4. Герасимова А. Г. Подготовка студентов к профессиональной деятельности в условиях цифровизации образования // Современные наукоемкие технологии. - 2020. - № 7. -С. 136-140.
5. Глузман А. В., Горбунова Н. В. Дистанционное образование: реалии и перспективы // Гуманитарные науки. - 2020. - № 2 (50). -С. 51-57.
6. Ильина И. А., Данилова Н. И., Подла-тов Ю. Г. Роль цифровых коммуникаций в образовании // Современные тенденции и технологии развития потенциала регионов: сборник статей первой Национальной научно-практической конференции. - 2020. - С. 156-159.
7. Лидак Л. В., Сергеева И. В. Особенности развития исследовательских компетенций бакалавров в условиях информационной среды технического вуза // Гуманитарные науки. -2020. - № 2 (50). - С. 20-28.
8. Мавлютова Г. А. Цифровизация в со-времнном высшем учебном заведении // Экономическая безопасность и качество. - 2018. -№ 3 (32). - С. 5-7.
9. Романова Г. В. Подготовка выпускников к инновационной инженерной деятельности как основная задача современного технического вуза // Управление устойчивым развитием. - 2016. - № 4 (05). - C. 105-110.
10. Соснина Н. Г. Цифровые коммуникационные технологии как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2020. - Т. 9. - № 1 (30). - С. 268-271.
11. Христочевский С. А. Перспективы и проблемы цифровизации образования // Новые информационные технологии в образовании: сборник научных трудов 20-й Международной научно-практической конференции / под общ. ред. Д. В. Чистова. - 2020. - С. 206-208.
12. Semushina E. Y., Zyaitdinova J. N. Final Project of Graduate Engineers as Realization of Principle of Combinatory when Teaching English in Distant Form: proceedings of 2015 International Conference on Interactive Collaborative Learning, ICL 2015. - Pp. 296-298.
13. Semushina E. Y., Zyaitdinova J. N. Online Testing of Engineering Students as a Form of Assessment when Studying English in Distant
Form. Advances in Intelligent Systems and Computing. - 2018. - Pp. 475-480.
14. Valeyeva E. [h gp.]. The Role of Meta-cognitive Skills in Engineering Education // 2017 ASEE International Forum. - 2017.
(Wm
mj
А. В. Люликова
УДК [37.014.5+371.13](470)
ОТ ИНФОРМАЦИОННОЙ
ГРАМОТНОСТИ
К МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ:
ПРИОРИТЕТНЫЙ
ВЕКТОР РАЗВИТИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
1 нтенсивное развитие цифровых технологий на рубеже ХХ-ХХ1 вв. предопределило ряд изменений во всех социальных сферах жизни. Информационная доступность, которая во многом характеризует современный этап развития общества, заявила о себе, в первую очередь, в системе медиапотребле-ния: у общества появились возможности быстрого получения, передачи и обмена информацией. Вопрос о том, как помочь человеку сориентироваться в цифровом пространстве, напрямую связан с его практическим овладением цифровыми возможностями и формированием у него умений использовать медиа-ресурсы и Интернет-технологии.
Одним из ключевых показателей эффективной профессиональной подготовки специалиста в эпоху информационного общества является его информационная грамотность и медиакомпетентность. Внимание к проблеме информационной грамотности и медиа-компетентности обусловлено, прежде всего, ресурсными возможностями данных катего-
2020/J-(Ш
рий в вопросах квалификационного уровня будущего специалиста, конкурентноспособности на рынке труда, а также его готовности к осуществлению профессиональной деятельности в выбранной сфере.
Проблема формирования информационной грамотности в российской системе образования и в мировом образовательном пространстве раскрывается в работах Н. И. Ген-диной и А. В. Федорова - одних из первых среди отечественных педагогов, заявивших о необходимости разработки стандартов по информационной грамотности. В ответ на несогласие коллег с попыткой стандартизировать информационную грамотность, которая по своей природе является социальным явлением, Н. И. Гендина приводит образовательные стандарты, которые активно используются на всех уровнях образования и в разных областях знания. Стандартизация информационной грамотности представляется необходимым условием для эффективного развития отечественного образования и в национальных масштабах может быть осуществлена с учетом уже имеющегося международного опыта.
Обращение к вопросу о формировании информационной грамотности и связанной с ней медиакомпетентностью будущего специалиста в условиях современного образовательного процесса представляется особенно актуальным в силу следующих обстоятельств: во-первых, в связи с медиатизацией здравоохранения, образования, политической и культурной сфер жизни готовность специалиста стать успешным участником массовой коммуникации и уровень сформиро-ванности его коммуникационных умений во многом будут определять степень его профессионального мастерства. Во-вторых, именно молодое поколение является целевой аудиторией цифровой среды, поэтому информационная грамотность обучающихся сегодня является одним из приоритетных векторов отечественного образования.
Цель статьи состоит в обосновании актуальности перехода от информационной грамотности к медиакомпетентности в процессе
подготовки обучающихся в высших образовательных организациях по педагогическим направлениям. Материалом исследования послужил образовательный контент онлайн -проектов для повышения уровня информационной грамотности и формирования медийной компетентности.
Информационная грамотность связана со способностями личности к организации своей деятельности в условиях информационного общества, которое характеризуется не только высоким уровнем развития коммуникационных технологий, но и в котором информация стала его главным ресурсом. Термин «информационная грамотность» принято рассматривать как новый вид грамотности в информационном обществе. Если традиционно под грамотностью понимают овладение навыками чтения и письма, то информационная грамотность - это понятие, которое включает в себя навыки оперирования информацией: осуществление ее поиска, извлечение и анализ информации. Отметим, что в основе этих действий лежит критичность восприятия, благодаря которой возможен отбор необходимой информации и ее практического применения.
Одной из первых к информационной грамотности обратилась Американская библиотечная ассоциация (American Library Association), определяющая информационную грамотность как «умение осознавать, какая информация требуется, находить, оценивать и эффективно применять необходимую информацию» [4]. Овладение информационной грамотностью, по заявлению Американской библиотечной ассоциации, предполагает сформированную «компетентность в формулировании исследовательских вопросов и умение использовать информацию» [4].
Компетентность специалиста в нормативно-правовых вопросах в конкретной профессиональной сфере предусматривает умение работать не только с документальными ресурсами в печатном формате, но и их электронными вариантами, а это, в свою очередь, требует определенный уровень сформированного умения работать с мультимедийными технологиям. И с этой точки зрения уместно го-
ворить еще и о требовании к медийной грамотности специалиста. Разграничение информационной и медийной грамотности - это необходимость, продиктованная требованием информационного общества и его главным ресурсом - информацией, основной формой существования которой сегодня является цифровая среда.
Развитие как информационной, так и медийной грамотности представляет одну из задач, которая стоит перед образовательными организациями разных уровней, поскольку медийная грамотность не может сегодня восприниматься как некоторое индивидуальное умение, касающееся пользователя Интернета или исключительно молодежи, а распространяется на всех членов общества, проявляющих активность в той или инфой сфере. В целом в условиях возрастающей социальной роли медиа информационная и медийная грамотность могут быть рассмотрены в контексте гражданской и правовой этики и потому данные понятия выходят далеко за рамки сферы образования.
В образовательной же среде формирование информационной и медийной грамотности обусловлено профессиональными потребностями будущего специалиста. Отдельного внимания заслуживает вопрос о медийной и информационной подготовке будущих педагогов.
В 2011 году ЮНЕСКО была разработана учебная Программа по обучению педагогов медийной и информационной грамотности «Media and Information Literacy Curriculum for Teachers» [3], на русском языке Программа подготовлена научными редакторами Н. И. Ген-дина и С. Г. Корконосенко [2].
Теория обучения информационной и медийной грамотности связана с компетенциями, «делающими акцент на необходимости развития поисковых навыков и способности осмысленно взаимодействовать с медийными и информационными каналами, независимо от их конкретных форм и используемых технологий» [2, с. 20]. В программе обоснована необходимость объединения информационной и медийной грамотности в образовательных
целях. Если информационная грамотность «подчеркивает важность доступа к информации, ее оценки и этичного использования», то медийная грамотность «делает акцент на способности понимать функции медиа, оценивать качество выполнения этих функций и вступать в рациональное взаимодействие с медиа в интересах самовыражения» [2, с. 13].
В структуру программы входят модули, направленные на подготовку медиакомпе-тентных педагогов. Именно ориентация на педагогов, по мнению международного коллектива разработчиков Программы, «является ключевой стратегией, обеспечивающей многократное повышение эффективности: от информационно грамотных педагогов к учащимся и далее к обществу в целом» [2, с. 19].
Программа направлена на формирование следующих компетенций:
- понимание значения медиа и информации для демократии;
- понимание медиа контента и вариантов его использования;
- эффективный и оперативный доступ к информации;
- критическая оценка информации и информационных источников;
- применение новых и традиционных медиа форматов;
- определение социокультурного контекста медиа контента;
- продвижение медийной и информационной грамотности среди обучающихся и управление необходимыми изменениями [2, с. 32-36].
Формирование медийной и информационной грамотности у обучающихся по разным образовательным программам невозможно без развития критического мышления - необходимого условия для корректной работы с информационными источниками в печатном, электронном и мультимедийном форматах. Следует отметить, что проблема формирования медийной и информационной грамотности не ограничивается деятельностью образовательных организаций разного уровня и оценивается в социальных масштабах.
2020/1-(Ж
Формирование информационной и медийной грамотности связано с подготовкой личности к организации своей деятельности, и не только профессиональной, в информационном обществе. Как отмечают Н. И. Гендина и Е. В. Косолапова, «человек должен уметь использовать различные средства, источники и каналы информации в личной, профессиональной и общественной жизнедеятельности в соответствии с законодательными и этическими нормами» [1, с. 190].
Вместе с тем в организации профессиональной деятельности педагога информационные технологии становятся все более значимыми, а медийная компетентность - маркером его готовности к педагогической деятельности и профессиональной успешности. Знание педагогом цифровых инструментов и умение применять их в своей профессиональной деятельности характеризуют уровень его медиакомпетентности, от которой, в свою очередь, зависят возможности педагога развивать функциональную грамотность обучающихся.
В отечественных научных исследованиях принято рассматривать медийную компетентность как интегративное качество личности педагога, которое объединяет как умение критически воспринимать информацию, так и умение работать с информационными технологиями. Медийная компетентность педагога может быть охарактеризована как «совокупность мотивов, знаний, умений, способностей педагога, способствующих медиаобра-зовательной деятельности в аудитории различного возраста» [6, с. 28].
Внедрение цифровых технологий в образовательную среду предопределил в целом процесс медиатизации образования - его результатом стало создание различных информационных порталов с нормативно-правовыми документами в сфере образования, рекомендациями к организации дистанционной работы по той или иной дисциплине и анонсом учебных и научных мероприятий.
Образовательное медиапространство сегодня используется не только как источник информации, но и как площадка для осущест-
вления образовательной деятельности. Медиатизация образования и последующая интеграция системы образования и сетевого пространства предопределили востребованность дистанционного обучения и онлайн-обучения как новых видов образовательной услуги.
Так, например, в 2019 году Яндекс начал образовательный проект «Образовательная инициатива Яндекса» для учителей, студентов, школьников, а также и взрослой аудитории, интересующейся последними тенденциями в сфере образования. В рамках проекта запланировано проведение курсов переподготовки и повышения.
Основными направлениями «Образовательной инициативы Яндекс» [5] являются следующие:
- развитие массовых образовательных продуктов и сервисов - например, Яндекс. Лицей, Яндекс.Учебник, Яндекс.Репетитор, Яндекс.Практикум и др.;
- обучение и поддержка преподавателей в рамках проекта «Я Учитель»;
- подготовка кадров для 1Т-индустрии: образовательный курс Яндекс.Лицей рассчитан на школьную аудиторию, Яндекс.Практикум создан для профессиональной переподготовки уже взрослых специалистов;
- исследования в области машинного обучения и искусственного интеллекта: созданная Школа анализа данных является образовательной и научной платформой для сотрудничества представителей науки, индустрии и образования.
Основатели проекта планируют, что образовательные онлайн-продукты будут полезны всем тем, кто хочет получить знания в предметной области. Образовательные услуги Академии Яндекса - это информационный и образовательный продукт, направленный на развитие медиакомпетентности обучающихся школ, студентов и педагогических работников. Востребованность и своевременность образовательных проектов подтверждает количество обучающихся, которые пользуются образовательными серверами Яндекса. Согласно данным, «более 1 миллиона детей и взрослых получают и совершенствуют знания на
сервисах Яндекса. Школы в 85 регионах России используют образовательные продукты компании. Более полумиллиона школьников подготовились к экзаменам с Яндекс. Репетитором» [5].
Современную цифровую образовательную среду можно рассматривать в целом как своего рода концепцию по проектированию медийной компетентности за счет развития и совершенствования навыков применять информационно-коммуникационные технологии в повседневной и профессиональной деятельности. Индустриализация онлайн-образова-ния способствовала появлению новых форм работы, которые не только делают процесс получения знаний более легким, а график обучения гибким и удобным для всех субъектов образования. Медиатизация образования и связанное с ней расширение сферы образовательных услуг за счет перехода на дистанционные виды работ и онлайн-обучение повлекли за собой появление новых дисциплинарных требований к организации учебного процесса как для обучающихся, так и педагогов. Представляется, что информационная грамотность является основным качеством личности педагога, способного к организации педагогической деятельности в условиях информационного общества, медийная компетентность как интегративное качество педагога становится сегодня неотъемлемым условием для эффективной реализации профессиональных возможностей.
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается информационная и медийная грамотность педагога, связа-ная со способностями к организации своей деятельности в условиях высокого уровня развития коммуникационных технологий. С учетом основных положений Программы по обучению педагогов медийной и информационной грамотности, а также на основании результатов рассмотрения образовательных он-лайн-проектов в статье обоснована медийная компетентность педагога как неотъемлемое условие для эффективной реализации его профессиональных возможностей.
Ключевые слова: информационная и медийная грамотность, медийная компетент-
ность, информационное общество, медиатизация, цифровые технологии, образование, он-лайн-обучение.
SUMMARY
The article deals with the information and media literacy of the teacher, associated with the ability to organize activities in a high level of development of communication technologies. Taking into account the main provisions of Media and Information Literacy Curriculum for Teachers, as well as based on the results of considering educational online projects, the article substantiates the media competence of a teacher as an essential condition for the effective implementation of the professional capabilities.
Key words: information and media literacy, media competence, information society, mediati-zation, digital technologies, education, online learning.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гендина Н. И., Косолапова Е. В. Ме-дийно-информационная грамотность в структуре профессиональной подготовки педагогов, журналистов, библиотекарей // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2019. - № 46. -С. 180-194.
2. Медийная и информационная грамотность: программа обучения педагогов / К. Уил-сон, А. Гриззл, Р. Туазон, К. Акьемпонг, Ч. К. Чун: русское издание; научные редакторы Н. И. Гендина, С. Г. Корконосенко [Электронный ресурс]. - URL: https://unesdoc. unesco.org/ark:/48223/pf0000192971_rus.
3. Media and Information Literacy Curriculum for Teachers. - URL: https://unesdoc.unesco. org/ark:/48223/pf0000192971.
4. Association of College and Research Libraries. Information Literary Glossary. - URL: http://www.ala.org/acrl/issues/infolit/overview/gl ossaryo (available: 12.10.2020).
5. Образовательная инициатива Яндекса [Электронный ресурс]. - URL: https://academy. yandex.ru/posts/obrazovatelnaya-initsiativa-yandeksa.
6. Федоров А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиа-грамотности, медиакомпетентности. - Таган-
2020/1-(Ж
рог: Изд-во Таганрогского гос. пед. института, 2010. - 64 с.
С. В. Пазухина
УДК: 159.99
ТИПЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ЦИФРОВОЙ
СРЕДЕ
Переход вузов к использованию в учебном процессе исключительно электронных образовательных ресурсов в период пандемии коро-навируса позволил выявить ряд проблем, анализ которых дает возможность по-новому взглянуть на систему организации дистанционного обучения и создание цифровой образовательной среды как совокупности информационных систем, предназначенных для обеспечения актуальных задач образовательного процесса [3]. Необходимость изучения возникших вопросов связана с масштабностью проводимых мероприятий и их нацеленностью не только на работу в текущей ситуации, но и на построение цифрового будущего с учетом выявленных тенденций.
Целью нашего исследования было выявление типов адаптации студентов вуза к условиям удаленного обучения в цифровой среде.
Актуальность обращения к заявленной теме связана с ее слабой проработанностью на теоретико-методологическом, психолого-педагогическом и других уровнях. При этом впервые появилась возможность осмыслить ожидающие нас на пути цифровизации образования вызовы в связи с полученным массивом эмпирических данных.
Перспективность развития цифровой образовательной среды ученые связывают с обеспечением динамичного изменения контента дисциплин за счет отражения актуальной информации, что принципиально важно в условиях быстрого обновления знаний; возможностью выстраивания гибкого графика освоения учебного материала; повышением доступности образования, удовлетворением потребностей разных категорий обучающихся и т. д. [4]. Необходимо отметить, что эффективность обучения всегда зависит не только от качества контента и используемых технологий, но и от того, насколько учитываются индивидуально-психологические особенности обучающихся, их образовательный потенциал. И если при традиционном подходе к обучению содержание и технологии были едиными для всех, в связи с чем обучающиеся были вынуждены приспосабливаться к новым для них условиям обучения, то основной тенденцией XXI века является ориентир на адаптивность самих курсов, в процессе преподавания которых должны учитываться специфические особенности каждого из слушателей.
Теоретико-методологическую базу составили адаптивный подход, принцип развития, принцип субъектности, принцип индивидуально-дифференцированного подхода. В своей работе мы опирались на труды, посвященные адаптивному обучению, следующих авторов: Е. З. Власовой, Г. Паск и др.; адаптации студентов к онлайн обучению с использованием электронной среды и дистанционных образовательных технологий - Т. А. Безенковой, И.С. Галченковой, А.В. Мананниковой, Д.А. Му-таловой, Е. В. Олейник, В. И. Токтаровой, С. Н. Федоровой и пр.
Анализ работ этих ученых показал, что проблема выявления типов адаптации студентов к условиям обучения в цифровой среде и их учета при построении индивидуальных образовательных траекторий недостаточно изучена. В связи с этим мы поставили перед собой ряд исследовательских вопросов: «С какими проблемами столкнулись студенты при переходе на удаленный режим обучения, затруднившие процесс их адаптации?», «Какие