км в час, максимальная высота полета —

3 План мероприятий («дорожная карта») «Аэронет» Национальной технологической инициативы.

4 URL: https://favt.gov.ru/novosti-novosti/?id=8678 (дата обращения: 03.02.2022). д)

5 Распоряжение Правительства РФ от 03.04.2018 № 576-р (ред. от 16.09.2021) «Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации плана мероприятий ("дорожной карты") Национальной технологической инициативы по направлению "Аэронет"» // URL: http://www.pravo.gov.ru, 10.04.2018 ; План мероприятий ("дорожная карта") "Аэронет" Национальной технологической инициативы // URL: https://aeronext. aero/UserFNes/ContentFNes/2018-5-20_22-9-11_Дорожная%20карта%20Аэронет%20НТИ. □

pdf (дата обращения: 03.02.2022). УЧЕНОГО

7 000 метров, в воздухе аппарат может находиться до суток. «Ростех» проводит испытания по возможности использования БПЛА «Орион» для уничтожения как наземных, так и воздушных целей6.

Минобороны РФ запатентовало небольшой беспилотник с возможностью подзарядки от линий электропередач с помощью токовых клещей, которые расположены в нижней части аппарата. Беспилотное воздушное судно подлетает к линии электропередач, осуществляется размыкание токовых клещей и обхват ими провода, что обеспечивает подзарядку аппарата7.

В ходе СВО активно применяются как разведывательные, так и ударные БПЛА: от барражирующих боеприпасов-камикадзе и коптеров, сбрасывающих бомбы, до крупных самолетов-разведчиков. Эксперты называют современные военные действия «войной беспилотников». По данным Минобороны России, потери ВСУ за время проведения специальной военной операции составили 1 808 БПЛА. В эти цифры не входят уничтоженные или перехваченные малые коммерческие дроны-квадрокоптеры, которые используются обеими сторонами для корректировки ударов артиллерии и РСЗО.

В Донецкой и Луганской Народных Республиках сформированы специализированные подразделения операторов дронов, подготовка которых осуществляется в учебных центрах8.

Несмотря на активное применение БВС в военной сфере, экспертами прогнозируется, что в ближайшие годы спрос на их применение в гражданской сфере будет расти опережающими темпами.

Беспилотные воздушные судна активно используются в правомерных и, к сожалению, в противоправных целях. Правомерное использование беспилотных воздушных судов осуществляется в целях удовлетворения публичных интересов, интересов бизнеса и частных лиц. В целях удовлетворения публичных интересов БВС используются, например, для мониторинга транспортной ситуации на дорогах, исследования климата и экологического мониторинга; осуществления поисковых и спасательных работ, предупреждения и борьбы с пожарами и стихийными бедствиями, в мероприятиях по охране общественного порядка и общественной безопасности, при исследовании дикой природы.

Для удовлетворения интересов бизнеса беспилотные воздушные суда используются в сельском хозяйстве (картирование земель для целей точного земледелия, мониторинг угодий и внесение минеральных веществ и удобрений); в сфере связи (как платформы для ретрансляции сигналов); в строительстве; в профессиональной кино- и фотосъемке; в геологоразведочных работах; при грузоперевозках; в картографии и топографической съемке, рекламе.

6 Степанов А. Ударный дрон «Орион» научили охотиться за вертолетами // URL: https:// rg.ru/2021/12/29/udamyj-dron-orion-nauchiN-ohotitsia-za-vertoletami.html (дата обращения: 16.05.2022).

7 Валагин А. В России создали дрон с подзарядкой от ЛЭП // URL: https://rg.ru/2021/12/27/ reg-urfo/v-rossii-sozdali-dron-s-podzariadkoj-ot-lep.html (дата обращения: 20.05.2022).

8 Величко А. Применение БПЛА в специальной военной операции на Украине // URL: https:// aviation21.ru/primenenie-bpla-v-specialnoj-voennoj-operacii-na-ukraine/ (дата обращения: 24.09.2022).

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. КупнЬина ГМПОА1

я УНИВЕРСИТЕТА Применение беспилотного воздушного транспорта в контексте

имени o.e. кугафина(мгюА) обеспечения национальной безопасности Российской Федерации

В целях удовлетворения частных интересов беспилотные воздушные судна используются в личных целях (любительская фото- и видеосъемка, состязания, иные развлекательные цели, суборбитальный космический туризм), как персональная связь.

Вместе с тем известны случаи использования беспилотных воздушных судов в противоправных целях. В последние годы регулярно фиксируются случаи выполнения БВС полетов, создающих реальную угрозу общественному порядку и общественной безопасности, например в непосредственной близости от мест пребывания людей, вблизи объектов транспорта и других важных стратегических объектов. Так, в июле 2016 г. в Государственном музее-заповеднике «Куликово поле» (Тульская область) БВС выполняло несанкционированный полет на малой высоте, что представляло угрозу для безопасности экскурсионной группы детей. Владелец БВС был задержан охраной музея-заповедника в 1 км от места проведения полета.

Фиксируются факты полетов БВС вблизи ЛЭП, что подчас приводит к столкновению с высоковольтными проводами. Регистрируются несанкционированные полеты беспилотников над стратегически важными объектами. Так, в марте 2017 г. над Пермским пороховым заводом был зафиксирован несанкционированный полет БВС на высоте 500 м. 5 мая 2017 г. над центром г. Красноярска был зафиксирован несанкционированный полет на высоте 70 м группы БВС (около 20 квадрокоптеров). В результате несанкционированных полетов допускается опасное сближение с пилотируемыми воздушными судами. Регулярно фиксируются факты полетов БВС над территорией или в непосредственной близости от крупнейших международных аэропортов страны, что представляет повышенную опасность в свете обеспечения безопасности полетов в гражданской авиации9.

В целях пресечения незаконного применения беспилотных воздушных судов в ряд нормативных правовых актов были внесены изменения, предоставившие полномочия органам государственной охраны, Росгвардии, МВД России и ФСБ России по предупреждению и пресечению несанкционированного использования БВС, в частности путем временного ограничения или запрещения нахождения БВС в отдельных зонах воздушного пространства, уничтожения и повреждения таких БВС, подавления или преобразования сигналов дистанционного управления ими, задержания и доставления в органы внутренних дел внешних пилотов этих БВС, обнаружения и изъятия всех или отдельных элементов беспилотной авиационной системы10.

Сотрудникам правоохранительных органов и ранее не было запрещено пресекать нахождение БВС в воздушном пространстве при проведении несанкционированных полетов. Сотрудники полиции сбивали летательные аппараты при

проведении массовых мероприятий11, что было законным и при наличии ранее S

- <

9 Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // URL: https://sozd.duma.gov. ru/bill/636681-7 (дата обращения: 30.03.2022). g

10 Федеральный закон от 02.12.2019 № 404-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // URL: http://www.pravo.gov.ru, 02.12.2019.

11 Полицейские на митинге в Москве сбили квадрокоптер, который делал снимки с высоты □ птичьего полета // URL: https://news.rambler.ru/other/42641708/?utm_content=rnews&utm_ □ medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения: 21.01.2020). УЧЕНОГО

действовавших оснований. Однако четкое закрепление в качестве основания применения специальных средств и огнестрельного оружия пресечения несанкционированных полетов БВС следует признать обоснованной мерой, направленной на совершенствование действующего законодательства в вопросах обеспечения правомерного использования БВС, а постановку на вооружение дополнительных специальных средств противодействия БВС следует признать положительным моментом развития правового регулирования рассматриваемых общественных отношений12.

Особого внимания заслуживают вопросы правового регулирования безопасного использования беспилотных воздушных судов. ИКАО разработан ряд рекомендованных правил эксплуатации13, в том числе следующие:

— необходимость обеспечивать постоянный визуальный контроль полета БВС;

— требование убедиться перед использование БВС, что район запуска свободен для полетов;

— обязанность проверять исправность БВС перед каждым полетом, планировать полет заранее, обучаться эксплуатации БВС;

— обязанность внимательного изучения требований и инструкции производителя БВС;

— запрет на проведение полетов в районах аэродромов, вертолетных и посадочных площадок, а также требование при осуществлении полетов держаться на значительном расстоянии от указанных объектов;

— возложение ответственности за безопасность полетов и предотвращение опасного сближения на лицо, которое приобретает статус внешнего пилота при запуске БВС;

— получение специального разрешения для использования беспилотного воздушного судна в коммерческих или служебных целях.

Кроме того, ИКАО разработаны и императивные запреты при использовании БВС:

— запрещено выполнять полеты, включая любые виды маневрирования, которые могут создавать опасности для других;

— запрещено осуществлять полеты над людьми, сооружениями или транспортными средствами, а также приближаться к ним ближе, чем на 50 метров;

— запрещены полеты на высоте более 150 метров над уровнем земли;

— закреплен запрет приближаться БВС к выполняющим полет самолетам и вертолетам.

Считаем необходимым представленные рекомендации установить в качестве императивных требований при использовании БВС, неисполнение которых должно предусматривать наступление юридической ответственности.

Экспертами прогнозируется возможность применения беспилотных воздушных судов при совершении ряда преступлений, к числу которых относятся: убийство, посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов,

12 Трусов А. И. Административно-правовое регулирование полетов квадрокоптеров в России // Российская юстиция. 2020. № 4. С. 64—66.

13 Информационное письмо Росавиации от 14.06.2017 № Исх-13154/02 «Информация по безопасности полетов № 7» // URL: https://www4.icao.int/uastoolkit/home/about.

УНИВЕРСИТЕТА

O.E. КупнЬина ГМПОА1

я УНИВЕРСИТЕТА Применение беспилотного воздушного транспорта в контексте 1^5 1

имени o.e. кугафина(мгюА) обеспечения национальной безопасности Российской Федерации

террористические акты, шпионаж, а также нарушение неприкосновенности частной жизни.

Официальная статистика по применению БВС в преступных целях отсутствует. Вместе с тем количество таких случаев растет Правоохранительные органы зарубежных стран в последние годы фиксируют многократное увеличение количества совершенных с использованием дронов преступлений. Так, в Великобритании с 2014 по 2015 г. количество таких преступлений выросло на 352 %. Как правило, беспилотные летательные аппараты используются при незаконном распространении наркотических средств и совершении ряда сексуальных преступлений. В интернет-изданиях указывается на 25 видов преступлений, которые могут быть совершены с использованием БЛА, среди них кражи, убийства, нарушение неприкосновенности частной жизни, контрабанда и др.14

Например, в августе 2016 г. полиция г. Нюберга (Дания) перехватила дроны, с помощью которых осуществлялась попытка доставить в исправительное учреждение набор предметов для совершения побега. По данным СМИ, попытки передачи наркотиков с помощью беспилотников регулярно фиксируются в тюрьмах зарубежных государств15.

Подобные факты фиксируются и в Российской Федерации. Так, за 9 месяцев 2021 г. сотрудниками ФСИН России было перехвачено 11 беспилотных летательных аппаратов, пытавшихся переправить в учреждения уголовно-исполнительной системы запрещенные предметы16. В апреле 2021 г. сотрудниками оперативного отдела и отдела безопасности ИК-2 УФСИН России по Рязанской области в производственной зоне учреждения был перехвачен беспилотник, к которому был прикреплен сверток с сотовыми телефонами. По оперативной информации средства сотовой связи предназначались одному из осужденных17.

Конструктивная особенность беспилотного воздушного транспорта предопределяет широкий спектр его применения не только в общественно полезных целях, но и в целях, способных создать угрозу национальной безопасности в качестве средств доставки взрывных устройств и легковесного оружия, распыления отравляющих веществ в местах массового пребывания людей, распространения наркотиков, контрабанды, передачи информации и запрещенных предметов лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы.

Бесконтрольное использование беспилотных воздушных судов может создавать реальную угрозу охраняемым законным интересам, создавать риск возникновения угрозы общественному порядку и общественной безопасности и в

14 25 преступлений с использованием дронов // URL: https://formaxfun.com/top-25-prestuplenij- -g s-ispolzovaniem-dronov/ (дата обращения: 03.09.2022). ^

15 Фокин М. С, Рязанов Н. С. Актуальные проблемы уголовно-правовой регламентации противоправного использования беспилотных мобильных средств // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 1. С. 103—110.

Тюремное ведомство начало перехватывать дроны // URL: https://rg.ru/2021/10/05/

16

tiuremnoe-vedomstvo-nachalo-perehvatyvat-drony.html (дата обращения: 17.01.2022). Сотрудники ИК-2 «перехватили» беспилотный летательный аппарат с мобильными телефонами // URL: https://62.fsin.gov.ru/news/detail.php?element_id=556197 (дата обращения: q 27.07.2022). УЧЕНОГО

Л-I

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кутафина (МПОА)

целом представлять угрозу национальной безопасности Российской Федерации. В этой связи вполне оправданно в механизме правового регулирования применения беспилотного воздушного транспорта использовать государственный учет и государственную регистрацию, допуск, подтверждение соответствия определенным требованиям.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Ананенко А. О. Юридическая ответственность в области использования беспилотных транспортных средств // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2021. — № 6. — С. 155—161.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Гоищенко Г. А. Правовое регулирование беспилотных летательных аппаратов: российский подход и мировая практика // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2019. — № 12. — С. 129—136.

3. Маслакова Е. А., Приходько Н. Ю. Уголовно-правовая регламентация неправомерного использования беспилотных летательных аппаратов (беспилотных воздушных судов) как потенциальной угрозы транспортной безопасности в национальном и зарубежном законодательстве // Российский следователь. — 2020. — № 6. — С. 67—71.

4. Трусов А. И. Административно-правовое регулирование полетов квадроко-птеров в России // Российская юстиция. — 2020. — № 4. — С. 64—66.

5. Фокин М. С., Рязанов Н. С. Актуальные проблемы уголовно-правовой регламентации противоправного использования беспилотных мобильных средств // Актуальные проблемы российского права. — 2018. — № 1. — С. 103—110.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.