Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИЙНОЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИЙНОЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
344
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЙНАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / MEDIA AND INFORMATION LITERACY / PROFESSIONAL ACTIVITY / TEACHER / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / INFORMATION SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Люликова Анна Викторовна

В статье рассматривается медийная и информационная грамотность педагога как неотъемлемая составляющая профессиональной подготовки. Обосновывается необходимость применения междисциплинарного подхода в формировании медийной и информационной грамотности, предполагающих осознанный подход педагога к использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Люликова Анна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MEDIA AND INFORMATION LITERACY IN THE PROCESS OF TEACHER TRAINING

The article deals with the media and information literacy of a teacher as an integral part of professional training. An interdisciplinary approach is suggested to be obligatory for building the media and information literacy which involves a conscious approach of the teacher to the use of information and communication technologies in professional activities.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИЙНОЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ»

Педагогика

УДК 377.031

кандидат филологических наук, доцент Люликова Анна Викторовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИЙНОЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ

Аннотация. В статье рассматривается медийная и информационная грамотность педагога как неотъемлемая составляющая профессиональной подготовки. Обосновывается необходимость применения междисциплинарного подхода в формировании медийной и информационной грамотности, предполагающих осознанный подход педагога к использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: медийная и информационная грамотность, профессиональная деятельность, педагог, информационно-коммуникационные технологии, информационное общество.

Annotation. The article deals with the media and information literacy of a teacher as an integral part of professional training. An interdisciplinary approach is suggested to be obligatory for building the media and information literacy which involves a conscious approach of the teacher to the use of information and communication technologies in professional activities.

Keywords: media and information literacy, professional activity, teacher, information and communication technologies, information society.

Введение. Интенсивное развитие информационно-коммуникационных технологий привели к глобальной информатизации общества и трансформационному переходу от индустриального общества к информационному. Высокий уровень развития информационных ресурсов и соответственно достаточно высокая степень пользования информационными услугами предопределили ряд новых требований к специалистам в разных отраслях знаний. Объем информации, который ежедневно сопровождает каждого из нас, не всегда оказывает благоприятное воздействие и в ряде случаев ставит в трудную ситуацию поиска профессионально корректного решения.

Вопрос о том, каков на самом деле характер взаимодействия информации и общества, и всегда ли получаемая информация полезна и способствует правильному разрешению той или иной ситуации, находится под контролем ЮНЕСКО. А.В. Хан, заместитель Генерального директора ЮНЕСКО по вопросам коммуникации и информации, отмечает, что «возрастающие информационные потоки сами по себе являются недостаточным условием для того, чтобы понять те благоприятные возможности для развития, которое дает знание» [5, с. 5].

Современное высшее образование ориентировано на подготовку будущих специалистов, способных к выполнению задач в той или иной профессиональной сфере. Однако сформированный за годы университетского обучения профессиональный навык является не единственным критерием успешности специалиста. Наряду с профессионализмом современный рынок труда высоко ценит в специалисте коммуникабельность, умение работать в коллективе, дисциплинированность и способность к самоорганизации, информационную грамотность - те качества, которые приобретаются обучающимися в процессе получения образования и которые в то же время могут быть результатом его индивидуальных усилий над самим собой.

Информационная грамотность тесно связана с такими понятиями, как информационная культура, медиаграмотность и Интернет-грамотность. В отечественной педагогике проблема формирования информационной культуры рассматривается в работах Г.С. Гиляревского, Н.И. Гендиной, А.В. Федорова. Исследователи отмечают, что вопрос о развитии информационной культуры является ключевым в эпоху общества знаний.

Актуальность вопроса о формирования медийной и информационной грамотности как приоритетного вектора профессионального подготовки педагогов обусловлена необходимостью параметризировать профессиональное обучение как образовательный процесс, основанный на реализации междисциплинарного подхода при подготовке специалиста гуманитарного профиля.

В статье рассматривается медийная и информационная грамотность как неотъемлемый компонент формирования профессиональной компетентности педагога.

Изложение основного материла статьи. Приступая к обучению в университете, студент не только получает объем специальной информации по конкретному направлению подготовки, но и оказывается в новой для себя социальной среде, формирующей его как личность и будущего специалиста. Сегодня трудно параметризировать информационное воздействие этой среды, но следует признать масштабы ее манипулятивных возможностей.

На Всемирном Саммите по информационному обществу прозвучал призыв рассматривать информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) «и как образовательную дисциплину, и как педагогические инструменты в развитии эффективных образовательных услуг» [5, с. 6]. Эти технологии, по словам А. В. Хана, «позволяют получать информацию и формируют способы общения, влияя также на наш мыслительный процесс и наши созидательные способности» [5, с. 6].

В разработанной ЮНЕСКО учебной программе по обучению педагогов медийной и информационной грамотности (Media and Information Literacy Curriculum for Teachers [8]), научными редакторами издания на русском языке стали Н.И. Гендина и С.Г. Корконосенко [4], обоснована необходимость объединения информационной и медийной грамотности в образовательных целях. Если информационная грамотность «подчеркивает важность доступа к информации, ее оценки и этичного использования», то медийная грамотность «делает акцент на способности понимать функции медиа, оценивать качество выполнения этих функций и вступать в рациональное взаимодействие с медиа в интересах самовыражения» [4, с. 20].

Формирование медийной и информационной грамотности связано, прежде всего, с необходимостью осознания структурообразующей роли меди и информационных каналов в жизни общества. Учитывая масштабы информационного воздействия, можно предположить, что вопрос о формировании информационной грамотности и ее источниках является особенно актуальным. Информационная грамотность проявляет себя в умении критично воспринимать предлагаемые информационные продукты и рационально использовать их для своих образовательных целей. Вопрос о формировании информационной грамотности все чаще рассматривается в академической среде в контексте развития у обучающихся как общекультурных, профессиональных компетенций, так и информационной компетентности. Как отмечают, Н.В. Горбунова и Е.В. Везетиу, формирование информационной компетентности у будущих педагогов возможно в результате «применения в учебно-воспитательном процессе элементов медиаобразовательных технологий» и должно осуществляться «с учетом принципа личностного подхода» [2, с. 68].

Сегодня информационная грамотность является одним из показателей уровня развития информационного общество. Еще в 2008 году распоряжением Правительства Российской Федерации утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [3], в которой были определены в качестве перспективных задач развитие информационного общества и повышение качества образования на основе информационно-коммуникационных технологий. В цели государственной политики входило «расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования и медиаобразования, создание системы непрерывной профессиональной подготовки в области информационно-коммуникационных технологий, в том числе государственных служащих» [3].

В связи с переходом общества на новый этап социально-экономического развития изменились требования к подготовке специалиста. В условиях информационного общества не приходится говорить о сформированности тех или иных умений в их окончательном варианте, поскольку специалисту для сохранения высокого квалификационного уровня необходимо постоянное совершенствование уже имеющихся умений и развитие новых. Идея о непрерывном образовании в течение всей профессиональной жизни предопределила смещение дидактического принципа - с обучения, основанного на накоплении и передаче опыта, на обучение, строящемся на постоянно возникающей потребности в получении новой информации и овладении новыми умениями.

Как правило, в Федеральных государственных образовательных стандартах по разным направлениям подготовки содержится требование к реализации программ бакалавриата и магистратуры - свободный и неограниченный доступ обучающихся к электронной информационной среде образовательной организации, которая, в свою очередь, имеет доступ к сети Интернет.

ФГОС ВО по направлениям Педагогическое образование и Психолого-педагогическое образование предусматривают формирование у обучающихся следующих общекультурных компетенций:

- «способность использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-3)» [6];

- «способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности» [7].

На основании общекультурных компетенций ФГОС ВО можно констатировать тот факт, что медийная и информационная грамотность так же, как способность применять информационно-коммуникационные технологии, являются компетентно значимыми в профессиональной подготовке педагога. Вместе с тем вопрос о медийной и информационной грамотности все еще остается дискуссионным с точки зрения своего содержания и критериев, которые бы позволили параметризировать сформированность информационной грамотности будущих педагогов.

В учебной программе по обучению педагогов медиа- и информационной грамотности выделены 7 ключевых компетенций:

- понимание значения медиа и информации для демократии;

- понимание медиа контента и вариантов его использования;

- эффективный и оперативный доступ к информации;

- критическая оценка информации и информационных источников;

- применение новых и традиционных медиа форматов;

- определение социокультурного контекста медиа контента;

- продвижение медийной и информационной грамотности среди обучающихся и управление необходимыми изменениями [4, с. 32-36].

Сформированность данных компетенций представляется возможной в условиях междисциплинарного подхода к обучению медийной и информационной грамотности. При этом следует помнить о том, что формирование медийной и информационной грамотности не сводимо исключительно к профессиональной ориентации обучающихся, наоборот, речь идет о более широком умении «использовать различные средства, источники и каналы информации в личной, профессиональной и общественной жизнедеятельности в соответствии с законодательными и этическими нормами» [1, с. 192].

Овладение информационной грамотностью предполагает сформированность у обучающихся умения работать с электронными ресурсами с целью поиска, критического осмысления и обработки необходимой информации. Формальными показателями сформированности информационной грамотности является умение обучающегося работать с разными электронными материалами и осуществлять корректные запросы требуемых сведений. На этапе поиска запрашиваемых сведений корректна ориентация на первоисточники и отбор информации по степени авторитетности. Этап обработки запрашиваемой информации предусматривает сохранение категории авторства с обязательным указанием источника.

Принципиально новым умением в процессе овладения информационной грамотностью является умение обучающегося работать с разного рода Интернет-источниками и Интернет-жанрами. В первую очередь, важны умения критического восприятия информации и последующая ее интерпретация не как объективного знания, а как некоторого индивидуального - субъективного видения.

Выводы. Профессиональная подготовка педагога в информационную эпоху сопряжена с формированием у будущего специалиста не просто элементарных представлений об информационной

культуре, а определяется степенью сформированности его умений применять информационно-коммуникационные технологии в своей профессиональной деятельности. Представляется, что информационная грамотность будущего педагога - это результат информационного образования, которое должно стать неотъемлемой составляющей его профессиональной подготовки.

Литература:

1. Гендина Н.И., Косолапова Е.В. Медийно-информационная грамотность в структуре профессиональной подготовки педагогов, журналистов, библиотекарей // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2019. - № 46. - С. 180-194.

2. Горбунова Н.В., Везетиу Е.В. Медиаобразовательные технологии в системе формирования информационной компетентности будущих педагогов // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - № 5 (66). - С. 66-69.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. 17 ноября 2008 г. № 1662-р [Электронный ресурс]. - URL: http://static.government.ru/media/files/aaooFKSheDLiM99HEcyrygytfmGzrnAX.pdf.

4. Медийная и информационная грамотность: программа обучения педагогов / К. Уилсон, А. Гриззл, Р. Туазон, К. Акьемпонг, Ч.К. Чун [Электронный ресурс]: русское издание; научные редакторы Н. И. Гендина, С. Г. Корконосенко. - URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000192971_rus.

5. Наука в информационном обществе. Издание ЮНЕСКО для Всемирного Саммита по информационному обществу / перевод Л. В. Петрова. - СПб., 2004. - 102 с.

6. ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. - URL: http ://fgosvo.ru/news/8/1583.

7. ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование. - URL: http ://fgosvo.ru/news/3/1642.

8. Media and Information Literacy Curriculum for Teachers https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000192971.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Максименко Анна Евгеньевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

АНАЛИЗ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Аннотация. В статье рассматривается сущность и специфика системы современного художественного образования как за рубежом, так и в отечественных реалиях. Помимо этого, проводится сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта организации и реализации современного художественного образования. Выделяются существующие в данной области проблемы, а также приоритетные направления.

Ключевые слова: современное художественное образование, отечественная система художественного образования, зарубежная система художественного образования, педагогическая наука, образование художников, сравнение образовательного опыта.

Annotation. The article examines the essence and specificity of the system of modern art education abroad and in domestic realities. In addition, a comparative analysis of foreign and domestic experience in the organization and implementation of modern art education. Problems and priority areas are also highlighted in this area.

Keywords: modern art education, domestic system of art education, foreign system of art education, pedagogical science, education, comparison of educational experience.

Введение. Сегодня существует множество различных направлений развития и совершенствования системы образования. Все они направлены на общую модернизацию как системы образования, так и профессионального пространства, в рамках которого после выпуска из учебных заведений будут функционировать молодые специалисты. Современными педагогами регулярно проводятся исследования на тему определения ключевых проблем и ориентиров, существующих на всех уровнях образования. Посредством этого становится возможным выработать четкую систему стратегических целей и задач, влияющих на оптимизацию процесса подготовки специалистов того или иного уровня. Такая ситуация характерна как для общей системы, так и для частных направлений профессиональной подготовки, в том числе и художественного образования.

Изложение основного материала статьи. Художественное образование - важный и основополагающий источник формирования духовно-нравственного и всесторонне развитого общества, способного осуществлять творческую деятельность в той или иной сфере жизнедеятельности. Следует отметить, что такое образование формирует и художественную элиту страны, которая ориентируется на качественное эстетическое преобразование реальности вокруг и формирование художественно-эстетического потенциала государства в художественном плане. Именно поэтому оно занимает особое место в общей системе образования и представляет собой сферу исключительного интереса у отечественных и зарубежных исследователей [1-7]. По нашему мнению, сегодня крайне актуальным является проведение анализа современной художественной системы образования как в отечественных, так и зарубежных условиях, что поможет нам сформировать ряд рекомендаций для совершенствования такой системы, оптимизации учебного процесса, а также определить первичные прогнозы в области развития не только художественного образования, но и всей художественной деятельности в стране.

Начать следует с определения понятия «художественное образование», которое различными исследователями понимаются по-разному. Приведем несколько наиболее распространенных толкований

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.