Научная статья на тему 'Теоретические основы процесса формирования информационно-медийной грамотности людей третьего возраста'

Теоретические основы процесса формирования информационно-медийной грамотности людей третьего возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
282
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕТИЙ ВОЗРАСТ / THIRD AGE / КОНЦЕПЦИЯ / CONCEPT / ДЕКЛАРАЦИЯ / DECLARATION / ИНФОРМАЦИОННО-МЕДИЙНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / INFORMATION AND MEDIA LITERACY / МОДЕЛЬ / MODEL / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ / CYBERSOCIALIZATION / МЕДИАПРОСТРАНСТВО / MEDIA SPACE / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION SOCIETY / КИБЕРОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / CYBERNETIC APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белов Станислав Владимирович, Кашицын Александр Станиславович

Актуальность исследования определяется необходимостью введения понятийного аппарата процесса формирования информационно-медийной грамотности, выявления организационных и психолого-педагогических условий, обеспечивающих процесс формирования информационно-медийной грамотности людей третьего возраста, определение компонентов структуры понятия «информационно-медийная грамотность», а также выделение принципов, подходов для создания модели процесса формирования информационно-медийной грамотности у данной категории лиц. В статье представлена характеристика людей третьего возраста. Сделан акцент на нормативных документах, регламентирующих информационно-медийную грамотность, принципы и формы работы с людьми третьего возраста. Авторами предложен принцип групповой и киберсоциализации социализации в виртуальном пространстве, компьютерной социализации людей третьего возраста. Основным подходом при работе с людьми третьего возраста, в условиях современного общества позиционируется киберонтологический подход, способствующей формированию личности в условиях киберсоциализации, определяя человеку роль активного субъекта информационного общества и киберпространства. В качестве основных условий положительной динамики процесса формирования информационно-медийной грамотности можно определить: включение данного направления в число приоритетных направлений национальной политики в различных областях образования, культуры, информации; обеспечение финансовой поддержки не только в развитых регионах, но и в небольших городах; а также проведение исследований и разработка необходимого инструментария в области информационно-медийной грамотности. Теоретические основы исследования, представленные в статье, отражены в диссертационном исследовании «Формирование информационно-медийной грамотности у людей третьего возраста» в 2017 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белов Станислав Владимирович, Кашицын Александр Станиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical basis of the formation process Information and media literacy of people of the third age

The urgency of the study is determined by the need to introduce a conceptual apparatus for the formation of information and media literacy, identifying organizational and psychological-pedagogical conditions that support the process of forming information and media literacy of people of the third age, defining the components of the structure of the concept of "information and media literacy", and highlighting principles, approaches To create a model of the process of forming information and media literacy in this category of persons. The article describes the characteristics of people of the third age. The emphasis was placed on normative documents regulating information and media literacy, principles and forms of work with people of the third age. The authors proposed the principle of group and cybersocialization socialization in virtual space, computer socialization of people of the third age. The main approach when working with people of the third age, in the conditions of modern society, is the position of the cybernetic approach that fosters the formation of the personality in the conditions of cybersocialization, determining to the person the role of the active subject of the information society and cyberspace. As the main conditions for the positive dynamics in the development of information and media literacy, one can determine: the inclusion of this direction in the number of priority areas of national policy in various fields of education, culture, information; Providing financial support not only in developed regions, but also in small towns; As well as conducting research and developing the necessary tools in the field of information and media literacy. Theoretical bases of the research presented in the article are reflected in the dissertation research "Formation of information and media literacy in people of the third age" in 2017 year.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы процесса формирования информационно-медийной грамотности людей третьего возраста»

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2017, Том 5, номер 4 (июль - август) http://mir-nauki.com/vol5-4.html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/16PDMN417.pdf Статья опубликована 14.08.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:

Белов С.В., Кашицын А.С. Теоретические основы процесса формирования информационно-медийной грамотности людей третьего возраста // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 4 http://mir-nauki.com/PDF/16PDMN417.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 004.38:374.7

Белов Станислав Владимирович

ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»

Шуйский филиал, Россия, Шуя1 Преподаватель кафедры «Математики, физики и методики обучения»

E-mail: aspirant12sgpu@mail.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=669769

Кашицын Александр Станиславович

ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»

Шуйский филиал, Россия, Шуя Заведующий кафедрой «Математики, физики и методики обучения» Доктор физико-математических наук, доцент Почетный работник высшего профессионального образования РФ

E-mail: askashitsyn@yandex.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=19197

Теоретические основы процесса формирования информационно-медийной грамотности людей третьего возраста

Аннотация. Актуальность исследования определяется необходимостью введения понятийного аппарата процесса формирования информационно-медийной грамотности, выявления организационных и психолого-педагогических условий, обеспечивающих процесс формирования информационно-медийной грамотности людей третьего возраста, определение компонентов структуры понятия «информационно-медийная грамотность», а также выделение принципов, подходов для создания модели процесса формирования информационно-медийной грамотности у данной категории лиц. В статье представлена характеристика людей третьего возраста. Сделан акцент на нормативных документах, регламентирующих информационно-медийную грамотность, принципы и формы работы с людьми третьего возраста. Авторами предложен принцип групповой и киберсоциализации - социализации в виртуальном пространстве, компьютерной социализации людей третьего возраста. Основным подходом при работе с людьми третьего возраста, в условиях современного общества позиционируется киберонтологический подход, способствующей формированию личности в условиях киберсоциализации, определяя человеку роль активного субъекта информационного общества и киберпространства. В качестве основных условий положительной динамики процесса формирования информационно-медийной грамотности можно определить: включение данного направления в число приоритетных направлений национальной политики в различных

1 155908, Россия, Ивановская область, город Шуя, улица Кооперативная, дом 24

областях образования, культуры, информации; обеспечение финансовой поддержки не только в развитых регионах, но и в небольших городах; а также проведение исследований и разработка необходимого инструментария в области информационно-медийной грамотности. Теоретические основы исследования, представленные в статье, отражены в диссертационном исследовании «Формирование информационно-медийной грамотности у людей третьего возраста» в 2017 году.

Ключевые слова: третий возраст; концепция; декларация; информационно-медийная грамотность; модель; социализация; киберсоциализация; медиапространство; информационное общество; киберонтологический подход

Люди третьего возраста представляют собой один из самых представительных социально-демографических слоев населения нашей страны, являющиеся важнейшим элементом социальной структуры российского общества [1]. Возрастные границы людей третьего возраста в современной науке устанавливаются достаточно условно. В соответствии с разработанной Всемирной организацией здравоохранения возрастной классификацией лица третьего возраста делятся на 3 возрастные группы: пожилые мужчины (60-74), женщины (5574), старые (75-84) и долгожители (85 лет и старше). В геронтологии границы третьего возраста определены с 60 до 74 лет. А. В. Мудрик [5] в своих работах выделяет период пожилого возраста с 50 до 60 лет, далее старость 60-70 лет и начиная с 70 летнего возраста -долгожительство. Существуют и другие подходы к определению возрастных границ людей третьего возраста, который можно представить себе, как состояние, связанное с определенной реконструкцией жизненных смыслов. В нашем исследовании основным критерием, определяющим третий возраст, является выход человека на пенсию, в соответствии с Федеральным законом о пенсионном возрасте.

Вопросы обучения взрослых находят своё отражение в работах как отечественных (О. В. Агаповой, С. Г. Вершловского [3], М. Т. Громковой, Р. П. Жданова, С. М. Климова и др.), так и зарубежных (М. Дюрке, Г. Л. Миллера, А. В. Пинта и др.) учёных. В этих работах основное внимание уделяется дидактическим и методическим принципам обучения взрослых. Изучение социализации личности как процесса и результата образования взрослых отражены в работах отечественных ученых: Б. Г. Ананьева, Г. М. Андреевой, Л. С. Выгодского, А. М. Гендина, А. Н. Леонтьева и др. Важными исследованиями в области информатизации жизнедеятельности, являются работы зарубежных учебных (Э. Тоффлера, М. Маклюэна и др.), а также отечественных учёных (А. Е. Войскунского [4], В. П. Беспалько [2] и др.). В области медиа- и информационного пространства одними их основных являются работы И. М. Дзялошинского, И. В. Жилавской, Н. И. Гендиной, Е. А. Бондаренко и др. В работах В. А. Плешакова [7] раскрывается актуальное для современного общества направление киберсоциализации в информационном пространстве - виртуальной компьютерной социализации личности, рассматривается идея нового киберонтологического подхода в образовании.

В условиях роста объёмов информации, изменения медиасреды, возникла потребность не только в поиске информации, но её фильтровании, чтобы защитить себя от опасных воздействий медиапространства. В связи с этим, одним из важнейших направлений развития современного общества является формирование информационно-медийной грамотности всего населения нашей страны, в том числе и у людей третьего возраста - это новое направление деятельности, которое развивается во многих странах мира. Анализ современных информационных контентов, показывает, что научно-методическое сопровождение процесса развития информационно-медийной грамотности представителей третьего возраста требует особого подхода и специальных методических разработок. Исследование возможностей

развития информационно-медийной грамотности представителей третьего возраста является основной задачей данной работы.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические (теоретический анализ состояния проблемы на основе изучения методической, психолого-педагогической и специальной литературы, диссертационных работ по проблеме исследования, материалов конференций по информационно-медийной грамотности, нормативных документов, определяющих структуру и содержание образования взрослых); эмпирические (наблюдение, опрос, анкетирование, интервьюирование, индивидуальные беседы, анализ продуктов деятельности, самооценка, рефлексия).

В соответствии с современными представлениями термин «информационно-медийная грамотность» выражается в знаниях, умениях и навыках, которые позволяют людям третьего возраста эффективно взаимодействовать с медиа- и другими информационными службами и развивать навыки обучения на протяжении всей жизни для общения и реализации жизненных потребностей. Информационно-медийная грамотность предполагает умение работать с любыми источниками информации, а также со всеми видами и типами информации. Информационно-медийная грамотность включает в себя: компьютерную грамотность; знания об медиа- и информационной среде; знания об информации; наличие у личности информационных и медиа-потребностей; умение ориентироваться в информационных и медиа-потоках; умения и навыки фиксировать и восстанавливать полученную информацию.

Информационно-медийное образование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования навыков общения в медиапространстве, творческих, коммуникативных способностей, и готовности к обучению различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Приобретенные в результате этого процесса навыки можно охарактеризовать как элементы информационно-медийной грамотности.

Инициаторами объединения медийной и информационной грамотности выступили Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)2 и Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА)3, под эгидой которых в 2011 году был опубликован ряд документов, призванных содействовать развитию знаний в сфере медиа и информации. В руководстве по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни, профессором, ведущим специалистом ИФЛА Х. Лау обобщается и анализируется массив знаний по данной проблематике. Установлено, что информационная грамотность - это наличие знаний и умений требуемых для правильной идентификации информации, необходимой для выполнения определённого задания или решения проблемы; эффективного поиска информации; её организации и реорганизации; интерпретации и анализа найденной и извлечённой информации; оценки точности и надежности информации; при необходимости передачи и представления результатов анализа и интерпретации другим лицам; последующего применения информации для осуществления определённых действий и достижения определённых результатов.

В России эта идея также получила поддержку. На международной конференции «Медиа-и информационная грамотность в обществах знания», проходившей в Москве в 2012 году,

2 Declaration on Media and Information Literacy adopted by Fez International Forum (Fez, June 17, 2011) [Электронный ресурс] // UNESCO. - Пер. загл. : Фесская Декларация о медийной и информационной грамотности. - Режим доступа: http://www.unesco.org/new/fileadmin/MULTIMEDIA/HQ/CI/CI/pdf/news/Fez%20Declaration.pdf.

3 Рекомендации ИФЛА по медийной и информационной грамотности [Электронный ресурс] : [принято 7 дек. 2011 г.] // IFLA. - Режим доступа: http://www.ifla.org/files/assets/information-literacy/publications/media-info-litrecommendru.pdf.

2017, Том 5, номер 4 (499) 755 50 99

научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki .com

группой экспертов в области медиаобразования, была принята Декларация4, в которой было выработано определение медиа- и информационной грамотности: «Медиа- и информационная грамотность - это совокупность знаний, установок, умений и навыков, которые позволяют получать доступ к информации и знаниям, анализировать, оценивать, использовать, создавать и распространять их с максимальной продуктивностью в соответствии с законодательными и этическими нормами и соблюдением прав человека». На Всероссийской научно-практической конференции «Медиа- и информационная грамотность в информационном обществе» 5 , проходившей в Москве в 2013 году был сделан акцент на интеграцию усилий всех заинтересованных сторон, на выявление приоритетных областей и определение политических и профессиональных стратегий в сфере продвижения медийной и информационной грамотности.

Медиа- и информационно грамотный человек любой возрастной категории может использовать различные средства, источники и каналы информации в личной, профессиональной и общественной жизнедеятельности. Он должен уметь: определять размер своих информационных потребностей и запросов; рационально и эффективно получать доступ к необходимой информации; критически оценивать уровень полученной информации и найденных ресурсов; внедрять отобранную информацию в собственно формируемую информационную базу; эффективно использовать информацию в соответствии с поставленными целями.

Для людей третьего возраста важно определить потребность в получении необходимой информации, с минимальными рисками и найти применение полученной информации в современном киберпространстве. Для этого можно руководствоваться также Концепцией развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года6. Целью стратегии действий в интересах граждан пожилого возраста до 2025 года является определение целей, принципов, задач и приоритетных направлений государственной социальной политики в отношении граждан пожилого возраста. Эффективным механизмом поддержки социальной активности пожилых людей является их включение в образовательный процесс. В соответствии с Концепцией развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года, в рамках исследования непрерывное образование взрослых формулируется как «неформальное образование», осуществляемое через обучение не в образовательных организациях, а в рамках деятельности общественных и социально-ориентированных организаций. Образование людей третьего возраста не преследует цели получения профессии, оно ориентировано на персональное развитие, социальную адаптацию и общение людей, сохранение их активной жизненной позиции и повышение уровня информационно-медийной грамотности. Оно трактуется в качестве противодействия процессу старения.

Для измерения потребности в достижении цели, успеха и в целом достижений людей третьего возраста, в ходе экспериментального исследования использовалась методика «Потребность в достижении цели», разработанная российским учёным, психологом Ю.М.

4 Московская декларация о медиа- и информационной грамотности (Москва, 28 июня 2012 года) [Электронный ресурс] // Российский комитет Программы ЮНЕСКО "Информация для всех". - Режим доступа: http://www.ifapcom.ru/files/News/Images/2012/mil/Moscow Declaration on MIL rus.pdf.

5 «Медийно-информационная грамотность в России: дорога в будущее» [Электронный ресурс]: итоговый документ Всероссийской научно-практической конференции «Медиа- и информационная грамотность в информационном обществе» (Москва, 24-27 апреля 2013 г.) // Российский комитет Программы ЮНЕСКО "Информация для всех". - Режим доступа: http://www.ifapcom.ru/files/News/Images/2013/mil/mil_decl_rus_2013.pdf.

6 Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года (проект) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. dpo-edu. ru/?page_id= 13095.

Мир Науки

научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki .com

Орловым. Чем выше у человека самооценка, тем более он активен и нацелен на достижения. Потребность в достижении превращается в таком случае в личностное свойство, установку. Мотивация достижения (успеха, цели) выражается в стремлении к улучшению результатов, настойчивости в достижении своих целей и оказывает влияние на всю человеческую жизнь. У преобладающего большинства респондентов потребность в достижении цели оценивается на среднем уровне. Наблюдается стремление к улучшению результатов, не в полной мере есть удовлетворённость достигнутым. Наблюдается настойчивость в достижении поставленных целей за счёт большого жизненного опыта. Анализируя мотивы, можно отметить, что стимулом для самосовершенствования является желание осуществлять связь с новым поколением через информационные и коммуникационные технологии, рационально проводить свободное время, находясь на заслуженном отдыхе, получать удовлетворение от процесса обучения используя современные средства. Выбор направления для обучения зависит от личностных особенностей пожилых людей, семейных обстоятельств и их готовности согласиться рассматривать вопросы в некомпетентной для себя области познания.

Продвижению и развитию информационно-медийной грамотности в России препятствует целый ряд причин:

• отсутствие в профессиональных средах согласия в понимании сущности информационного и медиаобразования;

• разноуровневость и различная степень развития инфраструктуры информационной подготовки в регионах России;

• стихийность и факультативность информационного и медиаобразования в образовательных учреждениях России;

• дефицит квалифицированных специалистов, призванных обеспечивать подобную подготовку граждан;

• ограниченный доступ к информации;

• дефицит учебно-методических изданий, необходимых для обучения и информационной подготовки граждан.

Для решения данных проблем необходимо разработать организационные и психолого-педагогические условия, что обеспечить процесс формирования информационно-медийной грамотности для включения данного направления в число приоритетных направлений национальной политики в области образования, культуры, информации, СМИ.

Организационные условия должны включать в себя содержательный компонент комплекса объектов, процессов или явлений, от которых зависят другие объекты, процессы или явления и влияющий на формирование медиапространства в целом. Педагогические условия представляют собой характеристику педагогической системы, отражающую совокупность возможностей образовательной среды, реализация которых обеспечит эффективное функционирование и развитие педагогической системы в области обучения людей третьего возраста. Комплекс педагогических условий для работы с людьми третьего возраста, должен включать в себя целенаправленные меры педагогического взаимодействия тьюторов и обучающихся - людей третьего возраста, обеспечивающих разрешение существующих противоречий в обеспечении социальной поддержки в условиях киберсоциализации. К таким условиям можно отнести:

• создание творческой атмосферы, повышение мотивации к процессу формирования информационно-медийной грамотности;

научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 http://mir-nauki. com

• инициирование и всесторонняя поддержка людей третьего возраста для достижения положительного результата на различных уровнях (региональном, федеральном и т. д.);

• сопровождение процесса необходимым инструментарием, методическими материалами, раздаточным материалом, учебно-методическими пособиями через медиапространство;

• создание условий для поддержки, внедрения и распространения результатов деятельности в другие регионы, города и учреждения.

Основываясь на работах учёных и исследователей, посвященных социализации взрослых людей, можно выделить ряд условий, способствующих успешной социализации людей третьего возраста:

1. осуществление психолого-педагогической диагностики людей третьего возраста на начальном этапе освоения программы: выявление потребностей, возможностей, готовности и способности осуществлять работу; определение начального уровня развития информационно-медийной грамотности; выявление сложностей, барьеров, в преодолении которых нужна помощь специалистов;

2. оптимизация существующих программ и разработка новых ресурсов в соответствии с потребностями, интересами, индивидуальными возможностями людей третьего возраста;

3. организация психолого-педагогического сопровождения социализации людей третьего возраста посредством привлечения дополнительных ресурсов.

Необходимым условием моделирования процесса формирования информационно-медийной грамотности является определение методологических основ исследуемого процесса. Основными теоретико-методологическими подходами к исследованию процесса формирования информационно-медийной грамотности людей третьего возраста являются:

• личностный подход, который предполагает в центре рассмотрения личность самого человека. Формирование и самореализация информационно-медийной личности происходит с использованием новых информационных технологий и под их влиянием в результате сетевого общения. Все организационно-методические решения преломляются через призму одного из его субъектов - личность человека. Потребности, мотивы, способности, активность, интеллект требуют учета его индивидуальных, возрастных и психологических особенностей. Реализация подхода выражается в соблюдении следующих требований: наличие широкого диапазона заданий различной степени сложности, принцип добровольного выбора варианта работы, проявление самооценки и рефлексии;

• киберонтологический подход, который предусматривает вхождение обучения в реальную жизнь людей третьего возраста, способствует формированию личности на интегративной основе киберсоциализации, позиционируя человека как активного субъекта информационного общества и киберпространства. Результатом обучения становится применение ими усвоенного содержания в их реальной жизни не в отсроченной перспективе, а безотлагательно.

Реализация модели процесса формирования информационно-медийной грамотности осуществляется с опорой на следующие принципы [1]:

• принцип единства группового и индивидуального обучения, который предусматривает совместную деятельность людей третьего возраста с тьютором,

научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki .com

а также с другими обучающимися по организации процесса обучения, оцениванию и коррекции процесса обучения;

• принцип системности, который предусматривает соблюдение соответствующих целей, содержания, средств обучения и оценивания результатов обучения;

• принцип осознанности обучения, который означает осознание, осмысление людьми третьего возраста с тьютором всех параметров процесса и своих действий по организации процесса обучения;

• принцип опоры на жизненный опыт, который используется в качестве одного из источников обучения, как самого обучающегося, так и его коллег;

• принцип элективности обучения, который предоставляет людям третьего возраста определённую свободу выбора целей, приоритетных задач, источников обучения, методов и средств обучения;

• принцип групповой и киберсоциализации - социализация внутри отдельной социальной группы и социализация в виртуальном пространстве, компьютерная социализация людей третьего возраста. Плешаков В. А. [6] определяет киберсоциализацию как локальный процесс качественных изменений структуры личности, происходящий в результате социализации человека в киберпространстве виртуальной социализирующей Интернет-среды, использования его ресурсов и коммуникаций с виртуальными агентами социализации, встречающимися в глобальной сети Интернет.

В рамках исследования выделены четыре компонента информационно-медийной грамотности: мотивационно-когнитивный, коммуникативно-деятельностный,

содержательный, рефлексивный.

Мотивационно-когнитивный компонент характеризует отношение личности к процессу обучения (знания и представления о новой информационной картине мира, медиапространстве). Определяет наличие у людей третьего возраста целостных знаний (фактов, представлений, понятий) об информационно-медийной среде, обеспечивающих опыт информационно-медийной деятельности и ориентирование в этой среде, осознание целей и определение уровня своих возможностей в осуществлении информационно-медийной деятельности. Данный компонент включает в себя следующие показатели:

• мотивация на удовлетворение своих информационно-медийных потребностей и интересов на базе знаний информационных и коммуникационных технологий;

• умение ориентироваться в ситуации выбора с учётом собственных познавательных интересов;

• проявление умений и навыков планирования своей деятельности в информационно-медийном пространстве;

• соблюдение морально-этических и правовых норм применения информационных и коммуникационных технологий;

• осведомленность по поводу разнообразных информационных явлений и процессов, как с точки зрения научного знания, так и с точки зрения житейского опыта, извлекаемого из непосредственного общения человека с другими людьми, выявленного из средств массовой информации;

• знание базовой конфигурации компьютера, как основного элемента информационно-медийной грамотности;

научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki .com

• знание основных программ, необходимых пользователю для работы.

Коммуникативно-деятельностный компонент включает в себя принципы и правила поведения личности в информационных системах в условиях взаимодействия человека, компьютера и информационно-медийной среды. Этот компонент предполагает наличие у людей третьего возраста способностей в гибком и конструктивном ведении диалогов типа «человек - человек», «человек - компьютер», «человек - компьютер - человек». Данный компонент включает в себя следующие показатели:

• понимание соответствующей терминологии, связанной с получением, хранением и обработкой информации;

• умения и навыки сохранения информации для повторного использования;

• умение осуществлять связь с использованием средств коммуникации;

• умение применять приёмы сотрудничества в процессе обсуждения заданий и для осуществления взаимопомощи;

• развитие умений и навыков информационной деятельности и информационного общения;

• проявление нравственности в складывающихся в процессе обмена информацией взаимоотношениях людей;

• назначение и возможности периферийных устройств персонального компьютера, а также возможности общения в сети Интернет через социальные сети и по скайпу.

Содержательный компонент определяет систему практических умений и навыков получения, хранения, передачи и обработки информации в процессе обучения. Содержательный компонент проявляется во владении людьми третьего возраста методологией осуществления своей информационно-медийной деятельности, в поэтапной рефлексии сочетания целей с постановкой учебных и общекультурных задач и оценки имеющихся ресурсов и рациональной организации процесса их решения с целью придания творческого характера своей деятельности, мобильности, гибкости и адаптивности в информационно-медийной среде. Данный компонент включает в себя следующие показатели:

• владение универсальными технологиями поиска, обработки, представления и хранения информации;

• повышение своего общеобразовательного и профессионального кругозора через использование новых продуктов информационно-медийной среды;

• умение проводить отбор и систематизацию полученных сведений через повторное фиксирование восстановление информации для удовлетворения своих общекультурных запросов и потребностей;

• умение осуществлять отбор содержания заданий с учётом собственных интересов и возможностей;

• умение анализировать, классифицировать и систематизировать программные аппаратные средства;

• уверенное обращение с компьютерной техникой;

• умение самостоятельно открывать, создавать и редактировать файлы с помощью текстовых редакторов, сохранять их в памяти компьютера;

научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki .com

• умение работать с графическими редакторами и программами, обеспечивающими работу в сети-Интернет.

Рефлексивный компонент представляет собой систему, сочетающую собственные позиции и установки людей третьего возраста, ценностное отношение к объектам и явлениям быстро меняющейся информационной среды, мировоззрение о глобальном информационном пространстве, информационных взаимодействиях в нем, возможностях и проблемах его познания и преобразования человеком. Данный компонент связан со знаниями людей третьего возраста о приоритете ценности человеческой жизни, здоровья и духовного развития личности; роли информационных и коммуникационных средств в условиях развития современной цивилизации. Данный компонент включает в себя следующие показатели:

• умение проводить итоговую диагностику, самооценку и самоконтроль по результатам свой работы;

• умение определять уровень своих интеллектуальных, социальных и нравственных достижений;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач и с помощью информационных и коммуникационных технологий;

• применение полученных результатов в своей практической деятельности;

• владение навыками работы с электронной почтой;

• владение приемами обработки текста с помощью текстового редактора;

• владение навыками поиска необходимой информации в сети Интернет.

Таким образом выявлено состояние проблемы процесса формирования информационно-медийной грамотности людей третьего возраста. Понятийный аппарат исследования включает в себя усовершенствованное понятие «информационно-медийная грамотность людей третьего возраста», его структуру, а также отражает особенности людей третьего возраста: они характеризуются особой ментальностью и провинциальным мышлением; для них свойственна стабильность, жизнь без значительных изменений и потрясений, соблюдение привычного образа жизни; наблюдается стремление к улучшению результатов, не в полной мере есть удовлетворённость достигнутым; наблюдается настойчивость в достижении поставленных целей, за счёт большого жизненного опыта; у них раскрываются психосоциальные ресурсы: активность, настойчивость, мудрость, внутренняя дисциплина, открытость, способность к социальным контактам. Выделена психологическая точка зрения по отношению к понятию «третий возраст», который трактуется как реконструкция жизненных смыслов и ценностей. Без теоретико-методологической согласованности, на этапе формирования информационно-медийной грамотности невозможно в полной мере выявить критерии и уровни сформированности данных компонентов у людей третьего возраста, так как данная категория лиц требует особых условий и требований, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белов С. В. Структурно-функциональная модель формирования информационной грамотности людей третьего возраста / С. В. Белов // Школа будущего. - 2015. - № 5. - С. 289-295.

2. Беспалько В. П. Киберпедагогика - вызов XXI века / В. П. Беспалько // Народное образование - 2016. - №7-8. - С. 110-119.

3. Вершловский С. Г. Взрослость как категория андрагогики / С. Г. Вершловский // Вопросы образования. - 2013. - №2. - С. 285-296.

4. Войскунский А. Е. Предисловие: человек в цифровом мире / А. Е. Войскунский // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека. Сборник научных статей и материалов международной конференции (Коломна, 11-13 февраля 2016 г.) / Под общей редакцией Р. В. Ершовой. - 2016. - С. 11-13.

5. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. - 5-е изд. доп. - Москва: Издательский центр «Академия», 2005. -200 с.

6. Плешаков В. А. О киберсоциализации человека и ее организации на интернет-портале «Homo Cyberus» / В. А. Плешаков // Бюллетень «НАРКОМ». - 2016. - № 2 (70). - С. 1-8.

7. Плешаков В. А. Особенности виртуальной компьютерной социализации личности // Проблемы педагогического образования: Сборник научных статей. -Вып. 25. / Под ред. В. А. Сластенина, Е. А. Левановой. - М.: МПГУ-МОСПИ. -2006. - C. 23-25.

(499) 755 50 99 http://mir-nauki .com

Belov Stanislav Vladimirovich

Ivanovo state university Shuya branch office, Russia, Shuya E-mail: aspirant12sgpu@mail.ru

Kashitsyn Alexander Stanislavovich

Ivanovo state university Shuya branch office, Russia, Shuya E-mail: askashitsyn@yandex.ru

Theoretical basis of the formation process Information and media literacy of people of the third age

Abstract. The urgency of the study is determined by the need to introduce a conceptual apparatus for the formation of information and media literacy, identifying organizational and psychological-pedagogical conditions that support the process of forming information and media literacy of people of the third age, defining the components of the structure of the concept of "information and media literacy", and highlighting principles, approaches To create a model of the process of forming information and media literacy in this category of persons. The article describes the characteristics of people of the third age. The emphasis was placed on normative documents regulating information and media literacy, principles and forms of work with people of the third age. The authors proposed the principle of group and cybersocialization - socialization in virtual space, computer socialization of people of the third age. The main approach when working with people of the third age, in the conditions of modern society, is the position of the cybernetic approach that fosters the formation of the personality in the conditions of cybersocialization, determining to the person the role of the active subject of the information society and cyberspace. As the main conditions for the positive dynamics in the development of information and media literacy, one can determine: the inclusion of this direction in the number of priority areas of national policy in various fields of education, culture, information; Providing financial support not only in developed regions, but also in small towns; As well as conducting research and developing the necessary tools in the field of information and media literacy.

Theoretical bases of the research presented in the article are reflected in the dissertation research "Formation of information and media literacy in people of the third age" in 2017 year.

Keywords: third age; concept; declaration; information and media literacy; model; socialization; cybersocialization; media space; information society; cybernetic approach

Мир Науки 2017, Том 5, номер 4

научный интернат-журнал ISSN 2309-4265

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.