Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ'

АНАЛИЗ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1630
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / ТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФАКТОР / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ANALYSIS / TRANSPORT COMPANY / PERFORMANCE / INNOVATION / ACTIVITY / FACTOR / INTERACTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пегин П. А., Цуцкарёв В. К.

Цель: Провести анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на эффективность деятельности транспортного предприятия, а также разработка решений и рекомендаций, внедрение которых позволит достичь необходимого результата. Методы: Используются методы прикладного характера: конкретный выборочный анализ внутренних и внешних факторов, обоснование их влияния на эффективность деятельности транспортного предприятия. Результаты: Проанализированы внутренние и внешние факторы, оказывающие влияние на эффективность деятельности транспортного предприятия, а также разработаны конкретные предложения, имплементация которых приводит к повышению эффективности его деятельности. Практическая значимость: Возможность непосредственного применения транспортными предприятиями выработанных рекомендаций и решений с целью увеличения эффективности их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF EXTERNAL AND INTERNAL FACTORS AFFECTING THE PERFORMANCE OF A TRANSPORT COMPANY

Objective: To analyze the external and internal factors affecting the performance of a transport company, as well as to develop solutions and recommendations to achieve the desired result. Methods: The applied methods are used: specific selective analysis of internal and external factors, substantiation of their influence on the transport company performance. Results: Internal and external factors affecting the transport company performance have been analyzed, and specific proposals have been developed, the implementation of which leads to performance improvement. Practical importance: Direct application of the developed recommendations and solutions by transport companies to increase their performance.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ»

УДК 658

Анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на эффективность деятельности транспортного предприятия

П. А. Пегин, В. К. Цуцкарёв

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, Российская Федерация, 196210, Санкт-Петербург, ул. Пилотов, 38

Для цитирования: Пегин П. А., Цуцкарёв В. К. Анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на эффективность деятельности транспортного предприятия // Бюллетень результатов научных исследований. - 2021. - Вып. 1. - С. 22-32. DOI: 10.20295/2223-9987-2021-1-22-32

Аннотация

Цель: Провести анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на эффективность деятельности транспортного предприятия, а также разработка решений и рекомендаций, внедрение которых позволит достичь необходимого результата. Методы: Используются методы прикладного характера: конкретный выборочный анализ внутренних и внешних факторов, обоснование их влияния на эффективность деятельности транспортного предприятия. Результаты: Проанализированы внутренние и внешние факторы, оказывающие влияние на эффективность деятельности транспортного предприятия, а также разработаны конкретные предложения, им-плементация которых приводит к повышению эффективности его деятельности. Практическая значимость: Возможность непосредственного применения транспортными предприятиями выработанных рекомендаций и решений с целью увеличения эффективности их деятельности.

Ключевые слова: Анализ, транспортное предприятие, эффективность, инновация, деятельность, фактор, анализ, взаимодействие.

Транспортные предприятия являются равноправным членом экономической цепочки между производителем товара и потребителем, благодаря которым осуществляется увеличение валового внутреннего продукта. Ежегодно в Российской Федерации перевозятся около 8 млрд т груза и примерно 18 млрд пассажиров.

Основные типы транспортных предприятий России, представленные в табл. 1, сгруппированы согласно превалирующим видам транспорта [1].

Повышение эффективности деятельности транспортного предприятия подразумевает под собой создание новых, в значительной степени уникальных или инновационных алгоритмов, формул, инструкций, последовательностей, которые будут способствовать кардинальному улучшению эффективности/качества товара, услуги, процесса или какого-либо направления деятельности транспортного предприятия в целом посредством внедрения инновации.

ТАБЛИЦА 1. Основные типы транспортных предприятий России

Тип транспортного предприятия Виды транспорта

Железнодорожные перевозчики 1. ОАО «РЖД». 2. Иные грузопассажирские ж.-д. компании. 3. Метрополитены

Водные перевозчики 1. Морские перевозчики. 2. Речные перевозчики

Воздушные перевозчики 1. Пассажирские авиапредприятия (авиакомпании). 2. Авиапредприятия грузовых (карго) перевозок

Автомобильные перевозчики и наземный общественный транспорт 1. Объединенные муниципальные предприятия городского транспорта. 2. Предприятия городского электротранспорта, трамвайно-троллей-бусные управления. 3. Пассажирские автотранспортные предприятия, осуществляющие автобусные перевозки - ПАТП, АТП. 4. Таксомоторные парки

Трубопроводный транспорт 1. Нефтепроводы. 2. Газопроводы

Термин «инновация» происходит от латинского слова «novation», что в переводе на русский означает обновление/изменение, и приставки «in», которая в переводе с латинского означает «в направлении». В своих научных трудах А. И. Орлов и Л. А. Орлова дают следующий дословный перевод термина «innovatio» - «в направлении изменений» [2]. Само понятие «инновация» впервые было упомянуто в научных исследованиях в XIX в., а его наиболее интенсивное развитие началось в XX в.

Инновация представляет собой новую, ранее неиспользованную идею/технологию, полученную с целью ее практического применения по результатам осуществления инвестиций в ее разработку и создание. В современной экономике и предпринимательстве понятие инновации тесно связано с цифровизацией, которая является основополагающей движущей силой технологического прогресса в XXI в.

Директор учебного центра подготовки руководителей НИУ «Высшая школа экономики» Н. В. Никандров считает, что цифровизация заменяет аналоговые (физические) системы сбора и обработки данных технологическими системами, которые генерируют, передают и обрабатывают цифровой сигнал о своем состоянии. Термин «цифровизация» в широком смысле может трактоваться как процесс переноса функций и деятельнос-тей (бизнес-процессов), ранее выполнявшихся людьми и организациями, в цифровую среду [3].

Кардинальное повышение качества обслуживания, а также оптимизация технологических процессов с существенным сокращением производ-

ственных затрат наиболее эффективно достигаются за счет практического внедрения достижений в области информационных технологий. О. Д. Покровская в своих работах, посвященных цифровизации технологических процессов на железнодорожном транспорте, доказывает необходимость ее проведения и внедрения результатами соответствующих проведенных исследований, которые могут быть транспонированы в деятельность иных типов транспортных предприятий, учитывая их специфику, что также будет способствовать расширению клиентской базы [4, 5].

Согласно новому словарю иностранных слов, термин «фактор» (от латинского «factor» - делающий, производящий) - это движущая сила, причина какого-либо процесса, явления, существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении.

Эффективность деятельности предприятия характеризуется определенным кругом показателей, каждый из которых подвержен влиянию различных факторов. Согласно позиции В. Б. Яковлева и Г. И. Корнева, они определяют причину изменения любого явления [6].

Факторы принято разделять на две основные группы: внутренние и внешние [7]. Эффективность транспортного предприятия зависит от внутренних факторов, оказывающих воздействие на результат его деятельности, которая характеризуется качеством взаимодействия внутренних структурных подразделений предприятия. В свою очередь, внутренние факторы принято разделять на основные, определяющие результаты работы предприятия, и неосновные (побочные), которые влияют на обобщающие показатели, но не связаны с их сущностью - нарушением хозяйственной и технологической дисциплины [8].

Основные внешние и внутренние факторы представлены в табл. 2.

ТАБЛИЦА 2. Основные внешние и внутренние факторы

Внутренние факторы Внешние факторы

Материально-технические Политические

Организационно-управленческие Экономические

Экономические Социальные

Социальные Технологические

Законодательные

Технологический прогресс, а также реальные продукты инноваций, образованные по результатам НИОКР, внедряются в различные сферы деятельности транспортного предприятия, включая производство, финансы и планирование.

Одним из важнейших внутренних факторов, влияющим на эффективность деятельности транспортного предприятия, является его возможность

и готовность внедрять, применять и модернизировать на постоянной основе достижения в области информационных технологий.

К наиболее ярким примерам, свидетельствующим о существенных успехах в повышении эффективности деятельности предприятия посредством цифровизации, относятся такие технологические компании как Amazon, Facebook, Google, Uber и т. д. Все перечисленные компании - лидеры своей отрасли и новаторы в области информационных технологий, которые есть движущая сила их прогресса с ежедневно растущей капитализацией на рынке.

Существенные факторы, влияющие на эффективность деятельности транспортного предприятия:

- наличие профильной нормативно-правовой базы и государственных стандартов;

- среднегодовое количество перевезенных пассажиров/грузов;

- необходимая инфраструктура для обслуживания и ремонта транспортных средств;

- надлежащая структура и укомплектованность штатного расписания;

- цифровизация производственных процессов;

- квалифицированный технический персонал для обслуживания и ремонта транспортных средств;

- наличие локальных и глобальных конкурентов.

Анализ внутренних и внешних факторов, влияющих на эффективность деятельности транспортного предприятия, состоит из следующих основных этапов:

1) постановка ключевой задачи повышения эффективности;

2) формирование критериев/показателей, оказывающих наиболее сильное воздействие на эффективность;

3) ранжирование выбранных критериев/показателей с целью выявления превалирующих и оказывающих наименьшее влияние;

4) с точки зрения постановки ключевой задачи по повышению эффективности можно рассматривать такие варианты как локального (в масштабах конкретного подразделения), так и глобального (в масштабах всего предприятия или отрасли в целом) характера:

- снижение времени доставки пассажиров/груза;

- заблаговременное планирование и распределение ресурсов, направляемых на доставку пассажиров/груза;

- уменьшение холостого пробега/моточасов;

- увеличение количества перевозимых пассажиров/грузов одним и тем же транспортным средством;

- повышение качества обслуживания и взаимодействия с клиентами;

- привлечение дополнительных клиентов благодаря увеличению эффективности и улучшению качества обслуживания;

- повышение эффективности работы всего персонала транспортного предприятия за счет оптимизации трудовых и временных затрат;

- снижение внутрикорпоративных барьеров при взаимодействии между внутренними структурными подразделениями предприятия;

- уменьшение постоянных и переменных производственных затрат;

- усиление конкурентных позиций и репутации предприятия на рынке.

После постановки конкретной задачи по повышению эффективности и

формирования критериев необходимо осуществить их тексто-графическое описание для фиксации всех значимых процессов, входящих в каждый из выбранных критериев. Данное условие позволит создать качественную базу для следующего этапа по ранжированию критериев, которое необходимо непосредственно для надлежащей разработки условий/алгоритмов по реализации предлагаемого метода. Обязательное ранжирование выбранных критериев проводится с целью определения роли и степени влияния каждого из них на конкретную задачу повышения эффективности и условий его использования в разрабатываемом методе.

Эффективность деятельности транспортного предприятия можно оценить при помощи показателя эффективности, математическая формула которого может быть сформулирована в виде

Пэф _ f (Пвнеш; -Л-внутрХ

где П эф - показатель эффективности; П внеш - показатель внешних факторов; П внутр - показатель внутренних факторов.

В своих различных определениях понятие «показатель» трактуется как явление или событие, по которому можно судить о ходе какого-нибудь процесса, а также как обобщенная характеристика какого-либо объекта, процесса или его результата, понятия или их свойств, обычно выраженная в численной форме [9]. Одним из синонимов понятия «показатель» является понятие «коэффициент» [10]. Согласно Толковому словарю русского языка С. И. Ожегова [11], коэффициент - это числовой или буквенный множитель в алгебраическом выражении. Коэффициент - относительная величина, определяющая свойство любого процесса или устройства, также отражающий скорость развития какого-либо явления.

Согласно вышеизложенному, по нашему мнению, можно сформулировать формулу расчета показателя эффективности на основе взаимозависимости показателей внутренних и внешних факторов

Пэф _ 2 (Пвнеш + Пвнутр).

Здесь

Пвнеш (Сг; )' Пвнутр (Аг; Вг;1г; ; ТX

где А г - среднегодовое количество перевезенных пассажиров/грузов; Вг -уровень развития структуры и укомплектованности штатного расписания предприятия; Сг - уровень локальной и глобальной конкуренций; Iг - уровень инфраструктуры для обслуживания и ремонта транспортных средств; N - уровень профильного развития законодательства; £ г - уровень квалификации персонала для обслуживания и ремонта транспортных средств; Т - уровень цифровизации предприятия.

Таким образом, рассчитать П эф можно по следующей формуле:

ПЭф =1 (Аг + Вг + С + I + N + £ + Т).

Для определения уровней и их соответствующих значений по годовому количеству обслуживаемых воздушных судов разработаем таблицу по каждому показателю с разбивкой по уровням и присвоением значения каждому уровню (табл. 3). Значение каждого уровня показателя соответствует его значимости в составе конкретного показателя.

ТАБЛИЦА 3. Уровни и значения среднегодового количества перевезенных

пассажиров/грузов

Уровень Значение уровня Условия соответствия уровню

А 1 X Более «V» тысяч тонн за год

А п У От «2» тысяч тонн до «V» тысяч тонн за год

Для оценки показателя эффективности необходимо разработать шкалу его оценки в зависимости от полученного значения на основании произведенных расчетов (табл. 4).

ТАБЛИЦА 4. Шкала оценки показателя эффективности в зависимости

от полученного значения

Значение П эф Оценка

Более (X + У + С + В + А) Максимально возможная эффективность

От (X + У + С + В) до (X + У + С + В + А) Высокая эффективность

От (X + У + С) до (X + У + С + В) Удовлетворительная эффективность

От (X + У) до (X + У + С) Низкая эффективность

От X до (X + У) Предельно низкая эффективность

Менее X Абсолютно низкая эффективность с прогнозом на банкротство

Предложенная в табл. 4 шкала оценки П эф обусловливается следующими нижеперечисленными доводами:

1) абсолютно низкая эффективность с прогнозом на банкротство определяется невозможностью и неготовностью предприятия предпринимать какие-либо действия с целью повышения эффективности своей деятельности;

2) предельно низкая эффективность подтверждает незаинтересованность предприятия в качественной и кардинальной модернизации своей деятельности, а также его вероятное нахождение в абсолютно непривлекательном для рейсов бизнес-авиации регионе;

3) низкая эффективность свидетельствует о принимаемых предприятием действиях по совершенствованию своей деятельности, но ограниченности ресурсов;

4) удовлетворительная эффективность свидетельствует о ряде принимаемых мер по улучшению технологических процессов и функционирования предприятия;

5) высокая эффективность, обусловливается системным процессом по совершенствованию предприятием своей деятельности;

6) максимально возможная эффективность достигается в процессе улучшения показателей внешних факторов, которые кардинальным образом способны повысить эффективность его деятельности в долгосрочной перспективе.

Влияние руководства предприятия на совершенствование внутренних факторов является прямой и непосредственной задачей руководителей высшего и среднего звена. Улучшение любого внутреннего фактора или группы внутренних факторов осуществляется посредством выработки стратегии развития авиапредприятия, которая зависит от текущего состояния отрасли и перспектив (ориентиров) ее развития [12]. Несмотря на вероятную сильную зависимость внутренних факторов от внешних, возможность и необходимость кардинального изменения первых напрямую зависит от компетентности руководства предприятия.

Предприятие может оказывать значительное влияние на изменение внешних факторов, однако это несущественно по причинам экономического, политического, социального и правового характера [13-17]. Косвенное влияние может быть оказано предприятием на один или несколько внешних факторов посредством участия в профильных ассоциациях, тесного взаимодействия с государственными органами и поддержания стабильного уровня взаимодействия по общим отраслевым вопросам с конкурентами и компаниями с сопутствующими видами деятельности.

На основе анализа внутренних и внешних факторов, воздействующих на показатель эффективности деятельности транспортного предприятия, приходим к следующим выводам:

1) на эффективность деятельности влияют как внешние, так и внутренние факторы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) повышение эффективности за счет усилий и принимаемых предприятием мер возможно в основном на основе изменения внутренних факторов;

3) установлен перечень ключевых факторов, влияющих на эффективность деятельности транспортного предприятия;

4) разработано математическое обеспечение расчета эффективности деятельности транспортного предприятия;

5) предложена шкала оценки эффективности деятельности транспортного предприятия.

Библиографический список

1. Зайцев Е. Н. Теория транспортных систем: методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов ФАИТОП, ФЛЭ и ЗФ / Е. Н. Зайцев. - СПб.: СПб ГУГА, 2016. - 80 с.

2. Орлов А. И. Современные подходы к управлению инновациями и инвестициями / А. И. Орлов, Л. А. Орлова // Экономика XXI века. - 2002. - № 12. - С. 3-26.

3. Цифровизация: основные термины. - URL: http://pandia.ru/text/80/627/4236.php (дата обращения: 22.09.2020 г.).

4. Покровская О. Д. Цифровизация, автоматизация, идентификация и маркировка логистических объектов для решения задач клиентоориентированности / О. Д. Покровская // Мир транспорта. - 2019. - Т. 17. - Вып. 4 (83). - С. 112-135.

5. Покровская О. Д. О цифровой платформе «Терминальная сеть» / О. Д. Покровская, И. Д. Новикова, К. А.Заболоцкая // Бюллетень результатов научных исследований. - 2020. - Вып. 2. - С. 20-32. - https://doi.org/10.20295/2223-9987-2020-2-20-32.

6. Экономическая теория: учебник для студентов высш. учеб. Э40 заведений / под ред. В. Д. Камаева. - 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 592 с.

7. Пелюшкевич М. Л. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник / М. Л. Пелюшкевич. - СПб.: С.-Петерб. Ун-т управления и экономики, 2012. - 184 с.

8. Артеменко В. Г. Экономический анализ: учеб. пособие / В. Г. Артеменко, Н. В. Анисимова. - М.: КНОРУСС, 2011. - 288 с.

9. Толковый словарь русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова. - М.: Изд-во АН СССР (1935-1940).

10. Словарь синонимов русского языка: практич. справочник З. Е. Александрова. - М.: Изд-во АН РФ, 2001. - 568 с.

11. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: Изд-во «Азъ», 1992. - 1112 с.

12. Губенко А. В. Факторы, определяющие размер доходов аэропортовых предприятий в России / А. В. Губенко, С. А. Бородулина // Вестн. Сибирск. гос. автомобильно-дорожной академии. - 2015. - № 5(45). - С. 147-153.

13. Зайцев Е. Н. Общий курс транспорта: учеб. пособие для вузов / Е. Н. Зайцев, Е. В. Богданов, И. Г. Шайдуров. - СПб.: ГУГА, 2008. - 89 с.

14. Фатхутдинов Р. А. Управленческие решения: учебник для вузов. - 6-е изд., перераб. и доп. / Р. А. Фатхутдинов. - М.: Инфра-М, 2013. - 344 с.

15. Лашински А. UBER. Инсайдерская история мирового господства / А. Лашин-ски. - М.: Изд-во «Э», 2018. - 288 с. - (TopBusinessAwards.)

16. Бешелев С. Д. Математико-статистические методы экспертных оценок / С. Д. Бешелев, Ф. Г. Гурвич. - М.: Статистика, 1974. - 974 с.

17. Системный подход в оценке эффективности управления фирмой. - URL: http://www.ifs.ru/upload/management.pdf (дата обращения: 12.10.2020 г.).

Дата поступления: 26.11.2020 Решение о публикации: 18.01.2021

Контактная информация:

ПЕГИН Павел Анатольевич - д-р техн. наук, доц., зав. кафедрой; ppavel.khv@gmail.com ЦУЦКАРЁВ Владимир Константинович - аспирант; vtsutskarev@gmail.com

Analysis of external and internal factors affecting the performance of a transport company

P. A. Pegin, V. K. Tsutskarev

Saint Petersburg State University of Civil Aviation, 38, Pilotov ul., Saint Petersburg, 196210, Russian Federation

For citation: Pegin P. A., Tsutskarev V. K. Analysis of external and internal factors affecting the performance of a transport company. Bulletin of scientific research results, 2021, iss. 1, pp. 22-32. (In Russian) DOI: 10.20295/2223-9987-2021-1-22-32

Summary

Objective: To analyze the external and internal factors affecting the performance of a transport company, as well as to develop solutions and recommendations to achieve the desired result. Methods: The applied methods are used: specific selective analysis of internal and external factors, substantiation of their influence on the transport company performance. Results: Internal and external factors affecting the transport company performance have been analyzed, and specific proposals have been developed, the implementation of which leads to performance improvement. Practical importance: Direct application of the developed recommendations and solutions by transport companies to increase their performance.

Keywords: Analysis, transport company, performance, innovation, activity, factor, interaction.

References

1. Zaytsev E. N. Teoriya transportnykh sistem. Metodicheskiye ukazaniya po izuche-niyu distsipliny i vypolneniyu kontrol'noy raboty dlya studentov FAITOP, FL E i ZF [The theory of transport systems. Methodical instructions for the study of the disciplines and completion of test works for students at the Faculty of airports and flight engineering, the Faculty of flight operations and the Correspondence faculty]. Saint Petersburg, Saint Petersburg State University of Civil Aviation Publ., 2016, 80 p. (In Russian)

2. Orlova A. I. & Orlova L. A. Sovremennyye podkhody k upravleniyu innovatsiyami i investitsiyami [Modern approaches to innovation and investment management]. Ekonomi-ka XXI veka [Economy of the XXI century], 2002, no. 12, pp. 3-26. (In Russian)

3. Tsifrovizatsiya: osnovnyye terminy [Digitalization: basic terms]. Available at: http:// pandia.ru/text/80/627/4236.php (accessed: September 22, 2020).

4. Pokrovskaya O. D. Tsifrovizatsiya, avtomatizatsiya, identifikatsiya i markirovka logisticheskikh ob"yektov dlya resheniya zadach kliyentooriyentirovannosti [Digitalization, automation, identification and labeling of logistics facilities for solving customer service problems]. Mir transporta [World of Transport and Transportation], 2019, vol. 17, iss. 4 (83), pp. 112-135. (In Russian)

5. Pokrovskaya O. D., Novikova I. D. & Zabolotskaya K. A. O tsifrovoy platform "Terminal'naya set' " [Description of the "Terminal Network" digital platform"]. Bulletin of scientific research results, 2020, iss. 2, pp. 20-32. https://doi.org/10.20295/2223-9987-2020-2-20-32. (In Russian)

6. Ekonomicheskaya teoriya. Uchebnik dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy [Economic theory. Textbook for students of higher educational institutions]. Ed. by V. D. Kamaev. Moscow, Humanitarian Publ. Center VLADOS, 2003, 592 p. (In Russian)

7. Pelyushkevich M. L. Kompleksnyy ekonomicheskiy analiz khozyaystvennoy deya-tel'nosti. Uchebnik [Comprehensive economic analysis of economic activity. Textbook]. Saint Petersburg, Saint Petersburg University of management and economics Publ., 2012, 184 p. (In Russian)

8. Artemenko V. G. & Anisimova N. V. Ekonomicheskiy analiz. Uchebnoye posobiye [Economic analysis. Training manual]. Moscow, KNORUSS Publ., 2011, 288 p. (In Russian)

9. Tolkoviy slovar' russkogo yazyka [Explanatory Dictionary of the Russian Language]. Ed. by D. N. Ushakov. Moscow, Academy of Sciences of USSR Publ., 1935-1940. (In Russian)

10. Slovar' sinonimov russkogo yazyka [Dictionary of synonyms of the Russian language]. Practical reference book by Z. E. Aleksandrov. Moscow, Academy of Sciences of Russian Federation Publ., 2001, 568 p. (In Russian)

11. Ozhegov S. I. & Shvedova N. Yu. Tolkoviy slovar' russkogo yazyka [Dictionary of the Russian Language]. Moscow, Az' Publ., 1992, 1112 p. (In Russian)

12. Gubenko A. V. & Borodulina S. A. Faktory, opredelyayushchiye razmer dokhodov aeroportovykh predpriyatiy v Rossii [Factors determining the income of airport enterprises in Russia]. The Russian Automobile and Highway Industry Journal, 2015, no. 5(45), pp. 147153. (In Russian)

13. Zaytsev E. N., Bogdanov E. V. & Shaydurov I. G. Obshchiy kurs transporta. Uchebnoye posobiye dlya vuzov [General course of transport. Textbook for universities]. Saint Petersburg, Saint Petersburg State University of Civil Aviation Publ., 2008, 89 p. (In Russian)

14. Fatkhutdinov R. A. Upravlencheskiye resheniya. Uchebnik dlya vuzov [Management decisions. Textbook for universities]. 6th ed., revised and amended. Moscow, Infra-M Publ., 2013, 344 p. (In Russian)

15. Lashinsky A. UBER. Insayderskaya istoriya mirovogo gospodstva [Wild Ride. Inside Uber's Quest for World Domination]. Moscow, "E" Publ. House, 2018, 288 p. (Top-BusinessAwards.) (In Russian)

16. Beshelev S. D. & Gurvich F. G. Matematiko-statisticheskiye metody ekspertnykh ot-senok [Mathematical and statistical methods of expert appraisal]. Moscow, Statistika Publ., 974 p. (In Russian)

17. Sistemnyy podkhod v otsenke effektivnosti upravleniya firmoy [Systems-based approach to assessing the effectiveness of company management]. Available at: http://www. ifs.ru/upload/management.pdf (accessed: October 12, 2020). (In Russian)

Received: November 26, 2020 Accepted: January 18, 2021

Author's information:

Pavel A. PEGIN - D. Sci. in Engineering, Associate Professor, Head of Department; ppavel.khv@gmail .com

Vladimir K. TSUTSKAREV - Postgraduate Student; vtsutskarev@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.