Научная статья на тему 'Тенденции развития рынка франчайзинга в России'

Тенденции развития рынка франчайзинга в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
607
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФРАНЧАЙЗИНГ / ФРАНЧАЙЗЕР / ФРАНЧАЙЗИ / ФРАНШИЗА / ДОГОВОР КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития рынка франчайзинга в России»

на нее. Информационные технологии не решают всех проблем управления знаниями, напротив, они могут породить и дополнительные сложности при разработке и внедрении. Однако при умелом использовании программные средства управления знаниями могут помочь перевести инфраструктуру знаний компании на новый материально-технологический уровень и превратить ее в мощный инновационный ресурс.

Библиографический список

1. Алтухова Н.Ф. Роль информационных технологий в системе управления знаниями компании // Вестник университета. - 2005. - № 2. - С. 218-229.

2. Загорулько Ю.А., Боровикова О.И. Информационная модель портала научных знаний. // Информационные технологии. - 2009. - Вып. 12 (160). - С. 2-6.

3. Мильнер Б.З. Теория организации: учебник / Б.З. Мильнер. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 864 с.

4. Jeff Grammer. The Enterprise Knowledge Portal // DM Review. - 2000. - №3

5. Nonakal, TakeuchiH. TheKnowledgeCreatingCompany: HowJapaneseCompaniesCreatetheDy-namicsoflnnovation', NewYork: OxfordUniversityPress, 1995.

6. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.faito.ru/archnews/1138531675,1144044423

7. [Электронный ресурс]. - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/База_данных

8. [Электронный ресурс]. - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/База_знаний

9. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.trainings.ru/library/exclusive/?id=6785

Е.В. Баранникова

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ

Ключевые слова: франчайзинг, франчайзер, франчайзи, франшиза, договор коммерческой концессии.

Развитие рынка франчайзинга коррелирует с процессом развития отечественной экономики. Изменения в ее реформировании напрямую сказываются на развитии рынка организованного франчайзинга. Сегодня он вошел в стадию роста. Этому способствует ряд следующих факторов.

Во-первых, бизнес-среда становится более информированной о значительных выг. х использования франчайзинга как для франчайзеров, так и для франчайзи. Ежегодные выставки, конференции о франчайзинге, сайт Клуба франчайзи, вебинары специалистов в области франчайзинга дают существенные результаты по информированности бизнес-среды об этом явлении, о правильном выборе франшизы. Франчайзи все больше интересует система поддержки предоставляемая франчайзером, а также то, каким образом франчайзер будет развивать своих партнеров. Это обучение, система продаж, построение коммуникаций между партнерами, институт контроля, который поможет добиться единых стандартов в регионах и, тем самым, удерживать партнеров, а также всевозможные IT-сервисы (например, Единая база клиентов). В помощь потенциальным франчайзерам в развитии бизнеса по франчайзинговой сети существуют консалтинговые компании, которые проводят оценку готовности компании, разрабатывают франчайзинговый пакет.

© Баранникова Е.В., 2013

Действующие специалисты могут получить консультацию в Российской ассоциации аранчайзинга. Постепенно меняется портрет потенциального франчайзи. Сегодня типичный франчайзи - это уже реализовавшийся предприниматель, который ищет возможности диверсификации бизнеса. Также франшизные предложения выходят на совершенно новый качественный уровень. Входить на рынок франшиз без специальных знаний и помощи профессионалов уже невозможно. Причина этому - острая конкуренция и высокий уровень знаний о франчайзинге у потенциальных покупателей франшиз.

Во-вторых, растет интерес предпринимателей к диверсификации бизнеса. Встречаются предприниматели, сотрудничающие с франшизами в разных сферах, например в ресторанном или торговом бизнесе. А также предприниматели, имеющие собственный бизнес и являющиеся одновременно и франчайзи для диверсификации бизнеса и получения максимальной прибыли, когда первый находиться на стадии стабильного роста.

В-третьих, произошло изменение законодательной базы. В российском законодательстве отношения франчайзинга регулируются в первую очередь главой 54 «Коммерческая концессия» Гражданского кодекса РФ, где англоязычным обозначениям сторон этого договора (франчайзер и франчайзи) соответствуют термины «правообладатель» и «пользователь». Следует отметить, что разработка положений главой 54 ГК велась в начале 90-х годов прошлого века, когда еще отсутствовала какая-либо отечественная практика франчайзинга. По мере развития рыночных отношений выяснилось, что ряд запретительных статей этой главы препятствует формированию франчайзинговых сетей в России.

В главе 54 были строгости, возникшие, скорее всего, в результате ошибки: как, например, фактический запрет в статье 1030 одновременного использования в договорах начального (паушального) взноса и периодических платежей. Были не имеющие аналогов ни в мировой практике франчайзинга, ни в других областях российского гражданского права требования статьи 1035 бесконечно продлевать однажды заключенный договор без каких-либо изменений, что делало неоправданно высокими риски франчайзера и существенно снижало модернизационный потенциал франчайзинговой модели. Имели место противоречия с более современными российскими законами, например закон № 135-Ф3 «О защите конкуренции» с лета 2009 г. разрешал координировать цены внутри франчайзинговой сети, а статья 1033 ГК, наоборот, запрещала.

Несовершенство главы 54 привело к тому, что на практике франчайзинговые сети строили работу в обход нее, опираясь на общие положения Гражданского кодекса о перепродаже товаров и услуг, а также на нормы о предоставлении прав использования на отдельные объекты интеллектуальной собственности. В результате, по данным Роспатента, в год регистрировалось менее тысячи договоров о предоставлении франшизы, тогда как реальная численность начинающих работать по франчайзинговой модели российских предприятий в разы больше. Для пропаганды франчайзинговой модели, увеличения количества сетей, для эффективной поддержки франчайзинга федеральными ведомствами и региональными структурами стало насущно необходимым привести в соответствие законодательную базу и практику работы передовых предприятий.

Конкретные изменения в главе 54 Гражданского кодекса (2011):

- разрешено одновременно использовать в договорах начальный (паушальный) взнос и периодические платежи;

- в договорах разрешается устанавливать ряд ограничений, усиливающих фран-чайзинговую сеть;

- новые правила возобновления срочных договоров;

- изменение оснований и порядка расторжения договора.

Закон не изменил порядок регистрации договоров франчайзинга [1].

В-четвертых, все больше крупных компаний выделяют преимущества развития в регионах России, используя франчайзинговую систему. Зачастую это связано с незнанием регионального рынка в сочетании с осознанием огромных возможностей, которые открывает перед компанией рынок определенного региона.

На текущий момент около 80% франшизных предприятий расположены в Москве и только 20% - в регионах, в основном в городах-миллионниках. Но сейчас тенденция такова, что многие франшизные системы начали экспансию в регионы, как в города-мил-лионики, так и в малые города. Это связано с тем, что перенасыщение столичного рынка франчайзи с непомерными ставками аренды и заработной платы практически сводят на нет перспективы торговых франшиз. В регионах ситуация несколько лучше. Здесь товарный франчайзинг обоснованно занимает половину рынка, а спрос и предложение более или менее уравновешены. Да и ситуация со ставками аренды пока еще не столь тяжела, как в Москве, хотя аппетиты девелоперов постоянно растут. Однако определенный перекос все-таки существует: несколько крупных торговых центров держат очень высокие ставки и не испытывают проблем с арендаторами [1].

В то же время множество средних и небольших торговых центров ощущают недостаток в качественных арендаторах, так как крупные консалтинговые компании с ними не работают, а у небольших недостаточно компетенций и не такие обширные базы данных о торговых сетях и потенциальных арендаторах. В результате по России разбросано множество мелких и средних торговых центров, заполнение которых пулом франшиз достаточно известных брендов является очень перспективным направлением.

В-пятых, появились кредитные программы для франчайзи. С учетом преимуществ франчайзинга, банки вводят новые программы кредитования для тех, кто нацелен начать и развивать бизнес под известным успешным брендом. Безусловно, это расширяет круг потенциальных франчайзи.

Наряду с факторами благоприятствующими имеют место и факторы, тормозящие развитие рынка франчайзинга в РФ. Большинство таких факторов тормозящих развитие франчайзинга едины с факторами, тормозящими в общем российский бизнес: административными барьерами, процветанием коррупции, налогообложением, неразвитостью судебной системы, недостатком специалистов.

Можно назвать несколько недобросовестных схем работы в области франчайзинга:

1. Ситуация, когда франчайзи под любым благовидным предлогом закрывает франшизный договор и открывает собственный бизнес под другим брендом.

2. Франчайзер завышает финансовые показатели при продаже франшизы.

3. Франчайзер завышает величину единовременного платежа и/или платежей за специализированное оборудование, а потом практически теряет интерес к франчайзи после совершения сделки.

4. Злоупотребление «франчайзера» - это когда компания применяет модный термин «франчайзинг» для своего сетевого бизнеса, при этом не ведет его по методу франчайзинга.

5. Посредничество при купле и продаже готового бизнеса с декларированием большой (или самой большой) базы данных по франшизным предприятиям, тогда как реально в базе всего 2-3 франшизные компании.

6. Франчайзи не соблюдает прописанные стандарты и установленную ценовую политику, на извещения устранить недостатки не реагирует, судебные решения не исполняет и продолжает работать под брендом франчайзера. Продолжительное время незакон-

но извлекает прибыль, работая под брендом франчайзера. Возможно нанесение ущерба бренду, если, например, не соблюдались санитарно-гигиенические нормы.

Одна из отрицательных тенденций развития рынка франчайзинга - это сокращение срока работы франчайзера на рынке до запуска франшизы. Сегодня многие начинают тиражировать свою концепцию, не проработав с ней и г. Таким компаниям свойственна особенность: они, как правило, задумываются о регистрации собственной торговой марки именно тогда, когда задумываются о франчайзинговой программе. На выходе франчайзи получает неотлаженные бизнес-процессы, высокие риски при подписании основного договора. У такого франчайзера отсутствует информация по сезонности и окупаемости [2].

Тем не менее современный рынок франчайзинга в России выходит на качественный уровень и имеет положительные тенденции:

- расширение комплексных франчайзинговых подразделений внутри сети; (По мере развития франчайзинговой системы все большее число успешных франчайзи стремятся к расширению, приобретая дополнительные торговые точки у своего франчайзера.);

- интернационализация рынка франчайзинга;

(Количество франчайзеров, выходящих на международный рынок увеличивается ежегодно.);

- увеличение участия женщин во франчайзинговом бизнесе;

- интенсивное использование новейших технологий;

- увеличение числа франчайзинговых ассоциаций в мире.

Библиографический список

1. Мераба Бен-Эл (Елашвили). Франчайзинг как модель развития // Свой бизнес. - Декабрь, 2012. - С. 92-94.

2. Некучаев С.А. Франчайзинг на 100 % / С.А Некучаев. - М.: Август Борг, 2012. - 192 с.

3. Нуралиев Б.Г. Изменения главы 54 «Коммерческая концессия» Гражданского кодекса» 2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.rusfranch.ru/press_center/opinions/89/

4. Лидеры Российского франчайзинга [каталог франшиз]: аналитич. отчет // Российская ассоциация франчазинг. - 2012. - № 1. - С. 102-122.

5. Словарь франчайзинга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.franchisekey.ru/ andsrv/server.and?a=Article&i=9&l=ru&x=RU

6. Устюжанин А.А. Зарубежный опыт и российская практика развития франчайзинга: дис. канд. экон. наук. - М., 2010. - 191 с.

О.А. Дмитриева

МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ ТЕРМИНАЛОВ ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ

Ключевые слова: таможенно-логистические терминалы, государственные таможенные услуги, интеграция, пункт пропуска, зона таможенного и пограничного контроля, сопутствующие услуги, цепь поставки товаров.

Активная интеграция России в систему мирохозяйственных связей и вступление во Всемирную торговую организацию привели к увеличению товарооборота и вызыва-

© Дмитриева О.А., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.