Научная специальность: 5.1.2; 5.1.4
Проблемные вопросы применения беспилотных летательных аппаратов в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации
Иван Павлович Пилюгин,
Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, Тюмень, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются возможности применения беспилотных летательных аппаратов для решения таких важнейших задач, стоящих перед МВД России, как предупреждение, выявление, раскрытие и расследование преступлений и правонарушений, обеспечение общественной безопасности. Приведены материалы судебной практики, содержащие положительные примеры использования беспилотных летательных аппаратов при выявлении и фиксировании преступлений и правонарушений. Рассмотрены проблемные аспекты применения органами внутренних дел беспилотных летательных аппаратов, в том числе связанные с недостаточной правовой регламентацией данной деятельности. Сделан вывод о том, что применение беспилотных летательных аппаратов является эффективным средством при предупреждении, выявлении, раскрытии и расследовании правонарушений, обеспечении общественной безопасности. При этом отдельные вопросы требуют проведения комплексного научного исследования.
Ключевые слова: беспилотный летательный аппарат, цифровые технологии, правоохранительная деятельность, общественная безопасность, правонарушение
Для цитирования: Пилюгин И.П. Проблемные вопросы применения беспилотных летательных аппаратов в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2024. N 3 (69). С. 83-90.
Problematic issues of using unmanned aerial vehicles in the activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation
Ivan P. Pilyugin,
Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Tyumen, Russia, [email protected]
Abstract. The article considers the possibilities of using unmanned aerial vehicles for solving such important tasks, facing the Ministry of the Interior of the Russian Federation, as prevention, detection, disclosure and investigation of crimes and offences, as well as ensuring public safety. The materials of judicial practice, containing some positive examples of using unmanned aerial vehicles in detecting and recording crimes and offences, are provided. The problematic aspects of using unmanned aerial vehicles by the internal affairs bodies, including those related to the insufficient legal regulation of this activity, are considered. It is concluded that the use of unmanned aerial vehicles is an effective means for preventing, detecting, disclosing and investigating offences and for ensuring public safety. It is stated that some problematic issues, meanwhile, require a comprehensive scientific study in this field.
Keywords: unmanned aerial vehicle, digital technologies, law enforcement activities, public safety, offence
For citation: Pilyugin I.P. Problematic issues of using unmanned aerial vehicles in the activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation // Legal Science and Law Enforcement Practice. 2024. No. 3 (69). P. 83-90.
В настоящее время констатируется широкое использование при совершении преступлений и правонарушений достиже-
© Пилюгин И.П., 2024
ний научно-технического прогресса. Вследствие этого в деятельность органов внутренних дел внедряются инновационные
технические устройства, способствующие более эффективному решению служебных задач. Одним из современных направлений совершенствования правоохранительной деятельности по обеспечению правопорядка и общественной безопасности является применение беспилотных летательных аппаратов (далее - БПЛА). В связи с этим внимание юридической науки обращено на проблему детальной правовой регламентации внедрения БПЛА в деятельность правоохранительных органов.
БПЛА является новейшим стремительно развивающимся техническим средством и представляет собой устройство, способное выполнять полет в воздушном пространстве без пилота на борту. Удаленное управление БПЛА осуществляет оператор с помощью автоматизированного (программного) или ручного режима. В базовую комплектацию БПЛА входит цифровая видеокамера (часто с системой термального видения), система навигации, система передачи изображения и иное оборудование.
БПЛА включают в себя все виды летательных средств, отвечающих вышеприведенным характеристикам, в их число входят дроны, квадрокоптеры, мультикоптеры и др. Предназначение данных устройств заключается в визуальном наблюдении с высоты за обширной территорией и возможности использования качественной фото- и видеофиксации. Изображения с камеры БПЛА (при наличии соответствующего программного обеспечения) появляются на мониторе компьютерного устройства в режиме реального времени, тем самым предоставляя возможность оператору БПЛА корректировать направление движения, угол и ракурс обзора [1, с. 119]. Таким образом, преимуществами БПЛА являются высокая мобильность, скрытность применения, удаленный режим управления, возможность транспортировки полезной нагрузки.
В качестве недостатков можно выделить ограниченность полезной нагрузки, невысокую дальность при отсутствии средств ретрансляции, низкую скрытность каналов управления и, как следствие, наличие риска подавления каналов управления и передачи данных со стороны правонарушителей и т.д. Следует отметить, что
БПЛА со взлетной массой от 0,15 до 30 кг должны быть поставлены на государственный учет, а их применение возможно исключительно при условии согласования плана полета с Федеральным государственным унитарным предприятием «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» и получения разрешения на использование БПЛА от органов местного самоуправления или региональных органов исполнительной власти (если полет будет проходить над землями населенных пунктов), от владельца зоны ограничения (если область полета попадает в зону ограничений), от аэродромов, вертодромов, международных аэропортов (если полет будет осуществляться на расстоянии менее 5 км от них).
БПЛА используются в различных сферах жизни общества: в энергетике, строительстве, сельском хозяйстве, нефтегазовой промышленности и т.д. По данным Ассоциации «Аэронекст», в 2023 году российский рынок БПЛА вырос на 129 % по сравнению с предыдущим годом, достигнув отметки 33,7 млрд руб. Большая доля продаж осуществлена для нужд специальной военной операции. Рынок БПЛА в гражданском секторе вырос на 35 % (до 19,8 млрд руб.).
Основными направлениями применения БПЛА в 2023 году стали «Безопасность, экстренная помощь» - 45 %, «Научная деятельность и исследования» - 28 %, «Логистика и транспорт» (10 %) и другие (17 %)*. Кроме того, в настоящее время востребованными являются предлагаемые образовательные услуги в сфере подготовки специалистов, занимающихся разработкой, производством и эксплуатацией БПЛА.
По заявлению Минпросвещения России, в 2024 году с начала учебного года запланирована реализация образовательных программ по данному направлению в специализированных классах и кружках более чем 500 школ, а также в центрах практической подготовки 30 колледжей. Курс предусматривает 268 акаде-
* Итоги 2023 года для рынка беспилотной авиации // Ассоциация «Аэронекст»: официальный сайт. 11К1_: https://aeronext.aero
мических часов, из них 78 - теория, 190 - практика*.
В правоохранительной деятельности БПЛА стали применяться после создания летательных аппаратов мини- и микроформата. До внедрения таких устройств применялась малая авиация. БПЛА, по сравнению с малой авиацией, имеют меньшую стоимость, сравнительно низкие затраты на технический осмотр, просты в обслуживании, позволяют осуществлять качественную фото- и видеофиксацию, а также отличаются маневренностью и относительно быстрым запуском двигателя [2, с. 789]. Кроме того, управление БПЛА значительно проще управления вертолетной техникой, следовательно, сотрудники органов внутренних дел смогут обучиться управлению ими за короткий промежуток времени.
Действующее законодательство предусматривает возможность использования в правоохранительной деятельности технических устройств, к которым, в частности, можно отнести БПЛА. Необходимо отметить, что ни один нормативный правовой акт не содержит исчерпывающего перечня технических средств, допущенных к применению в деятельности органов внутренних дел. Такой подход оправдан регулярным введением в правоохранительную практику современных технических устройств. Кроме того, очевидно, что закрепление в законе исчерпывающего перечня технических устройств приведет к необходимости его постоянного обновления, поскольку процесс разработки и совершенствования технических средств является непрерывным вследствие достижений научно-технического прогресса.
Статьей 11 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N З-ФЗ «О полиции»** (далее - Федеральный закон «О полиции») предусматривается, что «полиция в своей деятельности использует достижения науки и техники, информационные
* В 2024 году в 30 регионах школы и колледжи оснастят для обучения работе с беспилотными авиационными системами // Минпросвещения России: официальный сайт. 11К1_: https://edu.gov.ru
** Собр. законодательства Рос. Федерации.
2011. N 7. Ст. 900.
системы, сети связи, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру». Технические устройства используются сотрудниками органов внутренних дел в целях обеспечения общественной безопасности в ходе проведения массовых мероприятий. К устройствам данной направленности относятся арочный металлодетектор, сканер сумок, портативный металлоискатель и т.п. Важным является применение аппаратно-программных комплексов (далее - АПК), позволяющих получать и анализировать информацию о состоянии правопорядка в местах проведения массовых мероприятий. Например, положительно зарекомендовал себя АПК «Безопасный город», позволяющий удаленно контролировать состояние правопорядка в районе наблюдения.
Особую роль технические устройства играют в оперативно-розыскной деятельности. В статье 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»*** установлена возможность использования информационных систем, видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, а также других технических и иных средств в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий. Важным является положение о том, что данные технические средства не должны наносить ущерб жизни и здоровью людей и причинять вред окружающей среде.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации также предусматривает использование различных технических средств при проведении следственных действий. Применение БПЛА наиболее целесообразно при проведении осмотров мест происшествий, занимающих обширную по размерам территорию либо расположенных в труднодоступных для осмотра местностях. Возможности БПЛА позволят проводить ориентирующую, обзорную, узловую и детальную съемку места осмотра. Например, Белокалитвинским городским судом Ростовской области рассмотрено уголовное дело по обвинению гражданина А. в совершении преступления, предусмотренного ст. 292 УК РФ, а именно во внесении ложных сведений в акты выпол-
*** Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. N 33. Ст. 3349.
ненных работ по ремонту кровли. В рамках данного уголовного дела следователем был проведен осмотр кровли дома с участием специалиста. В ходе осмотра для осуществления фото- и видеофиксации специалистом применялся БПЛА, что позволило получить обзорную и детальную съемку осмотра места происшествия*.
Вместе с тем, по мнению О.Б. Дроно-вой и Е.С. Храмовой, существует ряд проблем, возникающих при осмотре места происшествия с использованием БПЛА: отсутствие четкого алгоритма действий сотрудника, применяющего БПЛА при производстве следственного действия, и требований, предъявляемых к получаемому иллюстрационному материалу; полученные с использованием БПЛА ориентирующие и обзорные снимки не имеют существенных отличий от снимков, сделанных с использованием аналогов методом панорамирования с верхней точки съемки; фотоснимки изготавливаются специалистом, не изучающим полученный материал в процессе экспертных исследований, в связи с чем не выделяются информационные узлы, содержащие ключевые моменты будущих объектов исследования [3, с. 101]. Е.Н. Бегалиев в качестве проблем указывает консервативный подход к внедрению новых технических средств, «дороговизной» техники и ее обслуживания [4, с. 166].
Необходимо отметить, что использование БПЛА позволяет эффективно осуществлять исследование местности большой площади не только на уровне земли, но и в воздушном пространстве. В деятельности органов внутренних дел БПЛА могут применяться в основном с целью обеспечения общественной безопасности, профилактики правонарушений. В частности, их использование возможно при патрулировании территорий, контроле за проведением мероприятий массового характера, установлении фактов дорожно-транспортных происшествий, исследовании труднодоступных местностей (лесных массивов, поверхностей водоемов)
* Приговор Белокалитвинского городского суда Ростовской области N 1-471/2022 1-81/2023 от 17 окт. 2023 г. по делу N 1-471/2022 // Судебные и нормативные акты РФ: сайт. URL: https://sudact.ru
и т.д. Следовательно, применение данных устройств эффективно при выявлении, например, таких преступлений, как браконьерство, незаконная вырубка лесных насаждений, самовольное подключение к нефтепроводам, нефтепродуктопрово-дам и газопроводам либо приведение их в негодность, незаконная добыча природных ископаемых, незаконное выращивание растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и т.д.
Оснащение БПЛА инфракрасной камерой, или камерой ночного видения, предоставляет возможность осуществлять осмотр местности в темное время суток. В качестве положительного примера выявления преступлений и правонарушений с применением БПЛА можно привести решение Амурского областного суда N 7-510/2023 от 9 ноября 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 («Нарушение правил охраны водных объектов») Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В качестве доказательства совершения административного правонарушения в суд представлена видеозапись, выполненная с применением БПЛА, на которой отражен факт загрязнения водного объекта. По результатам исследования суд признал видеозапись допустимым и отвечающим требованиям ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательством по делу**.
Однако И.П. Янченко, в целом положительно оценивая использование БПЛА в криминалистических целях, указывает на проблему отсутствия нормативного правового акта, регулирующего использование БПЛА при расследовании преступлений и правонарушений, который регламентировал бы процесс осуществления специально подготовленными сотрудниками правоохранительных органов некоторых разрешенных видов криминалистической фотосъемки на неохраняемых объектах без получения разрешения на каждый полет и упрощенную систему - для фотосъемки на охраняемых объектах, а также на отсутствие разработанных методиче-
** Там же.
ских рекомендаций по проведению криминалистической фотосъемки с использованием БПЛА и требований к изготавливаемым фотоснимкам с учетом технических особенностей устройства, что позволило бы унифицировать получаемые панорамные и обзорные фотоснимки, сделанные с использованием БПЛА, с аналогичными фотоснимками, полученными классическим способом. Кроме того, И.П. Янченко выделяет проблему подготовки сотрудников, которые должны знать и соблюдать правила производства криминалистической фотосъемки на месте происшествия и при производстве иных следственных действий (обыск, следственный эксперимент). Решение этой проблемы позволит устранить неквалифицированность оператора дрона [5, с. 166-167].
К положительным моментам использования БПЛА, как уже отмечалось, следует отнести возможность дистанционного исследования местности, что может минимизировать случаи получения сотрудниками органов внутренних дел травм при осмотре труднодоступной местности. Кроме того, БПЛА можно применять в случаях повышенной опасности, связанных с разминированием и обезвреживанием взрывоопасных объектов. Также применение БПЛА возможно в ходе мониторинга обстановки в режиме реального времени для фиксации фактов нарушения общественного правопорядка с целью оперативной передачи информации на пункт управления. Справедливым является замечание А.А. Сырцева о том, что важной в данном случае является и профилактическая функция, поскольку осведомленность о наличии беспилотного патрулирования будет весомым сдерживающим фактором при совершении правонарушения в общественных местах [6, с. 31].
Соответственно, применение БПЛА эффективно для решения таких задач, стоящих перед органами внутренних дел, как предупреждение, выявление, раскрытие и расследование преступлений и правонарушений, обеспечение общественной безопасности. Очевидным преимуществом использования данных устройств является существенная экономия временных и финансовых затрат, а также сокращение количества сотрудников органов внутренних
дел, задействованных в производстве оперативно-розыскных, поисковых мероприятий и следственных действий.
Повысить эффективность применения БПЛА возможно в случае их оснащения дополнительным оборудованием, например, камерами видеонаблюдения, функционирующими на базе АПК «Безопасный город», в целях установления местонахождения лиц, находящихся в розыске. Такие меры представляются более эффективными в местах массового скопления граждан, которое имеет временный характер, когда установка стационарных камер видеонаблюдения нецелесообразна и экономически невыгодна. Об установке камер на БПЛА пишет К.Ю. Поспеев, указывая на возможность контролировать с их помощью соблюдение противоэпиде-миологических мер в условиях пандемии, а в случае установки инфракрасного датчика выявлять лиц с повышенной температурой [7, с. 24].
В.Б. Косовский и С.Н. Мартынюк отмечают возможность установки на БПЛА сканера, позволяющего создать 3й-модель человека или идентифицировать разыскиваемое лицо в толпе и уведомлять оператора БПЛА о его обнаружении [8, с. 27]. А.А. Сырцев указывает, что в случае установки на БПЛА светошумового или иного оборудования повысится его эффективность для достижения целей пресечения правонарушений в общественных местах. Кроме того, подобное оборудование может быть использовано при оповещении населения о различного рода угрозах [6, с. 31]. Возможности БПЛА постоянно расширяются, в настоящее время ведутся разработки, позволяющие бемпилотным аппаратам перемещаться не только в воздушном пространстве, но и под землей, на поверхности воды и под водой. Внедрение подобных методик применения БПЛА в деятельность органов внутренних дел позволит частично компенсировать ограниченность имеющихся у них сил и средств и повысить эффективность правоохранительной деятельности.
Особое внимание следует уделить проблеме использования БПЛА в целях пресечения и предотвращения преступной деятельности, в частности террористических актов. Органами государственной
власти принимаются меры, направленные на борьбу с подобными криминальными проявлениями. Например, в ст. 13 Федерального закона «О полиции» предусмотрено право сотрудника полиции пресекать нахождение БПЛА в воздушном пространстве в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан, сотрудников органов внутренних дел, в том числе в месте проведения публичного (массового) мероприятия и на прилегающей к нему территории, проведения неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, в том числе посредством подавления или преобразования сигналов дистанционного управления БПЛА, воздействия на их пульты управления, а также повреждения или уничтожения беспилотных аппаратов. Такие меры представляются достаточно эффективными при осуществлении противодействия нахождению БПЛА в воздушном пространстве.
Следует отметить, что в соответствии со ст. 23 Федерального закона «О полиции» сотрудник полиции в целях пресечения нахождения БПЛА в воздушном пространстве вправе применить огнестрельное оружие. Однако успешное поражение движущегося объекта небольшого размера и при этом находящегося на определенном удалении возможно лишь при условии высокого уровня огневой подготовки сотрудника. Кроме того, применение огнестрельного оружия запрещено в районе проведения массовых мероприятий при большом скоплении граждан, в том числе несовершеннолетних, несмотря на то, что в период проведения таких мероприятий задачами органов внутренних дел являются защита жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение правопорядка и т.д.
В.Б. Косовский и С.Н. Мартынюк предлагают в таких случаях использовать БПЛА со специальным снаряжением, которое позволяло бы осуществить захват летательного аппарата и в последующем предоставить возможность специалистам исследовать его на предмет принадлежности конкретному лицу [8, с. 28].
В качестве проблемных аспектов использования БПЛА следует отметить имеющийся риск нарушения конституционного права граждан на личную неприкосновен-
ность, неприкосновенность частной жизни, защиту персональных данных, коммерческую и служебную тайну. В связи с этим, во избежание указанного нарушения, следует разработать на федеральном уровне соответствующие правила, инструкции применения БПЛА, порядок оформления использования БПЛА, а также порядок получения судебного разрешения на применение БПЛА в ходе проведения мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан. Необходимость получения судебного разрешения на применение БПЛА обусловлена установленными ограничениями доступа к сведениям такого рода. Кроме того, следует установить порядок аварийного выключения БПЛА в связи с имеющейся вероятностью возникновения технических проблем при его использовании, заключающихся, в частности, в утрате соединения с БПЛА или выходе устройства из строя. Аналогичной точки зрения придерживается Е.Л. Красовская [9, с. 193].
Также необходимо отметить, что применение БПЛА сотрудниками органов внутренних дел может привести к таким негативным последствиям, как рост напряженности в обществе. Нельзя не согласиться с мнением А.Ю. Бордачева о том, что применение БПЛА может рассматриваться как милитаризация органов внутренних дел [10, с. 55].
Очевидно, что применение БПЛА требует от лица, управляющего им, соответствующих компетенций, в связи с чем необходимо обеспечить сотрудникам органов внутренних дел возможность получения образования в рамках обучения по программам повышения квалификации в образовательных организациях системы МВД России либо в иных образовательных организациях, имеющих право реали-зовывать образовательные программы по данному профилю подготовки. Программа обучения должна включать в себя теоретическую подготовку, тренировки на тренажере и практику управления БПЛА.
В органах внутренних дел БПЛА активно применялись до 2016 года, однако после образования авиации войск национальной гвардии в результате слияния авиации внутренних войск МВД России и авиации органов внутренних дел использование БПЛА сотрудниками органов вну-
тренних дел осуществлялось на основе совместных приказов МВД России и Росгвар-дии. Вследствие этого самостоятельность и оперативность применения БПЛА существенно снизилась, при этом в деятельности органов внутренних дел возникают ситуации, когда промедление недопустимо. В связи с этим для полноценной реализации имеющихся ресурсов БПЛА в системе МВД России было создано подразделение, специализирующееся на проведении отдельных мероприятий с использованием БПЛА. В настоящее время данные функции возложены на Департамент информационных технологий, связи и защиты информации МВД России. Для привлечения этого подразделения к проведению оперативно-розыскных мероприятий необходимо подготовить соответствующий запрос с обязательным указанием цели и района применения БПЛА. В целях недопущения нарушения конституционных прав граждан в случае применения БПЛА в районах нахождения объектов частной собственности необходимо получение судебного разрешения.
Подводя итог, следует выделить ряд проблем, связанных с применением БПЛА органанами внутренних дел, решение которых значительно повысит эффективность служебной деятельности сотрудников полиции:
1. Отсутствие нормативного правового акта, регулирующего использование БПЛА при расследовании преступлений и правонарушений, который регламенти-
ровал бы некоторые разрешенные виды криминалистической фотосъемки на неохраняемых объектах без получения разрешения на каждый полет и упрощенную систему - для фотосъемки на охраняемых объектах.
2. Отсутствие общепринятых методических рекомендаций по проведению криминалистической фотосъемки с использованием с БПЛА и требований к изготавливаемым фотоснимкам с учетом технических особенностей устройства, которые позволили бы унифицировать фотоснимки, получаемые с использованием БПЛА, и аналогичные фотоснимки, полученные классическим способом.
3. Недостаточное на сегодняшний день количество специалистов, обученных применению БПЛА, для более эффективного реагирования на различные ситуации.
На основании проведенного исследования можно прийти к выводу, что применение БПЛА является важным фактором для наиболее эффективного функционирования органов внутренних дел, но некоторые проблемные вопросы требуют проведения комплексного научного исследования. Внедрение дополнительного программного и аппаратного оборудования может значительным образом повысить их потенциал, позволяя более оперативно реагировать на изменяющуюся обстановку. Повышенный интерес правоохранительных органов, в том числе МВД России, к вопросу применения БПЛА, определяет необходимость проведения дальнейших исследований в данной области.
Список источников
1. Гаужаева В.А., Иноземцев С.В. Применение беспилотных летательных аппаратов при проведении первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий // Право и управление. 2023. N 2. С. 117-120.
2. Варданян А.В., Андреев А.С. Беспилотные летательные аппараты как сегмент цифровых технологий в преступной и посткриминальной действительности // Всероссийский криминологический журнал. 2018. N 6. С. 785-794.
3. Дронова О.Б., Храмова Е.С. Актуальные пути повышения наглядности иллюстративного материала, подготовленного с использованием беспилотных летательных аппаратов // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2021. N 2. С. 99-107.
4. Бегалиев Е.Н. О перспективах применения беспилотных летательных аппаратов в ходе производства отдельных следственных действий // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2019. N 2. С. 163-173.
5. Янченко И.П. Использование беспилотных летательных аппаратов в криминалистических целях // Вестник молодых ученых и специалистов Самарского университета. 2023. N 1. С. 164-167.
6. Сырцев А.А. Основные направления и перспективные возможности применения беспилотных летательных аппаратов подразделениями МВД России // Актуальные исследования. 2023. N 25. Ч. II. С. 31-34.
7. Поспеев К.Ю. Применение современных технологий в деятельности органов внутренних дел по обеспечению правопорядка при проведении массовых мероприятий // Правопорядок: история, теория, практика. 2022. N 1. С. 21-25.
8. Косовский В.Б., Мартынюк С.Н. Актуальные вопросы практического применения беспилотной техники в органах внутренних дел Российской Федерации // Общество: политика, экономика, право. 2020. N 3. С. 25-29.
9. Красовская Е.Л. Использование беспилотных летательных аппаратов в системе МВД России при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, в том числе розыска без вести пропавших // Труды Академии управления МВД России. 2023. N 3. С. 190-195.
10. Бордачев А.Ю. Тактические особенности применения БПЛА сотрудниками полиции // Закон и власть. 2023. N 4. С. 51-57.
References
1. Gauzhaeva V.A., Inozemtsev S.V. The use of unmanned aerial vehicles during initial investigative actions and operational investigative measures. Law and Management, 2023, no. 2. pp. 117-120. (In Russ.).
2. Vardanyan A.V., Andreev A.S. Unmanned aerial vehicles as a segment of digital technologies in criminal and post-criminal reality. All-Russian Criminological Journal, 2018, no. 6, pp. 785-794. (In Russ.).
3. Dronova O.B., Khramova E.S. Actual ways to increase the visibility of illustrative material prepared using unmanned aerial vehicles. Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2021, no. 2, pp. 99-107. (In Russ.).
4. Begaliev E.N. On the prospects of using unmanned aerial vehicles during the production of certain investigative actions. Bulletin of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2019, no. 2, pp. 163-173. (In Russ.).
5. Yanchenko I.P. The use of unmanned aerial vehicles for forensic purposes. Bulletin of young scientists and specialists of Samara University, 2023, no. 1, pp. 164-167. (In Russ.).
6. Syrtsev A.A. The main directions and promising possibilities of using unmanned aerial vehicles by units of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Actual research, 2023, no. 25, part II, pp. 31-34. (In Russ.).
7. Pospeev K.Yu. The use of modern technologies in the activities of internal affairs bodies to ensure law and order during mass events. Law and order: history, theory, practice, 2022, no. 1, pp. 21-25. (In Russ.).
8. Kosovskiy V.B., Martynyuk S.N. Actual issues of practical application of unmanned vehicles in the internal affairs bodies of the Russian Federation. Society: politics, economics, law, 2020, no. 3, pp. 25-29. (In Russ.).
9. Krasovskaya E.L. The use of unmanned aerial vehicles in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the implementation of operational investigative activities, including the search for missing persons. Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2023, no. 3, pp. 190-195. (In Russ.).
10. Bordachev A.Yu. Tactical features of the use of UAVs by police officers. Law and power, 2023, no. 4, pp. 5157. (In Russ.).