Научная статья на тему 'Анализ возможностей применения информационных технологий для поддержки системы процедур управления знаниями организации1'

Анализ возможностей применения информационных технологий для поддержки системы процедур управления знаниями организации1 Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
363
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ / ЯВНЫЕ ЗНАНИЯ / НЕЯВНЫЕ ЗНАНИЯ / БАЗА ДАННЫХ / БАЗА ЗНАНИЙ / ОНТОЛОГИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ возможностей применения информационных технологий для поддержки системы процедур управления знаниями организации1»

портала обеспечат эффективную коммуникацию сотрудников через встроенные функции работы над совместными проектами, документами. Появится быстрая обратная связь между автором материала и читателями. Любой сотрудник, ознакомившись с опубликованным материалом, сможет оценить его, прочитать комментарии и поучаствовать в обсуждении.

Безусловно, это далеко не все возможности современных порталов. Преимущество выбранного решения так же состоит в возможности дальнейшего наращивания функционала системы в ответ на любые изменения бизнеса.

В заключение хочется отметить, что развитие технологий управления знаниями и формирование нового взгляда и понимания роли знаний в современном мире - это исключительно важная задача, не решив которую, мы не решим и задачу инновационного развития страны, и многие другие задачи, стоящие сейчас перед нашим обществом. Для повышения конкурентоспособности, создания инноваций компании внедряют системы управления знаниями. Однако сырьевая зависимость России оставляет нас в индустриальной эпохе и не позволяет перейти в следующую эпоху, в экономику знания. Российские ИТ-компании должны быть на передовых позициях в рамках аккумулирования знаний, но для этого требуются серьезные политические, экономические и социальные перемены.

Библиографический список

1. Алтухова Н.Ф. Системы управления корпоративными знаниями и методика их построения: монография / Н.Ф. Алтухова. - М.: ГУУ, 2006. - 109 с.

2. Мартич А. Через знания - к звездам [Электронный ресурс] // Управление компанией. - N° 5, 2001. - Режим доступа: http://www.management.com.ua/hrm/hrm010.html

3. Филонович С Р. Проблемы управления знаниями: происхождение и междисциплинарный характер // Бизнес-образование. - №5, 2010. - С. 45-47.

4. Абдикеев Н.М., Киселев А.Д. Управление знаниями корпорации и реинжиниринг бизнеса: уч. для вузов / Н.М. Абдикеев, А. Д. Киселев. - М.: ИНФРА-М, 2012.

А.А. Бакулин

АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ

информационных технологий для поддержки

СИСТЕМЫ ПРОЦЕДУР УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ

ОРГАНИЗАЦИИ1

Ключевые слова: управление знаниями, система управления знаниями, явные знания, неявные знания, база данных, база знаний, онтология.

В современной информационной экономике такой актив компании, как знание, имеет особую ценность. Довести продукцию до рынка быстрее, с меньшими затратами

©Бакулин А.А., 2013

1 Статья подготовлена в рамках научно-исследовательской работы 5016-12 «Разработка процессно-ориентированного подхода к управлению знаниями как стратегическим информационным ресурсом организации на базе технологии социальных сетей».

и более эффективно, чем конкуренты возможно только благ. ря экспертным знаниям в предметных областях. Поэтому не удивительно, что все больше компаний начинают относить такие знания к своим нематериальным активам, а многие из них оценивают их выше, чем материальные активы вообще и финансовые (см., например, [5]). Сегодня, когда знания стали таким стратегически важным видом активов, мало кто сомневается в том, что будущее любой компании напрямую зависит от ее способности извлекать, создавать, хранить и распространять знания. Разработка процедур, обеспечивающих выявление, передачу, пополнение знаний и их обмен, становится одним из направлений деятельности управляющих компаниями [6].

По мнению Б.З. Мильнера, любой аппарат управления (контора, офис) представляет собой «фабрику информации», и основная роль заключается в ее обработке. Аппарат управления получает информацию в самых разных формах. В тех же формах он и производит ее. Это могут быть данные, выдаваемые компьютером в электронной форме, документы, содержащие и передающие информацию и любая устная информация [3]. Но необходимо постоянно помнить о том, что применение информационных технологий и приобретение знаний представляют собой принципиально различающиеся между собой процессы. Под процедурой управления знаниями будем понимать стратегию преобразования интеллектуальных активов компании, включая записанную информацию (явные знания) и способности ее работников (неявные знания), в новые ценности, в повышение ее производительности и конкурентоспособности. Таким образом, процедуры управления знаниями в организации - это добыча знаний, их систематизация, внутрикорпоративное распространение и использование.

Как считает гуру современных методов управления знаниями Карл-Эрик Свейби, компания выбирает один или несколько способов управления знаниями, наиболее соответствующих ее целям:

- сбор, хранение, поиск и распределение материальных интеллектуальных активов, таких как авторские права, патенты и лицензии;

- сбор, систематизация и распределение нематериальных интеллектуальных активов (intangibleknowledgeassets), например профессионального опыта, идей, творческих решений и др.;

- создание интерактивной обучающей среды, в которой работники готовы делиться с коллегами своими знаниями, превращать их в общее достояние, и использовать их для получения новых.

Компания, стремящаяся стать реальным производителем знаний, должна создать так называемую спираль знаний, об чем как раз и говорит Н.Ф. Алтухов в своей работе «Роль информационных технологий в системе управления знаниями компании» [1], так как самая главная проблема, с которой сталкиваются компании на сегодняшний день, -это потеря индивидуальных и коллективных компетенций. Спираль знаний (knowledge spiral) - модель трансформации явных и неявных знаний в процессе создания нового знания, предложенная Икуджио Нонака (Ikudgio Nonaka) и объединяющая четыре процесса преобразования знаний: социализация знаний (неявные знания превращаются в неявные), экстернализация (неявные в явные), комбинации (явные в явные) и интернали-зация (явные в неявные). Примерно 80% знаний сотрудников хранятся у них в головах, и относятся эти знания к классу неявных. В названной работе Н.Ф. Алтухова [1] указано кроме того и то, что основной функцией управления знаниями является помощь предприятию в достижении поставленных целей. Управление знаниями выступает в качестве средства, находящегося в распоряжении предприятия, для того чтобы:

- улучшить управление компетенциями;

- повысить продуктивность;

- совершенствовать процесс принятия решений;

- способствовать развитию инноваций.

Для достижения вышеперечисленных целей любой организации требуется внедрение информационных технологий, а впоследствии - развитие корпоративной информационной системы (далее - КИС). КИС, накапливающая огромные массивы данных и информации, ориентирована на удовлетворение ежедневных информационных потребностей сотрудников и менеджеров, связанных с текущими бизнес-задачами. В то же время при выполнении своих задач у сотрудников возникает необходимость в приобретении новых дополнительных знаний. Эта потребность инициируется возможностью и необходимостью выбора способа решения конкретной бизнес-задачи и в итоге повышения качества выполнения задачи. Наполнение КИС и ее архитектура будет зависеть от поставленных целей организации. Отталкиваясь от вышепоставленных задач, а именно от добычи знаний, их систематизации, внутрикорпоративного распространения и использования, определим информационные технологии, характеризующие каждую задачу.

Добыча знаний

Она может производиться как на основе числовых, так и текстовых данных. В первом варианте используется технология data mining, в другом - технология text mining. Обе технологии аккумулируются в единую концепцию information mining, объединяющую числовые и текстовые данные. К задачам data mining относятся:

- классификация,

- кластеризация,

- ассоциации,

- последовательность,

- прогнозирование,

- оценивание,

- анализ связей,

- визуализация.

Иными словами, data mining представляет набор статистических инструментов, осуществляющих поиск больших объемов актуальных и структурированных с целью получения и представления новой информации в понятной форме [1].

Систематизация знаний

Новые знания должны быть систематизированы, прежде чем они будут распространены и использованы. Под систематизацией знаний понимаются любые способы их организации, например иерархичная классификация, древовидная система каталогов или организация при помощи механизмов логических выводов.

Большинство типов технологий позволяют организовать знания в следующем

виде:

1. Базы данных, базы знаний, хранилища данных, витрины данных. База данных - организованная в соответствии с определёнными правилами и поддерживаемая в памяти компьютера совокупность структурированных данных, характеризующая актуальное состояние некоторой предметной области и используемая для удовлетворения информационных потребностей пользователей [7]. База знаний - это особого рода база данных, разработанная для оперирования знаниями. Содержит структурированную информацию, покрывающую некоторую область знаний, для использования сотрудником в конкретных целях. Современные базы знаний работают совместно с системами поиска

информации, имеют классификационную структуру и формат представления знаний [8]. В случае использования витрин данных или хранилищ данных обеспечивается агреги-рованность структурированных данных, при этом хранилище данных ориентировано на накопление информации по широкому спектру задач, в то время, как витрина - на представление профилированной информации.

2. Онтологии. Круг технологий, связанных с использованием онтологии, расширяется. Онтология - представление предметной области организации, состоящее из множества понятий, отношений между ними и ограничений (аксиом). В основе онтологии находится словарь терминов, отражающих понятия предметной области и содержащих их определения на естественном языке. Визуально онтология может быть представлена в форме графы, дерева, сети. В настоящее время онтология нашла свое применение в мультиагентных системах, в технологии text mining, в информационно-поисковых системах, в автоматическом индексировании и аннотировании и т.д. В рамках Semmantic web информация описывается при помощи онтологии предметных областей.

3. Тезаурус. Обычно тезаурус определяют как словарь, содержащий лексические единицы с явным указанием семантических связей между ними, которые распространяются на один или несколько доменов знаний. Тезаурус является средством, используемым для описания и организации информации.

4. Экспертные системы (системы правил). Главной задачей любой экспертной системы является полная или частичная замена специалиста-эксперта в разрешении проблемной ситуации за счет воспроизведения процесса человеческих рассуждений. Экспертные системы рассматриваются совместно с базами знаний как модели поведения экспертов в определенной области знаний с использованием процедур логического вывода и принятия решений. Ядром данной системы является база правил или случаев, содержащая характеристики каждой встречающейся проблемы и одного или нескольких решений, служащих для ее выполнения.

Распространение знаний

После того как знания структурированы и сохранены, они должны быть доступны определенному сотруднику или группе сотрудников для дальнейшего использования. За поддержку этого процесса могут отвечать следующие средства:

1. Средства индексации и поиска. Они позволяют находить релевантную информацию среди многочисленных источников по запросу пользователя. Построение индекса осуществляется с применением различных методик, позволяющих учитывать специфические особенности документов (местоположения термина внутри документа, взаимного расположения терминов, морфологических особенностей).

2. Локальные системы анализа документов. Данный класс систем предназначен для помощи сотрудникам организации в поиске и структурировании огромных массивов документов. Используя различные программные внутренние инструменты, эвристические методы, данные системы способны выявить понятия, несущие смысловую нагрузку, установить взаимосвязи между понятиями и на основе этого строить семантическую сеть, структурировать небольшие массивы документов и предоставлять результаты пользователю.

3. Поисковые агенты. Наиболее интеллектуальный класс поисковых систем. В сочетании с глобальными информационно-поисковыми системами, агенты поиска способны выдавать пользователю необходимые ему документы, обрабатывать и индексировать их, сохранять и накапливать результаты в нужную пользователю директорию.

Использование (применение) знаний

Наиболее подходящим средством для получения, использования и обмена знаниями является корпоративный портал. Это достигается за счет адаптации и настройки страниц портала под знаниевые возможности и потребности пользователя. В настоящий момент на рынке представлен большой выбор средств разработки корпоративных порталов знаний (АхютРог1а1, LotusK-Staton, MicrosoftSharePointPortal и др.) и корпоративных информационных порталов (IBMEnterpriseInformationPortal, SybaseEP, Нитт^Ы^ЕГР и др.) [4]. В таблице представлены описания основных из них.

Таблица

Характеристики современных корпоративных порталов

№ п/п Характеристика Описание

1 Персонализированный доступ, основанный на роли Пользователь получает ту информацию, которая основана на его роли

2 User-friendly интерфейс Навигация в портале интуитивно понятна пользователю

3 Безопасность Доступ к информации имеет только определенный персонал

4 Поддержка бизнес-групп Сотрудники и поставщики могут общаться on-line

5 Интеграция множества систем Пользователи имеют доступ непосредственно к требуемому ресурсу и приложениям

Проделанный анализ сопоставления информационных технологий с задачами процедур управления знаниями относится только к явным знаниям, т. е. формализованным и структурированным. В таком случае возникает вопрос: что происходит с неявными знаниями? Как и с помощью каких инструментальных средств осуществить обмен этими неформализованными знаниями? Лучшим на данный момент способом обмена неявными знаниями является наставничество, которое относят к методам обучения и развития персонала. В Великобритании его используют 71% компаний. В IT-сфере существуют практики по внедрению систем наставничества. Хороший пример для того - компания IBS: «Новичок получает наставника в момент занятия позиции. По нашим оценкам, каждый наставник может «потянуть» 4 сотрудника, не больше. Сейчас в IBS на 1500 сотрудников действуют 60 наставников. В нашем случае получается, что в процессе заняты 4 человека: сотрудник - наставник - линейный менеджер - HR-специалист. Наши задачи очень тесно переплетены, поэтому контроль за процессом получается четвертной» [9]. Сама по себе система наставничества подразумевает создание корпоративного портала с возможностями видео общения, чата и корпоративной почты.

На рисунке ниже показана карта информационных технологий, применяемых для поддержки процедур управления явными и неявными знаниями.

Корпоративная информационная система

Задачи процедур УЗ Явные знания Неявные знания

1. Добыч а знаний 1. Средства Data Mining. 2. Средства Text Mining. 1. Е-1еатше, 2. Корпоративныепорталызнаний.

2. Систематизация знаний 1. Базы данных, 2. Базы знаний; 3. Хранилища данных; 4 Витрины данных; 5. Онтологии, 6. Тезаурус, 7. Экспертные системы. Неявные знания являются персональными, специфичными по своему содержанию сведениями или навыками, приобретаемыми человеком в процессе практической деятельности. Они должны быть пер еведены в область явного знания, какможно быстрее, иначе они могут Сыть утрачены.

3. Распространение знаний 1. Ср едства индексации и поиска; 2. Локальные системы анализа документов, 3. Интеллектуальные агенты поиска 1. Наставничество; 2. Корпоративные порталызнаний; 3. Видеоконференции; 4. Чат/Корпоративнаяпочта; 5. Дискуссионные форумы.

4. Использование знаний 1. Корпоративные порталы знаний 1. Корпоративные порталы знаний; 2. Средства визуализации.

Рис. Карта информационных технологий, применяемых для поддержки процедур управления явными и неявными знаниями

Исходя из начального состояния в процессе построения систем управления знаниями укажем, какие информационные технологии должны быть использованы в первую очередь. Задача содействия сотруднику в приобретении знаний может быть обеспечена за счет персонификации контента ЕЯР-системы посредством интегрируемым с ней корпоративным порталом знаний. Как раз с помощью этого портала пользователю может быть предоставлен контекстный доступ к информации, то есть учитывающий состав выполняемых им задач. Для обеспечения унифицированного представления разнородных знаний и данных, учета их связанности, а так же поддержки функциональности таких порталов предложена информационная модель, базис которой составляет онтология. Информационная модель портала объединяет модели предметной и проблемной областей, а так же описывает типы представляемой на портале информации. Формально информационная модель портала М описывается двойкой:

М = <0 , 1С >, р р' р '

где Ор - онтология портала, 1Ср - информационное содержимое портала.

Онтология является ядром, базовым компонентом информационной модели портала. Она не только описывает систему знаний портала, но и задает формальные структуры для представления его контента. Таким образом, портал представляет не просто еще один каталог ресурсов по заданной тематике, но и сеть знаний и данных, по связям которой поддерживается удобная навигация и поиск [2].

Стоит помнить, что управление знаниями не означает внедрение информационных технологий или информационных систем. Управление знаниями - это прежде всего управление корпоративной культурой, а информационные технологии выступают здесь в роли инструмента, с помощью которого осуществляется информационное воздействие

на нее. Информационные технологии не решают всех проблем управления знаниями, напротив, они могут породить и дополнительные сложности при разработке и внедрении. Однако при умелом использовании программные средства управления знаниями могут помочь перевести инфраструктуру знаний компании на новый материально-технологический уровень и превратить ее в мощный инновационный ресурс.

Библиографический список

1. Алтухова Н.Ф. Роль информационных технологий в системе управления знаниями компании // Вестник университета. - 2005. - № 2. - С. 218-229.

2. Загорулько Ю.А., Боровикова О.И. Информационная модель портала научных знаний. // Информационные технологии. - 2009. - Вып. 12 (160). - С. 2-6.

3. Мильнер Б.З. Теория организации: учебник / Б.З. Мильнер. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 864 с.

4. Jeff Grammer. The Enterprise Knowledge Portal // DM Review. - 2000. - №3

5. Nonakal, TakeuchiH. TheKnowledgeCreatingCompany: HowJapaneseCompaniesCreatetheDy-namicsoflnnovation', NewYork: OxfordUniversityPress, 1995.

6. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.faito.ru/archnews/1138531675,1144044423

7. [Электронный ресурс]. - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/База_данных

8. [Электронный ресурс]. - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/База_знаний

9. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.trainings.ru/library/exclusive/?id=6785

Е.В. Баранникова

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА фРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ

Ключевые слова: франчайзинг, франчайзер, франчайзи, франшиза, договор коммерческой концессии.

Развитие рынка франчайзинга коррелирует с процессом развития отечественной экономики. Изменения в ее реформировании напрямую сказываются на развитии рынка организованного франчайзинга. Сегодня он вошел в стадию роста. Этому способствует ряд следующих факторов.

Во-первых, бизнес-среда становится более информированной о значительных выг. х использования франчайзинга как для франчайзеров, так и для франчайзи. Ежегодные выставки, конференции о франчайзинге, сайт Клуба франчайзи, вебинары специалистов в области франчайзинга дают существенные результаты по информированности бизнес-среды об этом явлении, о правильном выборе франшизы. Франчайзи все больше интересует система поддержки предоставляемая франчайзером, а также то, каким образом франчайзер будет развивать своих партнеров. Это обучение, система продаж, построение коммуникаций между партнерами, институт контроля, который поможет добиться единых стандартов в регионах и, тем самым, удерживать партнеров, а также всевозможные IT-сервисы (например, Единая база клиентов). В помощь потенциальным франчайзерам в развитии бизнеса по франчайзинговой сети существуют консалтинговые компании, которые проводят оценку готовности компании, разрабатывают франчайзинговый пакет.

© Баранникова Е.В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.