Научная статья на тему 'Анализ возможности использования стратегии вуза на рынке образовательных услуг, основанной на принципах маркетинга отношений'

Анализ возможности использования стратегии вуза на рынке образовательных услуг, основанной на принципах маркетинга отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
104
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ возможности использования стратегии вуза на рынке образовательных услуг, основанной на принципах маркетинга отношений»

УДК 658.8:378(470.57)

Д. А. Гайнанов, А. Р. Нуреев

Уфимский государственный авиационный технический университет

ул. К. Маркса д. 12, г. Уфа, Россия E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]

АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ВУЗА НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ, ОСНОВАННОЙ НА ПРИНЦИПАХ МАРКЕТИНГА ОТНОШЕНИЙ Введение

Не вызывает сомнений, что образование - одна из наиболее перспективных на сегодняшний день «ниш» маркетинга. Важность и одновременно сложность его заключается в том, что в образовании пересекаются сферы интересов как некоммерческого, так и коммерческого маркетинга.

Что касается применения маркетинга на формирующемся рынке образовательных услуг, то задачи здесь - изучение спроса на образовательные услуги со стороны потенциальных потребителей, тщательная сегментация рынка, изучение предложения образовательных услуг со стороны других образовательных учреждений, изучение цен, выявление своих конкурентных преимуществ. С учетом полученной информации и проведенной сегментации для каждого сегмента потенциальных потребителей разрабатывается свой комплекс маркетинга (своего рода «смесь» элементов). Зная, какими возможностями располагает потребитель, каковы его потребности, необходимо предложить ассортимент образовательных услуг (конкретные специальности и набор изучаемых дисциплин); разработать варианты использования потребителем различных финансовых источников для оплаты обучения; выработать способы доведения образовательных услуг до их получателя (предложить различные формы обучения - дистанционное, заочное, очное и т. д. - и пути совершенствования этих форм); разработать и осуществить мероприятия, направленные на формирование благоприятного имиджа специальности в глазах потенциальных потребителей и общества в целом.

Рынок образовательных услуг, так же как и любой другой рынок, функционирует по принципу «спрос-предложение» или «потребность-удовлетворение потребности»; для того чтобы идти дальше, необходимо разобраться в основополагающем термине - «образовательная потребность» или в том, что же производят вузы.

Часть авторов считает, что вуз является производителем такого товара, как «молодой специалист», т. е. вуз должен «обеспечить оптимальное насыщение рынка труда работниками нужной квалификации... В конечном итоге должен быть выпущен специалист, соответствующий запросам потребителей и требованиям научно-технического прогресса» [1].

Существует противоположное мнение, суть которого сводится к тому, что «...нельзя принять однозначное утверждение автора о вузе как производителе товара в виде молодых специалистов... ведь даже в формировании профессионально значимых знаний, умений и навыков, которые используются работодателями на рынке труда, участвует не только вуз... Поэтому на рынке труда вуз является производителем не выпускников, а образовательных программ, в том виде, в котором они освоены его выпускниками» [2].

А. Панкрухин отмечает: «Специфика потребления образования состоит в том, что его используют одновременно потребители разных категорий - и сам индивид, и предприятия-работодатели, и общество в целом» [3], т. е. «образование как товар носит двойственный характер: до определенного уровня это государственный товар - бесплатная услуга, на другом уровне - государственно-частный товар и платная услуга...» [4].

Итак, понятие образовательной потребности - это «состояние» (личности), которое, в частности в условиях рынка, выступает в форме «ожиданий» (субъекта и социальных групп), в нашем же случае - «индивидуума».

1818-7862. Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2007. Том 7, выпуск 1 © Д. А. Гайнанов, А. Р. Нуреев, 2007

Анализ ситуации на рынке образовательных услуг и основные проблемы

(на примере Уфимского государственного авиационного технического университета)

Необходимо сразу отметить, что речь идет об анализе ситуации в период с 2000-2006 г. на факультете экономики, менеджмента и финансов УГАТУ, и основной целью является сохранение и увеличение приема желающих получить высшее профессиональное образование на платной основе.

Среди факторов, способствующих успешному выполнению плана приема, следует отметить:

• общий подъем экономики и рост интереса населения к получению высшего, в особенности экономического образования;

• провозглашаемую государством поддержку качественного государственного высшего образования;

• предоставление банками России и Республики Башкортостан (РБ) ссуд населению на оплату высшего образования;

• повышение статуса университета в связи с его успешным прохождением государственной аттестации и получением государственной аккредитации;

• хорошо зарекомендовавший себя и востребованный на рынке комплекс образовательных услуг факультета очного обучения университета;

• удачное местоположение университета, сочетающее выгодное для многих студентов расположение на стыке нескольких районов, на крупнейшей транспортной развязке с престижностью данной части города;

• наличие у университета своего общежития.

К неблагоприятным факторам можно отнести:

• неблагоприятную демографическую ситуацию середины 80-х гг., приведшую спустя 17-18 лет к резкому обвалу числа выпускников школ;

• дальнейшее увеличение числа филиалов вузов в городе;

• некоторое увеличение числа бюджетных мест в государственных вузах;

• снятие с государственных вузов ограничений на внебюджетный прием;

• снижение нижнего ценового предела по образовательным услугам в городе;

• перспективы насыщения рынка труда в ближайшее пятилетие дипломированными специалистами в области экономики, финансов, бухгалтерского учета и аудита;

• искаженное среди части абитуриентов и их родителей представление об университете.

Несмотря на оживление промышленности в период 2000 г. в республике, крайне низкая

оплата труда, особенно для молодых людей, часто являлась лучшей рекламой обучению в вузе. И поэтому на данном этапе временного отрезка вплоть до 2003 г. мы наблюдаем рост количества подаваемых заявлений на наш факультет, как на бюджетной основе, так и на платной, но в 2004 г. ситуация коренным образом меняется и наступает резкий обвал притока абитуриентов, наблюдаемый до сих пор. Подобный скачок объясняется в первую очередь динамикой изменения рождаемости в РБ с 84 по 91 чел. на 10 тыс. населения соответственно.

Теперь взглянем на ситуацию, касающуюся всего рынка. В первую очередь нас интересуют государственные и негосударственные вузы в период с 2003-2005 г., потому что именно в это время происходит «обвал» числа абитуриентов в нашем университете. В отведенный нами период число вузов государственных и негосударственных оставалось неизменным (12 и 5 соответственно). В данном же, общем случае мы не наблюдаем подобного резкого спада в числе обучаемых в государственных вузах, это объясняется тем фактом, что происходит отток абитуриентов из негосударственных и несамостоятельных вузов в государственные, а также приток абитуриентов из-за пределов Республики Башкортостан в связи с высоким имиджем государственных вузов республики.

В подобной ситуации, когда число поступающих резко снижается, а конкуренция среди основных вузов республики остается на высоком уровне (в целях сохранения, а в дальнейшем и укрепления своих позиций на рынке образовательных услуг), вузу необходимо исключить из своей стратегии модель противоречивых потребностей (покупатель - выгодная цена, продавец - максимальная прибыль). Таким образом, главная идея сводится к тому, что по сравнению с трансакционной маркетинговой стратегией отдельные разовые акты «купли-продажи» необходимо заменить на длительные, взаимовыгодные отношения обмена между

вузом и потребителем. Здесь и созревает необходимость обратить внимание на молодое направление в маркетинге - маркетинг отношений.

Концептуальные основы маркетинга отношений и разработка стратегии вуза

Маркетинг отношений как новая парадигма становится все более и более актуальным. Некоторые авторы считают, что маркетинг отношений является просто интенсификацией или индивидуализацией традиционного маркетинга. Однако можно отметить ряд черт, которые выделяют рассматриваемое понятие в самостоятельную категорию.

Во-первых, маркетинг отношений расширяет традиционное понятие потребителей. В их число включаются теперь СМИ, общественность и т. п.

Во-вторых, маркетинг отношений в отличие от традиционного трансакционного маркетинга направлен на удовлетворение не отдельной потребности, а потребителя в целом (комплекса его потребностей).

В-третьих, маркетинг отношений подразумевает наличие постоянной «обратной связи» с потребителем.

В-четвертых, наиболее эффективное суммарное удовлетворение потребителей не означает, что каждая отдельная потребность удовлетворяется максимально. А значит, необходимо определение временных «точек» и структуры удовлетворения потребностей.

Применительно к рынку образовательных услуг использование маркетинга отношений обусловливается следующим причинами:

• социальной направленностью услуг;

• многогранностью запросов различных потребителей;

• интернационализацией образования;

• повышением роли непосредственных потребителей (личностей) в образовательной системе и тенденцией к индивидуализации запросов;

• усилением неценовой конкуренции;

• более широким использованием маркетинга отношений в других сферах;

• особенностью поведения потребителей на рассматриваемом рынке, ролью факторов культурного уровня, образа жизни, личных источников информации при осуществлении выбора и покупки услуг и т. п.

Модель маркетинговой стратегии, основанной на маркетинге отношений, в образовательной сфере можно представить в виде последовательности: «коммуникация - полезность -персонализация - стиль».

Коммуникация предполагает отслеживание и анализ динамики потребностей студентов в процессе обучения, сбор информации о выпускниках. Причем речь идет не об одноразовой акции, а о постоянной системе связи с участниками отношений. Сбор информации и основная организационная работа осуществляются приемной комиссией и отделением довузовского образования.

Полезность есть ни что иное, как создание условий для получения такого уровня ценностей. Смысл второго уровня маркетинга отношений заложен в особом стиле студенческой жизни (спортивные секции, различные культурные мероприятия, кружки и т. д.).

Персонализация - это индивидуализация жизни студента как в образовательном плане (индивидуальный учебный план), так и в частностях. Речь идет не только о психологопедагогической необходимости, например, построения индивидуального плана, но о создании такой атмосферы, когда каждый клиент ощущал бы себя индивидуумом, а не «одним из всех» не только в аудитории, но и в библиотеке, спортивном зале, в столовой.

Стиль - ряд мероприятий и определенная сумма усилий, в первую очередь предпринятых на предыдущих уровнях, распространяющихся на послевузовскую жизнь выпускника.

Целью реализации предложенной нами стратегии являются популяризация образовательной услуги и формирование устойчивого спроса. Иначе говоря, ставятся следующие задачи:

• изучить спрос на образовательные услуги, изучить потенциальных потребителей;

• создать «товар», т. е. обеспечить студента знаниями, которые должны соответствовать требованиям, предъявляемым на рынке к тем или иным специальностям, и обеспечить определенные конкурентные преимущества этих специальностей;

• выработать программу продвижения образовательной услуги на рынке, сосредоточив маркетинговые усилия в области коммуникаций, главной целью которых является формирование имиджа, а также повышение уровня информированности потенциальных потребителей о преимуществах вуза. Повысить заинтересованность потенциальных и реальных работодателей в подготовке и переподготовке специалистов соответствующего профиля.

Основные шаги практической реализации выглядят следующим образом:

• рынок образовательных услуг должен быть разбит на несколько крупных сегментов (школьники и их родители, выпускники средних специальных учебных заведений, работодатели, кадровые службы предприятий и фирм, государственные и негосударственные центры занятости и т. д.);

• назначение для работы с каждым ключевым сегментом опытного, специально подготовленного менеджера, владеющего концепцией некоммерческого маркетинга;

• четкая и ясная постановка задач для менеджеров по взаимоотношениям. Описание требуемых взаимоотношений, целей, обязанностей и критериев оценки их деятельности. Менеджер по взаимоотношениям отвечает за работу с потребителями, является источником всей информации о них и организатором деятельности, направленной на данный сегмент потребителей;

• назначение руководителя для организации и контроля деятельности менеджеров по взаимоотношениям. В его функции должны входить общее планирование и координация их деятельности, разработка критериев и контроль результатов, а также обеспечение необходимыми ресурсами, постоянный анализ конкурентов и выявление их конкурентных преимуществ, в соответствии с этим осуществление коррекции программы маркетинга;

• каждый менеджер по взаимоотношениям разрабатывает долгосрочный и годовой планы работы с потребителями, которые руководитель должен сводить в результирующие планы.

Особое внимание необходимо также уделить постоянному изучению конкурентов и выявлению их конкурентных преимуществ, в соответствии с этим осуществляется коррекция программы маркетинга.

Мероприятия продвижения образовательной услуги осуществляются на основе:

• прямого маркетинга (курирование школ, ведение специальных дисциплин в школах преподавателями кафедры, профориентационная работа в школах, средних специальных учебных заведениях, проведение «Дня открытых дверей» и т. д.);

• РЯ (работа с предприятиями, центрами занятости, потенциальными работодателями, выпускниками и т. д.);

• рекламы (масштабная рекламная кампания специальностей и кафедр - размещение рекламных объявлений в СМИ, раздача «фирменной» сувенирной продукции абитуриентам специальности и именных вкладышей - выпускникам наиболее «перспективных» школ города).

Особые каналы привлечения абитуриентов в вуз подразумевают налаживание постоянных длительных связей с потенциальными работодателями, школами и другими участниками рынка образовательных услуг и рынка труда. В этой связи необходимо упомянуть мероприятия, способствующие формированию благоприятного имиджа вуза. Это поддерживание отношений с выпускниками, что имеет ряд положительных моментов - появляются потенциальные спонсоры, потенциальные работодатели или посредники в трудоустройстве выпускников, повышается степень информированности общественности о деятельности вуза; это проведение конференций, в том числе и международных, по научным направлениям вуза.

Рассматриваемый маркетинг отношений, непосредственно связанный с исследуемой нами темой, не ограничивается только взаимоотношениями вузов и непосредственных потребителей (студентов и выпускников), хотя именно эти основополагающие взаимоотношения являются первоосновой для включения в систему маркетинга отношений участников других уровней - фирм, СМИ, общественных и государственных организаций и т. д. Именно эти взаимоотношения являются важнейшим основанием маркетингового управления учебным заведением.

Образовательные услуги - специфический товар, значение и качество которого проявляются и реально оцениваются уже в послепродажный период - на рынке труда. Но важным моментом является и оценка качества образовательных услуг со стороны выпускников вуза, поскольку именно они являются наиболее эффективным источником информации для потенциальных потребителей. Это одна из главных причин важности маркетинга отношений и стратегии, разрабатываемой на ее основе.

Успех последней характеризуется прежде всего «качеством отношений», которое в свою очередь (особенно для рассматриваемого рынка) связано с понятием потребительской компетенции.

С этой точки зрения оценка выпускником качества полученных услуг в большей степени зависит от его поведения при их использовании. Здесь речь идет не только об умелом использовании знаний, полученных в вузе, но и о качестве «послепродажного обслуживания» вузом своих выпускников, которое и должно явиться одним из ключевых звеньев при построении подсистемы «маркетинг отношений с выпускником». Можно сказать, что важнейшее значение для маркетинга отношений в сфере образования имеет такая стратегия вуза, чтобы к нему относились как к «общественному образовательному институту, предназначенному для обучения потребителей» в течение не только процесса оказания образовательной услуги, но и на протяжении послевузовской деятельности выпускника.

В глазах потребителя это, во-первых, будет повышать качество отношений, включающих два важнейших фактора: доверие клиента к продавцу (вузу) и удовлетворенность клиента продавцом, а во-вторых, в глазах клиента существенно вырастет престиж вуза как социального института, ориентирующего на интересы не только конкретной личности, но и всего общества.

В операционном (инструментальном) аспекте маркетинга отношений можно отметить как традиционные, так и новые средства маркетинга: от введения в учебный план вуза дисциплины «управление карьерой», осуществления консультационной поддержки выпускников до выпуска элитного журнала и создания «клуба выпускников».

Заключение

Таким образом, стратегия вуза на рынке образовательных услуг, основанная на принципах маркетинга отношений, способна увязать интересы всех участников образовательной системы, поскольку:

• улучшается качество содержания образовательной услуги (в частности, учебновоспитательного процесса) за счет обратной связи с выпускниками;

• оказывается задействованным самый эффективный маркетинговый коммуникационный канал - личные связи выпускников с потенциальными клиентами;

• повышается общее положительное представление потребителей о вузе;

• клиент получает качественное послепродажное сопровождение;

• клиент становится участником системы отношений, в которую входят и потенциальные деловые партнеры;

• вузы берут на себя часть функций по профессиональной и социально-психологической адаптации выпускников;

• сами фирмы через своих работников включаются в систему маркетинговых отношений, что позволяет им использовать ее преимущества;

• формируются устойчивые позитивные профессиональные и социальные связи.

Данная стратегия позволяет наиболее тщательно и профессионально исследовать потребителей образовательных услуг, их потребности, мотивы, оценки и предпочтения. А результаты в свою очередь служат основой для сегментации, выявления общей «картины», целевых сегментов, определения неудовлетворенности и нарастающего спроса.

Необходимо также учитывать что предложенный подход основывается на установлении и поддержании обратной связи с целевыми сегментами потребителей в использовании современных коммуникационных технологий (Интернет, средств телемаркетинга и т. д.), при этом должны использоваться известные маркетинговые методы проведения наблюдений, опросов и экспериментов. Создание подобной обратной связи в свою очередь предполагает создание и ведение соответствующих баз данных, в которых фиксируется и постоянно обновляется

информация о целевых потребителях, их характеристиках, особенностях нужд, потребностей и спроса на образовательные продукты. Функционирование обратной связи происходит в режиме мониторинга, а результаты позволяют устанавливать взаимовыгодные отношения и принимать адекватные решения по повышению потребительской ценности производимых некоммерческих продуктов.

Список литературы

1. Браверман А. А. Маркетинг в российской экономике переходного периода: методология и практика. М.: Экономика, 1997. С. 539.

2. Сагинова О. В. Маркетинг образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. № 3. С. 48-59.

3. Панкрухин А. Цена образования // Alma Mater. 1997. № 5. С. 24-29.

4. Стрижов А. М. Понятие качества образовательной услуги в условиях рыночных отношений // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. № 3. С. 47-50.

Материал поступил в редколлегию 15.01.2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.