СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
SOCIOLOGY OF EDUCATION: APPLIED RESEARCH
DOI 10.26105/SSPU.2020.65.2.001 YAK 316.346.32-053.6:316.772.5 ББК 60.542.15
H.A. АНТИПИНА, Г.И. ГЕРАСИМОВА, E.B. МУРЗИНА
N.L. ANTIPINA, G.I. GERASIMOVA, E.V. MURZINA
ИССАЕАОВАНИЕ МЕАИЙНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ РОССИЙСКИХ ПОАРОСТКОВ
RESEARCH
OF MEDIA AND INFORMATION LITERACY OF RUSSIAN TEENAGERS
Цель статьи - выявление проблем в области формирования медийно-информационной грамотности подростков и факторов, влияющих на ее развитие. На основе социологического исследования на примере подростковой аудитории г. Тюмени проанализированы особенности понимания молодыми людьми базовых понятий медийно-информационной грамотности. Обозначены основные проблемные ситуации, препятствующие развитию медийно-информационной грамотности молодежи. Проведён краткий обзор наиболее распространенных среди представителей «цифровой молодежи» онлайн практик, требующих высокого уровня медийно-информационной грамотности. Новизной авторского исследования является конкретизация и углубление понимания сущности медийно-информационной грамотности, выявление основных факторов, влияющих на формирование медийно-информационной грамотности молодежи, определение роли критического мышления в повышении уровня ее развития.
The purpose of the article is to identify problems in the formation of media and information literacy of the digital age generation. The peculiarities of young people's understanding of the basic concepts of media and information literacy were analyzed on the basis of a sociological study on the example of a teenage audience in Tyumen. The main problem situations that hinder the development of media and information literacy of young people were identified. A short review of the most common online practices among representatives of the "digital youth" that require a high level of media and information literacy was conducted. Specification and deepening of understanding of the essence of media and information literacy is a novelty of the author's research. The main factors influencing the formation of media and information literacy of young people were identified. The role of critical thinking in raising the level of its development was emphasized.
Ключевые слова: информационное пространство, «цифровая молодежь», медийно-информационная грамотность, медиапространство, критическое мышление.
Keywords: information space, «digital youth», media and information literacy, media space, critical thinking.
Введение. Новое поколение молодых людей, которое сформировалось за последние годы, часто называют «цифровой молодежью», цифровым или поколением Z, имеющим иные подходы для вхождения в мир информации, знаний и человеческих отношений. Активность присутствия этой социальной категории в сети Интернет позволяет изучить ее поведение и характеристики, важные с точки зрения медийно-информационной грамотности как основы активной жизнедеятельности человека в современном социуме. В условиях растущего информационного потока в глобальном мире высоких технологий и скоростей, стремительно изменяющееся информационное пространство становится нередко источником серьезных угроз для безопасности жизнедеятельности. Аудитория цифрового поколения - одна из самых уязвимых с точки зрения информационного воздействия, поскольку психика подростков еще недостаточно устойчива в силу их возраста, и в то же время они являются наиболее активными пользователями Интернета. Знания о характере онлайн-поведения поколения Z открывают возможности для лучшего понимания их виртуальных интенций, что важно для определения факторов, способствующих развитию медийно-информационной грамотности молодых людей, а также успешного построения оптимальных межличностных и межпоколен-ческих отношений.
Целью исследования является выявление факторов, влияющих на формирование медийно-информационной грамотности цифрового поколения, а также проблем, препятствующих ее развитию.
Материалы и методы. Основным методом является социологическое исследование, проведенное с помощью опроса молодежной аудитории с применением включенного наблюдения, а также сравнительный анализ.
Результаты и обсуждение. Изучаемая в статье социальная общность на основании концепции У. Штрауса и Н. Хоу обозначена как совокупность молодых людей, которых объединяет 20-летний временной цикл, отличающийся конкретными событиями, явлениями и ментальностью [12, р. 46]. По мнению J. РаНГеу]., и. Gasseг, цифровое поколение представляет собой аудиторию с самым высоким уровнем технологической грамотности, позволяющей ей функционировать вне иерархических структур. Подростки отлично ориентируются в Интернете, имеют хорошие навыки формирования и фильтрации контента [11, р. 117]. Это открывает широкий спектр освоения различных видов деятельности, среди которых приоритетными являются социальные интеракции. Поэтому сегодняшние подростки намного больше, чем предыдущие поколения молодых людей, вовлечены в происходящее вокруг, у них гораздо больше возможностей постоянно находиться в центре событий и информационных потоков. Этому способствует расширение технических возможностей сетевого пространства, упростивших коммуникацию, в том числе благодаря широкому распространению социальных сетей. Исследования, проведенные ВЦИОМ в марте 2019 года, показали, что 98% подростков пользуются интернетом ежедневно, 89% заходят в социальные сети по несколько раз в день [7].
Однако, являясь наиболее продвинутыми пользователями социальных сетей, «цифровые» дети и подростки подвергаются наиболее сильному прессингу со стороны акторов виртуального пространства. Молодые люди нередко становятся мишенью объектом агрессивного воздействия и манипулирования. С учетом того, что уровень неуверенности и тревожности современных подростков в нашем обществе относительно высок, они нередко становятся легкой добычей для злоумышленников [1]. Молодежь в массе своей не готова защититься от массивного потока негативной информации, имея ограниченные возможности из-за дефицита необходимых знаний. По оценкам экспертов лишь 23% подростков понимают содержание понятий «информационная грамотность» и «медиаграмотность», а 67% не знают, о чем речь [3].
Здесь уместно обратиться к терминологии, применяемой в научной литературе, посвященной проблематике медийно-информационной грамотно-
сти. Впервые термин медийно-информационной грамотности был предложен ЮНЕСКОв 2007 году [13]. Являясь комплексным понятием, он включает в себя элементы различных видов грамотности, в том числе, информационной, компьютерной, цифровой, потребительской, медийной и т.д.
Следует отметить довольно широкий разброс терминологии в исследованиях данной проблематики в период, предшествующий появлению термина медийно-информационной грамотности. В научных трудах прошлых лет как отечественных, так и зарубежных авторов можно заметить применение таких наиболее распространенных терминов, как «медиакультура», «медийная культура», «информационная культура», «медиаграмотность», «информационная грамотность», «медиаобразованность», «информационная образованность», «компьютерная грамотность», «информационная компетентность», «информационная компетенция», «медиакомпетентность», «медийная компетентность», «медиакомпетенция», «медийная компетенция» и др. При этом довольно часто они использовались как синонимы.
Если понимать медиаграмотность и медиакомпетентность как синонимы, то, с нашей точки зрения, определение Р. Кьюби может довольно четко охарактеризовать сущность сравниваемых понятий как «способность использовать, анализировать, оценивать и передавать сообщения (messages) в различных формах» [10, p. 2].
С точки зрения А.В. Федорова, одного из авторитетных ученых в области медиаобразования, термин «медиаграмотность» перекликается с понятиями «медиакомпетентности» и «медиаобразованности». Однако, по его мнению, термин «медиакомпетентность» способен более точно определять суть умений личности критически анализировать, оценивать, применять и распространять медиатексты в различных видах, формах и жанрах [9].
По мнению И.В. Жилавской, медийно-информационная грамотность -это совокупность знаний, навыков, установок, компетенций и практик, которые позволяют обеспечить эффективный доступ, анализ, критическую оценку, интерпретацию, создание и распространение информации и медийных продуктов с использованием всех необходимых средств и инструментов на творческой, законной и этичной основе [5].
Принимая во внимание продолжающиеся дискуссии ученых и специалистов по поводу используемой терминологии, согласимся с мнением И.В. Жи-лавской, определение которой, как нам представляется, характеризует наиболее точно специфику понятия медийно-информационной грамотности в современной интерпретации качеств личности молодого человека. Вместе с тем полагаем, что существующие определения, содержащиеся в научной литературе, имеют право на существование, взаимно дополняя друг друга.
Конкретизируя предложенную дефиницию, отметим, что критерии ме-диаграмотности были утверждены приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ № 22 от 30 января 2019 года [6]. В соответствии с содержанием данного документа медиаграмотность подразумевает умение пользоваться поисковыми системами, находить нужные и полезные сведения, способность отличать достоверную информацию от недостоверной, полученной из источников от недобросовестных агентов, а также представлять, что такое системы родительского контроля, и уметь ими пользоваться. Важно понимать и помнить, что выкладывать излишнюю информацию о себе и своих персональных сведениях недопустимо, чтобы уберечься от злоумышленников. Важно подчеркнуть, что навыки в области медийно-информационной грамотности необходимы любому человеку в современном обществе не только для того, чтобы благополучно существовать в новой информационной среде, но и успешно в ней функционировать, находя эффективные решения множества проблем в любой сфере жизнедеятельности.
С целью выявления уровня медийно-информационной грамотности молодежи авторами статьи было проведено социологическое исследование методом анкетного опроса тюменских старшеклассников и абитуриентов вузов.
Исследование проводилось в периоды подготовки молодых людей к поступлению в ТИУ и ТюмГУ в 2018-2019 гг. в два этапа. Выборка включала учащихся школ и поступающих на гуманитарные и технические направления обучения вузов (N = 129). В числе поставленных задач решались следующие: определение общего представления о медийно-информационном пространстве; выявление умений осознавать свои информационные потребности, находить и систематизировать информацию; анализировать и оценивать ее на достоверность; а также навыки молодых людей в области создания и продвижения собственной медиапродукции.
В рамках первой задачи исследования, связанной с определением понимания базовых понятий «информационное пространство», «медиа», «современное медиапространство»,«медиатекст», «медиапродукт» и др. было зафиксировано отсутствие у респондентов четкого понимания того, что такое «медиа» и «медиатекст». Как следствие, из-за размытого понимания термина «медиа» участники опроса отнесли к медиатекстам только продукты СМИ и СМК (например, посты в Интернете), а вот такие виды медиатекста, как рисунки на стенах или асфальте, картины в галереях и на выставках, а также другой контент отметили немногие (около 7%).
Интересно, что аналогичные результаты получены исследователями МПГУ, проводившими экспериментальное тестирование школьников 1316 лет, победителей и лауреатов Всероссийской олимпиады по цифровой экономике [4]. Хотя, казалось бы, уровень владения знаниями участников конкурса общероссийского уровня должен быть гораздо выше.
Несмотря на то, что большинство участников исследований склонны ассоциировать термины «информация» и «медиа», возникшие затруднения при определении характера взаимосвязи этих двух понятий подтверждают выявленный дефицит требуемых знаний у подростков. Так, участвующим в нашем опросе было предложено с помощью понятных формулировок «родные братья/сестры», «близнецы», «дальние родственники», «друзья», «знакомые» выбрать один из пяти вариантов ответа на вопрос «Как тесно связаны между собой понятия «информация» и «медиа»?» Только 25,6% респондентов отметили наличие тесной взаимосвязи («близнецы») терминов «медиа» и «информация», ответы остальных характеризовались неопределенностью.
В то же время хорошо понимаемым для «цифровых» молодых людей оказался термин «коммуникация», 78,1% участников опроса дали правильные ответы. А вот вопрос «Какие виды грамотности Вам известны?» вызвал большие затруднения. Так, 39,1% респондентов не смогли указать ни одного правильного ответа, около половины называли «информационную», «цифровую», «интернет-грамотность» и лишь 4,9% «медийно-информационную». Что касается результатов аналогичных исследований уважаемых московских коллег, то, хотя они получили больше положительных ответов на подобный вопрос, число осведомленных о видах грамотности оказалось меньше половины всех ответивших [5].Таким образом, полученные данные, связанные с первой задачей исследования, указывают на отсутствие четкого представления у подростков о сущности понятий «медиа» и «информация».
В ходе решения следующей задачи исследования по выявлению умений подростков осознавать свои потребности в процессе поиска информации проявилось отсутствие осознанности у большинства. В частности, при анализе ответов на вопрос «Как часто задаете себе вопрос «С какой целью я ищу эту информацию?» выяснилось, что только четверть участников опроса думали об этом. При этом 39,2% ответивших продемонстрировали хорошее понимание того, каким образом находить нужные сведения, проявляя умения фильтрации информации в Интернете и отмечая важность определения надежности источника.
В целом результаты опроса выявили существенные пробелы в теоретических знаниях в области медийно-информационной грамотности. Ни один из опрошенных не продемонстрировал навыки систематизации информации.
На вопрос «Какие разновидности информации Вам известны?» лишь меньшей части респондентов (43,8%) удалось вспомнить такие категории, как «достоверная/недостоверная», «общественная», «общедоступная», «актуальная/неактуальная» и др., а 5,9% опрошенных указали на устную и письменную формы информации.
Полученные результаты подтверждают аналогичные выводы других исследователей [2, 4, 5, 9], свидетельствуя о недостаточном понимании подростками важности осознанного подхода к поиску информации. Из-за отсутствия требуемых знаний и умений, а также, вероятно, из-за нежелания молодых людей тратить усилия и время на освоение навыков осознанного подхода к поиску сведений, им приходится действовать часто вслепую, что чревато негативными последствиями.
Характерным для представителей молодого поколения является выбор способов получения нужной информации. Ответы на вопрос «Какие варианты способов получения информации предпочтительны для Вас?» свидетельствуют о приоритетах в их выборе. Так, подавляющее большинство респондентов выбрали общение и чтение в качестве предпочитаемых для получения информации (97,4% и 89,1% соответственно). Многие также отдавали предпочтение просмотру фильмов в поисках ответов на жизненно важные вопросы (84,8%). Более трети подростков пытались найти нужную информацию через обдумывание, более половины из опрошенных (63,7%) прослушивали музыку или смотрели видео (54,2%).
Что касается каналов получения информации, то респонденты воспринимают их различия скорее интуитивно, не имея четкости в критериях отбора источников. Так, например, треть молодых людей отмечали, что если блогер зарегистрирован в реестре, то он относится к СМИ и ему можно доверять, поскольку СМИ должны публиковать достоверную информацию.
Таким образом, понятие о достоверности/недостоверности информации в целом знакомо молодым людям, однако возникают затруднения в выборе эффективных подходов к получению достоверных сведений. Большинство респондентов занимаются поиском информации неосознанно, часто не отдавая себе отчет, с какой целью они ведут поиск и каковы критерии качества источников.
В процессе решения третьей задачи, связанной с выявлением навыков анализа и оценки получаемой информации, проявились характерные признаки, свидетельствующие о наличии некоторых навыков критического мышления у подростков. При ответах на вопросы провокационного характера подавляющее большинство молодых людей сделали бы попытку проверить источник информации (97,2%). Полученные нами данные опроса перекликаются с результатами экспериментального тестирования школьников, упомянутого выше [5].
Вместе с тем, как подтверждается исследованиями, уровень критического мышления у подростков весьма невысок, поэтому нередко возникают вопросы с оценкой полученных сведений. Понимая важность достоверности информации, молодые люди имеют смутное представление о том, каким образом оценивать полученные данные и определять их качественные характеристики.
Так, например, каждый пятый подросток полагает, что уровень достоверности зависит от объема аудитории, каждый четвертый проявляет уверенность в достоверности данных, публикуемых СМИ, при этом большинство не могут установить различия в понятиях «достоверность», «надежность» и «точность». А вот значение термина «информационная гигиена» более половины трактуют верно. Гораздо меньшее число опрошенных в состоянии назвать примеры попыток манипулирования со стороны информационных акторов. При этом лишь каждому третьему удается распознать рекламу в процессе анализа постов в социальных сетях.
Таким образом, молодые люди в массе своей понимают, что любая информация требует анализа и оценки на достоверность и что важно уметь за-
щищаться от рисков, которые усиливаются в информационном мире. Однако большинство подростков мало понимают, как проверять источники информации на достоверность и как идентифицировать медиатексты. Кроме того, у них смутные представления о признаках манипулирования, что свидетельствует, в частности, о неразвитости критического мышления. Важно подчеркнуть, что критическое мышление является одной из приоритетных компетенций субъекта в современном мире, поэтому это качество личности необходимо развивать с раннего возраста [8].
В ответах на вопросы четвертой задачи, связанной с умением создавать и продвигать свои медиапродукты, участники исследования проявили понимание принципов продвижения контента в Интернете в целом. Так, например, все без исключения знают, что для продвижения видео применяются теги, чуть меньше указывают на название в соответствии с поисковым запросом, еще меньше (62,5%) отмечают роль ключевых слов, почти столько же привлекательную заставку. А вот различия в действиях по продвижению контента в сети и привлечению аудитории понимают, видимо, лишь немногие (7,1%), что также свидетельствует о пробелах в знаниях большинства участников опроса.
Следует отметить также, что молодые люди слабо ориентируются в особенностях инструментария продвижения контента в разных социальных сетях, полагая нередко, что одна и та же публикация имеет универсальное применение. При этом немногим известно, каким образом размещать публикацию на разных площадках и как их выбирать. Также лишь малая часть респондентов понимает, что для достижения эффективности лучше всего работает уникальный контент, при этом умение придать уникальные свойства отсутствует у большинства (83,6%), а как контент сделать привлекательным для целевой аудитории знают лишь немногие (8,6%).
Итак, молодые люди представляют в целом, как создается медиапро-дукт, но умения его разрабатывать у них недостаточно развиты. Кроме того, большинство опрошенных мало осведомлены об особенностях продвижения информации в сети, что, впрочем, неудивительно.
Как показывает практика, вопросам медиаграмотности в отечественных школах уделяется крайне мало внимания, если уделяется вообще, судя по результатам исследований. Даже в случае, если такие дисциплины включаются в учебные планы школ, проблемы медиаобразования школьников в масштабах всей страны вряд ли возможно разрешить в ближайшее время по многим причинам, в том числе из-за дефицита квалифицированных кадров.
Выводы. Итак, проведенное исследование позволило выявить основные проблемные области в сфере медиа-информационной грамотности «цифровой молодежи». Поставленные перед исследователями задачи охватывают комплекс базовых параметров медиа-информационной грамотности. Результаты проведенного опроса свидетельствуют о наличии существенных пробелов в теории и практике медиа-информационной грамотности большинства молодых людей. Это ограничивает их возможности в направлении снижения рисков со стороны информационной среды и повышения эффективности действий как в реальном, так и в виртуальном пространствах. Почти полное отсутствие навыков по структурированию, анализу и оценке информации может свидетельствовать о весьма низком уровне критического мышления подавляющего числа молодежи, и, как следствие, недостаточно высокого уровня в области медиа-информационной грамотности. Являясь основой для формирования медиа-информационной грамотности, критическое мышление необходимо для каждого современного человека, особенно для молодых людей в процессе их личностного и профессионального самоопределения. Кроме того, в условиях информационного общества молодые люди нуждаются в развитии навыков по созданию и продвижению медиапродуктов, что весьма важно для повышения уровня их медиа-информационной грамотности.
Как свидетельствуют результаты исследований, весьма актуальным в развитии медиа-информационной грамотности молодежи является ликвидация пробелов в области права. На сегодня представления молодых людей о незаконности действий в Интернете весьма смутные, в частности, в ситуации публикации их собственного контента в сети.
Выявленные проблемы актуализируются в условиях трансформации социально-экономических процессов современного общества и требуют незамедлительного решения на фоне растущих информационных и иных угроз в современном глобальном мире. Решение вопросов в области медиа-информационной грамотности в масштабах России является весьма сложным процессом, требуя значительных ресурсов (временных, моральных, материальных). Данная проблема заслуживает отдельного обсуждения и предполагает проведение более глубоких исследований в нашей стране. Однако, как показывает опыт отечественных и зарубежных специалистов [5, 8, 10], восполнить недостаток имеющихся знаний и навыков возможно и достаточно эффективно, обучая молодых людей основам медиа-информационной грамотности с применением программ дополнительного образования.
Литература
1. Антипина Н.Л. Общественная среда как фактор модернизации России. В сборнике: Нефть и газ Западной Сибири. Мат. международ. научно-технической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения Косухина А.Н. Тюмень. 2015. С. 14-19.
2. Возчиков В.А., Арутюнян А.Ю., Манузина Е.Б., Немирич А.А. Медиаграмот-ность в педагогической интерпретации. Медиаобразование. 2014. № 2. С. 56-67.
3. Добродей Н.Ю., Берген О.В., Мрочко О.Г. Информационная, медийная и компьютерная грамотность учащейся молодежи как условие интерактивного обучения (опыт социологического исследования). Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2018. № 4 (20). С. 103-110.[Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-mediynaya-i-kompyuternaya-gramotnost-uchascheysya-molodezhi-kak-uslovie-interaktivnogo-obucheniya-opyt (дата обращения: 16.06.2020).
4. В РАО обсудили медиаграмотность «цифровой молодежи». Материалы круглого стола на тему «Инновационные направления медиаобразова-ния в контексте формирования медиаграмотности «цифровой молодежи». [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vogazeta.rU/articles/2019/9/18/ bigdata/9443-v_rao_obsudili_mediagramotnost_tsifrovoy_molodezhi (дата обращения: 12.03.2020).
5. Жилавская И.В., Рахманина К.П. Опыт тестирования школьников по уровню медийно-информационной грамотности. «Медиа. Информация. Коммуникация» (MIC)®. 2019. № 30. С. 14-23 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://mic.org.ru/30-nomer-2019/751-opyt-testirovaniya-shkolnikov-po-urovnyu-medijno-informatsionnoj-gramotnosti (дата обращения: 12.03.2020).
6. Приказ об утверждении плана деятельности Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 30 января 2019 года № 22 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/ 560474271 (дата обращения: 12.03.2020).
7. Подросток в социальной сети: норма жизни - или сигнал опасности? [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://wciom.ru/index.php?id=236& uid=9587 (дата обращения: 11.02.2020).
8. Тренинг на тему «Медиаграмотность и критическое мышление» для молодых людей прошел в Бессарабке.Молодежный новостной интернет-портал Бессарабского района[Электронный ресурс] Режим доступа:http://feedback. md/тренинг-на-тему-медимаграмотность-и-к/ (дата обращения: 12.03.2020).
9. Федоров А.В. Технология развития медиакомпетентности и критического творческого мышления в процессе медиаобразования студентов: общие подходы. Alma mater. Вестник высшей школы. 2009. № 7. С. 34-44.
10. Kubey, R. Media Education: Portraits of an Evolving Field // Kubey R. (Ed.) Media Literacy in the Information Age. - New Brunswick (U.S.A.) and London (UK): Transactions Publishers, 1997, рp. 1-14.
11. Palfrey J. Gasser U. Born Digital: Understanding the first generation of digital natives. New York: Basic Books, 2008. 375 p.
12. Howe N., Strauss W. The Fourth Turning: An American Prophecy. New York: Broadway Books, 1996. 382 p.
13. Media Literacy and New Humanism, [Электронныйресурс] Режимдоступа: http://iite.unesco.org/pics/publications/en/files/3214678.pdf (дата обращения: 12.03.2020).
References
1. Antipina N.L. The public environment as a factor in modernizing Russia. Neft' i gaz Zapadnoj Sibiri. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-tehnicheskoj konfer-encii. Social'no-gumanitarnye aspekty modernizacii Rossii.TjumGNGU.[Oil and gas in Western Siberia. Proceedings of an international scientific and technical conference. Social and humanitarian aspects of modernization of Russia]. TSOGU. Tyumen, 2015, T. 6, pp. 14-19 (in Russian).
2. Vozchikov V.A., Arutyunyan A.Yu., Manuzina E.B., Nemirich A.A. Media literacy in pedagogical interpretation.Mediaobrazovanie[Media education], 2014, No 2, pp. 56-67 (in Russian).
3. Dobrodej N. Ju., Bergen O.V, Mrochko O.G. Information, media and computer literacy of students as a condition for interactive learning (experience in a sociological study). Jekonomicheskie i social'no-gumanitarnye issledovanija [Economic and socio-humanitarian research], 2018, No. 4 (20), pp. 103-110 [Electronic resource] Available at:http://mic.org.ru/30-nomer-2019/751-opyt-testirovaniya-shkolnikov-po-urovnyu-medijno-informatsionnoj-gramotnosti (date accessed: 16.06.2020).
4. In RAO they discussed the media literacy of "digital youth". Materialy kruglogo stola na temu «Innovacionnye napravlenija mediaobrazovanija v kontekste formirovanija mediagramotnosti «cifrovoj molodezhi» [Materials of the round table on the topic "Innovative directions of media education in the context of the formation of media literacy of" digital youth "] [Electronic resource] Available athttps://vogazeta.ru/articles/2019/9/18/bigdata/9443-v_rao_obsudili_ mediagramotnost_tsifrovoy_molodezhi (date accessed: 16.06.2020).
5. Zhilavskaya I.V, Rachmanina K.P. Testing experience for schoolchildren in terms of media and information literacy. "Media. Information. Communication" (MIC) ©["Media. Information. Communication "(MIC) ®][Electronic resource]Avail-able at: http://mic.org.ru/30-nomer-2019/751-opyt-testirovaniya-shkolnikov-po-urovnyu-medijno-informatsionnoj-gramotnosti2019, No. 30, pp.14-23) (date accessed: 16.06.2020).
6. Order on approval of the activity plan of the Ministry of Digital Development, Telecommunications and Mass Media of the Russian Federation No. 22 dated January 30, 2019 [Electronic resource]Available at: http://docs.cntd.ru/docu-ment/560474271 (date accessed: 16.06.2020).
7. Teen in a social network: the norm of life - or a danger signal?Available at: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9587 (date accessed: 16.06.2020).
8. A training on "Media Literacy and Critical Thinking" for young people was held in Bessarabka. Molodezhnyj novostnoj internet-portal Bessarabskogo rajona [Youth News Internet Portal of Bessarabsky District] [Electronic resource] Available at: http://feedback.md/TpeHHHr-Ha-TeMy-MeflHMarpaMOTHOCTB-H-K/ (date accessed: 16.06.2020).
9. Fedorov A.V. Technology for the development of media competence and critical creative thinking in the process of students' media education: general approaches. Alma mater. Bulletin of higher education [Alma mater. Bulletin of higher education] 2009, No 7, pp. 34-44 (in Russian).
10. Kubey, R. Media Education: Portraits of an Evolving Field. Media Literacy in the Information Age [Media Literacy in the Information Age] Kubey R. (Ed.) New Brunswick (U.S.A.) and London (UK): Transactions Publishers, 1997, pp. 1-14.
11. Palfrey J. Gasser U. Born Digital: Understanding the first generation of digital natives. New York: Basic Books, 2008. 375 p.
12. Howe N., Strauss W. The Fourth Turning: An American Prophecy. New York: Broadway Books, 1996. 382 p.
13. Media Literacy and New Humanism. Media Literacy and New Humanism [Electronicresource] Available at http://iite.unesco.org/pics/publications/en/ files/3214678.pdf (date accessed: 16.06.2020).