Научная статья на тему 'МЕДИЙНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК КЛЮЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ'

МЕДИЙНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК КЛЮЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕДИАТЕКСТ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / МЕДИЙНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбунова Наталья Владимировна, Бойко Игорь

В статье рассматривается медийная и информационная грамотность педагога вуза как ключевая компетенция. Важным признаётся обязательность междисциплинарного подхода при формировании медийно-информационной грамотности. Информационно-коммуникационные технологии признаются ведущими при формировании современных компетенций педагога. Акцентируется внимание на основных проблемах в вузовском образовательном пространстве с позиций медийно-информационной грамотности. В работе обобщены результаты актуальных научных исследований и проанализированы теоретические вопросы в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбунова Наталья Владимировна, Бойко Игорь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA AND INFORMATION LITERACY AS A KEY COMPETENCE OF A MODERN TEACHER OF A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

The article considers media and information literacy of a university teacher as a key competence. The necessity of an interdisciplinary approach in the formation of media and information literacy is recognized as important. Information and communication technologies are recognized as leading in the formation of modern teacher competencies. Attention is focused on the main problems in the university educational space from the standpoint of media and information literacy. The paper summarizes the results of current scientific research and analyzes theoretical issues in this area.

Текст научной работы на тему «МЕДИЙНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК КЛЮЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ»

создающиеся и периодически совершенствующиеся спортивный инвентарь, оборудование, экипировку. Под духовными же ценностями подразумеваются любая приходящая к нам интеллектуальная информация; традиции, задающие идеалы; нормы морали, регулирующие поведение; изучение и созерцание произведений искусства; разнообразные виды спорта.

Движение - интенсивная деятельность и одна из основных составляющих биологического состояния организма, к которому относятся органы и системы, ткани, клетки. В течение эволюции они развивались и совершенствовались благодаря здоровому образу жизни, а потому сейчас нуждаются в постоянном его продолжении для поддержания функциональных возможностей. Злободневность в современном мире этой необходимости возрастает в связи с сокращением двигательной активности. Другими словами, отсутствие движения и слабый двигательный фон представляют опасность для человечества, поскольку нарушается баланс между физической и умственной нагрузками. По этой причине существует потребность в культуре движения как основы жизнедеятельности людей, а именно - в разработке совокупности знаний относительно эффективного ее применения в новых, постоянно меняющихся условиях современности. На подобных знаниях, личном отношении к ним человека, желании их реализации базируется цивилизованная физическая культура, содействующая правильному развитию детского организма, развивающая физические способности, оптимизирующая психическую и физическую устойчивость, обеспечивающая феноменальную работоспособность на протяжении человеческой жизни.

Физкультура и спорт считаются одной из передовых составляющих общей культуры, впитавших бесценный многовековой опыт использования, освоения, развития заложенных природой психических и физических задатков способностей индивида, его духовных, моральных и этических начал. Физическая культура и спорт - сферы реализации социальной активности граждан страны. Являясь формой отражения моральной и политической структуры государства, они демонстрируют реальное состояние современного общества.

Показателями качества физической культуры, спорта в государстве можно назвать:

- глобальную пропаганду и участие в ней СМИ;

- уровень здоровья населения и развития его физических способностей;

- степень общедоступности в воспитательной и образовательной сфере;

- наличие выдающихся спортивных достижений;

- массовость;

- факт присутствия и степень квалификации профессиональных кадров;

- развитость системы физического воспитания.

Следовательно, все сказанное непосредственно свидетельствует о том, что на современном этапе физкультура и спорт фактически представляют самостоятельный социальный и культурный феномен общества.

Литература:

1. Бальсевич, В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе = Sports Vector of Physical education at Russian School: [монография] / В.К. Бальсевич. - Москва: Теория и практика физической культуры и спорта, 2006. - 111 с.

2. Голощапов, Б.Р. История физической культуры и спорта. Уч. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Б.Р. Голощапов. - М.: ИЦ "Академия", 2001. - 312 с.

3. Давиденко, Д.А. Социально-педагогические основы деятельности тренера [монография] / Д.А. Давиденко, Т.В. Михайлова. - М.: Физическая культура, 2009. - 288 с.

4. Твой олимпийский учебник: учебное пособие для учреждений образования России / [авторский коллектив: В.С. Родиченко (рук.) и др.]; Олимпийский комитет России. - 19-е изд., перераб. и доп. - Москва: Физкультура и Спорт, 2008. - 142 с.

5. Туманян, Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование: учебное пособие: для студентов высших учебных заведений / Г.С. Туманян. - 2-е изд., стер. - Москва: Академия, 2008. - 332 с.

6. Федеральный Закон № 329-Ф3 от 2007 г. «О физической культуре и спорте».

7. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: ИЦ «Академия», 2003. - 480 с.

Педагогика

УДК 371

доктор педагогических наук, профессор, профессор РАО Горбунова Наталья Владимировна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта); аспирант Бойко Игорь

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

МЕДИЙНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК КЛЮЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ СОВРЕМЕННОГО

ПЕДАГОГА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается медийная и информационная грамотность педагога вуза как ключевая компетенция. Важным признаётся обязательность междисциплинарного подхода при формировании медийно-информационной грамотности. Информационно-коммуникационные технологии признаются ведущими при формировании современных компетенций педагога. Акцентируется внимание на основных проблемах в вузовском образовательном пространстве с позиций медийно-информационной грамотности. В работе обобщены результаты актуальных научных исследований и проанализированы теоретические вопросы в этой области.

Ключевые слова: высшее учебное заведение, медиакомпетентность, медиатекст, информационная грамотность, медийная грамотность.

Annotation. The article considers media and information literacy of a university teacher as a key competence. The necessity of an interdisciplinary approach in the formation of media and information literacy is recognized as important. Information and

communication technologies are recognized as leading in the formation of modern teacher competencies. Attention is focused on the main problems in the university educational space from the standpoint of media and information literacy. The paper summarizes the results of current scientific research and analyzes theoretical issues in this area.

Key words: higher education institution, media competence, media text, information literacy, media literacy.

Введение. Профессиональная медийно-информационная грамотность, ИКТ-компетентность - современные тренды российского и зарубежного образования, а также новые квалификационные требования к современному педагогу высшего учебного заведения. Профессиональные требования к квалификации педагога вуза предполагают знания и умения в сфере получения, понимания, оценки, адаптации, генерирования, хранения и представления информации.

Медийная грамотность предполагает свободное использование информации из разного типа медиа: средств массовой информации, сети интернет, фото, книги, радио, кино, телевидение и т.п. При этом критически важным становится способность аналитического подхода к медиа-среде, возможность воспринимать и выражать себя через средства медиа. Способность грамотно интерпретировать и адекватно применять различные медиа-контенты в профессиональной деятельности являются обязательным условием успешной работы современного педагога высшей школы.

Изложение основного материала статьи. Новые технологии в наши дни всё более интегрируются в систему традиционного образования. Как одну из основных проблем современности, исследователи признают «цифровой разрыв» в обществе, характеризующийся новым, цифровым типом неравенства. Повышение общей культуры медийного контента и коммуникации нового типа, скорейшее включение в этот процесс педагогов видится как источник трансформации и оптимизации новой ценностно-ориентированной информации, которую необходимо активно формировать педагогам.

Сегодня, как никогда, актуальными становятся проблемы исследования механизмов формирования медиаграмотности, вопросы изучения потенциала медиаобразования. В этом заключается актуальность и новизна настоящей работы. Само обращение к теме медийно-информационной грамотности является актуальным в силу масштабности, скорости и расширения сфер охвата, масштабов внедрения этого относительно нового явления.

В наши дни термины и понятия, связанные с областью медиакомпетентности и её компонентов, активно осмысливаются. В частности, в работе С.И. Симаковой и И.В. Топчий масс-медиа рассматриваются как ресурс повышения уровня медиакомпетентности потребителя массовой информации [12]. Предметом современных исследований становятся даже такие вопросы, как профилактика кибербуллинга в образовательной среде (работа М.А. Николаевой и А.Е. Авдюковой) в связи с возрастающим влиянием цифровых ресурсов на социальную жизнь человека [11]. А.А. Немирич рассматривает новое понятие «медиаменталитет» и пути его становления через российское медиаобразование [10]. Е.В. Мурюкина анализирует преемственность идей медиапедагогики в современном образовательном пространстве [9]. По-прежнему актуальными остаются вопросы трансформации вузовской электронной информационной образовательной среды; цифровая культура как фактор формирования и развития такой среды рассматривается в работе М.В. Маслаковой [8]. Медиакомпетентность как приоритетный вектор развития педагогического образования в России является предметом исследования в трудах А.В. Люликовой [6; 7], при этом медийно-информационная грамотность признаётся необходимым компонентом в процессе профессиональной подготовки педагогов. Большинство исследователей сходятся во мнении о неизбежности трансформации системы подготовки педагогического сообщества с учетом педагогического потенциала медиаобразования (Т.А. Брусник, М.Г. Сергеева [1]), проблем интеграции информационной и медиаграмотности (Н.И. Гендина [2]), в том числе с учетом инициатив ЮНЕСКО (Н.И. Гендина [3]). Общие тенденции обучения в процессе глобализации высшего образования освещает В.Ю. Крянев [5]; проблемы цифровой трансформации образовательных учреждений - В.В. Каменева [4].

Известно, что СМИ обладают большим потенциалом для формирования медиакомпетентности и диктуют потребность их системного изучения как источника медиаобразовательного контента. С.А. Шеркунов, В.Б. Рыжов анализируют новую парадигму и современные образовательные российские и зарубежные тренды, представляя модель среднего и высшего образования, которая в соответствии с новой образовательной парадигмой основывается на принципах «открытости, всеобъемлемости и инклюзивности, инновационности, устойчивого развития» [13]. Авторами предложены SMART-университеты как инновационные структуры реализации новой образовательной парадигмы. И.Б. Шеина освещает актуальные проблемы изучения современного медиа-образования [14]. Коллектив авторов (Н.П. Шитякова, И.В. Верховых, И.В. Забродина, Ю.В. Гольцева) поднимают проблему формирования личностного самоопределения в условиях виртуальной социализирующей среды [15]. В целом современные исследования ориентированы на компоненты медиакомпетентности, механизмы и уровни ее формирования.

Термин «медийно-информационная грамотность» приобрел популярность в последнее десятилетия. В век интернета, электронной почты и смартфонов этот термин предполагает набор навыков, необходимых для доступа, обработки и понимания информации. Для специалистов в области образования становится необходимым (и уже обязательным) адекватное понимание и применение основных принципов новой цифровой культуры. Важны и компетенции передачи этих знаний. Современный педагог должен обладать глубокими знаниями и навыками в области медийной и информационной грамотности. Цифровые компетенции отражают возможность и готовность использования цифровых технологий обществом в целом.

Концепция медийной и информационной грамотности становится широко принятой специалистами различных областей. В последнее десятилетие эта концепция приобретает все большую популярность по мере увеличения спроса на достоверную информацию и коммуникативные навыки.

Согласно ЮНЕСКО, наиболее распространенным определением медиаграмотности является «способность приобретать, использовать, создавать и понимать цифровые и мультимодальные инструменты, системы и платформы»[1]. По сути, это означает, что каждый человек, который использует или интересуется использованием компьютера, должен быть знаком с понятиями медийной и информационной грамотности. Современный преподаватель высшей школы должен обладать такой грамотностью, чтобы свободно общаться со студентами и готовить учебно-методические, научно-исследовательские материалы, грамотно и эффективно обучать студентов и быть востребованным специалистом на рынке труда.

В ХХ веке роль коммуникаций в мире росла в геометрической прогрессии. Это привело к развитию востребованности информационной и медийной грамотности, которые в настоящее время считаются важными навыками для всех. Без цифровых и информационных компетенций сегодня невозможно представить свою точку зрения публике, невозможно осуществить эффективное распространение информации среди широкой общественности. В результате медийно-информационная грамотность помогает формировать общественное мнение и коммуникативные тенденции в повседневной жизни.

Коммуникация в настоящее время широко распространена и изменила тип мышления и качество взаимодействия друг с другом. Теперь у людей есть доступ к большому количеству информации, чем когда-либо прежде, что привело к росту

креативности. Но из-за обилия информации возникает резонный вопрос достоверности и доверия. Медийная и информационная грамотность позволяет людям интерпретировать различные источники информации и создавать значимые медиа-продукты, такие, например, как телевизионные программы или веб-сайты. Без этих навыков ни у кого не было бы доступа к надежной информации или творческому самовыражению.

Современный педагог высшего учебного заведения должен эффективно и быстро анализировать значительный объём информации, критически оценивать её и выбрать нужную из общего потока. Это значит, что для того, чтобы быть успешным в современном информационном обществе, необходимо обладать новыми видами компетенций. Одна из них -«грамотность» в широком смысле слова, которая дополняется различными определениями, например:

- «компьютерная»;

- «цифровая»;

- «технологическая»;

- «медийная»;

- «информационная».

Сегодня активно разрабатываются новые стратегии и технологии, появляются специфические понятия и термины (например, «кибербуллинг», «цифровое поколение», «цифровое общество», «информационная гигиена», «экология медиапространства», «медиадеятельность», «медиапространство», «медиааудитория», «медиакратия», «медиапотребитель» и т.п.): «В условиях тотальной медиакратии и усиливающегося манипулятивного давления на медиапотребителя со стороны средств массовой коммуникации (фейковые новости, вбросы и т.п.), а также при слабой развитости системы непрофессионального массового медиаобразования вопрос о стихийном формировании медиакомпетентности аудитории самими масс-медиа становится особенно острым и злободневным» [12]. В науке еще только начинает складываться терминологический аппарат относительно этих новых явлений. Ведь медиа-сфера постоянно модернизируется, расширяются сферы и методы её применения. Глобализация - характерное явление для медиа-пространства с характерным для неё широким спектром сетевых взаимодействий. Современная молодежь является медиааудиторией нового типа, с которой необходима коммуникация нового типа. Медийно-информационная грамотность становится здесь ключевой компетентностью.

Способность эффективно использовать информацию является фундаментальным навыком. В наше время это особенно важно. Существует бесчисленное множество онлайн-ресурсов, которые могут дополнить традиционные методы обучения. Например, многие вузы предлагают онлайн-курсы, которые дополняют их основные образовательные программы. Снижение числа читателей и более широкое использование интернета и других цифровых средств массовой информации, таких как смартфоны, планшеты и электронные книги, побудили многих усомниться в актуальности традиционных печатных носителей для современного общества. В связи с этим предполагается, что педагог должен быть знаком с цифровыми и социальными сетями, чтобы он мог эффективно общаться с обучающимися как в образовательном пространстве, так и в бытовом плане. Кроме того, считается, что теперь преподаватели должны быть хорошо осведомлены о новых технологиях и о том, как они влияют на повседневную жизнь.

Медийная и информационная грамотность в условиях глобальной информатизации являются ключевыми навыками, необходимыми для педагогической работы в вузе. Сегодня в медиаобразовании выделяют различные теории (цит. по: [1]), например:

- протекционистская (инъекционная, защитная, прививочная);

- этическая;

- медиаобразование как развитие критического мышления;

- идеологическая;

- экологическая;

- медиаобразование как источник удовлетворения потребностей аудитории;

- практическая;

- культурологическая;

- эстетическая (художественная);

- семиотическая;

- социокультурная.

Медиаобразование в педагогической сфере все больше становится актуальным и доступным. Каждый должен обладать навыками медийно-информационной грамотности, так как он ежедневно пользуется цифровыми средствами получения информации. Поэтому каждый педагог должен быть хорошо образован в области медийной и информационной грамотности. К ним относятся печатные, электронные и цифровые средства массовой информации, такие как газеты, книги, журналы, социальные сети, образовательные материалы, базы данных и интернет. Другие источники информации включают устные средства массовой информации, такие как выступления, занятия, лекции и беседы. Все они становятся важны в использовании интегрированного пространства знаний.

Роль медийно-информационной грамотности в современном высшем учебном заведении постоянно востребована. Время не стоит на месте и требования к педагогам высшей школы растут вместе с ним. Новые навыки в этой сфере помогают получать доступ к информации и создавать новый качественный контент. Эти новые знания используются, конечно, по-разному, в зависимости от уровня медийно-информационной грамотности, как отдельной личности, так и общества. Такого рода грамотность еще только складывается в нашем обществе, нет пока чётких граней, устоявшихся понятий и определений; постепенно формируются навыки для организации медиа-источников и доступа к ним. Люди не могут быть информированы, не имея доступа к информации и ее созданию. Навыки медийной и информационной грамотности необходимы на протяжении всей жизни, как самим педагогам, так и обучающимся.

Медийная и информационная грамотность известна как новая грамотность, которая стала необходимой в современном мире, ориентированном на информацию. Эти два термина получили все большее распространение в последние годы, поскольку преподаватели и обучающиеся стали более осознанно относиться к информации, которую они потребляют, и к тому, как они общаются друг с другом. Кроме того, эти новые компетенции приобретают все большее значение в образовании, повседневной жизни, а также и в области современной трактовки понятия и его содержательного наполнения.

Медийная и информационная грамотность необходима не только в развлечениях, социальных сетях и онлайн-исследованиях, но также в общении, образовании, управлении и других сферах. Эти новые навыки грамотности помогают людям справляться с повседневными жизненными задачами. Людям, не обладающим этими навыками, трудно эффективно выражать свои мысли, что может быть результатом отсутствия медийной и информационной грамотности. Сегодня важны компетенции, необходимые для получения, осмысления, адаптации и генерирования контента: «Интенсивное развитие цифровых технологий радикально меняет процесс и формат высшего образования, что является серьезным вызовом - как по содержанию образовательного процесса, так и по его организации. Это обусловлено тем, что цифровизация экономики

требует от специалистов высокого уровня цифровой грамотности, совершенно иных компетенций, отличных от тех, которые формируются при традиционном формате обучения» [4].

Несмотря на растущее количество разнообразных проектов и инициатив в цифровой области, она все еще остается относительно новым концептом для образовательной политики. Большинство педагогов всё ещё находятся в рамках общепользовательского компонента информационно-коммуникационных технологий, не используя все их возможности. В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что умению работать с информацией, осуществлять коммуникации необходимо обучать, в том числе самих педагогов. Сегодня остро необходимы программы обучения педагогов в системе дополнительного профессионального образования (программы курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки).

Определённым образом подготовленные преподаватели нового цифрового общества смогут:

- понимать медиаинформацию;

- оценивать влияние медиаинформации;

- получать медиаинформацию;

- распространять медиаинформацию;

- создавать цифровой контент;

- поддерживать совместное формирование контента;

- поддерживать публичный дискурс;

- осуществлять многоступенчатое самообразование на протяжении всей жизни;

- анализировать и мыслить критически;

- применять возможности медиа для самовыражения и творчества;

- использовать медиа с соблюдением мер безопасности и этических норм;

- участвовать в формировании глобальной информационной сети.

Таким образом, цифровая грамотность определяется следующими умениями: находить информацию и оценивать её качество, достоверность и ценность; применять полученную информацию для непрерывного обучения в течение всей жизни; осваивать новый цифровой инструментарий; анализировать проблему и находить цифровые инструменты и форматы для её решения, настраивать под себя и совмещать друг с другом различные цифровые инструменты; обеспечивать защиту информации. Важнейшей компетентностностью сегодня становится умение осваивать принципы медийной и информационной этики с учетом международных стандартов.

Столкновение с онлайн-рисками сегодня также являются новой, достаточно слабо изученной стороной массовой цифровизации, в том числе в теории и практике профессионального образования. Возникает необходимость в грамотной, эффективной работе в новом для педагогов вуза медиапространстве. Новое образование должно принять вызов цифровой эпохи и решить непростую задачу обучения анализу современного контента, медиатекстов, их поиска и осмысления, в том числе с точки зрения механизма и правовых последствий их влияния.

В целом медийно-информационной грамотностью предлагаем считать комплекс характеристик, позволяющих выполнять качественную «выборку» информации, оценивать её достоверность и качество, а также использовать цифровой контент с учётом правовых и этических норм.

В перспективе необходимо не только научное осмысление, но и большая практико-ориентированная и учебно-методическая работа по обеспечению учебниками, учебно-методическими пособиями, рекомендациями, направленными на интеграцию новой грамотности в педагогическое образование, разработка критериев качества медиаобразования. От него теперь зависит определенная свобода коммуницирования. На первый план выходят вопросы нового формата обучения и передачи знаний. Особенно ясно эти тенденции проявились в период дистанционного или смешанного форматов обучения (которые продолжаются и сейчас). Стали очень важны новые формы общения, понятные молодежи. Современная цифровая образовательная среда создает условия для становления нового конкурентоспособного педагога.

Выводы. Таким образом, медиаобразование сегодня является особой областью, где уже утеряна монополия на знания, которые не просто передаются педагогом, а направляются необходимыми ориентирами. Профессиональная подготовка педагога связана с формированием у него не только элементарного представления об информационной культуре, но и определяется уровнем его способности применять информационно-коммуникационные компетенции. Информационная грамотность проявляется в том, чтобы уметь критично относиться к предлагаемым информационным продуктам, их содержанию и рационально использовать новый контент для образовательных задач.

Основными характеристикам педагога, обладающего медийно-информационной грамотностью можно признать:

- владение собственно технологиями;

- навыки работы со всеми видами и типами информационных ресурсов;

- критический подход к контенту;

- адекватная интерпретация информации.

Литература:

1. Брусник, Т.А. Педагогический потенциал медиаобразования при подготовке современного специалиста / Т.А. Брусник, М.Г. Сергеева // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 65-4. - С. 74-77

2. Гендина, Н.И. Проблема интеграции информационной и медиаграмотности: Международный опыт и российские реалии / Н.И. Гендина // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2012. - № 19-1. -С. 54-71

3. Гендина, Н.И. Формирование информационной и медиаграмотности в условиях информационного общества: новая инициатива ЮНЕСКО и проблемы российского информационного образования / Н.И. Гендина // Научный диалог. - 2012. -№ 1. - С. 140-161

4. Камнева, В.В. Цифровая трансформация образовательных учреждений как способ увеличения цифровой грамотности / В.В. Камнева // Скиф. - 2018. -№ 7 (23). - С. 102-106

5. Крянев, В.Ю. Современные тенденции обучения в процессе глобализации высшего образования / В.Ю. Крянев // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-4. - С. 232-234

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Люликова, А.В. От информационной грамотности к медиакомпетентности: приоритетный вектор развития педагогического образования в России / А.В. Люликова // Гуманитарные науки. - 2020. - № 4 (52). - С. 36-41

7. Люликова, А.В. Формирование медийной и информационной грамотности в процессе профессиональной подготовки педагогов / А.В. Люликова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 69-1. -С. 266-268

8. Маслакова, М.В. Цифровая культура как фактор формирования и развития электронной информационной образовательной среды вуза / М.В. Маслакова // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. - 2020. - № 2 (37). - С. 5-14

9. Мурюкина, Е.В. Преемственность идей медиапедагогики "Перестроечного" периода в современное образовательное пространство / Е.В. Мурюкина // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2022. - № 1 (43). - С. 17-23

10. Немирич, А.А. Медиаобразование в России: на пути к медиаменталитету / А.А. Немирич // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2011. - № 2 (8). - С. 21-27

11. Николаева, М.А. Формирование цифровых навыков у будущих педагогов с целью профилактики кибербуллинга / М.А. Николаева, А.Е. Авдюкова // Педагогический журнал Башкортостана. - 2020. - № 3 (88). -С. 93-109

12. Симакова, С.И. Роль средств массовой информации в воспитании медиакомпетентной аудитории / С.И. Симакова, И.В. Топчий // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2017. - № 4 (26). - С. 226-233

13. Шеркунов, С.А. Новая парадигма и тренды в развитии среднего профессионального и высшего образования в России и за рубежом / С.А. Шеркунов, В.Б. Рыжов // Образование и право. - 2021. - № 8. - С. 154-158

14. Шеина, И.Б. Актуальность медиаобразования: проблемы и перспективы / И.Б. Шеина // Вестник СПИ. - 2018. -№ 3 (27). - С. 79-83

15. Шитякова, Н.П. Подготовка будущих педагогов к формированию личностного самоопределения обучающихся в условиях виртуальной социализирующей среды / Н.П. Шитякова, И.В. Верховых, И.В. Забродина, Ю.В. Гольцева // ПНиО. -2022. - № 3 (57). - С. 160-173

Педагогика

УДК 378:371:656

Доктор педагогических наук, профессор Гордиенко Татьяна Петровна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь) старший преподаватель кафедры кораблевождения Головко Александр Викторович Черноморское высшее военно-морское орденов Нахимова и Красной Звезды училище имени П.С. Нахимова. (г. Севастополь)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МОРСКАЯ НАВИГАЦИЯ»

Аннотация. Статья посвящена методике работы с задачами морской навигации. Устанавливается связь между умением решать задачи морской навигации и самостоятельностью курсантов военно-морского учебного заведения. Авторами статьи предложены педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса развития самостоятельности в условиях работы с системой задач морской навигации. На основе полученных данных установлено положительное влияние системы задач морской навигации на формирование самостоятельности курсантов.

Ключевые слова: самостоятельность, курсанты, военно-морское учебное заведение, морская навигация, задачи.

Annotation. The article is devoted to the methodology of working with the maritime navigation tasks. A connection is established between the ability to solve maritime navigation problems and the cadet independence of a naval educational institution. The authors of the article propose pedagogical conditions that ensure the process effectiveness of developing independence in working with the tasks system of maritime navigation. Based on the data obtained, the system positive influence of maritime navigation tasks on the cadet independence formation was established.

Key words: independence, cadets, naval educational institution, maritime navigation, tasks.

Введение. Глубокий уровень изменений в социально-политической области определят высокий интерес педагогов-исследователей к развитию самостоятельности у будущих офицеров. Развитие самостоятельности требует целенаправленного педагогического воздействия, поскольку особенности организации учебного процесса в военных образовательных организациях предполагают строгое соблюдение правил и предписаний. Задачный подход имеет большой потенциал в аспекте развития самостоятельности курсантов. Эффективная и целенаправленная работа по решению практико-ориентированных задач должна осуществляться на разнообразном содержании дисциплин профессионального блока.

Особенности организации учебного процесса в военно-морских учебных заведениях отражены во многих научных публикациях. Задачный материал по морской навигации представлен в работах Головко А.В. [1], Худякова Г.В. [6], Седова В.А.[5] и др. Заметим, что в основном это учебные пособия, в которых методический аспект вторичен. Наше исследование направлено на изучение принципов обучения решению задач морской навигации курсантов. Решение задач морской навигации имеет большие дидактические возможности с позиции становления курсанта как носителя профессиональных знаний, кроме того, развивающие возможности задачного подхода трудно переоценить.

Современное реформирование Вооруженных сил Российской федерации требует от будущих офицеров готовности к саморазвитию, умения самостоятельно проводить анализ изменений в обществе, наличия опыта деятельности по нахождению нестандартных способов решения задач. Целесообразность изучения темы определяется необходимостью поиска средств развития самостоятельности курсантов военно-морских образовательных организаций.

Цель работы - установить связи между умением решать задачи морской навигации и самостоятельностью курсантов военно-морского учебного заведения, а также предложить педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса развития самостоятельности в условиях работы с системой задач морской навигации.

Изложение основного материала статьи. Опытно-экспериментальная работа проходила во время изучения курса «Морская навигация». Выбор дисциплины обосновывается высокой практикоориентированностью данной дисциплины. Дисциплина является ключевой при подготовке морских специалистов. Формирующий этап опытно-экспериментальной работы проводился с сентября 2021 по май 2022 года. В эксперименте участвовали 62 курсанта второго курса Черноморского высшего военно-морского орденов Нахимова и Красной Звезды училища имени П.С. Нахимова, обучающиеся на факультете ракетного вооружения надводных кораблей (кафедра кораблевождения).

Дисциплина «Морская навигация» в соответствии с образовательной программой 26.05.05 «Судовождение» и согласно учебному плану изучается на 4-х первых курсах и является базовой для всех штурманских специальностей. Задачный материал, который предлагался в рамках экспериментальной работы касался таких разделов как: понятие о картографии и картографических проекциях, основы морской навигации, графическое счисление пути корабля, способы определения места при плавании вблизи берегов и в открытом море, основы электронной картографии, методы навигации в различных условиях плавании, основные технические средства навигации, гидрометерологическое обеспечение мореплавания, основы маневрирования кораблей для безопасного плавания [6].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.