портала обеспечат эффективную коммуникацию сотрудников через встроенные функции работы над совместными проектами, документами. Появится быстрая обратная связь между автором материала и читателями. Любой сотрудник, ознакомившись с опубликованным материалом, сможет оценить его, прочитать комментарии и поучаствовать в обсуждении.
Безусловно, это далеко не все возможности современных порталов. Преимущество выбранного решения так же состоит в возможности дальнейшего наращивания функционала системы в ответ на любые изменения бизнеса.
В заключение хочется отметить, что развитие технологий управления знаниями и формирование нового взгляда и понимания роли знаний в современном мире - это исключительно важная задача, не решив которую, мы не решим и задачу инновационного развития страны, и многие другие задачи, стоящие сейчас перед нашим обществом. Для повышения конкурентоспособности, создания инноваций компании внедряют системы управления знаниями. Однако сырьевая зависимость России оставляет нас в индустриальной эпохе и не позволяет перейти в следующую эпоху, в экономику знания. Российские ИТ-компании должны быть на передовых позициях в рамках аккумулирования знаний, но для этого требуются серьезные политические, экономические и социальные перемены.
Библиографический список
1. Алтухова Н.Ф. Системы управления корпоративными знаниями и методика их построения: монография / Н.Ф. Алтухова. - М.: ГУУ, 2006. - 109 с.
2. Мартич А. Через знания - к звездам [Электронный ресурс] // Управление компанией. - N° 5, 2001. - Режим доступа: http://www.management.com.ua/hrm/hrm010.html
3. Филонович С Р. Проблемы управления знаниями: происхождение и междисциплинарный характер // Бизнес-образование. - №5, 2010. - С. 45-47.
4. Абдикеев Н.М., Киселев А.Д. Управление знаниями корпорации и реинжиниринг бизнеса: уч. для вузов / Н.М. Абдикеев, А. Д. Киселев. - М.: ИНФРА-М, 2012.
А.А. Бакулин
АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ
информационных технологий для поддержки
СИСТЕМЫ ПРОЦЕДУР УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ
ОРГАНИЗАЦИИ1
Ключевые слова: управление знаниями, система управления знаниями, явные знания, неявные знания, база данных, база знаний, онтология.
В современной информационной экономике такой актив компании, как знание, имеет особую ценность. Довести продукцию до рынка быстрее, с меньшими затратами
©Бакулин А.А., 2013
1 Статья подготовлена в рамках научно-исследовательской работы 5016-12 «Разработка процессно-ориентированного подхода к управлению знаниями как стратегическим информационным ресурсом организации на базе технологии социальных сетей».
и более эффективно, чем конкуренты возможно только благ. ря экспертным знаниям в предметных областях. Поэтому не удивительно, что все больше компаний начинают относить такие знания к своим нематериальным активам, а многие из них оценивают их выше, чем материальные активы вообще и финансовые (см., например, [5]). Сегодня, когда знания стали таким стратегически важным видом активов, мало кто сомневается в том, что будущее любой компании напрямую зависит от ее способности извлекать, создавать, хранить и распространять знания. Разработка процедур, обеспечивающих выявление, передачу, пополнение знаний и их обмен, становится одним из направлений деятельности управляющих компаниями [6].
По мнению Б.З. Мильнера, любой аппарат управления (контора, офис) представляет собой «фабрику информации», и основная роль заключается в ее обработке. Аппарат управления получает информацию в самых разных формах. В тех же формах он и производит ее. Это могут быть данные, выдаваемые компьютером в электронной форме, документы, содержащие и передающие информацию и любая устная информация [3]. Но необходимо постоянно помнить о том, что применение информационных технологий и приобретение знаний представляют собой принципиально различающиеся между собой процессы. Под процедурой управления знаниями будем понимать стратегию преобразования интеллектуальных активов компании, включая записанную информацию (явные знания) и способности ее работников (неявные знания), в новые ценности, в повышение ее производительности и конкурентоспособности. Таким образом, процедуры управления знаниями в организации - это добыча знаний, их систематизация, внутрикорпоративное распространение и использование.
Как считает гуру современных методов управления знаниями Карл-Эрик Свейби, компания выбирает один или несколько способов управления знаниями, наиболее соответствующих ее целям:
- сбор, хранение, поиск и распределение материальных интеллектуальных активов, таких как авторские права, патенты и лицензии;
- сбор, систематизация и распределение нематериальных интеллектуальных активов (intangibleknowledgeassets), например профессионального опыта, идей, творческих решений и др.;
- создание интерактивной обучающей среды, в которой работники готовы делиться с коллегами своими знаниями, превращать их в общее достояние, и использовать их для получения новых.
Компания, стремящаяся стать реальным производителем знаний, должна создать так называемую спираль знаний, об чем как раз и говорит Н.Ф. Алтухов в своей работе «Роль информационных технологий в системе управления знаниями компании» [1], так как самая главная проблема, с которой сталкиваются компании на сегодняшний день, -это потеря индивидуальных и коллективных компетенций. Спираль знаний (knowledge spiral) - модель трансформации явных и неявных знаний в процессе создания нового знания, предложенная Икуджио Нонака (Ikudgio Nonaka) и объединяющая четыре процесса преобразования знаний: социализация знаний (неявные знания превращаются в неявные), экстернализация (неявные в явные), комбинации (явные в явные) и интернали-зация (явные в неявные). Примерно 80% знаний сотрудников хранятся у них в головах, и относятся эти знания к классу неявных. В названной работе Н.Ф. Алтухова [1] указано кроме того и то, что основной функцией управления знаниями является помощь предприятию в достижении поставленных целей. Управление знаниями выступает в качестве средства, находящегося в распоряжении предприятия, для того чтобы:
- улучшить управление компетенциями;
- повысить продуктивность;
- совершенствовать процесс принятия решений;
- способствовать развитию инноваций.
Для достижения вышеперечисленных целей любой организации требуется внедрение информационных технологий, а впоследствии - развитие корпоративной информационной системы (далее - КИС). КИС, накапливающая огромные массивы данных и информации, ориентирована на удовлетворение ежедневных информационных потребностей сотрудников и менеджеров, связанных с текущими бизнес-задачами. В то же время при выполнении своих задач у сотрудников возникает необходимость в приобретении новых дополнительных знаний. Эта потребность инициируется возможностью и необходимостью выбора способа решения конкретной бизнес-задачи и в итоге повышения качества выполнения задачи. Наполнение КИС и ее архитектура будет зависеть от поставленных целей организации. Отталкиваясь от вышепоставленных задач, а именно от добычи знаний, их систематизации, внутрикорпоративного распространения и использования, определим информационные технологии, характеризующие каждую задачу.
Добыча знаний
Она может производиться как на основе числовых, так и текстовых данных. В первом варианте используется технология data mining, в другом - технология text mining. Обе технологии аккумулируются в единую концепцию information mining, объединяющую числовые и текстовые данные. К задачам data mining относятся:
- классификация,
- кластеризация,
- ассоциации,
- последовательность,
- прогнозирование,
- оценивание,
- анализ связей,
- визуализация.
Иными словами, data mining представляет набор статистических инструментов, осуществляющих поиск больших объемов актуальных и структурированных с целью получения и представления новой информации в понятной форме [1].
Систематизация знаний
Новые знания должны быть систематизированы, прежде чем они будут распространены и использованы. Под систематизацией знаний понимаются любые способы их организации, например иерархичная классификация, древовидная система каталогов или организация при помощи механизмов логических выводов.
Большинство типов технологий позволяют организовать знания в следующем
виде:
1. Базы данных, базы знаний, хранилища данных, витрины данных. База данных - организованная в соответствии с определёнными правилами и поддерживаемая в памяти компьютера совокупность структурированных данных, характеризующая актуальное состояние некоторой предметной области и используемая для удовлетворения информационных потребностей пользователей [7]. База знаний - это особого рода база данных, разработанная для оперирования знаниями. Содержит структурированную информацию, покрывающую некоторую область знаний, для использования сотрудником в конкретных целях. Современные базы знаний работают совместно с системами поиска
информации, имеют классификационную структуру и формат представления знаний [8]. В случае использования витрин данных или хранилищ данных обеспечивается агреги-рованность структурированных данных, при этом хранилище данных ориентировано на накопление информации по широкому спектру задач, в то время, как витрина - на представление профилированной информации.
2. Онтологии. Круг технологий, связанных с использованием онтологии, расширяется. Онтология - представление предметной области организации, состоящее из множества понятий, отношений между ними и ограничений (аксиом). В основе онтологии находится словарь терминов, отражающих понятия предметной области и содержащих их определения на естественном языке. Визуально онтология может быть представлена в форме графы, дерева, сети. В настоящее время онтология нашла свое применение в мультиагентных системах, в технологии text mining, в информационно-поисковых системах, в автоматическом индексировании и аннотировании и т.д. В рамках Semmantic web информация описывается при помощи онтологии предметных областей.
3. Тезаурус. Обычно тезаурус определяют как словарь, содержащий лексические единицы с явным указанием семантических связей между ними, которые распространяются на один или несколько доменов знаний. Тезаурус является средством, используемым для описания и организации информации.
4. Экспертные системы (системы правил). Главной задачей любой экспертной системы является полная или частичная замена специалиста-эксперта в разрешении проблемной ситуации за счет воспроизведения процесса человеческих рассуждений. Экспертные системы рассматриваются совместно с базами знаний как модели поведения экспертов в определенной области знаний с использованием процедур логического вывода и принятия решений. Ядром данной системы является база правил или случаев, содержащая характеристики каждой встречающейся проблемы и одного или нескольких решений, служащих для ее выполнения.
Распространение знаний
После того как знания структурированы и сохранены, они должны быть доступны определенному сотруднику или группе сотрудников для дальнейшего использования. За поддержку этого процесса могут отвечать следующие средства:
1. Средства индексации и поиска. Они позволяют находить релевантную информацию среди многочисленных источников по запросу пользователя. Построение индекса осуществляется с применением различных методик, позволяющих учитывать специфические особенности документов (местоположения термина внутри документа, взаимного расположения терминов, морфологических особенностей).
2. Локальные системы анализа документов. Данный класс систем предназначен для помощи сотрудникам организации в поиске и структурировании огромных массивов документов. Используя различные программные внутренние инструменты, эвристические методы, данные системы способны выявить понятия, несущие смысловую нагрузку, установить взаимосвязи между понятиями и на основе этого строить семантическую сеть, структурировать небольшие массивы документов и предоставлять результаты пользователю.
3. Поисковые агенты. Наиболее интеллектуальный класс поисковых систем. В сочетании с глобальными информационно-поисковыми системами, агенты поиска способны выдавать пользователю необходимые ему документы, обрабатывать и индексировать их, сохранять и накапливать результаты в нужную пользователю директорию.
Использование (применение) знаний
Наиболее подходящим средством для получения, использования и обмена знаниями является корпоративный портал. Это достигается за счет адаптации и настройки страниц портала под знаниевые возможности и потребности пользователя. В настоящий момент на рынке представлен большой выбор средств разработки корпоративных порталов знаний (АхютРог1а1, LotusK-Staton, MicrosoftSharePointPortal и др.) и корпоративных информационных порталов (IBMEnterpriseInformationPortal, SybaseEP, Нитт^Ы^ЕГР и др.) [4]. В таблице представлены описания основных из них.
Таблица
Характеристики современных корпоративных порталов
№ п/п Характеристика Описание
1 Персонализированный доступ, основанный на роли Пользователь получает ту информацию, которая основана на его роли
2 User-friendly интерфейс Навигация в портале интуитивно понятна пользователю
3 Безопасность Доступ к информации имеет только определенный персонал
4 Поддержка бизнес-групп Сотрудники и поставщики могут общаться on-line
5 Интеграция множества систем Пользователи имеют доступ непосредственно к требуемому ресурсу и приложениям
Проделанный анализ сопоставления информационных технологий с задачами процедур управления знаниями относится только к явным знаниям, т. е. формализованным и структурированным. В таком случае возникает вопрос: что происходит с неявными знаниями? Как и с помощью каких инструментальных средств осуществить обмен этими неформализованными знаниями? Лучшим на данный момент способом обмена неявными знаниями является наставничество, которое относят к методам обучения и развития персонала. В Великобритании его используют 71% компаний. В IT-сфере существуют практики по внедрению систем наставничества. Хороший пример для того - компания IBS: «Новичок получает наставника в момент занятия позиции. По нашим оценкам, каждый наставник может «потянуть» 4 сотрудника, не больше. Сейчас в IBS на 1500 сотрудников действуют 60 наставников. В нашем случае получается, что в процессе заняты 4 человека: сотрудник - наставник - линейный менеджер - HR-специалист. Наши задачи очень тесно переплетены, поэтому контроль за процессом получается четвертной» [9]. Сама по себе система наставничества подразумевает создание корпоративного портала с возможностями видео общения, чата и корпоративной почты.
На рисунке ниже показана карта информационных технологий, применяемых для поддержки процедур управления явными и неявными знаниями.
Корпоративная информационная система
Задачи процедур УЗ Явные знания Неявные знания
1. Добыч а знаний 1. Средства Data Mining. 2. Средства Text Mining. 1. Е-1еатше, 2. Корпоративныепорталызнаний.
2. Систематизация знаний 1. Базы данных, 2. Базы знаний; 3. Хранилища данных; 4 Витрины данных; 5. Онтологии, 6. Тезаурус, 7. Экспертные системы. Неявные знания являются персональными, специфичными по своему содержанию сведениями или навыками, приобретаемыми человеком в процессе практической деятельности. Они должны быть пер еведены в область явного знания, какможно быстрее, иначе они могут Сыть утрачены.
3. Распространение знаний 1. Ср едства индексации и поиска; 2. Локальные системы анализа документов, 3. Интеллектуальные агенты поиска 1. Наставничество; 2. Корпоративные порталызнаний; 3. Видеоконференции; 4. Чат/Корпоративнаяпочта; 5. Дискуссионные форумы.
4. Использование знаний 1. Корпоративные порталы знаний 1. Корпоративные порталы знаний; 2. Средства визуализации.
Рис. Карта информационных технологий, применяемых для поддержки процедур управления явными и неявными знаниями
Исходя из начального состояния в процессе построения систем управления знаниями укажем, какие информационные технологии должны быть использованы в первую очередь. Задача содействия сотруднику в приобретении знаний может быть обеспечена за счет персонификации контента ЕЯР-системы посредством интегрируемым с ней корпоративным порталом знаний. Как раз с помощью этого портала пользователю может быть предоставлен контекстный доступ к информации, то есть учитывающий состав выполняемых им задач. Для обеспечения унифицированного представления разнородных знаний и данных, учета их связанности, а так же поддержки функциональности таких порталов предложена информационная модель, базис которой составляет онтология. Информационная модель портала объединяет модели предметной и проблемной областей, а так же описывает типы представляемой на портале информации. Формально информационная модель портала М описывается двойкой:
М = <0 , 1С >, р р' р '
где Ор - онтология портала, 1Ср - информационное содержимое портала.
Онтология является ядром, базовым компонентом информационной модели портала. Она не только описывает систему знаний портала, но и задает формальные структуры для представления его контента. Таким образом, портал представляет не просто еще один каталог ресурсов по заданной тематике, но и сеть знаний и данных, по связям которой поддерживается удобная навигация и поиск [2].
Стоит помнить, что управление знаниями не означает внедрение информационных технологий или информационных систем. Управление знаниями - это прежде всего управление корпоративной культурой, а информационные технологии выступают здесь в роли инструмента, с помощью которого осуществляется информационное воздействие
на нее. Информационные технологии не решают всех проблем управления знаниями, напротив, они могут породить и дополнительные сложности при разработке и внедрении. Однако при умелом использовании программные средства управления знаниями могут помочь перевести инфраструктуру знаний компании на новый материально-технологический уровень и превратить ее в мощный инновационный ресурс.
Библиографический список
1. Алтухова Н.Ф. Роль информационных технологий в системе управления знаниями компании // Вестник университета. - 2005. - № 2. - С. 218-229.
2. Загорулько Ю.А., Боровикова О.И. Информационная модель портала научных знаний. // Информационные технологии. - 2009. - Вып. 12 (160). - С. 2-6.
3. Мильнер Б.З. Теория организации: учебник / Б.З. Мильнер. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 864 с.
4. Jeff Grammer. The Enterprise Knowledge Portal // DM Review. - 2000. - №3
5. Nonakal, TakeuchiH. TheKnowledgeCreatingCompany: HowJapaneseCompaniesCreatetheDy-namicsoflnnovation', NewYork: OxfordUniversityPress, 1995.
6. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.faito.ru/archnews/1138531675,1144044423
7. [Электронный ресурс]. - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/База_данных
8. [Электронный ресурс]. - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/База_знаний
9. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.trainings.ru/library/exclusive/?id=6785
Е.В. Баранникова
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА фРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ
Ключевые слова: франчайзинг, франчайзер, франчайзи, франшиза, договор коммерческой концессии.
Развитие рынка франчайзинга коррелирует с процессом развития отечественной экономики. Изменения в ее реформировании напрямую сказываются на развитии рынка организованного франчайзинга. Сегодня он вошел в стадию роста. Этому способствует ряд следующих факторов.
Во-первых, бизнес-среда становится более информированной о значительных выг. х использования франчайзинга как для франчайзеров, так и для франчайзи. Ежегодные выставки, конференции о франчайзинге, сайт Клуба франчайзи, вебинары специалистов в области франчайзинга дают существенные результаты по информированности бизнес-среды об этом явлении, о правильном выборе франшизы. Франчайзи все больше интересует система поддержки предоставляемая франчайзером, а также то, каким образом франчайзер будет развивать своих партнеров. Это обучение, система продаж, построение коммуникаций между партнерами, институт контроля, который поможет добиться единых стандартов в регионах и, тем самым, удерживать партнеров, а также всевозможные IT-сервисы (например, Единая база клиентов). В помощь потенциальным франчайзерам в развитии бизнеса по франчайзинговой сети существуют консалтинговые компании, которые проводят оценку готовности компании, разрабатывают франчайзинговый пакет.
© Баранникова Е.В., 2013