Научная статья на тему 'Использование беспилотных летательных аппаратов в системе МВД России при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, в том числе розыска без вести пропавших'

Использование беспилотных летательных аппаратов в системе МВД России при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, в том числе розыска без вести пропавших Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
801
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
оперативно-розыскная дея тельность / Министерство внутренних дел / беспилотные летательные аппараты / БПЛА / розыск без вести пропавших / инновационные технологии / конфиденциальность персональных данных граждан / Operational search activity / Ministry of Internal Affairs / unmanned aerial vehicles / drones / search for missing persons / innovative technologies / confidentiality of personal data of citizens

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Красовская Елена Леонидовна

Актуальность: в статье рассматривается идея использования беспилотных летательных аппаратов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, в том числе розыска лиц, без вести пропавших. В последние годы беспилотные летательные аппараты приобрели несомненную популярность в различных областях деятельности, включая использование в правоохранительных органах. Постановка проблемы: одна из главных проблем в розыске без вести пропавших заключается в том, что их местонахождение неизвестно и нахождение их в кратчайшие сроки может быть критически важным. Цель исследования: рассмотреть проблему применения беспилотных летательных аппаратов на законодательном уровне, в части нарушения конституционных прав человека, в отношении которых они применяются, а также выявить положительные моменты использования беспилотных летательных аппаратов в системе МВД России при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, в том числе розыска без вести пропавших. Методы исследования: диалектика, герменевтика, синергетика, философская концептология. Результаты и ключевые выводы: использование беспилотных летательных аппаратов в системе МВД России может быть эффективным решением задач охраны общественной безопасности. Но на законодательном уровне необходимо описание всех правовых рамок и порядков использования беспилотных летательных аппаратов, а также разработка мер для обеспечения конфиденциальности и защиты прав граждан, управление техническими проблемами и создание специальных подразделений с высокой квалификацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Красовская Елена Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Use of Unmanned Aerial Vehicles in the System of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Implementation of Operational Search Activities, Including the Search for Missing Persons

Relevance: the article discusses the idea of using unmanned aerial vehicles in the implementation of operational investigative activities, including the search for missing persons. In recent years unmanned aerial vehicles have gained undoubted popularity in various fields of activity, including use in law enforcement agencies. Problem statement: one of the main problems in the search for missing persons is that their whereabouts may be unknown, and finding them in the shortest possible time may be critically important. The purpose of the study: to consider the problem of the use of unmanned aerial vehicles at the legislative level, in terms of violations of constitutional human rights in respect of which they are applied, as well as to identify the positive aspects of the use of unmanned aerial vehicles in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the implementation of operational search activities, including the search for missing persons. Research methods: dialectics, hermeneutics, synergetics, philosophical conceptology. Results and key conclusions: the use of unmanned aerial vehicles in the Interior Ministry system can be an effective solution to the tasks of protecting public safety. But at the legislative level, it is necessary to describe all the legal frameworks and procedures for the use of unmanned aerial vehicles, as well as the development of measures to ensure confidentiality and protect the rights of citizens, the management of technical problems and the creation of special units with high qualifications.

Текст научной работы на тему «Использование беспилотных летательных аппаратов в системе МВД России при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, в том числе розыска без вести пропавших»

ТРИБУНА

молодого ученого

Красовская Елена Леонидовна

адъюнкт,

Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, Российская Федерация, 117997, г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 12 E-mail: elena.krasovskaya94@mail.ru

Научная специальность: 5.1.4. Уголовно-правовые науки

УДК 34

DOI 10.24412/2072-9391-2023-367-190-195

Дата поступления статьи: 23 марта 2023 г. Дата принятия статьи в печать: 18 сентября 2023 г.

Elena Leonidovna Krasovskaya,

Adjunct,

V. Ya. Kikot Moscow University

of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

Russian Federation, 117997, Moscow,

Akademika Volgina St., 12

E-mail: elena.krasovskaya94@mail.ru

Scientific specialty: 5.1.4. Criminal Law Sciences

Использование беспилотных летательных аппаратов в системе МВД России при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, в том числе розыска без вести пропавших

The Use of Unmanned Aerial Vehicles in the System of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Implementation of Operational Search Activities, Including the Search for Missing Persons

Аннотация

Актуальность: в статье рассматривается идея использования беспилотных летательных аппаратов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, в том числе розыска лиц, без вести пропавших. В последние годы беспилотные летательные аппараты приобрели несомненную популярность в различных областях деятельности, включая использование в правоохранительных органах.

Постановка проблемы: одна из главных проблем в розыске без вести пропавших заключается в том, что их местонахождение неизвестно и нахождение их в кратчайшие сроки может быть критически важным.

Abstract

Relevance: the article discusses the idea of using unmanned aerial vehicles in the implementation of operational investigative activities, including the search for missing persons. In recent years unmanned aerial vehicles have gained undoubted popularity in various fields of activity, including use in law enforcement agencies.

Problem statement: one of the main problems in the search for missing persons is that their whereabouts may be unknown, and finding them in the shortest possible time may be critically important.

The purpose of the study: to consider the problem of the use of unmanned aerial vehicles at the legislative level, in terms of violations of constitu-

Цель исследования: рассмотреть проблему применения беспилотных летательных аппаратов на законодательном уровне, в части нарушения конституционных прав человека, в отношении которых они применяются, а также выявить положительные моменты использования беспилотных летательных аппаратов в системе МВД России при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, в том числе розыска без вести пропавших.

Методы исследования: диалектика, герменевтика, синергетика, философская концеп-тология.

Результаты и ключевые выводы: использование беспилотных летательных аппаратов в системе МВД России может быть эффективным решением задач охраны общественной безопасности. Но на законодательном уровне необходимо описание всех правовых рамок и порядков использования беспилотных летательных аппаратов, а также разработка мер для обеспечения конфиденциальности и защиты прав граждан, управление техническими проблемами и создание специальных подразделений с высокой квалификацией.

tional human rights in respect of which they are applied, as well as to identify the positive aspects of the use of unmanned aerial vehicles in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the implementation of operational search activities, including the search for missing persons.

Research methods: dialectics, hermeneutics, synergetics, philosophical conceptology.

Results and key conclusions: the use of unmanned aerial vehicles in the Interior Ministry system can be an effective solution to the tasks of protecting public safety. But at the legislative level, it is necessary to describe all the legal frameworks and procedures for the use of unmanned aerial vehicles, as well as the development of measures to ensure confidentiality and protect the rights of citizens, the management of technical problems and the creation of special units with high qualifications.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность; Министерство внутренних дел; беспилотные летательные аппараты; БПЛА; розыск без вести пропавших; инновационные технологии; конфиденциальность персональных данных граждан.

Keywords: Operational search activity; Ministry of Internal Affairs; unmanned aerial vehicles; drones; search for missing persons; innovative technologies; confidentiality of personal data of citizens.

Использование беспилотных летательных аппаратов (далее — БПЛА) в системе МВД России является одним из инновационных направлений развития правоохранительных органов.

Законодательство в области оперативно-розыскной деятельности позволяет применять различные технические средства для решения поставленных задач. Законом «Об оперативно-розыскной деятельности»1 при проведении оперативно-розыскных мероприятий допускается применение технических средств, но с одной оговоркой, что их применение не должно наносить ущерба здоровью людей и не причинять вред окружающей среде. Из этого можно сделать вывод о том, что оперативно-розыскное законодательство разрешает применять БПЛА в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий [1, с. 55].

1 Об оперативно-розыскной деятельности : Федер. закон № 144-ФЗ : принят Гос. Думой 5 июля 1995 г. // СПС Консуль-тантПлюс : сайт. URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_7519/ (дата обращения: 14.01.2023).

Одним из основных направлений применения БПЛА в системе МВД России является обеспечение общественной безопасности и охраны государственной границы. БПЛА могут использоваться для патрулирования территории, выявления нарушений правил дорожного движения, поиска пропавших людей, контроля за массовыми мероприятиями и прочих задач [9].

Одним из главных преимуществ использования БПЛА в работе правоохранительных органов является возможность получения раннего предупреждения, особенно в областях, где традиционные средства наблюдения не могут быть использованы или имеют ограниченную эффективность. Такие области могут включать в себя загрязненные участки, лесные массивы или районы, где опасность преступной деятельности высока [2].

Стандартный комплект БПЛА для работы в системе МВД России включает в себя камеры высокого разрешения, ОР8-навигатор, систему передачи изображения и другое оборудование, необходимое для управления и мониторинга полета. Кроме того, БПЛА могут быть

192

оснащены термальными камерами, радарами и другой специализированной аппаратурой, что позволяет осуществлять поиск людей и объектов в различных условиях. Это позволяет правоохранительным органам эффективно и быстро получать информацию о том, что происходит в определенной области. Несомненное преимущество БПЛА — это оперативность и скорость. Беспилотники могут летать на высотах до 500 метров, что позволяет осуществлять наблюдения не только на уровне земли, но и в воздухе. Это дает возможность наблюдать за многими областями, которые не было возможности осматривать ранее [7, с. 42—45].

БПЛА могут обеспечить более широкий охват и более детальное наблюдение за большой территорией, нежели стационарные посты или один человек на пограничной линии. Дополнительно беспилотники могут быть пригодными для выполнения оперативных мероприятий. Например, они могут использоваться в качестве средства для доставки оружия, амуниции и документов на определенные объекты.

Возможно использование беспилотников и в поисково-спасательной работе. БПЛА могут охватывать большие территории и быстро дойти до зоны поиска в случае, когда дорога каждая секунда. Мы можем использовать их при возникновении чрезвычайной ситуации — для изучения зданий после пожара и торнадо, для обнаружения затопленных районов, для изучения других областей, которые могут иметь ограниченный доступ.

Кроме того, БПЛА могут быть использованы для подготовки и обучения сотрудников МВД России. Они могут выступать в качестве средства для тренировки сотрудников в наблюдении, выявлении тайников, фото- и видеосъемке, поиске преступников в густонаселенных районах. Практические задания с применением беспилотников могут улучшить квалификацию сотрудников и подготовить их эффективней реагировать на различные ситуации [3, с. 57—61].

БПЛА могут быть использованы для быстрого и эффективного поиска и мониторинга без вести пропавших лиц. Они могут быть оснащены камерами высокого разрешения и системами термального зрения, которые позволяют определять местонахождение человека в широком диапазоне условий.

Одним из главных преимуществ использования беспилотных систем в розыске лиц, без вести пропавших, является возможность снижения рисков для поисковых групп. Вместо того чтобы высылать на опасную территорию целую команду, можно отправить только один БПЛА, который будет работать вместо нескольких людей.

Кроме того, использование беспилотников позволяет значительно сократить время поиска без вести пропавшего человека. Беспилотни-ки могут пролететь над большой территорией за короткое время и быстро получить информацию об определенном объекте или месте.

Кроме того, БПЛА позволяют проводить обнаружение опасных и запрещенных предметов на территории аэропортов, проходить контрольно-пропускные пункты и патрулировать границы. Они также являются полезными в поисково-спасательных операциях [8].

Принятые в последнее время подходы предусматривают классификацию существующих типов и конструкций БПЛА по таким критериям, как: принцип создания подъемной силы; технические характеристики; тип питания силовой установки; используемая полезная (целевая) нагрузка; тип системы автоматического управления; система предотвращения столкновений с препятствиями в воздухе; тип навигации; способы защиты от глушения радиосигналов; особенности пропускной способности радиочастотного спектра каналов передачи данных; бортовая обработка данных; специализация программного обеспечения.

Причем по принципу создания подъемной силы БПЛА могут быть классифицированы:

— самолеты по конструкции крыла (с жестким и мягким крылом);

— самолеты вертикального взлета и посадки;

— автожиры;

— вертолеты;

— аэростатические управляемые аппараты-дирижабли (тепловые, газонаполненные);

— гибридные с использованием аэростатического принципа;

— ракеты.

Согласно российской классификации, которая ориентирована преимущественно пока только на военное и правоохранительное назначение аппаратов, БПЛА можно систематизировать следующим образом:

— микро- и мини-БПЛА ближнего радиуса действия с взлетной массой до 5 кг и дальностью действия до 25—40 км;

— легкие БПЛА малого радиуса действия с взлетной массой 5—50 кг и дальностью действия 10—70 км;

— легкие БПЛА среднего радиуса действия с взлетной массой в 50—100 кг и дальностью действия 70—150 (250) км;

— средние БПЛА, среднетяжелые и тяжелые БПЛА с взлетной массой от 100 кг и дальностью действия от 70 км.

В настоящее время наиболее широко используемой является классификация малоразмерных БПЛА на основе их летно-техни-ческих характеристик, согласно которой могут

быть выделены микро-, мини-, миди- и тяжелые БПЛА:

1) к микро-БПЛА относятся летательные аппараты массой до 10 кг, с временем полета около 1 ч. и высотой до 1 км, которые используются для решения задач экологического мониторинга окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

2) мини-БПЛА — масса до 50 кг, время полета несколько часов и высота до 3—5 км;

3) миди-БПЛА — масса до 1000 кг, время полета до 10—12 ч. и высота до 9—10 км;

4) тяжелые БПЛА — масса более 1 т, высота полета до 20 км и время полета до 24 ч. и более [4].

Использование БПЛА с тепловизором при розыске лиц, без вести пропавших, может стать важным инструментом в работе правоохранительных органов. Тепловизионный обзор с высоты позволит быстро обследовать большую территорию, выявить «горячие» точки, где человек мог бы находиться [6, с. 73].

На сегодняшний день БПЛА уже активно применяются при поиске людей в условиях стихийных бедствий, а также при поиске преступников. В случае пропажи человека за считанные минуты непосредственно после его обнаружения тепловизионной камерой можно отследить его маршрут, определить, где он находился последний раз и куда мог отправиться, увидеть его термическое изображение в режиме реального времени.

Данный вид оборудования достаточно маневренный, что позволяет быстро даже в труднодоступных местах обеспечивать безопасность людей. Также для оперативности можно настроить тепловизор на автоматический поиск тепловых аномалий в выбранной зоне, в том числе с помощью термокамеры можно обнаружить людей, которые могли затеряться в плотных зарослях кустарника, зарослях травы или в темное время суток.

Однако необходимо учитывать, что оборудование имеет свои недостатки. Некоторые виды тепловизионных приборов обладают низким разрешением, несмотря на это их применяют в построении комплекса мер для поиска людей.

Таким образом, использование БПЛА с тепловизором является эффективным инструментом в мероприятиях по розыску людей, но требуют профессиональной эксплуатации, умения работать с подобной техникой. Успех операции зависит от опыта и квалификации оператора-пилота, а также хорошей командной работы.

Очевидным преимуществом использования БПЛА в МВД России является экономия времени и денег. Благодаря использованию этой технологии, сокращается необходимость при-

влечения большого количества сотрудников для проведения операций. Кроме того, существенно уменьшается количество инцидентов и возможность нанесения ущерба жизни и здоровью сотрудников МВД России [10].

Однако использование БПЛА в МВД России может вызывать проблемы со стороны правозащитных организаций, так как применение БПЛА может нарушать права и свободы граждан, например, право на частную жизнь и на уважение домашнего пространства. Поэтому необходимо разработать и применять правила, которые обеспечат соблюдение конституционных прав, национальных законов и международных стандартов, включая защиту персональных данных и информации, записываемых БПЛА в ходе выполнения своих функций, а также необходим особый порядок оформления применения БПЛА, включающий в себя получение судебного решения [5]. Статья 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-Ф3 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»2 предусматривает определенные ограничения доступа к таким сведениям. В ней указано, что информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда.

Во-первых, использование БПЛА на законодательном уровне подразумевает необходимость разработки специальных правовых актов, устанавливающих правила и порядок использования этих устройств в рамках МВД России. Например, необходимо будет законодательно определить цели и задачи, для которых могут использоваться БПЛА, а также условия использования, требования к их производству и обязательности сертификации.

Во-вторых, возможно нарушение прав граждан в связи с использованием БПЛА. Необходимы правила и гарантии, обеспечивающие конфиденциальность персональных данных граж-дан3 при использовании этих технологий, а также запрет на использование БПЛА без наличия решения суда или иных официальных документов, дающих разрешение на проведение мониторинга и наблюдения.

2 Об информации, информационных технологиях и о защите информации : Федер. закон № 149-ФЗ : принят Гос. Думой 8 июля 2006 г. : одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 г. : в ред. от 29 янв. 2022 г. : с изм. и доп., вступ. в силу с 1 марта 2023 г. // СПС Кон-сультантПлюс : сайт. URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_61798/ (дата обращения: 4 марта 2023 г.).

3 Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 декабря 1993 г. : с изм., одобренными в ходе обще-рос. голосования 1 июля 2020 г. // СПС КонсультантПлюс : сайт. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 21.02.2023).

194

В-третьих, возможно возникновение технических проблем, включая потерю связи с БПЛА или сбой в работе его устройств во время выполнения задач. В данном случае возникает необходимость в разработке правил и алгоритмов аварийного выключения БПЛА в случае невозможности контролировать его движение или управлять им из-за технических проблем.

Кроме того, на законодательном уровне необходимо рассмотреть вопрос о создании специализированных подразделений и квалификационных требований для обучения и работы с БПЛА. В силу особенностей управления такие подразделения должны иметь соответствующие лицензии и сертификаты.

Таким образом, использование БПЛА в системе МВД России может быть эффективным решением задач охраны общественной безопасности. Но на законодательном уровне необходимы описание всех правовых рамок и порядков использования БПЛА, а также разработка мер для обеспечения конфиденциальности и защиты прав граждан, управление техническими проблемами и создание специ-

Список литературы:

1. Анискин Ю. П. Управление инновациями в системе управления инновационным развитием компании : учеб. для бакалавров. Москва, 2019.

2. Грошиков В. А. Использование видеонаблюдения в раскрытии тяжких преступлений // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2015. № 1 (32). С. 95-98.

3. Жданов Ю. Н, Овчинский В. С. Киберполи-ция XXI века. Международный опыт / под ред. С. К. Кузнецова. Москва, 2020.

4. Кежов А. А, Грачев Ю. А, Степанов И. В. Организационно-правовое обеспечение беспилотных комплексов в системе МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 3 (71). С. 40-43.

5. Кондрашечкин Р. В. О некоторых оперативно-розыскных методах использования телекоммуникационных сетей для установления местонахождения разыскиваемых лиц // Актуальные вопросы организации розыскной работы: электрон. сб. науч. ст. по материалам меж-вед. круг. стола (Московский областной филиал МосУ МВД России имени В. Я. Кикотя, 18 ноября 2016 г.) / под ред. В. В. Абрамочкина. Москва, 2017. С. 29-32.

6. Кузнецов С. М. Информационные технологии. Москва, 2008.

альных подразделений с высокой квалификацией сотрудников.

Кроме этого, если БПЛА документально оформить как техническое средство, используемое при проведении оперативно-розыскных мероприятий, то информация, полученная в ходе его применения, будет являться результатом оперативно-розыскной деятельности и соответственно может использоваться в качестве доказательств.

Несмотря на все преимущества использования беспилотных систем в системе МВД России при осуществлении розыска лиц, без вести пропавших, необходимо помнить, что эти системы не являются панацеей. Они могут быть бессильными в ряде условий, включая плохую погоду, высокие горы и другие труднодоступные территории, где они могут не справиться со своими функциями. Тем не менее БПЛА представляют собой мощный инструмент для правоохранительных органов, помогающий быстро и эффективно решать проблемы с розыском без вести пропавших людей.

References:

1. Aniskin Yu. P. Upravlenie innovaciyami v sisteme upravleniya innovacionnym razvitiem kompanii : ucheb. dlya bakalavrov. Moskva, 2019.

2. Groshikov V. A. The use of video surveillance in the disclosure of serious crimes // Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. № 1 (32).

3. Zhdanov Yu. N, Ovchinskij V. S. Kiberpolici-ya XXI veka. Mezhdunarodnyj opyt / pod red. S. K. Kuznecova. Moskva, 2020. S. 57-61.

4. Kezhov A. A, Grachev Yu. A, Stepanov I. V. Organizational and legal support of unmanned complexes in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016. № 3 (71). P. 40-43.

5. Kondrashechkin R. V. O nekotoryh operativ -no-rozysknyh metodah ispol'zovaniya tele-kommunikacionnyh setej dlya ustanovleni-ya mestonahozhdeniya razyskivaemyh lic // Aktual'nye voprosy organizacii rozysknoj raboty: elektron. sb. nauch. st. po mat-lam mezhved. krug. stola (Moskovskij oblastnoj filial MosU MVD Rossii imeni V. Ya. Kikotya, 18 noyabrya 2016 g.) / pod red. V. V. Abramo-chkina. Moskva, 2017.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Kuznecov S. M. Informacionnye tekhnologii. Moskva, 2008.

7. Martin Dogerti. BPLA. Pervyj illyustrirovannyj putevoditel' po BPLA. Moskva, 2017.

7. Мартин Догерти. БПЛА. Первый иллюстрированный путеводитель по БПЛА. Москва, 2017.

8. Моисеев Н. А., Новоселов Н. Г. Об использовании беспилотных летательных аппаратов в оперативно-разыскной деятельности // Вестник Дальневосточного юридического института МВД России. 2019. № 1 (46). С. 125-130.

9. Петров И. В. Проблема системы основных понятий и терминов в сфере безопасности и оперативно-розыскной деятельности // Военно-юридический журнал. 2011. № 11. С. 14-18.

10. Шаров В. И. Интернет как источник оперативно-розыскной и процессуальной информации // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. № 3 (35). С. 111-114.

Для цитирования:

Красовская Елена Леонидовна. Использование беспилотных летательных аппаратов в системе МВД России при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, в том числе розыска без вести пропавших // Труды Академии управления МВД России. 2023. № 3 (67). С. 190-195.

!0.

Moiseev N. A., Novoselov N. G. On the use of unmanned aerial vehicles in operational investigative activities // Bulletin of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2019. № 1 (46). P. 125-130. Petrov I. V. The problem of the system of basic concepts and terms in the field of security and operational investigative activities // Military Law Journal. 2011. № 11. P. 14-18. Sharov V. I. Internet as a source of operational-investigative and procedural information // Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016. № 3 (35).

For citation:

Krasovskaya Elena Leonidovna. The use of Unmanned Aerial Vehicles in the System of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Implementation of Operational Search Activities, Including the Search for Missing Persons // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2023. № 3 (67). P. 190-195.

С —

С I tfc У

ъ

с —

il

с

s

<

I

^

И

s

a E-

195

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.