Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ВОЗДЕЙСТВИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ЛИЧНОСТИ'

АНАЛИЗ ВОЗДЕЙСТВИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НОВАЯ ПАРАДИГМА В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курьян М.Л.

В статье анализируется трансформационное воздействие информационной культуры на основополагающие звенья образовательного процесса: преподавателей, студентов и образовательный контент. Акцент делается как на благотворные изменения, связанные с развитием информационного общества, так и на факторы, которые вызывают определенную социальную озабоченность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS THE IMPACT OF INFORMATION CULTURE ON THE EDUCATIONAL REFERENCE POINTS

The paper analyses transformational impact that information culture has on the main stakeholders of educational process - teachers and students, as well as the educational content. The emphasis is made on examining favourable changes associated with the information society development. At the same time a number of social concerns is revealed.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ВОЗДЕЙСТВИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ЛИЧНОСТИ»

Образ современного u человека: личностный и профессиональный компоненты

АНАЛИЗ ВОЗДЕЙСТВИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ЛИЧНОСТИ

М. Л. КУРЬЯН,

кандидат филологических наук, доцент департамента социальных наук НИУ ВШЭ (Нижний Новгород) marialvovnakuryan@yandex.ru

В статье анализируется трансформационное воздействие информационной культуры на основополагающие звенья образовательного процесса: преподавателей, студентов и образовательный контент. Акцент делается как на благотворные изменения, связанные с развитием информационного общества, так и на факторы, которые вызывают определенную социальную озабоченность.

The paper analyses transformational impact that information culture has on the main stakeholders of educational process — teachers and students, as well as the educational content. The emphasis is made on examining favourable changes associated with the information society development. At the same time a number of social concerns is revealed.

Ключевые слова: информационная культура, информационное общество, информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), высшее образование, новая парадигма в образовании

Key words: information culture, information .society, information and communication technologies (ICT), higher education, new paradigm in education

Изучение информационной культуры и процесса ее формирования вызывает сегодня активный научный интерес. Это связано прежде всего с объективными изменениями в совре-

менном обществе: глобализацией, техническим прогрессом, трансформацией ценностных установок личности.

Действительно, на базе глобализаци-онных процессов возникают особые фор-

мы жизни социума, в которых антино-мично соединяются тенденции упрощения, унификации социальных интеракций и в то же время их усложнения (за счет возникновения состояния неопределенности в силу интенсивности изменений, обострения противоречий). Следовательно, задача развития самостоятельности мышления, осознанности выбора, творческого подхода к анализу ситуаций становится особенно актуальной [10].

Технический прогресс ведет к колоссальному увеличению темпа жизни, постоянной генерации и устареванию информации, возрастанию объема перерабатываемых данных и арсенала технических средств для создания, передачи, хранения информации. Поэтому одной из ключевых компетенций индивида являются умение и готовность ориентироваться в данном новом информационном пространстве.

«Новая» аксиология абсолютизирует роль индивида, ставя его «я» и субъективный опыт во главу угла. Важным умением становится способность осознанно выстраивать личностное самоопределение, намечать нравственные ориентиры, направления познавательной деятельности.

Анализ природы информационной культуры, ее теоретических и практических аспектов получает широкое освещение в трудах по менеджменту, философии, педагогике.

Многочисленные работы по менеджменту— прежде всего западных исследователей — раскрывают взаимосвязь информационной культуры и культуры организационной, подчеркивая благотворное влияние первой на эффективность деятельности компании / предприятия [15]. В данном ракурсе информация оценивается в первую очередь как стратегическая цель, ресурс, и внимание акцентируется на утилитарном, прагматическом аспекте информационной культуры.

Философы детально изучают взаимосвязь культуры в глобальном смысле и информационной культуры в частности,

рассматривая новое информационное общество как некий метаязык «интегрального диалога» культур [9, с. 33]. Также отмечаются новый вид самоидентификации, ее специфические черты, которые порождены информационной культурой; особенности познавательной деятельности [4; 13]. Таким образом, в данных трудах мировоззренческий аспект информационной культуры выдвигается на передний план.

Интерес педагогики к рассматриваемому феномену объясняется тем, что «ответственность» за обучение информационной культуре, «встраивание» ее в систему компетенций личности ложится во многом на образовательные организации. Информационная культура личности, с одной стороны, выступает частью общей культуры; с другой стороны — это определенные мировоззренческие установки, знания и умения, которые призваны обеспечить информационные потребности индивида с опорой как на традиционные технологии, так и на ИКТ [2, с. 7]. Информационная культура созвучна концепту информационная грамотность (технические компетенции и операционные навыки по работе с информационными технологиями) — данные понятия имеют инклюзивные отношения. Причем можно быть в принципе информационно грамотным, но не обладать информационной культурой, однако обратная ситуация вряд ли реальна — являясь носителем информационной культуры, индивид так или иначе должен демонстрировать определенный уровень информационной грамотности. По наблюдению Н. И. Гендиной [1], масштабу феномена информации, информационных технологий, информационного общества в целом соответствует именно понятие «информационная культура».

Значительное количество педагогических исследований [3; 5; 11] посвящено информационной культуре как одному из центральных ориентиров образовательной

Одной из ключевых компетенций индивида являются умение и готовность ориентироваться в данном новом информационном пространстве.

политики, утвержденных на государственном уровне, признанных такими организациями, как ЮНЕСКО, Международная федерация библиотечных учреждений (IFLA), Американская библиотечная ассоциация (ALA). Бесспорной становится значимость обучения информационным компетенциям (как преподавателей, так и студентов), на данный момент успешно реализуемого в ряде образовательных проектов [2; 11]. Кроме того, очевидна и межпредметная природа информационной культуры, что подчеркивает важность ее формирования на метауровне посредством интегрирования во всю программу вуза. Пожалуй, оптимальным вариантом для реального наращивания информационных компетенций было бы соединение «предметного» (в рамках специально разработанной дисциплины) и «надпредметного» образовательных компонентов. Данный подход позволил бы комплексно развить теоретическую и практическую базу информационной культуры учащихся, заложив потенциал для ее совершенствования и вне рамок образовательной организации. Также это способствовало бы активизации информационных умений преподавателей, стимулируя поиск педагогических возможностей для повышения собственной информационной квалификации и осознанного внедрения обучения информационной культуре в педагогическую деятельность.

Становление и распространение идей информационного общества неизбежно приводит к возникновению новой парадигмы в образовании. По замечанию Л. С. Перевозчиковой, гуманистические установки должны стать доминирующими в образовательной политике: «в центре внимания образовательной стратегии государства должна быть не прибыль, а человек, его развитие, его интересы, его потребности, его цели и желания, мечты и смысл жизни» [10]. Именно на гуманизме как ценностной системе, во главе которой — значимость человеческой личности, и должна базироваться культура информационного общества.

Переосмысление роли образовательных институтов в контексте требований новой информационной эпохи приводит к существенным изменениям в образовательных ориентирах. В самом общем виде данные изменения можно проиллюстрировать, рассмотрев основных участников образовательного процесса: преподавателей, образовательный контент и обучаемых. Выделение данных «звеньев» цепи оправдано в связи с их соответствием наиболее распространенной модели коммуникативного акта [14] (образовательная деятельность — это не что иное, как особый вид коммуникации), состоящего из адресата, сообщения и адресанта, а также многообразия взаимосвязей между ними.

Изменения образовательных ориентиров в информационной культуре

Участники / составляющие образовательного процесса Традиционная образовательная парадигма Информационная образовательная парадигма

Преподаватель 3 Транслятор знаний; 3 авторитарная роль; 3 приверженец определенного метода 3 Фасилитатор, помощник в получении знаний и умений; 3 демократизация роли; 3 представитель так называемой «постметодической» эры [16] (применение образовательных макростратегий)

Образовательный контент 3 Обучение знаниям, навыкам, умениям; 3 ценность «готовых» знаний (информация «впрок» [2]); 3 определяемое / определенное авторство; 3 Обучение компетенциям, познание через опыт, его переживание; 3 конструирование знаний, их встраивание в индивидуальную картину мира;

Окончание табл.

Участники / составляющие образовательного процесса Традиционная образовательная парадигма Информационная образовательная парадигма

3 доминирующая точка зрения авторитетов (истинность знаний априори); 3 узкоспециализированный фокус информации; 3 нацеленность на формирование «твердых» умений (hard skills) 3 «гипертекстовый» характер информации; 3 плюрализм мнений, критическое мышление; 3 мощная метапредметная компонента, меж-дисциплинарность; 3 нацеленность на развитие «<мягких» умений (soft skills)

Обучаемые 3 Реципиенты образовательного содержания; 3 движение к целям, выбор образовательных направлений, заданных извне (преподавателем, учебником, программой); 3 репродуктивная деятельность 3Соавторы собственной образовательной траектории; 3 саморегулируемое обучение, осознанность и самоконтроль в рамках образовательной деятельности, автономия учебной деятельности; 3 продуктивная деятельность, «<проблемное» обучение

Очевидно, что основные изменения в образовании в информационном обществе свидетельствуют о возрастании активности личности в познавательной деятельности, повышении ответственности и самоконтроля, демократизации и децентрализации взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Речь также идет о «поисковом подходе» к обучению, который нацелен на «формирование у учащихся опыта самостоятельного поиска новых знаний, их применения в новых условиях, формирование опыта творческой деятельности в сочетании с выработкой ценностных ориентаций» [6]. Таким образом, современное обучение становится направленным прежде всего на «превращение знаний в инструмент творческого освоения мира» [там же].

Именно такой подход призван сформировать новый тип личности, воспринимающей постоянное накопление / порождение информации как неотъемлемую часть «личностного капитала» и испытывающую постоянную потребность в данной деятельности. По выражению Н. И. Ген-диной, «если сущность старой парадигмы образования выражалась в лозунге "Образование — на всю жизнь", то новая образовательная парадигма — это своего рода стратегия образования для будуще-

го, лозунг которой "Образование в течение всей жизни"» [1].

Интересно отметить, что центральный документ интернациональной программы ЮНЕСКО «Грамотность для всех» — международное руководство по информационной грамотности (подготовленное Международной федерацией библиотечных ассоциаций и учреждений (^ЬА)) носит название «Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни» [7]. Таким образом, также подчеркивается ключевой ориентир образования в информационную эпоху — формирование нового типа личности, для которой непрерывное получение компетенций превращается в основную точку роста, стимул интеллектуального движения и совершенствования.

Не случайно особенностью современного образования является возникновение нового феномена — нового субъекта образования в лице взрослых учащихся или даже коллективных субъектов (рабочих, проектных, виртуальных, управленческих команд учащихся) [6]. При условии успешного формирования информационной культуры личности на всю жизнь закладывается потребность в дальнейшем получении знаний и опыта, причем не

Социокультурные трансформации, обусловленные развитием информационного общества, получают неоднозначную оценку.

просто получении, а скорее трансформации, использовании существующего опыта, его переработке и порождении качественно нового компетентностного продукта.

Несмотря на то что с развитием информационной культуры личности в рамках образовательных организаций связано существенное количество положительных последствий, существует ряд факторов, вызывающих если не опасение, то определенную озабоченность. Во-первых, экономические факторы могут приводить к ограничению доступа к информационным и коммуникативным технологиям ряда социальных групп, формируя «информационное неравенство» и обостряя социальную напряженность. Во-вторых, становится чрезвычайно важным правовой аспект в связи с проблемами информационной безопасности, защищенности данных, плагиата. Кроме того, социокультурные трансформации, обусловленные развитием информационного общества, получают неоднозначную оценку. Последнюю группу факторов хотелось бы рассмотреть чуть подробнее.

Парадоксальным образом культ знаний порождает и некоторую степень их обесценивания: огромные объемы данных, относительно легкий доступ к ним, быстротечность и изменчивость информации, потребительское к ней отношение — все это может вызывать тенденцию тривиа-лизации образования [12]. В ситуации «разоблачения знания», «придания ему ситуативного допущения» [там же, с. 35] статус образовательных институтов может стать более шатким — они не воспринимаются более как гаранты универсального знания и истины. Кроме того, оборотной стороной сконцентрированности учебного процесса на личности каждого отдельного учащегося, его индивидуальном опыте является гиперсубъективи-зация познавательной деятельности: «мно-

жественность истин, оперирование изменчивыми знаниями-верованиями может превратить образование в элемент индивидуального имиджа, стиля, мироощущения» [12, с. 35]. Подстраиваясь под потребности каждого, образование фрагментиру-ется и индивидуализируется.

Анализируя современную модель информационного общества, мы сознательно отходим от установок прошлого, забывая о ряде достаточно позитивных характеристик традиционной доктрины. К ним относятся, например, четкий критериальный подход к измерению достигнутых результатов познавательной деятельности; конкретизация целей обучения; фундаментализм изучаемого материала; академизм педагогических интеракций.

Начало инноваций в образовании информационного общества было положено во многом благодаря западным философ-ско-педагогическим трудам [6]. Некоторые ценностные ориентиры, межличностные установки, активно пропагандируемые в зарубежной дидактике, не всегда могут быть перенесены в российский контекст в силу специфики русской мен-тальности, сложившихся традиций. Например, до сих пор некоторый конфликт вызывает популяризация новой роли преподавателя, который из ментора и авторитетного «банка знаний» должен превратиться в восприятии учащихся в «первого среди равных», своеобразного партнера по образовательной деятельности.

На уровне культуры также существуют неоднозначные тенденции, вызванные интенсивным развитием информационного общества. Речь идет об определенном кризисе культуры. Дело в том, что технические информационные возможности, создавая глобальную информационную систему, приводят отчасти к нивелированию индивидуальности того или иного культурного пространства, растворяя его в интегральном взаимодействии [9]. Данная интеграция проявляется в доминировании определенного международного языка и его порой агрессивном развитии

по сравнению с национальными языками. Язык науки (не в лингвистическом смысле, а в идейно-понятийном) также выступает серьезным интегративным фактором: «наука... с помощью новейших средств аудиовизуального воздействия значительно суживает область неодинакового... в культурах, подчиняя их либо некой искусственной суперкультуре (например, компьютерной культуре с фактически единым языком), либо просто растворяя менее развитые (в техническом плане) культуры в более развитой» [9, с. 33]. Рассматриваемые социальные явления неизбежно отражаются и в сфере образования, приводя к массовости и стереотипизированности некоторых коммуникационных процессов.

Эмоционально-психологическое состояние личности также заслуживает особого внимания, так как в условиях господства информационной культуры оно претерпевает серьезнейшие трансформации:

3 меняется самоидентификация индивида: в новом информационном пространстве появляется космополитическое «я», все более дистанцирующееся от традиционных идеологических, аксиологических критериев, то есть происходит «универсализация самоопределения», «эрозия традиционных — религиозных и идеологических — критериев, определяющих иерар-

хию смыслов, порядок высших и низших ценностей»[13];

3 возникает новый тип восприятия окружающей действительности, на который накладывает отпечаток обработка информации, полученной посредством ИКТ: превалирование клипового фрагментарного сознания (оперирования суммой представлений об изучаемом объекте, нежели целостным пониманием [4, с. 91]); девальвация поиска решений путем «проб и ошибок»;

3 обостряются проблемы информационной экологии личности, такие как рост эмоционального одиночества [8]; информационная засоренность сознания [4]; различные формы информационной ад-дикции; информационная перегрузка.

Таким образом, главный вопрос, на который предстоит ответить современному обществу и образованию, следующий: каким образом добиться синергии новых возможностей для личностного роста, активности, трансформирующей деятельности, содержащихся в информационной культуре, и компонентов традиционных, национально специфических, вневременных гуманистических ценностей?

Эмоционально-психологическое состояние личности также заслуживает особого внимания, так как в условиях господства информационной культуры оно претерпевает серьезнейшие трансформации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гендина, Н. И. Информационная грамотность или информационная культура: альтернатива или единство (результаты российских исследований / Н. И. Гендина // Школьная библиотека. — 2005. — №. 3. — С. 18—24.

2. Гендина, Н. И. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, Г. А. Стародубова, Ю. В. Улен-ко. — М. : Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006. — 512 с.

3. Данильчук, Е. В. Модернизация образования в информационном обществе и информационная культура педагога / Е. В. Данильчук // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2002. — Вып. 4. — Т. 2 — С. 153—160.

4. Дружилов, С. А. «Загрязненность» информационной среды и проблемы психологического здоровья личности / С. А. Дружилов // Современные наукоемкие технологии. — 2013. — №. 4. — С. 89—92.

5. Информационная культура личности : библиографический указатель / сост. Н. В. Денисова ; НБ КемГУКИ. — Кемерово : КемГУКИ, 2006. — 90 с.

6. Кларин, М. В. Инновационное обучение в образовании взрослых / М. В. Кларин // Проблемы современного образования. — 2015. — №. 4. — С. 5—27.

7. Лау, X. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни / X. Лау. — M. : МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2006. — 45 с.

8. Лысак, И. В. Личность в информационном обществе: проблемы и перспективы исследования / И. В. Лысак, А. В. Максимов // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 3.

9. Миронов, В. В. Информационное пространство: вызов культуре / В. В. Миронов // Информационное общество. — 2005. — №. 1. — С. 14—18.

10. Перевозчикова, Л. С. Аксиологические основания гуманистической парадигмы высшего образования в культуре информационного общества : дис. ... докт. филос. наук / Л. С. Перевозчикова. — Тула, 2009. — 395 с.

11. Пронина, Л. А. Информационная культура преподавателя вуза в условиях модернизации образования / Л. А. Пронина//Вестник Тамбовского университета. — 2012. — Вып. 4 (108). — С. 293—299.

12. Фортунатова, В. А. Тривиализация образования как модель социальной динамики в современных информационных условиях /В. А. Фортунатова, Ю. А. Платонова // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. — 2015. — № 1 (9). — С. 23—40.

13. Хлебников, Г. В. Информационная культура и цельное знание / Г. В. Хлебников, Л. В. Скворцов // Вопросы философии. — 2012. — № 9. — С. 175—180.

14. Якобсон, Р. Лингвистика и поэтика / Р. Якобсон // Структурализм: «за» и «против». — М., 1975. — Т. 13. — С. 193—230.

15. Choo, C. W. Information culture and organizational effectiveness / C. W. Choo // International Journal of Information Management. — 2013. — Vol. 33. — №. 5. — P. 775—779.

16. Kumaravadivelu, B. Beyond methods: Macrostrategies for Language Teaching / B. Kumaravadivelu. — Yale University press, 2003. — 335 p.

ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА СИСТЕМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ

Н. Я. МАКАРОВА, кандидат педагогических наук, декан факультета журналистики РГГУ (Москва) rsuh.makarova@gmail.com

Статья посвящена изменениям, происходящим в профессиональном медиаобразовании под воздействием информационного общества. Определены направления развития отечественного профессионального медиаобразования. Особое внимание уделено компетенциям, которые необходимы для подготовки медиаспециалиста, востребованного на современном рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.